У южной стены церкви, в углу, пред живописным Распятием с предстоящими, происходит «неусыпаемое» чтение псалтири по преставившимся ко Господу. Вот кончилось повечерие. Сумрак и безмолвие воцарились в храме... Только теплится красноватым лучом лампада пред святыней обители, образом Пречистой над св. вратами, да двигается свечечка в руках монахини, стоящей посреди церкви пред аналоем. Начинается «пятисотница». – Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!... Тридцать раз звучит этот одинокий молитвенный вопль смиренного покаяния, произносимый среди полной тишины тонким голоском чтицы. И тридцать «метаний» творят сестры. Затем следуют сто молитв. Безмолвие ничем уже не нарушается. Каждая про себя, считая по четкам, шепчет с мытаревым смирением молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную. Снова тридцать поклонов с произносимой вслух молитвой и – сто безмолвных молитв. За ними идут двадцать поклонов с той же молитвой и опять сто безмолвных молитв. Наконец, чтица еще двадцать раз произносит с поклонами молитву: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! И сестры обращают последнюю сотню молитв к Богоматери, говоря про себя: Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешную. Теперь они берут благословение у начальницы и покидают до утра храм. Им предстоит закончить некоторые послушания, и тогда они после вечерней трапезы прочтут молитвы на сон грядущий с положенным в данный день акафистом Спасителю и Богоматери. Но недолго им придется отдыхать во сне после трудового дня. В половине четвертого часа утра будилыцица, позванивая колокольчиком, уже обходит их помещения, возглашая: – Пению время, молитве час!.. И в четыре часа с обительской колокольни несутся уже среди полумрака и предрассветной тишины тающие в воздухе настойчивые звонкие призывы в храм... Бодро звучит колокол в упругом мглистом воздухе. Свежесть и утренний холодок отрадно действует на душу, гармонирует с ясным настроением ее, готовым на труд, на подвиг, на безпрерывную, долгую молитву...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Чистая Голубице, нескверная Агнице, о Девице Марие, всего мя освяти, люто омраченнаго житейскими сластьми. Песнь 5. Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественной славе Твоей, Ты бо неискусобрачная Дево имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя, мир подавающая. Избави ны, Пренепорочная, от пагубных начинаний, несмысленных пожеланий и пламень страстей наших угаси. Царице моя Преблагая, обидимых и всех гонимых Заступнице, зриши обдержащие мя злые обстояния, помози ми немощну, яко не имам иныя помощи, разве Тебе, Богомати, да сохраниши мя во веки под кровом Твоим. Едину надежду на Тя имуще, Всепетая, к Тебе прибегаю спасения иский, о Мати Слова и Дево, от искушений и греховных падений мя спаси. Молю, Дево, мир, отраду, радость в душе моей водвори, Ты бо Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, Едина Пречистая. Песнь 6. Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрые, Богоматери, приидите руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим. Икону Твою всечестную, Владычице, в залог благоволения Твоего даровала еси нам, покрывающую и сохраняющую на всех путях жизни нашей; сие со слезами умиления исповедающе, непрестанное благодарение приносим Ти, Преблагословенная Дево. Раба Твоего, малодушием болезнующаго, оживи и, пораженнаго мя страхом злых духов и человеков, укрепи, яко Ты еси свет омраченных и Тя поет выну дух мой. Апостолов похвала и Православия слава, Ты еси, Богородице Дево, буди же превознесенною славою всех, рабов Христовых, под Твой покров всечестный прибегающих. Помози нам, Богоблагодатная, с терпением, благодушием и благодарением переносить вся испытания жизни сея, проразумевающе в них бдящий над нами Всеблагий Промысел Божий и Твое дивное о нас попечение. Акафист Божией Матери Кондак 1. Взбранней Воеводе, Царице Небесе и земли, даровавшей нам пречудную икону «Покрывающую», благодарственное приносим пение, Ты же, яко благосердая Мати, не отрини нашего сего моления, но благоволи прияти е, сподобив вопити Тебе тако:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1926 году владыка был выслан в Арзамас, затем некоторое время жил в Серафимо-Понетаевском монастыре до его закрытия, после чего вновь вернулся в Арзамас. После ссылки в 1928 году он возвращается в Серпухов. Некоторое время святитель жил в с. Котельники Ухтомского района Московской области, где в купленном для него доме совершал богослужения. Известно, что владыка Арсений, как и его духовный друг священномученик Серафим (Звездинский) , примыкал к числу «непоминающих», находясь в оппозиции к курсу митрополита Сергия (Страгородского). Он не принял от него предложенный ему сан архиепископа, не участвовал в общественных богослужениях. Все службы и постриги святитель совершал в домовом храме тайно. Период арестов и расстрел В 1931 году владыка Арсений был арестован, освобожден спустя два месяца, некоторое время проживал в Серпухове. 21 апреля 1932 года последовал еще один арест: вместе с епископом Серафимом (Звездинским) он обвинялся в антисоветской агитации и участии в «церковно-монархической организации “Истинно православная Церковь”». Вскоре епископ Арсений был освобожден. В мае 1933 года после нового ареста епископа Арсения приговорили к трем годам ссылки на Кавказе. Однако по причине расстроенного психического здоровья во время дачи показаний приговор был обжалован и принят как условный. До 1937 года владыка Арсений проживал в Котельниках, здоровье его резко ухудшилось. 14 апреля 1937 года владыка был вновь арестован. На этот раз его обвиняли в руководстве «контрреволюционной монархической организацией “Истинно православная Церковь”». По этому обвинению он был признан виновным и помещен в Бутырскую тюрьму. 27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Арсений (Жадановский) был расстрелян на Бутовском полигоне вместе с другими священнослужителями и мирянами. В 1956 году владыка Арсений был реабилитирован. Духовные мысли и наставления епископа Арсения (Жадановского) О вере Надо достигнуть того, чтобы вера совпала с разумом и сердцем, чтобы разум и сердце оправдывали веру

http://pravoslavie.ru/112386.html

     Начались испытания, связанные с поиском места для обустройства скита. Преград было немало. И каждый раз чудесная помощь Господа и Царицы Небесной устраняла их! Строился скит с июля 1910 года по сентябрь 1912 года. Освящал новосозданную обитель митрополит Московский Владимир (Богоявленский), которому Господь судил первым из сонма новомучеников и исповедников Российских взойти на Голгофу. Чтобы ощутить обжигающее дыхание той эпохи, вчитаемся в слова другого новомученика – епископа Серпуховского Арсения (Жадановского): «Какой страшный контраст чувствуется тогда между во зле лежащим миром и святым уголком! Там идет угождение сатане, сопровождаемое пляской, визгами и всякой скверной, – здесь совершается смиренное служение Господу молитвой, удивительным духовным пением, со слезами и душевной чистотой... Там, среди веселья и разгула, в дружеской на вид компании, в сердцах людей кипит взаимная вражда, злоба, зависть, человеконенавистничество; в этом же благодатном собрании при святом молитвенном единении происходит как раз обратное: заглаждение, уничтожение всяких злых чувств». Россия и Грузия. Третье тысячелетие Каждый год телеканал «Спас» показывает 26-минутный документальный фильм, посвященный возрождению Серафимо-Знаменского скита. Называется он – «Общая трапеза». Год создания – 2011. Православные грузины, приехавшие в подмосковный скит на праздник святой равноапостольной Нины, сидят в новой просторной трапезной вместе с сестрами малого монастыря и прихожанами скитского храма. Гости охотно рассказывают о себе и поют. Как красиво они поют! В аннотации к фильму написано: «Есть в древнегрузинском языке емкое слово " гоби " – чаша. Говорят о горькой чаше судьбы – как жизненном кресте. Но есть Чаша чаш, подобно как книга книг – Библия. Это Чаша для Причастия Тела и Крови Христовых. " Что Бог соединил, человек да не разлучит " , – смысл этих святых слов имеет отклик в глубинах человеческой природы, о чем свидетельствует тот же древний язык: " мегобари " , что значит истинный, искренний друг. Иными словами, тот, с кем ты един во Христе… Мы стали свидетелями сердечного, искреннего общения людей разных национальностей, которые сначала причащались на Литургии из одной Чаши, испросив друг у друга прощения, а потом на общей трапезе разделили радость праздника».

http://pravoslavie.ru/113931.html

Сщмч. Поликарп Смирнский      Вот еще примеры. «Исповедники шли [на смерть] веселые, на их лицах была печать благодати и славы; оковы казались достойным украшением – так идет невесте одежда с золотым шитьем. От них исходило благоухание Христово; некоторые даже думали, что они умащиваются миром» (Евсевий о галльских мучениках) . Здесь главное – радость умирающих за Христа Благоухание, Христос как небесный Жених святого – всё это потом станет постоянными мотивами жизнеописаний и мучеников, и преподобных, вплоть до наших дней. Но здесь подчеркивается именно физическая реальность происходящего. А самое главное: радость умирающих. Античный мир знал мужественное, спартанское презрение к смерти, знал и стоическое спокойствие перед ее лицом; он даже умел красиво обставлять смерть (когда философ, вскрыв себе вены, произносил речи и уходил в окружении друзей, с бокалом вина в руке). Но дохристианский мир не знал людей, идущих на смерть с весельем и радостью; он не знал людей, которые бы стремились поскорее перейти в иной мир как в свою Отчизну. Радость мученичества, сияние лиц мучеников – сквозной мотив, начиная с первомученика Стефана: «Все, сидящие в синедрионе… видели лице его, как лице ангела» (Деян. 6: 15). Святитель Поликарп беседует с солдатами, пришедшими его арестовать, «с таким сияющим кротким лицом, что им… показалось, что они видят чудо» . Вид мученицы Бландины, подвешенной к столбу, словно распятой на кресте, и «ее горячая молитва внушали много рвения состязавшимся (т.е. мученикам. – Г.В. ): благодаря сестре телесными глазами увидели они Распятого за нас; да убедятся уверовавшие в Него, что каждый пострадавший за Христа находится в вечном общении с Богом живым» . Неудивительно после этого, что и сама Бландина «прошла через все страдания… ликуя о своем отходе и радуясь ему, словно приглашенная на брачный пир, а не брошенная на съедение зверям» . Одно из самых ярких свидетельств – «Мученичество Филицитаты и Перпетуи». Брошенная в тюрьму, беременная Филицитата стонет от схваток, но на вопрос стражника: «Ты уже сейчас стонешь, что же будешь делать, когда тебя бросят зверям?» – отвечает: «Тогда Другой будет во мне, Кто пострадает вместо меня, потому что ради Него приму страдание». Перпетуя, подброшенная быком и упавшая на землю, сразу перевязывает рассыпавшиеся волосы: «мученик не может умереть с распущенными волосами, чтобы не иметь траурного вида в день своей славы». (Сравним с этим следственные фото наших арестованных Новомучеников: расхристанные волосы, печать муки на лице… У меня перед глазами тюремные фотографии отца Павла Флоренского и епископа Арсения (Жадановского)…). Вид двух беззащитных женщин смягчает толпу, им даруют помилование, уводят с арены амфитеатра, и они падают на руки собратьев. Перпетуя, «казалось, пробудилась от глубокого сна – так долго длился экстаз Духа»: она не может поверить, что подвиг уже совершился, и спрашивает, когда же их бросят быку…

http://pravoslavie.ru/82034.html

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 545. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 70, 87, 217, 242, 246. Киево-Златоверхо Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. – Киев, 1889. – С. 136. Духовный дневник епископа Арсения (Жадановского) . – М., 1918. – С. 608–609. Нижегородские епархиальные ведомости. – 1885, 24. – 1902, 10. Церковный вестник. – 1884, 50. Исторический вестник. – 1884, ноябрь. – С. 312; декабрь. – С. 548. – 1888, ноябрь. – С. 12. – 1889, 9 (статья Титова). – 1890, ноябрь. – С. 502. Русский инок. – 1915, 12–13. – С. 735–742. Русский паломник. – 1904, 31. – С. 538–540. Православный собеседник. – Казань, 1898, январь. – С. 49. Церковный вестник. – 1901, март. – С. 310. Самарские епархиальные ведомости. – 1874, 9. – С. 198. Душеполезное чтение. – 1895, март. – С. 575, 576. – 1897, октябрь. – С. 267–271; ноябрь. – С. 466–470. – 1899, январь. – С. 518. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 3. – С. 207; т. 4. – С. 90–91; т. 10. – С. 311; т. 12. – С. 151–160. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 12. – С. 42, 43. 1957, 1. – С. 24. Переписка архиепископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича //Русский архив. – 1901, кн. 1. – С. 41–44. Русский архив. – 1903, кн. 2, 6. – С. 281. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб.. 1900–1911, т. 6. – С. 311, т. 7. – С. 641; т. 10. – С. 619. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 1042; т. 2. – С. 1634, 1839. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 164–165. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вошел я в храм с левой стороны, Благовещенским приделом, боковой дверью прошел в алтарь. Там я взял батюшкин требник и пошел, было, к раке Святителя Алексия, но тут вдруг я увидел самого Святителя, стоящего у своей раки во всем белом, да такого прекрасного... Увидел именно таким, как его пишут на иконах... Я страшно перепугался и, забыв о просьбе о. Герасима, бросился бежать из храма без оглядки. Только выйдя за двери, я вспомнил о Батюшке, но не мог вернуться обратно – так я был перепуган видением, и пошел к себе в келлию. Вижу, – о. Герасим крепко спит, и я прилег и тоже заснул. Прошло несколько дней... Был канун дня памяти Святителя Алексия – 12 февраля 1910 года. Не могу сказать, во сне ли то было, или наяву, но думается мне, что не во сне... Я лежал на своем диване и слышу вдруг, что кто-то стучит в нашу дверь. Я попросил войти. И вижу я, что входит в нашу келлию Святитель Алексий в сопровождении двух старцев. Святитель Алексий спросил меня, как здоровье о. Герасима, а я в ответ подал ему бюллетень Старца, где была записана его температура. Святитель взял его в руки и велел подать ему перо и чернила. Я сейчас же подал их. Тогда Святитель вычеркнул все написанное и поставил внизу одну букву «А». Потом все трое прошли в соседнюю комнату и помолились перед старинной чудотворной иконой Знамения Божией Матери и еще перед иконой Успения Божией Матери и... видение исчезло. Мы с Батюшкой не зажигали сами лампаду перед иконой Знамения, т. к. она всегда сама чудесным образом зажигалась 221 . Слышу, отец Герасим меня окликает. Я встал с дивана и подошел к нему, а он спрашивает: «Кому это ты так плохо спел «исполла этти, деспота»? Кто у тебя сейчас был? 222 " Я все рассказал Батюшке. Он велел сейчас же принести бюллетень. Я подал. И что же? И наяву мы с ним увидали, что все написанное там зачеркнуто крестом и поставлена внизу буква «А». Батюшка взял бюллетень в руки, скомкал его и тут же его проглотил, а потом и говорит: «Сходи, Вася, утром к отцу архимандриту Арсению и скажи ему, что вечером сегодня я буду служить...»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Дети казались мне тогда такими милыми, добрыми, ласковыми, и общение с ними возвышало, назидало! Недолго, однако, я наслаждался любовию «малых сих», как вскоре поступил надзирателем в Сумское духовное училище. Жизнь у родителей протекала тихо, покойно, в полном уединении. Досуг же свой я пополнял работой в саду и ухаживанием за цветами. Между тем односельчане, узнав о моем пребывании дома, стали искать общения со мною посредством кумовства. Мать, по своей доброте, убеждала не отказываться, и я постепенно входил с земляками в духовное родство. Мне самому приятно было знакомиться с религиозными людьми. Пойдешь, бывало, к ним вечером и так отрадно проведешь время в душеспасительной беседе. С поступлением на вышеуказанную должность началась несколько иная жизнь. Молодые учителя и надзиратели составляли свой товарищеский кружок. В городе на них смотрели, как на хороших монахов. Меня, нового члена, также старались знакомить с миром. Не соответствовала, однако, моему настроению веселая жизнь, и я искал себе уюта и отдохновения в кругу серьезных, добрых людей, так как в ласке и покровительстве всегда нуждался, и Господь посылал мне это утешение. Любил я в Сумах ходить к ранней литургии в соседнюю приходскую Троицкую церковь и, особенно, в соборный городской храм, где в то время прекрасно, задушевно пел со своим хором Ф. В. Коваленко – милый, симпатичный человек! Никогда не забуду проведенных им богослужений: пассии 4 в Великом посту, Похвалы Божией Матери и др. Бывало, он управляет, а у самого от полноты чувства – слезы на глазах... Я убедился в той истине, что только при религиозной настроенности регент может быть художником своего дела; в противном случае, он является сухим, безжизненным знатоком пения. Однажды я с другом отправился в соседнее с городом селение, в храме которого находился чудотворный образ Спасителя. Вблизи этой святыни мною пережиты были глубокие молитвенные чувства, которые, кажется, никогда не изгладятся из памяти. На Божественной литургии, совершенной приходским священником, мы удостоились Святых Животворящих Таин Христовых. Принятие Тела и Крови Господних сопровождалось вселением в наши души мира, небесной радости и умиления, начавшегося еще во время правила. Урок на всю жизнь! Если ты читаешь его со вниманием, слезами и покаянием, тогда и святая Евхаристия приносит благодатное утешение! Благодарю же Создателя за это; благую Десницу Его я всегда чувствовал!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Россия обогатила ее, одарила высокодуховными отношениями с людьми, чьи имена сегодня, почти век спустя, мы произносим с внутренним трепетом. Многие из них вошли в сонм святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Теплая дружба с Великой матушкой (так называли во всей Москве преподобномученицу Елисавету Феодоровну), судьбоносные встречи с преподобными Алексием Зосимовским, Гавриилом Седмиезерским, Анатолием Оптинским, с наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Товией – все это помогало молодой игумении укрепляться в монашеской жизни, стержнем которой по Промыслу Божию стали созидательные труды. Особой строкой в эту жизнь, а затем в житие вписаны имена наместника Чудова монастыря в Кремле епископа Арсения (Жадановского) и его духовного собрата архимандрита Серафима (Звездинского), впоследствии – епископа Дмитровского, которым матушка Фамарь в годы гонений дала приют в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту. (Об этом на портале «Монастырский вестник» сообщалось в публикациях «Под сенью скитской благодати», «Человек, пришедший к нам от Бога»). Из книги священномученика Арсения (Жадановского) «Воспоминания», который в 1915 совершил постриг игумении Ювеналии в великую схиму с именем Фамарь, а через 21 год отпевал ее, измученную ссылкой, мы узнаем, как основывался этот скит, сегодня по праву считающийся жемчужиной православного Подмосковья. В мыслях боголюбивой матушки было совсем другое: поселиться в Царском скиту Серафимо-Понетаевского монастыря недалеко от Сарова. Даже явственно слышанный ею глас от Царицы Небесной (не раз повторявшийся возле иконы Знамения): «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим» она посчитала вначале простым искушением. Но опытный духовник, Зосимовский затворник Алексий, к коему игумения Ювеналия приехала за советом, воспротивился ее желанию удалиться на покой. Он благословил московскую гостью устроить скит где-либо в лесу. Это его благословение разбило ее заветную мечту, взлелеянную годами – жить и спасаться вблизи преподобного батюшки Серафима. Однако выражение воли Божией она поняла и приняла.

http://pravoslavie.ru/113931.html

В 1923 году  владыка был уволен от управления Серпуховским викариатством, с 1924 по 1925 гг.  проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда в доме настоятеля местной церкви. В 1926  году был выслан в административном порядке в Нижегородскую губернию и в 1926–1927 гг. проживал в Серафимо-Понетаевском монастыре. В 1931 году епископ Арсений  был арестован, а через два месяца освобождён. В апреле 1932 года вновь арестован, затем освобождён. Следующий арест последовал в мае 1933 года: тогда епископ был обвинён в антисоветской агитации и осуждён на три года ссылки в Казахстан. После обжалования– тройка ОГПУ по Московской области признала приговор условным. Епископ Арсений  жил в дачном посёлке в четырех километрах от станции Люберцы под Москвой. Здесь он работал над воспоминаниями о подвижниках Православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией, оставшейся незавершённой.Сюда к нему приезжали духовные чада, участвовавшие в тайных богослужениях в домовой церкви владыки. 14 апреля 1937 года Владыка Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая 1937 признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и приговорён к расстрелу. На следующий день 27 сентября епископ Арсений  был расстрелян на Бутовском полигоне. День памяти священномученика Арсения (Жадановского) (14/27 сентября) Духовные советы и высказывания епископа Арсения Ты чувствуешь, что слаб, немощен и склонен к дурным мыслям, чувствам и делам – это должно в тебе все более и более укреплять убеждение, что Господь твой хранитель, твоя защита, твоя сила. Вверяйся же всецело в водительство Господа, всего себя отдай ему, и так всегда молись и чувствуй, что если не Господь, то ты на каждом шагу мог бы погибнуть Страсть, вкоренившийся грех , порок приносит человеку муку, страдание от двух причин: во-первых, сам по себе порок мучит, теснит, давит человека, а с другой, человек терзается, мучится от бессилия выпутаться, высвободиться от порока... И вот, когда ты видишь человека, погрязшего в ужасном каком пороке, смотри на него, как на страдальца, как на мученика и не осуждай его, ибо сил у него уже не хватает выбраться из тьмы греховной. Если когда можно винить человека, так это до той поры, пока у него происходит борение, когда он в силе повернуть свое внутреннее состояние в дурную или хорошую сторону, когда еще не парализована у него сила воли, когда у него еще не расстроен организм. Отсюда самого страшного пропойцу, совершенно потерянного человека обласкай, пожалей, утешь и согрей, тогда, как только начинающего привыкать к пороку, например, мальчика к табаку, юношу к вину – следует поругать и даже со строгостью отнестись.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010