А[йвазо]в Привет «Голосу Церкви» 24 «Голос Церкви»... О как нужен, как превожделен именно в наше смутное время голос матери нашей Церкви! Ведь это – голос пророков, голос апостолов, голос древних великих святителей и учителей, голос великих подвижников благочестия, голос древних Соборов Вселенских и поместных, голос Самого Главы Церкви Христа!.. «На камени созижду Церковь Мою», – глаголет Он, – и «аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь!» Вот как должно повиноваться голосу Церкви!.. Вот как важен он, нужен он, каким авторитетом, какою угрозою огражден!.. От души приветствую новое издание и молитвенно желаю, чтобы его наименование вполне отвечало своему глубокому смыслу. Пусть каждое слово его будет глубоко продумано автором прежде, чем появится на его страницах: пусть авторы статей «Голоса Церкви» каждый раз прежде, чем посылать статьи в типографию, станут пред лицем Христа Господа в своей совести и вопросят Его со смирением: согласно ли с Его волею, с Его учением, с учением Его святой Церкви то, что они написали? Помилуй Бог , если в этом издании появится какая-либо статья пререкаемая, недостаточно продуманная. Это будет уже не голос Церкви, а мнение того или другого автора... Но тогда надобно требовать полной непогрешимости всех статей «Голоса Церкви»? Мыслимо ли это? Нет и не было ни единого человека безгрешного, кроме Богочеловека Христа. И Апостолы, мужи Духоносные, иногда впадали в некие погрешности, как, например, апостол Петр, коему в лице противустал апостол Павел за то, что видел его погрешающим. Но все такие, по немощи человеческой, неизбежные погрешения должно покрывать со стороны самих авторов – смиренною готовностью выслушать слово братского вразумления, а со стороны братий-сотрудников и читателей – братским же, любовию согретым обличением, паче же вразумлением, дабы исполнялось слово Писания: «обличай премудра и возлюбит тя». Спаситель сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». В духовном периодическом издании собираются во имя Христово люди, искренно преданные родной Церкви, любящие ее, желающие посвятить служению ей свои силы, свое время. К этой семье примыкают и читатели, поскольку они любят и чтут свою мать – Церковь . И если эта любовь к Церкви будет объединять их: и писателей, и читателей, – то и Христос будет посреди них. А где Христос, там не будет места искажению истины церковной: Господь Сам ее скажет и подскажет, когда сие будет благопотребно...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Благословляясь от священника, мы благословляемся как бы от Самого Господа Христа. А это ли не утешительно, это ли не приятно! Господь, благословляя апостолов, дал им право и других благословлять. Мир, который вы получаете от Меня, почиет и на лицах, которым вы сей мир будете преподавать, говорил Он. С какою верою, с каким благоговением и с какими святыми чувствами мы поэтому должны получать благословение от священника! Подходя к нему, мы в это время должны быть глубоко сосредоточены в себе, должны помышлять, что действительно принимаем благодать Христова благословения. А как это возможно? – помни, что жизнь духа не то, что жизнь материи. Материю, когда мы видим, когда мы осязаем ее, тогда мы и знаем, что она около нас, что она с нами. А явления духа не связаны ни пространством, ни временем. Электрическая искра в одну секунду перебегает неизмеримые пространства, почему же не признать и за законами духа подобного? Благодать священства, врученная Господом Христом апостолам и их преемникам, преемственно передается и до наших дней пастырям. К сожалению, у нас часто не понимают священнического благословения. Иные им злоупотребляют, когда подходят к пастырю без всякого внутреннего переживания, лишь только поприветствовать его, другие сим благословением даже пренебрегают, когда считают за унижение взять благословение. С другой стороны, и пастырь, преподающий благословение, должен сознавать, что он преподает не свое, а Христово благословение, должен от всей души желать преподающему духовного блага, здравия, благополучия, благодати Св. Духа. Священство носит у нас название иерархии. Оно имеет три степени: епископа, пресвитера и диакона. Посвящение в сии степени называется хиротонией. Что касается епископа, то прежде хиротонии бывает так называемое наречение во епископа. Оно состоит в том, что за несколько времени до хиротонии члены Св. Синода собираются в палату, садятся в мантиях за стол заседания 58 . Сюда из ближайшей церкви от престола приводится двумя архимандритами нарекаемый во епископа архимандрит, который берет благословение у всех преосвященных, затем прочитывается указ Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Был духовно болен народ, было духовно больно государство, что ослабляло и Церковь . Одну из особенностей отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев): «Когда в XIX веке начались сложнейшие революционные процессы, Церковь реагировала на них так, как могла реагировать структура, возглавляемая государем-императором. Управляемая назначенным им чиновником, она говорила от имени власти, и в силу этого не смогла предотвратить страшные события начала XX века, в результате которых сама оказалась на грани уничтожения» с. 251]. В этой связи представляется необходимым дать некоторый анализ процессов, происходивших в социально-политической, идейной и духовной сферах русского общества в предреволюционный период. Является ли трагедия русского государства, общества и Церкви в начале ХХ в. стечением роковых обстоятельств, результатом ошибок или реализацией некоей злой воли показывают слова-пророчества русских святых и отцов Церкви (в частности, прп Серафима Саровского (†1833), прп Варнавы Гефсиманского (†1906), св прав Иоанна Кронштадтского (†1908 ст. ст.), свщмч Иоанна Восторгова (†1918), свт Тихона (Беллавина, †1925), свт Макария (Парвицкого-Невского, †1926), свт Серафима (Соболева , †1950), митр Антония (Вадковского , †1912), архиеп. Никона (Рождественского , †1919), еп. Арсения (Жадановского , †1937) и др.), а также труды выдающихся отечественных мыслителей (например, Тихомирова Л.А. (†1923), Бердяева Н.А. (†1948), Ильина И.А. (†1954) и др.). Многие события конца XIX–haчaлa XX вв. и далее в истории России и Русской Православной Церкви были предсказаны Соловецкими прозорливцами: блаженным монахом Тихоном больничным (†1901), иеросхимонахом Захарией (†начало XX в.), иеросхимонахом Зосимой (†1920), «соловецким чудаком» монахом Гурием (†1923–1927?). Системное изложение материала настоящего исследования представляет собой весьма сложную задачу, связанную с двумя основными факторами: 1) наличием в период конца XIX–haчaлa XX вв. переломных моментов истории Российской империи, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Владения общины занимают площадь в 89 десятин 360 сажен удобной и неудобной земли; из них около 7 десятин приходится на усадьбу, огород и выгон. Возникла она в начале текущего столетия и обязана своим существованием усердию и многолетним трудам своей основательницы, ныне здравствующей досточтимой монахини Поликсении (в мipe Параскевы Михайловны Кузнецовой). 14 мая 1908 года, в день священного коронования Их Императорских Величеств, Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, было избрано место для теперешней обительской церкви и на нем водружен крест. Постройка каменного корпуса началась в том же году. Открыта община более года тому назад, согласно определению Св. Синода, состоявшемуся 12–21 мая 1909 года за 4091. Основана Гефсиманская община на твердых правилах общежития, заповеданного древними Отцами. В ней существует обязательное положение, что сестры пользуются от монастыря не только трапезой, как в большинстве женских монастырей, но также одеждой, обувью и вообще всем необходимым для жизни в рамках иноческого быта. Зато, в свою очередь, они должны посвящать свои труды всецело и исключительно на пользу и благолепие обители, их содержащей и облегчающей им путь к спасению. Не имея, благодаря этому, нужды в непосредственных сношениях с мipckuмu людьми, они ничем не отвлекаются от своей коренной цели, ради которой собрались в обитель; внимание их к своему духовному возрождению ничем не рассеивается – и они трудятся непрерывно, действительно во славу Божию... Побудительной причиной к основанию обители явилось ревностное желание учредительницы, благословленной на это дело несколькими ныне в Бозе почивающими старцами, послужить созданием монастыря спасению многих. Промыслу Божию было угодно, чтобы на этом месте непрестанно возносились к Богу похвалы, священные песни моления в честь Приснодевы Марии от лика иночествующих дев. Много значительных трудов положила здесь мать Поликсения, много сердечных воздыханий возлетело из груди ее к Всещедрому Богу, много слезных молитв, никому, кроме Единого Сердцеведца, неизвестных, пролито ею в пустынном уединении, много тяжких борений, неотступных скорбей и безвестных страданий довелось испытать ей прежде, чем, по милости Божией, исполнилось ее заветное, пламенное желание – прежде, чем создалось то, чего с таким упованием и столько лет жаждала ее душа...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Здание принадлежит к характерному типу городских храмов двух первых десятилетий XVIII в. — времени исключительной активизации церковного строительства в Серпухове. Особая стройность объемов его восьмерика на четверике (когда-то еще увенчанного луковичной главою прекрасных пропорций) — явно задана местоположением храма на верхукрутого берегового склона. Более поздние трапезная и колокольня, как видно, следовали первоначальному плану: «собранной» и стремящейся ввысь постройки — по длине трапезная очень невелика, практически равна четверику. Некой компенсацией её скромной площади выглядит расширение Георгиевского придела с северной стороны. Прихожанами храма Николы-в-Бутках были жители Серпухова и пригородного сельца Пущино (на р. Наре): в 1845 г. — 47 дворов, 234 души мужского и 264 — женского пола, в 1917 г., соответственно, 76; 294 и 323. В советское время церковь была закрыта; её ампирная колокольня разобрана до первого яруса. В конце 1930-40-х гг. здание храма занимал городской и районный архив. С 1898 г. на должности псаломщика Никольской церкви состоял Преображенский Василий Иванович 1879 г. р. Отец его также был псаломщиком, сам Василий в 1896 г. окончил Перервинское духовное училище. К сожалению, не сохранилось данных о том, в каком году он стал священником. В апреле 1930 г. Нарсудом Серпухова приговорен к шести месяцам принудительных работ «за служение молебнов в домах верующих». 9 декабря 1931 г. вновь арестован и отправлен в Бутырский следственный изолятор г. Москвы. Дальнейшая судьба отца Василия неизвестна. Одним из последних священнослужителей Никольской церкви был иеромонах Андрей (в миру — Алексеев Андрей Семёнович). Еще в сане иеродиакона служил у Серпуховского епископа Арсения (Жадановского). 2 октября 1937 г. вместе с новомученицей Елизаветой Николаевной Крымовой, в доме которой (по адресу: ул. Громовая, ныне ул. Залоги, дом 24) проживал, о. Андрей был арестован. 21 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне вместе с протоиереем Александром Владыченским, священником Василием Озерецковским, иеромонахом Михаилом (Доброхотовым), иеромонахом Илией (Кирпичевым), иеромонахом Алексием (Бачуриным), священником Василием Виноградовым, псаломщиком Василием Глуховым. В 1998 г. опустевший домик новомученицы Елизаветы был куплен, и под домиком новый хозяин нашел кожаный чемодан. В нем было заботливо уложено облачение о. Андрея — шелковый подрясник серого цвета, пара поручей, епитрахиль, красивая закладка для Евангелия и самодельный кошель для треб. Все украшено шитьем и явно мастерской рукой.

http://sobory.ru/article/?object=02939

И вот, наконец, 21 декабря 1909 года была освящена Преосвященным Никодимом, епископом Рязанским и Зарайским, в полуподвальном этаже еще недостроенного и теперь каменного корпуса небольшая домовая церковь в честь Успения Божией Матери. Эта церковь , единственное утешение насельниц общины – плод их непрестанных трудов, слез и молитв к Единому Прибежищу и Утешителю скорбящих и к Заступнице рода христианского. Удивительно прекрасен и привлекателен этот, почти подземный, храм Царицы Небесной, при всей своей тесноте и бедности! Благодать Божия, очевидно, почила на нем. Входишь в него с истерзанным сердцем, измученный безтолковой сутолокой быстробегущей жизни, взволнованный и надорванный тревожной суетой, шумом и гамом современного города – и сразу начинаешь чувствовать веяние Божественной благодати. Тает лед равнодушия и безчувствия, спадает чешуя наслоений мipckoй суеты – и священный трепет безраздельно овладевает душой, преклоненной к смиренной и тихой молитве... Взор невольно приковывается со странным умилением к трепещущему сиянию лампад пред запрестольным образом Триединого Бога, проходящему сквозь прозрачную голубую завесу царских врат – и хочешь видеть в нем отражение или символ того Света жизни, который с благожелательной и всепрощающей любовью зовет нас с bceмiphoй Голгофы к Себе, чрез голубую даль минующих веков... Внимаешь простому обиходному напеву священных канонов, псалмов и молитв, неспешно, медленно распеваемых без иноземных вычур и диких выкриков благоговейными, сосредоточенно молящимися в тоже время внутри себя насельницами благословенной обители – и явственно ощущаешь в самом себе духовное единение всех предстоящих в храме в общем молитвенном подвиге. Чувствуешь реально, что ты здесь – не лишний, не случайный посетитель, не одинокий богомолец, со своим горем, со своими скорбями и нуждами прибегающий к Богу... Нет! Ты – одно из неразрывных звеньев этой молящейся общины верных, ты – полноправная часть целого, скрепленного между собой цементом христианской братской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

К П. также обращались за наставлением многие известные духовные и светские лица. Ее особо почитал сщмч. Петр (Зверев) , записи о ней сохранились в дневнике еп. Арсения (Жадановского) . Митр. Нестору (Анисимову) П. предсказала годы заключения. У П. неоднократно бывал С. А. Нилус , к-рый оставил жизнеописание блаженной. С началом первой мировой войны П., несмотря на старость и немощь, усиленно молилась. По воспоминаниям Барсковой, в этот период П. называла Николая II мучеником, преподобным и говорила, что он будет «выше всех царей», часто клала земные поклоны перед его портретом ( Серафима (Булгакова), мон. 2011). 14 сент. 1915 г. самочувствие П. ухудшилось, ее соборовали, причастили и прочитали по ней отходную. С этого дня она питалась только св. водой и тихо скончалась 22 сент. Отпевание П. совершил 25 сент. еп. Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий) . Ее тело погребли за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, рядом с блж. Пелагией Серебрянниковой, в кирпичном склепе, над к-рым была устроена часовня. В советское время захоронение блаженной подверглось осквернению. При возобновлении мон-ря в 1990 г. могила П. была восстановлена и на ней поставлен крест. 31 июля 2004 г., во время торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения прп. Серафима Саровского, П. была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, 6 окт. того же года Архиерейский Собор РПЦ установил ее общецерковное почитание. Мощи П. обретены 20 сент. 2004 г., в наст. время они находятся в Казанской ц. Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 дек. 2018 г. мощи Дивеевских блаженных, в т. ч. П., были переложены в новые дубовые раки работы владимирского мастера А. Усюка. Домик-келья П. передан мон-рю в 2004 г., в нем находится музей П. и истории Дивеевской обители. Арх.: Архив рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Арх. фонд. Оп. 42. Д. 529. А002984. Письма мон. Пелагеи (Верховой). 1913-1916 гг.; ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 246; Ф. 643. Оп. 1. Д. 18; ГАТО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 7198; ИРЛИ (ПД). Ф. 340. Оп. 1. Д. 4.

http://pravenc.ru/text/2579014.html

Кто преподавал верующим св. Дары? Не только епископы и пресвитеры, но и диаконы в начале христианской эры могли раздавать причастникам как св. хлеб, так и чашу. Такая практика существовала во времена св. Иустина мученика 168 и, нужно думать, долго после него. Так, в чине литургии Иакова Иерусалимского мы читаем: «Священник преподает причастие клиру, затем диаконы берут дискосы и чаши для преподавания народу» 169 . 18-е правило 1-го Вселенского собора ограничивает право диаконов преподавать евхаристию только тем, что запрещает им причащать пресвитеров, а Лаодикийский собор правилом 25-м не позволяет лишь иподиакону раздавать хлеб или благословлять чашу. Значит, в IV веке, когда был Лаодикийский собор (364 г.), в некоторых местах даже иподиаконы преподавали причастие, не говоря уже о диаконах. Указание на то, что диаконы вообще раздавали верующим евхаристические Дары, мы встречаем даже в начале VII века у Иоанна Мосха 170 . Но гораздо определеннее с III века выступает такая практика. Епископ или пресвитер раздавал хлеб, а чашу диакон. Так, в постановлениях апостольских повелевается: «Епископ преподает приношение (Тело Христово), диакон же пусть держит чашу и подает ее» 171 . По чинопоследованию эфиопской литургии, священник раздает причастие народу, говоря: «Сей есть хлеб... Диакон же преподает чашу» 172 . Тот же порядок мы встречаем в Галликанской литургии, господствовавшей в Галлии от IV до конца VII в. Мабилльон и за ним Даниель приводят нам чин причащения по этой литургии: «После благословения и причащения, верующие и женщины подходили к алтарю, брали частицу евхаристии от священника, а чаша преподавалась диаконом» 173 . Что чашу для приобщения подносили диаконы, указания относительно этого мы находим у св. отцев – Киприана 174 , Иоанна Мосха 175 и у других. Описанная нами практика, по всей вероятности, была вызвана тем обстоятельством, что Тело и Кровь преподавались верующим в раздельных видах и, вот, предстоятель раздавал св. хлеб, а диакон чашу. Впоследствии, когда причастие стали давать посредством лжицы, роль диаконов ограничивалась лишь тем, что они поддерживали чашу у священника. Так, по литургии св. Григория, просветителя Армении, а эта литургия окончательно сложилась около VII века, священник причащает желающих, диакон же берет с престола покров чаши и, поместившись с левой стороны священника, поддерживает чашу, спустивши конец покрова 176 . Таким образом, со временем право преподавать причастие отошла от диаконов и осталось это право только за епископами и пресвитерами, каковое право всегда и прежде всего им принадлежало. Так, по Дионисию Ареопагиту , иерарх приобщившись сам, преподает богоначальное причастие другим 177 . Тертуллиан пишет: «Таинство евхаристии мы принимаем не иначе, как из руки председательствующих» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Михаил Шик (20.7.1887, Москва - 27.9.1937, Москва, Бутово). Сын богатого еврейского коммерсанта, Шик в 1912 г. окончил историко-филологическое отделение Московского университета, изучал философию во Франкфуртском университете, вместе с друзьями по университету Вернадскими и другими создал историко-философский кружок. В Первую мировую войну служил в армии. В 1918 г. он принял православие и женился на княжне Наталии Дмитриевне Шаховской, преподавал в Сергиевом Посаде историю в техникуме. В 1925 г. митрополит Петр (Полянский) рукоположил его во диаконы, и когда в декабре того же года арестовали Полянского, было арестовано несколько его единомышленников из Сергиева Посада; осудили их как «самаринскую» группу, потому что следователи считали, что лидером был А.Д. Самарин. Два года Шик провел в ссылке в Каракалпакии (г. Турткуль), где его и рукоположил епископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков). Освободившись, он стал служить в московской церкви Николы в Клённиках, где был настоятелем о. Владимир Амбарцумов и где продолжала собираться община о. Сергия Мечёва. Когда митрополит Сергий (Страгородский) объявил о том, что митрополит Петр (Полянский), находившийся в заключении, уже не может считаться главой Церкви, Амбарцумов и Шик, избегая скандала и запрещения в служении, ушли «за штат». Шик купил дом в Малоярославце, построил тут церковь, где и служил до самого ареста. Духовные дети его тоже были из интеллигенции: литературовед Борис Удинцев, пианистка Мария Юдина. Его арестовали 25 февраля 1937 г. по делу епископа Арсения (Жадановского) и расстреляли на Бутовском полигоне в один день с Жадановским и десятками других священнослужителей. Память 14/27 сентября. Елена Старостенкова-Шик – для «Благовест-инфо» Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но вернемся назад, в 1893 год, когда отец Алексий был назначен на приход в маленький и захудалый тогда Николо-Кленниковский храм. Поначалу церковь пустовала, семья бедствовала. В 1901 году умерла матушка Анна Петровна; в том же году осиротевшего Сергея отдали в первый класс 3-й Московской мужской гимназии. Наделенный блестящими способностями, он окончил ее с серебряной медалью в 1910 году и поступил на медицинский факультет Московского университета, но долго там не задержался, не сумев побороть неприятие к занятиям в " анатомичке " , и перешел на историко-филологическое отделение. Впрочем, интерес Сергея к врачеванию и медицинское обучение весьма пригодятся ему в дальнейшем. А пока он - студент-филолог, изучает древнерусскую литературу под руководством академика М. Н. Сперанского, называвшего Сергея Мечева одним из лучших своих учеников, слушает лекции профессора Духовной академии С. И. Смирнова, читавшего и в университете, штудирует его книги " Духовный отец в древневосточной Церкви " и " Древнерусский духовник " (эти труды оказали на будущего пастыря, по его собственному признанию, большое влияние, а сам термин " покаяльная семья " был взят им из " Древнерусского духовника " ); летом 1913 года посещает Швейцарию и Италию для знакомства с классическими образцами западноевропейского искусства; параллельно открывает для себя мир русской иконы и становится ее серьезным знатоком и ценителем. Занятия прервала первая мировая война. В конце 1914 года Сергей Мечев уходит добровольцем на фронт и до июня 1916-го служит санитаром и братом милосердия в прифронтовой зоне во втором подвижном лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества. Здесь он познакомился со своей будущей супругой, тогда слушательницей Высших женских курсов Евфросинией Николаевной Шафоростовой (1890-1959), происходившей из благочестивой купеческой семьи. По возвращении с фронта Сергей Мечев продолжил учебу в университете. Занимаясь историей древнерусской литературы и Русской Православной Церкви, он самостоятельно изучал и творения отцов Церкви. Глубина постижения им святоотеческой мысли в полной мере проявилась на заседаниях богословского кружка, организованного по инициативе епископа Арсения (Жадановского), где Сергей, как вспоминали другие участники, заметно выделялся своей эрудицией и прочно устоявшимися богословскими взглядами. Их он изложил в статье, напечатанной в журнале " Возрождение " , - немногие представители студенческой молодежи того времени становились авторами печатных работ такого рода.

http://pravicon.com/info-3353

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010