Михаил Шик окончил 5-ю Московскую гимназию в 1905 г. В его школьном окружении было немало известных и творчески-одаренных людей: сын академика Вернадского, Георгий – будущий историк, сын Поленова, Дмитрий – будущий директор музея-усадьбы Поленово, художник Владимир Фаворский, ставший одним из его крестных. В 1918 г. Михаил Владимирович женился на дочери князя Шаховского, Наталии Дмитриевне. До 1920 г., пока это было возможно, Михаил Шик занимался религиозной философией в МГУ. О. Михаила арестовали 25 февраля 1937 г. «по делу епископа Арсения Жадановского» и расстреляли на Бутовском полигоне, 27 сентября, в один день с Владыкой Арсением и десятками других священнослужителей. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воспоминания об отце Елизавета Шик Использованные  и рекомендуемые  для чтения источники  и литература: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 16 мая, 2020 6 марта, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 9 апреля, 2019 4 апреля, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/svyashhennik-mixail-sh...

Например, еще я очень хорошо помню, что обеденный стол в Патриархии постом был без скатерти: такой там был в столовой черный полированный стол. Помню глубокие тарелки с постным яством: например, с киселем и ложечкой меда, туда добавленной. И помню, что мало было разговоров – все по-постному, все очень тихо, спокойно и как-то " с сокрушенным сердцем " . На самом деле пост – он, в общем-то, во всех этих мелочах, которые запоминаются детьми с самого раннего возраста. Я помню, например, как меня носили в храм, потом водили туда, а потом я уже сам встал на клирос... А когда Святейший Патриарх умер, мне уже было ведь 26 лет! Так что 25 лет жизни с ним рядом – это, конечно, был очень приличный отрезок времени. Надо еще сказать, что установленный при Святейшем Патриархе порядок удивительным образом не менялся из года в год. Как было все изначально заведено им же самим (или по примеру прошлых лет, или же он перенял это от своих родителей или от своего духовного отца – архиепископа, а потом митрополита Арсения (Жадановского), так все это и шло. Тут надо вспомнить, что он ведь был настоятелем Юрьева монастыря, а это тоже определенная школа. Но, безусловно, сказывалось и воспитание, и образование, и выдающийся интеллект. Главным же, на мой взгляд, было его очень интеллигентное отношение ко всему, что касается Святой Церкви. – В те годы Церковь не обладала такими информационными средствами, какие у нее есть в наше время. Сегодня же, к примеру, Святейший Патриарх читает в храме Покаянный канон, а уже завтра эта видеозапись размещена в Интернете. Сейчас мы имеем возможность по радио или телевидению прослушать проповедь, в сети просмотреть фотографии и т.д., приобщившись таким образом к тому или иному церковному событию. Не нарушает ли все это, на ваш взгляд, некоей сакральности богослужения? – Вы произнесли очень " сладкие " слова, потому что ведь далеко не у всех дома есть Интернет (включая, например, и меня, многогрешного), никаких распечаток я тоже сделать не могу. Кроме того, я просто не люблю технику, да и техника не любит меня. И тут, думаю, я не одинок. Кроме того, достаток тоже не особенно позволяет всем этим пользоваться, ведь я сейчас на пенсии.

http://religare.ru/2_100596.html

Некоторые исследователи еще думают, что Иоанн Дамаскин также разумел практику принятия Тела в руки, когда писал: «Да приступим к нему (таинству евхаристии) со жгучею любовию и, сложив руки в форме креста (буквально крестовидно изобразив руки), примем в себя Тело Распятого» 195 . Но, однако, как понимать выражение Иоанна Дамаскина : крестовидно изобразить руки? Разумеется ли здесь последующая практика скрещивания рук на груди при причащении, или же та практика, о которой ясно говорит Кирилл Иерусалимский : «сделать левую руку престолом для правой»? Скорее можно предполагать, что Иоанн Дамаскин говорит о последующей практике – именно скрещивании рук на груди, так как он не говорит о том, что следует брать Тело скрещенными руками, дабы потом принять Его в себя – внутрь, а просто указывает, в каком положении должны находиться руки при принятии св. Тела в себя, а это положение может быть – скрещение рук на груди. Можно указать и памятник искусства, говорящий о том, что Тело древние христиане принимали в руки. Мы разумеем Автунскую надпись, найденную в 1839 г. во Франции и относимую ко временам св. Иринея Лионского (†202). Она гласит: «Сын небесной Рыбы! Принимай медовую пищу Спасителя Святых; ешь, пей, имея в руках Рыбу». Чтобы понять смысл этой надписи, нужно знать, о какой здесь рыбе говорится. Рыбой древние христиане обозначали и называли Христа Спасителя. Это хорошо поясняется другой надгробной надписью, принадлежащей Аверкию, епископу Иераполя во Фригии, жившему во время Марка Аврелия (во Фригии). Аверкий написал: «Вера предложила в пищу Рыбу, превеликую, чистую, которую зачала непорочная Дева: эту Рыбу вера предложила в снедь верным, предложивши вино доброе вместе с хлебом» 196 . Если Рыба означает Христа, то выражение Автунской надписи: «ешь, держи в руках Рыбу», можно передать другими словами: ешь, держа в руках Тело Христа Спасителя. Практика принимать Тело в руки существовала до VIII века. С этого времени на Востоке утверждается обычай причащать мipяh Тела и Крови посредством лжицы. Но, несомненно, лжица по местам употреблялась и в древности. Так Софроний (†636), Патриарх Иерусалимский, изъясняет символический смысл лжицы. «Лжица, – говорит он, – напоминает слова пророка Исаии: послан бысть ко мне един от серафимов ( Ис. 6:6 ), а также знаменуем и Деву»... 197

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но вот, война, которую они с нами так незаконно повели, открыла нам глаза, рассеяла туман, какой немцы наводили на нас, обнаружила нам, кто такие эти немцы. И то, что они живут рядом с нами, теперь показывает, как нужно быть с ними осторожными, как нам всегда надо быть начеку, быть готовыми отразить натиск, если он будет сделан на нас дерзким нашим соседом. А экономическое благосостояние они подымали не наше, а свое собственное, немецкое, ибо жили на счет России, выжимали из нее соки, все тащили в свою Германию. А просветителями они оказались для нас пагубными и, особенно, в религиозной области. Кто посеял у нас разные секты: штундизм, баптизм, адвентизм, как не немцы? Уже самые названия этих сект показывают, что они произведение немецкое. И руководители их первые были немцы. И как нам теперь стыдно. Мы пошли учиться у немцев даже вере, оставив в стороне нашу Св. Православную Церковь . Но это поистине было страшное недоразумение. Теперь этого не будет. Мы сознаем всю свою ошибку и, как один человек, должны объединиться под покровом нашей матери Православной Церкви. Да, возлюбленные братия, нам нужно любить все наше русское, свое родное. Любите эту простоту, смирение, труд – свойства, от которых русский человек доселе считался Богоносцем. Любите Царя Самодержавного, Православного. Что у нас есть такой Царь, это наше счастие, наше величие и слава. Мы имеем Русского Православного Царя, значит у нас есть отец народа, есть его печальник, защитник, доброжелатель. Хорошо той семье, где жив отец, там ведется порядок, такая семья и материально обезпечена и часто расстройство в семье бывает с потерею отца. То же и в большой семье – Государстве. И как не может быть двух или более отцев, а только один, так и в Государстве, правильно поставленном, должен быть один Царь Самодержавный. Любите, далее, братие, Церковь Святую, ибо она привела нас к вере Христовой и уготовляет нам Царство Небесное. Любите эти Святыни русские, с которыми так много у нас связано воспоминаний как исторических, так и семейных. И такая любовь ко всему нашему родному привлечет к нам и любовь Божию, которая помилует нас в сии дни испытаний. V. Речь при открытии лазарета для раненых воинов Московским Дворянским собранием 146

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но вот нам вспоминается одно Евангельское событие. Однажды Христос Спаситель остановился для беседы с народом. Его окружили дети, взрослые и матери с грудными младенцами, которые тянулись своими ручонками к Божественному Свету. Случилось даже так, что дети окончательно окружили Христа Спасителя, так что взрослым за ними трудно было подойти к Учителю. Апостолы думали помочь взрослым и обратились к Спасителю с советом и даже укоризной, чтобы Он отстранил от Себя детей и позволил подходить всем. Но на это Христос Спаситель ответил: «Не препятствуйте детям подходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие; истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк. 10:14–15 ). Так значит – все мы взрослые, по Слову Божественного Учителя, можем быть как дети. Да, это так! Никто из нас не лишен возможности иметь и чистоту сердца, которая достигается постоянным вниманием к себе, борьбою с помыслами и подвигами. Можем мы иметь и радость, как спутницу чистоты сердца. А вера ко всем нам придет, если мы будем преданы Церкви Божией, станем пользоваться благодатными ее средствами и постоянно молиться Господу Богу, дабы Он Сам умножил в нас веру. Только посмотрите, какая разница в степени может быть между намеченными свойствами дитяти и взрослого. Так у мужа чистота сердца сопровождается уже духовными плодами, дарованиями – терпением, прозорливостью, как у многих святых и т. п. Радость переходит в предвкушение блаженства, как у Преподобного Серафима, а вера – в созерцание высших тайн Божиих, как у о. Иоанна Кронштадтского . Милосердый Господи! Все от Тебя приходит. С Тобою мы все доброе можем приобрести, а без Тебя мы ничто, мы медь звенящая и кимвал бряцающий. Господи, помоги же нам! Аминь. Возлюбленные братие! 91 Господь Иисус Христос – наш Спаситель, наш Искупитель. Он, нас ради человек и нашего ради спасения, приходил на землю, учил, страдал и воскрес. Христос нас Себе усвоил, а потому называет нас братией, чадцами, учениками. Каково же отношение должно быть к нам Его Божией Матери? Если мы братия Христова, то и Божия Матерь – наша Мать, наша Заступница и Покровительница. Так именно верует и чувствует наше христианское сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но истина на стороне малых, а не многих...» Митрополит Дионисий добавил, что «с такой сутью монашеской жизни не страшны ни война, ни революция. У монаха ничего невозможно отнять, потому что у нас все есть». В качестве личного примера, как благотворно действуют на человека гостеприимство со стороны монахов и радостная готовность помочь, владыка Дионисий вспомнил свое посещение Оптиной пустыни в молодости и подчеркнул, что проявление гостеприимства и радостного духа как магнит привлекает людей в обители. В продолжение темы стяжания добродетелей как главной цели монашеского подвига епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы, поделился с участниками круглого стола размышлением о роли игуменов и игумений в достижении этой цели насельниками управляемых ими обителей. Сообщение владыки Алексия носило название «Забота игумена о возрастании братии в добродетелях». Отправной точкой доклада Его Преосвященства была мысль, что идеалом наставника является Сам Христос — Пастырь добрый, полагающий душу за овец (см. Ин. 10:11). Особое попечение Спасителя о духовном воспитании апостолов — одна из основополагающих тем Евангелия. Епископ Алексий подчеркнул, что это попечение жертвенно, и ведет оно не к почитанию и славе, а на крест. Обязанность игумена — научить братию любви во Христе, привлекая вверенных ему людей к Богу, помогая им почувствовать любовь Божию и достигая этим правильного устроения монашеского общежития. Владыка Алексий подчеркнул, что «без помощи наставника человеку трудно, почти невозможно научиться самому главному — трезвению, познанию самого себя, обретению должных духовных понятий и правильного взгляда на себя и окружающий мир». В качестве примеров епископ Алексий привел чуткое, бережное отношение преподобного Варсонофия Оптинского к духовному становлению будущего преподобноисповедника Никона (Беляева) и столь же внимательное духовное руководство игумении Ювеналии (Ловенецкой), а затем владыки Арсения (Жадановского), воспитавших схиигумению Фамарь (Марджанову), прославленную в лике преподобноисповедниц и в свою очередь ставшую замечательной подвижницей и духовной матерью многих монашествующих и мирян.

http://patriarchia.ru/db/text/5874097.ht...

Обильный материал для исследовательского анализа дали периодические издания, в частности, епархиальные ведомости различных епархий, где проходил свое служение митрополит Кирилл. Особенно информативными являются для настоящей монографии «Тамбовские епархиальные ведомости», где публиковались епархиальные распоряжения и указы, проповеди правящего архиерея, хроника епархиальной жизни, подробные описания поездок высокопреосвященного Кирилла по церквам и монастырям епархии в разные годы. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» содержатся материалы, которые характеризуют архипастырскую и общественную деятельность Тамбовского преосвященного, в частности его попечение над тамбовскими духовно-учебными заведениями, социально-благотворительную работу в Тамбовском крае. Кроме того, благодаря этим материалам, имеется возможность определить отношение владыки Кирилла к первой мировой войне, отречению императора Николая II, Февральской революции 1917 года. Автором исследования просмотрены и использованы номера этого епархиального периодического издания за период с 1909-го по 1917 год. Среди других печатных изданий, привлекавшихся при работе над настоящим исследованием, – «Церковно-общественный вестник» (Санкт-Петербург) за 1914 год; журнал казанских обновленцев «Православный церковный вестник» за 1925,1928 годы, где приводится обновленческая характеристика действий в Казани митрополита Кирилла; некоторые другие периодические издания как дореволюционного, так и советского периода. Важным источником является мемуарная литература, передающая атмосферу эпохи и содержащая много частных фактов и свидетельств, отсутствующих в других источниках. Среди опубликованных мемуарных источников, использованных в данной работе, следует отметить воспоминания протопресвитера Георгия Шавельского («Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота»), мемуары С. И. Фуделя («Воспоминания»), князя С. Е. Трубецкого («Минувшее»), Η. П. Окунева («Дневник москвича (1917–1924)») В. Марцинковского («Записки верующего»), митрополита Евлогия (Георгиевского) («Путь моей жизни»), митрополита Вениамина (Федченкова) («На рубеже двух эпох»), епископа Арсения (Жадановского) и др. 725 В то же время, при всей важности этого рода источников, следует критически оценивать многие содержащиеся в них высказывания и оценки, в силу субъективности последних, что особенно справедливо по отношению к мемуарам протопресвитера Георгия Шавельского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По сирской литургии св. ап. Иакова предстоятель раздает евхаристию священникам, диаконам, затем мipяhaм 179 . Св. Василий Великий и другие отцы говорят о получении евхаристических даров из рук священника 180 , тоже и др. С VIII века, – точнее со времени Трулльского собора (691 г.), право преподавать св. Дары стало исключительно принадлежать епископам и пресвитерам, так что уже названный собор знает только епископов и пресвитеров, преподающих св. причастие, почему и узаконяет, «кто из епископов или пресвитеров требует за преподавание св. причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен» 181 . Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа? Мужчины получали Тело прямо в руки, крестообразно сложенные и обнаженные, т. е. так, как сейчас принимают священнослужители. Женщины же должны были подставлять чистые пелены 182 . Эти пелены носили название «dominicale». Шмидт в своем лексиконе говорит следующее о «dominicale»: это были пелены, в которые причащающиеся женщины полагали жертву (евхаристическую), так как им не было разрешено получать ее голою рукою, что однако позволялось мужам 183 . Но обычай принимать причастие в «dominicale» был, собственно, западный, так как ни у одного из отцев и учителей Церкви Востока мы не находим о нем упоминания 184 . Практика принимать Тело в руки на Востоке существовала, как можно проследить по письменным памятникам, до VIII века. Это явствует из писаний: Климента Александрийского 185 , Тертуллиана 186 , Оригена 187 , Киприана 188 , Дионисия Александрийского 189 , Кирилла Иерусалимского 190 , Амвросия 191 , Августина 192 , Иоанна Златоустог о 193 . Созомен в 8-й кн[иге] рассказывает, как одна женщина из последовательниц Македония, по уважению к своему мужу православному, получила в руки от Иоанна Златоустог о евхаристическую частицу и как, затем, в руках этой женщины простой хлеб, которым она лукаво заменила полученные св. Дары, обратился в камень. Бл. Феодорит, изъясняя слова 27-го ст. XI гл. Коринф.: «повинен будет Телу и Крови», – говорит: (этими словами апостол) «дает разуметь, что как предал Его (Христа) Иуда и поругались над Ним иудеи, так безчестят Его и те, которые всесвятое Тело Его приемлют нечистыми руками и влагают в скверные уста» 194 . В 78-й главе Луга Духовного Иоанна Мосха мы встречаем выражение: «Как с такими руками (разумеется оскверненными преступлением) ты приступаешь к принятию святейших Таин Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа!» Наконец, 101-е правило шестого, так называемого Трулльского собора (691), повелевает приступать к причастию, сложив руки в образ креста и вместо руки ничего не иметь для принятия божественного дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Под руководством игумении Евгении-младшей Аносин монастырь успешно благоустраивался и к семидесятым годам прошлого века стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям. Обитель славилась прежде всего своим подвижничеством. Ее монахини нередко становились настоятельницами других монастырей и общин. Не случайно портрет Аносинской игумении Евгении украшал настоятельский корпус Оптиной пустыни – оптинские старцы часто направляли своих духовных дочерей в Аносину пустынь, зная, что именно там они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Вообще Аносинский монастырь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь также было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер. Каждая из них вручалась опытной монахине – старице, и отношения между ними строились на взаимном доверии, без чего невозможно стяжать смирение и послушание – начало всех других христианских добродетелей. В 1875 году мать Евгению перевели в Москву, где до своей кончины в 1890 году она была настоятельницей московского Страстного монастыря. А настоятельницей Аносина монастыря после нее сталамонахиня Рафаила (Ровинская), единодушно избранная сестрами и утвержденная епархиальным начальством. Игумения Рафаила была достойной преемницей игумении Евгении в 1875–1879 годах; после Аносиной обители она управляла еще рядом монастырей Московской епархии. Пятая игумения матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет (1879–1918-1919?) и преставилась в возрасте 90 лет уже после революции (пришла в обитель матушка еще 18-тилетней девушкой). Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила. Церковные службы матушка посещала неопустительно, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окрмление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно. В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменией. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».

http://sobory.ru/article/?object=00804

Позволю себе процитировать слова святителя Филарета Московского: «Злоречие, которым некоторые думают исправлять зло, неверное для этого врачевство. Зло не исправляется злом, а добром. Как загрязненную одежду нельзя чисто вымыть грязною водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока». А вот хорошие слова епископа Арсения (Жадановского): «К неверным нужно… отнести тех, которые осмеливаются уже и суд производить над Церковью и ее установлениями: и то их соблазняет и другое, и то им не по духу и это. И вот такие неверные начинают много писать и говорить о непорядках церковных, о недостойных пастырях и т.д. А испытайте – сердце таковых далеко отстоит от веры». Наконец, приведу слова старца Паисия Святогорца, который высказался об этом так, что после уже и бессмысленно что-то добавлять: «Единственный порочащий Церковь порок происходит от нас же самих, когда мы, начиная с того, кто стоит во главе иерархии, и кончая простым верующим, представляем Церковь не так, как подобает. Нам надо быть внимательными, чтобы не создавать в Церкви проблем и не раздувать случающиеся малые человеческие слабости, чтобы не сделать большее зло и не дать лукавому повода к радости. Тот, кто, видя какой-то малый непорядок, приходит в сильное волнение и в гневе бросается его исправлять, похож на неразумного пономаря, который, увидев, что течет свеча, со всех ног бросается ее поправлять, сбивая при этом молящихся, переворачивая подсвечники и создавая во время богослужения величайший беспорядок. К несчастью, в наше время мать-Церковь смущают многие. Одни – образованные – ухватились за догмат умом, но не духом святых отцов. Другие – неграмотные – тоже ухватились за догмат, но зубами. Поэтому они ими и скрежещут, обсуждая какие-то церковные проблемы, и таким образом Церкви наносится вред больший, чем от врагов нашего Православия. Я обратил внимание вот на что: из Православия уходят только эгоисты. Человек смиренный из Православия никогда не уходит.

http://pravoslavie.ru/32706.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010