Но что указывает преп. Макарий этим выражением? Как понять его? Думают, что здесь Преподобный оттеняет высоту физической природы человека, именно указывает на то, что тело приспособлено к жизни души, что оно, хотя материально, но может подчиняться требованиям нашего духа. В самом деле, как объяснить невероятный пост некоторых подвижников? Свойственно ли организму, оставаясь без нужного питания, жить и не только жить, но и приобретать живость и подвижность, не должен ли он погибнуть без пищи? В действительности мы так и наблюдаем, – где организм недостаточно питается, там он умирает. И только тело человека, у которого силен дух, живет и при дурных условиях. Или свойственно организму истлевать и т. п. Но есть мощи, и это такие тела людей, которые ссыхаются, но не подлежат тлению. Помимо этих чрезвычайных явлений мы видим, что в теле человека все приспособлено к жизни души. Душа, будучи утонченной, говорит преп. Макарий, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, и подобно сему, языком, которым говорит, и рукою, и, одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом, вследствие чего и совершаются все жизненные отправления 898 . Принимая во внимание такую связь между душею и телом и приспособленность тела к жизни души, наш отец и выразился так, что тело есть подобие души. А если так, то оно не может быть всецело отнесено к материальной природе, оно выше ее. В человеческом организме лежит в потенции возможность безсмертия; тело одухотвореннее обыкновенной грубой материи. Интересно также рассуждение преп. Макария о душе как теле: «Всякая тварь и Ангел и душа и демон, – говорит он, – по собственной природе своей, есть тело; потому что, хотя и утонченны они, однако ж в существенности своей, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существенности своей дебело» 899 . Нам кажется, что телом преп. Макарий называет душу человеческую в относительном смысле, по сравнении с существом Бога. Бог есть высочайший, непостижимый, неограниченный, чистейший дух. Духовность же сотворенных духов в сравнении с духовностию Божества не чиста, ограничена. Так, душа не вездесуща; она должна занимать какое-нибудь небесное пространство, она, далее, не всеведуща и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Так гордость и самомнение есть весьма существенные причины падений 564 . А посему, если увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он причастник благодати; то, хотя бы и знамения он творил и мертвых воскрешал, но если не признает души своей безчестною и уничиженною, и себя нищим по Духу и мерзким, окрадывается он злобою, и сам не знает того. Если и знамения он творит, – не должно ему верить. Таковый не христианин, а сосуд прелести и диавола 565 . Теперь вопрос в том, как относится благодать к немощным христианам, которые подвергаются частым падениям? Господь милосердствует к таким и долготерпит. Он долготерпит, когда мы, по великому неведению, по младенчеству и по причине укоренения в нас пороков, отвращаемся от жизни и сами себе полагаем много препятствий... Он пребывает к нам милостив, невидимо охраняя и упокоевая нас, и не попускает нам совершенно погибнуть в пороках, имея в виду, что мы обратимся к Нему когда-нибудь. И если кто желает узнать долготерпение Божие, тот пусть обратится к богодуховенным Писаниям. Там всякий найдет безчисленное множество примеров долготерпения Божия. Посмотри на Израильтян, как много они грешили? Сколько раз совращались? И Бог не оставлял их в конец; но на короткое время к их же пользе предавал наказаниям, скорбию желая смягчить их жестокосердие, обращал, побуждал их, посылал к ним пророков и сколько времени был долготерпелив к ним, когда они согрешали и оскорбляли Его. Так и ныне милостивый и благий к каждому из нас Бог являет Свое долготерпение; хотя многократные видит от каждого оскорбления, но безмолствует, ожидая, не отрезвится ли человек со временем и с великою любовию приемлет Он обращающегося от греха. Но если кто, при великом милосердии и долготерпении Божием, сам дошедши до крайнего пренебрежения, начнет прилагать грехи ко грехам, присовокуплять безпечность к безпечности, на одном прегрешении созидать другое, то он впадет, наконец, в такой грех, из которого не в состоянии будет восстать и в конец погибнет. Так погибли Содомляне, так погибли люди во дни Ноя, так погибли Израильтяне. Так готовит себе осуждение и каждый христианин, который преумножает число грехов, не внемля долготерпению, благости и премудрости Божией 566 . е) Процесс нравственного усовершенствования христианина

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Напоследок, Сам Он (Христос) пришел, отъял забвение, отъял и заблуждение, потом и врата адовы сокрушил, вошел к заблудшей душе, Себя Самого предложив ей в образец (πδεγμα), чтобы чрез сие возможно ей было достигать в меру возраста, в совершенство Духа 596 . Христос боролся с человеческим грехом и искушениями от диавола – то же надлежит и каждому христианину. Христос, после борьбы, достиг духовного субботствования, того же достигает путем постепенного усовершенствования и христианин. Христос есть высший образец, причина нравственного совершенства 597 , но Он, вместе с этим, есть наш внутренний очиститель. Он вселяется в наши души и помогает нам бороться с греховной нашей природой. Как огнем зажигаются многие светильники и горящие свечи; и все свечи и светильники возжигаются и светят тем, что по природе одно и то же: так и христиане воспламеняются и светят одним и тем же по природе Божественным огнем Сына Божия 598 . Имея пред собою идеал и образец Христа, при помощи своих естественных сил и вспомоществуемый благодатию Божиею, христианин должен возобновить и перестроить свое внутреннее греховное существо, должен приготовить внутренние горницы (ταμεα) и ложницы (κουβοκλεια). Ибо Царь Христос с Ангелами, святыми духами идет упокоиться там, и пожить, и походить (μπεριπαπσαι), и основать Свое Царство 599 . Кто не по имени только хочет быть последователем Христа, тот должен радикально изменить свое прежнее греховное состояние и поведение, сделаться совершенно новым человеком, как и говорит св. апостол: «Аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5:17 ) 600 . Сердце человека – запустелый город, невозделанный сад. И как если кто захочет возобновить город, разрушает старое и начинает копать и полагать новое основание и, затем, выводить здания, или кто хочет развести сад в местах запустелых и зловонных, тот очищает место, обносит его оградой, делает водопроводы, а затем садит деревья и постепенно выращивает их, так и в деле нравственного восстановления предлежат христианину великие труды и подвиги 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Итак, выражение преп. Макария «плототворить себя» указывает на то, что Господь входит в единение с полным, целым человеком, состоящим из души и тела. Такое понимание указанного выражения подтверждается и филологическим смыслом слова σωματοποιε. Не употреблено ни σρξ, (плоть), ни ψυχ (душа), а σμα, каковым понятием обыкновенно определяется вся природа человека с его душею и телом. В беседах преп. Макария есть места, где он даже прямо и ясно говорит о том, что Господь вселяется не только в душу, но и в тело человека. «О, неизреченное Божие благоутробие!», – восклицает, например, он в одном месте 49-й своей беседы. Бог туне дарует Себя верующим, в краткое время человек делается наследником Божиим, Бог вселяется в тело человека и Господь – имеет у Себя прекрасную обитель – человека. Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку; так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем 891 . Сообразно с таким представлением единения Бога с целым человеком, преп. Макарий для уяснения слушателям этого единения не находит более подходящего образа, как союз жениха и невесты, мужа и жены. Как в этом союзе происходит тесное духовное и физическое общение, ибо сказано и «будета два в плоть едину», так и в общении христианина со Христом – вся природа человека делается единым смешением с Духом 892 . Единение христианина с Богом, Христом есть основная идея мистического мipocoзepцahuя преп. Макария; эта идея дает затем направление всем его рассуждениям и мыслям. То он говорит о природе души, ее внутренней жизни, о тех ее переменах, изменениях, какие должны в ней происходить, дабы сделаться достойной общения с Богом, то он трактует о Боге, идущем навстречу стремлениям и исканиям души. То, наконец, касается самого общения души со Христом, где речь идет уже о той сладости, отраде, какую испытывает душа, приявшая Господа. Выходя из мистического мipocoзepцahuя, преп. Макарий, далее, заявляет, что первый человек Адам через грехопадение потерял образ и подобие Божие. Адам, преступив заповедь, погиб двояко, читаем мы у него, потому что утратил, во-первых, чистое, прекрасное по образу и подобию Божию созданное достояние природы своей, а, во-вторых, – самый образ, в котором по обетованию состояло все его небесное наследие 893 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

А вот другую душу демоны быстро ведут в ад. Это была душа некоего рабочего, который задушил себя веревкою. А позади следовал Ангел ее; и оплакивал погибель и с печалию говорил: Горе несчастным демонам, сие страшное содевающим. в) Начало письма св. Макария к сынам Божиим Если человек начнет познавать самого себя, для чего он создан, и познавать своего Творца Бога, тогда он начнет раскаиваться в том, что он совершил во время небрежения своего. Вслед за этим Благий Бог даст ему печаль о грехах, а затем опять по Своей благости дает ему и изнурение тела в постах и бдениях, усиленную молитву, и презрение к мipy, так чтобы он охотно переносил положенные лишения, и ненавидел всякое утешение телесное, и любил больше плач, чем смех. После этого ему приличествует желание слез, плач, смирение и уничижение сердечное, так, чтобы он видел бревно в глазе своем, и не пытался извлечь сучек из глаза другого, и говорил всегда: «яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну», – и чтобы помышлять о дне смерти своей, и о том, каким образом он должен ходить перед Богом, представляя в уме своем суд и наказания, а не только заслуженные почести, которые будут даны святым. Итак, если Бог увидит, что все это человеку приятно, то Он оставляет его, если тот отрекается от удовольствий и сопротивляется противоборствующим Князьям мipa сего, которые связали его прежде; но, вот, различные услаждения явствами, изнеживающие сердце человека, начинают искушать, чтобы его опять победить вследствие долговременного утомления тела, причем мысли ему говорят: сколько времени еще ты будешь выносить этот труд, потому что стоит тяжелого труда, чтобы кто-нибудь заслужил того, чтобы в нем пребывал Бог, в особенности ты, который много согрешил, и сколько тебе грехов должен отпустить Бог! И если он (диавол) узнал, что сердце человека твердо в страхе Божием и не оставляет места своего, но храбро противостоит и борется, тогда приходит он к нему под видом правды: Ты согрешил, но ты принес раскаяние, потому ты уже свят; и напоминает ему о грехах некоторых людей, которые еще не принесли раскаяния, посевая в сердце его тщеславие. И не только это, но злые духи делают так, что некоторых людей начинают хвалить ему коварно, и призывают его к делам, понести которые он не может, внушая ему мысли не есть и не пить и мысли о бдениях, и многое другое, о чем долго говорить, и указывают ему легкость для совершения этого, чтобы как-нибудь соблазнить его к этому, тогда как Писание предупреждает и говорит: «Да не уклонишися ни на десно, ни на лево, но шествуй прямым путем».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Борьбу в трудничестве или, так называемое, «борение», нужно различать от «брани». Борение более широкое понятие. Им обозначается вообще борьба христианина с противными силами. Брань же, это только наступление, если так можно сказать, сопротивной силы на человека. Обыкновенно диавол воздвигает брань на человека. Но и человек должен воздвигать брань на сатану и на самого себя. Между прочим, брань на самого себя состоит в укорении и гневе на себя 609 . Наступление брани находится в руках Божиих. В брани Господь упражняет душу. В иной час душа упокоевается в молитве, а в другой – бывает в брани. Ибо так угодно Господу; поскольку человек еще младенец, то и упражняет его Господь во бранех 610 . В брани действует прирожденный человеку грех . Наступление, или, лучше сказать, действие этого природного греха зависит опять-таки не от человека. Он сам собою является, помимо нашей воли, и задача человека состоит лишь в том, чтобы гневаться на самого себя, противоречить и противодействовать греху. Если же грех является по навету диавола, то этот грех возникает уже по произволению человека и в нем человек повинен 611 . В самый процесс борения сердце христианина представляет из себя целое зрелище. Там лукавые духи борются с душею, а Бог и Ангелы взирают на подвиг. И это зрелище похоже на ристалище, где люди, запрягши коней, правят колесницами и устремляются друг против друга, каждый старается низринуть и победить противника 612 . При этом, во время борения сперва внутри сердца бывает брань, затем, самое борение, которое продолжается равновесием и оканчивается склонением или перевесом то любви к Богу, то любви к мipy. Вот, например, как развивается спор с братом. Сначала человек сам в себе говорит: скажу ему; нет, не скажу. Заведу с ним речь; нет, не заведу. Помнит он о Боге, но и свою берет славу и не отрекается от себя. Это степень равновесия. А если любовь и наклонность к мipy перетянут несколько на весах сердца, тотчас лукавый помысл готов подвинуть и уста. Потом ум как бы натянутою стрелою изнутри устреливает ближнего языком и в сбережение славы своей, без всякого уже принуждения воле, мечет стрелы непристойных слов. Это степень склонения, за которой уже следует полный перевес греха. Человек, после этого, начинает язвить ближнего непристойными словами, пока грех не разольется по членам. Дальнейшее развитие этого (греха) может дойти до ударов, ран и даже убийства. То же представляй и о каждом грехе, и худом начинании. Так развивается всякое порочное дело, прелюбодейство и татьба, любостяжательность и пьянство, сребролюбие и тщеславие, ревность и любоначалие, и какое бы то ни было порочное предначинание 613 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Только в отвлечении, пожалуй, еще можно указать основные черты или свойства ума, воли и сердца. На деле же, при анализе того или другого движения души, трудно бывает сказать, к обнаружению какой способности нужно отнести то или другое душевное явление. Возьмем, для примера гнев. В этом психологическом акте можно проанализировать следующее: ум (рассудок) дает возможность заметить, сознать, обратить внимание на внешний факт, который потом вызывает раздражение, воля останавливает на этом факте наше внимание и своею энер- гиею усиливает неприятное впечатление, полученное от этого факта, наконец, сердце испытывает неприятное чувство, которое мы и называем гневом. Здесь очевидно больше всего находится в напряжении сердце – вот почему гнев и относят к движениям и проявлениям жизни сердца. То же самое нужно сказать и относительно всех движений души. Такая связь и взаимоотношение способностей души не дает возможности, между прочим, точно классифицировать характеры людей. Психология не раз пыталась и пытается совершать подобную классификацию. Но ее опыты в этом отношении остаются слишком неудачными. Как на самом деле классифицировать характеры? Обыкновенно исходною точкою для этого можно иметь лишь то, что в одном душевном движении больше действует ум, в другом воля, в третьем сердце. Отсюда производят такое деление характеров: рассудочные, волевые, чувствительные. Но всегда, например очень легко под категорию волевых характеров подвести такие типы, которые думают относить к рассудочным характерам и т. п. (Смотри попытки классификации характеров у Полана, Фулье, Рибо и др.). Преп. Макарий не был ученый психолог. Он говорил из своего внутреннего опыта, из глубокого знания своей души, а если так, то его заявление о душе и замечаемые у него переплетения деятельности сил имеют для нас то значение, что все это подтверждает ту психологическую истину, что душа едина. Далее, по Макарию, всякий человек может усвоять Христово учение, при этом, по его взгляду, на естественном темпераменте строится все здание нравственного усовершенствования человека. Весьма интересно это заявление нашего отца. Оно отрадно и успокоительно для каждого сердца. У каждого есть природные особенности, от которых нельзя освободиться, иначе – всякий от природы имеет свой темперамент, свои индивидуальные особенности. Один от природы мягок, другой суров, иной подвижный, другой медлителен и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Нужно при этом сказать, что способности, с одной стороны, тонко различать греховные, а, с другой, благодатные проявления у духовно-опытных людей проявляются одновременно. Если же этого не замечается, то это верный признак отсутствия духовного опыта. Кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святаго Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным веселием, тот остается без способности различия, не имея познания о многоразличном домостоительстве Божией благодати и Божия мира 797 . Отличительная особенность духовноопытных людей, – это их рассудительность 798 и во всех обстоятельствах жизни непоколебимая твердость. Преуспевающие в искушениях и скорбях, от которых ни один христианин никогда не свободен, не будут отчаиваться и приходить в удивление, ибо знают, что, по Божию попущению, дозволяется злобе испытывать душу и при своем богатстве и покое они не делаются безпечными, но всегда ожидают перемены 799 , и при этом не боятся уже этих вражеских нападений. Как тот, кто многократно попадал в руки разбойников, и, потерпев от них потери, затем с великим трудом избегал их и после того приобрел огромное имущество и большое достояние, не боится уже разорения по причине умножившегося богатства, так и духовно-опытные люди, прошедшие сначала множество искушений и страшных мест, потом, исполнившись благодати и преизобилуя благами, не боятся уже тех, которые хотят разграбить их, потому что богатство их немало 800 . Не удивляются эти люди и духовным благам и, в частности, тому, что будут царствовать со Христом, ибо они предварительно уже познали все тайны благодати 801 . Еще новая особенность внутренней жизни духовноопытных людей это та, что они начинают приобретать или лучше сказать преумножать в себе добродетели без особого труда, подобно тому, как в мipe имеющие богатство без труда приобретают себе всякую вещь и на богатство приобретают себе еще большее богатство 802 , и при этом в своих трудах они находят себе радость и отраду 803 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Есть и признаки, по которым каждый христианин может испытать силу своей веры. Господь сказал: верный в мале и во мнозе верен есть ( Лк. 16:10 ). И еще: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ). Малое – это все земное. Многое – небесные блага. О первом Господь повелевал вовсе не заботиться, а о втором прилагать все старание и усердие. И, вот, если христианин верен в малом, – т. е. не заботится о земном, то это верный признак того, что он ищет большего – небесного блага. Испытай же себя, христианин, не занимают ли тебя земные попечения, великая забота о телесной пище и одежде, о прочих нуждах и о покое... если есть у тебя еще о всем этом попечение, то знай, что ты еще не уверился в получении вечных благ, т. е. Царства Небесного, и, почитая себя верующим, оказываешься неверным еще в малом и тленном. Или вот тебя постигли плотские страдания. Снова испытай себя: не приводят ли они тебя к земным врачам? Если так, то ты опять себя обманываешь, почитая себя верующим. Ибо если бы ты, действительно, веровал, что Христом врачуются неврачуемые язвы безсмертной души, то ты уверовал бы, что Он силен уврачевать и временные телесные немощи и болезни, и к Нему Единому прибег бы, презрев врачебные пособия и услуги. Ибо Кто создал душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней 665 . Итак, вот характеристика верующего человека. Он оставляет всякую заботу о земном и во всем полагается на Господа. Но зачем же тогда Господь создал земные травы, лекарственные вещества и приуготовил врачебные пособия? Человек после падения сделался неверным, немощным, болезненным. Бог, по безконечному Своему человеколюбию, не оставил и падшего человека. Он явил и о нем Свое смотрение, не восхотел, чтобы совершенно погиб род человеческий. К уврачеванию тела этого немощного человека и дал Он врачебные пособия. Им дозволил пользоваться сими средствами, потому что они не в состоянии всецело вверить себя Богу. Что же касается, например, инока, который всецело вверил себя Христу, то не для него существуют эти врачебные пособия 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Когда родители заметили беременность дочери и стали спрашивать ее о виновнике, девица согласно принятому решению указала на Макария. От такого заявления родители пришли в сильное раздражение. Они собрали большую толпу односельчан, подошли с шумом к келлии мнимого виновника преступления, вытащили его наружу и стали наносить ему удары. Макарий недоумевал, за что его так немилосердно бьют. Но этого было мало. Рассвирепевшая толпа повела его в селение, повесила на его шею горшок с золою, толкала Преподобного с разных сторон и кричала: «Так его, так его! Потому что он растлил молодую девицу». Били его все. Один только человек не принимал в этом участия. Он шел позади и со скорбию смотрел на совершающееся. Это был один благочестивый старец, который, из уважения к преп. Макарию, прислуживал ему в келлии и потому хорошо знал доброе, безукоризненное поведение его. От побоев Макарий был близок к смерти. И вот только тогда некоторые «верные» возвысили голос и потребовали расследовать дело. Эти люди стали громко заявлять, что знают отшельника за честного человека; они успели высвободить Макария от уз, разбили повешанные на него позорные горшки и взяли его под свое покровительство. Родители девицы, однако, не успокоились. Они вынудили Макария дать им подписку в том, что он будет содержать их дочь и ее будущее дитя. Макарий согласился. Поручился за нашего отца и вышеназванный благоговейный старец. После столь великого безчестия, побоев и огорчений преп. Макарий, наконец, был отпущен в свою келлию. Теперь ему предлежала забота содержать не только себя, но и свою мнимую жену. И Преподобный ревностно принялся за работу, при этом он часто сам себе говорил: «Макарий, вот ты нашел себе жену; отныне тебе нужно трудиться день и ночь, чтобы прокормить себя, ее и дитя». И Преподобный трудился... Он в избытке изготовлял корзины и заработанные деньги отсылал девице. За такое терпеливое, безропотное перенесение столь великой обиды, правосудный Бог скоро дивно прославил Своего избранника. Наступило время родить девице и она стала испытывать невероятные муки, так что по временам казалась мертвой. Страдания ее продолжались в течение четырех дней. Тогда, наконец, мать спросила у дочери, не виновата ли она в чем-нибудь, что так сильно мучится? И только тут девица раскаялась. Она созналась, что не Макарий сделал ее беременною, а тот молодой человек, с которым она так часто видалась. После этого, несчастная женщина, наконец, родила.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010