Религия – это могучая сила в созидании культуры. Она могуче влияет даже на людей, ее отрицающих. И вот, оказывается, что религия немцев – протестантизм как нельзя лучше соответствует началам именно западного образования. Рационализм, на котором выросло это образование, – лежит в основе и протестантизма. Индивидуализм – отличительная черта характера этого образования – является основной чертой и протестантизма: последний, как мы сказали, и вырос в борьбе религиозной личности за свободу. Личность в протестантизме не имеет никаких ограничений. Ведь в протестантизме Слово Божие, почитаемое за основу религии и культа, истолковывается разумом каждого, а потому каждый имеет право видеть и находить там все, что ему заблагорассудится. Церкви, как среды, ограничивающей религиозный произвол личности, в протестантизме нет: там каждый спасается сам собой. С такими основными чертами протестантизм явился самой благоприятной почвой для произрастания и расцвета материалистического и индивидуалистического направления науки и образования в немецком народе. Итак, мы видим, что именно у немцев западная культура могла найти свое полное воплощение. Поэтому вполне справедливо принято в последнее время именовать западную культуру культурой немецкой. Упомянутые же факты настоящей войны наглядно показывают, какова эта культура, куда она ведет, что она может сделать не только с отдельным человеком, но даже с целым народом при благоприятных для нее условиях. Имя немцев стало синонимом варварства. А меду тем, весь культурный мip и теперь следует тому же образованию, видя в нем последнее слово истины. Правда, это образование только у немцев дало такие горькие плоды, но это не значит, что подобных же плодов оно не может принести у других народов. Если у других народов отрицательное его влияние встречает препятствие со стороны природных особенностей национального характера, то ведь известно, что у человека бывает и другая природа: привычка, говорят, вторая природа; известно, что продолжительным, настойчивым и сильным влиянием можно и природные наклонности и задатки изменить, извратить или растерять.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Это изгнание из рая есть первое отлучение человека от непосредственного общения с Богом, сопровождавшееся для человека тяжелыми последствиями. Близкий доселе к Богу, он стал далеким от Него, чуждым Ему, рабом Его. Он лишился прежних своих преимуществ, и проклятие (что равносильно отлучению человека от Бога) отселе тяготеет над всей землей. Лишившись непосредственного руководства Божия, он чаще и чаще нарушал теперь волю Божию, глубже и глубже падал нравственно; а чем глубже были эти падения, тем грознее раздавался голос Владыки- Бога, подвергавшего человека наказанию за всякое преступление против Его закона. Ветхозаветная история немало дает нам примеров таких наказаний или отлучений, совершаемых Самим Богом. Так, после проклятия, бывшего еще в раю в наказание за первое грехопадение прародителей ( Быт. 3:14–24 ), Он изрекает проклятие на первого сына прародителей, на братоубийцу Каина: и ныне, – говорит Он ему, – проклят ты на земли, яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея... Стеня и трясыйся будеши на земли ( Быт. 4:11–12 ). А затем во bceмiphoм потопе истреблено было, как недостойное милости Божией, все развращенное человечество, за исключением Ноя с семейством. После потопа, когда вновь размножившееся человечество не оказалось лучше, мы снова видим целый ряд отлучений, исходивших от Самого Бога, а позже произносимых от Его имени верными рабами Его в лице первосвященников, пророков и благочестивых царей. Эти отлучения были или общие, каковы, например, проклятие, произнесенное Моисеем на преступников закона (проклят всяк, иже не пребудет во всех словесех закона, еже творити я. Втор. 27:26 ; ср. 28:15–68), а также Иисусом Навином на Иерихон (И. Нав. 1:16 ), или частные, в отношении к определенному лицу, каковы, напр., отлучение и казнь Корея, Дафана и Авирона ( Числ. 16:1–40 ), отвержение Саула ( 1Цар. 15:10–33 ) и др. Эти-то и другие подобные им непререкаемые в своем божественном характере и действенном значении примеры отдельных и как бы случайных отлучений и положены были в основу того обряда отлучения от религиозного общения, какой существовал у иудеев послепленного периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Есть еще в Постановлениях Апостольских обряд освящения воды и елея и особая молитва пред начатками плодов, потребность в которых, очевидно, определялась благочестивой настроенностью верующих и их глубокой религиозностью. «А о воде и елее поставляю я, Матфей, – читаем в Постановлениях Апостольских (8, 29). – Воду и елей пусть благословляет епископ, а если он в отсутствии, пусть благословляет пресвитер, в предстоянии диакона. Когда же епископ налицо, то пусть присутствуют пресвитер и диакон, и говорит он пусть так: «Господи Саваоф, Боже сил»... и т. д. В молитве испрашивается у Бога освятить воду и елей «о имени принесшаго или принесшей» и дать им «силу здравия содетельну, болезней отгнательну, бесов прогнательну, всякаго навета гонительну»... и пр. (8, 29). «Над принесенными же начатками пусть благодарит епископ так: «благодарю Тебе, Господи Вседержителю... над принесенными Тебе начатки, не елико должны есмы, но елико можем»... (8, 40). Можно находить в Постановлениях Апостольских еще молитвы, которые, правда, прямо не относятся к общественной церковно-богослужебной практике того времени, а даются для домашнего, частного употребления верующими, например, молитва обеденная (7, 49). Из приведенного литургического содержания Постановлений Апостольских можно видеть, как полно в этой книге очерчена церковно-богослужебная практика того времени и как хорошо она может уяснить вопросы-недоумения из области Православной литургики и оправдать наличную богослужебную практику Православной Церкви. Если Литургика как наука имеет своей задачей не только выяснение самых основ или происхождения разных форм и обрядов богослужения, но еще исторический обзор постепенного развития христианской церковно-богослужебной практики – и ее окончательную установку в ее настоящем виде, то Постановления Апостольские представляют богатый материал для выполнения этой исторической части задачи Литургики. С одной стороны, в литургическом содержании Постановлений Апостольских, относящемся к III веку, можно узнавать ту самую церковно-богослужебную практику, которая в большей или меньшей степени отражается в писаниях отцов и учителей II и начала III века; с другой стороны, эта церковно-богослужебная практика представляется уже значительно развившейся и осложненной сравнительно с прежней практикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Такое же и во всяком случае не менее определенное литургическое образование представляет собою в Постановлениях Апостольских и таинство священства. Церковная организация по Постановлениям Апостольским представляет собою строгое различие паствы от клира, который утверждается во главе Церкви и священнодействует (3, 10), а равно различие и степеней клира, во главе которого стоит епископ (2, 25). Каноническая сторона священства, т. е. правила относительно избрания и посвящения в клир, права и обязанности членов клира излагаются подробно во второй, третьей и шестой книгах, а собственно литургическая сторона священства описывается главным образом в восьмой книге. Здесь в отдельности представлены: чин посвящения во епископа, пресвитера, диакона, поставление в чтеца и диакониссу. «После того как на троекратный вопрос старейшего епископа о достоинстве вновь избранного все священное собрание ответит утвердительно и настанет молчание, – говорится в Постановлениях Апост. о посвящении во епископа, – один из первых епископов вместе с другими двумя, став подле жертвенника, между тем как другие епископы и пресвитеры молятся тайно, а диаконы держат над главою рукополагаемого раскрытые божественные Евангелия, пусть говорит к Богу: «Сый Владыко Господи Боже...» и след. 4, 5 глл. 8 кн. В этой молитве испрашивается для рукополагаемого «сила владычественного Духа», чтобы он мог безпорочно исполнять свое служение. После этого моления священники и весь народ говорят «аминь» и рукоположенному дается в руки жертва. «А наутро прочие епископы пусть помещают его на предлежащий ему престол и все приветствуют его целованием о Господе и он совершает литургию (8, 5). Относительно посвящения во пресвитера Постановления Апостольские указывают следующее: «Рукополагая пресвитера, ты епископ, сам возложи на главу его руку в предстоянии тебе пресвитерства и диаконов и молясь говори: «Господи Вседержителю Боже наш...» и след. В этой молитве тоже испрашивается на пресвитера благодать Св. Духа к безпорочному отправлению им своих обязанностей (8, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Известно, что всякая, самая естественная потребность, даже высшие наши стремления, при постоянном, настойчивом их удовлетворении, развиваются, переходят в навыки, а навыки переходят в страсти, страсти же в своем развитии не имеют границ. Самая естественная потребность в пище переходит в чревоугодие; потребность в питье рождает пьянство; потребность в одежде и жилище ведет к безумной роскоши, расточительности; инстинкт к продолжению рода переходит в мерзкое распутство; даже стремление к истине переходит часто в сатанинскую гордость, вражду к вере; стремление к любви – в злобную ревность; стремление к красоте – к уродству футуристов и т. п. Поэтому христианин обязан заботиться не о развитии, а о воздержании, об ограничении, об отсечении страстей, о борьбе с ними, о направлении их на путь к Христу. С другой стороны, и на пути нравственного совершенства человек может двигаться только постепенно, только путем постоянного, настойчивого упражнения в добре, путем созидания в себе добрых навыков, наклонностей, а все это опять требует от человека постоянной борьбы с косностью, с леностью, с инертностью. Итак, христианское понятие о природе человека ясно говорит, насколько общеобязателен аскетизм в христианской культуре. Считаем возможным упомянуть при этом, что эта психологическая сторона аскетизма так настойчиво говорит о его необходимости для нравственной жизни каждого человека, что, выходя из этой основы, все религии и даже лучшие философские системы, имевшие в виду нравственное развитие человека, проповедовали и проповедуют аскетизм, конечно, своеобразный. Так было у греков, евреев, индусов, буддистов, магометан и древних философов. Итак, аскетизм, как основной принцип нравственной жизни человека, есть обязанность каждого христианина. Со стороны своего воплощения этот принцип жизни христианской представляет собой весьма разнообразные виды, формы упражнения в духовной жизни по заповедям Божиим, в зависимости от индивидуальности каждого христианина. С одной стороны, мы видим здесь целые системы духовной, так сказать, медицины, исследующей и врачующей болезни духа человеческого, а с другой стороны, – это целая сложная школа, система воспитания человека во Христе, возрастания его в жизни духовной, святой; здесь мы видим целую длинную «лествицу восхождения к небеси».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Что же касается до самого судебного решения или приговора, то несомненно. Что под ним разумеется отлучение от Церкви, анафема, и слова: στω σοι σπερ θνηχς και τελνης суть не что иное, как прямая заповедь Спасителя об отлучении. В самом деле, если мы поближе рассмотрим политическое и религиозное отношение, в каком находились иудеи к язычникам и мытарям, то нас поразит здесь резкий рубеж разобщения и взаимного исключения. Иудеи в высшей степени ненавидели и презирали язычников как не принадлежащих к избранному народу Божию 1088 , а язычники, в свою очередь, совершенно уклонялись от внешних сношений с иудеями, как с враждебным им племенем человеческого рода, и эта неприязнь их была так велика, что язычник в случаях даже самой крайней нужды не решался не только просить каких-нибудь услуг у своего соседа-иудея, но и принимать их, хотя бы они предлагаемы были ему без всяких с его стороны домогательств. Он готов был скорее, в совершенной безпомощности, предать себя воле судеб, чем нарушить заветный обычай своей нации. Точно так же и мытари были предметом всеобщей ненависти и презрения ( Мф. 9:10 ; Лк. 7:34 ), часто по причине тех несправедливостей и притеснений, какие делали они при взимании пошлин, частью же, а пожалуй, и главным образом, потому, что они прямо передавались на сторону римского правительства и соблюдали только его интересы. Поэтому они, как нечестные люди и вымогатели, с одной стороны, и как изменники своего народа и религии – с другой, настолько были ненавистны для всех, что считалось за грех иметь с ними какое-либо общение. Иногда их даже подвергали, как врагов своей религии и своего племени, формальному отлучению от религиозного общения в синагогах. Если же такие именно, а не другие были во времена Христа отношения между иудеями и язычниками и мытарями, то что другое Спаситель мог выразить словами: στω σοι σπερ θνηχς και τελνης, как не уполномочение представителей общества отлучать от Церкви отъявленных и закоснелых грешников, нарушителей ее законов, и ставить их в такое же отношение к верующим, в каком находились язычники и мытари к иудеям, так чтобы все избегали сближения с ними и смотрели на них уже не как на своих собратий по вере, а как на чужих?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Была ночь, безпримерная, великая в истории человечества ночь. Мир греховный спал, утомившись от совершенных днем преступлений. И вот в это время в пещере близ города Вифлеема совершалось великое таинство спасения человечества, там рождался Христос, примиритель Бога и человека. Родился Он, и с этого же момента началось водворение мира на земле. Уже мир царит в Вифлеемской пещере. Здесь смиренная, кроткая Божия Матерь мирно повивает Своего Божественного Младенца и полагает Его в ясли. Здесь старец Иосиф благоговейно взирает на совершающееся таинство и радостно поклоняется родившемуся Господу. А вот пастухи в поле. Прежде, в темные ночи им не раз, быть может, становилось среди однообразной пустыни скучно, жутко, ибо они не имели в сердце своем отрады, не имели пред собою никакого смысла жизни. Со дня на день пред ними была голая степь, а в сердце вечный холод и не видно было для них впереди огонька, куда бы они могли устремиться и обогреть свою душу. Но вот в ночь рождения Спасителя, на небе явилось множество ангелов, воспевающих хвалебную песнь родившемуся Господу: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельское пение огласило дикую пустыню, оживило ее и отразилось радостным отзвуком в сердцах простых пастухов. Они почувствовали, что какая-то живительная струя проникла в их исстрадавшуюся пустую душу, и они спешат поклониться виновнику их душевной радости, поклониться рожденному в пещере Господу. А вот волхвы от востока 170 , издалека направляются к той же пещере Вифлеемской, нося в душе своей мир и отраду. Они посвятили всю свою жизнь на изучение природы и человека и пришли к убеждению, что в мире существует разлад, который может быть уничтожен только божественною силою. Волхвы сознавали, что мир гибнет от греха, ожидали небесной, божественной помощи и исстрадались, ожидая. Кто знаком с чувством ожидания, тот хорошо знает, что в этом чувстве есть элемент страдания. И чем ожидание продолжительнее, тем более страдания и самой радости при достижении цели. Волхвы ожидали Мессию, Примирителя неба и земли, много перестрадали, наконец, по звезде, они узнают, что Мессия родился; томительное чувство ожидания сменяется у них радостию, и они спешат в Вифлеемскую пещеру поклониться родившемуся Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Человеку свойственно переживать радостные, восторженные чувства при известных обстоятельствах и вот это-то проявление восторженных чувств человека при несовершенном своем отправлении выраждается в смех. Смеется, можно сказать, греховный человек. Смех – принадлежность, свойство падшего человека. От смеха нужно отличать добрую улыбку, происходящую от чистой радости. Улыбается, например, человек при виде успеха, славы, совершения доброго дела другом. Улыбается мать, видя, как ее дитя старается стать на ноги; улыбается начальник от удовольствия, что преданный ему подчиненный прилагает к делу все свое старание. Во всех этих случаях улыбка, как выражение чистой радости, естественна и поистине безгрешна; она бывает тиха, кротка, спокойна и ничуть не обидна для того, кто ее вызывает. Но вот смеется греховный человек и когда? Смеется он при безнравственных разговорах, смеется при виде и описаниях недостатков человеческих; смеется во время увеселений, смеется при каждом пустом обстоятельстве и смех во всех этих случаях вполне греховное явление. В самом деле, вникните в основу этого смеха, и вы увидите один только грех . Так, когда человек смеется при виде недостатков ближнего, то им руководит тогда чувство осуждения, злорадства, недоброжелательства к ближним, чувство самолюбия и гордости. Когда человек смеется при безнравственных разговорах, то очевидно он заражен сладострастием; когда человек смеется при всяком пустом случае, то это признак ветренности, крайней несерьезности. И этот смех, будучи сам по себе греховен, влечет еще за собою развитие нашей греховности. Так, смех приводит человека к безстыдству, к большему загрязнению совести, к сладострастию, к блуду, а вместе с этим к удалению от нас благодати Божией. Угодник Божий Димитрий Ростовский 106 говорит: «Остерегайся смеха. Смех собранное духовное богатство расточает; смех устраняет благодать Господню, погубляет память смертную, творит забвение Страшного суда. Смех есть признак детского нрава, сластолюбивого сердца, слабой, немужественной души. Остерегайся же смеха, чтобы тебе не быть лишенным всякой добродетели, чтобы ты не был объят безстыдством и не подпадал под козни врага. Остерегайся смеха, чтобы тебе не сделать душу совершенно пустою, ибо смех делает холодным, безчувственным сердце, отягчает душу, помрачает совесть, опечаливает ангелов, веселит бесов, смех всякой дерзкой выходке причина, всякому греху пособник, блуду и всякой нечистоте руководитель» (Алфавит Духовный 107 Ч. 2. Гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Женщины и девицы! Вы любите обливать себя духами, благоухающими веществами. Смотрите, чтобы также благоухало чистотою ваше внутреннее существо. А то – какое страшное может получиться несоответствие: во вне вы будете издавать благоухание, а внутреннее ваше будет смрадно, безобразно, грязно, нечисто, скверно, развратно; какой смысл тогда будут иметь ваши духи? От благоухания внешнего переноситесь мыслию к благоуханию внутреннему: будьте «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Надо ревниво блюсти нашу любовь к Господу и всячески остерегаться, как бы что не отторгло нас от полноты нашей любви к Господу Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» ( Мф. 22:37 ). Телесные подвиги, если они сопровождаются усталостью, вредно отражающеюся на нашем внутреннем настроении, надо умерять, и вообще надо стараться, чтобы у нас дух всем заправлял, был бы двигателем в нашем стремлении к Господу: «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте» ( Рим. 12:11 ). Поддерживать смиренное мнение о себе хорошо через постоянное воспоминание нашей прежней греховной жизни и наших теперешних постоянных недочетов, немощей и грехов. Тебе, однако, не ясны твои недостатки, несовершенства – воспроизводи в памяти нагорную проповедь Спасителя, вспоминай жизнь подвижников, обрати внимание на заслуги других людей, и ты увидишь, что тебе нечем хвалиться, разве только, как говорит св. апостол Павел, «немощами своими». Старайся так внутреннее свое поставить, чтобы, когда тебя хвалят или порицают, ты был бы к этому равнодушен, безучастен, спокоен: как будто это к тебе не относится, тебя не касается. Великое дело сила воли: это как бы руль на корабле. Посредством силы воли всем внутренним нашим движениям нужно дать правильное направление. Сила воли помогает нам со всем мириться, все переносить; как результат всего этого – спокойное, безмятежное в Боге житие. Какое это высокое, божественное чувство – любовь! В ней поистине отобразился образ Божий в человеке. Любовь – это возглавие всех добродетелей: она ведет ко всему доброму; она заставляет нас быть и кроткими, и смиренными, и чистыми сердцем, и миролюбивыми, и терпеливыми, и благостными, так что справедливо можно сказать: кто имеет истинную любовь, тот исполняет весь закон, как говорит ап. Павел: «Любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). Св. любовь – это несокрушимая сила против всего дурного; кто имеет ее, от того отбегает враг, и о твердыню любви такого разбивается всякое зло, как разбиваются волны о камень. Св. любовь – это уже здесь на земле блаженное состояние духа: «мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Св. любовь – это скорый, верный, безмятежный, радостный путь ко Христу, ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Халиф гарантировал христианам неприкосновенность их имущества и уважение их верований. Желание его построить на месте Иерусалимского храма мечеть вызвало возражение патриарха Софрония: «На этом месте греческие императоры не могли построить храма» (намек на попытку Юлиана – С. Ф.)... Когда римляне приняли христианство и Елена, мать Константина, строила церкви в Иерусалиме, сахра иудеев (место жертвоприношений – С. Ф.) и окружающая ее площадь были оставлены в совершенном запустении; сюда даже сносили из города сор и нечистоты, потому что Иисус Христос сказал в Евангелии: «этот дом будет пуст, не останется от него камня на камне». Таким образом мечеть аль-масджид аль-Акса (мечеть удаленнейшая, превращенная крестоносцами в годы их владычества в Палестине в королевский дворец) была построена в южной части площади Харам эш-шериф (благородное святилище). Только в конце VII в. была предпринята постройка в центре площади ветхозаветного храма халифом Абд эль-Меликом из дома Оммиадов. В 687–691 гг. там была воздвигнута мечеть Куббет эс-Сахра (купол скалы). Большинство исследователей отождествляет скалу, находившуюся в мечети, с основанием для ковчега завета. По другим данным она была тем возвышением, на котором стоял жертвенник всесожжений. Одновременно вся площадь была совершенно очищена от древних развалин. Профессор А. А. Олесницкий писал: «...При постройке срединной мечети Куббет эс-Сахра последние камни древнего храма и его внутреннего двора, доселе еще остававшиеся на месте, были исторгнуты, так что на месте корпуса храма не осталось никакого следа какой-либо постройки, так как магометанское святилище Куббет эс-Сахра построено на месте открытой части древнего внутреннего двора, где был жертвенник всесожжений» (с. 548). О нынешнем состоянии площади Иерусалимского храма см.: Россия перед Вторым пришествием. Изд. 2-е. М. 1994. С. 285–287. 120 По всей вероятности речь идет о Григории Ефимовиче Распутине Новых (1869 †17.12.1916) – тобольском крестьянине, приобретшем широкую известность как старец и целитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010