LXXI. Речь при освящении места под постройку собора в г. Ревеле 75 . Потребность в построяемом храме, как знамени торжества православия в Прибалтийском крае Св. апостол Андрей Первозванный, распространяя веру Христову, пришёл в южные пределы нашего отечества и на одной из гор Киевских водрузил крест и пророчески сказал: на сих горах воссияет вера Христова. Пророчество св. апостола Андрея исполнилось и исполняется. После него, хотя немало спустя времени, по горам, холмам и долам нашего обширного отечества стали строиться храмы Божии и засияли на них св. кресты, как знамёна веры Христовой. Сегодня на Ревельской горе, именуемой древним славяно-русским именем «Вышгород», мы освятили место для построения на нём соборного православного храма Божья и водрузили на нём крест. Верующее сердце наше говорит нам, что на сей горе будет воздвигнут православный храм велий и воссияет на нём крест Христов, как знамя торжества православия и памятник лучшей – новой жизни в Прибалтийском крае, дарованной Возлюбленным Монархом нашим Императором Александром III. При этом нельзя не обратить внимания на чудное сочетание обстоятельств. Мы готовились совершить наше сегодняшнее торжество тремя неделями раньше (6 августа), но Господу угодно было устроить так, чтобы то место, на котором будет воздвигаться сей храм во имя св. благоверного великого князя Александра Невского, покровителя нашего Благочестивейшего Государя, было освящено в день памяти сего св. князя и в день тезоименитства нашего Возлюбленного Монарха. А это возвеличило наше торжество и придало ему особенное значение. Но кто явился поручителем исполнения нашего благого намерения – воздвигнуть храм на Ревельской вышгородской горе – в день торжественного освящения места для сего храма? Чудотворная икона Успения Божьей Матери... Неожиданно для многих из нас она притекла сегодня на наше торжество с св. Пюхтицкой горы и сопутствовала в крестном ходе на " Вышгород». Её присутствие сделало наше торжество ещё более священным, а нашу надежду на построение храма ещё более несомненной. С дерзновенно-верующим сердцем обратимся к Господу Богу с молитвой: да благословит Он наше святое намерение и да поможет, под покровом Божьей Матери и по молитвам св. благоверного великого князя Александра Невского, построить на Ревельском «Вышгороде» св. храм, который был бы здесь ярким светильником православия и вечным памятником новой и лучшей жизни в Прибалтийском крае. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Для нас, впрочем, важнее всего свидетельства восточных писателей, которые лучше могли знать дело и говорить прямее; в особенности же важно свидетельство собора Иерусалимского, который занимался вопросом о Кирилле Лукарисе исключительно. По мнению этого собора, собор Константинопольский осудил Лукариса не за то, что он был кальвинист, и написал кальвинское исповедание веры; а за то, что он не писал против него, и не отрицался от него письменно. 323 Что же касается писем, приписываемых и изданных под его именем, на которые ссылаются западные писатели в доказательство кальвинизма Лукариса, и в которых упоминается о самом исповедании: то несостоятельность этих писем видна из того, что 1) о них не упоминают писатели того времени, кроме Арсения, а собор Иерусалимский прямо утверждает, что не осталось никакого сочинения собственной руки Кирилла, которое бы содержало хотя что-нибудь из того, что приписывают ему еретики. 324 2) Некоторые обличают не ученого патриарха, а какого-то невежду, незнающего учения и предания восточной Церкви, чего нельзя никак сказать о Кирилле Лукарисе. 325 3) Между письмом Кирилла и письмом Хрисоскула, секретаря его, приводимым реформатом Аймоном в подтверждение кальвинства первого и подлинности исповедания его, есть несообразности. Так, например, в письме, 326 означенном 1632 годом, Кирилл говорит, что он доселе ничего не писал для света, кроме исповедания; а в письме, 327 означенном 1629 г., Хрисоскул говорит: что Кирилл написал катихизис и книгу против иудеев и магометан, которые были печатаемы в 1627 году. О каком опять катихизисе говорит здесь Хрисоскул,– трудно решить. Или: в одном письме описывается свидание Кирилла с Ноантелем, посланником французским, в котором Кирилл признал исповедание, показанное Ноантелем, за свое; но об этом никто не говорит из западных, а сам Ноантель, напротив, словами Парфения патриарха и семи митрополитов свидетельствует, что участие Кирилла в догматах кальвинских – клевета врагов его, что он имел мысли противные тем, которые содержатся в исповедании. 328 А потому, нет сомнения, что этот рассказ придуман протестантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос о строительстве церкви был снова рассмотрен в 1878 году, при епископе Рижском и Елгавском Филорете II (Филоретове). Образованная им комиссия обследовала участок, обнаружила, что он уже застроен, и рекомендовала для строительства храма территорию бывшего дома призрения, где находилось старое деревянное церковное здание. Прошение, поданное Видземскому губернатору о передаче строения Православной Церкви, было отклонено. После смерти епископа Филорета II стараниями епископов Доната (Соколова-Бабинского) и священника госпитальной Троицкой церкви И.Попова продолжался сбор пожертвований на храм. По ходатайству епископа Арсения (Брянцева) удалось получить новый участок земли вблизи железной дороги и разрешение использовать старое здание на стройматериалы для новой церкви. Новый проект храма разработал епархиальный архитектор Аполониус Эдельсон. Закладка церкви состоялась 10 сентября 1889 года. Техническое руководство работами выполнял Н.Воост. Уже через год, 15 сентября 1890 года храм был освящен. Утварь и детали внутреннего убранства были получены в дар от других храмов и приобретены на дополнительные пожертвования. Преображенская церковь представляет собой скромное деревянное здание на каменном фундаменте, с двускатной крышей. Каноническая анфилада плана развивается по оси здания, в прямоугольных формах. С запада, над притвором возвышается трехярусная колокольня с узким шатровым завершением, над крышей основного объема установлена двухярусная башенка, изображающая главу храма. Вероятно, прежде храм украшал красивый крест с цветными стеклами в свинцовом обрамлении, который сейчас хранится в церкви на чердаке. Интерьер церкви украшен трехярусным белым иконостасом, полученным в дар от Илукстского женского монастыря, и киотами с иконами, на которых сохранились надписи о пожертвовании их частными лицами и группами верующих (например, рабочими фарфоровой фабрики М.Кузнецова в 1892 году). Несколько икон были подарены Даугавгривской крепостной церковью. Перед Первой Мировой войной община намеревалась строить новый каменный храм на месте деревянного. В архиве хранится проект, выполненный гражданским инженером Владимиром Дедюником в 1914 году. Новый грандиозный храм был задуман в византийском стиле, крестово-купольный, с пристроенной колокольней, по композиции объемов похожий на Рижский Христорождественский собор. Война не позволила осуществить этот проект. Деревянный храм сохранился до наших дней, богослужения в нем не прерывались. Капитальный ремонт церкви был произведен в 1997-2000 годах. Старые иконы в иконостасе заменены на новые канонического письма, выполненные в Пюхтицком Успенском женском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=09002

По отзывам современников, храм святителя Василия Великого в Юуру (Юрро, или Юро, приход открыт в 1887 г.) «просторный и высокий, по красоте мог бы служить украшением любого города». Церковь на 600 чел. заложена в 1891 г., строилась с 5 июля 1892 г. по 27 августа 1893 г. (архит. Э.Р. Бернгард при участии Н.А. Хераскова). Это наиболее значимый церковный проект Бернгарда, реализовать который дало возможность частное финансирование. Постройка этого храма происходила по непосредственной инициативе князя С.В. Шаховского и рижского архиерея, еп. Арсения (Брянцева), ходатайствовавших об учреждении прихода в связи с присоединением здесь к православию 522 крестьян. При поддержке князя на постройку были выделены средства уфимского купца Михаила Васильевича Пупышева. Церковь освятили в честь небесного покровителя его отца. Один из самых оригинальных и сложных по композиции храмов Прибалтики в «русско-романской» стилистике. Здание отличается ассиметричным планом с шатровой трехъярусной наугольной колокольней, необычным образом расположенной в северо-восточной части. С юга к храму примыкает объем придела преподобного Сергия Радонежского (1896 г.), освященного так в память о небесном покровителе князя Шаховского. Как центральный объем, так и придел с востока имеют полуциркульные в плане апсиды, редко встречающиеся в храмах Эстонии, с выложенным в кирпиче восьмиконечным «папским» крестом, и венчались луковичными главками. Фасады возвышающегося над основным объемом квадратного в плане четверика и одноярусного придела завершены в центральной части щипцовыми фронтонами. Интересны неоренессансные элементы отделки (оконные наличники с замковыми камнями) и «романские» ползучие арочки. Проемы и некоторые элементы отделки выделены краснокирпичной кладкой, основной массив облицован серым плитняком. В настоящее время церковь по возможности законсервирована, но не восстанавливается. Спроектированная тем же архитектором неоготическая лютеранская церковь прихода Jörden (1893–1895 гг., включает старый алтарь) расположена в центре поселения.

http://sobory.ru/article/?object=12480

После успения Богоматери, сей Апостол принял на себя попечение об утверждении, на вере основанных ап. Павлом, церквей малазийских, осиротевших после смерти сего Апостола, и жил до самой блаженной кончины своей в малазийском городе Эфесе, поддерживая и утверждая малазийских христиан в чистоте веры и благочестия. В царствование римского императора Домициана, воздвигшего жестокое гонение на христиан, Св. Ап. Иоанн Богослов ввержен был за веру во Христа в кипящее масло, но благодатью Божией остался невредим; в 91 году по Р. Хр. он, за ревностное проповедание слова Божия, сослан был по приказанию того же языческого императора в заточение на остров Патмос, где и оставался до смерти сего гонителя христиан. Здесь он за свою пламенную любовь ко Господу и за свою строгую девственность сподобился от Господа особенного откровения, в котором ему открыта была будущая судьба церкви Христовой и вместе всего мира: это Божественное откровение он изложил в написанной им священной книге, известной под именем Апокалипсис, что по-русски значит Откровение. При следующем римском императоре – Траяне, Св. Ап. Иоанн Богослов освобождён был из заточения и поселился опять в Эфесе, где и жил до своей кончины, последовавшей в глубокой старости: он мирно преставился около 72 года, после вознесения Господня, имея более 100 лет от рождения и прожив на земле более всех других апостолов Христовых. Много поучительного для нас представляет жизнь сего Апостола: он был апостол любви, по преимуществу. Строгий девственник и постник, великий Богослов и ближайший друг Христов, он и сам любил Господа больше всего и христианам заповедал любовь к Богу и ближним; священное предание говорит о последних днях жизни его, что он, будучи не в силах, по слабости, учить, только повторял постоянно верующим: «чадца, любите друг друга»! Поучимся же и мы у сего Апостола Христова пламенной, искренней, деятельной и нелицемерной любви к Богу и ближним, постараемся подражать его строго нравственной чистоте и целомудрию, пламенной ревности к слову Божию и исполнению Его святых заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вознесенская ц. латыш. прихода в Риге с приделом ап. Иоанна Богослова, воздвигнутая в 1867 г., была перестроена и «русифицирована» Л. (проект 1897 г.) к 1902-1903 гг. Храм приобрел компактное, ступенчато расположенное декоративное луковичное пятиглавие над повышенным зодчим четвериком основного объема. На значительно расширенной 3 объемами алтарной части (образующими в плане 3-частный полуциркульный кокошник) появились плоскостные наличники сложной формы в рус. тоновском стиле. Средняя часть храма была также расширена по сторонам прямоугольными в плане объемами, благодаря чему здание получило крестообразный план. Алтарную и боковые пристройки увенчали луковичные главы. Над основным объемом сделали плоское балочное перекрытие. Церковь Преображения Господня в Пярну, Эстония. 1902–1904 гг. Церковь Преображения Господня в Пярну, Эстония. 1902–1904 гг. Развитую по поперечной оси композицию имеют также два 3-частных городских храма, спроектированных Л. Исидоровская ц. (собор) в г. Валга (1896-1898) стала первой посвященной сщмч. Исидору Юрьевскому, пострадавшему в 1472 г. от крестоносцев в Дерпте, почитание которого было возобновлено по инициативе архиеп. Арсения (Брянцева). В основе планировки храма, близкого к кресту, лежит тоновская композиция с ярусной шатровой колокольней над притвором и с глухим луковичным пятиглавием над массивным четвериком. Храм отличается значительными размерами благодаря 2 боковым приделам и 3 крупным алтарным апсидам. Он построен из красного кирпича с белыми оштукатуренными деталями. В сдержанной отделке использованы мотивы арочек, руст. По проекту Исидоровской ц. строился в 1898-1901 гг. Никольский храм в Виндаве (ныне Вентспилс); его отличия незначительны (завершение фасадов поясами мелких кокошников, килевидные навершия оконных наличников и более сложное оформление проемов, побелка фасадов). Преображенская ц. эст. прихода в Пернове (ныне Пярну; 1902-1904) из желтого кирпича с красно-кирпичным декором имеет аналогичную композицию, но с единственной полуциркульной в плане апсидой и главой над четвериком. Ее украшают «узорочные» наличники и лопатки, заполненные ширинками и крестами. Близки к ним по композиции и декору Александро-Невская ц. в Стамериене (1902-1904; со сложной композицией алтарной части, с высокой 4-ярусной колокольней и со своеобразным оформлением оконных проемов), красно-кирпичные Вознесенская ц. в Ст. Слободе (ныне Вецслабада; 1906-1908; наблюдал за строительством полоцкий епархиальный архит. В. Ф. Коршиков) и Преображенская ц. в Сунтажи Огрского края, Латвия (проект Л. 1906, постройка 1907-1909, ныне разрушается).

http://pravenc.ru/text/2110891.html

В Спасо-Преображенском монастыре мощи Святителя Гурия находились до 1630 года. В этом году Казанский Митрополит Матфей принял за благо перенести мощи Святителя Гурия из Спасского монастыря в Кафедральный Благовещенский собор, так как собор этот был создан самим Святителем Гурием. Перенесение совершено было торжественно в 20 день месяца июня 1 . Память Святителя Гурия в Казани празднуется с особенной торжественностью 5 декабря, в день кончины Святителя, 4 октября, в день открытия святых и многоцелебных его мощей, и 20 июня, в день перенесения его мощей из Спасо-Преображенского монастыря в построенный им Казанский Кафедральный собор. Со времени вступления на Казанскую кафедру ныне благополучно управляющего Казанской паствой Архиепископа Арсения еженедельно, по средам, за вечерним Богослужением самим Архипастырем, при торжественной обстановке, читается акафист Святителю Гурию. Благочестивые христиане Казанской церкви всех сословий и возрастов со всех концов города Казани в большом количестве стекаются на это Богослужение в Кафедральный собор и, прославляя хвалебными песнями Святителя, усердно молят его о помощи, заступлении и ходатайстве перед Престолом Всевышнего. Святитель Божий не оставляет тщетными усердные мольбы с теплою верою притекающих к нему, как свидетельствуют время от времени совершающиеся при мощах его исцеления. Святитель Христов Герман, чудотворец Казанский Второй Архиепископ Казанский Святитель и чудотворец Герман, второй Архиепископ Казанский, непосредственный преемник Казанского первосвятителя Гурия, происходил из знатной дворянской семьи Садыревых-Полевых, потомков князей Смоленских, проживавшей в городе Старице Тверской губернии. Родился он в самые первые годы XVI столетия, в начале царствования великого князя Василия Иоанновича. При святом крещении ему дано было имя Григорий, во имя Св. Григория Декаполита . Знатный род Садыревых-Полевых, ревностно несший государственную службу, особенно отличался своим благочестием и религиозностью. Известно несколько лиц этого рода, которые, стремясь к святой жизни по Бозе, оставляли мир и посвящали себя иноческим подвигам в монастырях. Таковы были сверстники и двоюродные братья Феодора Афанасьевича, родителя святого Германа, Никифор, Иван и Владимир Васильевичи, принявшие иночество в Волоколамском монастыре и подвизавшиеся там – первый с именем Нила, второй – Серапиона и третий – Симеона. Их примеру потом, как известно, последовал и родитель святителя Германа Феодор Афанасьевич, принявший иночество в том же Волоколамском монастыре с именем Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года. «Изв.Каз.еп.» 1898, 9, стр.353–360. Статьи, проповеди. «Рижские Епарх.Вед.» 1887–1897 гг. Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.321–324. Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.319–320. Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, нояб., стр.455–456. Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2-го ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, нояб., стр.513–517· «Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии». «Прав.Собес.» 1909, нояб., стр.473–482. Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897», декаб., стр.665–668. Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, декаб., стр.669–673. Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского. «Прав.Собес.» 1897» октяб., стр.360–361. Беседа с о.о.благочинными Рижской епархии. «Церк.Вед.» 1888, 48, стр.1330. Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик.Казанскому. «Прав.Собес.» 1899, апр·, стр.3–6. Слово к студентам духовной академии. «Прав.Собес.» 1899, май, стр.527–528. Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм.Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.3–6. Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря , игумену Аркадию. «Прав.Собес.» 1899, сент., стр.177–176· «Изв.Каз.еп.» 1899, I4, стр.634–636. Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана I-ro сентября 1899 года. «Изв.Казан.еп.» 1899, стр 789–790. Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда. «Изв.Каз.еп.» 1898, 12, стр.503–508.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XXVII. Речь перед панихидой по бывшем Лифляндском губернаторе М. А. Зиновьеве 27 О спасительности молитв за умерших Сегодня в северной столице, в Александро-Невской Лавре, погребают Михаила Алексеевича Зиновьева. В эти минуты – не время перечислять его труды и заслуги, но время скорби и молитвы. В одной церковной погребальной песне говорится: найде смерть, яко хищник, найде и не суща показа его. Слова эти вполне приложимы к неожиданной и внезапной кончине Михаила Алексеевича. Действительно, смерть, как тать, неожиданно и вдруг похитила от нас близкого многолетнего сожителя и сотрудника нашего, и доблестного Царского слугу. Тяжелы для нас его кончина и наша разлука с ним: тем более, что смерть похитила его не только внезапно, но вдали от нас, и мы не можем молиться у его гроба. Положим, в месте погребения его, ныне останки его предаются земле со всеми заслуженными им почестями, но отраднее было бы для нас видеть его здесь и у гроба его излить свои чувства скорби, любви и преданности ему. И там, в месте погребения его, возносятся молитвы к Богу об упокоении души его в царстве небесном, но те же молитвы здесь, у праха его, сильнее вылетали бы из глубины сердец, любящих его, и теплее возносились бы к Богу. Впрочем, место и пространство в спасительности молитвы особенного значения не имеют: для этого нужны только вера и святость молитвы. Но при сем обстоятельстве должно сказать нечто более: неожиданная и внезапная кончина и отсутствие среди нас останков почившего Михаила Алексеевича, в назидание наше и на пользу души его, должны возвышать наш ум к Богу, поучить нас предаваться Его воле и побудить нас на самую сильную молитву, могущую подвигнуть милосердие Божие ко спасению новопреставленного раба Божия Михаила и на дарование каждому из нас, в своё время, мирной и христианской кончины. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXVI. Речь при гробе ректора Рижской духовной семинарии протоиерея Н. И. Дмитревского 68 . Благодарность почившему за его служение на благо Рижской епархии и за его отношения к своему архипастырю Св. Церковь своими молитвами уже приготовила тебя в загробный путь, возлюбленный о Господе собрат, достопочтенный о. протоиерей Николай Иванович , а твои сослуживцы и питомцы достойно почтили тебя в своих речах. Настаёт минута последнего прощания с тобой. В эту минуту, в утешение себя и твоих присных я желаю выразить тебе свою благодарность за твоё служение на благо Рижской епархии и за твои отношения ко мне. Прими, возлюбленный собрат, мою глубокую благодарность за твою службу вообще на пользу Рижской епархии, а в частности – Рижской семинарии, за службу – усердную, разумную, исполненную постоянных трудов, а потому, поистине многополезную. Я дорого ценил её, как высоко ценю великое дело подготовления достойных пастырей для Церкви Христовой. Прими мою благодарность за твои особые труды по исполнению моих поручений, – за тщательное, обдуманное и обстоятельное выполнение моих планов и намерений. А таких моих поручений и таких твоих трудов было немало – и по благоустройству духовно – учебных заведений, и касательно православных школ в Прибалтийском крае, и по составлению историко-статистического описания Рижской епархии, и по разработке важного дела миссионерства здесь и по другим предметам. Поистине со смертью твоей у меня взята правая рука... Но ты был не слепой исполнитель моей воли и выполнитель моих намерений и целей; а был живой и разумный участник в них: мы с тобой обдумывали те или другие дела, советовались о них, перечитывали написанное тобой после наших бесед и исправляли. А потому благодарю тебя не только как выполнителя моих поручений, но как разумного советника, сотрудника моего и помощника, часто ведавшего и сокровенная моя по управлению епархией! – Наконец, благодарю тебя за твои личные отношения ко мне, чуждые угодливости и поклонничества, но выражающие уважение ко власти и благоговение к сану. В этом ты являл собой пример другим, и за это я уважал тебя. – А за всё то, за что я теперь благодарю тебя, я дорожил тобой и любил тебя. Но Господу угодно было взять тебя от нас: Его святая воля! Благих раб и верный служитель в земном твоём житии, вниди в радость Господа твоего там за гробом! Прощай и прости! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010