Я – монах, и естественно мне заботиться об устроении, и благостоянии монашеских обителей... Я особенно желал открытия Алексеевского монастыря. Бог благословил совершиться этому. Задача и цели этой обители: ежедневное богослужение, ранние литургии по воскресным и праздничным дням, возможность мне ежедневного присутствия за литургией, совершение богослужения истово, по монастырскому уставу, удовлетворение религиозным потребностям общества во всякое время и т д. Уже более или менее Алексеевский монастырь удовлетворяет всему этому. Он ещё юн, но можно надеяться, что он укрепится и благоустроится, и Рижское православное общество полюбит его. Дай Бог ! Благодарю вас, братья, за приветствие и икону. V. Речь, сказанная представительнице Пюхтицкой обители, игуменье Варваре На долю твою, преподобная игуменья Варвара, выпали особые труды о построении и устроении обители на Св. Пюхтицкой горе, а мне – особые заботы об утверждении этой юной обители. Нелегко это дело. Но что же доброе достаётся без трудов и препятствий, забот и огорчений? Доброе семя, посеянное на Пюхтицкой горе, каменистая почва которой, при помощи Божией, покрылась доброй землёй, под покровом Божией Матери уже выросло в немалое древо, под которым уже находят тихое пристанище среди житейских треволнений многие верующие души. Благодарю за приветствие и за икону преподобного Арсения. VI. Речь, сказанная представительнице Иллукстокского монастыря. Я весьма счастлив, что Господь привёл мне преобразовать монастырский храм и устроить из простого молитвенного дома красивый храм – с колокольней, куполом и св. воротами и наделить оный сравнительно большим колоколом. Благодарю за приветствие и за икону Иверской Божией Матери, а детей училища – за труды рук их. VII. Речь, сказанная начальнице Рижской Св.-Троицкой Общины, монахине Екатерине (Мансуровой) Всею душою я радуюсь благоустроению Рижской Св. Троицкой Общины, верую, что это доброе семя разрастётся в обширное благосеннолиственное дерево, под которым будут получать душевное отдохновение, отраду и успокоение многие верующие души, и разовьётся община в благоустроенную монастырскую обитель. И теперь все к этому уже готово. От души желаю вам построения величественного храма, какового недостаёт в общине и каковой вы задумали построить, на что я дал вам с полной благожелательностью своё благословение и внёс свою первую лепту. Благодарю вас за труды рук обитательниц общины! VIII. Речь, сказанная по выслушании приветствия от Иллукстокского женского училища

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Речи Высокопреосвященного Архиепископа Арсения, сказанные во время празднования десятилетия его Архипастырского служения в Рижской епархии 61 I. Речь, сказанная по выслушании приветствия От духовенства Рижской епархии Душевно благодарю духовенство Рижской епархии за выраженную мне честь. Но слишком много я принял бы на себя, если бы приписал себе все изложенное в адрес духовенства. Действительно, последнее десятилетие церковной жизни в Рижской епархии было плодотворно для православия в Прибалтийском крае. Но, по воле Божией, так благоприятно сложились обстоятельства: и Высочайшее Око обращено было на нужды православия в Прибалтийском крае, и Высшая духовная власть прилагала свои заботы об удовлетворении сих нужд, и обильный приток благотворительности оказал великую помощь тому же. Мне только оставалось употребить старание к возможно лучшему пользованию сими благами и применению их к насущным потребностям нашим. Но и в этом отношении я был не один: мы все трудились вместе. В лице членов консистории я всегда имел деятельных и усердных сотрудников и помощников, в лице благочинных – верных проводников моих взглядов и намерений, точных исполнителей моих распоряжений, справедливых доносителей о местных церковных нуждах и старательных работников в своих благочиниях. И все духовенство работало и работает с полным усердием и с примерной ревностью к удовлетворению местных религиозных нужд, так что на таковую ревность приходится иногда отвечать: «разом всего нельзя сделать». Посему та честь, которую Вы воздаёте ныне мне, принадлежит всем нам. И я долгом своим считаю вседушевно благодарить вас за все, что выражено вами – в адрес мне. Прошу вас передать мою благодарность всему духовенству Рижской епархии, с выражением полной готовности моей трудиться на благо Рижской паствы и далее, сколько будет угодно Господу держать меня в сем крае. Поднесённые же вами икона Спасителя и панагия будут для меня драгоценны, как выражение признательности за труды мои достопочтенного духовенства Рижской епархии. II. Речь, сказанная по выслушании приветствия от духовно-учебных заведений г. Риги.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

51) От Прот. А. А. Беляева , Ректора Вифанской Дух. Семинарии – его брошюра; О реформе духовной школы, 1–2. Москва, 1905–1906. 52) От Прот. Н. Малиновского , Ректора Подольской Семинарии – его книга: О Боге Искупителе. К.-Подольск, 1906. 53) От Свящ. И.С. Виноградова, Законоучителя 2-й гимназии в Москве – его: Богословские Чтения, 1. Москва, 1905. 54) От Свящ. Н.П. Добронравова, Законоучителя Александровского Военного Училища в Москве – его книга: Уход за больными. Москва, 1904. 55) От Свящ. Д. Ромашкова из Москвы – его брошюра: Свобода гражданская и свобода христианская. Москва, 1906. 56) От Свящ. К. Цинцадзе – его книга: Автокефалия церкви Грузинской. Тифлис, 1905. Два экз. —266— 57) От Иером. Виссариона, Инспектора Волынской Духовной Семинарии – его брошюра: Соловьеву как защитник папства. Почаев, 1905. 58) От Л.М. Багрецова, Инспектора Харьковской Духовной Семинарии – его книги: а) Очерк архипастырской деятельности Арсения Брянцева , Архиеп. Харьковского. Харьков, 1905, и б) Третий год святительского служения Арсения, Архиеп. Харьковского. Харьков, 1906. 59) От Ф.С. Владимирского, преподавателя Волынской Духовной Семинарии – его книги и брошюры: а) Книга Притчей Солом. Почаев, 1904; б) Психологическое доказательство бытия Б. Почаев, 1904; в) Современный пессимизм. Харькову 1905; г) Немезий, О природе человека, перевод с греч. Почаев, 1905. 60) От кандидата LVI курса Академии студента Московская Университета В.Н. Голубева – его книга: Бог, как первая причина бытия. Харьков, 1905. 61) От С. П. Казанского , преподавателя Козловского реальная училища – рукописи проф. П.С. Казанского : а) Сборник различных статей, начинающийся Толкованием на Апокалипсису F ; б) Сведения о святых угодниках Костромской Епархии, F ; в) Сборник историч. материалов для истории монашества, F ; г) Сборник его учебных и ученических упражнений, 4°; д) Книга прор. Даниила, 4°; е) О заслугах монашества, 4°; ж) Архим. Платона Тамбовской Семинарии Ректора и Профессора Библейская Герменевтика 1850 г., в 2 книгах, 4°; з) Сборник богословских и философских рассуждений, 4°.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Речь Архимандриту Николаю (Налимову), ректору Смоленской семинарии, после посвящения его в сан Архимандрита, при вручении жезла LI. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 3-го курса Ильи Алексеева LII. Речь на панихиде – при гробе протоиерея Иоанна Никитича Палисадова LIII. Речь перед собеседованием со старообрядцами LIV. Речь перед вторым собеседованием со старообрядцами LV. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 1-го курса Алексея Турбина LVI Речь при прощании с воспитанницами С.-Петербургского Исидоровского Епархиального женского училища LVII. Речь при прощании со студентами С.-Петербургской духовной академии     Предисловие Проповеднические труды Высокопреосвященного Арсения, ныне Архиепископа Харьковского и Ахтырского, не раз печатались в разрозненном виде на страницах разных повременных, преимущественно духовных, изданий. Киевские, Симферопольские, Рижские, Казанские епархиальные Ведомости, «Церковные Ведомости», «Вера и Разум», «Харьковские Губернские Ведомости». «Южный Край» и мн. др. издания разновременно печатали их. Печатались некоторые из слов и речей Владыки и отдельными изданиями. Известны, например, «Слова и Речи» Архиепископа Арсения, изданные в Симферополе и Риге, в 1881, 1889 и 1894 гг. В первой книге напечатаны были проповеди Архипастыря, когда он был Ректором Таврической Духовной Семинарии. В эту книгу вошли проповеди, говорённые им в Крыму. Вторая книга заключает проповеди, произнесённые частью в Крыму, частью в С.– Петербурге, в бытность Его Высокопреосвященства Викарием Петербургской Митрополии и Ректором местной Духовной Академии. Третья книга является сборником проповедей, говорённых Рижской пастве. Эти книги, однако, далеко не обнимают всех проповедей Владыки, произнесённых им за указанные периоды. Что же касается до проповеднических трудов Высокопреосвященного, понесённых им на Казанской и Харьковской кафедрах, то они до сих пор отдельными книгами и совсем не выходили в свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не представляя подробной характеристики проповедей Архиепископа Арсения, как выходящей за границы предисловия, мы считаем не бесполезным, однако, в настоящий раз отметить выдающиеся особенности проповедничества Владыки на основании его слов и речей. Руководящим принципом проповедей Архипастыря служит не отвлечённое христианское учение, а применения его к степени нравственного и умственного развития пасомых, к душевному настроению слушателей, к нуждам и к текущей жизни епархии и прихода. По общему характеру своему проповеднические произведения Высокопреосвященного могут быть разделены на два отдела. К первому можно отнести слова и речи, произнесённые к лицам, преимущественно образованным. В этих словах и речах Архипастырь противопоставляет кичливому современному знанию – истины боговдохновенные и стремится освободить своих слушателей от тех ложных мнений, которые так распространены в наше время среди многих мнимоучёных людей. Своим сопоставлением христианских истин с мнимонаучными и ложными мнениями наших современников, Владыка разбивает запутанные софизмы лжеумствования нашего времени, поражает софизмы и обличает современные мнимонаучные идеи светом истины Христовой. Указывая на высоту христианского учения, Архипастырь располагает следовать именно истинам христианским. Таковы, напр., его слова и речи, произнесённые при посещении высших учебных заведений. К этому же отделу его слов можно отнести: «Слово в день св. равноапостольного князя Владимира», произнесённое в Дуббельнской Владимирской церкви; «Слово в день святителя Николая Чудотворца», произнесённое в Симферопольском Кафедральном Соборе, «Слово при открытии Таврической духовной семинарии в г. Симферополе» и др. Другим характером отличаются слова и речи Высокопреосвященного Архиепископа Арсения, когда он имеет в виду слушателей, в большинстве простых верующих. Таких слов и речей – большинство. Владыка побуждает к заботам о духовном просвещении, внушает дорожить временем и употреблять его на дела, достойные истинного христианина, восстаёт против пустых развлечений, раздоров, зависти, клеветы и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Отпевали митрополита Макария 12.6.1882 в Чудовом монастыре, а погребли в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 51 Митрополит Флавиан (Городецкий, 26.7.1840 †4.11.1915), Киевский и Галицкий – окончил юридический факультет Московского университета. По принятии монашества назначен начальником Православной миссии в Пекине. Перевел на китайский язык составленное им «Объяснение православного богослужения» и др. сочинения. Епископ Аксайский (1885), епископ Люблинский (1885), епископ Варшавский и Холмский (1891, с 1892 – архиепископ), экзарх Грузии (1898), архиепископ Харьковский (1901), митрополит Киевский и Галицкий (1903). За свою благочестивую жизнь ему было возвещено о грядущих судьбах России (см.: Всероссийский церковно-общественный вестник. 1915. Ноябрь). 52 Архиепископ Арсений (Брянцев, 27.8.1839 †28.4.1914), Харьковский – родился в семье дьячка. После окончания Смоленских духовных училища и семинарии поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил (1867) со степенью магистра. Учительствовал. Рукоположен во священника (1868), служил в качестве законоучителя во многих мужских и женских учебных заведениях Киева. Ректор Таврической духовной семинарии (1893), протоиерей. Принял монашество (1875), удостоен сана архимандрита. Хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской митрополии (1882). Ректор С.-Петербургской духовной академии (1883). Епископ Рижский и Митавский (1887). Изыскивая средства, построил много храмов, открыл немало приходских школ, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки, издавал брошюры духовного содержания. Способствовали созданию Пюхтицкого Успенского женского монастыря и Троице-Сергиева монастыря в Риге. Архиепископ (1893). Архиепископ Казанский и Свияжский (1897), архиепископ Харьковский (1903). По воспоминаниям современников владыка Арсений был большим любителем церковного благолепия, службы любил длинные, торжественные, особенно ценил хорошее стройное пение. 53 Епископ Евгений (Бережков, 15.3.1864 †1922), Костромской и Галичский – уроженец Владимирской губернии. Окончил Московскую духовную академию (1897) со степенью кандидата богословия, принял монашество. Архимандрит (1899), ректор Владимирской духовной семинарии. Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (1905). Епископ Приамурский и Благовещенский (1909). Епископ Костромской и Галичский (1914). В 1918 г. епархией не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Епископ должен дать ответ Господу Богу не за свои только дела, но и за дела своих пасомых. Дух святый поставляет епископов не для того только, чтобы они в этой земной жизни пасли церковь Господа Бога; но чтобы в жизни будущего века воздали слово о душах, над которыми были поставлены епископами. Святая церковь наша, как чадолюбивая мать, со своими молитвами и тайнодействиями, особенно спешит на помощь человеку умирающему и умершему. Она, со своими чадами, возносит к Господу Богу усиленные молитвы о спасении души его. Вот и теперь, перед гробом сим, вы слышали заупокойные церковный песни, располагающие и призывающие нас к молитве об упокоении души усопшего святителя. И сам усопший святитель устами церкви ныне усердно просит нас молиться о нём. Братья мои возлюбленные! не забывайте мя, когда поёте Господа; но поминайте и молите Бога, да упокоит меня с праведными Господь. Внемлем гласу матери нашей церкви, внемлем гласу усопшего святителя Божия Иосифа, принесём ему последнюю дань христианской любви, помолимся Господу Богу о прощении всех грехов его вольных и невольных, слова и дела, ведения и неведения, и об упокоении души его в обителях небесных в царстве славы. Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего епископа Иосифа, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!... Аминь. 46 2 октября 1881 г. в 7 часов вечера тело, в Бозе почившего, Архипастыря привезено было в Симферополь и поставлено в Кафедральном Соборе; тогда же Высокопреосвященным Гурием, Архиепископом Таврич. и Симфероп., в сослужении Соборного причта и ректора Таврической семинарии, Архимандрита Арсения (Брянцева) , была совершена панихида: во время оной, по шестой песни канона, о. ректор сказал надгробное слово. По окончаний панихиды тело умершего святителя препровождено было на вокзал железной дороги для перевезения в Смоленск. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1863 году он окончил семинарию. В этом же году он поступил в Киевскую духовную академию , которую окончил со степенью магистра богословия в 1867 году. По окончании Академии женился и был определен законоучителем гимназии в м. Белая Церковь Киевской епархии. 4 февраля 1868 г. рукоположен во священника . В 1869 году был перемещен в Киев настоятелем Киево-Печерской Воскресенской церкви и вместе законоучителем Киево-Подольской гимназии и Киевского военного училища. С 1872 года - настоятель церкви Киевского института благородных девиц и законоучитель института. 19 марта 1873 года, по рекомендации митрополита Киевского Арсения, назначен ректором Таврической духовной семинарии и 9 апреля возведен в сан протоиерея . Вскоре он овдовел. 26 апреля 1875 года пострижен в монашество с именем Арсений, а 27 апреля возведен в сан архимандрита . 17 апреля 1882 года вышло Высочайшее повеление о бытии епископом Выборгским , а 3 мая - Ладожским . 17 мая 1882 года хиротонисан во епископа Ладожского , викария Санкт-Петербургской митрополии . Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию совершали: митр. Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) ; архиеп. Холмско-Варшавский Леонтий (Лебединский) и архиеп. Казанский Сергий (Ляпидевский) и другие. В этом же году по совместительству назначен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских мужских и женских учебных заведениях г. С.-Петербурга и его окрестностей и, кроме того, определен председателем Историко-Статистического Комитета и первенствующим членом Синодальной Конторы. 22 октября 1883 г. назначен в сане епископа ректором и профессором Санкт-Петербургской духовной академии . Это назначение преосвященному приходилось принимать при довольно трудных условиях. В Петербургской академии давно уже не было ректора из монашествующего духовенства: перед наречением преосвященного Арсения ректорство долго занимал о. Иоанн Леонтьевич Янышев , пользовавшийся, ввиду известной учености, выдающимся авторитетом. Студентами, отчасти и корпораций, назначение монашествующего лица, притом не бывшего прежде профессором, было встречено не особенно благоприятно.

http://drevo-info.ru/articles/8216.html

Рига. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Rgas Kristus Pesttja svtbildes pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1891 и 1893. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, Виенибас гатве 76 Vienbas gatve 76, Rga, Latvija Координаты: 56.920391, 24.089413 Проезд:Трамвай 10, троллейбус 8,19,24, автобус 10,40,44,46 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Эта маленькая церковь была построена в Задвинье, на окраине города, в сосновом лесу, где был отведен участок для православного кладбища. Строительство велось на пожервования местных купцов. Старое кладбище сохранилось, но теперь оно находится среди городской застройки, вблизи современной магистрали. Церковь маленькая, но удивительно уютная. У нее нет высокого крыльца, что обусловлено кладбищенской функцией. Построение объемов четкое и строго следует канону : тесный притвор, трапезная часть, отделенная аркой от основного помещения церкви, кубический основной объем, алтарь с ризницей и дьяконником. Фасады не имеют пышного декора, но все на месте : три больших окна основного объема сгруппированы вместе, другие расположены по одному и меньше размером, карнизы с «каплями благодати» и мотивы креста на угловых пилястрах подчеркивают архитектонику объемов. Алтарь перекрыт сводом, основная часть имеет плоское балочное перекрытие. Интерьер украшает невысокий одноярусный иконостас. Хорошие пропорции внутреннего пространства и небольшие размеры способствуют соучастию всех присутствующих в богослужении. Рижская церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя расположена в Задвиньи на улице Виенибас Гатве 76. Её история связана с именем Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского. До приезда в Ригу он являлся ректором Санкт-Петербургской духовной академии и был первым викарным епископом Петербургской митрополии. Служение Преосвященнейшего Арсения в Риге началось в 1887 году. К этому времени в прибалтийских губерниях наметились существенные перемены.

http://sobory.ru/article/?object=08932

Не забыл Владыка в молитвах своих и тех Архипастырей, которые имели к нему архипастырское служебное отношение; во-первых Митрополита Киевского Арсения, который и определил на первое священническое место ныне Харьковского Архипастыря, а тогда магистра богословия, законоучителем гимназии в Белую церковь и был внимателен и милостив к деятельности в Киеве молодого священника Александра Брянцева; – Митрополита С.-Петербургского Исидора, который хиротонисал Владыку нашего во епископа и при котором он сослужил первым викарием Петербургской епархии и ректором Петербургской Академии, – Архиепископов Антония Казанского, направившего его из Смоленска в Киевскую Академию, и Гурия Таврического, при котором он служил девять лет ректором Таврической Семинарии, – Епископа Филарета, при котором Владыка окончил курс Киевской академии, – Порфирия викария Киевского, рукоположившего Архипастыря нашего в священнический сан в 1868 г., четвертого февраля. В конце литургии, вместо причастного стиха, благочинный городских церквей (2-го округа) священник П. Вишняков произнес соответственное торжеству слово, обрисовавшее пастырскую деятельность Высокопреосвященного. К молебну сошлись все Харьковские протоиереи и иереи, движимые чувством любви и уважения к своему Архипастырю; но что особенно отрадно, к богослужению прибыли представители почти всего официального мира г. Харькова. На богослужении присутствовали: Харьковский генерал губернатор, генер. лейт. Пешков, командир корпуса генер. лейт. Жилинский, начальники дивизий и полков, прокурор судебной палаты Утин и его товарищ Серповский и многие друг. начальствующие лица; а также значительная часть воспитанниц епархиального женского училища и воспитанников семинарии и мужского духовного училища. После литургии, благодарственный Господу Богу молебен, был совершен Высокопреосвященным Арсением в сослужении двух Епископов, всего городского духовенства, а в конце оного провозглашено было многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященному Владыке, Преосвященным Иоанну и Евгению, Правительствующему Синклиту и всем православным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010