28. Над Евангелием/Епископ Михаил; Биогр. очерк А.Л. – 3-е изд., испр. и значит, доп., с биогр., портр. и изображением памятника на могиле преосвящ. Михаила. – Полтава: Электр, тип. Г.И. Маркевича, 1911. – 136, 260 с, 2 л. портр., ил. Публикации с 1980 года по настоящее время 29. Письма епископа Михаила Таврического//Надежда. 1980. Вып. 7. С. 150–203. 30. Лекции по введению в круг богословских наук/ Михаил (Грибановский) , архимандрит (Епископ Таврический и Симферопольский); Вступ. слово Антония (Храповицкого) . – 1-е загран. изд. – Монреаль: Изд. братства прп. Иова Почаевского Нью-Йоркской и Канадской Епархий Русской Православной Зарубежной Церкви, 1987. – 177 с. 31. Истина бытия Божия: Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью/Вступ. ст. прот. В. Мустафина//Богословские труды. 1990. Сб. 30. С. 5–82. 32. Письма епископа Михаила Грибановского //Русское возрождение. Нью-Йорк, 1992. 58/59. С. 67–116. – В прил.: Духовное завещание епископа Михаила Таврического и Симферопольского: с. 115; Кончина преосвященного епископа Михаила: с. 116. 33. Над Евангелием/Епископ Михаил (Грибановский) . – СПб.: Сатисъ, 1994. – 255 с. 34. Письма//Православная община. М., 1994. 6 (24). С. 64–79; 1995. 1 (25). 35. Пути наши в руках Бога//Воскресная школа. 2000. 26. 36. Над Евангелием. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. 317 с. 37. О милостыне//Нескучный сад. 2002. 4. С. 50–51. 38. Лекции по введению в круг богословских наук. Киев: Издат. центр «Пролог», 2003. 252 с. (Богословская библиотека). 39. Над Евангелием. М.: ПСТГУ, 2004. 317 с. 40. «Не рассуждай без веры»: Из книги епископа Михаила (Грибановского ; †1898 г.) «Над Евангелием»//Преображение. М., 2005. 5. 41. Над Евангелием//Ионинский листок/Свято-Троицкий Ионинский монастырь. 2006. 38 (367). 42. Волны нашей веры. М.: Православ. братство св. апостола Иоанна Богослова, 2009. 64 с. (Духовная библиотека). II. Литература о епископе Михаиле До 1917 года 1. Арсений (Брянцев), архиеп. Речь при пострижении в монашество студентов С.-Петербургской Духовной Академии 2-го курса диакона Петра Грузова, в иночестве Платона [буд. еп. Муромского] и 4-го курса Михаила Грибановского , в иночестве Михаила [буд. еп. Таврического]// Арсений (Брянцев) , архиеп. Слова и речи Арсения, епископа Рижского и Митавского, говоренные в разных местах его служения. Рига: Типография Л. Бланкенштейна, 1889. С. 350–354.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

XLII. Слово, сказанное при освящении храма в Пюхтицком женском монастыре 41 О жизни угодников Божьих – Св. Николая Чудотворца и препод. Арсения Великого Благодарение Господу Богу за обновление и освящение сего храма. Это уже четвёртый храм в сей обители. Правда, если сравнить этот храм с другими здешними монастырскими храмами, то как по красоте и благолепию, так и по величине своей он уступает прочим храмам. Но, несмотря на это, храм сей, как по времени своего существования и месту стояния, так и по своему значению для сей обители, достоин был большей славы, нежели какой пользовался он доселе. По времени своего существования, храм сей есть не только первый в сем месте, но и сравнительно древний храм; по месту своего стояния, он замечателен тем, что построен на том самом месте, где, по преданию, явилась здесь чудотворная икона Божией Матери, и где сперва была только небольшая часовня. Да и самый храм сей был сперва не более, как тоже часовня, и только уже спустя долгое время, этот храм-церковка превращён был в настояний храм, но вид его был убогий и неприглядный и извне, и внутри, и далеко не соответствовал величию и святости дома Божия, и той великой святыне, какая обитала в нем. В таком виде храм сей оставался до самого последнего времени, и только теперь он благоустроен и приведён в лучший, достойный значения сего храма, вид. Каждый раз при постройке сего храма были совершаемы и освящения его, но ни разу не было совершено над сим храмом полного освящения; теперь же он освящён полным, архиерейским освящением, через помазание святым миром ему сообщена вся полнота освящения. Вместе с настоящим обновлением и освящением сего храма, обитель сия приобрела двух особенных молитвенников, которым отныне посвящён сей храм: Святителя Николая Чудотворца и преподобного Арсения Великого . Много поучительного представляет для вас, населенцы сей обители, жизнь сих двух великих угодников Божьих: побеседуем о каждом из них. В лице Святителя Николая Чудотворца, обитель сия, посвятив ему этот храм, приобрела, во-первых, великого угодника Божия, во-вторых, великого и скорого помощника и заступника в скорбях и напастях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Главный его труд, принесший особую заслугу для богословской науки, служил учебником в духовных семинариях и выдержал несколько изданий: «Практическое изложение церковно-гражданских постановлений в руководство священнику при совершении важнейших церковных треб» (СПб., 1864). В «Христианском чтении» опубликована его статья «Можно ли вступать в брак вдовым священникам» (СПб., 1863). См.: Родосский А. С. Биографический словарь. С. 351 – 352. Брокгауз–Ефрон. Кн. 44. С. 789. – Изд. 595 Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич; 1839–1914). Из Смоленской губернии, окончил Киевскую ДА магистром в 1867 г.; был ректором Таврической ДС с 1873 по 1882 г. В 1882 г. хиротонисан во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, а в 1883 г. назначен ректором СПбДА. С 1887 г. – епископ Рижский и Митавский (с 1893 г. – архиепископ), с 1897 г. – архиепископ Казанский и Свияжский, а с 1903 г. – Харьковский и Ахтырский. Замечательны были заботы Арсения как ректора Академии о подъеме в Академии духа иноческого подвижничества. В течение 20 лет до времени ректорства Арсения в Академии не было примеров принятия студентами монашества. Однако нравственное влияние и частые его беседы со студентами многих из них расположили к принятию иночества. За три с небольшим года управления Академией Арсений постриг в монашество следующих студентов: Михаила Михайловича Грибановского, автора настоящих писем, в 1884 г.; диакона Петра Грузова (впоследствии – Платон, епископ Муромский); Николая Надеждина – (ныне Никанор, епископ Пермский); Иакова Мещерякова (ныне Серафим, епископ Полоцкий); Алексея Храповицкого, им же хиротонисанного в 1897 г. и во епископы (ныне Антоний, архиепископ Волынский); Илью Алексеева (Иоанн, бывший епископом Пермским) и Алексея Турбина (с именем Сергия). Будучи в Казани, архиепископ Арсений постриг в монашество и хиротонисал во епископы (10 сентября 1900 г.) и нынешнего Таврического преосвященного, епископа Алексия (Молчанова) . Не можем не отметить, что замечательные академические лекции архимандрита Михаила (Грибановского) по введению в круг богословских наук были изданы на средства архиепископа Арсения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

XLV. Поучение, сказанное в Коплаусском храме, Солонайскаго прихода 44 О жизни и деяниях великих угодников Божьих – Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобного Арсения Великого Сегодня, благочестивые слушатели, святая Церковь наша прославляет память двух великих угодников Божьих – Святого. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, и Преподобного Арсения Великого . Св. Апостол Христов и Евангелист Иоанн Богослов был родом из Галилейского города Вифсаиды: отец его был бедный рыбарь Заведей, а мать – Соломея. Как сын бедных родителей, Иоанн Богослов был человек не книжный – простой, и с юных лет занимался, вместе с своим отцом, рыболовством; но, воспитанный с детства родителями своими в строгом благочестии, вере и любви к Богу, и первоначально расположенный ко Спасителю проповедью о Нем Иоанна Крестителя, он, вместе с братом своим Иаковом, стал одним из первых последователей Господа, а избранный вскоре затем в число двенадцати апостолов Христовых, сделался одним из ближайших учеников Его. За свою великую любовь ко Господу он удостаивается и сам особенной любви Спасителя; как ближайший ученик Господа он, вместе с Ап. Петром и Иаковом, удостоился присутствовать при воскрешении И. Христом дочери Иаира, во время преображения Господа на горе Фаворе и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском, перед страданиями Его. На тайной вечере сей возлюбленный ученик Господа удостоился возлежать на персях своего Божественного учителя и один только удостоился узнать от Него о предателе; по взятии Господа на страдания, когда все другие ученики Его разбежались страха ради, а Пётр даже трижды отрёкся от Него, Иоанн Богослов один только следовал за Господом, и стоял даже при кресте распятого Спасителя. За такую великую любовь свою ко Господу, Ап. Иоанн Богослов и сам пользовался такой любовью Спасителя, что И. Христос, перед смертью Своей, поручил ему со креста, как сыну, заботиться о Его Пречистой Матери. Наречённый сыном Пресвятой Девы Марш, Ап. Иоанн, по заповеди своего Божественного Учителя, не оставлял Матери Божьей до самого Её блаженного успения, живя и проповедуя почти все это время во Иерусалиме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Поучимся же и мы у сего апостола Христовой пламенной, искренней, деятельной и нелицемерной любви к Богу и ближним, любви, готовой принять на себя все немощи немощных, положить душу свою за спасение их. Не менее поучительна жизнь и другого, ныне прославляемого светильника Церкви Христовой – преподобного Арсения Великого . Преподобный Арсений Великий родился в Риме от славных, богатых и благочестивых родителей, и получил самое блестящее воспитание, изучив в совершенстве все тогдашние науки. По своему обширному образованию он еще в молодых летах сделался известным и ему могла предстоять самая блестящая будущность. Но Преподобный Арсений искал не земных почестей, но просвещения духовного. Посвятив себя служению Церкви, он достиг диаконского сана. Слава о мудрости его и благочестии, распространившаяся по всей тогдашней римской империи, дошла до тогдашнего византийского императора Феодосия Великого, который в то время озабочен был отысканием наставника и воспитателя для своих детей – Гонория и Аркадия. Выбор императора остановился на преп. Арсении, которому и поручил своих сыновей, приблизив Арсения к своему царскому двору и удостоив его почестей первого после себя сановника. Тяжко было смиренному священнослужителю принять на себя такую ответственную обязанность, из-за которой притом приходилось жить при дворе, на виду. Но просьбы и убеждения Феодосия заставили Арсения согласиться на такое несоответственное с его личными целями предложение. Преподавая царским сыновьям языки и науки, преп. Арсений старался в особенности внушить им христианские правила, желание угодить Богу и заслужить любовь народа. Но не удовлетворен был ревнитель возложенного на него дела успехом своего воспитательного влияния. Скоро Преп. Арсений оставил все мирские почести, раздал нищим все свое богатство, отрекся от всей земной мудрости, и тайно удалился от двора царского в дикую пустыню, где и поступил в монастырь в числе простых иноков. Здесь он добровольно принял на себя и безропотно нес с великим смирением самые тяжкие подвиги иноческого послушания, наложив на себя самое строгое и глубокое молчание; он никогда ни с кем не говорил, и если приходилось отвечать кому-либо на вопрос, то давал самый краткий ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXXXI. Речь, сказанная в Чистопольском женском монастыре по прибытии Архиепископа Арсения на освящение придельного престола во имя св. Николая в новом храме 85 . Благодарность монашествующим, духовенству и горожанам за их внимание к Архипастырю и за отзывчивость к святому делу постройки храма Спасибо монашествующим и вам всем здесь присутствующим, что пришли в такую позднюю ночь встретить меня и помолиться вместе со мной. Я не думал ехать сюда к вам и уже поручил освящение приделов этого храма Преосвященному Антонию. Но побудило меня приехать, вопреки моему намерению, усердное приглашение игуменьи и главным образом желание положить начало постройки у вас в городе нового приходского храма, именно освятить отведенное для него место. Посетив раньше два раза Чистополь, я усмотрел, что для такого обширного и многолюдного города, каков ваш Чистополь, слишком недостаточно двух приходских храмов и что настоит насущная необходимость в отдаленных местах города по крайней мере еще одного храма. И вот во исполнение этого намерения и святого дела, некоторыми благочестивыми жителями вашего города дано и место для храма. Я рад этому хорошему началу и утешаюсь этой отзывчивостью благочестивых людей, и желаю лично освятить это место и помолиться вместе с вами Господу Богу о том, чтоб не замедлилась и самая постройка храма. Итак, для этого завтра в 10 часов утра я приеду в городской собор и вместе с духовенством совершу крестный ход на отведенное для постройки храма место для его освящения. Вечером в 6 часов совершу всенощное бдение здесь в монастыре, а в воскресенье освящу здесь правый придел во имя святителя и чудотворца Николая и после освящения совершу Божественную литургию. На эти духовные торжества приглашаю придти и вас, граждане, чтобы вместе нам помолиться. А теперь на всех вас призываю Божие благословение. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1863 году он окончил семинарию. В этом же году он поступил в Киевскую Духовную Академию, которую окончил со степенью магистра богословия в 1867 году. По окончании Академии женился и был определен законоучителем гимназии в м.Белая Церковь Киевской епархии. 4 февраля 1868 года рукоположен во священника. В 1869 году был перемещен в Киев настоятелем Киево-Печерской Воскресенской церкви и вместе законоучителем Киево-Подольской гимназии и Киевского военного училища. С 1872 года – настоятель церкви Киевского института благородных девиц и законоучитель института. 19 марта 1873 года, по рекомендации митрополита Киевского Арсения, назначен ректором Таврической духовной семинарии и 9 апреля возведен в сан протоиерея. Вскоре он овдовел. 26 апреля 1875 года пострижен в монашество с именем Арсения, а 27 апреля возведен в сан архимандрита. 17 мая 1882 года хиротонисан во епископа Ладожского, вик.С.-Петербургской митрополии. Хиротония состоялась в Свято­Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию совершали: митр. СПб Исидор; Архп.Холмско-Варшавский Леонтий и архп. Казанский Сергий и др. В этом же году по совместительству назначен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских мужских и женских учебных заведениях г.С.-Петербурга и его окрестностей и, кроме того, определен председателем Историко-Статистического Комитета и первенствующим членом Синодальной Конторы. 22 окт.1883 года назначен в сане епископа ректором и профессором С.-Петербургской Духовной Академии. Это назначение преосвященному приходилось принимать при довольно трудных условиях. В Петербургской Академии давно уже не было ректора из монашествующего духовенства: перед наречением Преосвященного Арсения ректорство долго занимал о.Иоанн Леонтьевич Янышев, пользовавшийся, ввиду известной учености, выдающимся авторитетом. Студентами, отчасти и корпорацией, назначение монашествующего лица, притом не бывшего прежде профессором, было встречено не особенно благоприятно. Однако, благодаря тактичности, простоте обращения и благодушию владыки, не произошло не только никаких эксцессов, но все устроилось к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не менее поучительна жизнь и другого, прославляемого ныне, Светильника Церкви Христовой – Преподобного Арсения Великого . Преподобный Арсений Великий родился в Риме от славных, богатых и благочестивых христианских родителей, получил блестящее воспитание и изучил в совершенстве все тогдашние науки. Слава о мудрости его и благочестии, распространившаяся по всей римской империи, дошла до тогдашнего византийского императора, который поручил ему двух своих сыновей, приблизил Арсения к своему царскому двору и удостоил его почестей первого, после себя, сановника. Но преподобный Арсений оставил все эти мирские почести, раздал нищим все, полученное им от родителей, богатство своё, отрёкся от всей своей земной мудрости, и тайно удалился от двора царского в дикую пустыню, где и поступил в монастырь, в число простых иноков. Здесь он добровольно принял на себя и безропотно нёс, с великим смирением, самые тяжкие подвиги иноческого послушания, наложив на себя самое строгое и глубокое молчание: он никогда ни с кем не говорил, и если приходилось отвечать кому-либо на вопрос, то давал самый краткий ответ. Вся долголетняя жизнь его в монастыре была одним непрерывным и величайшим подвигом; все время проводил он в храме Божием, а вне богослужебное время – за постоянным трудом, или в молитвах; сну предавался самое короткое время, когда от утомления не мог уже работать; спал только сидя. Пост его был так строг, что никто не видел, когда он вкушал пищу; одежда его состояла из такого ветхого и грубого рубища, хуже которого никто из братии монастыря не носил. Работал ли он, или отдыхал, у него на устах постоянно была молитва: молился он и днём, и ночью. Его печаль и сокрушение о грехах своих были так велики, что слезы из глаз его постоянно лились ручьями; и потому он постоянно носил на груди своей плат, который от слез его никогда не высыхал. Святость его добродетельной жизни, его чистота нравственная и целомудрие были так велики, что ими он превзошёл всех иноков и в этих великих подвигах он провёл 55 лет, преставившись около 100 лет от роду и сподобившись быть великим угодником Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Определили: Поручить библиотекарю академии Николаю Колосову выписать означенные в записках книги для академической библиотеки и о последующем представить Правлению академии. XII. Донесение библиотекаря академии Николая Колосова: «Честь имею донести Совету академии о следующих пожертвованиях, поступивших в библиотеку: 1 . От Высокопреосвященнейшего Арсения, Архиепископа Казанского и Свияжского – его сочинения и издания: а) Его «Слова и речи» – 2 книги. б) Обозрение Высокопреосв. Арсением Рижской епархии в 1890, 1892, 1894 и 1895 гг. в) Празднование 25-летия Рижского Петропавловского Православного Братства. г) О миссионерстве вообще и в Рижской епархии особенно. д) Собеседования с именуемыми старообрядцами в г. Риге. е) Православная церковь в г. Кеммерне (Лнфл. губ.) и её нужды. ж) Свято-Троцкая женская община в г. Риге. з) Митавская Симеоно-Аннинская церковь и её освящение 14 ноября 1892 г. —376— и) Митавская Замковая церковь во имя Преображения Господня и её освящение 3 января 1893 г. i) Сказание о Пюхтицкой чудотворной иконе Успения Божией Матери. к) Страдания священномученика Исидора и с ним 72 мучеников в 1742 г. в г. Юрьеве, ныне Дерпте. л) Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии, вып. I и II, ч. I. м) Путеводитель по св. местам Киево-Печерской Лавры, изд. 7-е. н) Выборка из сведений, доставленных Императорскому Московскому Археологическому Обществу православным духовенством по распоряжению Рижского архиепископа Арсения. о) Архимандрита Иоакима и свящ. Вл. Плисса. Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) , архиепископ Рижский и Митавский, и десятилетнее управление его Рижской епархией; в двух экземплярах. 2 . От Преосвященного Димитрия, епископа Тверского – «Месяцеслов святых, чтимых всею русскою Церковью и местно», вып. 6-й (февраль). 3 . От Преосвященного Николая, епископа Алеутского, – его «Проповеди». 4 . От епископа Никанора Ружичича – его сочинения: а) «Die russisch-orthodoxen Heiligtümer in d. Städten Weimar und Wiesbaden», б) «Kirchlich religiöse Leben bei d. Serben» и в) «Gross Zupan Stephan Nemanja».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не менее поучительна для вас жизнь и другого покровителя сего храма – преподобного Арсения Великого , представляющего своей святой жизнью для монашествующих великий образец монашеского жития, назидательный пример иноческих подвигов и постоянного сокрушения о грехах. Сей святой угодник Божий и великий подвижник так же, как и св. Николай Чудотворец, родился от богатых, славных и благочестивых родителей; он получил блестящее образование, изучив в совершенстве все науки. Слава об его мудрости и благочестии, в котором он был с детства воспитан своими родителями, далеко распространяется по тогдашней римской империи и доходит до чертогов царских. Византийский император призывает его к себе и поручает ему воспитание двух своих сыновей – будущих наследников царского престола. Арсений, в звании воспитателя царских детей, поселяется во дворце царском и удостаивается звания сенатора и почестей первого после царя сановника. Что же он делает среди такой славы, почестей и богатства? Он возненавидел все эти мирские почести, оставляет славу и богатство своё, отрекается от всей своей земной мудрости и тайно удаляется в пустыню, где поступает в число смиренных иноков обители. Здесь, в тишине и неизвестности, вдали от мирской суеты, он добровольно принимает на себя и безропотно, с великим смирением, несёт самые тяжёлые подвиги иноческой жизни, наложив на себя самый строгий обет глубокого молчания. Никто никогда не слышал, чтобы он когда-либо с кем разговаривал; если же ему нужно было ответить кому, то он давал самый краткий ответ вопрошавшему, вся продолжительная жизнь его была одним великим подвигом. Все время проводил он или в храме Божием, или в трудах, постоянно работая своими руками, и молитве; спал он самое короткое время и то сидя; пост его был так строг, что никто не видел, когда он вкушал пищу, одежда его состояла из такого грубого и ветхого рубища, хуже которого никто не носил. Работал ли он, или отдыхал, молитва у него была всегда на устах, он молился всегда: и днём, и, особенно, ночью. Его печаль и сокрушение о грехах своих были так велики, что слезы постоянно лились ручьями, почему он постоянно носил на груди своей плат, который от слез никогда не высыхал и в этих подвигах он провёл 55 лет. Святость жизни его, его подвиги, смирение и целомудрие были настолько велики, что сими добродетелями он превзошёл всех и удостоился быть великим угодником.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010