XXI. Речь перед освящением часовни Симферопольского Александро-Невского братства 33 Значение и цель устройства этой часовни, как для жителей Симферополя, так и для приезжающих в оный на торжище Православные христиане! Часовня, для освящения которой мы собрались, устроена в память Благочестивейшего Императора Александра II – Благословенного. Мысль об устройстве этой часовни выразилась в день празднования столетнего юбилея Благословенного Монарха 12 декабря 1877 года, в благодарность за Его великие благодеяния для России вообще и, в частности, для Тавриды. Симферопольскому Александро-Невскому Братству вышел счастливый жребий привести в исполнение это святое дело. Часовня эта устроена во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского. Святой благоверный и великий князь Александр Невский был тезоимённый святой, в Бозе почившего Императора Александра Благословенного, ю есть тезоимённый покровитель возлюбленного нашего, Богом хранимого, Императора Александра Николаевича и Наследника Его – Цесаревича Александра Александровича. А потому часовня эта имеет значение не только по отношению к прошедшему, но и настоящему и будущему: не только оно будет служить памятником о скончавшемся Благословенном Монархе, но и будет напоминать нам о нашей священной обязанности молиться о здравии и благоденствии Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича, ныне благополучно царствующего, и о надежде России – Наследнике Его – Цесаревиче Александре Александровиче и о всем Царствующем Доме. Кроме этого высокого значения, цель устройства часовни та, чтобы удовлетворить религиозным потребностям, как жителей города Симферополя, так и приезжающих в оный на торжище. Для этого часовня устроена на видном и людном месте: так сказать, на распутии града. Многие православные христиане по житейским нуждам не имеют времени посетить храм Божий и послушать богослужение; но живя на торжище или вблизи оного, или посещая оное, будут иметь возможность зайти, хот на минуту, в эту часовню, положить несколько поклонов перед святыми иконами и поставить свечу. Несомненно, братья, от продажи свечей и других священных предметов в этой часовне будут доходы. За расходом на содержание часовни, эти доходы будут обращаться в пользу бедных города Симферополя и на другие благотворительные дела. Помолимся же Господу Богу, да осенит Он Своей благодатью ваше доброе дело. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

д. С. 195]. В 1909 г. Св. Синод рекомендовал епархиальным архиереям поддерживать миссионерскую работу братств и предоставить им широкое поле деятельности. Было рекомендовано из-за разбросанности братств по империи не связывать их деятельность общими правилами, а предоставить организацию этого живого творческого делания на усмотрение епархии. Там, где уже существовали епархиальные братства, Св. Синод разрешил архиереям поручать им исполнять обязанности епархиальных миссионерских советов 218 . Таким образом, в тех епархиях, где прочно, на всех уровнях поднялось братское движение, руководящая роль в миссионерском делании всей епархии была предоставлена братчикам. Успешная деятельность братств во многом зависела от правящего архиерея. В таких епархиях, как Киевская (под руководством митр. Флавиана (Городецкого), Харьковская (под руководством архиеп. Арсения (Брянцева), Черниговская (под руководством еп. Василия (Богоявленского), объединение приходских и уездных братств происходило через епархиальные братства: в Киеве — Свято-Владимирское братство, в Харькове — братство Озерянской Божией Матери, в Чернигове — братство св. Михаила, князя Черниговского. Благодаря этому были созданы сильные и крепкие организации с более широкими задачами и возможностями, сплотившие значительную часть прихожан общими добрыми делами. Количество братств резко возросло в начале XX в. в ответ на революцию 1905 г. и начало Первой мировой войны. Особую роль стало играть миссионерское братство во имя Воскресения Христова, открывшееся в Москве 4 января 1909 г. Оно находилось под руководством митрополита Московского. Главным его организатором был прот. Иоанн Восторгов, будущий священномученик. Уже в 1909 г., в первый год своего существования, братство бесплатно распространило более 200 тыс. листков под названием «Московский благовест», до 30 названий брошюр противосектантского и противоалкогольного содержания и др. изданий, всего до 300 тыс. экземпляров С. 299]. В 1914 г. в составе братства числилось 450 членов 16.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

О другом Вятском миссионере, священнике Сырневе, мы не знаем, жив ли он; но решаемся напечатать два письма его к о. Павлу, писанные еще в 1869 г., ради любопытных сведений, в них сообщаемых. Священник Владимирской епархии о. Алексей Белоцветов был человек с большими талантами, прекрасный проповедник и, что выше всего, проникнутый сознанием высоких обязанностей, лежащих на пастыре, и горячий ревнитель православия: поступив на приход, зараженный расколом, он весьма усердно занялся изучением раскольнических мнений и толков, и с большим успехом миссионерствовал среди своей раскольнической паствы. Отца Павла он лично не знал; но проникнут был великим к нему уважением, изучив, тогда еще не многие, его сочинения и слыша от меня об его трудах. Все это как нельзя лучше отразилось в печатаемом письме его к о. Павлу. О. Алексей скончался в молодых еще летах. Наконец, почли мы не излишним напечатать письмо, может быть еще здравствующего, ростовского священника о. Арсения Розова, с которым о. Павел познакомился, посетив Ростов для поклонения святителю Димитрию: письмо это любопытно в том отношении, что показывает, как достаточно было о. Павлу одной встречи с человеком, чтобы оценить его и расположить его к себе. 1. Письмо протоиерея Н. Брянцева. Возлюбленный о Христе брат, Высокопреподобный отец игумен Павел! С истинным утешением читаю я о Ваших подвигах в пользу православия среди слепотствующей, родной нам, братии; радуюсь душою, когда изредка узнаю, и от слуха, о деле и делании Вашем к воссоединению отступников наших от единой, святой, апостольской Церкви, с нею, материю нашею. Подвизайтесь о Господе, досточтимый отец и брат! Не мне Вам напоминать, что многа мзда ждет Вас на небеси... Иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем... Вот, читаю еще, что 21 декабря последует и официальное открытие противораскольнического Братства в Москве. Думаю, что Вам из первых принадлежит слово о нем; уверен, что сотрудники Ваши Вам предоставят самым делом руководить; надеюсь, что, Господу поспешствующу, Церковь православная, наипаче отечественная, еще при жизни Вашей (да продлит Вам Бог многая и многая лета!) возрадуется о приумножении верных чад своих, да едиными устами, единым сердцем славится всесвятое имя Святой Троицы. Буди! Буди!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

XLIX. Речь по случаю спасения жизни Наследника Цесаревича Николая Александровича от угрожавшей ему опасности в Японии 49 . Долг христианина – возблагодарить Господа, спасшего жизнь Наследника Цесаревича Всем нам сделалось известно о весьма прискорбном событии, постигшем Его Императорское Высочество, Благоверного Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, в Японии, в городе Отсу, где злодей в образе нижнего полицейского чина нанёс удар саблей по голове Наследнику Цесаревичу. Каждый из нас, без сомнения, мог уже хорошо обдумать, к каким печальным последствиям могло бы привести это покушение на жизнь Наследника русского Престола и какому несчастью могло бы оно подвергнуть Россию. Но Господь сохранил драгоценную жизнь Его и спас Россию от великого несчастья, а при вторичном покушении злодея на жизнь Цесаревича Он послал ангела хранителя в лице родственного Державе нашей греческого принца Георгия, который отвратил второе покушение злодея на Государя Наследника и своим жезлом поверг его на землю. Святая Церковь наша ежедневно молится о здравии и благополучии путешествующих, зная, каким приключениям, опасностям и бедствиям могут подвергаться они во время своих путешествий. А российская Церковь , с того самого времени, когда Наследники Цесаревичи вступил в своё продолжительное, далёкое и трудное- путешествие, возносить Господу Богу особую молитву о благополучном Его путешествии, а с ней молится и весь русский народ о здравии и благополучии высокого нашего Путешественника. Мы верим, что Господь услышал наши молитвы и сохранил жизнь Надежды России при совершении покушения на неё. Теперь наш долг, братья, стать пред лице Божие и вознести к Богу наши горячие благодарные молитвы за сохранение жизни Первенца нашего возлюбленного Монарха и усугубить оные о том, чтобы Господь помог Ему докончить путешествие во здравии и всяком благополучии и возвратил Его к нам здравым и невредимым на радость и утешение Его Августейших Родителей и на счастье России. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XVII. Речь перед панихидой, накануне праздновании столетия присоединения Курляндии к Российской Империи 17 Воспоминание о Царственных лицах – благодетелях Курляндской области Торжество присоединения к Российской Империи Курляндии, Семигалии и Пильтенского округа начинаете вы, братья, заупокойной молитвой. Так и должно быть. Подобные торжества благоприлично начинать молитвой за умерших. Чувство благодарной памяти, несомненно, побуждают торжествующих ныне, вспомянуть тех лиц, которые присоединили означенные области к России, и под управлением и покровом которых обитатели сих областей уже прожили сто лет. Эти лица –Государи Российской Империи. Государи наши, относясь всегда с истинно-отеческой любовью к своим подданным, с особенной заботой относились и относятся к областям присоединённым, к жителям окраин нашего обширного отечества, всемерно стараясь, как членов одного государственного организма, приобщить их к общей жизни сего организма, со всеми благами её. Так относились к нынешней Курляндской области, в Бозе почившие Государи наши: Императрица Екатерина 2-я, присоединившая Курляндию, Семигалию и Пильтенский округ к России, и Императоры: Павел 1-й, Александр 1-й, Николай 1-й, Александр 2-й и, оплакиваемый ныне нами Царь-Миротворец, Александр 3-й. К этим-то царственным лицам, с благодарной памятью, должны относиться и относятся, как свидетельствует наступающее торжество, жители сей страны, сто лет назад присоединённой к Российской Империи. А в чём лучше может выразиться эта благодарная память, как не в молитве? Прославлены царственные труды и подвиги, в Бозе почивших – Императрицы Екатерины 2-й и её преемников, в истории и памяти народной. Но молитва есть всегдашняя потребность религиозного духа человека, – есть непрестающая принадлежность христианина, цепь, связующая живых и умерших, на пути приближения к Богу. Она самая лучшая дань благодарного сердца к почившим благодетелям, и самая полезная для них, и приятная для Бога жертва. Итак, в чувствах благодарности, в заупокойной молитве нашей, вспомянем благодетелей сей страны, присоединённой к России, и заканчивающей ныне первое столетие своей жизни под скипетром Русских Царей – в Бозе почивших благочестивейших Государей наших: Императрицу Екатерину 2-ю, Императоров – Павла 1-го, Александра 1-го, Николая 1-го, Александра 2-го и Александра 3-го и всех, скончавшихся верных сотрудников их и помощников, да упокоит их Господь в селениях праведных и удостоит вечного блаженства в Своём Царстве!.. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXXIV. Речь воспитанникам Таврической семинарии при прощании с ними 52 Благодарность воспитанникам за их любовь к своему бывшему ректору Благодарю вас, возлюбленные друзья мои, за вашу молитву, принесённую Господу Богу, о благополучном моём путешествии. Мне теперь особенно нужна ваша молитва , потому что предстоит мне далёкий путь, а главное – великий и важный подвиг служения в высоком звании епископа. Прошу нас, не забывайте меня в ваших молитвах. Благодарю вас за вашу любовь и преданность мне, являемые вами в продолжение всей моей службы в Таврической семинарии. Я особенно ценю вашу любовь ко мне, потому что я не заискивал её, не старался угождать вам, но так действовал по отношению к вам, как говорила мне совесть, как требовал того долг моей службы. Теперь я вижу, что вы понимали меня и мое отношение к вам. Верьте, я никогда не забуду вашего расположения ко мне, и любовь вашу принимаю, как лучшую награду за мои труды. Вы выразили вашу любовь ко мне, в благодарных чувствах, поднесением иконы Спасителя. Умное дело сделали: лучшего выражения не может быть. Эта икона будет мне всегда напоминать о вас и о дорогой для меня Таврической семинарии, и я буду молиться перед ней Спасителю нашему Господу Иисусу Христу о вас же. Благодарю вас за ваше доброе поведение, составляющее вашу честь, стяжавшее добрую славу Таврической семинарии и способствовавшее мне достигнуть высшего служения в церкви Христовой. Будьте, друзья мои, и дальше такими. Я буду издали радоваться за вас, за дорогую свою семинарию. С этого времени мы должны забыть все нехорошее, бывшее между нами. Быть может, более мы не увидимся с вами, а к Господу Богу нужно предстать с чистой совестью; поэтому простим друг другу наши прегрешения. Я глубоко сознаю, что я, как начальник, воспитатель и руководитель ваш, должен был служить для вас всегда и во всём примером. Но часто я не был таким. Помните, возлюбленные, что я – человек, следовательно, и мне присущи недостатки, я мог гневаться на вас, обижать вас и проч. Поэтому, простите меня, чем я согрешил против вас. И я вам прощаю во всём... Подойдите ко мне в последний раз, и я благословлю вас именем Бога, в Троице славимого; да сохранит Он вас на всех путях вашей жизни и наставит на всё доброе!... Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но святая православная вера христианская, кроме высокой духовной пользы – спасения человека, принесла русскому государству славу просвещённой страны, дала ему крепость и могущество, внутреннее благоустройство, на началах христианских и принесла высокую нравственность и семейное счастье. Вот в чем заключается слава имени св. Владимира и величие события – крещения Руси! Но, братья, зная славу имени св. кн. Владимира, его заслуги пред Богом и людьми, надобно прославлять его, не изображая только его заслуги – не словами только, но и делами своими, своею жизнью. Одним человеком был Владимир – язычником, совершенно другим стал, когда он сделался христианином; православная вера Христова совершенно изменила его: он сделался благочестив и добродетелен; добрым семьянином и многопопечительным отцом своих подданных, любовь к Богу и ближним проникала всю его жизнь, давала характер всему его управлению русским царством. А слово Божье учит нас: поминайте наставники ваши и подражайте вере их, благочестию и добрым делам. Вот этим то свойствам св. Владимира мы и должны подражать, иметь их в себе. Что будет значит для нас, как не осуждение на погибель нашу вера православная христианская, которую мы исповедуем, без добродетели, без благотворительности, – словом, без любви к Богу и ближним? Ценя великое событие просвещения России православной верой Христовой, зная, что она есть единственный истинный путь ко спасению и видя, какую она пользу принесла нашему отечеству, будем крепко содержать православную веру христианскую, дорожить ею, как драгоценным сокровищем, и исполнять обязанности, возложенные на нас св. православной верой и св. православной Церковью Христовой, к которой мы имеем счастье принадлежать. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Неудивительно, что на этом пути он встретил равнодушие и прямую враждебность со стороны как епархиального руководства, так и насельников пустыни. Завершалась двухсотлетняя синодальная эпоха в истории Российской Церкви, и в ее нездоровой духовной атмосфере пышным цветом распускался «консисторский» бюрократизм, сковывавший любую творческую инициативу. В этот период в монастырях увеличился приток случайных людей, шедших туда из меркантильных интересов и приносивших с собой анархические настроения, нелюбовь к дисциплине и труду. Почти повсеместно в монашеской среде возрос слой люмпенов и любителей «сладкой» жизни. Обстановка, сложившаяся во многих российских обителях того времени (конца 19 – начала 20 вв.), свидетельствовала о кризисе веры, об утрате значительной частью монашества смысла своей деятельности. Те, в чью обязанность входило заботиться о судьбах Российской Церкви, о чистоте и непорочности ее путей, сплошь и рядом беспокоились лишь о собственном благополучии и карьере. Вверенными им епархиями они управляли не с трепетом, которого требует соприкосновение с живым богочеловеческим организмом, каким является Церковь , а как департаментами государственного Ведомства православного исповедания. Администрирование – чуть ли не единственный метод управления Российской Церковью той, уже ушедшей, эпохи (как, впрочем, и последующей). Вместо апостольского дерзновения церковное начальство более полагалось на «технологию власти» – искусство, которым в Империи должны владеть высшие чины. История изгнания аскета из Седмиезерной пустыни – это история искренне и глубоко верующего человека, чуткого к веянию Духа Божьего, столкнувшегося в стенах Церкви с духом казенщины и агрессивного равнодушия. Уже при вступлении в должность старца поставили в двусмысленное положение без вины виноватого. Его предшественник, иеромонах Дионисий, был отстранен от наместничества и переведен в казанский Зилантьев монастырь за самовольную перестройку архиерейского дома, приведшей здание в аварийное состояние, за долги, которые он «навесил» на обитель. По замыслу правящего архиерея – архиепископа Арсения (Брянцева) , – о.Гавриил своим авторитетом должен был прикрыть обнаруженные упущения и тем отвести возможные обвинения в адрес владыки. Можно понять схимника, не хотевшего принимать новое назначение, но можно понять и его епископа, вовсе и не скрывавшего мотивов своего решения. Желая себя выгородить, архиепископ Арсений удалил о.Дионисия «без огласки его вины». Перед старцем в приказном порядке он поставил жесткие условия: «Не нужно оглашать долгов, много шума и без этого. Бог поможет тебе уплатить». «Послужи, а после, «утешал» он схимника, – можешь отказаться от этой должности» (читай: после меня хоть потоп). ««Не оглашай…» – и я не оглашал», – объяснял о.Гавриил в докладной записке 1908 года те обстоятельства, в которых ему приходилось трудиться 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

VII. Речь перед молебном на провождение из Риги Псково-Печерской Чудотворной иконы Божьей Матери «Умиления» 7 Добрый обычай принимать св. иконы в свои дома Мы собрались проводить дорогую гостью нашу, чудотворную икону Божьей Матери «Умиления» к месту её постоянного пребывания, Псково-Печорский монастырь. Это в третий раз уже мы провожаем дорогую святыню сию. Но настоящее провождение наполняет нашу душу другими чувствами, чем в прежние годы. Прежде, провожая сию православно-христианскую святыню, мы не твёрдо надеялись видеть её ещё среди нас, или, по крайней мере, думали, что это духовное утешение нам придётся испытывать нечасто. Теперь же мы знаем, что это – дорогая святыня, и в это же время будет посещать нас ежегодно, – мы провожаем её с надеждой ещё много раз встречать и провожать её. Чувство прежней грусти при проводах, сменилось чувством радости, умиления и благодарности. Слава Господу Богу за Его великие милости, явленные через чудотворные иконы роду христианскому! Слава Пресвятой Богородице за сию святую икону Её и за посылаемые через неё благодеяния! Благодарение и высшему нашему духовному начальству за то, что оно исполнило наше общее желание иметь сию св. икону среди нас, разрешив ежегодно, в сентябре, поднимать её из Псково-Печерского монастыря в г. Ригу. Во время пребывания своего в нашем городе чудотворная икона Божьей Матери «Умиления» была поднимаема почти во все православные рижские храмы и в весьма многие частные дома; в это же время мы совершили: один раз – при встрече св. иконы, а другой – ныне, при провождении её, торжественные крёстные ходы. А как всё это важно! Сколько религиозного утешения для верующих сердец! Какое сильное возбуждение религиозных чувств в холодных душах! В самих же торжествах с крестными ходами выражается торжество православия, сила и могучесть русского народа, и русского государства, воспитываемых православной верой и проявляющихся в религиозных торжествах. Нынешнее наше духовное празднование во время пребывания чудотворной иконы Божьей Матери в Риге увеличено было прибытием к нам сюда молитвенника земли русской – известного о. протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского. Поистине, сугубая милость Божья к нам! Да не оскудевают на земле русской носители особенного дара благодати Божьей, проливающие спасительное действие её на верующих! Да будет благодать Божья и милость Пресвятой Богородицы, явленные через сию чудотворную икону, присущи и нам, а мы – достойны сих духовных даров по своей вере и благочестию!.. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Гавриила (Бужинского) (1731), еп. Лаврентия (Горки) (1738), еп. Воронежского Иннокентия (Полянского) (1794), еп. Сильвестра (Страгородского) (1803), архиеп. Псковского Мефодия (Смирнова) (1816), архиеп. Московского Августина (Виноградского) (1823), значительные пожертвования митрополитов Московских Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова) и мн. др. После пожара Москвы в 1812 г. в б-ку поступили издания из книжных лавок, а после перевода ее в Троице-Сергиеву лавру - часть б-ки Троицкой ДС (объединившейся с Вифанской ДС). С 1881 по 1910 г. велась работа по изданию печатного систематического каталога (Т. 1-2/Сост. И. Н. Корсунский; Т. 3/Сост. Е. Троицкий; Т. 5/Сост. К. М. Попов). Отдельно были учтены фонды пожертвованных б-к архиеп. Тверского Саввы (Тихомирова) (сост. К. М. Попов. М., 1900 - ок. 3 тыс. названий), архиеп. Арсения (Брянцева) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1902) и еп. Симбирского Никандра (Молчанова) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1904). Рукописное собрание б-ки частично отражено в «Описи рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку МДА», составленной иером. Иосифом (ЧОИДР. 1881. Кн. 3; отд. изд.: М., 1882), и в «Сведениях о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища ТСЛ в б-ку Троицкой ДС в 1747 г.» архим. Леонида (Кавелина) (ЧОИДР. 1883. Кн. 4; 1884. Кн. 3-4; 1885. Кн. 1). После закрытия МДА в 1919 г. б-ка функционировала в качестве Сергиевского филиала Румянцевской (впосл. ГБЛ, ныне РГБ), в 1933 г. ее фонды (500 тыс. т.) были переданы в ГБЛ (см.: Феофилакт (Моисеев). Библиотека МДА). После открытия МДА в 1946 г. б-ка комплектовалась за счет частных пожертвований и текущих покупок (исключением явилась передача комплекта «Патрологии» Ж. Миня из б-ки Тартуского ун-та). С 1987 г. из резервного фонда ГБЛ в б-ку МДА стала передаваться дореволюционная богословская лит-ра. В наст. время фонд б-ки МДА составляет более 220 тыс. экз. II. СПбДА с момента основания (1725) имела б-ку, к-рая комплектовалась из монастырских сумм (Александро-Невской лавры) и за счет пожертвований б-к Феофана (Прокоповича) (1741), проф.

http://pravenc.ru/text/149151.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010