XXVII. Речь пред открытием миссионерских бесед протоиерея Ксенофонта Крючкова. О важности собеседований Назад тому год, в св. Четыредесятницу, в сем соборном храме и в других храмах г. Риги, вёл религиозные беседы миссионер – достопочтенный иеромонах Арсений. К великому утешению нашему, мы видели тогда полное религиозное возбуждение в народе, полное сочувствие к религиозным собеседованиям и сильное желание слушать оные; мы видели тогда храмы наши наполненными народом. Нас всегда занимала и занимает мысль о том, как бы вполне удовлетворить религиозному чувству народа; наша всегдашняя забота была и есть – развитие в большей и большей мере церковной проповеди и религиозно нравственных собеседований и раскрытие в них истин учения православной Церкви. Мы сами стараемся, по возможности, чаще и чаще проповедывать слово Божье. Нужда проповеди вообще понятна: сообщение истин православной веры, развитие и поддержание религиозных чувств в народе составляет первую и главную обязанность и пастырей и пасомых. Кто не знает, что на религии и нравственности зиждется всё доброе... Особенно же необходимо здесь, в нашем храме, в наших домах, среди нашего народа проповедование слова Божья, истин православной Церкви; мы живём в среде разноверцев, следовательно, должны знать не только своё вероучение, но и своих соседей, дабы от заблуждения отличить истину и уметь защитить её. Задача наших проповедей, религиозных чтений и собеседований не в препирательных словах, т. е. не в спорах и разглагольствованиях, не в поругании и унижении кого бы то ни было, не принадлежащего к православной Церкви, а в раскрытии истины Христовой и в указании заблуждений, находящихся вне православной Церкви. Цель наших собеседований утверждать в правоверии находящихся в недрах православной Церкви и обращенье на путь истины заблуждающихся. Благодарение высшему нашему духовному начальству, оно внимает религиозным нашим нуждам. Подобно тому, как в прошедшем году оно прислало к нам для религиозных бесед иеромонаха Арсения, ныне оно соблаговолило прислать к нам для той же цели синодального миссионера, достопочтенного протоиерея о. Ксенофонта Крючкова. Благодарю и вас, братья, за то, что собрались послушать душеспасительных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIII. Речь в память события 17 октября 1888 года 54 . Приглашение слушателей внимательно отнестись к предстоящему религиозному чтению о значении события 17 октября 1888 года Уже прошло три года, когда совершилось великое событие милости Божьей над Россией, явленное в спасении Государя нашего со всем Его Августейших Семейством 17-го октября 1888 года. Время способно ослаблять самые сильные впечатления, умалять значение великих событий, совершившихся в частной жизни человека, или в общественной, и даже изгладить их из людской памяти. Но бывают события, как в жизни частного человека, так и в жизни народов, которые не должны быть забываемы и значение которых должно быть оцениваемо с течениями времени более и более. О таковых событиях необходимо вспоминать чаще и чаще, чтобы чувство сознания зависимости от Бога, славословия Его, прошения и благодарения никогда у нас не умалялись и теми более не уничтожались. Таково именно событие, совершившееся в России 17-го октября 1888 года. Достойно вспомянув это событие сегодня молитвой в сем храме и всенародно в нашем граде, мы собрались сюда ещё, чтобы выслушать религиозное чтение о значении события 17 октября 1888 года, возблагодарит и прославит пением церковных песней Господа за Его великую милость, явленную в спасении нашего Возлюбленного Монарха и Его Царственной Семьи, и тем самым возобновить его в нашей памяти. Из предлагаемого чтения вы узнаете, как должно представляться это событие пред взором верующего христианина, истинного сына, или дщери отечества, верно преданных Царскому Престолу. Вы услышите в чтении, что Бог, по Своему усмотрению и по вере людей, для особенных целей, творит чудеса, что они всегда были, есть и будут, что жизнь царей в руках Божиих преимущественно пред жизнью обыкновенных смертных. что Господь Бог управляет царствами и что милости и наказания Его бывают соответственны заслугам царей и народов. Великое событие 17 октября 1888 года да будет всегда неизгладимо памятно для нас, а предлагаемое ныне чтение да будет вразумительно и душеспасительно. На слушателей и проповедника призываю Божие благословение. 54 Сказана в Рижском Кафедральном Соборе 17 октября 1891 г пред религиозным внебогослужебным чтением. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

III. Речь пред панихидой на о. Луцаугольме на могиле 400 русских воинов, убиенных 10-го июля 1701 года шведами 4 . О памяти почивших борцов за Веру, Царя и Отечество Мы собрались, братья, помолиться об упокоении душ православных воинов, за веру, царя и отечество здесь жизнь свою положивших. Мы находимся на том самом острове, где 400 русских воинов, защищаясь до последней капли крови, сложили головы свои под мечами неприятелей. Мы стоим на том месте, где они погребены. Это было в 1701 г., 10 июля, когда русский Император Пётр 1-й вёл войну со шведским королём Карлом XII-м. Прошло около 200 лет с того времени. Быть может, уже и кости погребённых здесь героев превратились в прах; забыта была могила их. Но, вот, Господь Бог вложил добрую мысль благомыслящим людям – воскресить в памяти геройские подвиги здесь убиенных воинов и почтить их заупокойной молитвой на месте погребения их. Мы веруем, что, по свойству бессмертия духа человеческого, их души живы и ныне радуются, видя, что люди, чтущие воинскую доблесть, вспомнили их и пришли помолиться об упокоении душ их. Да будет же благословенна память о них! да будет живуча и действенна память об их геройских подвигах и самоотвержении для всех сынов России и особенно для русских воинов! отныне да не предастся забвению эта священная могила, да не сровняется с землёй; но да украсится она достойным памятником в назидание потомству; да посещается она людьми, чтущими воинскую доблесть, геройские подвиги и самоотвержение; особенно же да освящается она молитвой об упокоении душ здесь убиенных воинов в царстве небесном. Для умерших людей, бр., не столько нужна земная слава и видимые памятники, сколько молитва об упокоении душ их в селении праведных. Итак, помолимся, да упокоит Господь Бог души рабов Своих православных воинов, за веру, царя и отечество живот здесь положивших, в месте светле и месте покойне, где все праведные успокаиваются. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIV. Речь при открытии краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц одноклассных церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии 58 . О благоразумном пользовании свободным временем После труда всякому человеку нужен отдых; особенно после труда вашего, труда тяжелого, однообразного, привязанного к одному месту и к одним и тем же лицам – детям, труда продолжительного. Отдых необходим вам и для поощрения вашего в труде, необходим и для восстановления потраченного здоровья, необходим и для возбуждения новой энергии, новой любви к делу. Благоразумный человек мудро пользуется временем отдыха. Он разумно им распоряжается, так, чтобы время отдыха не только доставляло ему удовольствие, но было бы ему еще и полезно. 8–9-ти месячный ваш труд: учить, развивать, воспитывать – не легок и требует большой опытности, знания и энергии. Многопопечительное Правительство ценит этот труд ваш и, насколько возможно, заботится облегчить его. Для пополнения сведений ваших, для облегчения вашей трудной работы духовное начальство устраивает курсы и тем желает, чтобы вакационное время отдыха употреблялось вами на удовольствие полезное для вас и вашего дела – воспитания и обучения; чтобы вы в течение времени отдыха могли обогатиться недостающими и необходимыми для вас сведениями, познакомиться с лучшими методами и способами преподавания, послушать образцовые уроки лиц опытных и более сведущих. Занятия ваши на курсах обставляются так, чтобы доставляли вам удовольствие полезное. Из обыденной среды, в которой вы находились, живя дома, вы переселяетесь в большие города, где многое можно увидеть, многому поучиться, для вас устраиваются прогулки-экскурсии с целью ознакомить вас с достопримечательностями города в религиозном, историческом и других отношениях. Принося этим вам известную пользу, начальство тем же и благодарит вас за ваш труд. Теперь же остается пожелать вам, чтобы на настоящих курсах вы получили учебную пользу, сохранив бодрость духа, запаслись новыми силами и знаниями для вас и вверенного вам дела необходимыми и, получив духовное утешение, с удовольствием воспоминали бы о проведенном на курсах времени, возвратясь домой. А так как никакой труд не начинается без молитвы и Божия благословения, я и пришел к вам, чтобы помолиться вместе с вами и испросить у Господа благословения на предстоящий ваш труд. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXII. Речь перед освящением основания вагоно-механических заводов в Риге 22 О значении обряда освящения домов Освящение домов не есть простой обряд, или только принятый обычай: но есть священнодействие, в котором испрашивается благословение Божие. Такова цель настоящего богослужения. Человек, сам по себе, слаб и немощен: он не может без помощи Божьей не только совершать великого и трудного дела, но и малого и лёгкого. В каждом деле: в начале ли его предприятия, в продолжение ли, или в конце и по совершении оного, могут явиться обстоятельства, препятствующие успеху оного. Всемогущий Бог силён устранить эти препятствия, поэтому в каждом благом деле необходимо благословение Божие. Вслушайтесь в молитвы и прошения, произносимые и читаемые при настоящем богослужении, и вы узнаете, что в них призывается сила Божия, отгоняющая пагубные действия злых духов, устраняющая губительные действия грозных стихий природы и препятствующая замыслам злых людей, и уничтожающая их злые действия. Господь сказал: где соберутся два или три во имя моё, там я посреди их... А нас здесь собрались целые тысячи. И я верую, что, если наши молитвы будут исходить из глубины души и будут искренни, Господь услышит оные и исполнит наши прошения, и, тем более, что самое дело, на которое мы призываем благословение Божие – благое и полезное. Это обширное предприятие (построение вагоно-механического завода) имеет целью удовлетворить нуждам государства: оно даёт возможность, быть может, не одной тысяче рабочих и мастеровых людей честным трудом зарабатывать себе пропитание и обеспечивать своё существование, увеличит промышленность в сем крае, оживит торговлю в сем городе, будет содействовать благосостоянию сего города, жителей его и имеющих трудиться в сем учреждении. А всё это дело доброе, благожелательное и похвальное: и потому, при доброй христианской жизни всех, кого оно касаться будет, Бог благословит оное добрым успехом. Разъяснивши цель настоящего богослужения, приступим к совершению оного. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Менее был я знаком с усопшим недавно Преосвященным Владимиром. Только однажды имел я утешение принимать его в Петербурге и пригласить его для служения литургии в дорогом для нас обоих храме Петербургской академии. Тогда он произвел на меня самое отрадное и глубокое впечатление своей задушевностью, своей духовностью, своей апостольской простотой. Это было 10 лет тому назад. С тех пор мы не видались, пока я не узрел его во гробе Но теперь Господь навсегда связал меня с ним, устроив так, что мне было поручено молитвенное провождение его в загробный мир. Эта-то личная духовная связь с тремя почившими святителями и единство по жребию служения моего со всеми прочими казанскими иерархами побудили меня ныне вознести о всех них сие молитвословие вместе с вами, братья. Как видите, не только послушание отечественному обычаю, но и влечение собственного сердца вдохновило меня к сей молитве умножило во мне упование на то, что присные мне по духу усопшие святители преподадут мне невидимо свое благословение на достойное унаследование их жизненного подвига. Отрадна, утешительна и назидательна молитва за умерших. Она связывает нас с миром загробным, отрывает от земного и временного, утверждает нашу веру в будущее воздаяние, окрыляет наш дух упованием на Божественное милосердие к живым и умершим. Твердо верую, что ныне же здесь среди нас молящихся незримо присутствуют поминаемые святители и молятся о нас и с нами Господу. Будем же и мы, братья, неленостно о них молиться. Всегда я вспоминаю и вам завещаю помнить слово Христово: «в нюже меру мерите, отмерится и вам» ( Мф.7:2 ). Если мы будем усердно молиться за благодетелей наших и отцов духовных, то, даст Господь, и за нас вознесут теплую молитву, живущие и оставшиеся – в тот страшный день, когда Господь позовет нас на нелицеприятный суд свой, и во дни последующие. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXIV. Поучение при освящении Симеоно-Аннинского храма в г. Митаве 66 . Радость жителей г. Митавы при виде благолепного храма и значение последнего Приветствую вас, православные жители г. Митавы, с построением и освящением этого благолепного храма. Радуюсь с вами чистой, святой христианской радостью, свойственной ныне тем людям, для которых созидался сей храм, и тем лицам, который заботились о построении сего храма и которые принимали живое участие в оном. Скорбью обнималось сердце при виде, назад тому пять с половиной лет, убогого единственного храма в г. Митаве. Каким сильным желанием горело скорбное сердце наше, и несомненно – всех православных жителей г. Митавы, построить хотя один благоприличный храм в сем городе. Благодарение Господу! Желание наше сугубо исполнилось: назад тому три года мы освятили один, хотя и небольшой, но вполне благоприличный храм, построенный на окраине сего города – на местном православном кладбище, а ныне совершили торжество освящения другого сего поистине благолепного храма. Прежнего убогого единственного православного храма здесь как будто не бывало. Слава Богу, благодеющему нам! Благодарность, слава и честь всем тем лицам, которые заботились, содействовали и помогали построению храмов в сем граде. Господь наградит их за их святое дело Ему ведомым путём!.. Но особенная наша благодарность должна быть обращена к Царскому Престолу и особенная молитва в сем храме всегда должна быть возносима к Богу за Государя Императора, всемилостивейше обратившего своё Монаршее внимание на религиозную нужду православных жителей г. Митавы и даровавшего средства на построение сего храма. Для вас же самих, братья, да будет храм сей, как читалось ныне в одной молитве при освящении его – пристанищем обуреваемых, рвачеством страстей, прибежищем немощных, бесов прогонением, чтобы очи Господни были отверсты здесь на вас день и ночь и утеса Его внимали молитвам вашим и чтобы совершаемым здесь священнодейства достигали во святой и пренебесный жертвенник и приносили благодать пречистого осенения Божия.. (Молитва 2-я при освящении храма). Никогда не забывайте, братья, что храмы устрояются и служат для спасения людей, но может случиться, что и при имении храма в своём пользовании человек может подвергнуться осуждению Божию. То и другое зависеть будет от вашей веры, вашей жизни и вашей деятельности, –от усердия к самому храму и от такого или иного выполнения в нём ваших религиозных обязанностей. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

А сколько имеем мы различных нужд, в которых мы прибегаем с молитвой ко Господу! То болезни телесные, то скорби душевные, то засухи и голод, то другие какие-либо горя и бедствия, то грехи и беззакония – все это весьма часто сильно и больно тяготит и подавляет нашу душу. А где скорее мы можем найти успокоение, облегчение и утешение в постигающих нас бедах, скорбях и напастях, как, опять, не здесь – в храме Божием, куда Сам Бог призывает всех скорбящих и угнетенных, всех труждающихся и обремененных, чтобы их утешить и упокоить. И вот, христиане, храм-то ваш, где живет Сам Бог и где вы молитесь Ему, находится у вас в таком жалком и мной еще нигде невиданном запустении. То, что должно быть на земле для вас всего выше, лучше и дороже, о том вы почти совсем не заботитесь, а это, друзья мои, великий, тяжкий грех. Дома свои поправляете, а о поправке дома Божия и не помышляете – это, повторяю, очень худо. Впрочем, ваш батюшка о. Сергий мне сказал, что вы недавно составили мирской приговор о сборе денег на поновление храма. Это утешительно и за это вас хвалю, а благодарить буду тогда, когда, как следует, будет отремонтирован и поновлен ваш храм. Слышите, православные, что я вам говорю? Благословляю вас скорее взяться за дело. Слышал я, что вы трудолюбивы и трезвы, в питейный не ходите и водки не пьете – дело это самое лучшее, самое похвальное; но нельзя похвалить вас за то, что вы не бросаете еще прежних ваших обычаев, что вы не покидаете еще своих киреметей, и будто ходите еще в дубовые рощи и приносите там кровавые жертвы. Грешно, худо, позорно и богопротивно, православные, так делать. Оставлять единого истинного Бога, Бога благодеющего, милующего, спасающего, всегда и во всем нам помогающего и безмерно нас любящего, и менять св. храм Его на какую то рощу и идти в нее колоть там жертву какому-то злому киремети, не имеющему над человеком решительно никакой власти, да и вовсе не существующему, – это уже хуже, несноснее и нестерпимее всякого греха, какой только за человеком может водиться. Бог ни за что так больно не наказывает и не карает, как за моление вместо Него кому и чему-нибудь другому, вроде киремети. Так будьте благоразумны, православные, оставьте свои злые языческие обычаи, не ходите в рощи к киремети. а по звону колокола всегда спешите в храм Божий и в нем усердно молитесь Господу, Который один только силен избавить нас от всех житейских бед, напастей и злоключений. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LVI Речь при прощании с воспитанницами С.– Петербургского Исидоровского Епархиального женского училища 78 Несколько слов о заботах об этом училище и – благожелание Прощайте, дорогие дети! Благодарю вас за те добрые качества, которые вы всегда являли в вашей училищной жизни, в ваших занятиях и в вашем поведении. Особенно благодарю вас за то духовное утешение, которое вы доставляли мне всегда, когда я приходил к вам и был вместе с вами: вашей лаской, расположением и любовью ко мне. Скажу вам откровенно, что среди своих многочисленных трудов, забот и беспокойств я приходил к вам, чтобы отдохнуть среди вас и успокоиться душой и телом. И любил я вас, дорогие мои! Вся моя забота была о том, чтобы сделать для вас что-нибудь получше: да и не для вас только, но и для всех бедных дочерей духовенства Петербургской епархии. С какой любовью лелеял я мысль о постройке отдельного от дома призрения, самостоятельного, обширного и удобного, во всех отношениях, епархиального женского училища, дабы дать возможность большему числу дочерей духовенства получать образование в таком училище. Я не останавливался перед теми препятствиями, которые встречал на пути к достижению намеченной цели. И вот, благодарение Богу, вы уже провожаете меня молитвой из нового вашего училищного храма и прощаетесь со мной в обширном зале нового училища. Не судил мне Господь пожить с вами в новом училище: но я буду издали утешаться мыслью, что Бог благословил мои труды успехом, что вы и ваши преемницы будут жить и получать образование в новом, благоустроенном училище. От всей души желаю вам и в училище, и по выходе из него – счастливой, мирной и безмятежной жизни. Да будет над вами благословение Божие. А вы старайтесь заслужить его своей доброй и трудолюбивой жизнью, будьте евангельскими детьми, которых Спаситель поставил в пример взрослым, и украшайтесь в продолжение всей вашей жизни теми свойствами, которыми отличались евангельские дети и которые привлекали на них благословение Божье. Эти свойства: невинность, кротость, послушание и незлобие. Будьте вы таковыми: тогда будут любить вас люди и Бог вас не оставит Своей милостью. С любовью и вас оставляю, и с любовью благословляю вас; Господь с вами! Молясь здесь о ваших присных, вспомните иногда и меня в ваших детских молитвах. Прощайте, дорогие дети! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XCI. Речь при вручении жезла новопоставленной игуменьи Вершино-Сумского Черемисского монастыря Магдалине 95 . О несении подвига управления обителью Вручаю тебе жезл сей, как знак власти, как знамение духовного правления, тебе вверенного. Приняв его, ты должна помнить, что с этим жезлом ты не только сама должна идти прямым путем ко спасению, но должна вести по сему пути и других, врученных твоему управлению. Этот жезл должен тебе всегда напоминать не столько о правах твоих, сколько об обязанностях, соединенных с этими правами. Ты должна прилагать все свое старание и все свои заботы к тому, чтобы соблюсти пасомых тобой духовных овец в чистоте душевной и жизни непорочной, чтобы направить их твердо ходить по пути незлобия, смирения, послушания, воздержания, молитвенных подвигов и других спасительных добродетелей. Зная обязанности, возлагаемые на тебя принятием жезла сего, я, однако же, не могу считать его легким и безопасным в употреблении. Ты до сих пор управляла только собой, своими мыслями и пожеланиями, но и тут немало видела ты скорбей и искушений как от себя самой, от собственной своей воли и сердечных движений, так и от других. Но теперь предстоит тебе другой подвиг, более тяжкий и ответственный – это подвиг управления не собой только, но и другими. Этого подвига боялись и люди опытные в жизни м делах. Теперь ты должна принадлежать не столько себе, сколько другим, ты должна быть светильником, не для себя только, но и для других. Ты должна быть первой во всех иноческих добродетелях, должна служить примером во всех иноческих трудах и спасительных подвигах. С этим жезлом тебе дается немалая власть над другими сестрами, но за то возлагается на тебя и большая ответственность, если не употребишь во благо власть сию. Знай, что каждая погибшая душа сестры твоей взыщется с тебя не здесь только пред судом человеческим, но и там, пред судом Бога, имеющего воздать каждому по делам его. Знай и то, что этот самый жезл ты получаешь от меня только видимо, а невидимо дает его тебе Сам Иисус Христос. Он вверяет тебе власть распоряжаться сестрами твоей обители, Он и взыщет с тебя за каждую из них, если она погибнет от твоего нерадения, или пристрастия, или послабления. Старайся исправлять и возвышать житие инокинь вверенной тебе обители не жезлом строгости и наказания, а кротостью, милостью, участливым вразумлением и разумным благоснисхождением, в чем и да поможет тебе Господь Бог! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010