LXX. Речь, сказанная при посещении тюремной церкви г. Спасска 74 . О покаянии в грехах и молитве к Спасителю Велико милосердие Божие к грешным людям. По своей бесконечной любви, Сын Божий Иисус Христос не оставляет без своего благодатного присутствия и тех, кои за свои вины и преступления содержатся, подобно вам, во узах и темницах. Итак, узники, вы здесь не одни. С вами и при вас Тот, Кто силен на землю просветить всех, сидевших во тьме и сени смертной. С вами пребывает Тот, Кто некогда душой Своей сходил во ад и, сокрушив узы ада, освободил из него всех томившихся там от века узников – это Искупитель и Спаситель наш. Он не только с вами, но и принимает на Себя Самого наш образ, ваше несчастное положение. Кто оказывает вам милость и сострадание, тот в лице вашем оказывает оные Ему Самому. И вам, узники, чаще и чаще нужно прибегать к Спасителю с благодарными молитвами за Его великие милости. Правда, тяжела ваша здесь участь. Вы теперь не пользуетесь той свободой, которой пользуются другие, вы удалены от общества людей, даже от своих родных и знакомых, вы здесь, не можете жить и располагать временем так, как бы вам хотелось; но спросите самих себя, загляните глубже в свою совесть и скажите, кто был причиной вашего заключения и ваших уз? Кто лишил вас свободы и сообщества с ближними? Кто виноват в этом? Виноваты вы сами. Причиной, заключившей вас в эту темницу, ваша злая воля, направившая вас на худые и преступные дела. Ничто другое, как именно грехи и беззакония ваши связали вас, заключили в эту темницу и лишили вас свободы и общежития. С сознанием этих-то грехов, тайных и явных, вы и приходите сюда, в этот устроенный для вас храм. И здесь – пред этими св. иконами, пред этим престолом Господним со слезами покаяния и сердечного сокрушения кайтесь в них и горько оплакивайте их, и Господь Бог, видя ваше искреннее сокрушение о преступлениях ваших, пощадит вас кающихся, покроет Своей милостью все грехи ваши, облегчит тяжесть души вашей, просветит очи ума вашего и возвысит радостью скорбное сердце ваше. Но при этом дайте себе строгий зарок, твердо обещайтесь, никогда не делать того, за что вы попали сюда, а постарайтесь, в случае выхода отсюда, жить трезвенной жизнью и добывать себе кусок хлеба честным трудом. Господь благословит вас и да поможет вам сделаться истинными людьми. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIII. Слово, сказанное по совершении преждеосвященной литургии в церкви Казанского мужского духовного училища 17 . О пользе молитвы для христианина Спасибо вам, дети, что усердно сегодня помолились со мной. Я и сам рад тому, что помолился с вами. Спасибо вам за хорошее пение и за внятное выразительное чтение. Пели все хорошо, догматики только следовало бы, впрочем, петь несколько быстрее. Читали вы все очень хорошо, если только это читали не самые лучшие из вас чтецы. Желательно, чтобы все вы так читали. Понравилось мне и ваше пение с канонархом. Доволен я также существующим у вас порядком: хорошо вы стоите в церкви и хорошо молитесь. Это делает честь вашим воспитателям и наставникам. Очень сожалею, что, по болезненному состоянию, я не мог за литургией сказать вам проповеди . Скажу, однако, теперь хотя краткое назидание. Хорошо сделало высшее начальство, что восстановило существовавший прежде и на время было оставленный обычай в духовно-учебных заведениях, чтобы все учащиеся и учащие посещали во время великого поста преждеосвященные литургии. Хорошо, что теперь вы имеете возможность принимать деятельное участие в этом глубоконазидательном великопостном богослужении. Хороша преждеосвященная литургия и умилительны ее песнопения. Я люблю молиться за этой литургией. Возьмем, например, песнопение – «Да исправится молитва моя», которое все вы пропели коленопреклоненно: как оно трогательно! Вы невольно начинаете молиться усерднее. Или другое песнопение – «Ныне силы небесные с нами невидимо служат»: как оно возвышает ум и окрыляет дух! Во время пения его вы забываете все земное и чувствуете, что вместе с ангелами как-бы предстоите престолу Господню. Но особенно трогательна и умилительна молитва св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего». Она возбуждает глубокие покаянные чувства. Хотя эта молитва приурочивается церковью к великопостному богослужению, однако, ее можно читать и в прочие дни в течение года. Есть обители, напр. Валаамская на Ладожском озере, где эту молитву читают каждый день. Я также читаю ее в своих келейных молитвах каждый день. Советую и вам, дети, чаще читать молитву св. Ефрема Сирина в ваших частных молитвах и вообще чаще и усерднее молиться Богу. Молитва укрепляет человека, она особенно необходима для вас, как готовящихся к духовному званию. Молитвой вы с юных лет закалите себя, как сталь, и будете тверды, как кремень, в благочестивой жизни здесь, на земле, и приготовленными перейдете в загробную жизнь. К этому должно стремиться всеми силами, об этом должно заботиться больше всего. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не здесь и не в это время изображать значение совершения закладки здания для Рижского окружного суда, или лучше – значение введения в Прибалтийском крае новых судебных учреждений и нового суда. Я только скажу, что это событие наполняет наши сердца радостью при мысли о том, что Прибалтийский край, наравне с прочими областями русского государства, скоро начнёт пользоваться благами нового скорого и правого суда, – благами, какими прочие русские города и общества пользуются уже более двадцати лет. А потому в настоящие минуты мы должны быть проникнуты чувствами благодарности к Господу Богу за то, что Он, заботясь о нашем благе, вдохнул благую мысль введения нового суда в нашем крае предержащим властям, и вместе с тем должны быть признательны и тем людям, которые содействуют осуществлению благодетельного дела для Прибалтийского края – введения в оном новых судебных учреждений. После сего, само собой уже понятно, о чём в настоящие минуты мы должны молиться, – прежде всего о том, чтобы Господь Бог помог беспрепятственно и безотлагательно привести в исполнение благое намерение – введение новых судов в нашем крае; – далее чтобы Он – Всеблагой – помог благополучно и благоуспешно построить здание для суда, благословил Своей Божественной благодатью само место для постройки дома, начало работ и строителей оного, и, наконец, мы должны испросить у Господа Бога благоденственное и мирное житие, здравие и спасение и во всём благое поспешение Главному Виновнику этого доброго дела Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Александровичу со всем Царствующим Домом, а затем и тем пособникам Его, которые содействуют введению новых судов в Прибалтийском крае, и наконец строителям дома, предназначенного ныне к закладке. Об этом мы и помолимся. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LII. Слово к студентам Казанской Духовной академии, сказанное после литургии Преждеосвященных Даров в Академической церкви 56 . О добром направлении студентов Казанской академии Сегодня я приглашен помолиться вместе с вами, возлюбленные юноши, и совершить в вашем храме Божественную службу неделею раньше, чем я предполагал сначала. Усматриваю в этом приглашении ту благую мысль, что академия пожелала освятить Архипастырской молитвой и благословением Божиим начинающееся теперь время усиленных трудов – время экзаменов. С радостью и утешением припоминаю, что и в начале вашего учебного года я молился вместе с вами, да благословит и сохранит вас Господь в наступающий год; и, благодарение Господу, наша общая молитва была услышана. Во время года я неоднократно бывал у вас в академии, и по собственными наблюдениям, и по сведениям, получаемым от вашего ближайшего начальства, и чрез дела бумажные, я с утешением видел, что вы живете по духу и заветам вашей духовной школы, что вы трудитесь во благо святой церкви, и все у вас идет хорошо, тихо и спокойно; особенно же меня утешали явления вашей религиозной одушевленности и церковности. Тем более все это радовало меня, что в нынешнем году были причины опасаться за учащееся юношество. Мятежное волнение охватило недавно многие учебные заведения, подобно страшной буре или губительной заразе; много юношества погибло, и сердца многих воспитателей томились страхом и опасением за души вверенных им питомцев. Но благодарение Богу, буря прошла, зараза миновала, не коснувшись нашей академии; и теперь мы взираем на вас с таким же чувством, какое появляется у человека после бури или губительного поветрия, когда он смотрит на уцелевшие деревья и дома и на присных ему людей, благополучно переживших тяжелое время. Конечно, жалко тех, хотя и чужих, деревьев, которые разбиты и сломлены грозой; болит сердце за людей, похищенных губительной заразой; но эта скорбь умеряется, когда видишь, что родные наши дома и присные наши остались целы и невредимы. Впрочем, относительно вашей академии я заранее был убежден, что она по своему настроению далека от этой губительной заразы. Поэтому с особенным умилением и утешением сердечным я призываю Божие благословение на начинаемые вами нелегкие труды, которые и мне самому хорошо известны по собственному, хотя и давнему, студенческому опыту. Желаю и молю Господа, да подкрепит Он ваши силы духовные и телесные и да увенчает ваши труды желанным успехом! Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Рига, 1890; Обозрение церквей, школ и приходов в 1891 г. Рига, 1892; О святой православной вере. Рига, 1894; Слова и речи, сказанные Рижской пастве. Рига, 1894; О миссионерстве вообще и о Рижской епархии - особенно. Рига, 1897; Путешествие на богомолье в Киев. Каз., 1898; Мое участие в юбилейном торжестве Рижской епархии. Каз., 1900; Путевые заметки. Каз., 1902; Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Х., 1903; Жития святых и богоносных святителей и страстотерпцев земли Казанской. Каз., 1906; Послание к харьковской пастве. Х., 1911; Собрание слов и речей высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения. 1873-1908. Х., 1908. Т. 1-3; Х., 1909. Т. 4. Кн. 1-2; Т. 5: 1909-1912. Х., 1912; [письмо к С. И. Опатовичу по поводу издания очередного тома Историко-статистического епархиального комитета от 17.10.1882 г.]//РНБ (Помяловский). 3239; письмо гр. И. И. Толстому от 21.09.1893 г.//РНБ. Ф. 781 (Толстой И. И.). 692. Лит.: Пребывание преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского, в Эстляндской губ. Ревель, 1887; 25-летие служения в священном сане преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского. Рига, 1893; Иоаким (Левицкий), еп. Брестский, Плис В. Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский и Митавский, и 10-летие управления его Рижской епархией: Ист.-стат. исслед. Рига, 1897; Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1897; Чествование высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Казанского и Свияжского, паствой 4 февраля 1898 г. Каз., 1898; И. С-ч. Миссионерское дело в Казанской епархии и заботы о нем Высокопреосв. Арсения. Каз., 1901; Попов К. Каталог книг Б-ки МДА: Книги, пожертвованные в Б-ку МДА высокопреосв. Арсением (Брянцевым), архиеп. Казанским и Свияжским. [Серг. П.], 1902; Багрецов Л. М. Очерк архипастырской деятельности архиеп. Арсения во время его 5-летнего управления Казанской епархией. Х., 1905; Истомин К. Е. К 25-летию архиерейского служения Арсения, архиеп. Харьковского и Ахтырского.

http://pravenc.ru/text/76220.html

Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. (†28 апреля 1914 г.). Прот. П.Фомин В Бозе почивший Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, по продолжительности и характеру своей кипучей и неустанной деятельности принадлежал к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной Церкви и в частности святителей Харьковских. В течение долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могли не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Архиепископ Арсений, в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году 27 августа в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходил из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высокими благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием. Они сами занимались обработкой земли и с утра до вечера в летнюю пору были в поле и огороде. Труженическая жизнь этой семьи была полна лишений и материальной необеспеченности, домашняя обстановка самая простая и скудная: чаю здесь не знали, и пшеничного хлеба в доме не едали. Но несмотря на это отец Александра Дмитриевича в высшей степени любил грамотность и книжное научение, сам много читал в часы досуга, пополнял свои знания самообразованием, в осеннее и зимнее время он собирал к себе в дом детей прихожан и вместе со своими детьми обучал их чтению, письму и правилам веры. Все грамотеи прихода были делом рук его. Несмотря на скромную должность свою, причетника, Дмитрий Брянцев пользовался среди прихожан и духовенства искренней любовью и глубоким уважением. Его кончина была тихая и мирная, истинно христианская. Главная забота родителей Брянцевых заключалась в том, чтобы несмотря на скудость средств дать всем детям своим доброе, церковное направление и полное образование. Как отец, так в особенности после его смерти мать прилагали все свои силы и непрестанно хлопотали о том, чтобы довести дело школьного образования детей до конца. Не смотря на отличные природные дарования и успешную подготовку Александр Брянцев долгое время оставался дома вследствие скудости родительских средств и вследствие того, что два старшие его брата учились в Вяземском Духовном Училище на собственном отцовском иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIV. Речь пред третьей беседой о. миссионера иеромонаха Арсения 15 . О важности предметов, предназначенных для беседы С величайшим трудом проходя среди вас, православные слушатели, к амвону, я весь объят был той радостью, какая свойственна духовному отцу, веселящемуся о чадах своих, при виде добрых проявлений в их жизни; поэтому первое слово моё к вам – слово благодарности. От всей души благодарю вас, братья, за ваше религиозное одушевление, приведшее вас сюда для слушания беседы достопочтенного иеромонаха о. Арсения. И я прибыл к вам, братья, не только за тем, чтобы благословить вас на слушание, а о. Арсения на проповедание слова Божия, но и для того, чтобы разделить c вами духовную трапезу, которую предложит проповедник в своей беседе Предметы, предназначенные для беседы, так важны, что знать их каждому человеку крайне необходимо. Это, во-первых, учение об истинной Церкви Божией на земле; во-вторых – указание тех признаков, по которым должно познавать еретиков, дабы удаляться их учения и, наконец, учение о том, что церковная иерархия необходима для спасения человека. Из беседы о. Арсения вы узнаете, что святая, соборная и апостольская Церковь есть общество истинно-верующих людей, основанное Господом нашим Иисусом Христом, соединённое между собой единством веры, священноначалием, семью таинствами и управляемое единым главой – Господом нашим И. Христом, –что только в этой Церкви есть верное спасение, – что люди, не принадлежащие к ней, находятся на ложном и опасном пути ко спасению и суть заблуждающиеся, а проведывающие иное учение о Церкви и отвергающие или таинства, или иерархии, суть ложные учители – еретики. Молю Господа Бога, братья, чтобы эти истины утвердились в ваших умах и сердцах и ещё более укрепили вас в преданности св. Церкви Христовой и её уставам и чтобы оные восприняты были и теми людьми, которые доселе не признают их, –чтобы все мы были во Христе Иисусе едино стадо, о чём ежедневно молит Господа наша св. Церковь . Благословение Господне на вас ныне и присно и во веки веков. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Дух. Семинарии протоиерея А. Юшкова, кафедрального протоиерея И. Гончаревского, старейшего Харьк. протоиерея И. Пичеты, игуменов Епифания и Моисея, ключаря кафедр. собора протоиерея Л. Твердохлебова и родственников почившего, священников А. Брянцева и Г. Эльмановича, при участии протодиакона собора В. Вербицкого и архиерейского и семинарского хоров под управлением М. С. Ведринского. В конце литургии Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний произнес речь, посвященную памяти покойного Архиепископа Арсения, как своего бывшего доброго учителя. Перед отпеванием в Бозе почившего Архиепископа Арсения член Дух. Консистории протоиерей П. Фомин, согласно воле почившего, сказал надгробное слово, охарактеризовав благостного почившего Архипастыря. Затем, среди храма последовало торжественное совершение чина отпевания, в котором приняли участие все монастырское и городское духовенство и многие из приезжих священников, всего около 150 священнослужителей. В конце отпевания ключарем собора протоиереем Л. Твердохлебовым было прочитано духовное завещание почившего Архиепископа Арсения к пастве следующего содержания: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь. Благодарю Бога, в Троице славимого, за то, что я родился и воспитался в св. Православной христианской вере и в св. Православной Церкви Христовой. Да упокоит Господь в селениях праведных моих родителей Димитрия и Анну за то, что они дали мне доброе христианское воспитание и направление, привязали меня к Церкви Христовой и произвели во мне любовь к храму Божию и Богослужению церковному. За то же самое благодарю всех бывших моих начальников, наставников и руководителей и молю Господа, о даровании им вечного блаженства в царстве небесном. Слава и благодарение Господу, что Он удостоил меня служить Ему в священном сане и славословить Его в церковном Богослужении и проповедании Его спасительного учения. Заповедаю вам, возлюбленные братие, сестры и чада мои о Господе, крепко содержать св. Православную веру Христову, со всей сыновней преданностью принадлежать св. Православной Церкви Христовой, в которой одной истинный путь ко спасению, твердо и неуклонно содержать св. уставы и правила церковные, не предаваться лжеучениям, противным учению Христову и Его св. Церкви и не уклоняться в ереси и расколы. Прошу и молю вас, отцы, братья и сестры: вознесите о мне грешном ваши моления ко Господу, да простит Он мне мои согрешения и удостоит меня быть хотя последним в числе Его избранных и привитать хотя позади их в Его вечном блаженном Царстве. Служение мое в Церкви Божией было высокое, а житие мое было скверное. Страх и трепет объемлет меня при мысли, как бы за греховную жизнь мою оное не послужило к вящему осуждению меня на вечные мучения. Одна только надежда у меня на милость Божию, на молитвы Церкви и на Ваши молитвы, отцы, братья и сестры. Простите мне грешному все мои согрешения и обиды и помолитесь о мне. А я от всей души всех прощаю и благословляю. Аминь. Смиренный Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XV. Речь пред седьмой беседой миссионера иеромонаха Арсения 16 . О внимании к предметам, назначенным для беседы Благословение Господне на вас, православные! Благодарю вас, что вы собрались в таком множестве в храм для слушания беседы достопочтенного иеромонаха о. Арсения. Далеко я живу от вас, братья, и редко мне приходится служить в вашем храме, видеть вас и беседовать с вами. Но я помню вас и забочусь о вашем религиозно-нравственном преуспеянии. С этой целью я недавно предпринимал поездку в ваш край для беседы с рабочими на фарфоровой фабрике г. Кузнецова. Вот и теперь, когда я задумал открыть в Риге религиозно – нравственные беседы с народом, – ваш храм и приход я назначил одним из главных мест для проповедования слова Божия. И как хорошо вышло: наше собеседование с вами пришлось в неделю св. поста – крестопоклонную, в день поклоненья честному и животворящему кресту. Честной и животворящий крест – это святейшее орудие нашего примирения с Богом и нашего спасения да будет для нас связующей цепью братской любви, общенья и соединенья по единству веры, по принадлежности к единой истинной Церкви и по принятию семи спасительных таинств. Достопочтенный иеромонах о. Арсений будет вести ныне беседу о двух важных предметах: о браках законных и незаконных и о клятве, тяготеющей на глаголемых старообрядцах с 1667 года, наложенной на них отцами московского собора, бывшего в сем году. Приняв во внимание, что в вашем приходе, братья, и, по всей вероятности, ныне в сем храме, много есть глаголемых старообрядцев, назначенные для беседы предметы здесь очень уместны. Обратите все ваше внимание к уразумению оных. Цель беседы нашей с вами, братья, отнюдь не обличение, или укор заблуждающимся, а искреннее желание, проникнутое истинною христианской любовью, привести всех к познанию истины, согласию и соединению, чтобы все мы, как братья во Христе, не по имени только, но самим делом принадлежали к св. Церкви и приобщались от одной чаши Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Благословение Господне на всех вас, братья, для слушания, уразумения и восприятия проповедуемых вам истин. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

999 Архиепископ Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич; 1839–1883) принял назначение ректором и профессором СПбДА при довольно трудных условиях. В СПбДА уже 17 лет не было ректора из монашествующего духовенства. Студенты, а отчасти и преподаватели не особенно благоприятно встретили назначение представителя ученого монашества, притом не бывшего прежде профессором. Тем более что прежний ректор, Иоанн Леонтьевич Янышев, пользовался любовью и авторитетом. Однако благодаря тактичности, простоте обращения и благодушию владыки Арсения не произошло никаких эксцессов. Напротив, в Академии заметно поднялся и окреп дух церковности; между студентами начались дебаты о Церкви, о духовной жизни, о подвижничестве, пробудился интерес, а затем постепенно и стремление к иноческой жизни, к монашеству. – Ред. 1001 До принятия монашества Михаил Михайлович носил имя Михаил, в честь Михаила Архангела, память которого празднуется 8 ноября; в монашестве же он получил имя в честь святителя Михаила, первого митрополита Киевского, память которого отмечается 30 сентября. – А. Л. 1002 Некоторое время пытался он вставать в 5 часов утра, но должен был оставить эту попытку, так как вконец обессилел. – А. Л. 1003 До принятия Михаилом Михайловичем монашества в течение 20-ти лет среди студентов Петербургской академии не было монахов. – А. Л. 1006 Рождественский Николай Павлович (1840–1882) – магистр и профессор СПбДА, автор сочинения «Христианская апологетика, курс основного богословия» (СПб., 1884) и множества публикаций в журнале «Христианское чтение». – Ред. 44 Право на чтение лекций (лат). – Ред. 1009 К монашеской академической «дружине» в это время принадлежали, кроме отца инспектора и иеромонаха Михаила, иеромонах Антоний (Храповицкий) , по окончании курса в 1885 г. оставленный при Академии профессорским стипендиатом, иеромонах Николай (Налимов), принявший пострижение в конце предшествующего учебного года, состоявший преподавателем Петербургской духовной семинарии, отец Иоанн (Алексеев) , студент III курса. – А. Л. Отец Иоанн (Алексеев) – впоследствии епископ Пермский и Соликамский Иоанн (Алексеев Илья; 1862–1905). С детства желал посвятить себя служению Богу. Это желание окончательно окрепло, когда он поступил в СПбДА, в которой он сблизился с «кружком» Михаила Грибановского и окончательно утвердился в желании быть иноком. Поэтому, когда ректор епископ Арсений (Брянцев) спросил его: «Желаешь ли быть монахом?», он твердо ответил: «Да». В 1885 г. он был пострижен в монашество. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010