Высокопреосвященнейший Арсений (Брянцев) Архиепископ Харьковский и Ахтырский. (†28 апреля 1914 г.). Прот. П.Фомин В Бозе почивший Высокопреосвященнейший Арсений, Архиепископ Харьковский и Ахтырский, по продолжительности и характеру своей кипучей и неустанной деятельности принадлежал к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной Церкви и в частности святителей Харьковских. В течение долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни. Нести бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно, поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могли не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Архиепископ Арсений, в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году 27 августа в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходил из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высокими благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием. Они сами занимались обработкой земли и с утра до вечера в летнюю пору были в поле и огороде. Труженическая жизнь этой семьи была полна лишений и материальной необеспеченности, домашняя обстановка самая простая и скудная: чаю здесь не знали, и пшеничного хлеба в доме не едали. Но несмотря на это отец Александра Дмитриевича в высшей степени любил грамотность и книжное научение, сам много читал в часы досуга, пополнял свои знания самообразованием, в осеннее и зимнее время он собирал к себе в дом детей прихожан и вместе со своими детьми обучал их чтению, письму и правилам веры. Все грамотеи прихода были делом рук его. Несмотря на скромную должность свою, причетника, Дмитрий Брянцев пользовался среди прихожан и духовенства искренней любовью и глубоким уважением. Его кончина была тихая и мирная, истинно христианская. Главная забота родителей Брянцевых заключалась в том, чтобы несмотря на скудость средств дать всем детям своим доброе, церковное направление и полное образование. Как отец, так в особенности после его смерти мать прилагали все свои силы и непрестанно хлопотали о том, чтобы довести дело школьного образования детей до конца. Не смотря на отличные природные дарования и успешную подготовку Александр Брянцев долгое время оставался дома вследствие скудости родительских средств и вследствие того, что два старшие его брата учились в Вяземском Духовном Училище на собственном отцовском иждивении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XLII. Слово, сказанное при освящении храма в Пюхтицком женском монастыре 41 О жизни угодников Божьих – Св. Николая Чудотворца и препод. Арсения Великого Благодарение Господу Богу за обновление и освящение сего храма. Это уже четвёртый храм в сей обители. Правда, если сравнить этот храм с другими здешними монастырскими храмами, то как по красоте и благолепию, так и по величине своей он уступает прочим храмам. Но, несмотря на это, храм сей, как по времени своего существования и месту стояния, так и по своему значению для сей обители, достоин был большей славы, нежели какой пользовался он доселе. По времени своего существования, храм сей есть не только первый в сем месте, но и сравнительно древний храм; по месту своего стояния, он замечателен тем, что построен на том самом месте, где, по преданию, явилась здесь чудотворная икона Божией Матери, и где сперва была только небольшая часовня. Да и самый храм сей был сперва не более, как тоже часовня, и только уже спустя долгое время, этот храм-церковка превращён был в настояний храм, но вид его был убогий и неприглядный и извне, и внутри, и далеко не соответствовал величию и святости дома Божия, и той великой святыне, какая обитала в нем. В таком виде храм сей оставался до самого последнего времени, и только теперь он благоустроен и приведён в лучший, достойный значения сего храма, вид. Каждый раз при постройке сего храма были совершаемы и освящения его, но ни разу не было совершено над сим храмом полного освящения; теперь же он освящён полным, архиерейским освящением, через помазание святым миром ему сообщена вся полнота освящения. Вместе с настоящим обновлением и освящением сего храма, обитель сия приобрела двух особенных молитвенников, которым отныне посвящён сей храм: Святителя Николая Чудотворца и преподобного Арсения Великого . Много поучительного представляет для вас, населенцы сей обители, жизнь сих двух великих угодников Божьих: побеседуем о каждом из них. В лице Святителя Николая Чудотворца, обитель сия, посвятив ему этот храм, приобрела, во-первых, великого угодника Божия, во-вторых, великого и скорого помощника и заступника в скорбях и напастях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XLV. Поучение, сказанное в Коплаусском храме, Солонайскаго прихода 44 О жизни и деяниях великих угодников Божьих – Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобного Арсения Великого Сегодня, благочестивые слушатели, святая Церковь наша прославляет память двух великих угодников Божьих – Святого. Ап. и Евангелиста Иоанна Богослова, и Преподобного Арсения Великого . Св. Апостол Христов и Евангелист Иоанн Богослов был родом из Галилейского города Вифсаиды: отец его был бедный рыбарь Заведей, а мать – Соломея. Как сын бедных родителей, Иоанн Богослов был человек не книжный – простой, и с юных лет занимался, вместе с своим отцом, рыболовством; но, воспитанный с детства родителями своими в строгом благочестии, вере и любви к Богу, и первоначально расположенный ко Спасителю проповедью о Нем Иоанна Крестителя, он, вместе с братом своим Иаковом, стал одним из первых последователей Господа, а избранный вскоре затем в число двенадцати апостолов Христовых, сделался одним из ближайших учеников Его. За свою великую любовь ко Господу он удостаивается и сам особенной любви Спасителя; как ближайший ученик Господа он, вместе с Ап. Петром и Иаковом, удостоился присутствовать при воскрешении И. Христом дочери Иаира, во время преображения Господа на горе Фаворе и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском, перед страданиями Его. На тайной вечере сей возлюбленный ученик Господа удостоился возлежать на персях своего Божественного учителя и один только удостоился узнать от Него о предателе; по взятии Господа на страдания, когда все другие ученики Его разбежались страха ради, а Пётр даже трижды отрёкся от Него, Иоанн Богослов один только следовал за Господом, и стоял даже при кресте распятого Спасителя. За такую великую любовь свою ко Господу, Ап. Иоанн Богослов и сам пользовался такой любовью Спасителя, что И. Христос, перед смертью Своей, поручил ему со креста, как сыну, заботиться о Его Пречистой Матери. Наречённый сыном Пресвятой Девы Марш, Ап. Иоанн, по заповеди своего Божественного Учителя, не оставлял Матери Божьей до самого Её блаженного успения, живя и проповедуя почти все это время во Иерусалиме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Речи Высокопреосвященного Архиепископа Арсения, сказанные во время празднования десятилетия его Архипастырского служения в Рижской епархии 61 I. Речь, сказанная по выслушании приветствия От духовенства Рижской епархии Душевно благодарю духовенство Рижской епархии за выраженную мне честь. Но слишком много я принял бы на себя, если бы приписал себе все изложенное в адрес духовенства. Действительно, последнее десятилетие церковной жизни в Рижской епархии было плодотворно для православия в Прибалтийском крае. Но, по воле Божией, так благоприятно сложились обстоятельства: и Высочайшее Око обращено было на нужды православия в Прибалтийском крае, и Высшая духовная власть прилагала свои заботы об удовлетворении сих нужд, и обильный приток благотворительности оказал великую помощь тому же. Мне только оставалось употребить старание к возможно лучшему пользованию сими благами и применению их к насущным потребностям нашим. Но и в этом отношении я был не один: мы все трудились вместе. В лице членов консистории я всегда имел деятельных и усердных сотрудников и помощников, в лице благочинных – верных проводников моих взглядов и намерений, точных исполнителей моих распоряжений, справедливых доносителей о местных церковных нуждах и старательных работников в своих благочиниях. И все духовенство работало и работает с полным усердием и с примерной ревностью к удовлетворению местных религиозных нужд, так что на таковую ревность приходится иногда отвечать: «разом всего нельзя сделать». Посему та честь, которую Вы воздаёте ныне мне, принадлежит всем нам. И я долгом своим считаю вседушевно благодарить вас за все, что выражено вами – в адрес мне. Прошу вас передать мою благодарность всему духовенству Рижской епархии, с выражением полной готовности моей трудиться на благо Рижской паствы и далее, сколько будет угодно Господу держать меня в сем крае. Поднесённые же вами икона Спасителя и панагия будут для меня драгоценны, как выражение признательности за труды мои достопочтенного духовенства Рижской епархии. II. Речь, сказанная по выслушании приветствия от духовно-учебных заведений г. Риги.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Рига. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Rgas Kristus Pesttja svtbildes pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1891 и 1893. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, Виенибас гатве 76 Vienbas gatve 76, Rga, Latvija Координаты: 56.920391, 24.089413 Проезд:Трамвай 10, троллейбус 8,19,24, автобус 10,40,44,46 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Эта маленькая церковь была построена в Задвинье, на окраине города, в сосновом лесу, где был отведен участок для православного кладбища. Строительство велось на пожервования местных купцов. Старое кладбище сохранилось, но теперь оно находится среди городской застройки, вблизи современной магистрали. Церковь маленькая, но удивительно уютная. У нее нет высокого крыльца, что обусловлено кладбищенской функцией. Построение объемов четкое и строго следует канону : тесный притвор, трапезная часть, отделенная аркой от основного помещения церкви, кубический основной объем, алтарь с ризницей и дьяконником. Фасады не имеют пышного декора, но все на месте : три больших окна основного объема сгруппированы вместе, другие расположены по одному и меньше размером, карнизы с «каплями благодати» и мотивы креста на угловых пилястрах подчеркивают архитектонику объемов. Алтарь перекрыт сводом, основная часть имеет плоское балочное перекрытие. Интерьер украшает невысокий одноярусный иконостас. Хорошие пропорции внутреннего пространства и небольшие размеры способствуют соучастию всех присутствующих в богослужении. Рижская церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя расположена в Задвиньи на улице Виенибас Гатве 76. Её история связана с именем Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского. До приезда в Ригу он являлся ректором Санкт-Петербургской духовной академии и был первым викарным епископом Петербургской митрополии. Служение Преосвященнейшего Арсения в Риге началось в 1887 году. К этому времени в прибалтийских губерниях наметились существенные перемены.

http://sobory.ru/article/?object=08932

XIX. Слово, сказанное на литургии в церкви Чистопольского духовного училища 23 . Долг христианина – по мере силе воплощать в себе добродетели св. угодников Божьих Сегодня Святая церковь наша прославляет двух Великих угодников Божиих – Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобного Арсения Великого . Св. Апостол Христов и Евангелист Иоанн Богослов был родом из Галилейского города Вифсаиды; отец его был бедный рыбак Заведей, а мать – Соломия. Как сын бедных родителей, Иоанн Богослов был человек не книжный, простой, и с юных лет занимался вместе со своим отцом рыболовством; но воспитанный с детства родителями своими в строгом благочестии, вере и любви к Богу, и первоначально расположенный к Спасителю проповедью о Нем Иоанна Крестителя, он вместе с братом своим Иаковом стал одним из первых последователей Господа, а избранный вскоре затем в число 12-ти апостолов Христовых сделался одним из ближайших учеников Христовых. За великую его любовь к Господу он удостаивается и сам особой любви Спасителя; как ближний ученик Господа, он вместе с Ап. Петром и Иаковом удостоился присутствовать при воскрешении И. Христом дочери Иаира, во время преображения Господня на горе Фаворе и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском пред страданиями Его. На тайной вечери сей возлюбленный ученик Господа удостоился возлежать на персях своего Божественного Учителя и один только удостоился узнать от Него о предателе; по взятии Господа на страдания, когда все другие ученики Его разбежались страха ради, а Петр даже трижды отрекся от Него, Иоанн Богослов один только следовал за Господом и стоял при кресте распятого Спасителя. За такую великую любовь свою к Господу Ап. Иоанн Богослов и сам пользовался такой любовью Спасителя, что И. Христос пред смертью Своею поручил ему со креста, как сыну, заботиться о Его Пречистой Матери. Нареченный сыном Пресвятой Девы Марии, Ап. Иоанн, по заповеди своего Божественного Учителя, не оставлял Матери Божией до самого Ее блаженного успения, живя и проповедуя почти все это время в Иерусалиме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Во славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы Отца, Сына и Святаго Духа – книга сия, глаголемая Жития Святых и Богоносных Святителей и Страстотерпцев земли Казанския, иже в добродетели поживше и страну Казанскую, во тьме неведения сущую, светом Христианския веры просвятивше, венец мученичества и нетления восприимша, и их же память подвиги и труды страны Казанския жителям всегда свято хранити и чтити должно есть – написася в душевную пользу чтущим и послушающим сынам паствы Казанския, повелением Господина нашего Боголюбезнейшаго Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго Кира Арсения и издадеся собственным иждивением того же Боголюбезнейшаго Архиепископа в Богоспасаемом граде Казани в лето от сотворения мира семь тысящ четыреста осьмое, от Рождества же по плоти Господа нашего Иисуса Христа в тысящу девятисотое. Святитель Христов Гурий, чудотворец Казанский Первый Архиепископ Казанский и Свияжский Казанский чудотворец Святитель Гурий происходил из небогатой, проживавшей в городе Радонеже (отстоящем верст на 10 от Троицко-Сергиевой лавры), боярской семьи Руготиных. Родился он в княжение Uoahha III Васильевича в конце XV или в самые первые годы XVI столетия. При святом крещении ему дано было имя Григорий, какое носил и отец его. Детские годы Григорий провел в родительской семье. Под благотворным влиянием благочестивых родителей из него, наделенного от природы выдающимся умом, воспитался юноша тихий, кроткий, вполне благонравный и в высшей степени религиозный. Он любил возможно чаще присутствовать при Богослужении в церкви, усердно молился дома, строго соблюдал посты, всегда, когда имел возможность, оказывал помощь ближним, и, вообще, всей душой заботился о том, чтобы угодить Богу. Данное Григорию прекрасное религиозно-нравственное воспитание под родительским кровом было, ввиду происшедшей в ранней еще юности перемены в его жизни, для него бесценно. Это прекрасное, полученное им в доме родителей, воспитание дало ему возможность безопасно переплыть, как увидим ниже, бурно волновавшееся на пути его житейское море.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

(К тридцатилетию его святительства) 17-го мая 1912 г. исполняется тридцать лет служения Святой Православной Церкви и родине в святительском сане Высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Харьковского и Ахтырского. В сонме здравствующих святителей Российской церкви Харьковский Архиепископ Арсений – один из старейших: 27 августа этого года ему исполняется 73-й год от рождения. По продолжительности и характеру своей удивительно кипучей и неустанной деятельности в столь высоком сане он принадлежит к числу выдающихся и заслуженнейших святителей отечественной церкви и, в частности, святителей Харьковских. в течение столь долгой его жизни пред ним сменился целый ряд поколений и ряд эпох в развитии нашей церковно-общественной жизни – шестидесятые, восьмидесятые годы и годы начала этого XX столетия. Нести святое бремя своего служения ему приходилось при резко изменявшихся, а иногда и необычайных условиях деятельности. Понятно поэтому, что его жизнь и деятельность на поприще нашей отечественной Церкви не могла не сложиться в жизнь историческую, отпечатлевшую на себе черты бытовой жизни нашего духовенства, отдельных епархий и широких церковно-общественных течений за свыше полувековой период времени; она становится, поэтому, в высшей степени поучительной для всякого православного, а тем более для всякого церковно-общественного деятеля. Не нам и не время еще подводить итоги замечательным трудам нашего маститого Архипастыря. Но раскрыть красноречивые страницы его жизни, углубиться в них, по ним воспроизвести удивительную картину его жизни, начиная от лачуги бедного сельского причетника и до прославленной кафедры Харьковских святителей, – это так поучительно и так благовременно в виду исполняющегося тридцатилетия его святительского служения. Высокопреосвященный Арсений, в миру Александр Димитриевич Брянцев, родился в 1839 году, 27 августа, в селе Волста-Пятница, Юхновского уезда, Смоленской губернии и происходит из бедной семьи причетника Димитрия Аверкиевича Брянцева. Родители его были люди простые, не получившие школьного образования, но отличавшиеся высоким благочестием, преданностью долгу и чрезвычайным трудолюбием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Рига. Церковь Спаса Преображения. Rgas Kristus Apskaidrošans pareizticgo baznca Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1889 и 1890. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, г. Рига, проспект Межа 11 Mea prospekts 11, Rga, Latvija Координаты: 56.996471, 24.132897 Проезд:автобус 2, 11, 24 до остановки " проспект Межа " ; автобус 48 до остановки " Саркандаугава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рижская церковь Преображения Господня расположена на проспекте Виестура 11 в Саркандаугаве (Красная Двина). Этот район находится приблизительно в двадцати километрах от Рижского залива. Наименование этой местности сложилось исстари и связано с немецкими словами ‘’Reide Düna’’, ‘’Roten Düna’’, которыми крестоносцы называли правобережный, достаточно глубокий рукав Двины (Даугавы). Здесь суда укрывались от шторма, а в случае необходимости оставались на зимовку. Само поселение развивалось как рабочая окраина Риги, но с XVIII века всё более становилось продолжением Рижского порта в сторону моря. Интенсивное развитие в начале XIX века всего устья Двины и особенно Саркандаугавы привлекало много людей. Православные жители начали хлопотать о строительстве церкви. Однако епископу Иринарху (Попову), епископу Филарету (Гумилевскому), архиепископу Платону (Городецкому), епископу Филарету (Филаретову), епископу Донату (Соколову-Бабинскому) из-за противодействия немецких властей, пасторов, остзейского дворянства и нехватки средств не удалось разрешить вопрос положительно. Успехом увенчались усилия Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского, прибывшего на Рижскую кафедру в 1887 году. По благословению Владыки архитектор, надворный советник А.Н.Эдельсон разработал проект храма и составил смету. Закладка церкви была совершена 10 сентября 1889 года епископом Арсением в сослужении рижскоградского благочинного протоиерея Ф.М.Либеровского, протоиереев И.Попова и А.И.Кангера при многочисленном стечении народа. Строительство велось качественно и в кратчайшие сроки. Одновременно велась подготовка к внутреннему обустройству храма. Но средств не хватало. На помощь пришли другие церкви. Щит иконостаса был передан Илукстским женским монастырём. Преображенская церковь Усть-Двинской крепости передала шесть икон. Четыре иконы были написаны заново. Так общими усилиями всего через год деревянная церковь на каменном фундаменте была обустроена. При храме указом Св. Синода от 6 мая 1890 года на Красной Двине был учреждён православный приход. 15 мая этого же года Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский, в присутствии около двух тысяч прихожан освятил выстроенную близ железнодорожной станции «Александровская высота» церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09002

XXVII. Речь пред открытием миссионерских бесед протоиерея Ксенофонта Крючкова. О важности собеседований Назад тому год, в св. Четыредесятницу, в сем соборном храме и в других храмах г. Риги, вёл религиозные беседы миссионер – достопочтенный иеромонах Арсений. К великому утешению нашему, мы видели тогда полное религиозное возбуждение в народе, полное сочувствие к религиозным собеседованиям и сильное желание слушать оные; мы видели тогда храмы наши наполненными народом. Нас всегда занимала и занимает мысль о том, как бы вполне удовлетворить религиозному чувству народа; наша всегдашняя забота была и есть – развитие в большей и большей мере церковной проповеди и религиозно нравственных собеседований и раскрытие в них истин учения православной Церкви. Мы сами стараемся, по возможности, чаще и чаще проповедывать слово Божье. Нужда проповеди вообще понятна: сообщение истин православной веры, развитие и поддержание религиозных чувств в народе составляет первую и главную обязанность и пастырей и пасомых. Кто не знает, что на религии и нравственности зиждется всё доброе... Особенно же необходимо здесь, в нашем храме, в наших домах, среди нашего народа проповедование слова Божья, истин православной Церкви; мы живём в среде разноверцев, следовательно, должны знать не только своё вероучение, но и своих соседей, дабы от заблуждения отличить истину и уметь защитить её. Задача наших проповедей, религиозных чтений и собеседований не в препирательных словах, т. е. не в спорах и разглагольствованиях, не в поругании и унижении кого бы то ни было, не принадлежащего к православной Церкви, а в раскрытии истины Христовой и в указании заблуждений, находящихся вне православной Церкви. Цель наших собеседований утверждать в правоверии находящихся в недрах православной Церкви и обращенье на путь истины заблуждающихся. Благодарение высшему нашему духовному начальству, оно внимает религиозным нашим нуждам. Подобно тому, как в прошедшем году оно прислало к нам для религиозных бесед иеромонаха Арсения, ныне оно соблаговолило прислать к нам для той же цели синодального миссионера, достопочтенного протоиерея о. Ксенофонта Крючкова. Благодарю и вас, братья, за то, что собрались послушать душеспасительных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010