VII. Каталоги личных б-к архиереев. Личные б-ки российских архиереев традиционно выделялись своим объемом и качеством подбора изданий. Фонды нек-рых из них были отражены в печатных списках или каталогах: Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. [Каталог личной б-ки]//ОДДС. СПб., 1903. Т. 11. Стб. 832-842, 844-852 - б-ка была передана в МДА; еп. Лаврентий (Горка; 1671-1737; выпускник и преподаватель Киево-Могилянской академии) составил каталог своей б-ки (355 ед.; реконструкция и изд.: Мосин А. Г. Библиотека Лаврентия Горки. Екатеринбург, 1997); описанное А. А. Титовым «Собрание преосв. Амфилохия [Сергиевского], еп. Угличского» (М., 1892); одним из наиболее значительных является каталог б-ки митр. Киевского Флавиана (Городецкого) ( Михаил, игум. Систематический каталог книг библиотеки Высокопреосв. Флавиана, митр. Киевского и Галицкого. К., 1910), в к-ром почти 8300 ед. описания, в основном отражена лит-ра по богословским и церковно-историческим дисциплинам, изданная в сер. XIX - нач. XX в.; а также упомянутые выше б-ки архиеп. Саввы (Тихомирова), архиеп. Арсения (Брянцева), еп. Никандра (Молчанова), вошедшие в состав б-ки МДА и отраженные в ее каталогах. Отраслевая ретроспективная библиография Попытка составить общий указатель духовных книг была предпринята в кон. XIX в., однако «Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам» (М., 1891. Вып. 1: Указатель… по богословию основному, догматическому, нравственному, сравнительному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801 по 1888 г. включительно/Сост. С. Н.; Вып. 2: Указатель… по церковной истории/Сост. Н. П.), хотя и имел продолжение ( Лебедев А. А. Русская богословская литература 1888-1892: Библиогр. указ. книг, отд. оттисков и брошюр. Саратов, 1908), остался незаконченным и далеко не полным. В национальном репертуаре книжных изданий всегда особняком стояли богослужебные книги, описание к-рых имело свои особенности и выделялось в отдельные разделы либо указатели, напр.: Издания церковной печати времени Имп. Елизаветы Петровны, 1741-1761/Описали В. И. Срезневский, А. Л. Бем. Пг., 1914 (содерж.: Подробное библиогр. описание 463 кн., иногда аннотация содержания; в предисл.: обзор и систематизация; вспом. указ.: хронол., алф., именной, геогр., иллюстр.). Биобиблиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

LV. Речь при посещении Казанского женского училища духовного ведомства 59 . терпении и надежде на милость Божию Поздравляю вас, дети, с благополучным окончанием курса вашего учения и прошу принять от меня маленькое наставление при вступлении вашем в новую жизнь, которая не для всех вас будет одинакова. Здесь, в училище, для вас не были заметны ни богатство, ни бедность, ни разница в сословии и положении, между тем как все это даст себя почувствовать вам по выходе из училища и по вступлении вашем в новую жизнь. В тяжелую годину, годину голода, кончаете вы курс. Из множества поступающих ко мне просьб от духовенства я вижу, что многие и многие из ваших родителей и родственников находятся в крайне затруднительном и стесненном положении даже относительно пропитания себя и своих домочадцев насущным хлебом и взывают ко мне о помощи, – вот в какую тяжелую годину, которою наказал Господь за наши же, быть может, грехи, кончили вы курс. Но не унывайте, не падайте духом. Надеюсь, что вы получили здесь, в училище, основательные познания в Законе Божием и приобрели добрые, истинно-христианские правила и навыки. Доброму же христианину падать духом, отчаиваться не следует, а следует молиться и уповать на милующую десницу Божию. Поэтому, хотя за стенами училища вас ждет не безмятежный покой, не беспрерывное торжество, и не на радость, а быть может на большое горе возвращаетесь вы под кровы родительские, однако, повторяющие унывайте, не падайте духом, а молитесь. Не бойтесь всех тех забот, трудов, тревог, скорбей и невзгод, которые ожидают вас в жизни, особенно сирот. Переносите их с терпением и христианским смирением, и милосердый Бог не оставит вас своею помощью. Обо всех вас, и особенно о сиротах, училище заботилось во все время пребывания вашего в нем; о последних позаботилось и при окончании курса, оказав им денежное пособие; не откажет в своей посильной помощи и после, когда кому-либо из вас придется обратиться за ней к нему; а тем более не оставит вас таковой помощью Всемилосердый Отец наш Небесный. – Итак, бодрствуйте и молитесь, и молитва , труд, трезвенное наблюдение над своею жизнью, в соединении с христианскою кротостью и смирением, спасут вас от отчаяния, уныния, и дадут вам силу мужественно перенести все житейские тревоги, заботы и невзгоды. Призываю на вас благословение Божие и особенно поручаю вас молитвам и заступлению Казанской Божией Матери, нашей местной святыне, оказавшей немало благодеяний Казанскому краю, образом которой и благословляю вас. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXXVII. Речь, сказанная в Казанской духовной академии пред началом учения 81 . Время пребывания в школе должно быть неослабным приготовлением к прямому плаванию к нашей общей пристани Жизнь течет, как река, струи которой быстро катятся одна за другой и погружаются в море. Струи и волны и нашей жизни быстро бегут и погружаются в океан вечности... Быстро летят годы один за другим... Давно ли мы начинали здесь прошедший учебный год и оканчивали оный, а между тем уже сменилась значительная часть вашего поколения: одни вышли из этого святилища науки для плаванья по морю житейскому, другие поступили сюда, а третьи подвинулись вперед, к краю берега, граничащего с житейским морем, чтобы пуститься в плавание по нему. Конечно, юношам, стремящимся к жизни, естественно желание, чтобы скорее прошли годы их приготовления к жизни. А нам, старикам, кажется, что весьма скоро прошли наши годы, и мы уже становимся у пристани житейских плаваний... С любовью мы уже вспоминаем ваши года и время нашего учения в академии. Но это для нас не возвратно. В утешение же должны говорить: всему свое время. И теперь самое лучшее для нас, это, глядя на вас и видя в вас одно доброе, утешаться вами. Но у всех нас есть пристань, к которой мы должны готовиться в период учения своего и в продолжение всей этой жизни. Эта пристань – мирная христианская кончина и за оной будущая блаженная жизнь. Боже, Великий и Сильный, к тихому пристанищу мя приведи... Все задачи вашего учения и вся наша жизнь есть стремление к этой пристани . Ваше образование вообще и ваше учение здесь есть приготовление к жизни будущей. Вы учитесь, чтобы самим жить и других учить, – жить по образу Божию для уподобления Ему. Это, братья, отнюдь не исключает благополучия сей временной жизни, и даже приобретает оное. И наступающий новый учебный год для вас да будет неослабным и глубоко сознательным приготовлением к прямому плаванию к нашей общей пристани. Основательное и глубокое изучение свойств Божьих, законов Божьих, домостроительства Божия о нашем спасении да отразится в ваших сердцах, в вашей воле и направлении и во всей жизни вашей Молитва пред учением не только должна быть молитвою о здравии и благополучии вашем, но главнее – молитвой о христианском вашем просвещении и направлении к вечному тихому пристанищу. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но те свойства, которые предписывает св. апостол Павел ученику своему Тимофею, епископу Ефесскому (1Тимоф. гл. 3), особенно нужны епископу и прочим служителям Престола Божия, религии и нравственности, в настоящее тяжёлое время. Если когда, то особенно ныне, должно иметь в уме и сердце слова Спасителя: аще соль обуяет, то чем осолится ( Мт.5:13 )... Дух времени, враждебный церкви и государству, религии и нравственности, настолько силен, что борьба с ним надлежит великая. Мы живём в такое страшное время, когда люди старого времени, при виде печальных современных явлений, приходят в ужас, и некоторые из них, потрясённые современными событиями, сошли в могилу. Кому же, как не служителями алтаря, и словом и делом, и своим примером надобно стараться об уврачевании болезненного духа времени? В этом отношении, в настоящее время, епископу предлежит особенная, великая и трудная задача: он должен сам всеми силами стараться об уврачевании духа времени и направлять, и побуждать к тому подчинённых ему пастырей, и исправлять своих пасомых. Высота святительского сана, трудность епископского служения вообще, и особые современные обстоятельства, и состояние религиозно-нравственного духа времени, страшат меня и заставляют задуматься над моей неопытностью и над моими недостатками. Но я смиренно подчиняюсь благодати Божьей, призывающей меня к высшему служению церкви, воле Монаршей и избранию Вашего Святейшества, не дерзаю, что глаголати вопреки новому своему назначению. С сыновней покорностью я поручаю себя молитвам Вашего Святейшества и мудрому руководству Первенствующего иерарха русской церкви. В присутствии сего Святейшего Собора я не скрою от Тебя, Высокопреосвященнейший Владыко, старейший Иерарх русской церкви, не скрою того, что назначение меня Твоим помощником я принял, как особенную милость Божию. Кроме духовных и светских учебных заведений, до сего времени, я нигде не служил; епархиальная жизнь и служение мне мало известны; мне нужна опытность и руководство в церковном управлении. Господь даст мне эту возможность – учиться тому и другому у Тебя, Высокопреосвященнейший Владыко. Мне остаётся только открыть очи ума и сердца, и приложить слух, в послушание к точному и неуклонному исполнению Твоих указаний в пользу церкви Божьей. Господь да поможет мне во всём этом!... Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

L. Речь при открытии «Общества вспомоществования бедным учащимся» в духовно-учебных заведениях Рижской епархии 49 Польза открытии «Общества вспомоществования нуждающимся учащимся» в Рижских духовно-учебных заведениях При настоящем, радостном для духовно учебных заведений Рижской епархии, событии – открытии «Общества вспомоществования нуждающимся» в сих учебных заведениях, мне приятно выразить свою душевную радость, так как в этом деле исполнилось моё давнее желание. Нужды учащихся в означенных учебных заведениях, конечно, ближе известны начальствующим в них. Но хорошо известны они и мне. Были многочисленные случаи, когда и учащиеся в сих учебных заведениях, и стремящиеся в оные, и родители их обращались ко мне за помощью, чтобы дать детям возможность поступить в духовно-учебные заведения или продолжить в них учение. Давно я думал, как помочь, хотя сколько-нибудь, этой бедности. Прибалтийский край богат учебными заведениями и почти в каждом из них есть попечительство или общество вспомоществования недостаточным учащимся в них. Решился и я хлопотать об основании здесь такого общества для недостаточных учащихся в наших духовных учебных заведениях. Благодарение Богу, мои хлопоты увенчались успехом. Конечно, трудно предположить, чтобы общество, в состоянии было по своим средствам, во всей полноте удовлетворить намеченной нужде, но с надеждой можно сказать, что оно окажет помощь десяткам нуждающихся учащихся, если только оно встретит сочувствие в православных жителях Прибалтийского края. Наши учащиеся готовятся на служение в Прибалтийском крае православному населению, без различия сословий, и, главным образом, к учительству в православных народных школах и на служение Церкви Божией. А первое, в настоящее время, составляет нашу общую заботу, последняя же – наша общая мать, наше общее драгоценное достояние. Поэтому, нужды учащихся в духовно-учебных заведениях Рижской епархии, должны быть близки для священно- и церковнослужителей наших, самая большая часть которых вышла из сих учебных заведений и весьма многие из коих испытали бедность и терпели нужду. Вверяя будущее, открываемого ныне нами, общества всеблагому Промыслу Божию и надеясь на сочувствие местных православных жителей и всего православного края, объявляю «Общество вспомоществования недостаточным учащимся» в духовно-учебных заведениях Рижской епархии отрытым. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXXVI. Речь воспитанникам Императорского училища правоведения на выпускном экзамене 54 О развитии любви к правде Экзаменом по Церковному Законоведению вы, г. г., положили, ныне, начало экзамена для вас особенно важным: эти экзамены последние дли вас – выпускные; по ним будет определяться степень ваших познаний. Пусть будет это начало счастливым; пусть пройдут экзамены ваши с полным успехом. Да поможет вам Господь в этом нелёгком деле! . Мы испытывали вас по Церковному Законоведению; слышали ответы ваши очень хорошие; видели знание ваше по этому предмету – вполне достаточное. От души желаем вам таких же ответов по другим предметам, по предметам Гражданского Законоведения. Что же дальше? Дальше, по выходе из этого учебного заведения, с почётным именем правоведов вы поступите на гражданскую – частную или общественную службу. Но для этого, кроме имени правоведа не надо ли ещё чего? Нужно, г. г., имя правдоведов. Вам известно, что законы можно обходить, что их можно толковать и впрямь и вкось; что действительно так, часто, и делается. И чем изворотливее ум, тем он легче и успешнее это делает. От чего это происходит? Конечно, не от недостатка правоведения, т. е. знания законов, а вследствие отсутствия правдоведения, т.е. действования не во имя справедливости, а по другим каким-либо видам и расчётам. Вот почему, г. г., на жизненном пути вашем, желаем вам не только усовершенствования знания вами законов, но гораздо более желаем развития у вас любви к правде. Среди учащейся молодёжи вам, г. г., выпал счастливый жребий получить высшее образование в этом почётном учебном заведении; по выходе из оного вы займёте почётные должности на гражданской – частной и общественной службе; быть может, из вас выйдут видные деятели, важные государственные мужи, как многие и вышли из этого заведения, и в настоящее время занимают видные места. Вы будете поставлены на страже правосудия; быть может, в руках ваших будет заключаться судьба многих людей: правых и виноватых, счастливых и несчастных. Будьте справедливы! Этого требует Господь Бог и благо ближнего. Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся, – говорил Спаситель. Здесь разумеется насыщение не земное только, но и небесное, не в этой только жизни, но и в будущей – блаженной. А для человека верующего, для христианина – это дороже всего. Примите, г. г., от меня благословение на жизненный путь правды. Своё благословение я соединяю с молитвенным благожеланием вам того, что я высказал в этих немногих словах. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  Л. 292 Пр[еосвяще]нный продолжал относиться к последнему холодно. Вообще, отношение епископа не только к ректору, но и к семинарии изменилось; преосвящ[енный] на всякий пустой случай обращал внимание и ставил на вид семинарскому начальству. Так как из Питера не было никаких известий о результатах ревизии Нечаева, а разнообразного рода слухов было так много, что разобраться в них было трудно, ректор на пасхальных каникулах решил съездить в Питер. Пр[еосвяще]нный хотя и неохотно, но дал разрешение на эту поездку. На третий день праздника, по выходе из церкви ректор немедленно подошел ко мне и поздравил меня с новой должностью. «Вас Пр[еосвяще]нный назначил временно, на время моего отъезда, исполняющим должность инспектора. Сегодня вы получите об этом официальное извещение». «Но ведь это вопреки всяких правил», — возразил я. «Такова воля епископа», — ответил мне ректор, и на этом мы расстались. Захотел ли этим назначением епископ компенсировать меня за тот публичный выговор, который он сделал мне 2 февраля, или он руководствовался другими соображениями, этого, конечно, я не знаю.   Л. 292 об. Однако такое из ряда вон выходящее, меня крайне смутило. Я боялся, что такое назначение возбудит ропот и недовольство со стороны если не всех, то по крайней мере части моих сослуживцев. Но мое опасение было напрасно. Всех более был поражен назначением меня на временную должность инспектора бывший мой сослуживец А. Д. Брянцев. «Правда ли это, быть не может этого», — говорил он. Конечно, и он прежде всего смотрел на мое назначение с точки зрения закона. Инспекторствовать мне пришлось, конечно, недолго; уже в начале Фоминой недели ректор возвратился из Питера. Положение его не изменилось к худшему. В Синоде у ректора нашелся сильный защитник в лице Харьковского архиепископа Арсения , да и Нечаев не нашел в нашей семинарии ничего такого, чем бы она могла выдвинуться из ряда многих других По уставу, в случае выбытия инспектора временное исправление его обязанностей возлагается на одного из преподавателей. Так всегда и было.

http://bogoslov.ru/article/6175833

XXXIII. Речь при прощании с наставниками и служащими в Таврической семинарии 50 Воспоминание об отношении к семинарской корпорации Благодарю вас, гг., за честь, которую вы сегодня мне оказываете 51 . Впрочем, я должен благодарить вас не за это только. Благодарю вас за вашу любовь и расположение ко мне в продолжение всей моей жизни в Таврической семинарии. Благодарю вас за честный и добросовестный труд по прохождению ваших обязанностей при семинарии. При таком только труде в Семинарии могло дело делаться, и делалось, как должно, и самая семинария в учебном, воспитательном и экономическом отношении поставлена в надлежащее положение. Благодарю вас за товарищеское, дружеское отношение ко мне. Это отношение нисколько не нарушали тех отношений, какие должны быть между начальствующими и подчинёнными. Я никогда не видел с вашей стороны забывчивости, неуважения ко мне и, тем более, какого бы то ни было оскорбления меня. А это давало мне возможность относиться к вам искренне, без натянутости, ровно ко всем, чисто по-семейному, и недоразумений у нас с вами не было никаких. Благодарю вас, далее, за взаимное согласие и мир, за единство в общем деле воспитания и обучения. Это весьма важно было; от этого у нас не было никаких споров и раздоров; дело всегда спорилось и достигались благие цели. За всё это благодарю вас, господа. От души желаю, чтобы у вас и дальше так же дело делалось. Всё это возвышало мой авторитет в Семинарии и способствовало даже моему настоящему назначению. Лично самому себе, своим силам и трудам я приписываю очень мало. Со своей стороны, я никогда вас не забуду. Да и можно ли забыть Таврическую Семинарию, в которой я прослужил девять лет, провёл самую лучшую пору моей жизни, и не без успеха. Расположение моё к вам и к Семинарии никогда не прекратится. Я рад буду, если мне придётся ещё чем-нибудь услужить вам и дорогой для меня Семинарии. Будьте здоровы, господа, на многая лета! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

5) В третьем томе «Церковной истории» Диомида Кириака, профессора богословия в Афинском университете, одного из виднейших богословов современной Греции, обладающего обширным европейским образованием и знанием нескольких иностранных языков, пользующегося вообще немалою известностью и на западе, особенно по своему деятельному участию в перипетиях старокатолического движения, которому он оказывает существенную поддержку, распространяя о нем правильные сведения в греческом обществе и защищая от нападок со стороны предубежденных противников симпатичного движения. Полное заглавие этого труда такое: « Εκκλησιαστικ Ιστορα π τη ς δρσεως τη ς Εκκλησας μχρι τω ν καθ μα ς χρνων πο Α. Δομδου Κυρικου, Δ. Φ. κα καθηγτου τη ς Θεολογας ν τ Εθνικ Πανεπιστημω. Εκδοσις δευτρα δαπαναι ς εσεβου ς κυρας γινομνη. Εν Αθναις. 1898 года. Как и естественно, наибольшее место отводится в этом сочинении истории восточной церкви. О Кирилле Лукарисе мы в этой «Церковной истории» нашли только несколько важных эпизодических замечаний. На русском языке по вопросу о Кирилле Лукарисе мы нашли: 1) Статью священника Феодора Павловича под заглавием: «Патриарх Кирилл Лукарис в борьбе с иезуитами», помещенную в «Духовной беседе» за 1859 год 31, 40, 46, 50, 52). В этой статье прекрасно изображается энергическая борьба Кирилла Лукариса с иезуитами, но совсем не затрагивается сколь интересный и важный, столь же и трудный вопрос об «Исповедании», изданном под его именем. 2) Брошюру архимандрита (ныне архиепископа Казанского) Арсения (Брянцева) : «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви». Симферополь. 1881 года. (Первоначально эта статья была напечатана в «Страннике» за 1870 год). Автор этой брошюры, подробно изображая жизнь и деятельность Кирилла Лукариса, также слишком мало уделяет внимания вопросу об «Исповедании», изданном под его именем. Несколько эпизодических, но очень важных замечаний о Кирилле Лукарисе мы нашли в докторской диссертации покойного профессора Киевской Духовной Академии Ивана Игнатьевича Малышевского : «Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах русской церкви». Том I. Киев. 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Численно ученое монашество с 60–х гг. постоянно сокращалось, так как лишь немногие выпускники академий соглашались на постриг, в 70–80–х гг. эта тенденция еще более усилилась  . С возвратом ректорства в академиях в руки ученого монашества студентов стали настойчиво подталкивать к пострижению. В Петербургской Академии эта практика возобновилась в ректорство епископа Арсения Брянцева (1883–1887), ставшего монахом из вдовых священников. Особым рвением в этом отношении отличался Антоний Вадковский, впоследствии митрополит Петербургский. Несколько лет он прослужил инспектором в академиях Казанской (1883–1886) и Петербургской (1886–1888), в которой он затем стал ректором (1888–1892); в течение петербургского периода своей академической деятельности Антоний постриг в монахи не менее 17 студентов  , среди которых были и два выдающихся деятеля Русской Церкви последующих лет — Антоний Храповицкий и Сергий Страгородский, оба — ревностные поборники ученого монашества. Каждый из трех названных иерархов имел собственный взгляд на задачи монашества в Русской Церкви, но все они многое сделали для того, чтобы возродить в студентах академий стремление к постригу. Как типичный и убежденный представитель нового поколения ученого монашества, Антоний Храповицкий в этом ряду, несомненно, первый. Алексей Павлович Храповицкий происходил из дворянской семьи. С аттестатом зрелости классической гимназии он, будучи человеком религиозным, поступил в Петербургскую Духовную Академию и в 1885 г. 22–летним студентом принял монашество. В следующем году, сразу после окончания академии, он был назначен в ней помощником инспектора. Затем чуть меньше года он прослужил учителем в Холмской семинарии, после чего вернулся в качестве доцента в Петербургскую Академию, где ему было предоставлено место инспектора. Через несколько месяцев он уже ректор Петербургской семинарии (1890) и в том же году — ректор Московской Академии; ему было в то время всего 27 лет. «Прибыл новый начальник, живой, одаренный, хороший оратор. Однако он очень молод. Дай Бог, чтобы он успешно исполнил трудное дело, на которое призван», — писал один из старейших профессоров академии Н. И. Субботин в частном письме; названные здесь качества Антоний сохранил до конца своей долгой жизни, ими запечатлена вся его церковно–политическая деятельность  . Между тем Московскому митрополиту Сергию Ляпидевскому, представителю старой филаретовской школы, не слишком понравился молодой ректор его академии, и в 1895 г. Антоний был переведен на ту же должность в Казанскую Академию  , где он оставался до своего назначения в 1900 г. епископом Уфимским; начался церковно–политический период его деятельности (см. § 9, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010