XXXIX. Поучение при освящении Вяйке – Ляхтрской церкви 39 . О христианской жизни Благодарение Господу Богу! исполнилось ваше и наше святое желание – иметь храм Божий. Ныне мы освятили сей благолепный, новопостроенный храм, призвали благодать Божью на него. Если вспомнить прежний неприглядный молитвенный дом ваш с его низенькой, непоместительной комнаткой, посреди которой помещалась большая хлебная печь, – если сравнишь эту невзрачную комнату с сим величественными и благолепным домом Божиим, то какая радость должна быть у вас сегодня! Приветствую вас с нынешним радостным торжеством; ваше заветное желание ныне исполнилось. Теперь следует только просить Господа, чтобы храм сей был благороден Ему, чтобы ваши молитвы были приятны и благоугодны Господу. От души желаю, чтобы исполнились наши молитвы, вознесённые к Господу во время освящения храма. Мы молились: чтобы очи Его отверсты были на храм сей день и ночь... чтобы Он, живущий на небеси-горе, услышал ваши молитвы на сем месте, чтобы Он исполнял ваши прошения, чтобы храм сей был прибежищем для всех нуждающихся, больных, печальных, находящихся в бедах и напастях, чтобы он был укрощением страстей и очищением всяких беззаконий. Но чтобы храм сей, действительно, был таким, надобно с вашей стороны: –твёрдое и крепкое исповедание православной веры, добрая христианская жизнь и любовь к своему храму и его благолепию надобно усердно посещать его во время богослужения, по крайней мере, по праздничным и воскресным дням. Итак, православные, приветствую вас с построением и освящением храма. Молю Господа, чтобы он послужил для вас во спасение душ ваших, и чтобы и живущие среди вас иноверцы прибыли под его покров, соединившись с нами в единой православной вере. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XCIV. Речь при посвящении Казанской Духовной академии 98 . О желательности служения кандидатов академии на духовном поприще Очень рад видеть вас, возлюбленные братья. Скажу по правде: те добрые впечатления, которые получал я здесь, в академии всегда хранились в моем сердце, и я неоднократно делился этими впечатлениями с высшими духовными властями, с которыми за это время приходилось иметь дело. Теперь же скажу только: дай Бог, чтобы в академии и впредь жил дух религиозности и церковности, которым наиболее утешалось здесь мое сердце. На окончивших курс и вступающих в жизнь призываю благословение Божие и желаю им быть добрыми тружениками во славу своей матери–родной академии и св. православной церкви. Разнообразны будут пути служения вашего; но всем вам, конечно, известно мое искреннее, сердечное желание, чтобы вы служили делу духовного просвещения на церковном поприще, а еще лучше – в духовном, пастырском сане. Учительской должности в семинарии или духовном училище приходится иногда дожидаться долго, несколько лет; но это да не служит для вас побуждением к тому, чтобы уходить на службу в другие ведомства. Помните, что для вас открыто служение пастырское: церковь нуждается в священниках и пастырю всегда найдется место, особенно теперь, когда так много самых разнообразных церковных школ. Правда, духовная служба может быть далеко не так выгодна, как служба светская; но не для того мы все учимся в духовной академии, чтобы выше всего в жизни ставить материальные выгоды. Мне пришлось теперь увидеться с вами на самом конце учебного года; от души желаю всем прочим студентам благополучно закончить его и с честью и успехом продолжать высшее духовное образование. А об окончивших курс и выступающих на жизненный путь молю Господа, да дарует Он им благополучие и сохранит их от бед и скорбей; а если и приключатся с ними неизбежные скорби, да перенесут они их по-христиански, сохраняя заветы того доброго христианского воспитания, которое получили еще с детства, и которое завершили здесь, в академии. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LXXXII. Речь при посещении Чистопольского городского собора 86 . Приглашение пасомых оказать материальную помощь на устройство нового храма У меня уж такой обычай, по прибытии в какой-нибудь город, прежде всего посетить собор. Так я делаю потому, что соборный храм в каждом городе есть, как показывает самое название «соборный», храм не одной части, а всего города. Он объединяет в себе всех жителей города. Так я делаю не только в тех городах, где соборные храмы, как здешний, отличаются благолепием и благоукрашениями, но и там, где соборы отличаются неблаголепием, но скудостью, чтобы прежде помолиться совместно со всем городом и за благосостояние всего города. Но в настоящий раз я прибыл сюда не только для сего, но и чтобы из этого центра духовной городской жизни совершить вместе с вами крестный ход для освящения места, назначенного под постройку нового в вашем городе храма. Два раза уже я был в вашем городе; в здешних церквах совершал не одно служение, видел весь город, ознакомился с его местоположением и с его духовными потребностями и нуждами. И убедился я, что вашему городу не достает церквей, что для такого многолюдного города слишком мало церквей. Непременно требуется построить хоть одну церковь и открыть новый 3-й приход. Лишь только мной было сделано об этом надлежащее распоряжение, как явилась добрая благочестивая душа, которая пожертвовала для сего место. Сам я не видал этого места, но мне донесено, что место прекрасное, во всех отношениях, подходящее для этого святого дела. Также донесено мне, что мое намерение построить у вас храм встречено вами, для которых он назначается, с немалой радостью. И я радуюсь и утешаюсь как добрым началом дела, так и вашим сочувствием, вашей радостью. Но от вас, граждане, зависит скорое исполнение этого святого и великого дела. На вас лежит обязанность оказать материальную помощь от своих избытков, в изобилии дарованных вам Богом в настоящее время. Возблагодарите Господа Бога за его явленную к вашему граду неизреченную милость, и ваши посильные жертвы на храм создадут памятник вашей благодарности перед Господом Богом. Я знаю, что ваш город считается богатым и что при желании вашем и христианском усердии недостатка в средствах к созданию храма не должно быть. А теперь, следуя издревле православному обычаю – начинать всякое дело молитвой к Богу, а тем более такое дело, как создание храма, пойдемте и помолимся на самом месте, чтобы Господь освятил своей благодатью избранное нами место в земное селение славы Его и чтобы Он послал нам силы благополучно начать и кончить его. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

За многие и великие чудеса Святителя, которыми он прославился не только по смерти, но и при жизни своей, Св. Православная церковь установила совершать великие праздники сему святителю, прославляя его равночество с апостолами, и это празднование началось сейчас же после блаженной его кончины. В своих свящ. песнопениях Св. Церковь величает его правилом веры, образцом кротости, учителем воздержания, стяжавшим смирением высокая, нищетой богатая, великим тайником Божией благодати, спасителем невинных, чудотворцем великим, предивным и милостивым, и призывает на прославление и поклонение ему всех: «Цари и князи,– воспевает она в одной из своих священных песней, прославляя сего Святителя, – да стекутся к нему, да воспоют в нем пастыри и учители доброго пастыря, иже в недузех – врача, и иже в бедах – избавителя, грешнии – заступника, нищии – сокровище, и иже в скорбех – решителя, путешествующий – путника, на мори сущи – правителя, и вси везде тепле восхвалят великого святителя»! И действительно, ничье имя так высоко не чтится в православном мире, как имя Св. Николая Чудотворца; да не только православные чтут сего великого угодника Божья, его чтут даже магометане и язычники, потому что он и им – как говорят они сами – нередко являет свою дивную помощь в разных опасностях на воде и на суше; некоторые язычники имеют у себя даже его изображения, перед которыми возжигают свечи... Да будет же и для нас сей великий угодник Христов примером твёрдого стояния и хранения нашей святой веры православной, образцом кротости и смирения христианского, учителем воздержания от страстей и пороков. Будем, как можно чаще, прибегать в скорбях и несчастьях к нему с молитвой за помощью, твёрдо веруя, что и нас не оставит он своим предстательством и заступлением. Но, в тоже время, будем стараться заслуживать своей добродетельной и благочестивой жизнью милостивое заступление сего святителя, твёрдо памятуя, что он помогает только людям добродетельным, благочестивым и богобоязненным. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Для нас, впрочем, важнее всего свидетельства восточных писателей, которые лучше могли знать дело и говорить прямее; в особенности же важно свидетельство собора иерусалимского, который занимался вопросом о Кирилле Лукарисе исключительно. По мнению этого собора, собор константинопольский осудил Лукариса не за то, что он был кальвинист, и написал кальвинское исповедание веры; а за то, что он не писал против него и не отрицался от него письменно. 323 Что же касается писем, приписываемых и изданных под его именем на которые ссылаются западные писатели в доказательство кальвинизма Лукариса, и в которых упоминается о самом исповедании: то несостоятельность этих писем видна из того, что 1) о них не упоминают писатели того времени, кроме Арсения, а собор иерусалимский прямо утверждает, что не осталось никакого сочинения собственной руки Кирилла, которое бы содержало хотя что-нибудь из того, что приписывают ему еретики. 324 2) Некоторые обличают не ученого патриарха, а какого-то невежду, не знающего учения и предания восточной церкви, чего нельзя никак сказать о Кирилле Лукарисе. 325 3) Между письмом Кирилла и письмом Хрисоскула, секретаря его, приводимым реформатом Аймоном в подтверждение кальвинства первого и подлинности исповедания его, есть несообразности. Так, например, в письме, 326 означенном 1632 годом, Кирилл говорит, что он доселе ничего не писал для света, кроме исповедания; а в письме, 327 означенном 1629 г., Хрисоскул говорит: что Кирилл написал катехизис и книгу, против иудеев и магометан, которые были печатаемы в 1627 году. О каком опять катехизисе говорит здесь Хрисоскул, – трудно решить. Или: в одном письме описывается свидание Кирилла с Ноаптелем, посланником французским, в котором Кирилл признал исповедание, показанное Ноаптелем, за свое; но об этом никто не говорит и из западных, а сам Ноаптель, напротив, словами Парфения патриарха и семи митрополитов свидетельствует, что участие Кирилла в догматах кальвинских – клевета врагов его, что он имел мысли, противные тем, которые содержатся в исповедании. 328 А потому, нет сомнения, что этот рассказ придуман протестантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

II. Речи Его Императорскому Высочеству, Великому Князю Владимиру Александровичу 2 Посещение Обители великим Князем служит залогом процветания её на будущее время Ваше Императорское Высочество! Какую великую радость приносит Ваше посещение этой юной обители, её обитательницам и устроителям! Государь Император не раз благоизволил выслушивать сообщения об этой обители от лиц, имевших счастье докладывать ему о ней, и принёс на устройство её щедрую жертву. Теперь он может слушать о ней от своего Августейшего Брата.... Какое счастье и утешение, в настоящее время, и поощрение – на будущее, для труждающихся в сей святой обители! Ещё не прошло двух лет с того времени, как основана эта обитель и устроена в настоящем виде.... При Божией помощи развитие её и большее благоустройство принадлежит будущему, но теперь она имеет в себе до пятидесяти тружениц, и теперь при ней есть приют для 12 детей женского пола–бесприютных и сирот, и женская школа для бедных, приходящих девочек. В деле молитвы и богослужения, в ней совершается неусыпное чтение Псалтыри по усопшим, и ежедневное богослужение – по строго-монастырскому уставу. Цель основания здесь сей обители–дело милосердия, молитвы и отправления богослужения по монастырскому уставу; вообще, быть светочем Православия в сем граде и крае. Этой цели она свято служит и, благодарение Богу, в большей или меньшей мере, уже достигает оной. Православное общество г. Риги полюбило эту обитель и усердно посещает её для молитвы во время богослужений; но мы знаем, что, побуждаемые религиозным чувством, за молитвой, под кров сего храма, устроенного во имя молитвенника земли русской – Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, прибегают и многие лица не православного исповедания. С глубоким чувством веры вознесётся сейчас молитва к Богу, устами труждающихся в сей обители, о Вас, Великий Князь. Великая наша благодарность Вам, Ваше Императорское Высочество, за Ваше Посещение сей обители. Оно послужит несомненным залогом её развития и Процветания в будущее время. Да благословит Вас Господь своею великой и богатой милостью за Вашу милость к нам! 2 Предназначалась к произнесению при встрече в Свято-Троицкой общине, но, по изменившимся обстоятельствам, произнесена не была. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И на этот раз Зосима исполнил желание Марии. Но когда он пришел в эту пустыню, то нашел преподобную Марию уже умершей; руки у ней были сложены, как обыкновенно складывают для молитвы. И преподобный Зосима, предав тело праведницы Марии погребению в могиле, возвратился в свою обитель и поведал братии о дивных подвигах и блаженной кончине той, которая раньше была грешницей, а потом за святость свою сделалась достойной беседовать с ангелами небесными. Со слов этого преподобного Зосимы и было записано житие преподобной Марии Египетской святым патриархом Иерусалимским Софронием. Потом это житие преподобной было рассмотрено отцами Вселенского Собора, который и постановил вспоминать о преподобной Марии каждый год на 5 неделе Великого поста. Вот видите, братья, как жизнь для одного Христа очищает души людей, даже великих грешников. Благодать Божия, действующая невидимо на сердце человека , приводит его к сознанию своего бессилия в собственном исправлении, возбуждает в нем жажду быть в общении только со Христом и на Него только полагать надежду на спасение свое. Теперь я и вернусь к вопросу, как надо вам жить теперь и всегда, как вам служить, когда вы кончите курс учения здесь. Надо жить вам со Христом, любить молитву, чаще ходить в Церковь Божию, исполнять Закон Божий и по совести своей служить ближним, как Господь служил на спасение рода человеческого. Первенства и господства никогда не ищите. Вам родители вверяют своих детей, из которых вы будете воспитывать новое поколение в христианской вере и благочестии. При добросовестном исполнении этого великого и трудного служения вы можете быть полезными членами общества. При праведной жизни своей, при Господней помощи, вы можете сделаться лучше, чище и можете быть даже святыми людьми. Надейтесь только на благодать Христову! Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но едва миновало одно горе, как надвинулось другое – в июле 1893 года внезапно заболела воспалением легких бабушка София. Ее положили в безнадежном состоянии в новую больницу. Внук не удержался от слез. Он горько плакал. Как не хотелось ему расставаться с любимой бабушкой. Виктор часто прибегал в больницу навещать ее. Она тяжело страдала. Больница теперь внушала отроку ужас. И всякий раз, когда он подходил к ней, представлялось ему, что бабушки уже нет в живых или, во всяком случае, не выживет она и скончается. В минуты внутренних переживаний за судьбу бабушки Виктор однажды уединился и, опустившись на колени пред ликом Божиим, как только мог, стал молиться Богу и просить Его исцелить болящую. Слезы, крупные, слезы молитвы обильно лились из очей невинного отрока. И детская молитва дошла до Бога. Болезнь бабушки неожиданно и на удивление самих врачей прекратилась, и она возвратилась домой 5 . Виктор и все родные ликовали. Бабушка теперь с ними. Горе осталось позади... Наступил 1894 год. Виктору исполнилось 10 лет. Родители определили его в Николаевскую классическую гимназию здесь же, в Либаве. Отрок с большим желанием перешагнул порог школы и сел за парту. Пред ним раскрылась новая, еще совершенно неизведанная им область жизни. Мальчик был впечатлительный. Он на все реагировал быстро и все запоминал. Большое впечатление и переживание оставил в нем приезд в гимназию Рижского епископа Арсения (Брянцева) . Это случилось в первый же месяц пребывания Виктора в школе. Был погожий осенний день. Епископ служил литургию в Свято-Троицкой церкви и обещался после окончания обедни приехать в Николаевскую гимназию. Начальство встревожилось. Несколько старшекурсников побывало за архиерейской службой и доложили, что архиерей очень строгий, суровый и молчаливый. После часа дня всех учеников попросили пройти из классов в актовый зал, где надзиратели расставили всех школьников по классам. С левой стороны от входа выстроился первый класс. В первом ряду среди первоклассников находился и Виктор.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ап. Петра, в Византии – храм св. Софии, в Милане и других городах. В следующие затем века, чем более распространялось и укреплялось христианство , тем более умножались храмы Божии. От дальних стран восточных перенесёмся мысленно в наше отечество – Россию: и здесь мы увидим то же самое: лишь только свет православной веры Христовой, принесённый из Византии при Владимире Святом, воссиял на горах киевских, тотчас же по лицу земли русской, вместе с распространением святой веры, стали появляться и умножаться и святые храмы Божии. Да, наконец, и в сем Кренгольме, что вызвало к бытию этот новоустроенный великолепный храм Божий, как не присущая человеческому духу потребность реального проявления прирождённого ему чувства, и благочестивое желание устроителей сего храма удовлетворить сей священной потребности трудящихся в Кренгольмской мануфактуре? Да воздаст же им за это Господь Своей милостью! Из этого краткого исторического обзора возникновения и построения храмов Божьих видно, что везде, и во все времена, прирождённое человеку чувство религии вызывало к бытию храмы Божии. Так было и в ветхозаветное, и в новозаветное время, и на востоке, и на западе. Особенно же сильно бьёт широким ключом это чувство у нас, в православной России, потому что нигде нет такой любви и усердия к построению храмов, как в России; но нигде нет и такого множества храмов, как в нашем отечестве; каждое самое небольшое селение старается, прежде всего, устроить свой отдельный храм Божий. Оно же – это чувство, вызвало к бытию и сей величественный храм Божий. Но о значении храмов Божьих, как вообще для человека, так и, в частности, и сего храма для тех, для кого он построен, скажем несколько слов завтра, в день его освящения. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

По инициативе И. жен. приют при виленском Мариинском монастыре преобразовали в Епархиальное жен. уч-ще, количество церковноприходских школ увеличилось до 200, школ грамотности до 800. По свидетельству племянника, И. «внимательно следил за тем, чтобы лица духовные, их дело и смирение не подвергались унижению и осмеянию, в особенности публичному». Когда И. узнал, что в виленском театре поставлена оперетта «Игрушечка» («Die Puppe»), осмеивавшая католич. монашество, то обратился к гражданскому начальству с просьбой о запрете спектакля. «Была сделана попытка поставить ту же оперетку под другим названием. Тогда последовал новый протест православного архиепископа, тогда как католические духовные власти бездействовали. В виду того что оперетка была разрешена к представлению общею цензурой, дело восходило на рассмотрение высших подлежащих учреждений в Петербурге и закончилось тем, что на Виленских сценах эту оперетту ставили в таком измененном виде, что она уже не могла давать повода к насмешкам над монашеством и, конечно, никакого успеха не имела» ( Половцов. 1904). С янв. 1898 по май 1899 г. И. являлся присутствующим членом Синода. В 1898 г. по представлению архиеп. Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) И. был избран почетным членом КазДА. С 1902 г.- почетный член КДА. Награжден орденами св. Анны 3, 2 и 1-й степени (26 марта 1866, 20 апр. 1869, 1891), св. кн. Владимира 4-й и 3-й степени (1871, 1887), св. Саввы Сербского 2-й степени (1892), св. кн. Александра Невского (6 мая 1900). И. был строгим постником и аскетом: отказывался не только от мясной пищи, традиционно предлагавшейся русским монахам в Иерусалимской миссии, но и от рыбы во дни постов - даже во время болезни. В 1903 г. И. заболел (рак печени), составил духовное завещание, в к-ром испросил прощение у ближних и повелел похоронить в «простом деревянном лакированном липовом или ясеневом гробе без всяких позументов или украшений; внутри обить его белым коленкором, но отнюдь не шелковою материей». Все архиерейские облачения, митры, посохи и панагии И. завещал передать в ризницу архиерейской Крестовой церкви, а книги - в семинарскую б-ку и в Березвечский монастырь. Право издания книг «Монашеская жизнь...» и «Творения св. Петра Дамаскина » И. предоставил духовному собору Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010