Первая (так наз. gezia), в виде вознаграждения за дарование жизни, неприкосновенности лица и имущества, платилась богатыми в количестве сорока восьми диргемов (динариев) в год, людьми среднего состояния – двадцати четырех, и двенадцати людьми неимущими, живущими трудами рук (ремесленниками, носильщиками и пр.). От сей подати освобождались женщины, дети (до 15 лет), монахи, увечные, слепые, нищие и рабы. Харачь можно назвать рентою, т. е. платою с имущества, поземельною платою. От первого рода подати освобождались принимавшие ислам ; харачь платили и мусульмане 12 . Мусульманские законы относительно гражданского общежития были оскорбительны и тяжелы. «Покоренным» запрещено было носить оружие, ездить на лошадях, а на ослах и мулах – только без седел, строить домы выше мусульманских, в том числе и церкви, употреблять собственные имена мусульманские и наконец иметь печати с надписями арабскими. Равно воспрещалось публично пить вино, провожать тела усопших с торжественным пением, а женщинам входить в баню, когда там были мусульманки, или оставаться после входа последних. И чтобы христиане никогда не забывали своего унижения, всем «покоренным» велено было иметь особенный знак на домах своих и на одеждах, носить одежды иного покроя и цвета, и, кроме того, опоясываться поясом кожаным или шерстяным. На дороге они должны были сторониться пред мусульманами; сидя в обществе, христианин должен был вставать, когда входил или выходил мусульманин. Что касается церковных дел, то мусульманство в письменных своих законоположениях было довольно терпимо. Запрещалось, правда, строить новые церкви и монастыри, но не запрещалось возобновление существующих; церкви могли приобретать имущество по духовным завещаниям; дана была полная свобода богослужению в храмах и домах; но воспрещалось носить крест публично, читать евангелие так громко, что его могли слышать мусульмане, толковать с ними о Мессии и слишком громко звонить или ударять в било. – Таковы были постановления касательно христиан, наблюдавшиеся в мусульманских областях, по существенному содержанию их, еще со времен халифа Омара, которого «аман» с иерусалимскими христианами (636 года) послужил образцом и основою поведения для всех последующих мусульманских государей и правительств; само собою разумеется , что различные местные обстоятельства и добрая воли победителей были причиною разных изменений и послаблений законодательства. Так, в Сицилии, между пятьюдесятью тремя пунктами Уложения, данного мулеем Ибрагимом-бен-Аалби в октябре 831 г. 13 , замечания стоят следующие постановления, касающиеся христиан:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Понятно, что в начале завоевания острова такое условие представлялось выгодным и для мусульман, и для христиан; первые без труда приобретали деньги и подручников в некотором смысле, а вторые избавлялись от опасностей и превратностей войны, платя неверным немного более, или немного менее, иногда только половину того, что прежде высылалось в Константинополь. Но религиозная нетерпимость, чувство национальное, частые ссоры из-за бежавших рабов и притеснения со стороны мусульман, которые с течением времени стали требовательнее, часто заставляли муниципалитеты забывать свое опасное положение, оказывать мусульманам сопротивление и вступать в неравную борьбу с ними. Следствием того было постепенное исчезновение данников; можно думать, что последние из них лишились всяких привилегий около 970 года, т. е. скоро после падения последней крепости «независимых», Риматы 11 . Таким образом к концу X века все христиане острова вошли в разряд покоренных. На основании каких-либо условий, или по побуждениям человеколюбия и из видов не разорять страны, мусульмане давали им аман, т. е. безопасность, обеспечение жизни и свободы. Сущность «амана» можно представить так: в стране прекращалась политическая власть христиан; имущества государственные и общественные, церковные – все или частью и граждан убитых или бежавших переходили к мусульманам, и вместе с землями необходимо отходили и рабы, или колоны, которые обрабатывали их при прежних господах. Остаток населения продолжал жить по своей вере и обычаям, но все свободные люди, какова бы ни была степень их значения в своем обществе или богатства, в глазах победителей были равно «покоренные» (dsimma). Они могли свободно располагать своей собственностью, делать завещания, дарить и пр. Кроме основных узаконений мусульманских, в силу которых христиане не могли неуважительно отзываться о коране, Магомете и исламе, ни вступать в связи с мусульманками, не оскорблять солдат, не делать прозелитов между мусульманами и не умышлять на благо государства, покоренные платили двоякого рода подать: поголовную и харачь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

«Донату салицинскому, из новациан 23 обратившемуся с своею паствою, как сведали мы, желаем оставить предстоятельство с тем, чтобы он прислал к нам исповедание веры своей, в котором бы и осудил новацианское заблуждение и вполне исповедал истину православия. Равно и Максима, из мирянина поставленного хотя не без укоризны, если только он уже не донатист 24 и чужд раскольнических уклонений, не лишаем епископского достоинства, каким бы образом он ни получил его, с тем, чтобы и он сам письменно нам заявил себя православным. Об Аггаре и Тибериане, которых дело тем отличается от прочих, посвященных из мирян, что по поводу их посвящения последовали жестокие смуты и буйства, предоставляем суждение вам». Затем постановляет о возникающих в Африке спорных церковных делах доносить в Рим, «чтобы правильно и разумно определенное по обычаю церковному скреплялось и моим решением». – Из этой длинной выписки усматриваем, что папа полновластно распоряжался в африканских церквах; конечно бедственное положение страны требовало теперь энергического вмешательства высших властей. Между тем арианские епископы не переставали возбуждать подозрительность короля против православных епископов и указывали ему на ревностнейших из них, как на опаснейших. Поэтому в 457 году сосланы были: примас Мавритании Цезарской Кресцент Аквенский, из Трипольской области Винцент Сабратский и Кресконий Оэнский, из Бизаценской Евстратий Суфетский, из проконсульской – Урбан Гирбенский и Габетдеус Тевдальский 27 ; умышляли и против Деограция, но «думаю» говорит Виктор 28 , «что Бог , прозирая козни врагов, скоро избавил птичку свою от ястребов» (cito passerem suum de manibus accipitrum voluit liberare). Деограций скончался в январе 458 года, и скоро вышел от короля указ, которым не только карфагенянам, но и всем православным Зевгитанской или проконсульской провинции воспрещалось ставить епископов на место умерших. Наглость ариан доходила до того, что когда теми днями прибыл в Карфаген некоторый епископ Фома, достопочтенный старец, то они публично иссекли лицо его прутьями, что он приняв не в бесчестие, а во славу, радовался о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В другом месте, опять, скорбя и как бы отчаиваясь в пользе своих наставлений, порицает и обличает буйство и заблуждение пасомых, но из любви к ним не охладевает в учении. «Хочу приступить к обычному учительному слову, а от негодования и скорби пресекается у меня голос. Со мною происходит то же, что с земледельцем, который много трудов прилагал к земле, а во время жатвы собрал не много колосьев. Беседуя при каждом церковном собрании, не усматриваю никакой из того пользы. Сколько я вопиял даже до одышки, сколько обливаясь потом увещевал, чтобы во время священного собрания вы не заводили судебных разбирательств и сходились на поучение! Сколько раз заповедовал я вам удерживаться клятв! Но внушения наши кажутся вам вздорными речами и пустым шумом слов. И я несчастный доселе представляюсь бросающим семя в воду или в каменную землю, не имеющую влаги. Потому что некоторые, обидевшись порицаниями, бегут от учения, как потерявшие ум избегают врачей. Но это плод и моих грехов! Ибо если блаженны говорящие в уши слушающих (сн. Гал.4:14–15 ), то несчастны говорящие к людям, заткнувшим уши. Впрочем, боясь подвергнуться наказанию за молчание, я не обленюсь давать серебро слова, чтобы не потерпеть одинаково со скрывшим талант ( Мф.25:25 ). Боюсь, однако, как бы учение не сделалось поводом к большему греху для вас. Ибо говорит Спаситель: если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха ( Ин.15:22 ). Говорю это из любви к вам, пламенно желая пользы вашей и, как выражается святой Иеремия, внутри сердца моего чувствуя боль ( Иер.4:19 ). Итак, придите в чувство, поймите, что прилично вам! И если доныне находились в заблуждении, исправьте покаянием неразумие ваше, чтоб и мы охотнее преподавали учение» (см. Бес. 21). Подобно и в беседе на неделю Православия, говоря о постигшей страну засухе, увещевает поверженный в уныние народ обратить внимание на грех , причину всех зол. «Будет у тебя небо над головой твоей медное, говорит пророк ( Втор.28:24 ), означая сим грозным словом крайнюю засуху и оскудение вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Θ=9 Ε=5 Ο=70 Σ=200 Α=1 Γ=3 Α=1 Θ=9 Ο=70 Σ=200 Сумма обоих чисел, равная именно двести восемьдесят четыре. Проповедник не придаёт таким выкладкам значения, а привёл её как δυσμ τι. Подобно и в тридцать шестой беседе он сравнивает слова Ρεβκκα и κκλησα. 15 Гидра (δρα) – водяная змея, баснословное чудовище с семью головами, поражённое баснословным же Геркулесом. – Акефалы, называемые и монофизитами и феопасхитами, держались одного с армянами заблуждения; назывались в Александрии акефалами (безголовыми) потому что не признавали власти патриарха. 17 О значении членов в греческом словосочинении излишне говорить: из отцов Церкви на него указывают св. Епифаний и Златоуст. 18 Божество безначальное... Отец безначален. В первом случае все три лица Божества именуются безначальными по времени, а во втором безначальность усвояется Отцу, потому что Он не рождается и не исходит от другого Лица. 20 С какой осторожностью отцы Церкви касались сего же предмета, то есть объяснения лона Авраамова, очей, языка богача и проч., показывают слова блаж. Августина в VII книге изъяснений на Бытие, гл. 5: «Лучше сомневаться в сокровенных вещах, чем спорить о неизвестном. Ибо я не сомневаюсь, что богатый мучился в месте наказания, а нищий радовался в месте утешения; но как понимать пламя адское, лоно Авраамово, язык богача, персть бедняка, мучительную жажду, каплю прохлаждения, это для спокойно и смиренно доискивающихся может быть и вразумительно, но для спорливых и препирающихся никогда не может быть доступно». 21 Последуя мнению отцов... Это риторический оборот речи (синекдоха, когда поставляется целое вместо части); потому что Феофан говорит почти буквально словами Григория Нисского в его Разговоре с сестрой Макриной о душе и воскресении». 23 Блаж. Августин в 10 книге «о граде Божием», в главе 16: «я бы назвал тот пламень чувственным, если бы не настоял приличный ответ, что пламень оный таков же, каковы глаза, язык и персть, там, где души находятся без тел. 24 Этого же вопроса касается и Григорий Нисский в «Разговоре о душе и воскресении» и говорит: «Полагаем, что Господь повествованиями сими учит следующему. Живущие во плоти всего более должны добродетельной жизнью отдаляться и отрешаться от привязанности к плотскому, чтобы по смерти снова не было нам нужды в другой смерти, очищающей от остатков плотского припая, но чтобы течение души ко благу, как бы по расторжении на ней уз, сделалось лёгким и свободным, когда никакая телесная скорбь не будет отвлекать её к себе. Если кто весь и всецело оплотянел умом, всякое движение и действа души занимая исполнением желаний плоти: то став и вне плоти, не расстаётся таковой с плотскими страстями».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Был в Иудее некий город, называемый Наин, а в нём у некоей вдовы единородный сын. Но я был бы безумен, если бы тут не говорил словами Нисского учителя 40 . Итак, был у неё сын не в таких уже летах, чтоб почитать его отроком, но из детского возраста переходивший в мужеский; юношей именует его Писание. История сия в немногом повествует многое, и повествование вполне есть плач. Сказано, что мать умершего была вдова ( Лк.7:12 ). Видишь ли тяжесть несчастья, и как речь трогательно в немногом изобразила страдание? Ибо что значит сказанное? То, что не было у неё надежды иметь детей, которая могла бы уврачевать бедственную утрату: потому что женщина была вдова. Не на кого было и взглянуть ей вместо сего умершего: потому что был он у ней единородный. А сколько в этом горестного – нетрудно понять всякому, кто не чуждается природы человеческой. Его одного познала в болезнях рождения; его одного вскормила сосцами. Он один делал для неё весёлой трапезу. Он один служил поводом к радости в доме: играя, учась, занимаясь делом, веселясь в прогулках, в упражнениях, в собрании молодых людей. Всем, что в глазах матери и сладостно и драгоценно, был он один. И эта отрасль рода, ветвь преемства, опора старости, приближалась уже к поре вступление в брак. Да и самое упоминание о возрасте показывает другую причину плача. Писание, назвав юношей, выразило, что это был цвет увядшей красоты, что едва только пробивался у него пушок, но не было густой бороды, и ланиты сияли ещё красотою. Юноша был любим всеми. Девицы желали такого жениха; супруги желали иметь таких детей; старики доброхотствовали ему, как собственному сыну. Вдова-мать радовалась, обнимая сына, и может быть, несчастная уже помышляла о наилучшей невесте для него, о воспитании детей его, о смерти на руках его. Так мать дышала, можно сказать, единственным своим сыном, и в нём одном находила утешение. Но страшная смерть пресекла лучшие надежды, похитивши его в юности. Тяжкое и невыносимое горе для матери! Ибо какую, думаете, душу имела бедная мать, если ещё оставалась в ней душа, когда видела любимейшего изнемогающим уже, при последнем издыхании, и едва говорящим матери последнее прости? Можно ли описать, как при постепенном охладевании сына мать стояла в страхе и трепете, как сожигались у неё внутренности, сохли губы, приходили в беспорядок волосы, и сбросивши головной покров она стояла между надеждою и страхом, устремивши взор на сына и почти умирая с ним вместе? Как она видела? Как выдержала? Как не ушла душа её вслед за отходящим? Напоминание о сем как бы окрылило меня; мне кажется, я сам присутствую там и вижу происходящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Все мы составляем одно тело, и все, как члены Христовы, становимся участниками повреждения, какое терпит один какой-либо член. Так некогда за грех сына Саулова ( 1Цар.14 ) всё войско терпело наказание, и когда Давид не по воле Божией перечислял народ, наведена была общая язва ( 2Цар.24 ). И внешние истории передают, что часто за преступление одного непотребного весь город наказывался. Посему-то и нам налита неразбавленная чаша гнева Божия: чаша в руке Господа, говорит пророк; вино цельное, полное смешения, кипит в ней ( Пс.74 ). Видишь, как разнообразен состав напитка! потому что если вино – цельное, то как полно смешения? Смешанное не цельно, а тут говорится то и другое. Вино – цельное, как не растворённое милосердием, по праведному суду Божию на неисправимо согрешающих; смешанное же из различных казней, которыми Господь обыкновенно поражает нераскаянных. Ибо как многоопытные в лечении врачи телесные те язвы, кои занемели и потеряли чувствительность, очищают тёплой водой и острыми средствами, густоту и толщину нагноения истончая искусственным образом: так и всеведущий Бог людей, нечувствительных к легчайшим наказаниям, поражает более тяжкими язвами. Итак, что скажем о наводимом на нас? Праведен суд Божий! И даже премного уменьшил наказание человеколюбивый Владыка, наказывая не столько, сколько мы заслужили, а только чтоб мы восчувствовали греховность свою. Ибо, помысли о долготерпении Божием! Мы грешим, и стихии наказываются; падаем, и земля терпит; худо живём, и бездушные вещи поражаются; оскорбляем Творца постыдными делами своими, и приемлют казнь ничем не согрешившие, подобно, как если бы кто наказывал раба за проступки сына. Так добр Владыка наш, так вразумляет нас, возводя к исправлению! Напрягает лук с угрозами и сдерживает стрелу гнева Своего. Не хочет Он смерти души нашей, но ожидает обращения и покаяния». Часть 2 7 Во многих местах изобличает и неправильное толкование Евангельского учения противниками его. Так в той же (пятой) беседе говорит: «Тут пришло мне на мысль одно нелепейшее умозаключение еллинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Не обинуясь обличал он и замеченные в жизни сограждан недостатки. «Доколе будем наклонны к вражде, раздорам и клятвопреступлениям? Ужас и страх объемлет меня, когда подумаю, как постоянно клянутся в судилищах, и как Евангелие, достойное всякого уважения, пренебрегается в заседании кощунствующих ( Пс.1:1 )! Ибо оно заповедует не клясться вовсе (Мф.5:34), а воры берут его в пособие своей жадности; до того они хуже и неверных язычников. Клиний некто, муж Еллин 4 , пожелал лучше потерять три таланта, нежели поклясться; он дал обвинителю три таланта, а не поклялся, – и это сделал он, хотя и не был бы клятвопреступником, если бы поклялся. Итак, не хуже ли мы и самых Еллинов?» Так говорил он в беседе на Лк.13:10 . И ещё: «Вот что обыкновенно бывает с мастями, составляемыми из роз и других благовонных цветов: если надушить ими горлиц или голубей 5 , то они делают их сильнее и крепче, а если коршунов плотоядных, то эти тотчас от прикосновения масти приходят в расслабление 6 . Потому что природа их, обвыкшая к противному для обоняния запаху и гниению, избегает и отвращается того, что хорошо пахнет. Подобное нечто бывает и с нашим учительным словом, которое простираясь ко всем вообще, не одинаково действует на всех. Кто обладает воздержностью горлиц или простотой (незлобием) голубиной, те, впитывая приятный запах учения, доставляют пользу душе своей; а кто природу свою извратил зловонием ненависти, те подобно коршунам или навозным жукам отвращаются от благовонного запаха учения. Но, что имея в виду, я привёл этот пример? Вчера сделанное нами вообще всем порицание и вразумление для благоразумных и правомыслящих послужило к исправлению, а люди, повреждённые нравами и трудно исправимые, не только не улучшились, а дошли ещё до большего бесстыдства. Но мы с Божьей помощью уврачуем болезнь их крепчайшими лекарствами и возбудим оцепенелые чувства их более острыми запрещениями (πιτιμαις). А вы, которые трезвой мыслью избрали лучшее и стеклись в священное собрание, послушайте, что говорит Евангелие».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

А земля и земледелие Его суть души человеческие. Сказал, что вышел сеять семя своё, потому что не от кого другого заимствует слово своё Ипостасное Слово Божие. Но почему не предшествует сеянию обработка земли, поновление её? – потому что занимающиеся земледелием сперва пашут землю и тогда уже бросают семена. Нужно знать, что и здесь пророки плугом закона вспахали души людей через заповеди и соделали их пригоднейшими к принятию евангельского семени: а Пришедший облагодетельствовал весь мир, солнечные лучи равно Дающий добрым и худым и Повелевающий облакам давать дожди праведным и неправедным ( Мф.5:45 ), и слово учения распространил равно на всех, безразлично рассыпая семена, чтобы добро принадлежало не меньше тому, кто восхотел и избрал приносить плод, как и Подавшему семя 44 . И когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. И отказавшихся прийти на великую вечерю ( Лк.14:18 ) было три рода: один купил землю, другой купил пять пар волов, третий женился. И здесь представляются три рода неспособной земли, на которую семя, упавши, не оправдало надежд сеятеля: потому что иное упало при дороге, другое на каменной земле и сухой, и иное заглушено тернием. Чему научают нас сии приточные образы? Что есть три рода принявших было семя, и всё-таки не принёсших плода: это – которые следовали мудрости мира и нелепым выдумкам Еллинов, которые пребывали в законе теней ( Евр.10:1 ), и язычники, подавляемые удовольствиями, как тернием. Первые сами себе уготовали путь к погибели, не допуская закону вспахать ниву души; они, слыша слово о тайне спасения, разражаются смехом и поношением ( 1Кор.1:23 ). Тотчас лукавые помыслы, как некие птицы, слетаются и, признавая слово неубедительным и невероятным, духовное семя выбрасывают из души. А если под птицами небесными будем разуметь духов воздушных ( Еф.6:12; 2:2 ), которыми уничтожается доброе семя, то и в таком случае нимало не уклонимся от смысла притчи. Сказавши же, что иное упало при дороге, Он может быть указывает прикровенно и на нечто другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Далее, опять, в той же беседе продолжает Феофан: «Спаситель, являя равночестность Свою с Отцом, то говорит: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ( Ин.14:16 ), то: когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам ( Ин.15:26 ). А чтобы кто-нибудь не заподозрил, что это послание рабское, возводит речь к образу бытия и говорит: Дух истины, Который от Отца исходит. Хотя, говорит, и Мой Дух, потому что Я – истина, но от Отца имеет бытие (σκε τν παρξιν). Ибо от одного источника, то есть сущности Отца, Дух и Сын, но различным образом. Сын, Свет от Света, воссиял рожденно (γεννητς), а Святой Дух, и сам Свет от Света, не рожденно, а исходно. Как лучи света, по природе своей имея между собою нераздельное соотношение, до нас низводят дар света, ни отлучаясь от круга солнечного, ни отсекаясь друг от друга: так Сын и Дух Святой, сугубый луч Отца, от Отца происходят и пребывают в соединении с Ним, и нам преподают свет истины. Ибо естество Всесовершенных нераздельно» (Сн. послание Григория Богослова к Евагрию о Божестве). И здесь опять примечает Зерникав: «Хотя, говорит, и Мой Дух, но от Отца имеет бытие. Показывает несомненно, что, хотя Дух есть Дух и Сына, но не и Сыну, а только Отцу принадлежит исхождение Святого Духа. Причину же, по которой Дух, будучи Сыновним, исходит, однако, от Отца, выставляет так: потому что от одного источника, то есть сущности Отца, Сын и Дух происходят. Следовательно, мыслил он, что от одного только Отца Дух исходит, когда сказал: хотя и Мой Дух, но от Отца имеет бытие. Наконец, ясно говорит: от одного источника, сущности Отца, Дух и Сын». Православное учение Феофана изучить Скорсо пытается в своих подстрочных примечаниях изъяснить в смысле католическом, но неудачно, подобно как вздумал бы кто с яйца щипать волну. Мысли Феофана о состоянии душ грешников в аде изложены им в беседе на притчу о богатом и Лазаре ( Лк.16:19 и далее), из которой выписываем следующее место: – «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза... мучусь в пламени сем. Дойдя до этого места в речи Спасителя, я как бы с некоей высоты усматриваю глубокое море учений, в которое боюсь пускаться 20 , опасаясь, чтобы немощный мой ум не потонул в неизмеримости догадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010