13:19), хорошее извратить, дерзающее ограничивать (περιγρφειν) Христа в страдании. Кто же, спросим этих суемудрых, разверз землю и отворил мрачную темницу смерти ( Иов. 38:17 ; Мф. 27:51, 52)? Кто сокрушил от древних веков наложенные узы в страшном аде? Кто запретил небу изливать сияние лучей? Кто воскресил мертвых, давно уже отрешившихся от душ, как бы недавно уснувших? Или Бог Слово, Который тогда не отделялся от Распятого и мог творить это и больше сего, не мог сделать меньшего? Потому что гораздо большее дело – заключить небо, скрыть лучи; отворить ад и содержимых там отпустить в жизнь, нежели отворить рай и ввесть разбойника. И не нелепо-ли, что тогда как владычествующее днем солнце разом объемлет вселенную и одним сиянием освещает концы всего мира, мысленное, всесветлое солнце, не имеющее тени, неизреченно от Отца воссиявшее для всех, получившее бытие без времени (χρνως) и имеющее времена в своей власти, свет истинный, не могущий затемняться, просвещающий всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:5, 9 ), красота премирная, несказанная, неописуемая, не везде было и, находясь на кресте, не было в раю, не было на небе и на пределах всего, не было у Отца, без всякого посредства бесстрастно рождающего Единородного? Человек, почивая, силою воображения проходит землю, осматривает города, переплывает реки, неусыпным разумом души касается всего, а Христос, телом держимый на кресте, сделался слабее человека? Творец и Создатель и устроитель человека не имеет рая в своей власти, не сохраняет мира, не управляет всем и, находясь в Отце, не управляет небом и тем, что выше небес? Какое бесславие! Не для общего ж блага служит сила креста, если она не в силах тотчас даровать просимое верующим! И вот прежде креста верующему прокаженному готово очищение, подобно – слепому и расслабленному исцеление, Лазарю умершему, по вере сестер, воскресение, и словом одним исцеления бесчисленных других немощей и болезней, а при кресте, где окончание всего домостроительства, где полнота подвигов, где действительно приемлется царство, верующий не тотчас по вере получат светлое обещание? Но что говорят защитники невежественного отодвигания вдаль? Как Бог, он имел власть и тотчас же ввести разбойника в рай, а как человек, еще не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

К собранию из 63 гомилий 38 в русском переводе архим. Амвросия (Погодина) добавлена 64-я (причем она помещена в конец 2-го, а не 3-го тома издания, после двух гомилий, напечатанных К. Икономом и еп. Арсением (Иващенко) 39 , – Гомилия о Православной Вере 40 . По указанию публикатора перевода 41 , текст ее переведен с английской версии, напечатанной в издававшемся Братством св. Марка Эфесского журнале «Виноградник» в 1968 г. Греческие рукописи этой гомилии неизвестны (?): во всяком случае, никакой информации о них мы не находим в книге Мейендорфа . Но следует признать, что основные положения новообретенной гомилии согласуются с тем, что св. Григорий Палама говорил и в других гомилиях, например, в Восьмой 42 . Что до комплексной истории текста гомилий, то она в общих чертах прослежена Мейендорфом, и из его анализа как будто напрашивается вывод, что печатный текст, изданный Минем и Икономом, достаточно надежно отражает рукописную традицию; однако до сих пор не появилось критического издания гомилий, которое учитывало бы все разночтения рукописей 43 . Но, думается, особых поправок текст гомилий не претерпел бы и в этом случае, что и оправдывает нашу попытку выпустить в свет результаты анализа, базирующегося на печатных изданиях. Насколько мы заблуждаемся в своей уверенности – покажет время. Следующий вопрос, который необходимо прояснить, говоря о гомилиях в связи с породившей их духовно-исторической и социально-культурной средой (которые соотносятся, соответственно, с планом диахронии и планом синхронии), – вопрос о культурной ситуации эпохи , который может быть по-иному сформулирован (с учетом византийских реалий того времени – середины XIV в., о котором идет речь в данной книге) как вопрос о гуманизме . Важность его для антропологии очевидна и несомненна; общеизвестны и давние дебаты относительно таких понятий, как «византийский гуманизм» и «христианский гуманизм» 44 . Каково же отношение к гуманизму св. Григория Паламы ? Вопрос этот достаточно принципиален, чтобы уже здесь были намечены пути его возможного разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

При поддержке Синодального отдела по делам молодежи в России реализуется проект исторического и патриотического воспитания «Правильные тетрадки» 06.09.2023 14:38:43 МОСКВА С начала 2023-2024 учебного года Синодальный отдел по делам молодежи и ООО «Правильные тетрадки» объединяются в программе исторического и патриотического воспитания молодого поколения. Задача проекта — продвижение в образовательных учреждениях России тетрадей с портретами и краткой информацией о героях прошлого и настоящего. Проект призван способствовать воспитанию молодежи с опрой на патриотизм, знание истории Отечества и его традиций, здоровый образ жизни, укрепление общечеловеческих ценностей и активную гражданскую позицию. По словам идеолога проекта Даниила Иващенко, цель инициативы «Правильные тетрадки» — применить инструмент поддержки исторического просвещения и воспитательной работы не только в светских общеобразовательных учреждениях, но и в православных учебных заведениях для укрепления исторической, социальной ответственности подрастающего поколения. В рамках реализации проекта епархиям и отдельным приходам предлагается приобрести тетради для воспитанников учебных заведений. Сделать заказ и узнать о проекте «Правильные тетрадки» подробнее можно на сайте правильныететрадки.рф . Синодальный отдел по делам молодежи / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/09/06/pri-podder...

Римская Африка, тяготившаяся господством ариан- вандалов, и по свержении этого ига не находила под государственною властью греков особенно благоприятных обстоятельств для лучшего гражданского и церковного существования. Продолжительные неустройства и смуты истощали силу страны и держали население в бедности и невежестве: частые, едва не непрерывные вторжения и насилия пограничных африканских номадов сокращали численность христианского населения: все это подготовляло путь к завоеваниям магометан, под владычеством коих христианство , хотя постепенно и медленно, но неудержимо, угасало между туземцами, и наконец, совершенно исчезло между ними в XIII веке. Император Юстиниан в первом же году 1 завоевания поспешил ввести в Африке порядки гражданского 2 и военного 3 управления применительно к остальным провинциям империи; но тяжкие подати возбуждали в туземцах сожаление о временах вандальского господства; оставшиеся вандалы покушались возвратить себе отнятые земли, в самом войске победителей происходили бунты, а мавры, коих подчинили римским законам, начали беспрерывную мелкую войну против завоевателей. Едва чрез одиннадцать лет (в 545 году), при помощи одного мавританского вождя, задобренного правительством, Африка могла считаться окончательно покоренною и кое-как умиротворенною. Но чего это стоило? По свидетельству, может быть и преувеличенному несколько, современного писателя Прокопия 4 , лично бывшего там при войске, покорение и умиротворение страны соединено было с уменьшением народонаселения на пять миллионов душ; Африка сделалась более дикою и пустынною, чем прежде, и немногие оставшиеся в ней жители находились в крайней бедности. О распространении христианства между вновь приобретенными язычниками подданными едва ли и можно было думать; хотя в трипольской провинции скоро после завоевания некоторые племена мавров приняли христианство и потому назывались мирными (pacati), но это был едва ли не единственный пример обращения целыми массами. По крайней мере, мы после не встречаем повторения этого, хотя частные обращения и были.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В случае злоупотреблений или небрежения о своих обязанностях, они были лишаемы приматства собором своих же епископов. К этому нужно прибавить еще, что в 568 году император Юстин II-й по просьбе примаса Бизацены Спесиндеума (Spesindeum) подтвердил, 1) чтобы клирики судились у примаса, а не у гражданских или военных судей; 2) чтобы никто не препятствовал апокрисиариям (responsalibus) примасов отправляться к императору с поручениями от них; 3) чтобы никто из епископов без ведома или воли примаса не ходил в столицу и не посылал никого ( 25 ). Карфагенский же епископ, он же и примас проконсульской провинции, им более обширный круг действия. Он имел право надзора за всеми церквами Африки, окончательного решения в случае споров о приматстве, посвящения епископов и пресвитеров во всей Африке, если только обстоятельства требовали его посредничества. Он, далее, созывал общие соборы, на коих председательствовал и коих определения утверждал своими соборными посланиями, сообщая их содержания прочим церквам. Он давал движение всему, что производилось именем всей африканской церкви, чрез послания; примасы, обращаясь ко всей церкви африканской, писали свои посланья на имя епископа карфагенского. Постановлением собора иппонского (393 г.) и III-ro карфагенского (397 г.) подтвержден дотоле еще не всеми соблюдавшийся обычай, по которому епископ карфагенский определял день праздника Пасхи для всей Африки, подобно тому, как это право для всего Востока принадлежало александрийскому 26 . Наконец, право избрания и посвящения епископа карфагенского принадлежало епископам проконсульской провинции, которой примасом всегда был карфагенский епископ не по старшинству своего посвящения, а по достоинству самой кафедры 27 . Возвращаясь к жалоб примаса Нумидии, можно предполагать, что неудовольствие между ним и карфагенским епископом вышло из-за посылки апокрисиариев в Константинополь. Едва африканские провинции успокоились нисколько от внешних врагов, религиозный спор вызвал опять борьбу внутреннюю, едва угасшую лет чрез двадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

К IX веку относится свидетельство немецкого писателя, Валафрида Страбона, о том, что у наших Готов богослужебным языком оставался еще язык их родной, готский. Именно, говорит он: " Я слышал от верных братий, что у некоторых скифских племен, преимущественно у Томитан, и до сего времени отправляется богослужение на их собственном языке» 21 . Что здесь под именем Скифов разумеются Готы, согласны все, касавшиеся этого предмета; а Томитане суть Готы так – называемой «Малой Скифии» (Добруджи), где в последние годы жизни своей пребывал епископ Улфила. О сохранении народности Крымскими Готами и в XII веке имеем свидетельство в «Слове о полку Игореве», где упоминаются готские красные девы, которые, звеня русским златом, воспевают на березе Синего моря; а в XIII патриарх Никейский Герман II, в письме к кардиналам римской церкви, указывал на Эфиопов, Сирян, Иберов, Лазов, Алан, Готов, Хазар, бесчисленные племена Руссов и Болгар, которые, не смотря на отличие по народности, соблюдают одну с Греками веру 22 . В том же веке, именно в 1253 году, минорит Рубриквис, посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану, нашел между Херсоном и Солдхией сорок укрепленных мест, жители коих были в большинстве Готы, говорившие немецким наречием. Сравнительная малочисленность Готов не может служить основанием предположению, будто уже с IX века они переродились в Греков 23 ; мы знаем, что даже те племена, у коих не было своей письменности, ни заметной общественной деятельности, сохраняли и сохраняют свою народность (например, многие славянские народы среди Немцев и Корелы в Тверской губернии);тем более это следует допустить относительно народа, имевшего Св. Писание на своем языке и жившего не среди более, цивилизованных народов, а на краю греческого мира. И тем более, опять, следует допустить это, что о живом употреблении готского языка говорят и позднейшие писатели–Иоасафат Барбаро в 1436 году, живший 16 лет в Тане (Азов) и могший приобрести достаточные сведения о насельниках Крыма, и в XVI веке, именно в 1562 году, посол императора Фердинанда, Авгерий Гизлер фон-Бусбек, который разговаривал в Константинополе с двумя Крымскими Готами и нашел в их речах много немецких слов, свойственных готскому языку 24 . Если нужно входить в Соображение о времени прекращения употребления готского языка при богослужении, то время это можно предположительно отнести только ко второй половине XV века (о чем будет речь далее), хотя следы готского разговорного языка могли оставаться и далее упомянутой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Теперь представим некоторые частнейшие черты жизни христиан под мусульманскою властию. С уничтожением всяких политических привилегий «данников» прекратилось, конечно, всякое политическое значение общинных властей христианских; на последних только лежала обязанность ответственности за исправный взнос податей и гражданского спокойствия. Некоторое политическое значение и участие в управлении осталось только за епископами; они, в силу постановлений, скрепленных волею африканского государя Ибрагима-бен-Аалби в 832 году, сделаны советниками местного правительства. «Ты очень хорошо сделал», писал Мулей эмиру палермскому, «что бумагу с постановлениями передал муфтию сицилийского народа, живущему в Палермо; ты должен обходиться с ним дружески, и когда имеешь собирать на рассуждение о делах, должен приглашать и его 16 не для того, конечно, чтобы непременно следовать его мнению, но чтоб показать ему, что ты придаешь ему большое значение. Если ты будешь поступать так, то и он будет расположен к тебе и способствовать выполнению всех твоих требований сицилийским народом. Ты должен велеть и губернаторам поступать также, для того, чтобы дела шли лучшим образом. Вообще, ты должен в этом отношении соблюдать величайшее благоразумие» 17 . В доступных нам документах действительно находим указание, что епископского совета требовали правители даже в делах уголовных. В этом отношении мы приведем образец суда над Павлом, епископом острова Мальты 18 . В августе 877 года эмир Мальты уличил этого епископа в том, что он на морском берегу тайно в большой пещере накопил много зернового хлеба для осажденных мусульманами Сиракуз, что 8-го числа того месяца отправил в Сиракузы две барки с хлебом, а 11-го три, при чем открыт стражею самый склад хлеба. Удостоверившись в справедливости доноса, эмир пригласил виновного и сказал ему: «послушай, епископ! Я всегда желал тебе добра и оказывал снисхождение к христианам; от чего-же ты не благоволишь ко мне?» Тот отвечал: «послушай, господин! Я желаю тебе добра, потому что ты поступаешь хорошо и не притесняешь нас, подобно грекам» 19 . «Послушай, злой человек!», сказал эмир, епископы должны быть отцами христиан, а ты худой отец, потому что чрез тебя все христианские жители сего острова, как и ты сам, подвергаются опасности быть посеченными на куски, по моему приказу. Но ты – не христианин; ты – хуже грека, и действуешь не в пользу греков, хотя помогаешь им и отправил в Сиракузы три барки с пшеницею и ячменем, и таким образом поддерживаешь наших врагов. Конечно, ты – злой человек и жители Мальты должны отселе называть тебя не епископом, а Павлом злым. Я не хочу сжечь тебя заживо, как бы надлежало сделать, а отправлю к величию великого эмира; он подвергнет тебя наказанию, какого ты заслуживаешь, как враг христиан и мусульман, и друг народа, враждебного Богу». – Затем эмир наложил железные оковы на одну ногу виновного и выслал его в Палермо, 20 августа того же года, с прописанием его вины 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Игум. Арсений 1 Епископ кремонский, Луитпранд писал: Nicephorus, cum omnibus ecclesiis homo sit impius, livore, quo in nos abundat, con- stantinopolitano patriarchae praecepit, ut ecclesiam Hydruntinam in archiepiscopatus honorem dilatet, nee permittat in omni Apulia et Calabria latine amplius, sed graece divina mysteria celebrari. – Rodota: Dell» origine, progresso e stato presents del rito greco in Italia, lib. 1, cap. VI, § 4. (Roma 1758). Giannone: Geschichte des Konigreichs Neapel, кн. I, (1758), стр. 467. 2 Codice diplomatico di Sicilia sotto il governo degli Arabi., в пем. переводе 1791: Geschichte der Araber in Sicilien und Sicilx – ens unter der Herrschaft der Araber. Mit Anmerk. und Zusatzen von Fh. Hausleutner. Konigsberg. 3 Каирван, построенный в 670 годах в сев. Африке, с 806 года сделался резиденцией династии Аглабидов; государи имели титул Мулея (Mulei). 4 Всех островов девять, именно: Аликури, др. Ericula; Салина, др. Дидим; Финикури др. Финикуса; Панария, др. Икесия; Василуццо, др. Ираклиев остров; Строниоли, др. Стронгил; Липари; Вулкано, др. Иера (ερ νσος,– свящ. остров); Lisca bianca, др. Ενενμος. 5 Geschichte d. Агавег, – документ под 150. В донесениях араб. военачальников о своих распоряжениях и горячей благодарности покоренных есть порядочная доля красноречивого самовосхваления; но все-таки можно заметить сущность дела. 6 Amari, Storia dei musulmani di Sicilia, vol. 2, pag. 399: «вера христ., вместе с греческим языком, сохранилась в вост. сицилии – с древнейших времен усеянной колониями греческими, а язык латинский почти исчез при мусульманах». 8 В противность известиям греческих историков, такие именно условия обнаруживаются по смыслу 15 и 16 документов, напечатанных в собрании Geschichte der Araber... Том I, стр.26 – 27. 9 Евфимий, державшийся в Кастроджиовани, скоро сам рассорился со своими союзниками, когда вздумал покорять города, непризнавшие его власти; его жестокость возбудила общую к нему ненависть; два грека убили его в 828 году, и вся немусульманская часть острова снова признала власть императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В следующие восемнадцать лет (841 – 859) с более прежнего трудом покорена была часть острова, известная под именем Val di Noto; это страна плодоноснейшая, волнистая, усеянная менее высокими горами и менее обширными равнинами, чем Val di Mazara. Подавивши общее восстание христиан 860 – 868 годов, обнимавшее и те две провивции, победители проникли и в страну Val di Demone 10 , ограниченную цепью гор аппеннинских и отрогами Этны; эта сторона весьма гориста, покрыта лесами и удобна для защиты. Тут мусульмане овладели Мессиною на севере и Сиракузами на юге (878 г.); во вообще в течение шестидесяти лет (835 – 895) африканцы не смогли сломить мужества христианского населения, собравшегося в треугольнике, которого вершина касалась окрестностей Мессины, а нижняя часть обнимала местность Катаны. Таким образом к концу 9-го века христиане сицилийские разделялись: 1) на независимых, 2) на платящих дань и 3) подданных (вассалов) и рабов мусульманских. 1. Независимые, повинуясь, более или менее, восточной империи, удерживали гражданское и церковное устройство в том виде, какой существовал и до нашествия мусульман; только с половины 9-го столетия обстоятельствами вынуждено было население греческой части острова последовать примеру общин средней Италии после нашествия лангобардов. Именно: поскольку империя была не в состоянии одна защищать своих подданных, то должна была терпеть, даже сама способствовать тому, чтобы места, крепкие своим положением или численностью жителей, защищали сами себя и управлялись сами собою, подобно итальянским общинам VII века. Это были не столько подданные, сколько союзники империи, потому что уже податей не платили. Они-то и поддерживали честь христианского имени на острове долее, чем то было в местах вне Val di Dy mone. Окончательное покорение Сицилии мусульманами относится уже ко второй половине Х-го века, когда пала Римата (Ρματα2:) в 965 году. 2. Подобное же устройство, но с меньшею силою и без всякой славы, сохраняли муниципии второго рода, т. е. согласившиеся платить мусульманам дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

государю, Мулею каирванскому 3 . Я (писал эмир) сказал муфтию, которого христиане зовут епископом, мессинскому, чтобы он на всякий остров 4 поставил по одному священнику для наставления и научения сицилийского народа в правилах их веры. Епископ сказал: «я плачу от радости о том, чего столь долгое время не позволяли греки, хотя они – христиане, как и я; а ты, человек иной веры, подумал о благе сих людей, потому что они по крайней мере не будут жить, как звери» 5 . Ясно, что греки для меньшинства населения латинского не позволяли ставить латинских священников. В эпоху вторжения мусульман, эти латиняне питали сильную ненависть к преобладающей греческой народности, и уже в 828 африканские завоеватели приглашали «сицилийцев» участвовать в славе завоевания и добыче; приглашение нашло сочувствие как в полусвободных колонах, так особенно в рабах. Они становились в ряды мусульман и большей частью принимали их веру; христианские завоеватели Сицилии, норманны, чрез два века с половиною, нашли здесь почти исключительно 6 христиан греков и архиепископа греческого (в Палермо). Прежде всего нужно обратить внимание на способы завоевания и успехи оружия мусульманского. Из земель сицилийских одни были покорены с бою, или на условиях, который гарантировали неприкосновенность лиц и имуществ; иные согласились платить дань, а другие оказывали мужественное сопротивление. Первые и вторые редко подвергались запустению: иногда там заводились мусульманские колонии, но вообще покоренные оставались на прежних местах, выдавши в залог своей верности аманатов, и находились под наблюдением гарнизонов, занимавших крепости. В города, платившие дань (tributarii), не допускались ни гарнизоны, ни колонии мусульманские. Независимые оставались в прежнем своем положении, исключая постоянной тревоги, славы, мужества и лихорадочной деятельности в защите от врагов, которые не покидали мысли о покорении всего острова. – Что же касается пути завоевателей, то они постепенно направлялись с запада к востоку. Утвердившись в Палермо, они в 841 году возобладали областью Мазарскою (Yal di Mazara), страною открытою, обильною пастбищами и способною к земледелию; здесь они основали первые свои колонии и сюда же перевели рабов, которые обрабатывали землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010