И возвратившись раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Нужно заметить, что эта притча сказана Спасителем при возлежании на вечери, обращена была конечно к самому угощавшему и наглядно уясняла, кого нужно сзывать на пир? Не славных и знаменитых, но незнаемых по причине бедности и никакого внимания неудостоиваемых, а может быть и недопускаемых к людям изнеженным, но нетерпимых по причине болезней или увечья. Ибо те, почти так говорят, кроме того что не могут извлечь пользы для души, может быть и не удостоят пойти по приглашению, но под предлогом полей или волов или новобрачной супруги отвергнуть приглашение, а эти, вместе с благодарностью от себя, до ставят тебе и великую славу у Бога. Подобно и до притчи самому позвавшему Его сказал Спаситель, по написанному: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых и блажен будешь, что они не могу те воздать тебе; ибо воздастся тебе ее воскресение праведных. Ηο поскольку не в явном только смысле нужно принимать слова божественные, а надлежит примечать и более глубокий, чтобы выискать сокровенное в них сокровище Духа, как выше каждая черта отказавшихся от вечери понята нами иносказательно, так сделаем и дальше, чтоб соблюсти последовательность в речи и соответственность. Итак, поскольку, согласно вышеуказанному смыслу, из позванных теперь одни по обилию якобы мудрости ( Рим. 1,22 ), другие из любви к богатству, а третьи из влечения к плотским удовольствиям, отказались от таинственного пира, то, говорится, разгневался устроитель пира. и как, скажи, не заслуживает гнева, и не гнева только, а и наказания, пренебрежете к небесным благам и к призывающему нас к ним, из-за наслаждения вещами скоропреходящими? И тотчас приглашение, когда отвергли его избранные между Иудеями и Еллинами, обращается к толпе, презираемой за грубость и бедность, но свободной от всякого двуличия, злонравия и самомнения; из таковых действительно взят и лик апостольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И от Него данное достойное заменение нашего пленного естества и мы называемся Его изменением. Таково непоколебимое и во всём несомненное определение и разумение благочестия! Такова великая тайна Божия домостроительства о нас: Бог весь мир наш примиряет Себе! К этому относятся и слова апостола: Бог любовь свою к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5:8 ). Кто же этот Бог, доказывающий любовь Свою к нам? Отец ли только, или Сын только, или лучше сказать несомненное – единый в Троице Бог ? Конечно, так! Итак, сей Бог к нам, отступившим от Него чрез преслушание и приложившимся к врагу Его, показал Свою любовь, по которой, когда мы были ещё грешниками, благоизволил Отец, содействовал Дух Святой, а Богочеловек, потому что это Христос, Он же и единородный Сын Отца, умер за нас. Посему тем более, говорит, будучи ныне оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим.5:9 ). Гнев есть страсть и страсть неразумная, а Божество совершенно бесстрастно, и следовательно не гневается; а между тем говорится, что Бог гневается на творящих заслуживающее гнева. Ибо говорит Давид: разгневался яростию Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим ( Пс. 105:40 ). Не на то указывает речь, что Он сам нечто такое испытал, а наведение гнева, навлекаемого на себя грешником по Божию суду, называется раздражением и гневом Господним. Что ж, не преступление ли Божией заповеди навлекло на нас гнев? не чрез преступление ли мы стали врагами Богу? – Опять спрашиваю, и опять отвечай: какого Бога сделались врагами? Кого гнев навлекли? Одного ли из трёх Лиц, или, говоря о Боге, говорим это о Трёх, по Григорию Богослову ? Конечно, о Трёх. Сию-то вражду и гнев разрушил нам Один от Троицы, по благоволению Отца и содействию Духа соделавшийся одним из нас и таким образом смертью Своею оправдавший нас и примиривший с Собою, Отцом и Духом, и обще с Ними возлюбивший нас, ещё бывших врагами, и человеколюбно предпринявший и исполнивший всё домостроительство о нас. И апостол, желая показать преизобильную ( Еф. 2:7 ) любовь к вам Божию, сказанное – тем более спасемся от гнева, подтверждает последующим: ибо, говорит, если будучи врагами мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнию Его ( Рим. 5:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И хотя нравы мои нынешние не угодны Богу, и не в сообразность с Его волею совершается течение моей жизни, напротив поведение мое далеко от цели боголюбезной и весьма противно заповедям божественным, почему и ожидаю там (в будущей жизни) не радостей, а напротив, увы, тяжких огорчений и всяких мук; но, о достойная своего имени 23 святая госпоже моя, по твоему верному дерзновению к Богу да сподоблюсь я быть причастником благости Божьей, и избавившись от угрожающих подобным мне грешникам мук и наказаний стану, хотя не по достоинству, участником обетованного блаженства. Потому что твоему ходатайству и дерзновению пред Богом не невозможно и это, как я убежден, имея ручательство в непрестанно теперь источаемых притекающим к тебе исцелениям в Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцом и св. Духом подобает всякая слава во веки веков, аминь. Его же беседа на начало Евангелия от Матфея Когда царь имеет прибыть с свой город, то ему предшествуют телохранители, приготовляющие дорогу для входа ему; и когда небесный Царь чрез Свое по плоти рождение является к своим ( Ин. 1:11 ), лик отцов, как некие телохранители, предшествует и предваряет, означая в близком будущем пришествие Его. И в старину предшествовали Его вступлению в настоящую жизнь каждый в свое время и указывали Его к нам пришествие, одни – делами, а другие – словами. И теперь своею памятью предваряют светлый праздник рождества Его, становясь как бы предвестниками и громкими проповедниками сего торжества. А во что надлежит каждому облечь свою душу, пусть научит нас мудрый Павел, когда говорит так: облекитесь как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как и Христос простил вам, так и вы. Более же всего (облекитесь) в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:12–14 ). Потому что так себя украсивши, мы покажемся небесному Царю так сказать приятными и угодными, и станем участниками пира на духовном Его пире, и сами возлежа ( Мф. 8, 11 ) с праведниками, от начала века Ему угодившими добродетельной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Ибо говорит: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог ( Мф.19:17 )? Слово их гнило ( Еф.4:29 ) весьма, и обнаруживает в себе низость их. Надлежало бы им, если бы только они свободны были от злобы, понять, что не потому сказал это, что не признавал Себя благим. Как это мог сделать Тот, Который назвал благим и человека, и дерево? Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе ( Мф.12:35 ), новое и старое ( Мф.13:52 ). И: не может дерево доброе приносить плоды худые ( Мф.7:18 ). Итак, не отрицает, что Он благ, но обличает лицемерие того человека и открывает его лукавство, с которым делал вопрос. Как бы так 12 сказал: Как называешь благим Того, Которого считаешь простым человеком? Как называешь добрым Меня, Которого изловить словами пришёл? Для чего льстишь Тому, Которого считаешь противником Моисею? Почему не явно начинаешь войну, но строишь ловушку из лести? «Никто не благ, как только один Бог». Итак, если называешь меня добрым, то веруй и тому, что Я – Бог: а если считаешь меня простым человеком, которого можешь обольстить словами твоими, то не называй добрым. Вот с какой целью сказал Господь: никто не благ, как только один Бог! Но тут и иное подлежит рассмотрению. Ибо, если только один Бог благ, как Писание называет отрока Самуила благим ( 1Цар.2:26 ), и Саула, сына Кисова, мужем благим ( 1Цар.9:2 )? А Елкана, утешая супругу свою Анну в её бесчадии, не говорит ли: разве я для тебя не лучше (οκ γαϑς σοι) десяти сыновей ( 1Цар.1:8 )? И в псалме: благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих ( Пс.124:4 ). Но Евангелие говорит о благости в собственном смысле (τν κυρως γαϑτητα λγει), которая есть в одном Боге. Ибо сколько ни есть других 13 существ благих, все они суть участники добра по благодати, как участники и святости, и правды, и других благ, в коих участвует каждое из существ, насколько способна природа приемлющего. Итак, «никто не благ, как только один Бог». А если позволительно к слову приложить и некую сладкую приправу для находящих удовольствие в таких вещах, то есть и нечто общее между словами Θες (Бог) и αγαϑς (благий).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Но не мы к Нему, а Он сам снизошёл к нам и принял наше естество не в дар, повод к примирению, а чтобы посредством плоти явно с нами беседовать ( Ин. 14:19 ), так как мы не могли видеть Невидимого. И спас нас не за дар этот, но Сам от Себя по собственной благости и человеколюбию, как по естеству благий, милосердый и многомилостивый, по многой Своей милости спас нас, освятивши и примиривши с Собою, Отцом и Духом наше грехом пленённое и отступившее от Него естество чрез единение с Ним или восприятие Его. А таким образом даровал нам и всыновление, а чрез него даровал и Духа Своего, которым взываем: Авва, Отче! ( Рим. 8:15 ), и для сего-то Он сделался причастным плоти и крови ( Евр. 2:14 ), не погнушавшись называть нас братьями ( Евр. 2:11 ). Но и ни прежде Сам примирился с нами, а уже впоследствии исходатайствовал нам примирение посредством принесения собственной крови, потому что как же говорил прежде страдания и смерти: никто не приходит ко Мне, если не привлечет его Отец ( Ин. 6:44 )? Ещё не примирившись, как бы Он привлекал к примирившемуся уже? Не ясно ли, что нет промежутка ( χρ νος μσος) как между бытием Отца и Сына и Св. Духа, так и действованием и благоизволением? Посему и об Отце говорится, что Он влечёт приходящих к Сыну, и о Сыне, что Он путеводствует к Отцу, потому что и об этом говорит: никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня ( Ин. 14:6 ). Путеводствует же к Обоим и Дух Святой, потому что и Он – свет ( Еф. 5:8–9 ), а лучше сказать каждый из Трёх – свет, а без света нельзя ходить не заблуждаясь. Ходящий во тьме, говорит Спаситель, не знает куда идет ( Ин. 12:35 ); и пророк Дух Твой благий наставить Меня ( Пс. 142:10 ), и во свете Твоем узрим свет ( Пс. 35:10 ). Следовательно, Троица едина ( περηνωμνη) и неразлучна, вместе и есть, и хочет, и действует, вместе и освящает, и примиряется. И потому не должно допускать ни двух освящений, ни двух примирений Единой Троицы, или удвояющий каждое из них пускай допустит и третье. Да, скажет, пожалуй 39 , есть и третье; это – сошествие Духа после домостроительства Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Павла, что всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощию; и посему он должен как за народ, так и за себя приносить (жертвы) о грехах – Евр. 5:1–3 . То, что говорит вдохновенный Павел о многих избираемых из людей архиереях, не менее прилично говорить и о наших, как и о бывших в законе древнем. Посему и всем священнотаинникам в молитвах вменяются и слова о них самих. И тогда как их много и различаются они между собою как временем и местом, так и числом и другими признаками, всех их апостол включает в понятие одного архиерея, великого, прошедшего небеса. Здесь многие приносят, иной в одном месте, тот в другом, таким же образом и приношений много; а на небе за нас всех являющий Себя лицу Божию, а лучше – самого Себя Себе являющий (потому что Он и лицо Божие, и образ ипостаси Отчей), есть один первосвященник, сам Христос, Который однажды принесши одну за грехи жертву ( Евр. 9:26 ), всесвятое тело Свое, навсегда воссел одесную Бога ( Евр.10:12 ). А и десница Божия есть Он сам, потому что под десницею Божией не должно разуметь места. Воссел, то есть воспринятое от нас естество сделал общником божественного царства, одесную Бога, то есть с Сыном и Словом, с которым оно соединено ипостасно, одним сим приношением навсегда делая совершенными здесь живущих многих ( Евр. 9:28 ), освящаемых ( Евр.10:14 ) чрез приношения чувственные ( πρς ασθησιν), часто и во многих местах совершаемые, при всех всюду невидимо присутствуя, многих объединяя и возводя к Себе общением единого Своего хлеба и пития, претворяемых ( μεταστοιχειουμνον) действием вседетеля Духа в пресвятое Его тело и честную кровь. И пояснивши это, тотчас прибавляет: итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою, и имея великого священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр. 10:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

по-гречески в Bibliotheca veterum patrum, t. II. Paris 1642, в одном лат. переводе – в 23 томе Maximae Bibliothecae patrum, Lugundi 1677). Начало: «Таинственное сие и бескровное жертвоприношение, в коем освящённые хлеб и вино прелагаются, как веруем, в тело и кровь Господню, от кого, скажи, получило начало! Не от Самого ли Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, как учат нас священные Евангелия? В каких же словах передаётся это? Сие творите, говорит, в Мое воспоминание. И блаженный Павел: ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. Каким образом и чином (обрядом)? Тому научены от Самого Спасителя. Ибо взявши хлеб и благодарив, преломил и дал ученикам, и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас ломится и предается. Подобно и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11 ), – а это то же, что говорится и у св. Матфея сие есть Кровь Моя нового завета, которая за вас проливается ( Мф. 26 , сн. Мк. 14 , Лк. 22 ). Какое ж намерение, какая цель сего предания (преданного нам жертвоприношения)? Не что иное, как приобщение Христу и вечная жизнь приобщающихся во Христе. Ибо говорит: кто ест хлеб сей, будет жить во век, и: хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )»... Затем, приведши ещё несколько мест из Писания и указавши причину совершения нами евхаристии, то есть заповедь Христову и воспоминание великого благодеяния Божия, и далее – следствия приобщения, что мы соделываемся телом Христовым, старается выяснить, что в таинстве евхаристии под видами хлеба и вина, растворённого водою, действительно предлагаются истинное тело и истинная кровь Христовы, и употребляет выражения прелагаться ( μεταβλλεσθαι) и преложение. Он подтверждает это словами Евангелий и первого послания к Коринфянам, также чином литургии, преданным апостолами, делая при этом выписку из литургии, записанной Климентом Римским , а равно и творческим чудодейственным всемогуществом Божиим и целым рядом таинственных и чудесных явлений в земной жизни Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Потому что: если кто сочтёт числа по буквам 14 , то найдёт в обоих равенство суммы – двести восемьдесят четыре. Впрочем, это, может быть, больше питает любопытство, чем идёт к делу». В беседе на праздник св. апостолов Петра и Павла: Ты Христос, Сын Бога живого ( Мф.16:16 ). Как это речение постыждает Нестория, поклонника человека (νϑρωηολτρην), его нечистый, насмешливый и богохульный язык, направленный против благочестия! Как же сокрушает оно зубы ( Пс.3:9 ) и ереси Армян? И как поражает многоглавую гидру 15 , ересь Акефалов? Потому что догматы Акефалов и Нестория, оба противны Богу, хотя противны и друг другу, и, выражаясь богословским 16 языком, в противоположном смысле худы и одинаково нечестивы. Ибо Несторий одного Христа разделил на двух – на Сына Божия и Сына Марии: армяне ж два естества Христовы сливают в одно. Но богословие Петра обличило то и другое, преподавая ясное учение, что один и тот же есть и Сын Божий, и Сын человеческий. Ибо, тогда как есть много христов (помазанников), много сынов и много богов, а истинный и по природе только один, то не сказал: Σ ε Χριςς, но Χριςς; ни Υς, но Υς; ни Θεο, но το Θεο το ζντος. Приложивши ко всем словам члены 17 , он выразительнейшим образом означил превосходство блаженной сущности и единственной в своём роде природы» (μονοειδος φσεως). В двух местах упоминает об Оригене и его мнении о временных муках грешников. В 22-й беседе: «Словами Спасителя или какой выкуп даст человек за душу свою? опровергается оное измышленное Оригеном восстановление в прежнее состояние. Сим ясно внушает Господь, что нет места временному наказанию, чтобы чрез него спасались души. Да и потеря души означает вечную потерю её и нескончаемость наказания: ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца своего» ( Мк.8:35–38 ). И в беседе на притчу о талантах (Мф.18): «сказанное отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф.18:34) не означает времени, по баснословному восстановлению Оригенову, а беспредельность и вечность мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Почему? Не потому, что Я предузнал сие и предсказал; а потому, что они не хотят слушать Меня, потому, что у всего дома Израилева крепкий лоб и жестокое сердце ( Иез. 3:7 ), так что причина всего этого – собственное произволение, а не Божие предведение. Оно и предузнано Богом, для него положен и утверждён божественный предел (ограничения Богом). И следовательно, хотя есть предел, Бог оказывается неповинным ни в одном из зол». На представляющееся за сим возражение, что «таким образом Бог не есть причина и благ, зависящих от произволения», отвечает: «Для чего ж причину зол относить к свободной воле, а благ к Богу, а не и к ней? Не следует исключать свободной воли из причин добра. Потому что не невольно кто-нибудь и не по принуждению действует, но движимый самовластною свободою, по которой равно может направляться и на добро, и на зло. И если избрал добро, то тогда же и Бога имеет споспешником; а если зло, то способника находит в первом изобретателе зла. Только, чтобы содействовать злу, противник, не имея власти и над свиньями, если ему не будет попущено (сн. Мф. 8 ), имеет нужду в поводе от нас: потому что, хотя бы и весьма сильно лукавым внушением предлагал грешить, когда отталкивается, пребывает недейственным ( Иак. 4:7 ), как не получивший согласия ( συγκατθεσιν) от свободной воли. А Бог и Сам есть виновник этого у нас свободного движения к добру и даст первые позывы ( φορμς) к тому. Ибо »никто не приходит ко Мне, – говорит Спаситель, – если не Отец Мой привлечет его» ( Ин. 6:44 ). Сторонник «беспредельности» утверждал, что судьба людей и скотов одна, что, следовательно, свободы у первых нет, и ссылался на сказанное Экклезиастом: как те умирают, так и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом; все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах ( Еккл. 3:19–20 ). Николай отвечает: «действительно так сказано, я не противоречу, но прошу вникнуть в сказанное, прочесть его в связи и не думать, будто в каком-нибудь отрывочном месте заключается целостная мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Так и Иудеи отбились от родства с ним, потому что плотское свойство не могло соединять тех коих разделила жизнь. И послушай, что говорит к ним Христос: если б вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы ( Ин.8:39 ). Не ясно ли поэтому отлучает их от свойства с Авраамом? Потому что как злоба отделяете от общения со святыми, так несомненно и с дьяволом связывает и сынами его делаете, хотя по природе они весьма далеки друг от друга. И смотри, что говорит далее: вы делаете дела отца вашего (ст. 41). И немного далее утверждает это яснее, говоря: ваш отец дьявол , и вы хотите исполнять похоти отца вашего (ст. 44). Смотри, как превозмогает свойство по образу жизни, когда и между весьма разделенными природою вводит ближайшее родство. Убоимся ж при мысли, к кому прилепляемся и кому сынами становимся чрез жизнь греховную? Зложелателю, отступнику, мерзкому, существу враждебнейшему, возмутителю против Бога и наветнику, непотребнейшему и злодею, и тому, коему преимущественно уготован оный геенский огонь ( Мф.25:41 ). Скажи мне, если бы кто назвал тебя сыном дьявола, стерпел ли бы оскорбление? Не счел ли бы такое наименование горшим смерти? Смотри же, как бы самими делами незаметно не подвергся тому, о чем даже слышать не хочешь, и от простого наименования не приключится тебе никакого вреда; а когда прозвище подходит к тебе по самому образу жизни, хотя бы ты и не назывался так, подумай, сколь великий и тяжкий последует вред! Прежде всего, совершенное отчуждение от Бога и неимение никакого общения с Первым Благом ( Мф. 19:17 ). Иначе, скажи, для чего считаем дьявола таким нечистым, гнусным и отвратительным? Не потому ли, что совсем отрекся и отпал от Бога, и ничего общего с Ним не имеете? Этому же подвергаются и согласующиеся с нравом его. иначе, скажи, почему и сынами дьявола называет их Христос? Потом, что подвергнутся тому же с ним осуждению, и как уподобились ему нравами своими, так и одинаковое с ним понесут наказание. И слушай, что Праведный Судья говорите к находящимся по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010