Различного рода ереси появляются в южной Аравии, как и в северной, очень рано; несторианизм так хорошо был известен здесь, что жидовствующий царь Дунаан говорил Арефе: «что это за несмысленность веровать в распятого Бога? разве Бог , не имеющий тела, может чувствовать удары? или может умирать бессмертный? Нет ли и между вами людей, которые, последуя Несторию, считают Христа не Богом, а пророком?» А плевелы мопофизитизма легко могли быть занесены и некоторыми из клира, приходившего из Александрии – этой родины монофизитов, которая и породила, и возрастила это заблуждение. И не монофизитизм только или несторианизм, а и другие ереси, гонимые в империи властью или общественным мнением, находили приют в стране, которая, под верховною властью одного государя, заключала в себе множество общин, пользовавшихся самоуправлением, и несколько вер, из коих только иудейство делало (и то в позднейшее время, и не надолго) попытки насилием, огнем и мечом, достигнуть преобладания; в Аравии до самого Магомета уживались самые разнообразные верования. Потому в страну Гомеритов, по отзыву яковитских писателей, проникла еще и ересь мелхиседекиан – отродие древнего гностицизма, утверждавшее, между прочим, что Мелхиседек был Христос, и что, значит, Христос не раз являлся на земле в образе человека. Туда же стекались и докеты из секты Юлиана галикарнасского и Каияна, выродившейся из монофизитизма в 530-х годах. Это – еретики, которые думали, что Христос не имел истинной человеческой природы и, значит, явление Его на землю было призрачное (фантастическое). – Весьма естественно, все эти ереси на свободе распространялись между христианами гомеритскими, которые по недавности обращения и не высокой степени просвещения не умели и не могли различать истину от лжи; и как все ереси ратовали преимущественно против Православия, от коего отторглись и которое ненавидели уже из-эа православного греческого правительства, преследовавшего их, то неудивительно, что между христианами возникло охлаждение к нему, произошли несогласия, разделения и споры – и наконец проявилось новое заблуждение, то есть: не получая ни откуда епископов, пресвитеры, в противность всяким церковным правилам, собравшись, возлагали на главу одного из среды себя Евангелие и таким образом поставляли его в епископа себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

К таковым и справедливо отнести оное „не могу“, по причине трудности освобождения от плотских страстей тем, для коих зло стало состоянием и качеством. А люди бедные и несклонные к мирскому тщеславию, иногда увечные и потемненные в зрении, небольшого или и никакого внимания неудостоиваемые от гордящихся славою и богатством, меньше заботы прилагая к вещам житейским и легче побеждая плотские стремления, имея великою пособницею и бедность, безотлагательно приступаюсь и к делам, приличным покаянию, и к священным и божественным Тайнам. И хотя таковые людям величающимся богатством и могуществом кажутся маловажными и нестоящими внимания, но Кто обращает внимание на сокровенного в сердце человека ( 1Петр.3:4 ), Тот не соглашается с их приговором ( 1Цар.16:7 ). Но как ты найдя большой речной кругляк камень и самую малую жемчужину, из-за величины не предпочтешь камня жемчужине, так, представляй, и у Бога превозмогающие богатством и славою мирскою считаются как бы некими речными камнями, неимеющими достоинства по доброте, предметом, не стоящим никакого внимания, а люди незаметные и незнатные, если живут добродетельно, о сколько превосходнее заметных и весьма громких, у Видящего сокровенное считаясь не иным чем, а только жемчужинами, не смотря на то, что имеют такой смиренный вид. Под вечерею можно разуметь также высокие и божественные мысли священного писания и непреложные боговдохновенные догматы благочестия. Вечеря есть и житие добродетельное, в молитвах радостное пребывание, озарение Святого Духа в очистивших своего внутреннего человека, воздаяния за добродетель, не в будущем только веке (Мф.16:27), но и в настоящем, дарованиями пророчеств и знамений, которые служат залогами будущих наград святым, но люди, купившие поле, то есть привязанные к внешней и наружной мудрости, презирают это, как нечто неосновательное и бессмысленное, и посему стремящихся к тому без внешних наук порицают, как людей, трудящихся попусту и напрасно. Таковы все сборище зломысленных Акиндинитов и весь их богопротивный сонм.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

и из того, что видели и слышали, не могли своими затемненными очами усмотреть в видимом теле (обитающее) Божество. Так и ныне, после исцеления в Капернауме раба сотникова, уже находившегося при последнем издыхании, Он шествует и в этот город, потому что не оставался надолго в знатных городах. И это, частью избегая порыва суетной славы, так как и избрал Он, по апостолу, немудрое мира и немощное и уничиженное, чтобы посрамить мудрых и сильное, и незнатное и ничего незначущее ( 1Кор.1:27,88 ), чтобы легко упразднить всякое превозношение самомнения. А частно и по причине неверия их, так как люди, уживающиеся с бедностью и непритязательные, склонные к вере и добродетели, чем надмевающиеся мудростью и богатством и иным роскошеством житейским, потому что любовь к суетности не попускает таковым поучаться полезному, ни уступать другому преимуществ в славе мудрости или иной значимости в мире. Иначе, что побудило архиереев, фарисеев и книжников поднять на него пяту ( Ин.13:18 ), так что довели Его и до крестной смерти, как не гордость и стремление к суетной славе, кои плененного ими заставляют упрямиться, совсем отвергать полезное, страдать совершено произвольным и непринужденным отвращением к хорошему, чтоб не оказаться ниже превосходящего славою? – Итак, уклоняясь ненависти сих людей до наступления времени своего страдания и посещая незначительные города, Спаситель направлялся и в город Наин, намереваясь и здесь сеять семена слова своего, возделать ниву веры там, если в нем найдется земля тучная и плодородная в лице кого-нибудь, и если кто имеет борозды души глубокие и хорошо вспаханные, сорвать оттуда многоплодный ( Мф.13:8 ) колос добродетели. И прибывши мимоходом возвращает жизнь умершему, не нарочно для того именно решивши придти, прежде чем, подобно хорошему детскому воспитанию, приобучит видящих от меньших чудес, как бы каких предварительных наук, к восприятию больших; а все таковые превосходит воскрешение умерших. Многие и великие горести тут приключились женщине в одно и тоже время, потому что умерший был не сыном только, а и единственным, и не это только, но и вдовою была родительница его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И сия мужественная и неустрашимая душа, и во всем ином, и в этом показала свое превосходство и неодолимость, по примеру весьма немногих других сохранивши невозмутимость среди моря. Доставшиеся ей из родины наследственные деньги, исключая немногого количества, истощивши на бедных, вдов, сирот и нищих, остальное определила употребить на сооружение священного и божественного храма, и посвятить его Христу, Спасителю нашему, чтобы почтить его великим сим именем, еще прежде сама себя непритворно посвятивши Ему и соделавшись храмом одушевленным и угодною обителью, или лучше сказать добровольною жертвою и приношением, достойным небесного жертвенника. Храм и воздвигнут был, в продолжение не многого времени, её великим усердием и непрерывным попечением, и воздвигнут очень приглядный, привлекательный и изящный как по художественности строения, так и по пожертвованным для храма святым и божественным иконам и по живописи на стенах, представляя и разнообразную красоту своей деревянной кровли. Но вот что едва не опустил я, увлекшись благоукрашением храма. Святая начала постройку храма, явились и зодчие, которым поручено было совершение этого дела. Когда же приступили к копанию земли для заложения фундамента, случилось и здесь то, что, как знаем, приключилось с божественным и великим отцом Антонием. Ибо, говорится, когда он шел некогда в глубочайшую пустыню, явился ему призрак блюда, сделанного из серебра, лежащего на пути; боговдохновенный муж познал, что это – искушение от лукавого и пренебрег им, а видимый тот призрак обратился в дым и исчез. Еще немного пройдя, видит лежащую на земле кучу, не навождение демонское подобно блюду, а вещь действительную и бывшую тем, чем казалась, то есть золотом 10 . Может быть Бог хотел показать совершенное пренебрежете подвижника к таким вещам, и что даже и настоящее золото не служило ему препятствием в прекрасном стремлении. Подобное же нечто, говорят, произошло и с святою Матроною, когда копали уступы для фундамента храму. Потому что там нашелся закопанный клад и золото в монетах в большом количестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Но вспомнивши о ее доблестях, превышающих природу, и совершенных ею подвигах вышечеловеческих, я боюсь и страшусь, не оказалось бы мое слово далеко не равняющимся с делами ее. Потому что для этого требовалось бы другого языка и силы речи, которая, чрез обилие добродетели распаляясь огнем Утешителя, могла бы представить это в надлежащем виде. А мне, имеющему нечистую жизнь и язык, и шествующему путем, весьма уклоняющимся от ее подвигов и вышеестественных трудов, боюсь, не сказали бы того: „о человек, не пытайся приблизиться к недостижимому»; или, что превосходнее сего: вовсе непозволительно нечистому касаться чистого» 13 . Но поскольку я уже решился на это, то попытаюсь, сколько то для меня возможно, проникнуть к оным совершенствам, умоляя вас, о други, не порицать и не осмеивать, если наше слово опустить что важное, а принять и довольствоваться внесенным (в речь), как и есть, относя это к силе произносящего, обращая внимание не столько на пропуск нужного, сколько на наше усердие. Ибо кто выразит ее не пристрастие к веществу, ее совершенную нестяжательность? Не заботилась она о приобретении серебра, не хлопотала нисколько о многоценных одеждах, ни об изысканной трапезе, чем улещается не насытимый зверь – чрево 14 ; не знала того, что услаждаешь гортань, пристрастие к чему обыкновенно приятно подобным мне сластолюбцам и лакомкам. Но хлеб служил ей для необходимого питания, и то вечером и без жадности, притоми же употребляемый гораздо менее надлежащего. Питьем же была для ней вода, в таком количестве, чтобы совершенными сухоядением не в конец истощалась естественная и необходимая для поддержания тела влажность. И сну предавалась столько, сколько и природа уступала (повиновалась) своим необходимым законам; так как пользование сном сохраняет их у ней, а совершенное лишение производить разрушение. Приправою же и услаждением питья и деннонощным успокоением было непрестанное псалмопение, постоянная молитва , потоки слез из очей неудержимо проливающиеся, всенощное стояние, восхищение ума к Богу и высота созерцаний, наслаждение божественными видениями и богоявлениями 15 , которое обещано чистым сердцем ( Мф.5:8 . Ин.14:28 ), и которое есть залог будущей светлости ( Еф.1:14–18 ). О блаженные души, которые по чистоте обильно наслаждаются сим плодом! свойственна ей была и скромность в рассуждении, и смиренномудрие 16 было лучшим из ее украшений. Ибо знала она, что ничто так не опорочивает и не делает бесполезными подвижнических трудов, как самолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Он произвел ее на свет и посвятил Богу, как некий священный и честный начаток ( Лев.28:10 . Иак.1:18 ), а От Него принял ее воистину в величайшее украшение себе, преславный дар, крепчайшее ограждение, непоколебимую опору, надежнейшую стражу, приятнейшее утешение, священнейшее богатство, одушевленное изображение, безопасную сокровищницу, врачевство неисцельных страстей, прогонительницу болезней, отгнание демонов, отражеше врагов видимых. Ее желаем восхвалить, но не можем по достоинству. Как бы достойно превознес язык человеческий ту, которой жизнь превзошла человеческую природу? Ибо, когда двух вещей нужно к достойному прославлению угодников Божиих, изволения сначала и приемов словесного искусства, и одно есть у нас, а другого нет, то это не было б исполнено достойным образом; тем более, когда и в обоих отношениях равно замечается недостаток, не была б достигнута цель. Но чтобы и с обеих сторон не уклониться нам от долга под предлогом невозможности сделать достойным образом и откладывания до возможности, так что и по этой и по той причине превосходный предмет оставался бы для нас недоступным и несообщимым, мы, не взирая на скудость своего слова, приступим к нему по силе, то имя в виду, что скудость не произвольна. Потому что кто не согласится, что не во всем присуща ему возможность? И никто не станет обвинять меня из-за этого, потому что никакого бесчестия нет в том, что кто-нибудь невольно имеет недостаток в чем-либо. А отсрочка – наше дело. И невозможно, чтобы с этой стороны мы оказались невиновными. А лучше, если сказать правду, не столько от нашей скудости зависит эта безуспешность восхвалить достойным образом, сколько от превосходства похваляемых за добродетель, которая, по сказанному нами, представляясь вышечеловеческою, требует и похвал, выше исходящих от человеческого языка. Такова воистину и ныне прославляемая. Если бы мы вздумали восхвалять ее по отчизне и роду, то показалось бы, что судим 2 о человеке по тени, чтоб не сказать, поступаем в прямое противоречие воле прославляемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Да и женщина оная, страдавшая кровотечением ( Мф.9:20 , Мар.5:25 , Лук.8:43 ), прикоснувшаяся не к какому либо пречистому Его члену, а к краю одежды, исцелилась от кровотечения, по благодатной силе, исшедшей не от одежд, а от всесвятой оной плоти, которой оне служили покровом, почему и оне иногда бывали участницами святыни, – и той женщине достаточно было одной веры и одного прикосновения к одежде, чтобы от того получить благодатный дар исцеления. Другие между тем, прикасавшиеся не только к одеждам, а иногда и к самой святой плоти, никакой пользы от того не получили, потому что не по вере, а как к обыкновенной плоти прикасались. И огонь имеет свойство освещать, но здравый глаз, а если у кого повреждено зрение, то и солнечные лучи, и оне, даже в самый полдень, нисколько не приносят ему пользы. Так у и нас, тогда как одни по чистосердечной вере получают просимое и от священных икон и от простого иногда призывания святых, другие, не имея веры, даже и приходя к священным гробницам их, нисколько от того не получают помощи. Ясное же доказательство Его силы и власти в том, что Он воскресил умершего не молитвою и призыванием Бога, а собственным Своим повелением, потому что и Илия воскресил мертвого ( 3Цар.17:21 ), воскресил и Елисей ( 4Цар. 4, 33 ), но после того, как оба принесли Богу продолжительную и усердную мольбу о том. Христос же мой, выставляя Себя тем самым, Который чрез них тогда оживил умерших, единым повелением по власти Своей и другие чудеса совершает и возвращает жизнь умершему, – и не сему только, но и дочери Иаира ( Мар.5:41 ); и что еще больше, и самому Лазарю, который четыре дня лежал по смерти во гробе, начал разлагаться и смердеть ( Ин.11:89 ); а вместе и показывая, что Он сам Своею силою и властью изначала и от века усопших воскресит в пакибытии ( Мф.19:28 ). Итак, прикосновение животворной руки и Божественное то повеление тотчас подали жизнь лежащему; а он, поднявшись, стал говорить. Хотя в припадках великих болезней и видим, что речь прекращается и самое владычественное (ум) повреждается, так что едва течением времени и некоторыми приемами и искусством окружающих больному возвращаются чувствительность и способность говорить, но этот силою Повелевавшего оттрясши не только мертвенность, а и всякое иное повреждение природы, оказался вместе и живым, и чувствующим, и говорящим, что было действительными признаками возвращения к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И тогда как многие, чтоб не сказать все, и из воспитанных с детства в божественных словах мужей бывают (о, если бы не было сего!) добычею его лукавства, женщина, воспитанная в простоте и не посвященная в знание Божественных писаний, еще с отроческого возраста, не родителями на то посвященная, не священниками наученная, ни другим кем убежденная девство предпочесть брачному сожитию и небрежное разленение заменить суровостью и много трудностью ангелоподобного жительствования (потому что кто ж бы уверен был, что ты в столь нежном возрасте изберешь это, чтобы и говорить об этом тебе, и не думал бить воздух или пускать стрелу в небо?) так, подобно Ною, Аврааму и Иову, преодолела мудрого на зло (см. Рим. 1:80, 16, 19 ) и для других совсем почти непобедимого, и что они в зрелом возрасте, ты совершила в столь нежном и возрасте и теле. И не прельстила тебя приманка греха; не тронуло тебя удовольствие плоти; не уловила тебя пристрастная любовь; не одолела тебя роскошь; не увлекла тебя красота; не пленили красивые головные уборы и расшитые золотом накидки, и сверкающие камни, и вся подобная мелочь, которою восхищаются девицы. Но все такое считая приличным мелким подлинно душам и недостойным вышней светлости, ты подобно голубю крылами подвижничества возмогла избавиться от сетей сатанинских ( Пс. 128:7 ) и возлететь ко Христу, ищущему твоей чистоты. Нисколько ты не заботилась о внешней красоте, а прилагала все старание к приобретению внутренней; так что и у тебя, по выражению псаломскому ( Пс. 44:14 ), сияла внутри вся слава добродетели, которою ты привлекла на себя призрение и благоволение Царя Вышнего. ...Ради приятности чистоты уклонившись избегают некоторым образом произвольного тления, не касаясь плода преслушания и становясь выше поражения вкушением, и избегают оного праматернего осуждения, оставаясь свободными от скорби в раждании (см. Быт. 8:16 ). И тогда как не подражали первой оной Еве, уподобились нашей Еве 4 а лучше сказать – жизни (см. Быт. 8, 20 ), и жизни воистину, которая не испытавши брачного удовольствия в самом рождении чудным образом избежала материнских болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И прежде вкушения смерти ( Мф.16:28 ) за грех ( Рим.5:12 ), еще весьма юная возрастом, еще нося неувянувший цвет девства, прежде чем испытать житейские неприятности, прежде чем ороситься грехами, она замышляет бегство и переселяется из отечественной земли, и оставляет всякую привязанность вместе с родом своим. И примечай смысленность её, и как разумно совершила уход. Ибо прекрасно обсудивши сама с собою, каково есть удаление телесное и каково душевное, и взявши во внимание, сколько превосходнее первого второе, избирает второе, и переселяется из мест родных, но не совсем удаляется из отечественной страны. Оставивши родной городок, она приходит в самый город 7 , и его ставит пределом своего бегства и перехода. И некое местечко, в красивой местности города находящееся, избравши себе в пребывание до смерти, там устрояет жилище. И проводила жизнь как иноязычная между людьми другого языка, не со многими беседуя и пребывая в уединении, самыми делами показывая, что отшельничество отличается не столько удалением телесным, сколько душевным расположением. Ибо, когда кто, и живя в многолюдстве, не сносится с ним, и не мыслит и не поступает по примеру толпы, но и укрывается подолгу, и живет скромно и умеренно, взирая только на себя и помышляя о Боге, и совсем не обращая внимания на любезное многим и вожделенное, такой не выше ли отшельников по телу? Если кто отходит телом и уединяется, а умом обходит города и в душе возвращается к тамошней суетливости, то не сочтем ли такого худшим и живущих среди мира? Разумно имея это в виду, и она считала долгом не телом уединяться, а расположением души. Ибо монашество, как выразился великий богослов Григорий 8 , отмечается больше благонравием, чем телесным удалением от мира. Почему и великий Давид был и деятельнейшим, и самым уединенным человеком, если в подтверждение нашего слова сильно и несомненно сказанное им: я один, пока 9 не умру ( Пс.140:10 ). A сие, конечно, свойственно душам великим и возвышенным. И не все вмещают слово сие ( Мф.19:11 ), как говорит Господь о девственниках; и не всем возможно среди моря волнений мирских сохранять мысль в тишине и не обуреваться по душе попеременными волнами житейскими, когда и уклонившиеся от общих смут с трудом могут представлять Богу ум чистый и несмешанный с обычным кружением и житейским непостоянством.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Потому что, если бы ей свойственно было любочестие с этой стороны, имели бы смысл разглагольствие об этом и остановка на таких вещах, и у нас отсюда был бы не бедный материал для похвал, так как отчизна предлагает нам многие удобства к сему. Ибо кто не знает выгод нашего города, как он хорошо расположен и красив, как достаточно велик, каким умеренным растворением воздуха пользуется, так что тела не терпят ни от жара, ни от холода; как превосходна у него гавань и весьма удобна для пристанища входящих в нее отовсюду; какую плодоносную имеет землю по силе производства для потребностей жизни и приспособления для произведений её, красуется роскошными садами, цветущими лугами и рощами, обилующими множеством растительности, и весь орошается потоками, изобильно доставляющими приятную и вкусную для питья воду? А что еще больше служит к похвале, весь остров славится гражданами богобоязненными, добрыми в обращении, понимающими что нужно делать и весьма рассудительными. И род, – и тот не меньше (дает повод) к любочестию. Потому что родители её были знатны и по богатству ни в чем не уступали тем, которые избыточествовали имуществом, а при этом и нравов хороших были, и с внешним благородством соединяли великое благородство душевное, если от плода, по слову Владыки, надлежащим образом познается дерево ( Мф.7:16,20 ). Поскольку же этим, как и всем миром, преподобная пренебрегла и во всю жизнь заботилась только о внутреннем украшении души, то не явное ли невежество останавливаться на этом и пытаться украшать ее тем, с чем навсегда распрощавшись, она предоставила то миролюбцам? А еще больше, если нужно сказать истину, не ее следовало бы ублажать по отчизне или роду; на самом деле она была для них и почестью и похвалением. Потому что город, посвя тивший Богу ее, так угодившую, не столько превозвышается и величается другими благами, какими богат, сколько ею; и род, и самый произведший ее городок, доселе знатны и пользуются известностью бессомнения не по иному чему, а как получившие известность, и весьма почетную, от того, что были корнем её, – подобно как и чрез Самуила (прославился) Армафем ( 1Цар. 1:1. 9, 5 ), и чрез Илию – Фезва ( 3Цар. 17 ), и, от рабов взойду к самому общему Владыке, чрез Христа самого Вифлеем ( Мф.2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010