Скачать epub pdf Слово в неделю пятнадцатую по Пятьдесятнице В ся вам любовию да бывают ( 1Кор. 16:14 ). Любовь в нас есть врожденное чувство; желание быть любимыми и взаимно любить возникает в нас, можно сказать, независимо от нас самих. Но эдемское грехопадение, произведши расстройство во всех силах и способностях наших, во всех чувствах и желаниях, расстроило, в свою чреду, и сие благородное чувство, и сие возвышенное желание; а от того сие чувство и желание, получив превратное направление, соделалось причиною более скорбей и бедствий, нежели источником блаженства, для коего оно предназначено. Посему, для отвращения сих скорбей и бедствий и для открытия пути к искомому блаженству, мы намерены объяснить ныне, какова должна быть любовь к ближним нашим. Мы должны любить ближних наших в Боге, для Бога и подобно Богу; любить в Боге так, чтобы Бог был началом любви нашей; любить для Бога так, чтобы Бог был побуждением любви нашей; любить подобно Богу так, чтобы Бог был образцом любви нашей. Вот три необходимые условия для любви чистой, христианской, которая и здесь составляет блаженство, а в будущем веке предуготовляет еще большее. Я должен любить ближнего моего в Боге, то есть, я должен любить его, как творение Божие, созданное Его всеблагим и премудрым всемогуществом; как живоначертанный образ Божий, устроенный по подобию Его, как цену заслуги Сына Божия, приобретенную Его кровию; как предмет особенного провидения Божия, над коим оно непрестанно бодрствует и старается сохранять и руководить его так же, как и меня, к последней цели бытия; как призванного жить вместе со мною во славе и царстве Божием, так что я могу и должен взирать на сию обширную вселенную, как на дом Божий, а на всех людей, как на членов одного великого семейства, в коем Бог есть Отец. Мы все Его дети, все наследники, все братия и все, так сказать, собраны под Его криле и в Его объятиях. Посему, не трудно понять, какое должно быть единение между нами, и сколь делаемся виновными, когда устремляемся друг против друга даже в недре Отца нашего небесного. Не значит ли это, если можно так выразиться, раздирать утробу Его благости, в которой Он нас носит и объемлет, без всякого различия? Не значит ли это причинять Ему болезни подобные тем, какия чувствовала некогда мать Исава и Иакова, когда они, будучи во чреве ея, дрались между собою?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю святого апостола Фомы Г лагола Фоме: принеси перст твой семо, и виждь руце Мои; и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя; и не буди неверен, но верен ( Иоан. 20:27 ). И так неверие, которое преследовало Иисуса Христа от самого рождения Его до крестной смерти, не оставляет Его даже и за гробом. Не говоря о тех, которые тщеславились гибельным упорством своим: еда от князь кто верова в Онь, или от фарисей ( Иоан. 7:48 )? – равно как и о тех, которые последовали за Иисусом Христом, будучи побуждены или любопытством, или видами корысти, удивлялись делам Его, славили Его могущество и мудрость, и тотчас оставляли Его, как скоро слышали что-либо противное разуму и чувственности, – даже ученики Иисуса Христа, которые постоянно и с непритворным усердием следовали за Ним, слушали Его учение и сами уже проповедывали оное, были свидетелями безчисленных чудес Его и сами Его силою творили оные, други Его, которых Он избирал от мира, дабы чрез них просветить и спасти мир, и которым Он неоднократно и ясно предсказывал о Своем страдании, смерти и воскресении, – и те, говорю, погружены в какое-то недоумение, колеблются между верою и сомнением, между надеждою и страхом! Мироносицы возвещают им о воскресении их Учителя, и они только ужасаются, но еще не верят ( Лук. 24:22 ). Петр собственными очами поверяет сказанное, но и после того только дивится, а не верит ( Лук. 24:19 ). Сам Господь является совокупленным единонадесяти, благовествуя им мир, но они и теперь смущаются, – думая, не привидение ли это? Надлежало представить воскресшему Господу более очевидный опыт действительного возвращения Его к жизни, – надлежало Ему вкушать с ними пищу и опровергнуть их сомнение самым решительным доказательством, сказав им, что дух плоти и кости не имать, якоже видят они Его имуща ( Лук. 24:39 ); и только после сего опыта неоспоримого, после сих слов убедительных, они поверили Его воскресению. Но при сем явлении не было Фомы, и он не хотел верить ничьим свидетельствам, отвергал единогласное показание единонадесяти, доколе сам не увидел и не осязал язвы Воскресшего. Удивительно, скажут многие из нас, от чего такое неверие?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю святых отец С е есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа ( Иоан. 17:3 ). Слова сии можно почитать сокращением той всемирной проповеди , которую пронесли Апостолы во все концы мира, и преобразовали мир. Что же возвещалось и возвещается в этой проповеди? То, что как начало бытия человеческого в Боге, так и конец его должен быть в Нем же. Сей конец есть блаженное соединение с Богом на целую вечность. Отче, взывает Спаситель к Отцу Своему, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне ( Иоан. 17:24 ). Не предположив сего конца, человек есть несчастнейшее существо во всем множестве тварей, так как все, что ни сопровождает существование его на земли, свидетельствует одну человеческую бедность. Земля и небо, огонь и воздух, люди и звери вооружены против человека. Да и в собственном существе своем он непрестанно испытывает борьбу тяжкую, жестокую и непримиримую: дух восстает на плоть, плоть вооружается на дух ( Гал. 5:17 ), страсти борются со страстями, наклонности противятся наклонностям: нет мира, нет спокойствия. Присовокупите к сему болезни тела, смятение духа и огорчения сердца, почти непрерывно сменяющиеся и довершающие его бедствие. Иногда он и веселится, но кажется для того только, чтобы после горше плакать. Все это не ясно ли свидетельствует, что человек в настоящей жизни блаженным быть не может, но верховного блага своего должен ожидать и искать по смерти? Но, так как и по самому понятию блаженства, не в другом чем искать его должно, как в самом Боге, Который един есть благ; и самою благостию Божиею к достижению оного не предположено другого средства, кроме истинного познания о Боге: се есть живот вечный, говорит Спаситель, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа; то очевидно, что человек, не знающий Бога, не только в сей жизни, но и по смерти блаженным быть не может. Между тем Бога никтоже виде нигдеже, а только единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда Его ( Иоан. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю третию по Пятьдесятнице М ы хвалимся упованием славы Божия, говорит Апостол ( Рим. 5:2 ). Вот похвала, которую и христианство , отвергающее все другия хвалы, не только не осуждает и не воспрещает, но напротив возбуждает и поддерживает, и которою Апостол столь много дорожил, что для приобретения ея вся вменил за уметы ( Флп. 3:8 ), и желал лучше умереть, нежели допустить, чтобы кто либо сию похвалу его испразднил ( 1Кор. 9:15 ). Значит, она слишком заслуживает сих великих пожертвований: иначе Апостол, как человек, кроме благодатного озарения, с избытком обладавший и внешним просвещением, без сомнения не решился бы на оные. Он знал истинную цену жизни и смерти; знал, что та и другая принадлежит не ему, но Господу, сотворшему его: аще живем, говорит он, Господеви живем; аще ли умираем, Господеви умираем ( Рим. 14:8 ); ни о едином же постыжуся, но во всяком дерзновении, якоже всегда, и ныне возвеличится Христос в теле моем, аще животом, аще ли смертию ( Флп. 1:20 ). Он знал также цену заветов и обетований, прав и преимуществ, которые ему по праву рождения, как иудею принадлежали; но охотно пренебрег ими, дабы стяжать сию одну похвалу. Что же в ней заключается особенного, дабы можно было решиться на столь важные пожертвования? Подивитесь, слушатели, – не обладание благ многочисленных, чем большая часть людей хвалится и, как кажется, справедливо, но одна только надежда блага единого, притом невидимого, и надежда, по видимому столь же безнадежная и удаленная от своего события, сколь далеко отстоит небо от земли, время от вечности. Благо, которое обещает сия надежда, на небе, а мы на земле; оно предоставлено вечности, а мы живем еще во времени. Это есть слава Божия, ожидающая праведных по ту сторону гроба. Обладание сим благом, конечно, столь важно, что по справедливости можно хвалиться им: оно поставляет человека на степень Божеского блаженства. Но хвалиться одною надеждою сего блага, столь отдаленного от своего события, не показывает ли излишней опрометчивости в хвалящемся? Одобрили ли бы мы того, который стал бы пред нами хвалиться надеждою на богатство, которое еще за морем; или на плодородие семен, которые еще в земле; или на возвращение здоровья, которое еще в руках врачей и болезни? Без сомнения, нет: ибо легко может случиться, что море поглотит богатство вместе с надеждою на оное; земля откажет в плодородии, а врачи еще больше расстроят здоровье. Но надежда христианина совсем не похожа на сии и подобные им надежды. Она тверда, по Апостолу, как якорь твердый и надежный, досязающий даже до внутреннейшего завесы, куда предтечею Иисус вошел за нас ( Евр. 6:20 ). Кто надежною рукою умел взяться за сей якорь, тот не обманется. Что же делает сию надежду столь твердою, тогда как все другия столь непрочны?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю шестую по Пятьдесятнице Т ребованием святых приобщайтеся ( Рим. 12:13 ). Употребление богатства не меньшего, если не большего, требует труда, бдительности и благоразумия, как и приобретение богатства. Многие легко умели приобретать сокровища, но не умели достойно расточать их. Евангельский богач, видя житницы свои, наполненные хлебом, и дом свой, изобилующий всякого рода благами, не знал, чтó с ними делать, и не придумал лучшего для них употребления, как есть, пить и веселиться: но за то невозвратно и на веки погубил себя. И сколько в мире богачей подобных ему, и столь же недостойно расточающих свое имение! Есть еще другой род богачей, которые, дабы избавить себя от труда в выборе предметов для употребления своих стяжаний и иметь возможность непрестанно наслаждаться присутствием их, замыкают их в темных кладовых своих и, содержа под крепкою стражею, все удовольствие свое поставляют в том только, что исправно ведут свои счеты и не теряют случаев к умножению длинного ряда цифр, и не отваживаются уменьшать оного ни для себя, ни для других. Но сих гнусных собирателей богатства сам мир богатолюбивый гнушается, называя их именами постыдными. Собственно же говоря, те и другие страждут одним недугом, в котором они сами себе помочь никак не могут, и который между тем столь опасен, что неминуемая смерть души угрожает всякому, кто только имел несчастие подвергнуться этому недугу, если только вскоре не будет принято средств к излечению его. Недуг сей состоит в недостатке благоразумия при выборе достойного предмета для иждивения сокровищ своих. Апостол, как опытный врач душ, дабы уврачевать сей опасный недуг и предотвратить верную погибель души изобилующих богатством, в чтенном ныне отделении указывает действительнейшее против оного врачевство в требованиях святых. Требованием святых приобщайтеся, говорит он богатым. В самом деле нельзя придумать наилучшего средства к исцелению богатых от недуга скупости и расточительности, равно гибельных для спасения души их, как доброхотное удовлетворение требованиям святых. Требования святых, будучи святы по предмету своему, по своей цели и побуждению, сообщают святость свою и тем, которые приобщаются оным. Земные сокровища, будучи тленны, по естеству своему, переходя в руки святых, чрез употребление оных на дела богоугодные, делаются нетленными, и, иждиваясь на земле, в тоже время невидимою рукою переносятся на небо и влагаются в вечную сокровищницу Отца небесного, из которой некогда возврашены будут дающим – с лихвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в первый день Святые Пасхи А ще Христос не воста, суетна вера ваша ( 1Кор. 15:17 ). После наших воззваний о воскресении Христа Спассителя, многократно ныне к вам, возлюбленные о Господе чада и братия, от часа полунощного до часа вечернего обращенных, и ваших столь же многократных и всегда единогласных, подтвердительных на оные отзывов, нам можно, кажется, на счет своей веры успокоиться и признать ее решительно свободною от апостольского упрека в суетности. Ибо для чего мы и собрались в храм сей, если не для того, чтобы открыто и торжественно, пред лицем неба и земли, засвидетельствовать нашу веру во Христа воскресшего, и – то благодарными мольбами, то хвалебными песнями возвестить и прославить сие великое и для нас благотворное событие? Не тоже ли подтверждает и самое имя христиан, нами неизменно от юности носимое? Но не будем излишне поспешны в наших заключениях, а постараемся лучше вникнуть точнее и глубже в смысл слов апостольских. Ведь, и коринфяне, к которым Апостол написал слова сии, были также христиане и, без сомнения, так же как и мы праздновали настоящий день. Этого мало: они заслужили от Апостола такую похвалу, которую всякий истинный христианин почел бы для себя вожделенною; а приведет ли нас Бог когда-либо удостоиться ея, еще не известно. Во всем, писал он к ним, избыточествуете верою, словом и разумом, и всяцем тщанием, и любовию ( 2Кор. 8:7 ). И однакожь к ним же написал он и те слова, которые привели мы в начале, и которые как будто показывают, что он не имел к их вере полного доверия. Что же это значит? То, что бывают обстоятельства и случаи, в которых, и по которым и вера правая, чистая и совершенная может сделаться суетною. Остережемся же, возлюбленные, и предупредим эти печальные опыты нашим вниманием и размышлением, постоянною бдительностию над самими собою и неуклонным шествием по пути, указанному в слове Божием. Бесспорно, мы веруем во Христа воскресшего, веруем нелицемерно и искренно; но всегда ли твердо помним, чего от нас требует вера сия, и всегда ли верно исполняем ея требования? К сожалению, мы не можем, без упрека совести, дать утвердительный ответ на сей вопрос, а потому не можем и веру свою защитить от нарекания в суетности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в четырнадцатую неделю по Пятьдесятнице О ни же небрегше отыдоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя ( Матф. 22:5 ). Предложенная в чтенном ныне Евангелии Спасителем притча заключает в себе явное обличение иудеев, отринувших учение Христово, а с ними вместе обличение и всех тех, кои не последуют званию и учению Его. Царствие небесное Иисус Христос уподобляет человеку царю, вознамерившемуся сотворить брак сыну своему. Сей Царь неоднократно посылает рабов своих возвестить званным, что вся уже готова, приидите на браки; но сии званные небрегше отъидоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя. Прочии же емше рабов его, досадиша им, и убиша их ( Матф. 22, 4–6 ). За сие самое Царь разгневася и, послав воя своя, погуби убийцы оны, и град их зажже (ст. 7). Подобно царю земному сотворит Царь небесный в день судный со всеми званными на брак Агнчий, но небрегшими о сем звании и отшедшими на село плотоугодия и гордости житейской. М ногочастне и многообразне ( Евр. 1:1 ) призывал Бог иудеев к соучастию в блаженстве, даруемом нам единородным Сыном Его, сим небесным Женихом святые Церкви, – им первее вверил словеса закона писанного, и постепенно более и яснее открывал тайну спасения во Христе; но они не токмо не хотели уверовать и послушать их, но иного из сих проповедников Божиих били, а иного убили, других же и камением побили. Велико, подлинно, ослепление их! Но, усматривая толикую жестокость и слепоту иудеев, обратим очи на самих себя. Нет ли и из нас таких, которые при гласе Христове, призывающем нас к единению с Собою и соучастию в вечном торжестве своем, небрегут о сем и отходят ов убо на село свое, ов же на купли своя? Но мы видели, какия ужасные следствия испытали противящиеся званию Цареву: и слышав царь той, разгневася, и послав воя своя, погуби убийцы оны, и град их зажже (ст. 7). Подобный сему суд Божий ожидает всех противляющихся званию Его. Научимся убо из сея притчи последовать званию и учению Христову с покорностию ко гласу зовущего нас Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю Пасхи святые Б лагословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей Своей милости порождей нас, во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых ( 1Петр. 1:3 ). Смерть Богочеловека Иисуса Христа есть событие чрезвычайное, от начала веков неслыханное; событие, при котором не напрасно содрогнулась вся природа, подвигнулись основания вселенные, расторглись сердца гор, сотряслись и расселись твердыни каменные, солнце покрыло лице свое, луна превратилась в кровь, и гробы мертвых отверзлись. Мир видал, как умирает человек, и от частых опытов привык к сему печальному зрелищу; но как умирает Бог, облеченный плотию, – сего еще от самого основания своего он не видал. Событие достойное не только слез и сожаления, но даже ужаса и отчаяния: ибо вместе с умирающим и погребаемым Иисусом Христом умирали и погребались все сладкия надежды, все благия ожидания человечества. Вместе с Ним нисходила во гроб не только утеха Израилева, но и чаяние языков. Не одни Апостолы и не один даже народ еврейский должны были оплакивать страдальческую кончину всемирного Просветителя, но народы целого мира должны были совокупить свои вопли и стенания с воплями и стенаниями учеников Христовых, и неумолчно взывать к Отцу небесному: «Боже наш, Боже наш! Вскую нас оставил еси, отъял еси от нас свет очей наших и восхитил от среды живых нашего Избавителя? Мы надеялись было, что Он есть хотяй избавити нас от работы суеты и тления, но и над всеми сими третий сей день есть днесь, отнелиже лежит Он бездыханен во гробе!» Н о благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей Своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых. Он, по великой Своей милости с избытком возвратил нам недостойным воскресением Христовым все то, что потеряли Его смертию и, – как казалось, невозвратно. Он возродил нас уже умерших для всякой надежды к упованию живому, – к упованию свободы чад Божиих, к упованию бессмертия и к упованию славы вечной, на небесех соблюдаемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю седмую по Пятьдесятнице Е лика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы ( Рим. 15:4 ). Вот истина, которую в наше несчастное для благочестия христианского время не только просто, по неосторожности, или легкомыслию, забывают, или оставляют в стороне, но напротив намеренно стараются забыть и отвергнуть, и не молодые только люди, увлекаемые неистовством страстей, но и люди в зрелом уже возрасте и в летах преклонных, и даже отцы и матери, не заботясь о будущей судьбе своих детей. А между тем от знания и усвоения себе этой истины зависит наше упование, равно как от отрицания и пренебрежения к ней зависит наше безотрадное и безнадежное положение в настоящей и в будущей жизни. Эта истина, по уверению Апостола, состоит в том, что все написанное в наших священных книгах, написано в наше научение, дабы мы, занимаясь тщательно и непрерывно изучением его, и утешаясь заключенными в нем обетованиями Божиими, во всех случаях и обстоятельствах жизни временной, и в разных скорбях и болезнях, среди многих искушений и соблазнов, ободрялись и укреплялись упованием на милость Божию, как в сей жизни, так и в будущей, – за которое ухватившись, как за твердый и надежный якорь, глубоко водруженный в самое дно морское, мирно и безмятежно преплывали житейское море, воздвизаемое всякого рода напастей бурею. После сего неудивительно, что род человеческий, как утлая ладия без кормила и корабль без кормчия среди бурного моря, волнами житейских попечений, козней и хитростей врага исконного, страстей и соблазнов мира прелюбодейного и грешного, туда и сюда влается и близ есть потопления. Следствия пренебрежения и невнимания к божественному Писанию крайне жалкия и печальные. Растление нравов с каждым днем растет и множится; бесстыдный разврат повсеместно усиливается, беззакония и неправды всех родов и видов, подобно мутному потоку по наклонной плоскости, с быстротою неудержимою, повсюду разливаются. Здесь грабежи, там убийства; в одном месте поджоги и подкопы, а в другом насилия и обманы; еще в ином злоба неукротимая, мщение кровавое, корыстолюбие и честолюбие ненасытимые, зависть и ненависть неистощимые, любодеяния и прелюбодеяния необузданные, – вот горькие плоды пренебрежения и невнимания к слову Божию, в Писании нам преданному.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Арсений I, епископ Воронежский и Черкасский (Москвин Василий) Родился в селе Петровском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника. С 1760 года обучался в Тверской духовной семинарии, а с 1768 года – в Троицкой лаврской семинарии. В 1744 году по окончании курса обучения определен учителем в Тверскую духовную семинарию. 15 января 1777 года пострижен в монашество. В 1778 году рукоположен во иеромонаха и определен экономом архиерейского дома и строителем Николаевского Малицкого монастыря. С 1783 года – игумен Успенского Старицкого монастыря и префект Тверской духовной семинарии. С 1784 года – игумен Успенского Желтикова монастыря. С 1786 года – ректор Тверской духовной семинарии. 11 февраля 1789 года возведен в сан архимандрита Троицкого Макариева Калязинского монастыря. С 31 января 1798 года – член Святейшего Синода. 7 ноября 1798 года хиротонисан во епископа Старорусского. 1 октября 1799 года перемещен в Воронеж. С 16 октября того же года – епископ Пермский, а 26 ноября вторично назначен епископом Воронежским. В 1805 году епископ Арсений по благословению Святейшего Синода освящал на Дону место закладки нового города Новочеркасска. Скончался 6 мая 1810 года. Погребен в Благовещенском соборе. Труды: Слово, произнесенное им при высшем присутствии императрицы Ekamepuhы II, в бытность на чреде священнослужения в Санкт-Петербурге. – 1793. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1408. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 178. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 769. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 450, 458, 461, 472, 839. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 339. Православный собеседник. – Казань, 1905, май. – С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010