Хранитель времени: 80 лет Андрею Тарковскому. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Хранитель времени: 80 лет Андрею Тарковскому 04.04.2012 13:06 Версия для печати 4 апреля исполняется 80 лет со дня рождения Андрея Тарковского, умершего более четверти века назад. Как сложилась посмертная судьба самого знаменитого русского режиссера второй половины XX века? Что для нас в его наследии остается неизменно важным? Высший пилотаж Глубокой осенью 1986 года умирающий в парижской клинике от рака легких режиссер составит завещание, в котором с горечью напишет: «Уже готовится моя посмертная канонизация». В этом проницательном и страшном предсказании саркастично говорится о, мягко выражаясь, запоздалой государственной капитуляции перед выдавленным из страны художником, которую не следует, однако, путать со зрительским признанием на Родине. Ибо даже принимая во внимание семнадцать долгих лет мучительной, изматывающей борьбы с советской идеологической машиной (борьбы, окончившейся эмиграцией), Андрей Арсеньевич Тарковский — из числа счастливцев, смолоду вкусивших и общероссийскую, и мировую славу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А.А. Половцов Эммануэль, Георгий Арсеньевич Эммануэль , Георгий Арсеньевич, генерал от кавалерии, начальник Кавказской области; родился 2–го апреля 1775 г. в гор. Вершице и образование получил в тамошнем училище, где с самых ранних лет стал проявлять военные наклонности. В 1788 г., когда Э. исполнилось только 13 лет, турки вторглись в Банат по направлению к Белграду. Все на пути их бежало, жители Вершица тоже в большинстве оставили город, но 13–летний Э. собрал своих товарищей и уговорил их защищать город. Раздобыв оружие, мальчики деятельно стали готовиться к защите и расставили везде караулы и посты. Когда турки подступили к городу, то защищавшие его юноши встретили их со стен орудийным огнем. Турки, думая, что Вершиц занят сильным гарнизоном, не решились к нему подступить и прошли мимо. Это был первый подвиг будущего крупного военачальника. Сгорая желанием дальнейших воинских подвигов, он поступил в корпус волонтеров Миялевича, затем служил юнкером в полку барона Спивни, а в 1792 г. опять поступил в корпус Миялевича. В следующем году, участвуя во многих сражениях, он получил три очень серьезные раны: штыком в живот (при Ландау), осколком гранаты в правую руку (там же) и картечью в правую ногу (в Вейсенбургских линиях). За удивительную храбрость, оказанную им неоднократно, капитул орденов исходатайствовал ему золотую медаль с надписью «der Tapferkeit» для ношения в петлице. Награда эта считается очень почетной в Австрии. Вылечившись от ран, Э. в 1794 г. был принят императором Францем в дворянскую венгерскую гвардию подпоручиком, хотя и не имел на то права по происхождению. Служа в гвардии, он занялся пополнением своего образования и изучал французский и итальянский языки и военные науки. Недовольный австрийским правительством, медлившим с выполнением некоторых своих обещаний, Э., несмотря на нежелание императора Франца–Иосифа, вышел в отставку и отправился в Россию. Прибыв в Москву 27–го марта 1797 г., он в тот же день во время вахтпарада на Кремлевской площади попался на глаза императору Павлу, который заинтересовался молодым человеком в форме венгерского гвардейца и, узнав, что Э.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В Москву в преддверии Нового года прибыли участники нескольких детских проектов 29.12.2023 38 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено Музеем Победы В преддверии Нового года участники Всероссийской благотворительной акции желаний» – гости Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, чьи шары с желаниями он снял с елки, вместе с родителями посетили Музей Победы, сообщает пресс-служба Музея. Двое ребят – Анастасия Иванова из города Луганска (ЛНР) и Арсений Сухогузов (Луховицы, Московская область) – побывали на историческом новогоднем квесте Победы», а их мамы осмотрели главное здание Музея Победы на Поклонной горе и посетили уникальную иммерсивную экспозицию «Подвиг Народа». «Спасибо больше Музею Победы за приглашение. Мне понравилось проходить новогодний квест. Все задания были очень интересными, но особенно понравилась локация с летчицей – там и песни, и одновременно военная тематика, это очень завораживает. На самом деле для меня история довольно легкий предмет, я его очень хорошо знаю», – поделилась впечатлениями участница Всероссийской благотворительной акции желаний» Анастасия Иванова. «Моим заветным желанием была личная встреча с Сергеем Викторовичем Лавровым. Дело в том, что в будущем я хочу работать в МИД и отстаивать нашу страну на международной арене. И мне хотелось бы узнать многие вещи из первых уст, так сказать, от первого лица. Для меня стало полной неожиданностью, что именно мое желание сняли с елки, а когда я узнала, что его снял именно Сергей Викторович, я просто не поверила своему счастью», – добавила она. «Я в восторге от прохождения квеста. Да, задания легкие, но безумно интересные. Да и в школе история – это один из моих самых любимых предметов. После математики, конечно. Я обожаю математику и обожаю играть в шахматы», – поделился участник Всероссийской благотворительной акции Арсений Сухогузов. «Моим самым сокровенным желанием было сыграть шахматную партию с кем-нибудь и российских гроссмейстеров. Особенно мне очень хотелось сыграть лично с Сергеем Карякиным. Я очень много изучал литературу, им написанную, смотрел его партии, решал сборники его задач и сборники задач из его партий. И когда мама сказала, что я еду в Москву, я был на седьмом небе от счастья», – рассказал он.

http://ruskline.ru/politnews/2023/12/29/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 26 от 28 декабря 2010 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета книги «Отец Арсений» (М., 2008), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета право переиздать книгу «Отец Арсений» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-026-2811. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Школой народного искусства императрицы Александры Федоровны макета книги «Духовные традиции отечественного учительства», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Школе народного искусства императрицы Александры Федоровны право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Духовные традиции отечественного учительства». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-026-2812. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Благовест» книги «Последование ко Святому Причащению» (М., 2009), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Благовест» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Последование ко Святому Причащению» при условии доработки представленных материалов с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 11-026-2813. 4. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной приходом храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы книги епископа Арсения (Денисова) «Ад и Рай. Святоотеческое учение об аде и Рае», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить приходу храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги  епископа Арсения (Денисова) «Ад и Рай. Святоотеческое учение об аде и Рае» при условии доработки оформления издания с учетом замечаний.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Мира Лохвицкая Лохвицкая Мирра (Мария) Александровна (в замужестве – Жибер; 1869–1905) – поэтесса. Старшая сестра Надежды Теффи. В 1888 году окончила Александровский институт в Москве и в том же году дебютировала в печати стихотворением «Сила веры». Но в 1890-е годы приобрела известность как поэтесса «вакхических видений», знающая «тайны колдовства». И по сию пору ее называют «русской Сафо» Серебряного века. «Я – откровений тайных жрица,//И мир – пустыня для меня,//Где стонут жертва и убийца,//Где страждущих белеют лица//В геенне крови и огня», – восклицала она. И, как это обычно случается, блюстители нравов не разделяли ее (мать пятерых детей) и литературный образ. «Когда в тебе клеймят и женщину, и мать//...Умей молчать!» – скажет она об этом. Характерен отзыв Льва Толстого: «Молодым пьяным вином бьет. Уходится, остынет, и потекут чистые ручьи». Дерзкая откровенность ее интимной лирики не оттолкнула таких жрецов «чистого искусства», как Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Константин Случевский, К. Р. (Константин Романов). Около ста стихотворений Мирры Лохвицкой стали романсами. К ее поэзии обращались А.С. Танеев, С.М. Ляпунов, Р.М. Глиэр, П.Г. Чесноков, С.Н. Василенко, В.И. Ребиков, Я.Ф. Пригожий, А.Н. Чернявский, В.С. Муромцевский, Е.Н. Греве-Соболевская и многие другие композиторы. Об ее признании свидетельствуют прижизненное пятитомное Собрание стихотворений (1896–1905) и самая престижная Пушкинская литературная премия Императорской академии наук. Учредителем премии был президент Академии наук «августейший поэт» К.Р., благодаря которому в Академии наук открылось новое отделение – литературы и языка, общенациональное значение приобрел 100-летний пушкинский юбилей, основан Пушкинский Дом, учреждена Пушкинская премия. Имена ее лауреатов говорят о многом: Аполлон Майков, Афанасий Фет, Яков Полонский, князь Дмитрий Цертелев, граф Арсений Голенищев-Кутузов, Константин Случевский, из нового поколения Семен Надсон, Петр Вейнберг, Иван Бунин. Не были редкостью и повторные присуждения, но только Мирре Лохвицкой премию присудили трижды: в 1897 году «половинная» (вместе с Екатериной Бекетовой); в 1903 году – вместе с Петром Вейнбергом, Иваном Буниным и Татьяной Щепкиной-Куперник; в 1906 году – полная, но, увы, посмертная, присужденная за пятый том Собрания стихотворений. Основная задача Пушкинской премии состояла в поддержке пушкинских традиций (так значилось в Уставе), и она полностью соответствовала пушкинскому завету, ставшему символом веры поэтов «чистого искусства»: «Не для житейского волненья,//Не для корысти, не для битв,//Мы рождены для вдохновенья,//Для звуков сладких и молитв».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Окружники с некоторого времени начали делать довольно решительные попытки привлечь к себе гуслицких противуокружников, т.-е. подчинить их под паству своего плохонького Савватия, восхитив их из паствы не совсем плохого Иова. Этого особенно желает, об этом грезит и во сне и наяву сам главный властитель гуслицкого раскола – богородский фабрикант Арсентий Морозов, крайне досадующий, что гуслицкие противуокружники не преклоняются пред ним. А чего желает Арсентий Иваныч, о том заботится и владыка – Савватий, послушное его орудие, то делает по их приказу и состоящий на службе у Савватия Климент Перетрухин – первый в Москве раскольнический богослов Австрийского толка. По приказу Морозова, или, что то же, владыки – Савватия, Перетрухин истекшей зимой не один раз ездил беседовать в наиболее изобилующую противуокружниками гуслицкую деревню Мисцево. Его беседы, на которых мисцевские противуокружникп не могли выставить достаточно сильного ему возражателя, имели успех: противуокружники расстроились, стали подумывать – уж не перейти ли и в самом деле к Савватию, да и Арсентию Иванычу не поклониться ли. Морозов ликовал уже победу и с своей обычной заносчивостью хвалился уже пред богатыми противуокружниками, что уничтожит их в конец,– вероятно, выбирал уже сновальщика или красильщика на своей фабрике, чтобы поставить в попы для новой паствы своего владыки – Савватия. Но тут встрепенулись и главные противуокружнические деятели, – пожелали дать Перетрухину, как представителю и Савватия, и Морозова, и всей мнимо-окружнической партии, генеральное сражение, чтобы решить, кто правее и сильнее, – окружники или противуокружники, и должны ли последние уступать первым. Перетрухину послано было приглашение – явиться на беседу в деревню Мисцево 8-го апреля, в Фомино воскресенье. Местные богатые фабриканты Бочины предоставили для беседы обширный двор своей фабрики, – прекрасная весенняя погода давала полную возможность беседовать на открытом воздухе, на всем просторе. Для собеседников поставлен был по средине двора длинный стол, за которым они должны были восседать, народу предоставлено было все остальное пространство, – и в назначенный день гусляки из разных деревень – и окружники, и противуокружники, и отчасти православные – толпами шли в Мисцово послушать любопытной беседы, о которой заранее были повещены, и быть свидетелями, на чьей стороне останется победа. Перетрухин явился в сопровождении своего помощника Оленина и нескольких других; со стороны противуокружников выступили совопросниками состоящие при Иове: именуемый диакон Кирилл, бывший прежде приказчиком у Морозова (увы, у самого Арсентия Иваныча!), и причетник Пуговкин. Беседа началась в 12 часов и продолжалась до 7-го часа пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Рассказы И. А. Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии. Его жизненный путь был наполнен странствиями и болью разлуки с родиной. Несмотря на это, в эмиграции он создал свои лучшие произведения, основные темы которых — духовная жизнь и смерть человека, истинная любовь и глубокая русская душа с ее светлыми и темными сторонами, подвигами и страстями. В сборник вошли рассказы разных лет, начиная с раннего доэмигрантского периода творчества Бунина и заканчивая произведениями из сборника «Темные аллеи», которые писатель относил к лучшим своим творениям. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Иван Алексеевич Бунин Рассказы Предисловие Последний дворянин русской литературы Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 23 октября 1870 года. Его семья принадлежала к знатному, но обнищавшему помещичьему роду. В девятнадцать лет дворянин Иван Бунин вынужден был устроиться корректором в редакцию газеты «Орловский вестник». В 1895 году Бунин уехал в Петербург, где постепенно вошел в писательскую среду, познакомился с Бальмонтом, Брюсовым, Короленко, Куприным, и наконец – с Чеховым, книгу о котором Бунин будет писать в конце своей жизни. Первые рассказы нашего сборника относятся к циклу «Тень птицы» (1907–1911 гг.), написанному после путешествия Бунина в страны Востока – Египет, Сирию и Палестину. Писатель посещает святые места Иудеи, Генисарета, с восторгом открывает эти новые для себя и такие древние земли. Сам он называл рассказы из этого сборника поэмами в прозе. Первым крупным изданным произведением Бунина стала повесть «Деревня», за ней последовали другие произведения. Постепенно писатель пришел к собственной, лаконичной и насыщенной смыслами, форме рассказа. Революцию Бунин воспринял как катастрофу. 21 мая 1918 года он с женой Верой Николаевной уехал из Москвы – сначала в Одессу, а через два года в Константинополь, чтобы потом перебраться в Париж. Годы эмиграции были для него мучительны, тем не менее, живя за границей, Бунин создал новые прекрасные произведения, полные лирической пронзительности: роман «Жизнь Арсеньева» и сборник рассказов «Темные аллеи». Сам писатель считал их вершиной своего творчества. В 1933 году Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия, по его мнению, именно за «Жизнь Арсеньева».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Ф.А. Арсеньев История зырянского народа Отсутствие исторических материалов о зырянах. Территория, занимаемая ими в древности. Некоторые филологическая сказания о зырянах. Город Гольмгард. Влияние Москвы на колонизацию Севера. Быт зырян в древности. Языческий пх культ. Жрецы. Понятие о высшем божестве. Св. Стефан Пермский. Подвиги его, в просвещении зырян Христианскою религиею. Борьба с идолопоклонством и торжество истинной веры. Зыряне, числом около 160 т. обоего пола, живут оседло в северовосточных уездах губерний: Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской. Как народ, не ознаменовавший своего существования никакими историческими памятниками, не игравший роли в успехах культуры и наследовавший от предков грубые нравы, вековые предрассудки и мирную беспечность невежества, зыряне не имели историка и летописца. Даже в памяти Зырян не сохранилось каких-либо ясных преданий, которыми бы можно было восполнить недостаток исторических сказаний об этом народе. К какому племени принадлежат зыряне, где обитали прежде, как велико было занимаемое ими пространство, когда они выступили на сцену истории, вернее когда они стали известны как зыряне, каково было их общественное устройство, какия они имели религиозные верования? – все эти вопросы не находят положительных ответов и разрешаются лишь догадками и предположениями. Зырян, по современному счислению, не много; народ этот, стало быть, не многочисленный хотя и разбросан он на обширном пространстве; но не таковы были зыряне в древности. Тогда они заселяли громадное пространство, весь север России и северо-запад Сибири. Так сначала обширно было это ныне угасающее племя. Многочисленные, чисто зырянские названия тамошних местностей, рек, озер, деревень подтверждают, что в отдаленные времена Зырянские поселения были рассеяны по всему северу от Колы до восточных границ Сибири. Отсюда весьма естественно предположение, что в древности зыряне составляли многочисленный народ, принадлежа к громадному племени, разделившемуся впоследствии, по причине внутренних смут, различных неблагоприятных исторических и климатических условий, на множество мелких народностей, населяющих теперь наш север.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010