Псалом 22 Двадцать второй псалом, начинающийся словами: Господь пасет мя и проч., и последующий за ним двадцать третий помещены, как известно вам, Церковию в числе молитв ко Св. Причащению. Это избавляет нас от труда исследования, не всегда успешного и верного о лицах и предметах, о которых в сих псалмах говорится; ибо здесь, вместо нас, сама Церковь является истолковательницею оных, и истолкование её должно быть столь же несомненно и верно, сколь несомненно и верно то, что написал об ней Апостол, что она есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). К непогрешимой важности сего истолкования в самом себе, по своему внутреннему достоинству, присоединяется для нас ещё то особенное обстоятельство, его цену весьма много в глазах наших возвышающее, что оно, по своему происхождению, восходит ко временам древнейшим, едва не апостольским; ибо наши молитвы ко Причащению, в ряду коих поставлены псалмы сии, не суть произведения времён новых и писателей безвестных, но мужей святых и богодухновенных, живших частно в 3-м и частию в 4-м веках, и никак не позже 8-го века, и даже образование их в настоящий состав не нисходит далее 10-го века. А древность в истолковании Писания есть наилучший признак и вернейшее ручательство за правоту истолкования. Что же сказует и указует нам в сих псалмах Св. Церковь ? Тайну Причащения Тела и Крови Христовой, своеобразными и для дальнозрительного ока веры удобопроницаемыми формами прикровенную. – Начнём с первого из них, и вот нам представляется в нём Христос Господь пастырем добрым, изводящим овец Своих на пажить злачную, питающим их от трапезы избранной, напаяющим чашею державною и вселяющим в ограде дома Господня в долготу дний – на целую вечность. Господь пасет мя, говорит Пророк, представляя Господа пастырем, а себя овцою, и ничтоже мя лишит. Конечно, при таком пастыре, каков Христос Господь, пастыре столь добром и заботливом, столько мудром и предусмотрительном, столько сильном и могучем, ни в чём для овцы недостатка не будет: она будет и накормлена и напоена, и прикрыта и очищена, и ограждена и защищена; ибо Сам Он говорит о Себе: Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя, яко же знает Мя Отец, и Аз знаю Отца, и душу Мою полагаю за овцы. И овцы гласа Моего слушают, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никто же от руки Моея ( Ин.10:14–15,27–28 ). Но черта, на которую указал здесь Пророк, выражает только отрицание сторону пастырского попечения, не допускающего никакого, недостатка для овцы пасомой, а вот и положительная сторона сего же попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 23 Псалом двадцать третий, как мы уже и заметили выше, помещён также в числе причастных, след., и здесь Церковь видит и указует нам прикровенное изображение благодатного действия тайны Причащения в душах благоговейно к ней приступающих. Собственно говоря, он проповедует о Вознесении Господнем на небо, когда земля наполнилась истинного боговедения чрез проповедь апостольскую, а небо с торжеством сретило и прияло плотоносное пришествие Господа славы; но поскольку и в тайне Причащения Господь нисходит в душу верующего и в ней пребывает, по своему обетованию: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:56 ), то справедливо применяется он и к сему дивному, и для ума человеческого и Ангельского непостижимому событию; ибо как там – на небе есть врата вечные, которые для велелепного вшествия с Пречистою Своею плотию Господа и Царя славы надлежало, по гласу Сил Бесплотных, расширить и возвысить, так и здесь – у души человеческой есть также свои врата и притом также вечные, которые для приятия столь высокого и беспредельно-великого посетителя тем ещё более должны снять свои верхи, раздвинуть свои подвои и чрез то открыть для Него вход, сколько возможно пространнейший. Господня земля, так начинается псалом сей, и исполнение ея. Но прежде нежели приступим к самому изъяснению его, скажем несколько слов о его надписании, потому что оно здесь особенно многознаменательно. Он надписывается: во едину от суббот, а это, как известно уже вам из прежних бесед моих, означает в первый день после субботы, т. е. в день недельный. Причина такого надписания заключается во- первых в том, что псалом сей, как увидим впоследствии, между прочим говорит о создании и воссоздании мира, создание же словом Божиим и воссоздание мipa чрез Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, совершилось, как известно, в день недельный, во-вторых, потому, что псалом этот на сем, без сомнения, основании, как в древних еврейской и христианской Церквах, так и в нашей православной ныне с 14-ю другими подобными псалмами, читается во храме при утреннем или всенощном богослужении в день воскресный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 4 Четвёртый псалом, по согласному мнению большей части наилучших толкователей Писания, особенно древних, относится к тому же времени, как и третий, и есть не что иное, как следствие сего последнего. За верность сего мнения ручается как содержание сего псалма, вполне соответствующее показанному времени, так и древний порядок, в коем он поставлен. Благочестивый собиратель псалмов, давший ему занимаемое им место, без сомнения имел в виду сходство обстоятельств, изображаемых в том и другом псалме. Сверх того, будучи недалёк по времени от самого писателя и вспомоществуемый устным преданием иудейской церкви, ежедневно употреблявшей псалмы при Богослужении, и даром собственного вдохновения, никак не мог ошибиться в расположении псалмов по порядку времени. Содержание сего псалма, сличённое с обстоятельствами, в которых пророк в сие время находился, удаляет всякую тень сомнения. Оно, состоит в следующем: сначала пророк просит Бога, спасителя и защитника своего, о ниспослании ему помощи против врагов своих ( Пс.4:2 ), потом убеждает самых врагов оставить свою злобу и ненависть к нему и прекратить бесполезное противоборство тому, коего Сам Господь защищает ( Пс.4:2–7 ); наконец снова обращается к Богу, умоляет Его о продолжении Своих милостей к себе и свидетельствует о своей надежде и уповании на Его всесильную помощь и охранение. Внегда скорбети ми, или, что тоже, воззвати ми, услыша мя Бог правды моея, взывает он; в скорби роспространил мя еси; ущедри мя и услыши молитву мою. Вникните в слова пророка, слушатели! Он передаёт их нам не для того только, чтобы мы знали, что Бог услышал молитву его, но и для того, чтобы научить нас, как мы сами должны молиться Богу, дабы быть скоро услышанными и получить просимое, даже прежде окончания молитвы. Не сказал он: когда я воззвал, то Бог услышал меня, но сказал: когда я еще взывал только: внегда скорбети или воззвати ми, услыша мя Бог; ибо таково обетование Самого Бога к молящемуся: еще же глаголющу ти ко Мне, реку: се приидох, или что есть ( Ис.58:9; 65:24 )? поскольку не многословие преклоняет Бога к услышанию молитвы, но чистое сердце и благие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 5 Пятый псалом имеет над собою надписание следующее: псалом Давидов о наследствующем. Но кто этот наследствующий, которого пророк имел в виду при составлении псалма сего? Мнения о сем предмете различны; но мы предпочитаем всем другим мнение блаженных Иеронима и Августина и Евфимия Зигабена , которые под именем наследствующего понимают весь род человеческий, имущий, по их словам, своими добродетелями наследовать живот вечный, благодатию Христа Иисуса, о Нем же порождени есьмы в наследие нетленно и неувядаемо, соблюдено на небесех; в самом же псалме видят прежде всего самого царя и пророка Давида, молящегося Богу о избавлении его от гонения Саулова и всех прочих врагов его, а за ним и в лице его, на необозримом пространстве веков и мест до скончания мipa, усматривают и всю святую церковь и каждого верующего в особенности, подобно ему страждущих и подобно ему с молитвою к Богу обращающихся о избавлении их от врагов тьмочисленных и так же как и он, желающих изыти из сего жития многомятежного и внити в наследие покоя вечного. Вообще должно при сем однажды и навсегда заметить, что пророки и все святые мужи, как тайно водимые Духом Божиим, никогда о себе и для себя исключительно не молятся, хотя и выражаются иногда по обычаю в первом лице и числе единственном, но всегда, по любви и благожеланию к человечеству, имеют в виду всё человечество, себе же исключительно усвояют только общие всем человекам слабости и недостатки, выражая тем пред Богом своё смирение и самоуничижение, как основное качество и необходимое условие духа молитвенного. Посему-то и каждому из нас заповедано от Господа в молитве к Отцу Небесному взывать: Отче наш , а не Отче мой, так чтобы мы, моляся о себе и о других, в ходатайстве пред Богом взаимно друг другу помогали и друг друга возбуждали и поощряли. С сей именно точки зрения мы будем смотреть и на слова пророка в избранном нами псалме, будет ли он говорить в числе единственном, или во множественном. Глаголы моя внуши, Господи, так начинает пророк свой молитвенный псалом, разумей звание мое, вонми гласу моления моего, Царю мои и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи ( Пс.5:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 6 Шестой псалом надписывается так: В конец в песнех, о осьмом, псалом Давиду. Надписание для разумения весьма трудное и почти неразрешимое, и потому объяснение оного может быть только догадочное. Догадок же о значении сего надписания так много, что и одно перечисление их много бы отняло у нас времени, а его между тем для собеседования с вами у нас так мало имеется. Впрочем, вероятнейшим представляется мнение тех, которые полагают, что надписание сие выражением: в конец в песнех, указывает на употребление псалма во храме, по окончании известного рода песней, а словом: о осьмом, на содержание его, применительно к осьмому периоду миробытия, периоду, долженствующему начаться обновлением мира во всём его составе и последним Судом Христовым и продолжаться вечно, и так думали особенно древние, не любившие в Писании останавливаться на одном внешнем выражении, но всегда под буквою искавшие и умевшие находить глубину сокровенной мысли и таинства. На чём же основано заключение, что осьмой период миробытия должен быть периодом разложения или скончания и вместе обновления мира стихийного и эпохою Страшного Суда Христова? На трёх доказательствах, не со всем, правда, твёрдых и решительных, но довольно любопытных и отчасти не лишённых догматической важности. Первое из них выводится из соображения дней мироздания, которые, как известно, заключаясь в числе семи, т. е. шести дней творений и седьмого дня покоя, осьмому не дают места в пределах времени, след., поставляют его вне оного. А как вне времени ничего более нет, кроме одной вечности, то соображатели полагают, что сим числом гадательно указывается как на продолжение бытия мира в течение семи периодов неопределённого числа лет, так и на скончание его в период осьмой. Отсюда-то родилось известное в первенствующей Христианской Церкви мнение, что преставление света будет в осьмую тысячу лет от сотворения мира; но как тысяча лет, по словам пророка, пред очами Божиими, яко день един, и Небесный Учитель прямо сказал, что несть наше разумети времена и лета, яже Отец положи во власти Своей; то определять время кончины мира и второго пришествия Христова на Суд, каким бы то ни было количеством лет и веков, было бы несогласно с волею Божиею, и потому мнение сие ныне оставлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Беседа в неделю четырнадцатую по Пятьдесятнице У подобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему ( Матф. 22, 1–14 ). Господь наш Иисус Христос в чтенной ныне евангельской притче открывает пред нами зрелище до того необычайное и поразительное, что если бы говорил об этом кто либо другой, а не сам небесный Учитель, то мы готовы были бы усумниться в действительности события и в истине повествования. Вообразите, здесь представляется взору нашему царь, приглашающий своих подданных на брачный пир сына своего, и однакожь почетнейшие из подданных почти все то под тем, то под другим предлогом от царского пира отказываются, а некоторые из них до того даже простирают свою неблагодарность и дерзость, что и слуг царевых, с приглашением к ним присланных, оскорбляют бранью и побоями; из низшего же класса, по подобному приглашению, хотя явились на пир охотно и многие; но между ними один оказался неприлично одетым, и за то разгневанным царем изгнан был из царского чертога и ввергнут в темницу. Ну, скажите сами, вероятное ли и возможное ли это дело? Кто из нас когда либо от пиров отказывался? А здесь пир брачный и притом царский. Кто мог быть столько невежлив и дерзок, чтобы приглашающему на пир стал отвечать бранью и побоями? Кто опять мог быть столько безрассуден, чтобы решился идти на брачный пир дурно одетым, особенно к царю? Но говорит об этом, как заметили мы выше, сама Истина непререкаемая и вечная, следовательно, должно быть истинно: как же это так? Поспешим разрешить недоумение: здесь речь идет о пире не земном, а небесном, не вещественном, а духовном; люди же испокон века, и в числе их, конечно, и мы, до таких пиров не большие охотники. Под именем человека царя разумеется царство небесное, или, вернее сказать, сам Царь неба и земли, Бог Отец, Вседержитель. Уподобися, глаголет Господь, царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему (ст. 2). Под именем сына, для коего устроено брачное пиршество, разумеется сам единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Его невеста есть Церковь , из всего рода человеческого составившаяся, с которою Он, обручив ее Себе, по слову Пророка, в вере, вошел в ближайшее и таинственное общение в своем воплощении и крестных за нее страданиях. Его брачный пир учреждается из Его небесного учения и спасительных таинств, приемлемых верою и дарующих наследие жизни вечные и блаженства нескончаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня И же Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми ( Гал. 5:21 ). Прискорбна душа христиан плотяных при слышании сих слов учителя языков; прискорбна душа тех, имже Бог чрево, и слава в студе их ( Филип. 3:19 ), которые, вышед чрез крещение из духовного Египта, подобно древнему плотскому и плотоугодному Израилю, желают только насытить плоть свою в сей юдоли странствования, и подобно сему строптивому и жестоковыйному народу говорят в окаменении сердец своих: о, дабы быхом измерли мы уязвени от Господа в земли египетстей, егда седяхом над котлы мясными: яко изведосте ны в пустыню сию уморити ны гладом ( Исх. 16:3 ). Жестоки слова сии для христиан, носящих на себе сие великое имя для того только, чтобы не казаться в глазах людей совершенными безбожниками, и чтобы принадлежать к какому нибудь классу храстианского общества, нимало не заботясь о том, к чему обязывается вступающий в сие общество, и в чем состоит сущность сего Божественного звания. Сие благое иго и сие легкое бремя Спасителя, возложенное на рамена наши не для обременения нас, но для уврачевания духовных немощей наших и соделания для нас тяготы вечной славы в будущем, становится несносным игом рабства и плена для питомцев мира, взлелеянным в колыбели страстей и стареющихся в похотех прелестных. Посему-то Апостол, какбы предвидя, что в новонасаждаемом вертограде Божием на развалинах древнего, рано или поздно произрастут отрасли потомства Исавова, возникнут на едином корени дикия и безплодные ветви, показал существенное различие между истинными и лжеименными христианами. Иже Христови суть, сказал Он, плоть распяша со страстми и похотми ( Гал. 5:24 ). Вот чем отличаются истинные последователи Христовы от ложных: первые плоть свою со страстьми и похотьми распинают и умерщвляют, а последние невозбранно творят своей плоти и страстям всякое угодие в похоти ( Рим. 13:14 ). Святая Церковь , как верная хранительница и благовестница слова крестного, возвещенного и преподанного ей самовидцами и слугами Слова присноживотного, нарочно всегда и всюду предпоставляет очам нашим знамение крестное, дабы всегда и везде напоминать нам, что мы неиначе можем соделаться верными ея чадами и истинными последователями Христовыми, как чрез крест или, что тоже, распиная плоть свою со страстьми и похотьми. С сею целию исходит она и ныне вне храмов и предносит сие победное знамение Распятого пред лицем нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Вознесения Господня Г осподь же по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Марк. 16:19 ). После того, как Совершитель нашего спасения совершил дело, еже дал есть Ему Отец небесный, да сотворит, – оградив учеников Своих Божественною силою, оставил Он их на земле и возшел на небеса к Отцу Своему. Господь же, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога. Поспешил Божественный Страдалец из юдоли мрака, бедствий и страданий в страну света и блаженства. Бывший верен даже до смерти, восприял ныне венец живота; увенчался славою, юже имел у Отца, прежде мир не бысть; восприял имя паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил. 2:10 ); почил от трудов второго творения, подобно как почил некогда по окончании первого: вознесеся на небо, и седе одесную Бога. Казалось бы, ученикам Спасителя, соединенным союзом крепчайшей любви с своим небесным Учителем, надлежало скорбеть о видимом Его с ними разлучении; а они, напротив, возвратились во Иерусалим с радостию великою, хваляще и благословяще Бога ( Лук. 24:53 ). И нам, слушатели, собранным ныне Церковию для воспоминания видимого от земли вознесения Спасителя нашего, нет причины к скорби и печали: Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки ( Евр. 13:8 ): Он обещался пребыть с нами до скончания века, и пребывает. Церковь в настоящем прославлении Иисуса Христа наипаче указует на прославление Его последователей, и преподает нам урок устами Апостола: искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седя; мудрствовать горняя, а не земная ( Кол. 3, 1–2 ). Приклоним убо сердца и помышления наши к наставлениям небесной матери. В ышних ищите, взывает нам Апостол. Не нужно бы было искать нам вышних – небесных благ, если бы образ Божий в человеке, коим украшен он был в начале, сиял в нем доселе первозданным светом и чистотою. Тогда небо было в человеке: Господь беседовал с ним внутренно и внешно; а где Господь, там и небо; самая земля, возращавшая плоды благословения, была у него небом. Но когда человек сокрушил в себе образ Божий непокорением ума и воли своей законам Творца своего; тогда в душе своей увидел он ад, и девственная земля – жилище его – подверглась проклятию; тогда затворил законопреступный для себя и потомства своего врата земного и благодатного неба; ниспал с высоты блаженства и славы в бездну горестей и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Вознесения Господня И деже труп, тамо соберутся и орли ( Лук. 17:37 ). Вознесшийся от нас на небеса Спаситель наш во время благовестия Своего на земли, не позабыл упомянуть и о вознесении избранных Своих туда же. Говоря о втором Своем пришествии на землю, судить живых и мертвых, Он упомянул об имеющем быть тогда внезапном разделении избранных Божиих от нечестивых, в следующих словах: два будета на одре едином, – един поемлется, а другий оставляется; будете две вкупе мелюще, – едина поемлется, а другая оставляется; два будета на селе, – един поемлется, а другий оставляется ( Лук. 17, 34–36 ). То есть, не удержит тогда муж жену, и жена мужа, когда на самом ложе, в самых объятиях постигнет их сие разделение; не удержит раб своего верного сотрудника на селе, и рабыня любезную свою сотрудницу при жерновах, если только одна из них будет из числа избранных Божиих, а другая из числа нечестивых. Упомянув о таковом разделении, Спаситель на вопрос Апостолов: где же, Господи? и куда поймутся избранные Божии? – отвечал следующею притчею: идеже труп, тамо соберутся и орли. Из сего ответа видно, что здесь орлами названы избранные Божии; но кто назван трупом, и для чего? Это следует изъяснить. Трупом обыкновенно называем мы мертвое тело, подверженное тлению, на которое плотоядные птицы и звери, издалека обоняющие запах его, с жадностию собираются. Был правда трупом и Христос, Спаситель наш, умерший за нас на кресте; тело Его со креста снято было и положено во гробе, а для предотвращения тления и запаха помазано было смешением из смирны и алоя. Но сей Мертвец, по трехдневном пребывании во гробе, воскрес силою Божества своего, и бездушное тело Его не испытало истления, о чем праотец Его Давид, предобразуя Его в лице своем, задолго еще предсказал в следующих словах: не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал ми еси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец, – или точнее, по переводу с еврейского, красота и слава моя одесную Тебе во век ( Псал. 15, 8–11 ; Деян. 2, 27–28 ). По сему одному обстоятельству, так как тело Христово не виде истления, название трупа ему никак несвойственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день пренесения нерукотворенного образа из Едеса в Царьград П речистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже наш (Песнь Церкви). В сих немногих словах церковной песни вполне выражается дух христианского иконопочитания или образопоклонения, свято соблюдаемый верными сынами Церкви от начала христианства и доныне. То есть мы, покланяясь иконе или образу, в тоже время устремляем ум и сердце свое, обеты и желания, мольбы и прошения наши к лицу изображенному на нем. Покланяясь образу Христа Спасителя, просим у Спасителя, яко благого Господа и Ходатая нашего, отпущения грехов наших и нашего временного и вечного спасения. Покланяясь изображениям Пречистой Его Матери и святых Его, просим у Богоматери и святых Божиих человеков их ходатайства и заступления нас пред единым ходатаем Бога и человеков – Богочеловеком Христом: много бо может, по словам Апостола, молитва праведных, споспешествуемая любовию ( Иак. 5:16 ), и конечно не в здешней только жизни, но наипаче в будущей, где они, разрешившись от уз плоти, соединились уже со Христом, как желал себе Апостол: желаю, говорил он, разрешитися, и со Христом быти ( Фил. 1:23 ), а пребывая со Христом, без сомнения удобнее, нежели прежде, могуть преклонить Его благость к нам недостойным. Или, чтобы точнее выразиться о сем предмете, употребим собственные слова св. страдальцев за иконопочитание. «Мы», говорит св. Тарасий, патриарх константинопольский, «приемлем и покланяемся начертаниям святых, по древнему преданию отцов наших». – «Мы почитаем», пишет святый Феодор патриарх иерусалимский, «изображения святых, как друзей Божиих, не вещество или краски чествуем, но то, что ими изображается»ûИспов. вер. деян. соб.. «Покланяюся», говорит св. Иоанн Дамаскин , «животворящему кресту, какого бы он ни был вещества; покляняюся тому, что он есть знамение Христа распятого; покланяюся изображению Сына Божия, который есть живый образ Бога невидимого; покланяюся образу Царицы всея твари и Богородицы; покляняюся не самому веществу, как Богу, но самому Творцу, который соделался для меня веществом, в нем обитал и чрез него соделал мое спасение»ûСлово об иконах 1 книг. 14. гл. 12. ист.. «Мы возжигаем пред иконами», изъясняет св. патриарх ГерманûПосл. к Фоме кн. 2 собор., «светильники и возжигаем фимиам потому, что чувственные светильники суть символ света невещественного, дарованного от Бога; а возжение фимиама знаменует искреннее и целое осенение и полноту от Св. Духа, которые во святых Божиих должны быть почитаемы умственным оком».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010