Скачать epub pdf Слово в день пренесения нерукотворенного образа Спасителя Празднуемый нами день сей, слушатели, радостен для православных, благочестно почитающих святые иконы, но тяжек и прискорбен для всех, безрассудно отвергающих оные. Первые, воспоминая пренесение нерукотворенного образа Христа Спасителя из Эдеса в Царьград, вместе с сим торжественно указывают на те многочисленные чудеса, коими ознаменовалось сие благолепное пренесение на всем продолжении пространного пути из Сирии до Греции, на море и суше, в виду верных и неверных; а последние, чувствуя свое бессилие опровергнуть истину чудес сих, произшедших от пречестного образа и засвидетельствованных безчисленным множеством очевидных свидетелей разного пола и состояния, спешат сокрыть стыд и досаду свою в мрачных вертепах своих. Первые для удостоверения в чудотворной силе сего образа отсылают неверующих не к христианским только, но и к магометанским историкам, которые единогласно повествуют, как в царствование Иустиниана Хозрой, царь персидский, осадивший город Эдес с многочисленным своим воинством и доведший оный до того, что жители его, томимые гладом и жаждою, готовы уже были сдаться, вдруг, при одном только появлении на стенах градских нерукотворенного образа, предался бегству, никем негонимый, ни преследуемый, оставляя на пути своем съестные припасы и воинские снаряды; а последние, не имея ничего сказать вопреки сему дельного, говорят только в безумии своем, что это неправда, и что этого быть не могло. Итак, что же? Неужели и магометане, враги Христовы, согласились вместе с христианами лгать в пользу Его образа? Не безумно ли одно сие предположение? С другой стороны, чем можно изъяснить сие странное событие, что Хозрой, государь воинственный, пред которым падали не только грады и веси, подобные Эдесу, но и целые царства могущественные, с таким упорством и терпением продолжавший осаду, при одном появлении на стенах городских образа, несомого пастырями безоружными и сопровождаемого молебным пением, вдруг снял осаду продолжительную, и в безпорядке и замешательстве устремился в бегство постыдное? Чего устрашился завоеватель неустрашимый? От чего бежал неиспытавший бегства?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день пренесения нерукотворенного образа Ч ий образ сей и написание ( Матф. 22:20 )? Вопрос очень обыкновенный; но отвечать на него тем, которые подошли к Иисусу Христу с коварным намерением обольстить Его словом, было нелегко. Они видели себя в опасности потерять от неудачного ответа всю выгоду своей злонамеренной хитрости, столь тщательно придуманной целым сонмом иродиан и фарисеев. Дело состояло в том, что фарисеи вместе с иродианами согласились представить Господа Иисуса пред лицем народа или оскорбителем веры, столь много, повидимому, ими уважаемой, или противником Кесарю, в подданстве коего тогда находилась Иудея, и для того приступили к Нему с хитрым вопросом: должно ли давать дань Кесарю, или нет ( Матф. 22:17 )? – воображая себе, что если Иисус Христос скажет: «должно», то можно будет обвинить Его в оскорблении веры, которая, по их мнению, освобождала иудеев, как сынов Божиих, от всякой дани чужеземному и притом языческому государю; а если скажет: «не должно», тогда можно будет предать Его в руки римского правосудия, как опасного возмутителя народа. Но Иисус Христос, проникая их коварство, вместо ответа на вопрос их, потребовал от них монету, которою обыкновенно платилась дань, и, смотря на бывшее на ней изображение Кесаря, спросил их самих: чей это образ и написание ( Матф. 22:20 )? Они не могли говорить против очевидности и принуждены были отвечать: Кесарев. Тогда Господь Иисус сказал им: воздадите убо кесарева Касарови ( Матф. 22:21 ) Но, сказав сие, Он присовокупил далее: а Божия воздадите Богови. Таким образом, козни вопропавших Его вполне были разрушены: здесь защищены права предержащей власти на дань народа, ей подвластного, а вместе с сим не забыта и вера, обязывавшая воздавать должное Богу. Но что такое было здесь кесарево? – Монета, имевшая на себе образ и надписание Кесаря. Следовательно, и Божие, по связи и течению мыслей небесного Учителя, должно быть нечто подобное сему, то есть, Божие должно быть то, что имеет на себе образ и надписание Божие. Что же это такое? Это св. иконы, имущие на себе образ и надписание Божие. Воздадите убо Божие Богови достодолжным почтением св. икон Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Преполовения А ще обрезание приемлет человек, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу ( Иоан. 7:23 )? Так Иисус Христос в преполовение праздника упрекал жестоковыйных иудеев, укорявших Его в благонамеренном, притом необходимом и спасительном нарушении субботы, – времени, которое, по их мнению, должно провождать в одном спокойном бездействии. Так Проницающий во глубину сердца человеческого, провидя все душевные помыслы предстоявших Ему иудеев, силившихся унизить славу и величие учения Его, изобличил их в невежестве и нелепом суждении о делах душеспасительных. В сих словах Он опровергнул все возражения лицемерного сонмища иудейского, непознавшего своего Спасителя, а потому всячески старавшегося обезобразить все благия и для самих неверующих полезные деяния Его. Безпорно, что исцеление расслабленного, которого не могли восставить ни гордый фарисей, ни просвещенный книжник, ни высокоумный левит, и который без сомнения все свое упование о спасении возлагал на пришедшего спасти весь род человеческий Искупителя, было действие весьма важное и достойное удивления: но человек, смотрящий на все окружающие его предметы не в чистом свете, или поверяющий самолюбивым своим разумом, и в самых великих и священных действиях всегда старается найти что-нибудь предосудительное и даже преступное. Человек естественный, видя себя на низшем степени нравственно-духовного бессилия, на котором он не может произвести ничего великого, всячески силится унизить поступки и деяния истинно великих людей; взвешивая оные на зыбких весах своего пристрастного суда, он видит в них или только обыкновенное, или даже больше достойное осуждения, нежели похвалы и славы. Посему-то Иисус Христос, упрекая иудеев в безрассудном их суждении об исцелении Им расслабленного в субботу, говорит: аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Но что так сильно в сем случае побуждало иудеев восставать против Иисуса Христа? Исследуем это в настоящем слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Пятьдесятницы Д ух Мой настоит посреде вас, глаголет Господь Вседержитель, дерзайте ( Агг. 2:6 ). Дерзайте, христиане! Дух Господа Вседержителя посреде вас. Малое стадо избранных овец! Не страшись многочисленности волков, окружающих тебя. Дух Господень, Дух бодрого Пастыря твоего, день и нощь недремлющего, ниже засыпающего когда на страже Своей, стоит посреди тебя и вокруг тебя, и своею всеобъемлющею силою охраняет тебя от насилия врагов. Бедствующие пришельцы мира! Не изнемогайте в духе вашем, когда видите целый мир ополчающийся против вас; когда кровожадных врагов своих усматриваете острящих мечи на заклание вас, или втайне расстилающих смертоносные сети, да увязнет нога ваша. Дух Божий, Дух всемогущий и всеведущий невидимо носится над вами и пред вами, и злокозненные враги ваши ничего не успеют против вас. Мужественные подвижники веры! да не ослабевают крепкия мышцы ваши в многотрудной и продолжительной брани противу тьмочисленных врагов спасения вашего: Сильный крепостию с вами, помощь от Святого Сиона Израилева ныне ниспослана вам, и с сего времени вечно будет ниспосылаема, по нуждам и прошению вашему: Дух Святый, Дух Вседержителев, Бог всемогущий ныне осеняет вас, дерзайте! Дерзайте, слушатели! Ибо Сей Дух есть Дух силы и крепости ( 2Тим. 1:7 ). Следовательно, при Его помощи, все усилия великомощных врагов ваших будут ничтожны. Дерзайте: ибо сей Дух есть Дух ведения и премудрости; следовательно, при содействии Его вам, все ухищрения сатаны, непрестанно старающегося заманить вас в свои хитросплетенные сети, и там погубить, останутся безуспешными. Дерзайте: ибо сей Дух есть Дух утешения и радости ( Иоан. 14:16 ); следовательно, при благодатном присутствии Его, все скорби и бедствия соделаются для вас или вовсе почти нечувствительными или даже обратятся в источник неизреченных удовольствий. Правда, слушатели, враги наши сильны и мощны, а мы слабы и немощны; они духовны, а мы плотяны; они непрестанно бодрствуют, а мы более склонны к покою и бездействию; их твердыни высоки и крепки, а наши большею частию остаются в развалинах; их стрелы остры и губительны, а наши, уязвляя их, возбуждают в них только большую ярость противу нас и ожесточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Святой Пасхи Г лаголаху Фоме друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинные, и вложу перста моего в язвы гвоздинные, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Иоан. 20:25 ). Фома с своим пытливым неверием был на один только шаг от своей погибели: одно безпредельное милосердие Божие спасло его. Как! не верить свидетельству своих собратий, единогласно утверждающих, что они видели воскресшего Господа; не верить десяти свидетелям, из коих каждый в отдельности взятый, по своему прямодушию и честности, ему совершенно известным, стоил тысячи других и вполне заслуживал доверия, и которых он никак не мог подозревать ни в легкомыслии, а тем еще более в злонамеренном обмане; не верить в таком деле, о котором сам он вместе с прочими нераз слыхал от своего Божественного Учителя и задолго еще до Его смерти, и пред самыми Его страданиями ( Матф. 17:9; 20:19 ; Марк. 8:31; 9:9:31; 10:34 ; Лук. 18:33 ); не верить так и в таком положении – с чем это сообразно? Не противно ли сие неверие здравому смыслу? Не преступает ли самых границ правдоподобия? Поверили ли бы даже мы этому неверию, если бы сам Фома откровенно нам его не высказал и неложное слово Божие нам того не подтвердило? Но не будем слишком строги к Фоме, которого сам Господь простил, хотя возбудившуюся за тем сильную его веру и неслишком высоко оценил, поставив ее ниже веры других Апостолов, и даже ниже всех тех, которые после будут твердо и искренно веровать в Него; ибо вслед за тем, с видом упрека, сказал ему: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавше ( Иоан. 20:29 ). Постараемся лучше узнать, каким путем дошел Фома до такого странного и страшного неверия, дабы и самим нам не впасть в туже притчу противления. Ибо не с иною, конечно, целию Промысл и попустил великому Апостолу подвергнуться сей тяжкой погрешности, как с тою, чтобы его неверием предупредить и разрушить наше неверие, а его верою оградить и утвердить нашу веру. Мне кажется, что и каждому из нас в лице св. Фомы говорит Господь: не буди неверен, но верен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи В оздвигий Христа от мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас ( Рим. 8:11 ). Вот и мы не забыты, слушатели! Любвеобильный Бог, воздвигий Христа от мертвых, обещает чрез Апостола оживотворить и наша мертвенная телеса, Духом Его живущим в нас. И мы подобно воскресшему Христу Иисусу восстанем некогда из гробов своих, возникнем из праха и тления и прейдем от смерти к бессмертию. Обетование утешительное, упование блаженное! Кому не приятно слышать, что бессмертие назначено в удел ему? В чье сердце не закрадывалась искусительная мысль – обессмертить себя в памяти современников и потомков? Кто не желал и не желает пережить себя в наилучших делах своих и славе своего имени? С другой стороны, кто мог без ужаса и содрогания помыслить, что рано или поздно он должен повергнуться во мрак своего ничтожества, и погибнуть невозвратно? У кого ставало столько духа, чтоб мог равнодушно смотреть на себя как на обреченную жертву конечного истления? Кто спокойно выслушивал глас болезней и старости, медленно призывающей ко гробу? Жалкий мудрец! Поди в дом плача и сетования, и там среди стона и слез, при виде тела обезображенного смертию, при ощущении тления, уже действующего во внутренности телесного состава покажи крепость надменного твоего духа. Приступи ближе к человеку тобою любимому, осяжи сердце, которое вчера еще билось для жизни и радостей, а теперь уже не движется; посмотри на лице, вчера еще цветущее пленительною красотою, а ныне покрытое отвратительною бледностию; взгляни на уста, вчера велеречивые, а ныне связанные неразрешимым молчанием; на взоры, – вчера все оживляющие, а ныне на веки погасшие. Взгляни на все сие, и спроси собственого сердца, что оно чувствует? Утешь же, если можешь, себя и других, скорбящих вокруг тебя, – твоею дикою, самую природу ужасающею мыслию о тлении и ничтожестве. Нет, ты бледнеешь сам; тем менее можешь утешать других. Но христианин и при сем поразительном зрелище, и при сей жестокой, убийственной скорби находит для себя мирное утешение. Где же выдумаете! – Во гробе воскресшего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день сошествия Святого Духа У жасахуся вси и недоумевахуся друг ко другу, глаголюще: что убо хощет сие быти? Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть ( Деян. 2, 12–13 ). Удивительно, как естественный человек непрозорлив и недальновиден при взгляде на дела всемогущества Божия, и как самые чудесные и неудобопонятные явления, поражающие ум и чувства, нимало не трогают и не занимают его! На самые великия, сверхъестественные действия благодати взирает он с хладнокровием и без всякого благоговения, а нередко, осуетившися помышлениями своими и омрачивши неразумное свое сердце ( Рим. 1:21 ), доходит до такого исступления, что, не могши объяснить для себя их явлений по истине чудесных, или приписывает их причинам естественным, или почитает их ложными, и даже готов осыпать безчисленными злохулениями тех, на коих снизшедши всемощная благодать Божия, являет в них силу чудес своих. В то время, как исполнилось пророчество Иоилево: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши и юноши ваши; тогда как Божественные Апостолы, по предсказанию своего небесного Учителя, исполнившись Духа Святого, начали говорить разными языками, якоже Дух даяше им провещавати: тогда бывшу гласу сему, снидеся народ и смятеся, и хотя некоторые, бывшие очевидными свидетелями сего необычайного события, но неприявшие Духа Божия, будучи поражены страхом, по ограниченности своего естественного разума, только недоумевали: что хощет сие быти? говорили они. Но многие, судя по человечески о великом и святом действии, дошли до такой дерзости и ожесточения, что, видя Апостолов, говорящих иными языками, не устыдились приписать сего их нетрезвости, между тем как они, яко чистейшие и многоценнейшие сосуды, удостоились быть жилищем Духа Святого: инии же глаголаху, яко вином исполнени суть. Таково было суждение различных народов о действии Духа Святого. Итак душевный человек не приемлет, яже суть Духа Божия ( 1Кор. 2:14 ); оставленный самому себе без непосредственного руководства благодати Божией, он несовершен в самом себе и не может быть совершенным, доколе не обратится к сей самой благодати. Раскроем сию истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцатую по Пятьдесятнице П рият же страх всех, и славляху Бога ( Лук. 7:16 ). Таково свойство человеческой природы, ожестевшей во зле и утвердившейся в развращении, что потребны сильные потрясения и сокрушительные удары, чтобы извлечь из окаменелого сердца нашего хотя одну искру благоговения пред Творцем всяческих. Для произведения в нас спасительных впечатлений веры и благочестия, надобно, чтобы колебались Синаи, разрушались твердыни, расседались вековые скалы, моря и реки возвращались вспять, солнце и луна останавливались в своем течении, мертвые восставали из гробов своих, небо и земля сотрясались в основаниях своих! Но и сии впечатления, столь глубокими, по видимому, браздами проведенные наизгибах нашего сердца, надолго ли остаются в нас? Ах! Едва пройдет несколько мгновений, едва потрясающая нас сила Божия прекратит свое действие, как и самые следы оных изглаждаются в нас и едва оставляют по себе слабое и совершенно безплодное воспоминание. Доколе громы небесного правосудия на быстролетных крилах бури носятся над главами нашими и, низвергая сюду и сюду пламенные стрелы, поражают окрест нас собратий наших, мы с воздетыми к небу руками и очами наполненными слез умоляем милосердие Божие о пощаде нас: но едва сии грозные перуны, утомленные убийственным занятием, по тайному велению Божию возвратятся в место свое, как мы начинаем посмееваться им. Давно ли в недрах нашего отечества и даже в стенах сего самого града свирепствовала с такою чрезвычайною силою язва жестокая, убийственная, восхитившая из среды нас целые тысячи отцев и братий наших? Но тщетно будете искать в себе плодов того спасительного страха, который она поселила в нас: они истлели в нас прежде, нежели успели истлеть многочисленные жертвы ея. Тогда мы поспешали к олтарям Господним с усердием и ревностию; тогда храмы Божии видели нас в себе не в праздничные только, но и в обыкновенные дни; тогда самые домы наши делались молитвенницами: ничто тогда не препятствовало совершению молитвы – ни отправление должностей общественных, ни занятия семейственные, ни купля, ни продажа, ни множество других, обыкновенно вымышляемых нами предлогов; тогда мы преклоняли главы и колена свои пред Владычествующим небом и землею не по механическому навыку, но по глубокому чувству самоуничижения; тогда мы давали обеты непреложные переменить образ жизни, прекратить роскошь, отвергнуть законопреступные удовольствия, остановить поток страстей, разорвать постыдные связи, преградить вход соблазнам, словом – начать жизнь новую.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцатую С е изношаху умерша, сына единородна матери своей ( Лук. 7:13 ). « С тарые новости возвещает нам Евангелие», скажут, может быть, при сем многие, «когда повествует нам о смерти единородного сына убогой вдовы и о том, как несли его на кладбище!» Старые, говорю, ибо кому из нас не случалось многократно, или лучше сказать, кому не случается почти ежедневно слышать и даже собственными глазами, если только захотим того, видеть людей умирающих? Не новость также и то, что умирает человек молодой, единородный сын вдовы, радость и утешение осиротевшей матери, надежда и подкрепление в старости бедной вдовы. Молодые чаще умирают, нежели старые: в этом, кроме опыта и видения, легко и достаточно может уверить нас и разум. Пророк Давид называет человека образом, то есть, живописным изображением: образ их уничижиши, говорит он, ( Псал. 72:20 ); и в другом месте: образом убо ходит человек ( Псал. 38:7 ). Но рассудите здраво, какое изображение удобнее стереть и изгладить, новое ли, на котором краски еще не успели плотно пристать к полотну, дереву или металлу и даже не довольно засохли, или старое, на котором сии краски давно уже затвердели и, так сказать, слились в одну массу с веществом, на которое оне положены? Очевидно, новое. Сверх того, молодые ближе к опасности смерти, и по своей неосторожности, легкомысленному небрежению и безрассудной нередко отважности. Итак, все это старые новости, непрестанно пред глазами у нас случающиеся. Но дело в том, что мы не любим рассуждать о таких новостях – или потому, что оне от частого пред нами возобновления сделались уже слишком обыкновенными, или потому, что оне, поражая и оскорбляя вместе чувства нашего самолюбия и животолюбия, не очень нам нравятся. Потому-то Евангелист с намерением рассказывает об них, как о чем-либо необыкновенном и важном. Се изношаху, говорит он, умерша. Для чего? Для того, чтобы обратить наше внимание и рассуждение на смерть молодых людей, и вместе подумать о самих себе. Покоримся же указанию Евангелиста и исполним его благое намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать вторую по Пятьдесятнице О Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь ( Гал. 6:15 ). С того дня, который узрел плачевный грех нашего праотца, счастие оставило юдоль земную; небеса затворились для человека, – и неблагодарный стонет под игом проклятия. С того времени светило мира восходит и заходит, озаряет природу и опять склоняется к западу, – а человек разумный и благородный, венец и краса творения, дремлет во тьме непроницаемой; текут годы и веки, – природа юнеет каждую весну, – а царь ея стареется в злодеяниях. Пламя нечестия, бед и смерти волнами стелется в поднебесной, – земля тучнеет кровию человеческою, – покрывается тлеющими костями; изгнанник небес – он обрел в ней свое жилище и гробницу неизмеримую. Как усыпленный, или как существо, в котором рука сверхъестественная оковала мертвенным хладом способности душевные, – он не чувствует ужаса своего положения. Жалкое творение! Ужели приятно тебе наполнять узилища тартара? Но челюсти его неутолимы, – утроба ненасытима. Когда бы владыка тьмы узрел и весь род человеческий в цепях пред троном своим, и тогда адское веселие было бы мгновенно. Дух ожесточенный, которого злоба неизъяснима, возжелал бы новых жертв. Предвечный видит, как погибает Его драгоценнейшее творение, видит, чувствует его скорби, смягчается, и безконечное милосердие вещает спасение отверженному. Преступник близок Его сердцу: Владыка находит в нем свой образ, свои черты; Он дал ему жизнь, воспитал на своих объятиях, – и предаст ли его конечной погибели? Единородный Сын Отца небесного нисходит в обитель земную, и одна кровь Его, пролитая на кресте, очистит вселенную от заразы греховной; одна смерть Его истребит тысячи смертей, грозящих человеку; одна смерть Его воскресит, обновит виновного страдальца. И блажен, кто с верою отверзает душу свою посланнику небес: но горе ожесточенному, с хладным сердцем взирающему на благодать Искупителя. О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь. Посему рассмотрим, слушатели, высокия качества истинно верующего, или человека обновленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010