Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать пятую. О смиренномудрии М олю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию ( Ефес. 4:1 ). Апостол Павел, желая утвердить ефессян в вере во Христа, дабы они, принявши оную, не ходили подобно язычникам в суете ума ( Еф. 4:17 ), молит их так жить и действовать, чтобы жизнь и дела их были достойны звания, к которому они призваны, то есть, чтобы жили так, как должно жить христианам. Молю вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте. Но, дабы сие достойное христианского звания хождение не породило в них фарисейской гордости, он присовокупляет: со всяким смиренномудрием и кротостию. Слушатели-христиане! Сие наставление апостола Павла, данное христианам ефесской Церкви, достойно и нашего внимания: ибо и мы христиане, а потому и мы должны проводить жизнь со всяким смиренномудрием и кротостию. К сему мы обязываемся и примером и учением Иисуса Христа, Который, будучи сиянием славы Отчия и образом ипостаси Его ( Евр. 1,3 ), унизил Себя до приятия зрака рабия, и, соделавшись подобным нам человеком, смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:6 ), и Который посему и последователям Своим завещал быть таковыми же: Возмите иго Мое на себе, говорил Он им, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ). Но, дабы нам в полной мере возлюбить высокую добродетель смиренномудрия, раскроем в настоящем слове существенные свойства оного и спасительные его для нас плоды. Смирение, в истинном значении сего слова, есть такое свойство человека христианина, по которому он, истребив в себе всякую мысль о своем достоинстве и совершенствах, живо чувствует только свою бедность, немощь и ничтожество. Сия высокая христианская добродетель имеет, подобно прочим, отношение к Богу и ближним, так как лица, пред коими мы должны смиряться, суть Бог и ближние наши. Смиритеся под крепкую руку Божию, убеждает апостол Петр ( 1Петр. 5:10 ). Смиритеся пред Господем, говорит апостол Иаков (гл. 4:6); а апостол Павел повелевает ближнего предпочитать себе: ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще ( Фил. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать шестую В остани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. 5:14 ). С того времени, как воссиял на земле Восток свыше, как явился Источник и податель жизни, казалось бы и не к кому взывать таким образом: Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос: ибо кто захочет оставаться во мраке, когда стоит только открыть глаза, чтобы видеть свет? Кто захочет умереть, когда в его воле жить? Однакожь, как вне Церкви Христовой были жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы ( Деян. 7:51 ), которые возлюбили паче тму, неже свет ( Иоан. 3:19 ), и нисколько не сожалели о том, что за невежество и ожесточение, сущее в них, отчуждены были от жизни Божия ( Еф. 4:18 ); так и в самой Церкви христианской всегда были и есть, если не по ожесточению, то по безпечности и нерадению, подобно первым, уклоняющиеся от света Христова во тьму греховную, и от жизни Божией к смерти духовной. Всегда были и есть христиане, которые, может быть, потому самому, что, по внешнему своему состоянию, принадлежат ко святой Церкви, всегда обильной сокровищнице света и жизни, нисколько не дорожат тем, что внутренно – по духу, не принадлежат к оной и, не отторгаясь видимо от союза с нею, остаются однако же во тьме и ежедневно более и более умирают. Были и есть христиане, которые, не думая, чтобы для получения спасения требовалось несколько более, нежели сколько они сделали чрез свое присоединение к обществу верующих, предаются спокойно со всею безпечностию любимым своим наклонностям и пожеланиям, а если иногда и пробуждаются от сего греховного усыпления и начинают чувствовать нужду в своем исправлении, то и тогда, прежде, нежели решатся начать оное, снова погружаются в глубокий сон, и тем крепче оным засыпают, чем вернее представляется им надежда на заслуги Искупителя, подкрепляемая мыслию о слабости собственных сил и о безконечной благости Господней. После сего сколь часто, или лучше сказать, неумолчно попечительная благодать Божия, не хотящая смерти грешника, но еже обратитися, и живу быти ему ( Иез. 33:11 ), вопиет в слух каждого из них: «пробудись, несчастный, оставь свои плотския – мертвые дела;» но сей кроткий и спасительный глас уже не достигает, не трогает их хладного сердца, и не производит в омертвелых душах их никакого животворного, спасительного действия: его слушают сквозь сон, и не обращают должного внимания. От чего же это, братия? От чего так мало дорожит жизнию душа и нимало не страшится смерти ея?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать шестую по Пятьдесятнице Н е приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте ( Ефес. 5:11 ). Слова чтенного Апостола. Вот две христианския обязанности, почти забытые христианами, или по крайней мере редко и редкими исполняемые! – Первая состоит в том, чтобы не приобщаться к делам неплодным тьмы, а вторая – в том, чтобы обличать творящих оные. Та и другая равно неприятна для света; но первая по крайней мере для формы удерживает свое место в курсах светского нравоучения, а последняя лишена и сего скудного преимущества и заменена гораздо умереннейшими правилами просвещенной политики, слишком робкой и снисходительной в отношении к людям, но в то же время слишком дерзкой и жестокой в отношении к Богу. Первой по крайней мере на словах не чуждаются ни отцы, ни матери, ни наставники, ни учители, хотя на самом деле следуют другому противоположному закону; а последняя, быв вытеснена из круга людей высшего тона новооткрытыми добродетелями – превратно понимаемою веротерпимостию и благоразумным равнодушием к самым соблазнительным словам и поступкам ближних наших, едва нашла себе убежище под мирным кровом людей безвестных для мира и малоценимых, или, в тишине уединения трудящихся над устроением на земли царства Христова. Словом, в наше время избегать сообщества людей, богатых неплодными делами тьмы, а наипаче обличать их, – не принимать участия в их кощунных мыслях и суждениях, в их безнравственных поступках, ни словом, ни делом, ни даже молчанием, и напротив смелою рукою и с душою твердою отражать нападения изуверства и безверия, – значит добровольно предать себя на жертву всеобщим упрекам и порицаниям, значит осудить себя на совсем невыгодную славу людей грубых и строптивых, незнакомых с приличиями света, чуждых воспитания и образованности, неодаренных гением смышленности, как лучше жить и обращаться в свете, безрассудных ревнителей устаревшей для нынешнего века веры и обветшалого для времен просвещенных благочестия. Но за то какая блистательная слава, какия высокия награды ожидают сих мужественных подвижников и сих смелых защитников веры и благочестия по ту сторону гроба, в последний день суда всемирного! Сам Судия всех судей земных, в слух всея вселенные, пред лицем Ангелов Божиих, исповедает, по обетованию Своему, поруганные и обесславленные имена их пред Отцем Своим небесным, покроет их Своею светозарною славою, и за претерпенные ими хулы и поругания имене Его ради, воздаст им блаженство вечное. Иже исповесть Мя пред человеки, говорит Он ученикам Своим во время земной Своей жизни, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех, и пред Ангелы Божиими ( Матф. 10:32 , Лук. 12:8 ); прославляющие Мя прославлю, и дам сести им одесную Мене (Ап. 3:21). Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Матф. 5:11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать шестую по Пятьдесятнице Я коже чада света ходите ( Еф. 5:9 ). Человек был некогда тьмою: глубокий мрак невежества затмевал ум его; он не знал ни истинного Бога, ни спасительных для себя самого путей. Нельзя было ожидать от него в сем состоянии его чего-либо доброго. Он был тьма, значит и дела его были темные, и потому безплодные. В сем помрачении он вымышлял для себя различные божества, приносил богатые жертвы четвероногим и гадам и освящал самые постыдные страсти; не ведая путей спасения, он ходил по путям погибели, по князю власти воздушные ( Ефес. 2:2 ) – по миродержителю тмы века сего ( Еф. 6:12 ), всею душою прилеплялся к красным благам мира дольного, нимало не помышляя о небесном своем отечестве и не возводя к нему взоров своих и на краткое мгновение; следовал только влечению вожделений плоти и, увлекаясь неукротимыми порывами страстей, и в нечаяние вложшеся, предавал себя студодеянию в делание всякия нечистоты в лихоимании ( Ефес. 4:19 ). Н о ныне, слава и благодарение всеблагому Богу, ныне свет благодати и истины, явленный во Христе Иисусе, рассеял глубокий мрак сей, и те, которые уверовали в Иисуса Христа и чрез то вступили в общение света Его, из тьмы соделались светом. Почему к уверовавшим во Христа ефессеям Апостол говорит уже: бесте иногда тма, ныне же свет о Господе ( Еф. 5:8 ). Теперь почти всюду пали идолы, сокрушились кумиры, изчезло богомерзкое курение, и человек познал Владыку всяческих – Творца неба и земли; теперь познал он и свое высокое назначение и свое истинное величие и достоинство; почему и Пророк так приветствует Церковь Христову: светися, светися новый Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе воссия ( Ис. 60:1 ). Но сие благодатное состояние, или что тоже, состояние духовного света, налагает на нас, слушатели-христиане, обязанность оставить прежния дела тьмы, дела неверия и дела нечестия. Не приобщайтеся к делом неплодным тмы, увещевает апостол Павел ефесских христиан, но якоже чада света ходите ( Еф. 5:11:8 ). То есть, мы, как сыны веры, осененные благодатным светом Христовым, должны во всю жизнь свою являть дела веры и благодати, и преуспевать в святости и благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю девятнадцатую по Пятьдесятнице Л юбите враги ваша ( Лук. 6:36 ). Любить врагов обязывает нас единство природы нашей с их природою. Имея одинаковое происхождение, мы должны любить всех без исключения – и самых недоброжелателей наших, и притом так, как ближайших нам, как кровных наших. Тоже внушает нам и назначение бытия нашего. Мы получили бытие и продолжаем оное для того, чтобы нам, по возможности, в нравственных своих действиях уподобляться Творцу своему. И, так как Творец наш столько благ, что повелевает солнцу своему сиять не для добрых только, но и для злых, ниспосылает дождь не для одних праведных, но и для нечестивых: то и мы, чтобы в сем случае уподобиться Ему, по мере наших сил, должны любить не одних только любящих нас, но и тех, кои к нам неблагорасположены, а равно и благотворить не одним благодетелям, но и обидчикам и досадителям нашим. А еще более располагает к сей любви то, что мы, как члены единого таинственного тела Церкви, под единым главою ея Христом Господом, должны взаимно друг другу помогать и споспешествовать общему спасению нашему; и наконец прямая заповедь Христова: любите враги ваша. Все сии побуждения сами по себе, и взятые вместе и каждое особенно, сильны и действительны, и, казалось бы, должны были убедить нас в обязанности любить врагов наших, столь твердо и решительно, что нарушения оной ни в каком случае и ни при каких обстоятельствах, по видимому, и ожидать не надлежало. Но, к сожалению, ежедневный опыт представляет нам противное. Не видим ли мы во многих других и не чувствуем ли нередко и сами в себе преступных порывов гнева и мщения против ближних наших, часто за самые ничтожные оскорбления? Не больше ли встречаем враждующих друг против друга, нежели доброхотствующих и взаимно прощающих друг друга; не больше ли питающих в себе злобу и ненависть к другим, нежели взаимною любовию и снисходительностию покрывающих взаимные друг против друга погрешности и оскорбления? Не большая ли часть из нас в пылу гнева своего, если не в слух других, то в тайне своего сердца, говорит: отмщу врагу моему, и до конца постигну его ( Притч. 20:22 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю девятую по Пятьдесятнице, случившуюся в первый день Августа А бие Иисус простер руку, ят его, и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси ( Матф. 14:31 )? Ныне чтенное евангелие напоминает нам о чуде, совершившемся на водах; а Церковь изводит нас на воды – с одною спасительною целию, чтобы возбудить и укрепить в нас веру во Иисуса Христа, как верного и скорого Помощника в скорбях и всегда готового раздаятеля Своих благ просящим у Него. Евангелие повествует, что апостол Петр вместе с прочими учениками, тщетно чрез целую ночь боровшись с волнами Геннисаретского озера, – вдруг, в четвертую уже стражу ночи, пред восхождением уже солнца, усмотрел Иисуса Христа, по водам идущего. С Его соизволения, он отважился и сам также по водам пойти к Нему, и уже сделал безбедно несколько немокренных шагов, но, убоявшись бурного дыхания ветра и сильного движения волн, начал от того утопать, и воззвал ко Господу: Господи, спаси мя! Тогда Спаситель сделал ему кроткий отеческий упрек: маловере, почто усумнелся еси, простер к нему руку Свою и изъял его от потопления. Церковь , с подобным Петрову молитвенным воззванием погружая животворящий крест в водных струях, и чрез то сообщая им и изъемля из них силу многоцелебную освящения, дает чрез то разуметь нам, что сила Христова, всегда готова, по усердной молитве, явиться на помощь к нам и произвести в нас и чрез нас свои спасительные действия. Сугубое побуждение вызывает нас к сугубому вниманию и к тем вящшей уверенности, что во всех бедствиях и злоключениях вера есть благонадежнейшее нам пособие, и что, потеряв веру, мы делаемся несчастны. По обыкновению человеческому во всех случаях, несчастие нам причиняющих, ищутся и изобретаются человеческия же средства к отвращению оных. В болезнях прибегают ко врачам, в скудости и притеснении – к покровителям, в гонении – к защитникам, в заблуждении – к наставникам, в унынии – к друзьям и утешителям и т. д. На безчисленные случаи бедствий жизни человеческой безчисленные изобретены и пособия. По сим обстоятельствам следовало бы, кажется, заключить, что нет несчастия, которое бы отвратить или облегчить было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю десятую по Пятьдесятнице, в 27 день июля А ще имате веру, яко зерно горушно, ничтоже не возможно будет вам ( Матф. 17:20 ). Какое дорогое, безценное приобретение – вера! При вере, и в самом малом объеме ея, все возможно нам; а без веры ничто не возможно. Значит в вере блаженство наше, в вере сила наша, в вере богатство наше! Одна вера дает нам право на сыновство и наследие Божие. Одна вера сообщает цену нашим добродетелям. Одна вера примиряет и приближает нас к Богу чрез Ходатая нашего Иисуса Христа. Все, что не освящено верою, грех есть ( Рим. 14:23 ), и отвращает лице Божие. Она получила бытие свое вместе с миром, и окончится с разрушением мира. Начиная от первого человека, все праведники спаслись верою. Она оправдывала их жертвы, живых возносила на небо в недрах смерти сохраняла живых, внушала безпрекословную преданность Богу, и без ропота и сомнения возлагала на жертвенник единородных; предпочитала временному наслаждению поношение Христово ( Евр. 13:13 ), и не боялась гнева царей, разоряла крепчайшия стены и избавляла блудниц от гибели с неверными. Светила, море, огонь и воздух, земля и небо, львы, мечи, неприятели, болезни слушались гласа ея; самая смерть повиновалась ей. В лишении, скорби, озлоблении она подавала сладчайшее утешение; в узах и темницах была единственною отрадою. Но если вера ветхозаветных праведников, состоявшая в ожидании грядущего Мессии, издали только видевшая обетования, но неполучившая оных; если сия вера была в них столь действительна, тесно связывала их с Богом, свято угождая воле Его: то что сказать о христианах, которые веруют не в грядущего, но уже пришедшего Мессию, которым явлена тайна любви Божией, сокровенная от век и от родов ( Кол. 1:26 )? Как должно быть превосходно величие могущества Божия в них, верующих по действию державной силы Его. Тысящекратно блажен ты, христианин, рожденный и воспитанный в вере Христовой, и твердо сохраняющий в себе драгоценный залог Духа Святого. Ты сын Божий, ты наследник неба; ты из числа того малого стада, которому нечего страшиться. Ты знаешь, в чем состоит надежда призвания Божия, и свое знание показываеш на опыте. Тебе уже отверсты врата царствия небесного. Стой, крепись и мужайся до последнего твоего издыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю мироносиц В о едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб ( Иоан. 20:1 ). Если бы ублажаемая днесь вместе с прочими святыми женами Мария Магдалина решилась учинить таковой поступок ныне: то, быть может, лукавый и злоречивый мир потщился бы перетолковать его не так в выгодную сторону, и вероятно нашел бы в нем более безрассудной предприимчивости, нежели благоразумного мужества, достойного славы и бессмертия. Как возможно, сказал бы он, женщине одинокой, в темноте ночной идти посреди земли, покрытой врагами последователей Христовых, и куда же? – Ко гробу, окруженному неприязненною стражею, покрытому камнем весьма великим, запечатленным печатьми Злокозненных старейшин иудейских, и назираемому тысячею глаз враждебных? Но не так судила сия святая жена, и не так судит об ней Церковь , прославляя достохвальную память ея. Быв проникнута пламенною любовию к умершему Христу Иисусу, она совершенно забывает о всех трудностях и неудобствах, имеющих встретиться с нею на сем богоугодном поприще; не страшится ужасов, ожидающих ее в темноте ночи; не безпокоится об опасностях, угрожающих ей со стороны врагов; мало даже заботится о своем бессилии – отвалить камень гробный, но, напутствуемая верою и благим упованием на вседетельный промысл Божий, она шествует безбоязненно, не колеблясь мнимыми призраками ужаса, ни злоречивыми пересудами людей, на гроб возлюбленного ей Господа. Вот пример мужества в жене, достойный подражания мужей. Вот образец любви, вся препобеждающей за возлюбльшего ю Христа Иисуса ( Рим. 8:37 )! Конечно св. Магдалина так много любила Христа Спасителя потому, что Он Сам за чистосердечное ея раскаяние и искреннюю преданность Ему любил ее много. Но разве нет и у нас таких же, или еще больших побуждений любить Его? Мария любила Его еще прежде, нежели Он пролил кровь свою на всемирном жертвеннике, из любви к роду человеческому, а вместе с тем конечно и к ней, и еще не знала сего, или покрайней мере не была решительно уверена в сем – до Его воскресения; а мы, не смотря на то, что знаем и верим, что Христос душу Свою положил за нас, остаемся к Нему равнодушными!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю осмьнадцатую по Пятьдесятнице Н е бойся, отселе будеши человеки ловя ( Лук. 5:10 ). В чтенном ныне Евангелии мы находим одно из важнейших приключений в истории христианства. Шествуя по следам его от самого его рождения, мы везде встречаем признаки его превосходства, везде усматриваем пути простые, начала малые, события чрезвычайные. Призывание Петра на степень апостольства есть одно из таковых явлений. Рыбарь от мрежи, человек без просвещения, без воспитания, без знания света и сердец человеческих воззывается Христом к делу проповедания. Судя по обыкновенному ходу вещей, нельзя было вернее повредить своим намерениям, нельзя было для столь великой цели избрать худшия средства. Но в досаду мнимому просвещению, в укоризну мудрованию света, Петр невежествующий назначается в учителя мудрым, призывается к пленению сердец в послушание веры. Не бойся, сказал ему Христос, отселе будеши человеки ловя. Мудрые века сего! Вас природа, кажется, предопределила к тому, чтобы просвещать человеков. Сообщая вам наилучшие дары свои, она отверзла пред вами святилище своих деяний; вы были наперсниками ея таин. Для вас она, кажется, отступила от обыкновенных путей своих: для всех других сокровенная, она вам одним явилась без покрова. Она вознесла вас на высоту, с которой, обозревая род человеческий, вы смеялись бы, или лучше, жалели бы о его заблуждении. Она открыла пред вами сокровеннейшие исходы человеческого сердца, указала вам собственною своею рукою первые движущие его начала. Вам известны самые, так сказать, стихии наших дел, наших намерений, наших мыслей. Но взгляните, вас забывает Бог, когда избирает орудия Своего слова. История человеческого разума прославляет вас, как героев истины и проповедников просвещения: но об вас молчит история веры; ея герои суть рыбари и простолюдины. Им говорят: не бойтеся, отселе будете человеки ловя, а вы вводитесь там только для того, чтобы в лице вашем посрамить мудрость человеческую и обнажить всю ея тщету. Буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит ( 1Кор. 1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю Пасхи святые И будет вам день сей в память, и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша ( Исх. 12:14 ). Если так предписано было о ветхозаветной пасхе, которая была только сению новозаветной; если иудеи должны были каждогодно воспоминать и праздновать день своего исхода из Египта, – освобождение от своего временного рабства: то Церковь Христова тем более должна торжествовать, веселиться и радоваться в сии дни воскресения Христа Спасителя – истинной и вечной Пасхи нашей. Ибо воскресением Иисуса Христа мы освобождены от царства тьмы, исторгнуты из поносного рабства духовному фараону и преставлены в свободу чад Божиих. Чем вообще духовное важнее телесного, вечное – временного, небесное – земного: тем и наше освобождение важнее освобождения иудейского. Следовательно и настоящая радость наша, и настоящее торжество наше должно быть несравненно выше, несравненно величественнее, нежели радость и торжество древнего Израиля. Христиане торжествуют, веселятся и радуются, – и духовной их радости никтоже возмет от них ( Иоан. 16:22 ). Ибо Воскресший ктому уже не умирает, и смерть Им ктому не обладает ( Рим. 6:9 ). Он, по обещанию Своему, с нами есть во вся дни до скончания века ( Матф. 28:20 ). Церковь знает всю цену спасительных плодов воскресения Господня, и в слух всех сынов своих торжественно восклицает: «веселитеся и радуйтеся, яко Христос воскресе. Торжествуйте и восхищайтесь, яко умерший Спаситель из мертвых воста». Все чада ея, все носящие на себе имя христиан, по видимому, слышат приветственный глас своея Матери, и ответствуют на него своею покорностию: ибо все твердят: Воистинну воскресе Христос. Но все ли они действительно способны исполнить его, и все ли истинно и вполне могут ощущать радость о воскресении Христовом? Вот вопрос достойный нашего внимания. Бесспорно, что настоящее торжество Церкви и само в себе столь полно и совершенно, что невольно возбуждает и настроивает дух наш к радости. Но не все те, которые именуются христианами, могут в полной мере наслаждаться радостию чистою и небесною. Пророк Исаия говорит: несть радоватися нечестивым ( Ис. 48:22 ), а Церковь среди самого торжества воспевает ныне: да погибнут грешницы ( Псал. 67:3 ); следовательно тем самым уже отлучает их от соучастия в своей радости. Подлинно, неистинные христиане – и недостойны и неспособны вкушать чистую радость о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010