Скачать epub pdf Слово в неделю пред Воздвижением Животворящего Креста Господня М не же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ). Святая Церковь , утвержденная, огражденная и сохраняемая силою креста Господня, со всех сторон окружила нас крестами. Крест она возложила на нас при самом крещении; крестом украсила внутренность и внешность наших храмов; крестом заповедала ограждать наши домы, пути, пищу, ложе, и все употребляемое в жизни; под знамением креста заповедала возносить наши молитвы, и сама совершает и запечатлевает им все свои таинства и все священные действия и, наконец, учредила от времени до времени совершать торжество в честь креста Господня. Одним словом крест, орудие казни некогда постыдное, с той самой минуты, как Господь Иисус освятил и возвысил его своим пребыванием на нем, и совершил на нем спасение наше, соделался отличительным признаком последователей Его, тем более уважаемым и тем чаще употребляемым ими во всех случаях жизни, чем более и чаще они слышали упреки от иудеев и язычников, что они покланяются висельнику, то есть, Христу, распятому на кресте. Так апостол Павел в ответ на подобные упреки с торжеством говорил о себе: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Самые близкие к Апостолам писатели упоминают уже о употреблении крестного знамения при совершении молитв, и упоминают не как о чем либо новом и до них неизвестном, но как об известном и находящемся во всеобщем употреблении у христиан тогдашнего времени, а сим самым и показывают, что оно введено еще при Апостолах. Так – Дионисий Ареопагит , ученик апостола Павла, говорит: Церковь первенствующая употребляла оружие креста против чародеяний, мечтаний и страшилищ демонских, против ядов, ядовитых животных и прочих напастей. Оно, будучи соединено с молитвою и верою, прогоняет всякий страхûЦерк. иер. 3. и 5 гл.. Тертуллиан , писатель 2-го века, пишет: при всяком шествии и движении, при всяком входе и выходе, при одеянии, при обувении, при приближении к столу, при возжжении свечи, идучи ко сну, садясь на лавку и при всяком нашем упражнении – знамением крестным чело ограждаем. Потом прибавляет: ты не найдешь в писаниях заповеди о сем; предание да будет для тебя заповедию, обычай подтверждением, а вера побуждением к исполнениюûКн. н. о венце воин. гл. 2..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в одиннадцатую неделю по Пятьдесятнице А ще иным и несмь апостол, обаче вам есмь. Печать моего апостольства вы есте о Господе... ( 1Кор. 9, 2–15 ). В чтеннном ныне отделении Апостола разрешается вопрос весьма важный, особенно занимающий в настоящее время и деловых и неделовых людей нашего общества. Вопрос, правда, не новый и современный появлению на земле Церкви Божией, а это появление не моложе самого мира, следовательно, довольно уже старый; но тем не менее для многих из наших многоученых современников представляющийся как будто вчера только родившимся, и потому имеющим всю прелесть новости. И, Боже мой! каким толкам и мнениям, суждениям и возражениям, приговорам и опровержениям не подвергается он и в устных беседах и в литературных прениях самозванных попечителей и распорядителей судеб человеческих! Что же это за вопрос? Вопрос о содержании служителей олтаря Господня и проповедников Евангелия, или, что тоже, о содержании духовенства. Вопрос в самом деле занимательный, а по духу и потребностям настоящего времени, и совершенно необходимый. Послушайте же внимательно, как решает сей вопрос апостол Павел, и, затем, сличите, чтó говорят и пишут в разрешение его наши многоученые мыслители. Тогда легко поймете и оцените, каким духом дышут эти люди, в других отношениях, быть может, весьма рассудительные и почтенные, – духом ли Христовым, или противоположным ему, и откуда заимствуют свои побуждения и убеждения, из чистого ли источника христианского вероучения и здравого разума, или из мутных потоков лжемудрования мира тлетворного и страстей человеческих? Апостол рассматривает этот вопрос со всех сторон и везде находит доказательства той непреложной и непререкаемой истины, что духовенству должны доставлять содержание те, коих духовным потребностям служит оно молитвою, священнодействием, требоисправлением и поучением, иначе сказать, прихожане. Доказательства сии, если смотреть на них даже просто с точки зрения чисто человеческой, забыв на время, что предлагает их Апостол, а не простой человек, и не от своего произвола и вымысла, а по внушению и побуждению Духа Божия, приобретают еще большую силу и значение от того, что сам Апостол и бывшие с ним Варнава, Марк и Сила сим правом не пользовались и содержали себя трудами рук своих: сами весте, говорил он ученикам своим, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии ( Деян. 20:34 ), следовательно, если бы это говорил и простой человек, то и тогда слова его имели бы полную силу убеждения, и ни малейшая тень подозрения в пристрастии и своекорыстии не могла бы пасть на него. Тем большего внимания, доверия и всецелого послушания заслуживают слова мужа богодухновенного, каков Апостол, которого языком и пером руководила одна чистая и строгая истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи В озрадовашася ученицы, видевше Господа ( Иоан. 20:20 ). Радуемся мы и веселимся, когда блистает солнце, и тот день, в который невидим его во всей красоте, бывает для нас неприятен и скучен: не паче ли же мы должны радоваться и веселиться, когда сияет Солнце правды ( Мал. 4:2 )? С олнце вещественное познает запад свой ( Псал. 103:13 ); а Солнце правды вечно озарять будет жителей нового Иерусалима. Солнце вещественное, исходя от чертога своего, делается предметом радости ( Псал. 18:6 ); а солнце правды и в своем небесном чертоге находясь, радовало и восхищало странников мира сего. Во времена патриархальные и подзаконные, когда Солнце правды, почивая еще в лоне Отчем, извещало чающих утехи Израилевой о приближении своем – токмо тению, ему предшествовавшею, оно веселило уже святых своих, сквозь самую тень усматривавших грядущие блага. Авраам, отец верующих, виде день Его – время полного сияния, виде, и возрадовася ( Иоан. 8:56 ). Богоотец Давид, пророческим духом созерцая блаженство озаренных светом благодати, скакаше пред сенным ковчегом, где заключены были символы непреложных Божиих обетований. Когда же Солнце правды, Христос Бог наш – благоволил явиться в мир сей: то силы небесные радостно воспели неразлучное от вечности сие явление Его во времени. Итак, если обетование блаженства восхищало сердца верующих; если восхождение солнца духовного было предметом радости и песнопения: то не паче ли должно восхищаться нам, наслаждающимся самым тем блаженством? Не паче ли должно радоваться, когда оное Солнце, после страшной бури ярости Велиаровой, после ужасного для всей твари, гибельного для ада и спасительного для узников адовых захождения своего во гроб, воссияло новым, величественным, Божественным светом? Приидите убо возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему ( Псал. 94:1 ). Но Ангелы, воспевшие рождение Сына Божия, не песнословят на земли востания Его из мертвых, а повествуют случившееся, что Христос воскресе; род же человеческий, поклонившийся с волхвами Младенцу Иисусу, покланяется с Апостолами Победителю смерти и ада, и торжествуя радуется: возрадовашася ученицы, сидевше Господа. Таково свойство неизглаголанной радости! Сердце, до преизбытка упоенное ею, не измеряет своего состояния, но только объявляет качество оного: Возрадовашася. Чтобы и наша радость была исполнена в себе, рассмотрим при настоящем торжестве, какое действие имеет сияние Воскресения Христова на ум и на сердце наше?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи В Том живот бе, и живот бе свет человеком ( Иоан. 1:4 ). Слушатели христиане! Св. Церковь , торжественно днесь празднуя Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, оглашает слух нам сладчайшими песнями: она воспевает в них все те Божественные благодеяния, которые Господь доставил роду человеческому Своею смертию и воскресением. А чтенное ныне Евангелие обращает взор наш на жизнь сего Начальника и Совершителя нашего спасения, которую Он, облекшись плотию, провождал на земле с человеками и для человеков, и вместе показывает существенное качество сей жизни, говоря: в Том живот бе, и живот бе свет человеком. Такое повествование Евангелия о жизни Богочеловека и высоком ея достоинстве как во всякое время, так особенно в настоящее, для нас многоценно. Ибо оно имеет прямую и тесную связь с нынешним торжеством нашим. Церковь , предлагая нам для вкушения сладчайшие плоды воскресения Христова, показывает вместе и добрые семена, из которых возрасли сии вожделенные плоды, или что тоже, раскрывает пред нами и жизнь Богочеловека, в которой, как в семени, еще прежде, нежели сие Божественное семя повержено было в недра земли, заключались уже сии плоды, и не только произникали в виде малых начатков, но и постепенно созревали; раскрывает же для того, чтобы и нас научить приготовлять подобные семена в нашей жизни, для нашего будущего воскрения и блаженства. Жизнь Христову Евангелие называет светом, и притом светом для человеков, и сколь величественно и справедливо сие название! Приблизимся же к сему свету, воссиявшему ныне из гроба; он и для нас сияет, как и для всех человеков. Приблизимся и почерпнем из него хотя единую искру света для озарения мрачных путей нашей жизни и нашего разумения. Светом вообще называется такое посредство, при котором невидимое делается видимым, неизвестное известным, открывается ложь, обнаруживается справедливость. Но человек доколе не обращается к жизни Иисуса Христа и Его учению, дотоле не знает наверное, кто он, каков он и для чего существует; а как скоро обращает духовный взор свой на жизнь Господа Иисуса, то мрак неведения его удобно разгоняется и исчезает, слепота с духовных очей его немедленно отрясается. Он при сем удобно получает точное познание о многих, дотоле неизвестных истинах; его разум перестает тогда блуждать по темным и извилистым путям воображения, взыскуя единого Бога, Творца всяческих; а взыскав Его, не воздает уже Божеского почтения тварям ни земным, ни небесным, не изменяет славы нетленного Бога с подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад ( Рим. 1:23 ), не воздвигает храмов Богу неведомому ( Деян. 17:23 ), но истинно познает Бога истинного, и покланяется Ему, яко Духу чистейшему и Существу совершеннейшему, духом и истиною, по наставлению небесного Учителя, Который говорит: Дух есть Бог , и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися ( Иоан. 4:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в первый день Святые Пасхи М илость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася ( Псал. 81:11 ). Не одни мы, слушатели, участвуем в настоящем торжестве Церкви. Мир древний и новый, роды прошедшие и грядущие соединяются в своих песнопениях воскресшему Христу Иисусу. Видел Авраам день сей, день Христов, день оправдания и спасения нашего, и возрадовался духом своим ( Иоан. 8:56 ); видел его страждущий Иов, и на нем утвердил надежду своего воскресения. Вем, яко присносущен есть, говорил он в утешение себе в тяжкия минуты тяжких скорбей телесных и душевных, Иже имать воскресити кожу мою терпящую сия ( Иов. 19:26 ). Видел его Давид, и в священном восторге своем сказал: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Видим его наконец и мы, недостойные видеть его, а тем менее участвовать в высоких радостях его, видим, и с благоговейным притрепетным удивлением познаем, как точно и совершенно в сей день, в сем достопокланяемом Иисусе оправдались оные слова прозорливца Божия, как в нем легко совместились сии столь противоположные качества, каковы суть милость и истина, без всякого в нем самом противоречия, без всякого их изменения, но так, что каждое из них удерживает, так сказать, свой вид, свое существенное свойство. Приближим предмет сей подробным рассмотрением его к осязательному чувству недоверчивого разума, и при свете слова Божия дав ему, сколько можно, яснее ощутить не только возможность, но и действительное соединение таких несоединяемых, по видимому, качеств в Ходатае Бога и человеков, Богочеловеке Иисусе Христе, извлечем отсюда для себя нравственное и для преспеяния в духовной деятельности необходимое правило: в делах веры водиться более верою, а на любопытствующий разум наш налагать печать глубокого молчания, и всякое его возношение, взимающееся на разум Божий, пленять в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ). В си путие Господни – милость и истина ( Псал. 24:10 ). Вот основание, на котором зиждутся и по которому располагаются все действия Божии; вот внутренний всеобщий закон существа Его, который ясными чертами отпечатлевается во всех внешних явлениях оного. Кто внимательным и благоговейным взором приникал в таинственные пути промысла Божия в отношении к самому себе и в отношении к другим: тот не может сомневаться в этом; тому тысячи встречались случаев, в которых он видел ясно, как все действия Божии заключались, какбы в семени, в сих противоположных, по видимому, свойствах существа Его, и как все оне естественно и постепенно, так сказать, развивались из них. В существе Божием нет никакой противоположности; в нем все тождественно, все единственно, все милость и все истина. Таков Вышний в существе своем! Но каков Отец, таков и Сын. Свойства Вышнего не должны ли, по самому естественному порядку, перейти к Сыну Вышнего, к Тому, который вечно пребывает в лоне Его, Который есть сияние славы Его и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи Р цыте учеником Его и Петрови, яко воста Господь ( Марк. 16:7 ; Матф. 28:7 ). Вот уже третий день настал, как один из ревностнейших учеников Христовых, – добрый по сердцу, но слабый по естественному своему расположению, усердный до излишества, но робкий до малодушия, Симон Петр, – в мрачном уединении, вдали от взоров друзей и врагов своих, оплакивает свое троекратное отвержение от Господа и Учителя своего возлюбленного. Глава его преклонена долу, взор его тускл и мрачен, лице покрыто смертною бледностию, из очей льются горькия слезы, уста его безмолвствуют; но сердце, исполненное жестокой скорби и уныния, тем не менее говорит к Сердцеведцу Богу своими тяжкими вздохами и болезненными стенаниями: «Господи, не погуби мене до конца, Господи не отрини мене во век». Одна мысль наиболее занимает, теснит, смущает и потрясает все существо его, мысль ужасная, но, как казалось ему, совершенно справедливая: может ли такой преступник, как он, ученик неблагодарный, друг вероломный, нарушитель собственной клятвы, ожидать себе пощады и прощения? Уже мрачные тучи грозного правосудия небесного собрались в его воображении над главою его, и готовы разразиться над ним; уже не раз гибельное отчаяние покушалось вторгнуться в колеблющуюся храмину души его и завладеть его сердцем: но в тоже время являлся светлый луч утешительной надежды на безприкладное милосердие Божие, и грозные тучи, как ночные призраки, рассеевались в очах его, и его сердцу становилось легче, сладкий мир снова водворялся в душе его. Но вдруг новые сомнения начинают тревожить его, новые безпокойства возмущают неутвердившийся дух его: «мое преступление,» говорит он сам в себе, «больше всех других. Давид и Манассия прощены, мытарь и блудница оправданы, но они нарушали закон по заблуждению, или неведению, в жару страсти или в ослеплении, между тем как я не могу иметь для себя ни одного из сих оправданий. Я знал моего Господа и Учителя, видел Его чудодействующим на море и суше, ходил с Ним по водам, слышал глас Его, изгонявший духов нечистых и воскрешавший мертвых, был свидетелем славного Его преображения, исповедал Его Христом и Сыном Бога живого, был любим Им и любил Его от чистого сердца и, несмотря на то, отвергся от Него, и отвергся троекратно! Не ужели есть еще для меня помилование?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня В озрадовашася, и совещаша ему сребреники дати ( Лук. 22:5 ). Появление Иуды в сенате иудейском с предложением предать Иисуса, произвело в председательствующих в оном всеобщую радость. Случай погубить ненавистного им человека, столь давно и всеми возможными средствами изыскиваемый, представился им сам собою. Как не обрадоваться такому неожиданному для них приобретению? Время ли было размышлять о цене, за которую продавали им столь важную для них услугу? Надобно было поспешить совещанием и не потерять предателя, столь выгодно продающего себя; и совещание немедля состоялось. Судии Израиля единогласно решили, не теряя времени, дать просимую цену за неоцененную главу Богочеловека Христа, и ни одного между ними не нашлось, который бы возразил против столь беззаконного поступка! Никто не отверз уст своих, в защиту неповинно Предаемого; напротив, всякий из них радовался возможности иметь Его в руках своих! Возрадовашася, и совещаша Иуде сребреники дати. Н о чем мог оскорбить гордых начальников иудейских Тот, Который был кроток и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ), Который умел только благодетельствовать, а не умел оскорблять? О! Мало ли чем? И во-первых, своим именем, всюду возглашаемым с особенным уважением; во-вторых, – славою чудес, Им совершаемых; далее – резким обличением пороков и заблуждений их, всеобщим вниманием к Его учению, умножением Своих последователей и пренебрежением их обычаев. Всего этого разве недовольно было, чтобы надменные фарисеи и книжники, первосвященники и князи иудейские вооружились против Него всею непримиримою своею ненавистию? Разве могли они равнодушно смотреть на сей лучезарный светильник, сияющий столь необыкновенным светом? Разве могли не желать погасить его, когда он, освещая все, освещал вместе и мрачные дела их? Особенно же, когда князь тьмы, дух злобы геенской подавал им к тому надежное средство, естественно ли было им не обрадоваться сему случаю? И они, действительно, весьма тому обрадовались и спешили исполнением своего давнего замысла против Господа Иисуса: самое сребролюбие, которому они, по какому-то племенному расположению, столь много были преданы, здесь уступило место действию зависти, и они, скупые всегда и для всех, к удивлению, для предателя оказались щедрыми, поставив ему цену предательства, удовлетворявшую его корыстолюбию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово на день Св. Пасхи С ей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117:24 ). И кто может не радоваться при исполнении того великого обетования Божия, события которого все благочестивые, начиная от первозданного, восхотеша видети, и не видеша ( Матф. 13:17 )! Если праотец наш Авраам, еще в отдаленнейшей будущности, узрев очами веры зарю сего великого дня, возрадовался радостию великою ( Иоан. 8:56 ): то мы ли, видя не зарю только, но уже светозарный день в полном его блеске и величии, не возрадуемся и не возвеселимся? Если Богоотец Давид, по выражению Писания, от душевного восторга, играл и скакал пред сенным ковчегом, сокрывавшим в себе тайну настоящей нашей радости: то мы ли, людие Божии святии, событие сей тайны зряще, в сей день не возвеселимся и не возрадуемся? Сей день есть день свободы нашей от поносного рабства духовному фараону: Ныне паки отверсты для нас врата в землю, кипящую истинным млеком и медом ( Исх. 3:8 ), в страну вечной радости и мира ( Рим. 14:17 ). Велик для нас, слушатели-христиане, день сей! Возрадуемся убо и возвеселимся в онь. Ныне все – и небо и земля и преисподняя, днесь всяка плоть и всяка тварь, исполнившись света воскресения Господня, веселится и радуется, яко Христос воскресе. Сама свыше озаренная св. Церковь , празднуя светоносный день сей, приглашает всякое создание к веселию и радости. Небеса убо достойна да веселятся, взывает она, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый; Христос бо воста, веселие вечноеûКан. Пасх. п. 1, троп. 2.. И сей глас Церкви, призывающий нас ликовствовать с нею в светоносный день сей, кажется, не оставлен нами без исполнения. Мы все подлинно празднуем Пасху Господню, и, как кажется, празднуем торжественно. Но каково наше празднование? Ибо и празднества от празднеств отличаются, и иногда так много и резко, что при однех из них остается только имя и внешний вид, самая сущность и цель совсем исчезают; а другия, быв в существе и форме обезображены и искажены, нисходят даже на степень низшую самых будней.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово на Святую Пасху Х ристос воста от мертвых, начаток умершым бысть ( 1Кор. 15:20 ). Воскресение Христа Спасителя есть преддверие нашего блаженнейшего воскресения, имеющего последовать в последний день мира сего. По сей причине Он называется начатком умерших, первенцем из мертвых, перворожденным во многих братиях ( Апок. 1:5 , Рим.3:29 ). Ему, как единородному и единосущному Сыну Божию, не было нужды ни раждаться человеком, если не для человеков, ни умирать родившись: поелику Он греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его ( 1Петр. 2:22 ), – ни воставать из мертвых, если не для братии своей – верующих в Него христиан, дабы, то есть, воскресением своим отворить им дверь к подобному в свое время воскресению. Он называется начатком умерших для того, чтобы указать на остаток, лежащий ныне во гробе, который впрочем за своим начатком, как последнее звено в одной цепи, непременно влечется. Для того называется Первенцем из мертвых во многих братиях, дабы твердо уверить, что как сей Первенец разверз воскресением Своим ложесна земли, яко неплодной доселе матери; так теми же вратами из сих твердейших камени ложесн легко – по единому Его гласу – рождены будут и братия Его из гробов своих. Грядет час, в онь же вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут ( Иоан. 5:25 ). Теперь нужно показать вам, слушатели, кто суть истинные братия Христовы? Кто попадет в те же самые врата блаженного воскресения, коими прошел сей Первенец из мертвых. Для сего довольно будет объяснить следующее изречение апостола Павла: ихже предуведе Бог, тех и предустави, сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях ( Рим. 8:29 ). И по естественному рождению единоутробные братия большею частию бывают подобны друг другу, то в главных чертах лица, то в нравах, то в голосе, то в привычках, то в склонностях. Хотя сей порядок иногда изменяется по стечению противных обстоятельств, но в сродстве духовном между Христом и братиею Его таковый порядок неизменен. Единожды устроил Бог, дабы братия Христовы были сообразны образу Его, так чтобы сим, а не другим образом Сын Божий был перворжден во многих братиях Своих, и сие единократное устроение Божие не может допускат никаких исключений или изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Теперь обратимся к певцу Израиля. Вы видите его погруженного в глубокие думы; душа его полна, но уста ещё безмолвствуют, ещё вещие персты его не касаются благозвучных струн священного орудия. Но вот уже вдохновение небесное начинает сильно двигаться в груди его, внутренний пламень объемлет и проникает его сердце, в его мыслях возгорается огонь ( Пс.38:1–4 ), его лицо оживляется каким-то сверхъестественным цветом, его взоры блещут лучами вышнего озарения и он восторженным голосом своим возглашает: Иегова, Господи наш, как величественно имя Твое по всей земли. Ты вознес величие Твое превыше небес ( Пс.8:2 ). Чтобы почувствовать в полной мере всю силу и знаменательность сего возглашения, надобно ближе ознакомиться с духом и характером священного языка. Еврейский язык не многоречив, но за то каждая в нём буква, каждая точка и каждое видоизменение оных говорят несравненно более, нежели целые слова и выражения в других языках. Так произнесённое песнопевцем имя Божие: Иегова, величию коего удивляется он, собственно говоря, состоит только из трёх букв, но как много выражает оно; ибо одна из сих букв выражает собою время настоящее, другая – прошедшее, третья – будущее, а все, вместе взятые в совокупности, означают такое существо, которое, бытием Своим объемля все времена и веки, в Самом Себе заключает источник бытия всего, что было, есть и будет, след., существо вечное и беспредельное, существо самобытное и всепроизводящее, существо всех существ, жизнь всех жизней, или, как изъясняется оно у св. Иоанна в Апокалипсисе, это есть сый и иже бе и грядый. И так, имя сие, и по буквальному значению своему, неизмеримо-величественно и многознаменательно, так что иудеи не только благоговели пред ним всем существом своим, но после плена Вавилонского страшились, даже произносить его, страшась своего недостоинства, и потому во время чтения божественных книг, где оно встречалось, заменяли оное другим именем Адон или Адонаи, а древние Отцы Церкви называли его даже неизреченным (Наз. в 4 гл. о Богословии).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010