Скачать epub pdf Слово в день пренесения образа Христа Спасителя Б ывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная ( Еф. 5:1 ). Богомерзкое и крайне нечестивое дело творить и боготворить идолов: потому что идолы суть изображения и подобия ложных богов, то есть, богов несуществующих на самом деле, а вымышленных человеком, по его ослеплению. Посему-то апостол Павел, говоря об идолах, сказал: вемы, яко идол ничтоже есть ( 1Кор. 8:4 ); ничтоже, впрочем, как изъясняет св. Златоуст, не вещию, но знаменованием: ибо знаменует Богом того, который не есть Бог; по веществу же идолы и кумиры не суть ничто, но суть злато или сребро, древо или камение, или, лучше сказать, суть демоны. Напротив благочестивое и богоугодное дело есть писать честные иконы и воздавать им должное почтение: потому что оне суть изображения того, что действительно существует и в таком именно виде, в каком представляется на иконах, изображения Бога истинного и святых угодников Его, и потому воздаваемое им почтение естественно переходит на первообразное, изображаемое на них, как богословствует св. Василий великий . Вот причина, почему Бог премудрый в тоже самое время, как изрек свою заповедь: не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, елика в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им ( Исх. 20:4 ), дал Моисею следующее повеление: виждь, да устроиши по образу, показанному ти на горе ( Исх. 25:49 ), и Моисей, повинуясь гласу Божию, устроил на земле образную вещей небесных скинию. Вот также причина почему законодатель Израиля, тот, которой вещал к сонму левитов: не сотворите себе образов рукотворенных, ниже изваянных ( Лев. 26:1 ), одною рукою сокрушает тельца златого – кумир, созданный буйством народа, и без пощады поражает безумных служителей его, а другою воздвигает в самом святилище новосозданной скинии златых херувимов – рукотворенные образы служебных духов Вышнего, и повелевает первосвященнику воскурять пред лицем их фимиам. Вот причина, почему в новой благодати сам Господь Иисус, сый сияние славы Отчия и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ), благоволил напечатлеть свой пречестный образ на убрусе и передать оный, в лице едеского князя Авгаря, всем верующим в Него для их пользы душевной, да видяй Его в вещественном изображении видит и Бога Отца ( Иоан. 14:9 ), которого Он есть образ ипостасный, и которого никтоже виде нигдеже, точию Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той Его исповеда ( Иоан. 1:18 ). Вот, наконец, причина, почему христианская Церковь с самых первых дней бытия своего всегда имела святые иконы и свято чтила оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Преображения Господня И возведе их на гору высоку едины ( Матф. 17:1 ). Господь наш Иисус Христос, когда возшед на Фаворскую гору, возвел вместе с Собою и трех учеников своих: тогда в сиянии Своего преображения показал им, что царствие земное есть ничто в сравнении с царствием небесным; когда озарил их светлостию лица Своего, тогда уверил их, что видимый свет слишком незначителен пред невечерним светом славы Его; когда же возведя их на гору высоку едины, и сняв с Себя покров смирения и уничижения, открыл пред очами их славу будущего, тогда Он чрез это явил им, что кто не вознесется от юдоли земной на высоту добродетелей, тот, как недостойный, не будет ликовствовать с силами небесными. И дабы тем вящше уверить нас в сей истине, Он не взял с Собою всех учеников Своих на гору, и особенно не взял с Собою ожесточенного и нераскаянного грешника Иуду Искариотского, поят же токмо Петра, Его много любящего, Иоанна любимого и Иакова ревнителя веры, имущего вскоре запечатлеть ее своею мученическою кончиною в Иерусалиме ( Деян. 12:2 ): и возведе их на гору высоку едины. Посему Иуда, как говорит один из отцев Церкви ( Феофилакт Болгарский ), недостоин был предательскими своими очами видеть славу преображения Господня; ибо царство небесное есть награда одних только истинных и достойных последователей Христовых. Вникнем обстоятельнее в сию истину. О царстве небесном, в котором во веки будут наслаждаться святии Божии человецы (2 Пер. 1:21), хотя мы по ограниченности ума нашего совершенно постигнуть его не можем; однакожь, по свидетельству слова Божия, глаголющего: царство Божие несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Духе Святе ( Рим. 19:17 ), мы не можем не увериться, что оно есть блаженнейшее состояние душ праведных, или, что тоже, соединение радостей чистых, святых, неизменяемых и совершеннейших. Человек, как мимоходящий путник земли, выну стремится в сию страну горнего Иерусалима, где ожидают его удовольствия превосходящие разум; но достигнет ли он до сего жилища утех нескончаемых, никогда не сменяющихся днями печали? – Достигнет, если только неуклонно шествует и до конца жизни своей будет шествовать во след Христа Спасителя, и терпеливо преодолевает и будет преодолевать все встречающиеся на пути преграды и преткновения, – и камни соблазнов и искушений и терния бедствий и скорбей временных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Преображения Господня У буждшеся видеша славу Его ( Лук. 9:32 ). Евангелисты Матфей и Марк сокращеннее повествуют о преображении Христовом, бывшем на горе Фаворской пред тремя учениками; но Лука представляет и причину, за чем преимущественно взошел Спаситель на гору с учениками, то есть, помолитися, и не скрывает слабости учеников, которые, возшедши на молитву, предалися сну: бяху бо, говорит он, отягчени сном, и тогда уже пробудились, когда лучи от прославленного лица Христова проницали смеженные очи их. Из сих естественных обстоятельств преображения Христова мы можем с пользою извлечь нравственные наставления. Спящие и славы преображения Господня невидящие Апостолы представляют нам тех из христиан, которые будто везде последуют Христу, но в должностях своих не бдят и противу сна житейских сует не вооружаются молитвою. Последние, подобно как и первые, пробудившись от сна, рано или поздно должны увидеть славу Господню; но дай Бог, чтобы увидели и приобщились оной благовременно: в противном случае, они увидят оную, но так, как распявшие Христа Спасителя, по сему пророческому сказанию: се грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже его прободоша, и плачь сотворят о Нем вся колена земная (Ап. 1:7). Преображение Христово на Фаворе хотя и славное было, однако частное пред тремя только Апостолами; свет лица Его Божественного облистал только верх горы; Моисей и Илия, явившиеся во славе, не о славе беседовали со Христом; но о безчестии, то есть, о безчестной Его кончине, ожидавшей Его во Иерусалиме; глас Отца, бывший с неба, слышали одни только Апостолы, бывшие с Ним на горе. Но преображение и слава Христова, открывшияся по воскресении и вознесении Его на небеса, весь мир осветили. Ибо когда проповедь Апостольская протекла весь мир, и свет Евангелия прогнал тьму всемирного идолослужения со всем его нечестием: тогда вместо бесов, гнездившихся в идолах, признан был единый истинный Триипостасный Бог и Единородный Сын Его, на спасение рода человеческого посланный; вместо капищ скверных, насаждены, как звезды, молитвенные храмы к приношению жертвы хваления и благодарения; дикие и враждебные между собою народы, какбы некиим чудом, как волки с овцами, тигры с агнцами и ссущие мдаденцы со змиями и скорпионами соединились в один союз любви христианской; цари повергли свои багряницы пред лицем Христа Царя, и пред гробами Апостолов Его, коих прежде гнали и мучили, став на колена и сложив венцы свои, смиренно молились. Когда, говорю, таким образом весь мир преобразился: тогда кто невидел, и видя кто не признал, что лице Христово на весь мир просветилось не меньше, как и солнце?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Пятьдесятницы Совершаемое нами сегодня и завтра празднество есть одно из наивысших и важнейших празднеств и торжеств христианской Церкви. Оно называется трояко: днем Пятьдесятницы, днем Св. Троицы и днем Св. Духа, и каждое из сих наименований в самом свойстве праздника имеет свое верное основание. Кроме того празднество сие имеет некоторые особенности, которые с одной стороны показывают его чрезвычайность и отличительный характер, а с другой, открывая его внутреннюю важность и значение, тем самым внушают нам известные обязанности в отношении к Богу и ближним нашим. Особенности эти суть поминовение усопших отец и братий наших как в самый праздник чрез возношение об них торжественной молитвы, так и накануне праздника – чрез совершение над гробами их молитвенных литий, чего ни в один другой праздник не делается, и украшение храмов и домов наших древесными ветвями, цветами, вообще всякою растительною зеленью. На этот раз хочу я ныне побеседовать с вами, возлюбленные о Господе чада и братия, о том, что означается наименованием настоящего великого праздника Пятьдесятницею и днем Святые Троицы. Наименование празднества сего Пятьдесятницею произошло от того, что это есть действительно пятьдесятый день от святой Пасхи. Но сия Пятьдесятница напоминает нам другую пятьдесятницу – еврейскую, в которую иудеям дан был на Синае богописанный закон. Почему же именно в сей день, а не в другой какой-либо благоугодно было Богу ниспослать Пресвятого Духа на Апостолов? – Причина сего заключается в таинственном сближении прообразования с истиною прообразуемою. Закон Моисеев был, по намерению Божию, прообразовательною сению закона духовного христианского: сень бо имый, говорит Апостол, закон грядущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ). О даровании человеческому роду сего второго совершительного закона ясно и неоднократно предсказано было чрез пророков – Иеремию (31:33), Иезекииля (11:20) и Захарию (8:7), о чем воспоминая, апостол Павел в послании ко евреям пишет: укоряя бо их, глаголет: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет нов, не по завету, егоже сотворих отцем их, яко сей завет, егоже завещаю дому Исраилеву по онех днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их, и буду им Бог, и тии будут Мне людие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день светлого Христова Воскресения Я коже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ). Адам небесный, слушатели, приходил возглавити всяческая ( Еф. 1:10 ), – все падшее во Адаме земном; сила заслуг Христовых проливает дух и жизнь всюду, куда только смертный яд преступления первого человека внес свою разрушительную силу. Якоже о Адаме вси умирают, говорит Апостол, такожде и о Христе вси оживут. Посему о приобретении, которого мы удостоились в воскресшем Спасителе, не иначе судить можем и должны, как по той потере, которую претерпели мы в первом своем корени, отщетившемся от жизни Божия; посему смерть, распространившаяся на всех нас от Адама, может руководствовать нас к понятию о том, какая жизнь дарована воскресшим Христом. Грех, вошедший единым человеком в мир, произвел троякую в нас смерть: духовную, – распространивши мрак и нечувствие на все силы и способности ума и воли; телесную, – пробудив и ускорив в человеке отдаленную возможность разрушения телесного его состава, и наконец вечную, которая, как следствие первой, при посредстве второй, долженствовала карать навсегда сынов противления. Отсюда и чрез воскресение Ходатая дарована нам тройственная жизнь: жизнь духа, жизнь плоти и жизнь вечная, сонаследствуемая во Христе, оправдавшем нас и усыновившем Богу Отцу. Чтобы обозреть великость празднуемого ныне торжества, пойдем по следам побед воскресшего и упразднившего державу смерти Христа Иисуса. Отпавший от Бога человек грешник прежде всего ощутил смерть в духе, которая, час от часу возрастая, подавляла в нем более и более последния движения первосозданной жизни, и низводила его во глубину нравственного нечувствия. И с какою быстротою разливалась власть ея? Первый сын первого человека уже умер для любви к брату, а в лице его, конечно, – и ко всякому ближнему. Нет нужды говорить, было ли еще сердце его для любви к Богу, которого он презрел законы, насажденные в его сердце. Распространение рода человеческого было нечто иное, как разширение пределов духовной смерти. Забвение Бога, изглаждение понятий самых священных – любви и страха к Богу, уважения и снисхождения к подобным себе, пренебрежение чистоты и целомудрия – обыкновенные явления последующего за тем рода человеческого, что другое доказывало, как не конечное ослепление ума, как не крайнее развращение сердца, одним словом, как не смерть духа? Можно сказать, что у людей не более было жизни и чувства, как у древа и камени, признанных ими за божества. Вот до какой степени простиралось ослепление и растление духа человеческого!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи В оскресни Боже, суди земли ( Пс. 21:8 ). Давно уже – почти около двух тысяч лет, как Богочеловек Иисус Христос воскрес из мертвых. Не смотря на то, мы и доселе продолжаем воспевать Ему сию пророческую песнь: воскресни, Боже, суди земли. Но скажут, может быть, что под словом: воскресение, в песни сей разумеется не празднуемое, ныне воскресение, а только возбуждение правды Божией против осквернителей земли насилиями и неправдами своими? – В ответ таковым совопросникам, я укажу только на последующие слова той же песни: ибо Давид далее говорит: яко Ты наследиши во всех языцех. Кому же сие наследие обещается, если не Богочеловеку Христу, к Которому в другом псалме предвечный Отец говорит: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и концы земли одержание Твое ( Псал. 2:8 ); а далее упоминает и о суде Его на непокоряющихся Ему: упасеши я жезлом железным, говорит Он, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я! И кто не знает из евангелия, что Отец не судит никомуже, но весь суда даде Сынови ( Иоан. 5:22 ). А посему по всей справедливости можем и должны воспевать сию песнь давно уже воскресшему из мертвых Сыну Божию: воскресни, Боже, суди земли, тем более, что суд Твой должен уже приближиться к нам; поелику беззакония наши непрестанно умножаются и невольно привлекают его к нам. За сим предложу вам, слушатели, две истины: во-первых, что Богочеловек Иисус воскрес для спасения рода человеческого, а во-вторых, что воскрес и для суда над теми, которые уничижают воскресение Его, почитая оное баснею, или блеск воскресения омрачают гнусными делами своими и принуждают обидимых тем громче взывать к Нему: воскресни, Боже, суди земли. Касательно первой истины: кто верует в слово Божие, тот, услышав из него одно или несколько свидетельств на сию истину, никак не может сомневаться в ней. Свидетельств же на сию истину в слове Божием слишком много. Я ограничусь приведением только некоторых. Вот оне: тако возлюби Бог мир, говорит сам Учитель истины, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ). А к сему Апостол присовокупляет: составляет же свою любовь к нам Бот, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре. Много убо паче оправдани бывше кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим. 5:8:9 ). И еще: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день святые Пасхи Настоящее торжество наше, слушатели, есть торжество всемирное, всевременное, вечное. Возникая из недр земли, разверстых человеческою злобою, оно досязает до небес и превыше небес – до самого престола Вседержителева: ибо не человек, не Ангел, но Сам единородный Сын Божий, един сый от Святые Троицы снисшел, по выражению Церкви, в преисподняя земли, и исшел ныне оттуда, яко лев от вертепа, или яко жених от чертога, и с Собою совоздвигнув все сонмы праведных, предпоставил их на небесах в сонме Ангелов, выну славословящих Господа. Восходя началом своим к самым первым дням мира, и объемля собою все необозримое пространство времен, мест и народов вселенные, настоящее торжество простирается до самых отдаленных и последних дней миробытия, и, переступив чрез черту судеб, разделяющую время от вечности, погружается в безднах вечности, озаряя их новым, давно впрочем желанным и нетерпеливо ожидаемым небожителями светом славы крестоносной, преобразующей тление в нетление, и смерть в бессмертие. Ибо как грех эдемский низвел Богочеловека до креста и погребения; так правда Крестоносца воскресшего возвела человека в эдем небесный до блаженства вечности, до причастия Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ). Святая Церковь , как хранительница судеб Вышнего и раздаятельница сокровищ благодати, – вполне постигая глубокий смысл и обширное, или лучше сказать, всеобъемлющее значение торжества сего, его высокую и разнообразную силу и многостороннюю важность, – старалась и с своей стороны собрать в себе и вне себя все, что только могло возвысить и благоукрасить его, как царя торжеств, как господа суббот, преимущественно пред всеми другими празднествами своими, вообще впрочем величественно-блистательными и умилительно-трогательными, – все, что могло возбуждать наше внимание, поразить и привлечь чувства, пленить слух, растрогать сердце и вознести ум в горняя. С сею целию она во дни торжества сего употребляет свои особые песнопения, вдохновенные свыше и достойные слуха небожителей, свои обряды, потрясающие и восторгающие душу, свои священнодействия, заставляющие забывать внимательных, на земле ли они находятся, или на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи Не напрасно Церковь называет день воскресения Христова днем нареченным и святым, единым над всеми субботами царем и господом, праздником праздников и торжеством торжеств. Не напрасно, мы, христиане, в продолжении целой недели утреннюем утреннюю глубоку, и вместо мира приносим немолчные песни Владыке Христу. Не напрасно, исполненные сердечной радости, объемлем друг друга и лобызаем, прощаем вся воскресением и ненавидящим нас, – у всех один привет и ответ, у своих и чужих, у друзей и недругов: Христос воскресе, воистинну воскресе! Не напрасно, говорю, все сие делаем мы: поелику воскресение Христово всех наших истинных благ, как настоящих есть верх и совершенство, так и будущих – печать и утверждение. Оно облекло нас в белую ризу оправдания, столь чистую и блистательную, что мы можем ныне непостыдно явиться пред лице Самого Бога. Но и сего еще недовольно: оно, украсив нас такою ризою, вместе с этим переменило и самое лице наше, претворив нас из рабов диавольских в сынов Божиих, из наследников геенны в наследников царствия небесного. Оно вселило в нас Духа Пресвятого, дав нам Его, как залог обручения со Христом, как наставника в сомнениях, как утешителя в скорбях, как помощника в немощах. Оно, наконец, утверждает для нас надежду нашего будущего блаженного воскресения, так крепко и живо, что мы смотря ныне на кости наши и предков наших, поверженные на землю, можем с пророком Иезекиилем прорицать: кости сухия, слышите слово Господне: тако глаголет Адонаи Господь: се Аз наведу на вас дух животен, и дам на вас жилы, и наведу на вас плоть, и протягну по вас кожу, и дух Мой дам в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь ( Иез. 37, 4–6 ). Раскроем предмет сей подробнее, дабы радость наша была сколько торжественна, столько же и основательна. Искупление наше от греховных долгов наших совершилось еще прежде воскресения, то послушанием Христовым Отцу Его предвечному и всецелым исполнением закона, как свидетельствует о сем у пророка Сам Сын Божий пред Отцем Своим: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси; всесожжений о гресе не взыскал еси: тогда рех, се, иду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, благоволих и закон Твой посреде чрева Моего ( Псал. 39, 7–9 ); то страданием и смертию Его, по предсказанию пророка Исаии: Той язвен бысть за грехи наша, – язвою Его мы вси исцелехом, – ради беззаконий людей Своих ведеся на смерть ( Ис. 53:5:8 ). Не смотря на то, надлежало непременно последовать воскресению Христову для показания совершенного оправдания нашего. Ибо как должник или поручитель его, хотя бы уплатил должное: однако, доколе содержится в темнице, уплата его неизвестна и сомнительна: так и Споручник спасения нашего Христос, хотя и послушанием Своим, и сверх того, страданием и смертию совершенно заплатил за греховные долги наши, но уплата сия была бы еще неизвестна и сомнительна, если бы сей высокий Поручитель не освобожден был из гроба, как из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день святые Пасхи С е Иисус срете я, глаголя: радуйтеся! ( Матф. 28:9 ). Не всегда и не всем нам говорится от Спасителя нашего: радуйтеся; но смотря по распололожению каждого из нас. При рождении Его Ангел возвестил радость великую пастухам, но пастухам бдевшим у стада своего, а не спящим и нерадящим о стаде. Радость эта предназначена была, по намерению Божию, для всех людей, но прияли и ощущали ее только верные и благочестивые, а не безбожные и нечестивые: злочестивый Ирод и тысячи подобных ему иерусалимлян при первом слухе о рождестве Спасителя мира ощущали не радость, но печаль и смущение. Слышав Ирод царь, повествует Евангелист, смутися и весь Иерусалим с ним ( Матф. 2:3 ). Равным образом по воскресении своем Сам Спаситель повелел радоваться мироносицам, но мироносицам искавшим тела Его со слезами и благоуханным миром, а не иудеям убившим Его и приставившим стражей ко гробу. Из сих примеров ясно видно, что радость воскресения Христова не всем возвещена, но только расположенным принять ее. Так и вода в источнике проходит мимо тех, которые не почерпают ее, а вливается только тем, которые почерпают ее – притом способными и крепкими сосудами. Следовательно и для приятия радости воскресения Христова – сей невещественной и животворной воды – нужны невещественные сосуды. О сих-то сосудах я намерен говорит ныне. То есть, сколько мы должны расположить душу нашу, дабы радость воскресения Христова влиялась в нас. Но, предполагая говорить о расположении сердца нашего, потребном для приятия высокой радости воскресения Христова, я должен предварительно открыть в вас вкус к этой радости, дабы тем удобнее склонить вас к преднамеренному расположению сердец ваших. Радость о воскресении Христовом есть вместе радость о будущем, блаженнейшем воскресении нашем: потому что первое столь же тесно связано с последним, как голова с прочими членами состава своего, как древо с ветвями своими, как брат с братом, как вождь с воинами, как пастырь с овцами, как жених с невестою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в день святые Пасхи Х ристос воскресе! В день радости прилично беседовать о радости, но будем беседовать о ней кратко: потому что радость не любит медленности, не терпит утомления. Поспешная сама в себе – по своей природе, она и все окружающее ее и соприкасающееся к ней заставляет также спешить. Быстр поток в минуты весеннего разлива: потому что богат и изобилен водами, со всех сторон в него стекшимися; быстро течет и радость: потому что полна душа радующаяся приятными ощущениями, от известного предмета в нее собравшимися. Но радость от радости, и при одинаковости предмета, – по различию свойств радующихся, бывает различна и иногда на столько же, на сколько разнится тень от света, сумрак от полдня, заря от солнца. Радость же о воскресшем Господе так огромна, вещественна и многообъемлюща, что, объемля собою все на земле, не ограничивается землею, а нисходит ниже – даже до бездн адовых и восходит выше и выше – даже до неба и неба небес: ибо ныне, по уверению тайноводственного Дамаскина, вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняяûКанон. Пасх., п. 3, тр. 7.. Потому-то Церковь и приглашает: небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь, и невидимый: Христос бо воста, веселие вечноеûТам же, п. 1, тр. 2.. Таким образом о воскресении Господа радуется и должен радоваться весь мир не только видимый, но и невидимый, не только горний, но и дольний, не только земля, но и небо, не только человеки, но и ангелы, и между человеками не только праведники, но и грешники. Среди такого безчисленного множества радующихся, как не быть разности в степенях и видах радости? Радуется мир видимый, видя свое благодатное преобразование; радуется мир невидимый, встречая новых, столь давно ожидаемых, обитателей своих. Радуется мир горний, торжествуя новую победу над своим и Божиим сопротивником; радуется мир дольний, освобождаясь от уз адовых. Радуется земля, избавляясь от древнего проклятия, и приемля паки утраченное некогда благословение Божие; радуется небо, вступая снова в союз с землею, прерванный грехом первого Адама, и восстановленный смертию и воскресением второго Адама. Радуются человеки, празднуя свое искупление и избавление от власти темные, от клятвы законные, рабства греховного, от владычества смерти и тления; радуются Ангелы, созерцая и воспевая славу в вышних Богу Искупителю, и на земли мир, в человеках благоволение, Воскресшим Крестоносцем исходатайствованные и ниспосланные. Радуются праведники, не слухом только и верою приемля призывание, но и самым делом переходя в свободу чад Божиих, в наследие царствия небесного, и предвкушая блага вечные; радуются и грешники, утешаясь отрадною надеждою на милость Божию, теперь заслугами Христовыми упроченную, – на помощь свыше, в дарах Духа Освятителя обещанную, и – на свое оправдание верою в правду Иисуса Христа Праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010