Вы отвечаете, что это рассуждение не должно иметь силы, потому что клятва нужна в жизни, она прекращает споры. Почему бы ни заставляли клясться, нужно, по-вашему, клясться, потому что, если мы отказываемся, нас просят, бранят, получается спор, а с людьми не нужно спорить (а с словом Божиим?). Для подтверждения своего мнения вы приводите слова ап. Павла: «люди клянутся высшим, и клятва... оканчивает всякий спор их». Этот факт из жизни св. апостол взял для сравнения, а не для узаконения и заповеди, как и Господь, приводя в притче домоправителя неправедного, не рекомендует нам поступать неправедно. А что указанный апостолом людской обычай грешен, нет спора. Против него-то и дал Господь заповедь «не клянись вовсе». Основание этой заповеди, конечно, не толстовское, весьма неостроумное, а другое. При посредстве присяги нельзя заставить христианина поступать по воле человеческой, а не по воле Божией; если бы было так, как утверждает Л. Толстой, то присяга имела бы такой смысл: «Господи, обещаюсь и клянусь поступать против Тебя, если велят люди, а если не буду их слушать, то буду виноват против Тебя, и Ты меня накажешь», что, очевидно, не имеет смысла. Никакая присяга не оправдывает и не требует греха; присяга невольная или грешное требование со стороны присяжной власти никакой нравственной или религиозной обязательности не имеют. Основание к заповеди Спасителя указано другое величие Бога, которому мы с любовью и трепетом поклоняемся: «не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головой твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным (т. е. она во власти Бога)». Уничижать величие Божие противно религиозному чувству и совести. Вообразите: два соседа «спорят» между собой о клоке земли – один у другого отмежевал помойную яму. Разбирает на месте мировой судья, устанавливая наследственность и давность смежных владений. Призываются свидетели и священник для привода их к присяге. Правда, клятвой труд судьи ускорится и облегчится, а «спор» может прекратиться, но только для разрешения этого пустого, часто злого и своекорыстного спора и для облегчения судьи средством берётся Высочайшее имя и власть Владыки неба и земли – Бога, Он призывается в судьи и разбиратели в наших житейских дрязгах. Правда ли, что такой клятвы не запрещал Господь? Тогда что же Он запрещал, говоря: «не клянись вовсе; да будет слово ваше: да, да; нет, нет?».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Здесь ясно уже видно указание Господа на пасхального агнца, которого предстояло слушателям Его скоро вкушать в приближающийся праздник Пасхи (ст. 4); в следующем отделении (ст. 53 и далее) это указание ещё яснее и решительнее. Господь учит о Себе как об истинном агнце пасхальном, вземлющем на Себя грехи всего мира; агнец пасхальный был только прообразом этого агнца. – Господь давал понять теперь Своим слушателям пред Пасхою, что время образов проходит, настаёт самая истина, вкушение агнца пасхального заменится вкушением Тела Христова, принесённого в жертву за грехи всего мира. Как подействовала эта речь Господа на Его слушателей, видно из последующего. 52. Ин. 6:52 . Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иудеи стали спорить между собою: ропот слушателей (ст. 41) перешёл в распрю или усиленный спор ( μχοντο). Они поняли слова Господа верно, в буквальном смысле, и Господь далее утверждает верность их понимания и, следовательно, истинность буквального смысла Его слов; но как Он может дать есть Плоть Свою – это было выше их понятия и возбуждало между ними усиленный спор и именно спор между собою, причём предполагается, что были и защитники Господа. 53. Ин. 6:53 . Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин. 6:40, 56 д.; Гал. 3:27 . 54. Ин. 6:54 . Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 . Ин. 6:55 . Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ввиду этой распри Господь не только утверждает сказанное ими, но ещё усиливает речь, определяя её ещё яснее частными чертами и указывая на необходимость того, о чём Он говорил, но не отвечая на их вопрос – как, ибо при плотском направлении их духа им невозможно было понять сие. – Если не будете есть и пр.: ответ по внешнему складу похож на ответ Никодиму о возрождении ( Ин. 3:3–5 ). Как там выражение – родиться снова, на вопрос – как, поясняется дополнением – родиться от воды и Духа, так и здесь выражение есть хлеб – Плоть Мою поясняется дополнением есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, причём как там, так и здесь указывается необходимость того и другого действия без пояснения – как.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иоанн крестил до самого заключения своего в темницу, чтобы беспрерывно учить об Иисусе Христе и присылать к Нему крещеных, затем – чтобы не подумали, что он оставил по гневу или зависти, но чтобы видели, что он содействует ученикам Иисуса Христа и приводит к Нему крещеных, и, наконец, чтобы не возбуждать в своих учениках еще большей ревности... Если Иоанн столько раз проповедовал об Иисусе Христе, всегда отдавал Ему первенство и так унижал себя, все-таки не убедил их в том, что он предтеча Христов, то если бы он перестал даже крестить, ученики его, потеряв всякое уважение под предлогом защиты своего учителя могли еще более разъяриться против Иисуса Христа и апостолов. И Сам Иисус Христос, зная это, тогда только начал более проповедовать, когда Иоанн был взят из среды народа. Златоуст говорит: «Полагаю, что весьма скорая кончина его была допущена для того, чтобы все расположение народа было перенесено на Иисуса Христа и чтобы потом не разделились в мнениях о том и другом». Если кто-нибудь будет доискиваться, какое преимущество имело крещение учеников над крещением Иоанна, то мы скажем, что никакого: и то и другое одинаково не имело благодати Святого Духа, у того и другого была одна цель – приводить крещеных ко Христу. Ин.3:25 .  Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. Бысть же стязание от ученик Иоанновых со Иудеи о очищении. Произошел спор между учениками Иоанна и каким-то иудеем, который был крещен учениками Иисуса Христа. Спор был об очищении, т.е. о крещении, так как из ревности ученики Иоанна пытались доказать, что их крещение больше крещения учеников Иисуса Христа. Ин.3:26 .  И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит,... И приидоша ко Иоанну и рекоша ему: равви, Иже бе с тобою об он пол Иордана, емуже ты свидетельствовал еси, се Сей крещает,... Когда они не могли убедить иудея, то пришли к своему учителю и сказали: «Тот, о Котором ты высказал столько и таких свидетельств, Которого мы своим свидетельством прославили, теперь противодействует тебе и предвосхищает твою славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Итак, в четверг, 13-го Нисана, когда все иудеи должны были закалать пасхального агнца (так как 14-е Нисана приходилось в пятницу, а следовательно, вечером в пятницу, по захождении солнца, с наступлением субботы, закалать агнца уже было нельзя), ученики спросили Иисуса, где Ему угодно, чтобы приготовлена была пасха. Так как по закону (Второз. 16: 5, 6), пасха иудеями могла быть совершаема только в Иерусалиме, то, подозвавши к Себе любимых учеников Своих, Иисус Христос послал их в город Иерусалим, говоря: „при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который пойдет он, и скажите хозяину дома: „Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?“ И он покажет вам горницу большую, устланную; там приготовьте“. Они пошли и нашли, как сказал им Иисус, и приготовили пасху. Штраус 679 совершенно прав, когда думает, что евангелисты в этом случае имели намерение рассказать о чудесном событии ( вернее – указать на сверхъестественность события), божественном предведении и управлении сердцами людей. Действительно, нужно согласиться, что признаки отыскания горницы для совершения пасхи указаны Иисусом Христом слишком случайные, и они ясно говорят о том, что Христос обладал способностью прозревать в будущее –способностью, которая свойственна только Существу, стоящему вне условий пространства и времени, т. е. Богу. Когда комната и все необходимое для совершения пасхальной вечери были уже приготовлены, вечером пришел Иисус и возлег вместе со Своими учениками. Между учениками в это время возник спор о том, кто из них должен почитаться большим. Некоторые ученые думают, что спор учеников о первенстве был возбужден по случаю размещения их вблизи своего Учителя 680 . Но нам кажется более правдоподобным мнение других ученых, по которому спор о первенстве между учениками был возбужден по поводу того, – кто из них должен принять на себя обязанность слуги и перед вечерею умыть ноги возлежащим, как это было в обычае у иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат [Вот для них это было непонятно. Ведь они считали себя народом избранным, так, что для них и Мессия-то только, что от них , что весь будет завоеван ими. Дальше: они и уверуют, они и услышат]. Когда он сказал это, иудеи ушли, много споря между собою» ( Деян. 28:16–29 ). Вот этот спор до безконечности будет. И, если бы дело зависело от аргументов – спор бы прекратился. Но нет таких аргументов. Наш ум антиномичен, и с точки зрения этой антиномии, можно с одинаковой силой убедительности доказывать . А антиномичным он стал, по-видимому, в самый момент грехопадения. Вот эта паутина в нём и завелась. И он, знаете, . Вы можете так – со своей точки зрения, я – так; и вот посади нас  и до Второго Пришествия мы будем объясняться. Споря друг с другом. Не спорить нужно. Говорят, что в спорах рождается истина. Научная – может быть; а вот религиозная истина в спорах не рождается. Здесь всё зависит от действия благодати Духа Святаго: Никто не может прийти к Отцу, как только через Меня (см. Ин. 14:6 ). Вот – эти споры идут, а вы не участвуйте в этих спорах. Не нужно спорить с неверующими людьми, не нужно спорить, тем более, с сектантами. Нам только нужно свидетельствовать. Свидетельствовать спокойно, свидетельствовать, зная хорошо Священное Писание и не заботясь, а что произойдёт от этого свидетельства – уверуют ли они, не уверуют – это не наше уже с вами дело. Мы берёмся за неподъёмную задачу – обратить человека может только Благодать Божия. Но вас Господь может использовать как средство, чтобы он сделал в эту сторону первый шаг. Вот заставить его задуматься, заставить его поразмыслить – это вы можете. А так, чтобы он переродился и в одно мгновение стал иным человеком – это может только сделать Дух Божий. Вот. И смотрите: и, когда он сказал это, иудеи ушли, много споря между собой. Вот этот спор продолжается и доселе. Доселе. К сожалению, среди православных-то людей нет теперь единого понимания. Да вряд ли когда оно и было. Вряд ли когда оно и было. Ведь мы не победили даже старообрядчество. Только власти вот своими законами – прещениями – заставили их бежать; а так – резали носы, уши, клеймили, ссылали; а ведь этого нельзя было делать. Разве это споры? Разве это аргументы? Человеку отрезать нос и уши и ссылать его... Или, напротив, давать привилегии, чтобы он исповедовал Православную веру. Так же Господь не заповедовал нести Истину! Вот мы и получили – то, что сейчас получили. В той же Сибири все эти народы – эвенки там, тунгусы, все эти . У всех у них возрождаются их древние культы – это шаманство и демонизм. Нельзя так было миссионерством заниматься.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Камень вместо хлеба? «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» – говорили меж собою отчаявшиеся мироносицы, идущие к Мертвецу, которого они так любили 10 июля, 2014 «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» – говорили меж собою отчаявшиеся мироносицы, идущие к Мертвецу, которого они так любили Камень у двери гроба, камень, который Бог дал ученикам Иисуса вместо хлеба. Значит, ошибался Иисус? Отец Небесный даёт им камень – огромный валун, который нельзя сдвинуть, за которым нельзя увидеть входа в пещеру, ту пещеру-гробницу, где лежит их поруганная надежда. 10 июля Церковь чтит память праведной Иоанны-мироносицы. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:8-11). Ольга Шульчева-Джарман Неужели Он даёт им камень вместо хлеба – Тот, ко гробу Которого теперь привален камень? И спорят жены-мироносицы между собою – как непохож их скорбный спор на ещё недавний спор апостолов о том, кому сесть справа и слева от Царя Христа. Этот спор мироносиц заведён, как кажется, для того, чтобы только не оставаться в страшной тишине в это страшное для них утро, после вечера пятницы и дня субботы. Не делят они, кто возьмет миро, чтобы возлить Умершему на главу, а кто помажет ноги, пронзенные гвоздями. У них всё общее, им нечего делить, кроме смерти Христа. А те, кто в смерть Его погрузились, уже не ищут первенства между собой. Кто отвалит камень? Здесь нужна мужская сила – но мужчины из трусости предали своего Учителя и не пошли с мироносицами. Они, апостолы, вздыхали и плакали – «а мы-то, мы-то надеялись, что Он… а Он был не Тот…» И они не пошли ко гробу рано утром. В душе апостолов были страх – неужели Тот, в Котором они видели Мессию, оказался проклятым от Бога Израиля? Неужели Тот, о Ком Иисус говорил как об Отце, дающем просящим и отверзающем стучащим, дал Сыну Своему и тем, кто пошли за Ним, камень вместо хлеба? Неужели путь Иисуса был путём беззакония – ведь «проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21,23; Гал.3:13).

http://pravmir.ru/kamen-vmesto-hleba/

«Но горе...». Тем не менее оно остается свободным поступком предателя, за который этот последний будет наказан. «Спрашивать» – точнее: обсуждать, спорить ( συζητεν). Им хотелось доказать друг другу, что никто из них на такое гнусное дело не пойдет. Лк.22:24 .  Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. О споре учеников за первенство свидетельствует только евангелист Лука. По изъяснению блаженного Феофилакта, апостолы перешли к спору о первенстве вполне естественно, начав с обсуждения вопроса, кто может явиться предателем Господа. Конечно, апостолы спорили о первенстве в Царстве Небесном (см. Мф.18:1 ). Впрочем, некоторые толкователи утверждают, что это был спор о том, кому сидеть ближе к Христу за вечерею, и что сам спор происходил перед тем, как садились за стол. Подробнее об этом см. комментарии к Ин.13 . Лк.22:25 .  Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, Лк.22:26 .  а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Господь говорит, что и самого спора о первенстве между апостолами не должно бы подниматься. Искать возвышения над другими свойственно царям-язычникам, а апостолы должны стараться только о том, чтобы услужить друг другу (ср. Мф.20:25 и сл.). «Владеющие ими» ( ο ξουσιζοντες) – это не цари, а особые поставленные царями правители. «Благодетелями» ( εεργται). Евергетами, как известно, назывались египетские цари ближайшей ко времени Христа эпохи. Этим титулом отмечались особые заслуги этих правителей перед государством. «Кто из вас больше» – не «кто хочет быть большим», а «кто на самом деле больший». «Как меньший» – не в смысле «ничтожный», а как «более юный по возрасту» ( νετερος), юноша всегда обязан услужить старшим (ср. Деян.5:6, 10 ). Лк.22:27 .  Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Господь в пример самоуничижения указывает на Самого Себя, имея, вероятно, при этом в виду совершенное Им пред тем омовение ног ученикам ( Ин.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ученики же крестили, «желая многих привести ко спасительному учению». По мнению Златоуста, крещение учеников Иисуса не имело никакого преимущества перед крещением Иоанновым: «то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целью того и другого было только приведение крещаемых ко Христу» 164 . Относительно спора между учениками Иоанна и иудеями об очищении существуют разные гипотезы. Прежде всего отметим, что в современном критическом издании Нового Завета говорится не о «споре с иудеями», а о «споре с иудеем (μετ ουδαου)»: это чтение основано на наиболее авторитетных древних рукописях. Речь, следовательно, идет о некоем иудее (слово «иудей» употреблено без определенного артикля), с которым у учеников Иоанна был спор. Приведенному чтению следует в своем толковании Златоуст: «Тогда, – говорит, – у Иоанновых учеников произошел спор с иудеем об очищении». Ученики Иоанновы всегда завидовали ученикам Христовым, даже Самому Христу; когда же увидели, что они крестят, то начали говорить крещаемым, что их крещение заключает в себе нечто большее, чем крещение учеников Христовых, и, взяв одного из крещеных, усиливались убедить его в том, но не убедили. А что они сами пришли к нему, а не он искал их, послушай, как намекает на это евангелист. Он не говорит, что некий иудей стал состязаться с ними, но что у Иоанновых учеников произошел спор с неким иудеем об очищении 165 . О каком очищении иудей спорил с учениками Иоанна? Об обычае «очищения Иудейского» в Евангелии от Иоанна упоминалось незадолго до этого – в рассказе о браке в Кане Галилейской ( Ин.2:6 ). В иудейской традиции практиковались разнообразные формы ритуальных омовений в специально предназначенных для этого резервуарах. В соответствии с законом Моисеевым такие омовения совершались после того, как человек осквернился. Некоторые случаи осквернения, при которых предписывается омовение, перечислены в следующем тексте: Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени, или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, – тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою ( Лев. 22:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Я сказал, что пророчество уже совершается, что день и час его уже наступил, и вот я считаю, что с того дня, когда мы тут приступили к обсуждению этой великой, громадной темы, действительно совершается дело, которого хватит на весь этот срок, на все эти 18 лет. И пророчество это совершится во всей его полноте. Ни одна черта, ни один знак из него не может быть изменен или вычеркнут, не может быть места никаким иносказаниям. Россия скажет миру новое слово, именно Россия, именно вся Россия до последнего человека несмотря на то, что в ней много религий, много племен, много всяческого разнообразия. Но, однако же, ведь говорим мы, а мы не Россия? Как же понять это? Вот я и думаю, что мысли о ближайших судьбах Русской Церкви, этот разговор, этот спор о ней, я думаю, что этот спор будет не только наш, я думаю, что пройдет короткое время и этот горячий спор, эти страстные искания станут уделом всего этого города, прежде всего этого города, ибо ведь мы из него. И еще почему верно, что этот город – город исключительный, как говорит тот же самый пророк Достоевский, «самый фантастический из всех городов на свете, самый отвлеченный» 147 , еще он говорил. Но я думаю, что это еще не все. Довольно представить на миг, что весь город горит одной мыслью, значит, одним страстным исканием. Неужели это искание, это горение останется только в городе, таком, как столичный город, который связан тысячами нитей, токов, путей со всеми городами и селами великой страны? После того, как город весь будет пылать этой мыслью, пройдет очень короткое время, когда и вся страна загорится тем же самым огнем, когда мысль о ближайшей судьбе Русской Церкви станет русской мыслью, единой русской мыслью, когда ни о чем другом говорить не будут. Я думаю, что этот духовный подвиг России будет настолько могуществен и силен, что ничто не помешает, не помешают никакие события. И эта война, в полном смысле апокалипсическая, она нисколько не помешает, а поможет и потому, что она чудесна... Это, может быть, верно, что огонь войны рождает огонь нашей мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

12-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Отказ Иисуса Христа по вопросу о разделе наследства ( Лк. 12:13–15 ) Берсье. «Православное обозрение», 1888 Тогда кто-то из народа сказал Иисусу: «Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Он же сказал человеку тому: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» При этом сказал им: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:13–15 ). Почему Иисус Христос отказывается вмешаться в спор о наследстве? На это обыкновенно дается такое объяснение: «Иисус Христос заботится только о вечном благе, а все остальные людские интересы вполне чужды Ему». Это объяснение вполне заслуживает внимания, тем более что оно исходит из уст людей, считающих себя наиболее передовыми в духовном смысле, но оно односторонне. Правда, Иисус Христос выше всего ставит спасение и благо души, но не следует забывать, что Его милосердие охватывает человека во всей его целости. Я бы мог представить много доказательств этому из Его изречений, но есть нечто еще более значительное, чем отдельные тексты, – это отношение Иисуса Христа к тем страданиям и несправедливостям, которые Он встречает. Благородное негодование, охватывающее Его при виде неправды, глубокая жалость, проявляющаяся ко всем сирым и обездоленным, постоянная заботливость о страданиях телесных, многочисленные чудеса для облегчения людей, терзаемых болезнью или голодом, несравненная нежность, звучащая во всяком Его слове и проникающая до сих пор бальзамом дивного утешения в сердца всех удрученных – вот что следует вычеркнуть из Евангелия, если видеть в нем лишь исключительный суровый аскетизм. Но вычеркнуть это – значит уничтожить все Евангелие. Итак, надобно искать другие причины, почему Иисус Христос отказывается вмешаться в спор двух братьев. В чем же эти причины? Влиять на людей и перевоспитывать их можно двумя способами: внешним и внутренним. Первый состоит в обнародовании правил, в установлении законов, в правительственных распоряжениях, в решениях всех нравственных и политических вопросов на основании известных положений. Второй имеет целью перемену сердца и воли. Из этих двух способов Иисус Христос выбрал второй; Он остался ему непоколебимо верен и этого одного довольно, чтобы доказать Божественность Его посланничества и вечное значение Его дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010