Ремонстрантам от имени синода было отправлено 12 приглашений. Перед поездкой на синод делегация собралась в Роттердаме и выработала основную линию поведения, заключавшуюся в критике супралапсарианских взглядов Гомара («главного обвинителя»). Противостоять ему должен был Епископий, выбранный главным оратором ремонстрантов. Первые сессии синода были посвящены обсуждению необходимости нового перевода Библии и до 6 дек. (22-й сессии) вопрос о ремонстрантах не поднимался. Арминиане рассчитывали на теологическую дискуссию и на поддержку иностранных делегатов, но оказались не на конференции, а в зале суда в положении обвиняемых. Они сидели на специально принесенных стульях напротив всех делегатов, как бы заранее отделенные от них и признанные виновными. Они заявили, что синод не имеет права их судить, не давали никаких письменных показаний и не визировали записи своих выступлений; в ответ на вопросы председателя часто хранили молчание. Арминиане требовали, чтобы сначала была рассмотрена доктрина об осуждении, а затем уже об избрании. Разбирательство затягивалось. Через месяц на закрытой сессии синода решался вопрос, что делать дальше: уступить требованиям арминиан или «отослать их прочь и определить их мнение по их писаниям». Было принято решение в последний раз предложить им подчиниться требованиям синода. 14 янв. 1619 г. арминиане ответили отказом. Тогда Богерман, заявив, что синод обходился с ними со всей мягкостью, но они «лгали от начала и до конца», прогнал их с заседания ( Faber. P. 35). Епископий ответил, что «Господь рассудит нас и синод» (Ibidem), и арминиане покинули зал. Англичане и нек-рые др. делегаты были удивлены внезапным решением Богермана, т. к. они уже готовы были к роспуску синода. После ухода арминиан синод разбирал их сочинения, сконцентрировавшись на 5 статьях «Ремонстрации». Чтение и составление заключения проходило в каждом из 18 комитетов с 7 по 21 марта и с 25 марта по 16 апр. Каноны Д. с., как и «Ремонстрация», состоят из 5 глав (пунктов), или «тезисов учения», разбитых на параграфы или подпункты (всего 93). В каждой главе сначала описывается кальвинист. учение по данному вопросу, затем подвергаются критике «арминианские заблуждения» с обязательными ссылками на Свящ. Писание. Тезисы, получившие впосл. название 5 пунктов кальвинизма, подтвердили полную, всеобъемлющую греховность человека, безусловность его избрания, ограниченность искупления, невозможность сопротивления благодати, невозможность отпадения от веры святых (избранных). 23 апр. 1619 г. каждый «тезис учения» был подписан голл. и иностранными делегатами, 6 мая они были официально провозглашены в Большой ц. (Groote Kerk). Статус Бельгийского исповедания и Гейдельбергского катехизиса как офиц. вероисповедных документов голл. церкви был подтвержден. Арминиане были осуждены как еретики. 9 мая 1619 г. разъехались иностранные делегаты, представители голл. провинциальных синодов провели еще 26 сессий. 14 мая по обвинению в гос. измене был обезглавлен Олденбарневелт.

http://pravenc.ru/text/180305.html

и в англ. канонах 1640 г. Пуритане поняли эту меру как стремление превратить стол для причастия в алтарь. В 1634-1637 гг. Л. распорядился провести визитации в 20 диоцезах королевства, сопровождаемые ревизией соборных статутов, что было воспринято катипулами как нарушение их прав. Он стремился сделать богослужения более торжественными и пышными и считал единообразие обрядов важнейшим условием единства Церкви, настаивал на строгом следовании официально установленным ритуалам. Политика Л. в этой области отличалась жесткостью и бескомпромиссностью, хотя описания его жестокости некоторыми современниками и историками преувеличены: по возможности Л. отказывался от карательных мер в отношении тех, кого, с его т. зр., можно было переубедить. Подобную политику, в частности такие меры, как фактическое введение целибата для духовенства, необоснованно называли «заигрыванием» с католич. Церковью. В 1634-1636 гг. в Англии находился папский посол Г. Пандзани, к-рый вел активные переговоры о воссоединении Церкви Англии с Римом со всеми противниками пуританизма в королевстве. Л., отнюдь не являвшийся ярым сторонником догматического единства Церкви, настороженно относился к этой идее и к благожелательному приему эмиссара при дворе. По свидетельству Пандзани, именно из-за влияния архиепископа Кентерберийского Карл I в конечном счете отказался от предполагаемого объединения, при этом миссия все же способствовала установлению дипломатических отношений между Англией и Римом. Точно так же Л. возражал и против попыток преемника Пандзани, Дж. Конна, добиться воссоединения Церкви Англии с католич. Церковью. Тем не менее пуритане постоянно обвиняли Л. в стремлении к реставрации католицизма. Все изменения, а также тот факт, что архиепископ по-прежнему отстаивал арминианскую т. зр. на спасение, привели к усугублению конфликта между ним и его сторонниками, с одной стороны, и кальвинистами - с другой, ставшего одной из причин начала революции. Серьезные последствия имела попытка введения новых церковных порядков в Шотландии, куда Л.

http://pravenc.ru/text/2110653.html

С конца XIX-ro и на протяжении всего XX в. происходило активное увеличение методистских церковных организаций, возникали их национальные и международные объединения. С1881 г. действует Всемирный методистский совет с пятилетним циклом Генеральных конференций. Штаб-квартира – в американском штате Северная Каролина. Эта организация имеет обширные экуменические контакты. С ней ассоциированы Всемирная федерация женщин- методисток и Всемирное методистское историческое общество. В Великобритании несколько независимых общин в 1932 г. образовали свою Единую методистскую церковь . Подобный процесс происходил в 1939 г. и в США, положив конец почти вековому расколу на северные и южные методистские церкви. Там же в 1968 г. сформировалась самая многочисленная из существующих – Объединенная методистская церковь . В дореволюционной России методизм распространялся с 1907 г., главным образом в Прибалтике и Карелии. В советское время действовала Методистская церковь Эстонии. С 1992 г. существует Российская объединенная методистская церковь (ок. сотни приходов). Богослужение методистской церкви предполагает проповеди, молитвы, пение псалмов и гимнов. Совершаются крещение взрослых и причащение, в их протестантском символическом истолковании. Вероучение методистов содержит принципы авторитета Библии и всеобщего священства. Методисты разделяют общехристианские идеи Троицы, грядущего пришествия Христа, Страшного суда. Исповедуется также кальвинистское представление о Божьем двойном предопределении к спасению. Однако принятое методизмом убеждение в спасающей вере в искупительную жертву Христа отчасти сближает его с арминианской трактовкой свободы воли. Сохраняется и ряд положений англиканского епископального исповедания, в том числе тезис о значении «добрых дел». Последнее обстоятельство привело к возникновению разноречивых тенденций в теологии методизма. Отсутствие доктринальной однозначности отразилось в появлении на почве методизма множества самостоятельных, отдельных от него организаций: Армии Спасения, ряда свободных церквей. – Комментарии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

T., 1720 etc. – 2) Иоаким Ланге (Lange 1670–1744), Sciographa sacra, 1712; Licht und Recht (Свет и Право), благочестивое изъяснение Ветхого и Нового Завета, 1732, 6 in-f. – 3) Цельс Олоф (Olof, 1670–1756), из Швеции, профессор Упсальского, университета, Hierobotanicon, 2 in-8°, Упсала, 1745. – 4) J. J. Scheuchzer (1672–1733), врач из Цюриха, Physica sacra, 4 in-f., Аугсбург 1731–1735, с 750-ю рисунками, переведены на французский язык под заглавием Physique sacrée, 8 in-f., Амстердам, 1732–1737; многословная работа. – 5) Иоанн Давид Михаэлис (1717–1791), Введение в Новый Завет (на немецком языке), 4 издания, первое 1750 г., четвертое 1787–1788; Моисеево Право (на немецком языке), 5 in-8°, Франкфурт, 1770–1775 и др. 2 . Кальвинистический. – 6) Кампенгий Витринга (Vitringa, 1659–1722), ученик Коккея (Cocceius), Archisynagogus, 1685, и т. д. Из его трудов особенное влияние оказывал его Commentarius in librum prophetiarum Isaiae, 1714–1720, 2 in-f. 3 . Арминианские. – 7) Ф. Лимборх (1653–1712), Comm, in Act. Apost. et in Ep. ad Rom. et ad Hebr., Роттердам, 1711. – 8) Иоанн Ле Клерк или Клерик (Clericus, 1657–1736) изъяснил Пятокнижие и другие исторические книги Ветхого Завета в рационалистическом духе. 4 . Аагликанские. – 9) Вильям Lowth (1661–1732), Комментарии на великих и малых пророков, 4 in-4°, Лондон, 1714. – 10) Роберт Lowth (1710–1787), епископ лондонский, сын предыдущего толкователя, Isaiah, Лондон, 1778; De Sacra Poesi Hebraeorum, Оксфорд, 1753, многочисленные издания и переводы. Рационалистические. – 11) I. А. Эрнести (Ernesti, 1707–1781), Institutio interpretis Novi Testamenti, 1761. – 12) Землер (Semler, 1721–1791), Apparatus ad liberalem Novi Testamenti interpretationem, 1767; Apparatus ad liberalem interpretationem Veteris Testamenti, 1773. 741 Католические комментаторы XIX века Вот перечисление их в алфавитном порядке. 742 Аберль (M. Aberle, 1819–1875), многочисленные экзегетические статьи в „Богословском Тюбингенском обозрении“; Введение в Новыий Завет, опубликованное Шанцем (Schanz), 1877, содержит много смелых вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

4 . Первый французский протестантский перевод Библии был сделан Пьером Робертом Оливетаном, родственником Кальвина, и был напечатан в Серрьере, близ Невшателя, в Швейцарии, в 1535 r., in-f. Ветхий Завет был переведен по латинскому переводу Сант-Пагнино, сделанному с еврейского, а Новый Завет по латинским переводам Еразма и французскому переводу Ле-Февра. Работа Оливетана была вполне пересмотрена Феодором Безе в 1551 г., Корнелием Бертраном и другими женевскими пасторами в 1588 г.; Диодати, Женева, 1644 г., Десмартом, Амстердам, 1669 г., Мартнном (Новый Завет), Утрехт, 1696, Ветхий и Новый Завет, 2 ia-f., 1707; Роком, Базель, 1744; Остервальдом, Невшатель, 1744 г. Этот последний пересмотр сделался как бы официальной Библией французских протестантов. Библейское французское общество опубликовало в 1861 г. издание его, пересмотренное Макензи. 5 . Существует известное число других протестантских переводов: перевод Севастиана Шастиллона (Castalio), сделанный по оригинальным текстам, но нуждающийся в точности, как и в исправлении, 2 in-f., Базель, 1555; перевод Ле-Клерка, 2 in-4°, Амстердам, 1703, зараженный арминианскими ошибками; перевод Ле-Сена, социнианский, 2 in-f., Амстердам, 1741; перевод Бособра и Анфана, 2 in-4°, Амстердам, 1718. Бособр был французский протестант, который, после отмены Нантского эдикта, сделался пастором в Берлине. 6 . В 1566 году появился, в Париже, перевод Рене-Бенуа, доктора Сорбонского. Он был осужден, в 1575 году, папою Григорием XIII за его протестантские тенденции. Луврские богословы опубликовали его в исправленном издании. 7 . В XVII веке появились в свет многие католические переводы Нового Завета: перевод К. Девилля, 1613; Иакова Корбена, адвоката парижского, 1643; Михаила де-Мароля, аббата Виллелуйского, 1649; Дионисия Амелота, 3 in-8°, 1666–1670. Этот последний был часто печатаем. Он очень буквален, но мало изящен. 8 . Самый знаменитый из французских переводов Библии есть перевод Исаака Людовика Майстра, называемого Саси (Sacy). 529 Он был начат Антонием Ле-Майстром, его братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) К нач. 70-х гг. XVI в. священники-кальвинисты нового поколения призывали к полному искоренению остатков католицизма в Церкви Англии во всем, что касалось обрядности, а также к упразднению епископата. В 1570 г. Т. Картрайт в Кембридже прочитал курс лекций о «Деяниях апостолов» и организации Древней Церкви, заявив, что структура Церкви Англии противоречит Свящ. Писанию; схожие идеи были высказаны в «Предостережении парламенту» 1572 г. Эти выступления положили начало пресвитерианскому направлению в англ. пуританизме, из которого в 80-90-х гг. XVI в. выделились более радикальные индепенденты (конгрегационалисты), которые де-факто вышли из Церкви Англии; нек-рые из них испытали влияние анабаптистов и меннонитов, известных в Англии с 1-й пол. XVI в. Значительные группы сепаратистов образовались в Вост. Англии (браунисты, последователи Брауна) и в Лондоне (барроуисты, последователи Генри Барроу). При восшествии на престол кор. Яков I Стюарт (1603-1625) попытался достичь компромисса с различными группами англ. протестантов, если они признавали его власть как монарха и главы Церкви, для чего в 1604 г. в Хамптон-Корте была созвана конференция, в к-рой участвовали пуритане и представители офиц. Церкви. Несмотря на определенные договоренности (король обещал провести реформу канонического права, поддержать создание нового перевода Библии и т. д.), к-рые были выполнены, нек-рые священники-пуритане отказались признать королевскую супрематию и были лишены приходов. Деятельность пуританской оппозиции и ее недовольство арминианскими симпатиями кор. Карла I Стюарта (1625-1649) и архиеп. Кентерберийского У. Лода стали причиной конфликтов монарха с парламентом. В 1-й пол. XVII в. и в период Английской революции среди индепендентов возникали многочисленные радикальные группы диссентеров - баптисты , квакеры , люди пятой монархии и др. В годы революции и протектората О. Кромвеля отменен Акт о единообразии и была предпринята попытка реформировать Церковь Англии по пресвитерианскому образцу и инкорпорировать в нее радикалов, влияние которых в отдельных регионах страны было весьма значительным. В 1654 г. создана пресвитерианская гос. Церковь, священники к-рой не должны были подписывать доктринальных документов, при этом отношение к не признавшим ее диссентерам оставалось терпимым.

http://pravenc.ru/text/2577933.html

апостольское предание – apostolic tradition апостольство – apostolate, apostleship апофеоз – apotheosis, beatification аппеляционный суд – the court of the Arches апсида – apse, apsis аркани дисциплина – Arcani Disciplina армагеддон – armageddon арминианизм – Arminianism арминианин – Arminian арминианский – Arminian Армия спасения – the Salvation Army Армяно-григорианская церковь – Armenian Gregorian Church Армянская апостольская церковь – Armenian Apostolic Church артос – Easter blessed bread артофор – artophorion архангел – archangel архангельский – archangelic архивраг – archenemy, arch-foe архидиакон – archdeacon архидиаконский – archdeaconal архидиаконство – archdeaconry архиепископ – archbishop, primate архиепископ йоркский – primate of England, archbishop of York архиепископ кентерберийский – archbishop of Canterbury архиепископия – archbishopric, province архиепископский – metropolitan, archiepiscopal, archdiocesan архиепископство – archbishopric, primacy, arch-episcopacy, arch-see, archdiocese архиерей – bishop, hierarch, eparch архиерейский – bishopric, Episcopal архиерейский амвон – bishop’s ambo архиерейский обрядник – pontifical архиерейский служебник – pontifical service-book архиерейский собор – bishops’ council архиерейский чин – pontifical liturgy архиерейское богослужение – Episcopal celebration of the divine liturgy; pontifical mass архиерейское облачение – pontificals архимандрит – archmandrite, abbot, prior, superior monk архипастырь – arch-priest, arch-flamen архипресвитер – arch-presbyter, arch-priest Архисвятитель – Patriarch Архистратиг – Archistrategos архитектурные кулисы – architectural background (of an icon) аскет – ascetic аскетизм – asceticism аскетика – ascetics аскетический – ascetic аспид – adder Ассамблеи Божьи – Assemblies of God ассамблея церковная – church assembly ассамблея генеральная – general assembly Ассамблея христианских солдат – Assembly of Christian Soldiers Ассирийская православная церковь – Assyrian Orthodox Church ассистент пастора – assistant pastor, associate pastor

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В марте 1627 г. под рук. Дж. Элиота, Дж. Хампдена и Дж. Пима 3-й парламент, созванный королем, выступил против сбора неутвержденных парламентом налогов и принудительных займов. Была составлена и представлена королю т. н. Петиция о праве с требованием неприкосновенности личности, свободы и имущества подданных. Кор. Карл I утвердил петицию 7 июня 1628 г. На 2-й сессии в окт. того же года члены парламента критиковали религ. политику короля, к-рый хотел реформировать Церковь в соответствии со своими скорее арминианскими взглядами, чем строго кальвинист. Парламент попытался воздействовать на него, отказавшись утвердить новые таможенные пошлины. Король приказал прервать сессию, но парламент отказался разойтись. Перед принудительным роспуском парламент успел принять постановление о том, что тот, кто привносит «папистские новшества» в англ. Церковь, является врагом королевства. В течение 11 лет Карл I правил единолично, прислушиваясь лишь к мнению своих главных советников еп. Уильяма Лода (1633-1645) и графа Страффорда. Нек-рые лидеры парламента оказались в тюрьме, была установлена цензура печати, направленная прежде всего против изданий пуританской оппозиции. В 1633 г. была переиздана «Книга развлечений», где перечислялись развлечения, допустимые в воскресенье, после церковной службы. Священники должны были зачитывать ее перед прихожанами, чтобы пресечь распространившийся среди пуритан саббатарианизм. Были созданы специальные суды по политическим («Звёздная палата») и церковным делам (Высокая комиссия). Основаниями для привлечения к церковному суду могли быть чтение запрещенных книг, отсутствие в церкви по воскресеньям, негативный отзыв о епископе и т. д. Напр., в 1637 г. Высокая комиссия приговорила Генри Бёртона, Уильямса Принна и Дж. Баствика, а в 1638 г. Дж. Лилберна за издание и распространение пуританских памфлетов к публичному наказанию у позорного столба и пожизненному тюремному заключению. Пуритане начали покидать страну: в 1630-1640 гг. из Англии выехало ок. 65 тыс. чел (из них 20 тыс. в Нов. Англию). Жена кор. Карла, франц. принцесса Генриетта Мария, оставалась католичкой и открыто посещала мессу вместе с нек-рыми высокопоставленными придворными, перешедшими в католичество.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Состоявшаяся в 1970 году четвертая национальная конференция по харизматическому возрождению в Католической Церкви учредила так называемый орган по координации деятельности католиков-харизматиков – «Комитет католического харизматического возрождения». Число приверженцев неопятидесятнического «возрождения» заметно растет. На международной конференции харизматического обновления в Риме в 1973 году присутствовало уже 25 тысяч человек. К началу 80-х годов во всем мире насчитывалось 16 тысяч харизматических групп. Только в Соединенных Штатах Америки общая численность католиков-харизматиков превышала 2,5 миллиона человек 341 . Официальный Ватикан благословил католиков-харизматиков. На четвертой международной встрече представителей этого движения, проходившей в мае 1981 года, папа Павел VI заявил: «Мы радуемся вместе с вами... возрождению духовной жизни, которая проявляется сегодня в Церкви в различной форме и различной среде» 342 . Около двух десятков лет назад приверженцы харизматического движения появились и в православной среде. Первоапостолом учения о глоссолалии в греческих и сирийских приходах США следует считать священника Евсевия Стефана. Долгое время он и его последователи пропагандировали эту модерновую ересь «на общественных началах». Но в 1973 году архиепископ греческого епископата Северной и Южной Америки Иаков официально одобрил деятельность о. Евсевия, дозволив проповедовать повсеместно о дарах Святого Духа 343 . В чем же причина столь быстрого распространения ереси пятидесятничества? Во-первых, многие христиане, обратившиеся к харизматическому движению, весьма сдержанно оценивают свои бывшие вероисповедания, будь то протестантизм или католичество, считая их либо чрезмерно рациональными, либо поверхностными. Во-вторых, харизматическое движение имеет ярко выраженную экуменическую окраску, а это сейчас очень многих привлекает. Лютеранский пастор-харизматик Кларенс Финсаае пишет: «Многие удивлены, что Святой Дух может посещать также и различные ответвления исторической церкви... независимо от того, опирается ли доктрина этой церкви на кальвинистические или арминианские традиции, это ничего не значит, и тем доказывает, что Бог превыше наших верований и что ни одно вероисповедание не пользуется монопольным правом на Него» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

1) об абсолютной греховности человеческой природы, которая утратила после грехопадения всякую способность к добру; 2) о безусловном предопределении, которым Бог по Своему собственному произволению избирает одних людей ко спасению, а других оставляет в погибели; 3) об ограниченном (неполном) искуплении, совершенном Христом, которое распространяет свое действие только на предопределенных ко спасению; 4) о непреодолимом действии благодати Божией, которая обрекает человека на спасение независимо от него; 5) о неизменности Божественного избрания ко спасению, от которого человек никогда не может отпасть. Впоследствии эти постановления Дортского Синода получили распространение как общепринятое изложение основ кальвинистского вероучения. Значение арминианства было более богословским, чем историческим, ибо идея свободы и ответственности человека перед Богом была евангельски очевидной и находила сторонников далеко за пределами Голландии. В XVIII столетии арминианское понимание предопределения проявляется в методизме, один из основателей которого – Д. Уэсли – считался последователем Арминия, оно также оказало значительное влияние на ряд позднейших богословских течений, преимущественно в англосаксонском христианстве. Взгляды Кальвина и его последователей посягали на самые основы христианского мироздания, на образ Божий в человеке и его призвание в мире, поэтому Восточная Церковь сочла нужным произнести о них свой суд. На Иерусалимском Соборе 1672 года Кальвин и его учение были преданы анафеме, и его проповедники были названы «худшими даже неверных». «Послание Восточных Патриархов о православной вере» 1723 года также прямо осуждает предопределение: «Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе. Оно учит, что верующий спасается верою и делами своими и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поскольку ... Он ... подает просвещающую благодать ... не уничтожая свободной воли человека». Православное понимание всеведения Божия, в том числе и Его предведения о грядущих судьбах людей, никогда не отвергало свободную волю человека, его сознательное участие в своем спасении, согласно уже упоминавшейся блестящей формулировке святого Иоанна Дамаскина : «Бог все предвидит, но не все предопределяет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010