Проблема человека в арминианско-кальвинистских дискуссиях. § 2.//Сборник «Пути славянского богословия арминианской традиции» по материалам одноимённой конференции 2008г. [Электронный ресурс] 161 Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию. [Указ. Электронный ресурс], § 4.3. 162 Козырев Олег. 10 ошибок и заблуждений в отношении православных. § 10. [Электронный ресурс] http://www.reveal.ru/article387.html 163 Андроновьене Лина, Паруш Р. Парушев. Церковь, государство и общество: о сложности участия постсоветских евангельских христиан в жизни общества.//Богословские размышления, 2004. – С. 189. 164 McGrath, Alister E. Christianity’s Dangerous Idea. The Protestant Revolution – A History from the Sixteenth Century to the Twenty-First. – Р. 412. Перевод наш. 165 Журнал Московской Патриархии. 1987, 9. – С. 19. 166 Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Апокалипсис мелкого греха. – С. 296. В этом пункте, что естественно, с ним согласны и сами сектанты: «Не исключено, что лучший инославный может превзойти по послушанию Богу худшего православного». Гололоб Г.А. Евангельские возражения православию. [Указ. Электронный ресурс], § 4. 167 Подберёзский И.В. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. – С. 117. 168 Трубчик В. Вера и традиция. – С. 35. 169 Тертуллиан . Против Маркиона. Кн. I, § 3–5. [Электронный ресурс] 170 Киприан Карфагенский , свт. Письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа. 171 Сергиев Иоанн, прот. Крондштадский. Правда о Боге, мире и человеке. Цит. по: Огицкий Д.П., Козлов М., прот. Православие и западное христианство. – С. 167. 172 Василий Великий , архиеп. Кесарии Каппадокийской. Против Евномия. Кн.1. Творения. Ч.3. – М.: 1846. – С. 29. 173 Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. I, кн II. Против иудеев. Слово первое. Часть 1, § 4. [Электронный ресурс] Однако, при более внимательном рассмотрении ригоризм Златоуста осознанно педагогичен: «Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

Протестантские теологи «славянского богословия арминианской традиции» как М. Черенков уже вполне православно призывают «разгадывать тайну человека и раскрывать весь его творческий потенциал, осмысливать общность, синергийность Бога и человека». 160 Г.А. Гололоб: «У восточных протестантов есть много общего с православными. Прежде всего, это здоровый консерватизм в таких доктринах, как: богодухновенность Писания, Троица, Богочеловечество Христа. В отличие от своих западных коллег они готовы даже признать Никео-Царьградский Символ Веры ». 161 «Есть многое, что нам стоило бы взять в православии, как на уровне аргументации учения, так и на уровне практики. Не надо этого стесняться. Очевидно, что наша церковь слишком долго питалась исключительно американским мировоззрением, веками спорившем с католиками, но совершенно невнимательном к православию. Похоже, нам самим придётся восполнять этот дисбаланс, и я призываю мудрых учеников уделить много внимания исследованию этому вопросу». 162 – Пишет представитель восточных баптистов, пастор Олег Козырев. Более того, по убеждению Р. Парушева «Евангельским церквам бывшего Советского Союза требуется постоянное критическое переосмысление своего богословия и практической деятельности, а также открытость и стремление извлекать уроки из богатства более широкой христианской традиции». 163 А. Макграт, перечислив ряд протестантских лидеров, перешедших в католичество пишет: «Что вызывает эти переходы? Конечно, здесь включены разнообразные факторы. Одна из причин того, почему так много евангелистов «пересекают Босфор» есть то, что они встревожены отсутствием исторических корней доктрин евангелической церкви и институциональной непрерывности с Новым Заветом. И они видят, что у ортодоксии эти стороны особенно сильны». 164 Учитывая вышеприведённые высказывания богословов как положительную тенденцию в среде протестантов, полезным для правильного развития православно-протестантской дискуссии является пастырское смягчение жёсткого деления людей на «своих» и «чужих».

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

Православный: Кроме того, что можно потерять спасение или не потерять, а так всё хорошо. Баптист: А так все классно. Православный: Но если ты ошибся, то ты потерял, а сам не заметил…И все, и в муку вечную… Баптист (из зала): Слова «потерять спасение» – это неправильно в корне… Оставить… Православный: О, вы арминиане! Баптист: Отпасть, может ли отпасть… Баптист (из зала): Только оставить… Потерять – это значит не случайно потерять… Православный: У вас община арминианская? Баптист (пастор): Да, у нас есть… Я не арминианин, но я верю, что можно отпасть. А это вот кальвинист сидит. И мы ладим, и нормально всё. Но я первый пастор, поэтому он о кальвинизме не проповедует. Православный: А вот представьте себе… Баптист: Он спасен благодатью Христа. В нём Христос живет, и во мне Христос живет. Православный: Кто-то из вас ошибается, правильно? Сто процентов! Баптист: Ну, это...Да, мы не знаем, кто. Православный: Ну, ясно, не вы, вы старший… Вы младший, вы ошибаетесь! Ну, так вот, а если вы все-таки придете к дверям Царства Небесного, а Господь скажет: «Ты ошибался, иди отсюда». Баптист: Нет, нет, Он так не скажет. Вопрос спасения мы понимаем одинаково. Получается, потеря, не потеря спасения, это стойкость святых. Это второстепенный вопрос, на который мы получим ясность в Небесном Царстве. Вот, маленький вопросик Алану. Алан, вот ты мне рассказывал, когда мы лично с тобой общались, что ты там, когда был еще в Осетии, пережил такое серьезное потрясение в больнице, и ты там молился. Была ли у тебя встреча со Христом? Если была, то когда? Там? Православный (из зала): Именно тогда это и произошло, я даже и не держал в руке Библию при этом, кстати. Баптист: Ты же еще не был в Православной Церкви. Православный: Нет, но это была призывающая благодать. Господь коснулся меня, действительно, ощутил Его, ощутил Его реально. Я просто слышал, что есть Христос. В тот момент я Его пережил. Я прям чувствовал Его присутствие, я был на коленях, я знал, что, если я подниму голову, я Его увижу... Было сильное такое переживание. Но Господь после стал меня вести. И в конечном итоге я вернулся в Православную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

На 1999 год в Литве насчитывалось около 300 методистов. Теперь они объединены в 10 приходов и 1 миссию. До сих пор главенствующее положение в церкви занимают зарубежные (американские) пасторы – они составляют половину из 10 служащих в стране священнослужителей, американцами являлись и все главы церкви – суперинтенденты (теперь им является Уолтер Теренс Эрбли). Вильнюсская церковь насчитывает около 30 человек, но далеко не все они регулярно посещают службы. На обычном воскресном богослужении бывает около 5-8 человек, причем не все они будут членами общины. Священником в Вильнюсе с 2005 года служит Герберт Лэндж. В 2006 году американская материнская церковь (точнее ее организация Igniting ministry ) выделила значительную сумму денег на евангелизацию, и 24-29 июля на улицах Вильнюса впервые можно было встретить верующих, съехавшихся со всей страны, раздающих буклетики (коих было роздано 65 тысяч) " Бог вас любит! " о Вере и Спасении, и информация о методизме. Также в течении нескольких дней центральные телеканалы показали девятнадцать 30минутных роликов, представляющих методистскую церковь и ее верующих. И хоть видимого результата евангелизация не дала, ее цель – рассказать людям о вере – была достигнута, и верующие собираются повторить подобные мероприятия в других городах Литвы. Методистская церковь сочетает в себе англиканское наследие с пиетизмом, (именно знакомство Джона Уэсли с немецким пиетизмом в 1744 году во многом и повлияло на становление методизма). Методизму свойственно арминианское понимание свободной воли (однако существуют и кальвинистские методистские церкви, верящие в предопределение). Методисты верят в триединого Бога, исповедуют Никейский символ веры, верят в существование двух таинств – Крещения и Причастия. Причастие в " Объединенной методистской церкви " доступно всем желающим – всем верующим методистам вне зависимости от возраста, и даже совершенно сторонним людям, к методистской церкви не принадлежащим. Само причастие также достаточно примечательно – вместо вина они используют виноградный сок.

http://religare.ru/2_32578.html

Последнее Кальвин понимает не только в смысле внешнего благовествования, но и как внутреннее научение силою воспламеняющего человеческие сердца Св. Духа ( Calv. Inst. II 15. 2; см.: Willems, Weier. 1972. S. 29). Иногда Кальвин для иллюстрации своего учения о спасении прибегает к философско-схоластической терминологии и представляет И. в категориях причинности. В этом случае в качестве действующей причины (causa efficiens) выступает Небесный Отец, а данный по Его любви и милости человеку во спасение Искупитель, послушание Которого нас оправдывает, является материальной причиной (causa materialis) и «субстанцией нашей праведности». Порождаемая Св. Духом вера в оправдание становится с этой т. зр. инструментальной причиной (causa instrumentalis) спасения; прославление доброты и демонстрация предвечной правды Божией - целевой причиной (causa finalis) ( Calv. Inst. III 14. 17; см. также: Calvinus I. Commentarius in epistolam Pauli ad Romanos. 3. 24//CR. 77. Col. 61). Существенным в этом отношении является то, что дело И. и следующее за ним примирение человека с Богом есть результат икономии всех Лиц Пресв. Троицы: «Бог Отец замыслил это, Бог Сын заслужил, а Святой Дух исполняет, возрождая душу и жизнь человеческую» ( Митер. 1995. С. 48). Вопрос об универсальности И. тесно связан в кальвинизме с учением о двойном предопределении - «одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию» ( Calv. Inst. III 21. 5). Хотя в сочинениях самого Кальвина нет окончательной ясности, свершается ли искупительный подвиг Христа ради всех людей без исключения или только ради избранного круга предвечно назначенных Богом ко спасению (подробнее об этом см.: Пикирилли. 2002), позднее эта проблема встает в кальвинист. богословии со всей определенностью в связи с арминианским спором . Дортский синод , созванный в 1618 г. с целью защиты кальвинист. доктрины от арминианства , касается, в частности, догмата об И. Оставаясь в целом в рамках сотериологических воззрений Кальвина, каноны синода утверждают, с одной стороны, абсолютную достаточность и вселенское измерение Жертвы Христовой: «Mors filii Dei est… abunde sufficiens ad totius mundi peccata expianda» (Canones Dordraceni .

http://pravenc.ru/text/674968.html

Пользуясь сим, люди завистливые оклеветали его перед царем, порицая особенно его прежнюю, совершенно невинную дружбу с Сантаварином (которого царь издавна ненавидел, быв оклеветан им в наветах отцу своему, императору Василию). Увлекшись причинами столь неосновательными, подозрительный император сделал дело несправедливое, явившись неблагодарным к своему учителю, по духу отцу, и знаменитому светильнику Церкви. Без суда и с бесчестьем он низвел святейшего Фотия с патриаршего престола (888 г.) и, как какого-нибудь преступника, послал в заключение в монастырь Арминианский, где блаженный патриарх жил до конца славной жизни своей, в удалении от дел житейских, занимаясь науками. Скончался 891 года 6 февраля. Всему ученому свету известны мудрые сочинения сего патриарха, особенно труды его по части церковного и гражданского законоведения 22 ; его письма, лексикон и библиотека (μυριοβιβλιου), в которой рассмотрено 279 древних писателей, большей части коих сочинения считаются потерянными. По изгнании премудрого Фотия 23 , в патриарха производится 886 г. 82) Стефан , порфирородный, брат императора Льва, бывший прежде монахом и синкеллом, человек уважаемый за добродетели и благочестие. Мудро и богобоязненно правив церковью 7 лет, он по кончине причтен к лику святых (Мая 17). 893 г. 83) Антоний , по прозванию Кавлей. При нем преемник папы Стефана Формоз опять посылает в Константинополь послов с настойчивым требованием уступки Болгарии, – и опять посланные возвратились без успеха. С того времени надолго пресеклось общение между церквями восточной и западной. Когда спустя два года Антоний скончался, Никифор Философ сочинил ему надгробное слово, в котором справедливо превозносит его похвалами. Ему наследовал 895 г. 84) Николай , Мистик, т. е. старейшина тайного совета, муж мудрый и известный своими добродетелями. Твердость его в защите нерушимости церковных правил была причиной того, что после 11-тилетнего правления он оставил престол патриарший. Это произошло следующим образом. Императрица Зоя, хотя и считалась супругой императора, однако, поскольку была уже четвертою после смерти первой его супруги, а четвертый брак воспрещен церковными правилами: то это супружество не было и не могло быть освящено молитвословием и благословением церковным, тем более, что отец императора, Василий, это церковное правило утвердил гражданским узаконением, повелев отнюдь никому не вступать в четвертый брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Азия, Северокавказский, Центрально-Чернозёмный, Украина и Молдавия. РОМЦ объединяет более 100 церквей и библейских групп на территории России, число их членов постоянно растет, в наст. время - более 5 тыс. чел. В церквах несут служение более 70 назначенных пасторов, 30 из которых - рукоположенные пресвитеры; раз в год собирается высший орган РОМЦ - Ежегодная конференция. Существует также неск. конференций Евразийской объединенной методистской церкви, учрежденной в Москве. С 2005 по 2012 г. ее возглавлял еп. Объединенной методистской церкви России и Евразии Ханс Вексбю; с кон. 2012 г.- Э. Хегай. Вероучение и богослужебная практика Методистская церковь в Екатеринбурге. Кон. ХХ в. Методистская церковь в Екатеринбурге. Кон. ХХ в. Вероучительными основами методизма считаются «Типовые проповеди Дж. Уэсли», а также составленные им «Объяснительные записки к Новому Завету» и «25 статей религии». «Типовые проповеди...» включают в себя 44 проповеди, с к-рыми Дж. Уэсли выступал в период с 1746 по 1760 г. и в к-рых отразились его доктринальные представления. «Объяснительные записки...», подготовленные Дж. Уэсли в 1755 г., являются кратким изложением его понимания Евангелия, свидетельствующим о его приверженности арминианской доктрине (антикальвинист. учению о наличии у человека свободной воли). Нек-рые методист. орг-ции, особенно английские, рассматривают «Объяснительные записки...» как доктринальный стандарт для М. «25 статей религии», подготовленных Дж. Уэсли для амер. М. и впервые представленных на конференции только что созданной Методистской епископальной церкви в 1784 г., представляют собой несколько видоизмененные 39 статей англиканского Символа веры, составленного еще при Елизавете Тюдор, в 1571 г. Дж. Уэсли предложил 24 статьи, а амер. конференция добавила к ним еще одну. Т. о., вероучительные положения М. в форме 25 утверждений не отличаются существенно от англикан. 39 статей, являясь по сути сокращенным их вариантом, сделанным Дж. Уэсли. Сокращения и изменения имели целью, немного упрощая формулировки, изъять из англикан.

http://pravenc.ru/text/2563076.html

Якову I . В 1616 г. Гельвес скончался в тюрьме, но Б. не прекратили своего существования. Общие Б. Последователи Смита и Гельвеса стали называться впосл. общими Б., т. к. они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа, утверждая, что Он искупил всех людей, а не только избранных. К 1626 г. в Англии существовало 5 баптист. общин, в 1644 г.- 47. Между 1640 и 1660 гг. Б. в результате долгих дискуссий пришли к выводу, что крещение должно совершаться только погружением. Общие Б. официально заявили об обязательности такого способа крещения в своем первом исповедании, изданном в 1660 г. До 1689 г. Б. подвергались постоянным репрессиям, и только «Акт о веротерпимости» облегчил их положение, разрешив им свободу молитвенных собраний. В XVII-XVIII вв. среди общих Б. широкое распространение получили взгляды антитринитариев. С 1671 по 1731 г. на заседаниях генеральной баптистской ассамблеи регулярно обсуждалась антитринитарная ересь, к-рая была известна в Англии с нач. XVII в. благодаря социнианской (см. Социниане ) лит-ре, привезенной из Европы, и получила распространение среди сепаратистов. К 1750 г. многие из общих Б. стали унитариями (см. унитарианство ). В 1802 г. Генеральная ассамблея общих Б. разделилась на тех, кто присоединился к частным Б., и тех, кто перешел к унитариям. Не примкнувшие ни к тем, ни к др. основали в 1816 г. миссионерское об-во. К кон. XIX в. противоречия в учении общих и частных Б. сгладились, и в 1891 г. они объединились. Подавляющее большинство совр. Б. называют себя частными, или партикулярными, ведут свое происхождение от диссентеров (индепендентов) - последовательных кальвинистов, выдвинувших идею церкви, собранной Духом Божиим (англ. gathered church - собранная церковь), а не отдельным человеком или гос-вом. Тот, кто осознает себя истинным, возрожденным христианином, должен искать своих единоверцев и составить особую церковь, не ограниченную географическими рамками (напр., приходами). Индепенденты хотя и были убеждены, что христ.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Аннотация Протестантизм и вышедшие из него неопротестантские секты являются духовным продуктом эпохи Возрождения с его акцентом на личности отдельного человека. Неоязычество как следующий этап отпадения от Бога возникло в культурной парадигме постмодерна, унаследовав от него отказ от всякого авторитета, в том числе от идеи личного Бога, и допущение многообразных противоречивых неисторических вероучений. В наибольшей мере родство неопротестантизма и неоязычества проявляется в их крайней гордости, которая препятствует принести покаяние в Церкви. Им свойственны также неутвержденность в церковной вере и совместное невежество по отношению к истинной воле Божией. Кроме того, их роднит принципиальный антиисторизм и ложь основателей и идеологов неоязычества и некоторых видных неопротестантов. Совместно с неопротестантами уничижая Святого Духа своими лжеучениями, неоязычники дальше продвинулись на пути падения, отвергая и само бытие Божие, и Спасителя, и Искупление, и подаваемые в Церкви дары Святого Духа. Каждая эпоха ставит перед людьми различные вызовы. Принадлежащий к христианской ойкумене средневековый человек мог порабощаться страстями и грехами, редко ходить в храм, заигрывать с еретиками,– но само бытие Божие оставалось для него несомненной истиной, а Церковь – непреложным авторитетом. В то время вполне исполнялось слово Псалтири, что лишь безумец мог сказать, что нет Бога, и то не вслух, а в сердце ( Пс 13:1 ). Однако уже Возрождение поставило перед Западом вопрос о поиске критериев истины, обозначив в качестве такого критерия самого человека. В вероучении это привело к появлению Реформации. Несмотря на формирование различных протестантских, а затем и неопротестантских деноминаций 1 , решение вопроса о вероучении фактически стало относиться к личному решению каждого верующего. Поэтому, например, в одной общине баптистов могут принимать хлеб и вино вместе люди, считающие их лишь символами или же реальными Телом и Кровью Христовыми; исповедующие безусловное предопределение ко спасению либо возможность потерять спасение (соответственно кальвинистскую или арминианскую модель), и т.д. По справедливому замечанию сщмч. Илариона Верейского, «протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности, а спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасение через Христа без Церкви, с себялюбивой обособленностью от всех» с. 193–194].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Аналогичную позицию высказывает и пастор Максим Фокин: " Мы не относимся к кальвинистам-фанатикам, которые считают, что все арминиане пойдет в Ад. Я допускаю, что кто-то из моих прихожан может иметь веру с арминианским акцентом. Спасают нас не пять принципов кальвинизма – спасает нас Христос " . По словам же главы Конфедерации, пастора М. М. Полубояринова, " в христианстве есть две конфессии – " умные " и " дураки " , одни могут договариваться друг с другом, а другие никого кроме себя не видят и считают себя источником истины " . На деле общины Конфедерации активно участвуют в экуменическом движении Петербурга. Все они имеют членство в Ассоциации Христианских Церквей " Союз Христиан " и регулярно участвуют в ее проектах. Кроме того, президент Конфедерации, пастор церкви " Свет Христа " , М. Полубояринов, является вице-президентом межконфессионального объединения Санкт-Петербургское Христианское Сотрудничество. В Сотрудничество входят более 60 протестантских церквей и миссий, преимущественно пятидесятников и харизматов, с которыми реформаты охотно сотрудничают в социальной сфере. Ведется и работа по укреплению межконфессиональных связей с церквями вне Сотрудничества. Так, в г. Тихвине Ленинградской области по инициативе петербургских реформатов в 2006 году прошло первое в истории этого города межконфессиональное евангелизационное богослужение, с участием местных баптистов, пятидесятников и харизматов. Иногда удается привлечь к совместной работе и православных. Так, в Ханаанской пресвитерианской семинарии в Санкт-Петербурге, созданной при Санкт-Петербургской пресвитерианской церкви, преподают известные деятели РПЦ – философ и политолог, игумен Вениамин (Новик) и философ К. К. Иванов. А в дер. Неболчи Новгородской области петербургские реформаты даже вели совместную евангелизиционную работу с местной православной общиной (по словам пастора А. Морозова, местный батюшка симпатизирует реформатскому учению, и во время евангелизиции члены его общины и реформаты вместе раздавали литературу – как православную, так и реформатскую).

http://religare.ru/2_40620.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010