Поэтому, оставляя под сомнением все вышеприведенные случаи, в которых стараются видеть указание на христианскую веру Константина, переходим к Миланскому эдикту веротерпимости, изданному в июне 313г. Эдикт этот приводят почти сходно Лактанций и Евсевий. Содержание его следующее: «Мы, императоры Константин и Лициний, заботясь о благе и пользе подданных, установили относительно богопочитания, чтобы и христианам, и всем дана была полная свобода жить в той вере, в какой кто хочет, чтобы небесное божество было благорасположено к нам и ко всем, которые находятся под властию нашей... Определяем, чтобы христианам возвращены были конфискованные в казну или частным лицам отданные имущества, также чтобы были вновь отданы места Их собраний. Частные лица должны быть удовлетворены за это из государственных средств»14 Вообще в силу этого эдикта христианство объявлено равноправным с язычеством, и уничтожены все Диоклетиановы постановления против христиан. По содержанию близок с этим эдиктом и акт 324 г., когда после победы над Лицинием Константин признал христианство единой истинной верой, а язычество заблуждением, хотя и последнее объявлено терпимым. «Для сохранения мира я постановил, чтобы и те, которые еще остаются в заблуждении язычества, пользовались таким же спокойствием, как и правоверные. Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами»15. Константин обращается лишь с увещанием к язычникам, чтобы они приняли христианство, и запрещает поклонение некоторым богам и частные жертвоприношения. В кодексе Феодосиевом можно находить правительственные распоряжения и предписания касательно язычества вплоть до самой смерти Константина (337): из них видим, что язычники имели свои храмы, жрецов, поступали в государственную службу и т. д. Лучшим свидетельством того, что по отношению к христианству в Константине следует различать государственного мужа от обыкновенного человека, стремящегося по влечению сердца к разрешению религиозной загадки, служит воздвигнутый при нем памятник по случаю политического события первостепенной важности. Мы разумеем триумфальную арку в Риме, воздвигнутую римским сенатом в честь Константина после одержанной им блистательной победы над Максенцием близ Мильвийского моста16. Этот величественный памятник, наскоро построенный и украшенный частью рельефами из прежних памятников (триумфальная арка Траяна), между прочим, в посвятительной надписи заключает в себе известное выражение «Instinctu divinitatis» вместо личного бога, а над этими словами открыто древнейшее выражение, впоследствии исправленное: «Nutu I. О. М.» (т. е. по внушению Юпитера, величайшего и прекрасного). Что касается украшений триумфальной арки, архитектурных и других художественных подробностей, то ни единой черты христианства в них не найдено. В общем здесь представлены, во-первых, языческие жертвоприношения (медальоны), во-вторых, исторические сцены, относящиеся к царствованию Траяна.

http://sedmitza.ru/lib/text/442736/

18 Воздвижения Креста на Торговищи и св. Михаила близь своего дворца или, по крайней мере, одну первую. 22 Между Всеволодовичами, как мы сказали, Юрий Долгорукий выдаётся тем, что стремился украсить каменными церквами все важнейшие пригороды своего Суздальского удела. Это наводит до некоторой степени на мысль, что уже он, потерпевший столько неудач в овладении престолом Киевским, впереди своего сына Андрея, напал на гениальную мысль возвысить свою внерусскую Русь на степень первенствующего удела и великого княжения. 23 Речи об архитектуре могут быть вполне понятными только при помощи планов и фасадов и вообще рисунков. Мы бы имели самое усердное желание снабдить свою книгу тетрадью рисунков, но в настоящее время, к сожалению, мы не в состоянии этого сделать. Если когда-нибудь будем в состоянии, то не преминем тотчас же исполнить своё желание. А пока будем отсылать читателя к другим книгам. 24 В Платоновом разговоре Евтифрон, в самом начале читаем (слова, обращённые Евтифроном к Сократу): Т νετερον, Σ κρατες, γγονεν, τι κα συ τς ν Λυκε καταλιπ ν διατριβς, νθδε νν διατρβεις περ το βασιλως στον: ο γρ κα σοι δκη τις ο σα τυγχνει πρς τν βασιλα, σπερ μο; 25 Наши тортовые ряды, в своей настоящей русской форме, которую они сохраняют ещё инде, быв подражанием рядам византийским, вышли из этих классических базилик: если в галереях базилик пристроить к стенам глухих комнат, которые бы составляли купеческие лавки, то это и будут наши ряды. [В позднейшее время всякие торговые ряды, помещались или не помещались в них судьи, назывались базиликами, см. Unger’a Quellen d. Byzanmin. Kunstgeschichte, I, 84 (Basilika der Pelzhändler-бaзuлuka меховщиков).] 26 В виде исключения у Римлян до позднейшего времени были базилики и с непокрытыми серединами или совершенно греческие; такова например, была basilica Ulpiana, построенная императором Траяном,– Hubsch’a Monuments de l’architecture chrétienne в переводе аббата Guerber’a, Paris, 1866, PL I, 27 Латинское absida из греческого ψ ς (и ψ ς),– δος. ψ ς, от πτω – соединяю, связываю, слаживаю (привожу одно в соприкосновение с другим), собственно значит соединение, связывание (связка чего-нибудь), затем – петля или ячейка в сети, обод колеса и самое колесо, всякая округлость, арка (от того триумфальные ворота у Римлян с арками – абсиды), ниш с аркой, дуга свода, самый свод (архитектурный и небесный). Небольшие полукруглые пристройки к базиликам получили название абсид или от своей формы круглой (т. е. полукруглой) или вместе и от своего покрова, который с древнего времени мог делаться сводом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нужно возвращать все те название, которые исконно были на карте нашей страны. Древний русский город Вятка — должен быть Вяткой, а не Кировым. Ногинск должен быть Богородском. Ведь взять любого жителя этого города, он скажет: «Я живу в Богородске», а Ногинск остается только на официальных документах. Довольно давно Центральная библиотека уже не носит названия им. Ленина. Так почему станция метро все еще носит это неблагозвучное название? Такого не может быть ни в одном государстве. У нас Триумфальная арка стоит на Поклонной горе там, где Наполеон входил в Москву, а раньше она стояла на своем историческом месте: на Тверской улице, откуда победоносные русские войска возвращались из Парижа. У нас Варшавское шоссе не ведет в Варшаву, а Ленинградское шоссе ведет в Санкт — Петербург. Но работа движется, и двигалась до нас. Вы знаете, как двадцать лет назад называлась улица Остоженка? Метростроевская. Не правда ли, ужасно неблагозвучно? — Кто или что препятствует работе? Каким образом удается достигнуть положительных результатов? — Нормальный человек с радостью согласится на возвращение исторического имени улицам и городам. Но есть интернальные силы, препятствующие этому. Мы же не хотим назвать все по-новому, мы ратуем за ВОЗВРАЩЕНИЕ исторических имен! Березовые, Рябиновые, Главные, где сейчас эти улицы? Их было огромное количество. Это же вполне логичная работа, ничего странного, мы не бросаем никому вызов. Когда была кругом разруха, миллионы беспризорников, война, экономика стояла, большевики не зря первым делом стали переименовывать улицы в честь своих адептов, которые ничего не значили тогда для слуха русского человека, да еще и ставить бесчисленные памятники. Причем, памятники не гранитные, а из самых дешевых материалов, вплоть до окрашеной фанеры. Таким образом шло полное зомбирование народа. Почему у нас стоит на Театральной Площади памятник Карлу Марксу? Никто не сможет ответить. Раньше это было понятно, а сейчас? Тем более, что и проспекта им. К. Маркса уже нет. А почему нет памятника основателю нашего государства Ивану III? Почему напротив храма Христа Спасителя , на углу, где стоял дом Сурикова сейчас стоит памятник Энгельсу?

http://pravmir.ru/ot-ix-nazv/

Посылая наместнику извлечения из творений преподобного Ефрема Сирина, он спрашивает: «Я написал и заглавие, и предисловие; прочитайте и скажите мне беспристрастно, походит ли это на дело, и может ли не без пользы быть употреблено к народному наставлению посредством издания?» В другой раз он отправляет наместнику «Письма святогорца» с вопросом: «Хорошо ли давать сей книге свободный ход?» Заботясь о сохранении духовного смысла, владыка благословил преподобному Антонию сверять со старым текстом каждую главу нового перевода «Лествицы». Другим случаем проявления глубочайшего доверия к духовному опыту отца Антония являлась просьба составить краткое пособие об Иисусовой молитве: «Не напишете ли Вы о сем краткое наставление, примененное к общему употреблению и к людям, которым недостает близкого наставника?» Триумфальная арка Один из ярких случаев послушания святителя Филарета преподобному Антонию связан со строительством в 1834 году Триумфальных ворот в Москве. На возводимых воротах были изображения языческих богов, поэтому духовник советовал митрополиту отказаться от их освящения. Последовать этому совету было нелегко — под угрозу ставились отношения с императором Николаем I. Когда владыке объявлено было, чтобы освятил ворота, он приехал в Лавру и передал отцу Антонию, что находится в борьбе помыслов. Совесть говорит: «Не святи», — а все говорят: «Святи!» — Ты что скажешь? — спрашивает владыка у отца Антония. — Не святить. — Будет скорбь. — Потерпите. Флигель-адъютанту, прибывшему сообщить владыке желание императора освятить ворота, митрополит ответил: «Слышу». На повторный вопрос последовал тот же ответ: «Слышу». Когда недоуменный флигель-адъютант спросил о том, что же передать императору, получил такой ответ: «А что слышите». После передачи императору этих слов Николай I только и произнес: «Так, я понимаю. Приготовьте лошадей: сегодня я уезжаю». После этого владыка появился в Лавре крайне смущенный. — Вот какая скорбь пришла! — Это и прежде видно было. — Да уж хорошо ли я поступил: раздражил государя? Я не имею достоинств святителя Митрофана!

http://pravmir.ru/chuvstvo-loktya-perepi...

Септимий Север заботился об украшении имперской столицы, за что был удостоен почетного именования restitutor urbis (восста­новитель города). По его указанию была вполнена первая топо­графическая съемка Рима. При нем на форуме вблизи Капитолия воздвигли триумфальную арку, сохранившуюся до наших дней. На Палатине был выстроен дворец, фасад которого украшал зна­менитый септизоний – изображение семи планет, включая солн­це и луну, и семи соответствующих им божеств, имена которых употребляются в латинских названиях дней недели. Провинциал по своему происхождению, Септимий Север об­наружил особую заботу о благополучии провинций. По его ука­заниям прокладывались превосходные дороги, связующие отда­ленные города друг с другом и с Римом; он усовершенствовал почтовую службу (cursus publicus), переведенную им в ведение фиска. В провинциальных городах, особенно в родной ему Триполитании и Африке, но также в азиатских провинциях, в Дакии и Паннонии строились храмы, репрезентативные и функциональ­ные сооружения: акведуки, термы. При нем преобразилась Лепта Магна, в которой были выстроены триумфальная арка, базили­ка, храм Геркулеса и Вакха, а также Карфаген, который своими новыми сооружениями приобрел былой блеск времен независи­мости от Рима. Свой африканский патриотизм Септимий Север простирал так далеко, что, по его указанию, в городах Африки, а также в других провинциях были воздвигнуты многочислен­ные статуи смертельного врага римского народа Ганнибала, от­кровенным почитателем которого был император. Север принимал меры, нацеленные на рост благосостояния про­винциалов, на расширение их гражданских прав, на то, чтобы при­близить их статус к тому, которым давно уже пользовались итали­ки. Финикийскому Тиру, родине Домны Эмесе, а также Пальмире, Эдессе, Нисибису, палестинской Самарии, где поселились ветера­ны, был дарован статус римских колоний. Ряд других провинци­альных городов приобрел латинское или италийское право. Оно предоставлено было Лептису, Утике и Карфагену. Александрия по­лучила самоуправление, к которому давно стремился этот гигант­ский мегаполис.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Приступая к описанию сосудов святого, мы должны еще заметить, что, кроме обыкновенных источников по археологии скинии, исследователь может пользоваться здесь сохранившимися до настоящего времени изображениями этих сосудов на так называемой триумфальной арке Тита или сделанными с нее снимками. Триумфальная арка Тита воздвигнута римским сенатом в память побед Тита над иудеями, в Риме, на площади Campo Baccino, недалеко от Колизея. На ней в рельефе представлены фигуры римлян-победителей, увенчанных лавровыми венками и несущих на носилках забранные ими в иерусалимском святилище трофеи: стол хлебов предложения, семисвещный светильник и серебряные священнические трубы (ср. 108. «Bellum Judaicum» VII, 5:5). Хотя эти сосуды были взяты из второго иерусалимского храма и вероятно были сделаны Иродом, тем не менее они, без сомнения, сохранили общий тип сосудов Моисея, точно так же, как и храм иерусалимский никогда не отступал от общего плана скинии Моисея. Некоторые исследователи, незнакомые близко с древнееврейскою историею (Les plus beaux monuments de Rome ancienne dessines par Barbault, 1761), стол хлебов предложения на арке считали ковчегом завета, а трубы – скрижалями завета. Но ковчег завета не мог быть в числе римских трофеев, потому что его вовсе не было во втором иерусалимском храме как и скрижалей завета. высоты, 1 ф. 9 д. внешней широты, при 1 ф. 2 д. внутренней высоты или высоты ножек и 1 ф. 6 д. внутренней широты; но; как видно из изображений фигурирующих здесь воинов, рельеф арки Тита представляет только две трети натуральной высоты стола. Прибавив к внешней высоте стола еще одну треть, получим 1½ еврейских локтя. Далее отличие стола предложений, по библейскому тексту, состояло в том, что кругом его был сделан золотой венец, . Как видно из изображения стола на арке, под венцом здесь разумеется массивная золотая планочка 6 дюймов широты, ограждавшая со всех сторон верхнюю поверхность стола и делавшая столь значительною разность внутренней высоты (до верхней доски) стола и внешней или общей высоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

— А есть у вас «чёрные археологи»? — спрашиваю я нашего гида. — Не, нету, — отвечает Самер. — У нас невозможно приобрести этот прибор, с помощью которого ищут в земле… Ну, как его… — Металлоискатель, — подсказываю я, а сам думаю: зачем он нужен здесь? Тут же и искать место не надо; бери лопату и копай себе. Правда, потрудиться придётся изрядно: здесь, как и почти везде в Иордании, очень каменистая почва, почти чистый гравий. И как тут что-то растет? Триумфальная арка, т. н. Ворота Адриана Тем не менее, по сравнению с южными и восточными районами страны, где властвует пустыня, здесь природа несравненно разнообразнее и привычнее глазу европейца. Склоны гор поросли лесами, довольно часто встречаются небольшие реки. Одну из них, по дороге из Аммана в Джераш, наш гид называет рекой Иакова: — Это то самое место, где Иаков боролся с ангелом, помните? Наш автобус пролетает по мосту, под которым течёт библейская река. У развалин одного из храмов Джераша нам встречается довольно шумная толпа. Так и есть: российские туристы, приехали из Израиля на однодневную экскурсию. Наш Самер и израильский гид весело приветствуют друг друга; они знакомы, постоянно встречаются на перекрёстках туристических маршрутов. «Израильтяне» нас угощают бутылочками с питьевой водой. Ипподром. У входа слоняются несколько арабов. Вывеска рекламирует костюмированные театральные представления, которые устраивают здесь для развлечения туристов: «Римское военное искусство и гонки на колесницах». От ипподрома, а точнее, от арки императора Адриана (он тут перезимовал в 130 г. н. э.) начинается главная улица, вымощенная камнями. Становится понятно, что проблемы дорожного строительства вечны: на каменной мостовой выбита довольно заметная колея. Сколько повозок и колесниц проехало по этим улицам? Трибуны ипподрома Иордания туристическая здесь (как, впрочем, и во многих других местах) пересекается с христианской: тут сохранилось несколько христианских памятников — развалины византийских церквей с непременными мозаичными полами. Но основное наследие — это, конечно, римские и греческие дохристианские храмы.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Он его описывает так: «находясь на западной стороне города, на берегу реки, оно возвышается над бесчисленными развалинами или обломками строений, покрывающими землю, и еще представляет, несмотря на свое разрушение, красивую массу и красивые подробности архитектуры. Карниз, окружающий храм, чистого и изящного стиля». «Триумфальная арка, –говорит д-р Робинзон, – составляла вход во дворец, который называется аравитянами Кизр Фарон, замком Фараона, и коего распределение внутри на многие комнаты и этажи, кажется, доказывает положительно, что оно не было храмом» 551 . То же самое строение описано лордом Гамильтоном. «Четырёхугольный дворец близ триумфальной арки есть единственное, каменной постройки, стоящее здание. Я вошел в него и исследовал его внутренность. Деревянные связи еще сохранились в стенах, по-видимому, в неповрежденном и крепком состоянии. Пол усеян свалившимися с кровли кусками тесаного камня и обломками карниза, между «которыми растут во множестве волчцы, колючие растения и крапива». Сначала я не был уверен насчет крапивы; но, желая убедиться, я прикоснулся к ней рукою, и хотя она и не имела силы английской крапивы, однако, производила неприятное ощущение. Самый лист был точь-в-точь лист крапивы, но как это было в позднее осеннее время, то недостаток влажности, вероятно, ослабил ее. Итак, крапива была в единственном дворце, который стоит еще в гордом городе Петре несокрушенным. «Терн взойдет в его дворце, крапива и ежевика в его крепостях». Свидетельство достопочтенного Вульмера Кори, ректора немброкской коллегии в Кембридже, приведенное во многих предшествующих изданиях, было сообщено автору его братом, которому он, посетив Петру, писал так: «Английский черный терн и ежевика очень обыкновенны в Петре, а также и растение, которое колючее того и другого, и даже крапивы». Как внутри дворца, так и вокруг него растёт, согласно еще более новому свидетельству д-ра Вильсона, много кустов и кустарников наподобие тех, какие обыкновенно находятся в таких развалинах, а именно, заразиха, волчец, крапива, терн и другие такого же рода растения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

А они русские солдатики, что покрыли своими костьми землю Польши, Буковины, Галиции, Пруссии, Прибалтики, Кавказа, Персии, Месопотамии, Румынии? Что же достанется им? «В Париже на площади Этуаль, где правильной звездой сходятся двенадцать широких красивых улиц, стоит триумфальная Арка. Под ее высокими сводами покоится в могиле «Неизвестный французский солдат». На могилу возлагаются венки. Зеленой пестрой, громадной клумбой цветов и листьев высятся они среди немолчного шума и грохота двенадцати улиц. И вижу я пустынное небо между Тлусте и Залещиками, и справа стоит низкий, почти равноплечный косой крест, сделанный из двух дубовых жердей. На их скрещении кора снята и плохо застругана. Там химическим карандашом написано…Дожди и снега смыли почти все написанное и видно только: «Казак 10-го Донского казачьего генерала Луковина полка 4-й сотни…За Веру, Царя и Отечество живот свой положивший…марта 1915 года…» Я его знал. Это мой казак…В первые бои под Залещиками он был убит…Теперь там вероятно и могилы не осталось, как ни осталось там ни Веры, ни Царя, ни Отечества…Пустое там место. Там Польская республика и что ей за дело до русского бравого станичника, живот свой положившего? Обвалился крест, упали жерди в придорожную канаву и на могиле бурно разросся бурьян. Синий василек, белая ромашка, да алые маки – выросли из тела этого неизвестного солдата. И тихо склоняются над ним невидимые знамена великой России». Эти слова генерала Петра Николаевича Краснова, фронтовика и Георгиевского кавалера Германской войны очень точно восоздают образ России, России выигравшей и России проигравшей, России жертвенной и России преданной, России воскресающей, смертию смерть поправ. Генерал Н.Н. Головин. Военные усилия России… С.156 Das Dritte Reich. 50 Band, Berlin, S. 325- Das Dritte Reich, S. 326. Итоги Второй Мировой войны. М.1957, статья Рудольф Зульцман. Пропаганда как оружие войны. С. 521-522. Рейтинг: 8.4 Голосов: 28 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/37662.html

Снесен фасад амфитеатра, в котором давал концерт оркестр Мариинского театра под управлением дирижера Валерия Гергиева 20 января. ПРАВМИР. Боевики «Исламского государства» (запрещено в России) разрушили часть римского амфитеатра в Пальмире. Снесен фасад амфитеатра, а также одна из главных достопримечательностей города – тетрапилон – сооружение с четырьмя портиками, стоящее рядом с амфитеатром, сообщает ВВС. Именно в этом амфитеатре оркестр Мариинского театра под управлением дирижера Валерия Гергиева дал концерт после того, как в марте 2016 года сирийские войска при поддержке России освободили Пальмиру от боевиков. В декабре боевики вновь взяли античный город. Это не первое разрушение древних памятников Пальмиры. В мае 2015 года, когда ИГ захватило Пальмиру в первый раз, там были разрушены триумфальная арка, храм бога Бэла, храм Баал-Шамин, а также погребальные башни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 января, 2024 14 марта, 2023 8 февраля, 2023 16 февраля, 2021 10 сентября, 2019 20 марта, 2019 30 января, 2019 18 января, 2019 28 декабря, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/boeviki-razrushili-amf...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010