В.М. Дорошевич Глава XIII. Via dolorosa «Via dolorosa“ такое поэтичное название носит крестный путь, указываемый старым католическим преданием. «Via dolorosa“ начинается с того места, где была так называемая цитадель Антония. Место, бесспорно, историческое, освященное страданиями Спасителя. Здесь жил Ирод, правитель Галилеи, приехавший перед праздником Пасхи в Иерусалим. Ирод – это ничтожнейшее из действующих лиц той страшной и великой мировой драмы, которая происходила в те дни в Иерусалиме. Христос, разговаривавший даже с Пилатом, ни слова не ответил ни на один вопрос Ирода. Правитель Галилеи, Ирод, много слышал о Христе, Его учении, чудесах, и даже обрадовался, когда к нему привели Иисуса. Это его очень заинтересовало, он надеялся, что Христос покажет ему какое-нибудь чудо. Он забросал Христа вопросами, но Пленник молчал и ни одного из праздных вопросов не удостоил ответом. Тогда разозленный правитель надругался сам над Беззащитным, приказал надругаться своим воинам, – чтобы не отставать в остроумии от Пилата, приказал одеть Христа в светлые одежды и отправил Его к правителю Иудеи. Это был обмен любезностями между Пилатом и Иродом, бывшими в ссоре и желавшими примириться. Пилат отправил Христа на суд правителя Галилеи, как галилеянина. А Ирод спешил ответить на любезность любезностью и признавал право суда над Пленником за Пилатом. И после этого между ними воцарились мир и дружба. Так два правителя обменивались любезностями и состязались в остроумии над Беззащитным, в то самое время, когда история мира делилась на две половины. Старое католическое предание указывает на цитадель Антония, как на место претории Пилата. Здесь находится арка, вероятно, остаток триумфальной римской арки, которую предание называет «Ecce Homo“. В те времена улицы Иерусалима были вдвое шире теперешних. Триумфальная арка, перекинутая через тогдашнюю улицу, теперешнюю улицу покрывает одной своей половиной. Другая половина арки уходит в монастырь дервишей. В этой то арке, по словам католического предания, Пилат показал народу истерзанного, измученного Христа, со словами: «Се человек!“

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > С Днем Военно-Морского флота! 29.07.2016 814 Время на чтение 5 минут Уважаемые друзья, товарищи, земляки! Поздравляю Вас с Днем Военно-Морского флота! Этим замечательным праздником увековечена память о первом крупном морском сражении Русского флота, произошедшем 27 июля 1714 года у полуострова Гангут (ныне - Ханко). Именно тогда зародилась знаменитая петровская заповедь: «Врагов не считают, их бьют». В ознаменование этой победы в Санкт-Петербурге была возведена триумфальная арка, на которой был изображен орел, держащий в когтях слона, с надписью «Русский орел мух не ловит», имея в виду название флагманского корабля шведской эскадры - «Элефант» (в переводе «слон»). Считается, что основа Славы Русского флота заложена в трех победоносных морских баталиях: Гангут, Синоп и Чесма, о чем свидетельствуют три белых полоски на форменном матросском воротничке, называемом «гюйс». Славу Чесменского морского сражения удалось вернуть из небытия только три года назад благодаря многолетним усилиям краеведов, учителей, ветеранов Воронежской, Челябинской, Тверской областей и, в первую очередь, жителей Лесного района, земляков лейтенанта Д.С.Ильина. С 2013 года даты трех главных морских сражения нашего Флота являются Днями воинской славы России. Нынешний День ВМФ отмечают с 1939 года по инициативе выдающегося флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. 31 июля 2016 года мы его празднуем в 77-й раз. Неувядаемой славой покрыли себя моряки. Никогда не померкнет в памяти народной их подвиг в годы Великой Отечественной войны. Флот участвовал в обороне и освобождении Лиепаи, Таллина, Ханко. Моряки защищали и освобождали Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск. Важную роль сыграли в битвах за Москву , Ленинг рад, Мурманск и Кавказ, брали Берлин и громили японских самураев на Дальнем Востоке. Дрались морские пехотинцы и на территории Калининской области. Одна из пяти бригад морской пехоты, воевавших на территории нашего края, была сформирована из курсантов Каспийского высшего военно-морского училища, выпускником которого я имею честь быть. Фашисты называли моряков «черные дьяволы», «полосатая смерть». Их запрещалось брать в плен, да они и не сдавались. Более 350 тысяч матросов и офицеров флота в годы Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями, 500 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а семерым из них это звание присвоено дважды.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСИДА [греч. ψδα, лат. absida, concha - дуга, арка, свод], архитектурная форма; полукруглая, прямоугольная или граненая в плане ниша, увеличивающая пространство помещения и перекрытая конхой или сводом. Изначально слово «А.» (от ψδα - свод) представляло лат. эквивалент (apsida; впервые у Павлина Ноланского) греч. слова κγχη - конха (впосл. принято для обозначения полукруглого сводчатого завершения А.). Позже слово «А.» утвердилось как основное для описания таких архитектурных форм на Западе, откуда в XIX в. проникло в рус. обиход (в визант. книжности широкого распространения не имело, в древнерус. текстах не встречается). Наиболее важная функция а. в христ. храме - завершение алтарного пространства, в к-ром расположены горнее место , синтрон , епископский трон. Распространение А. в раннехрист. архитектуре объяснимо тем, что ее формы ассоциировались с рим. арками триумфальными и более универсальными почетными балдахинами, символизировавшими триумф и небо, свод А. (конха - букв. раковина) - с такими элементами древнерим. архитектуры, как экседры с раковинообразными завершениями, к-рыми украшались нимфеи, базилики, термы, погребальные сооружения, а также места собраний христ. общин. Имп. семантика формы А. в христ. контексте с IV в. проецировалась на Иисуса Христа и соответственно - на епископа; присутствие архиерея во время совершения таинств Крещения и Миропомазания предполагало включение А. в архитектуру баптистерия. Блж. Симеон , архиеп. Фессалоникийский († 1429), дал следующее символическое толкование А., называемой им «приалтарным полукружием» (μκυκλον το βματος): «Поелику алтарь здесь знаменует небо, то он и имеет вид полукружия; и это бывает повсюду во всех храмах, в знаменование горних небес» (О священном храме. Гл. в рус. пер. 107). Существуют 2 исходные, восходящие к позднеантичной архитектуре формы алтарных А.: полукруглая, выступающая наружу (ц. ап. Петра в Риме, IV в.) и полукруглая изнутри, расположенная между пастофориями, не выступающая наружу (Гроба Господня храм в Иерусалиме, IV в.), характерная для памятников Сирии (ц. Умножения Хлебов и Рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве), V-VI вв.). Первая могла заменяться прямоугольным изнутри и снаружи выступом (ц. Санти-Феличе э Фортунато в Виченце, V в.); вторая - тремя прямоугольными изнутри помещениями, скрытыми снаружи алтарной стеной (ц. в Дар-Ките, VI в.), как в целом ряде сир. построек. Сочетание этих форм позволяло создать более сложные формы алтарного пространства (важнейшая - алтари-триконхи, впервые в ц. Белого мон-ря (Дейр-эль-Абъяда) (Египет), V в.).

http://pravenc.ru/text/75794.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ II Архитектура Рассмотрение процесса развития греч. церковного зодчества по территориальному признаку достаточно условно и не учитывает целого ряда не только периферийных, но и центральных явлений. Для Г., с ее богатой античной и средневек. культурной традицией, это существенно, поскольку окончательное формирование границ этой страны произошло только в сер. XX в. Раннехристианский и ранневизантийский периоды Известны лишь 2 христ. памятника, дошедшие от первых веков: катакомбы Милоса (Плаки) на о-ве Милос (III-V вв.) и крипта под Димитрия вмч. базиликой в Фессалонике (2-я пол. V в.). Катакомбы высечены в вулканической скальной породе и содержат коридоры общей протяженностью ок. 200 м, со множеством захоронений в аркосолиях, стены и потолки украшены росписью с геометрическим орнаментом, в к-рый включены изображения монограммы Иисуса Христа. Крипта под базиликой вмч. Димитрия - сводчатая субструкция, фрагмент древних бань, где в 303 г. был замучен и, согласно преданию, захоронен вмч. Димитрий. Маленьких размеров церковь, возведенная над криптой после Миланского эдикта (313), и ряд небольших храмов, построенных в этот период, впосл. были заменены крупномасштабными торжественными постройками. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Развитие христ. зодчества в Г. началось преимущественно с V в. В Центр. Греции более раннему строительству церквей препятствовали устойчивые языческие традиции, а также завоевание материковой Г. герулами. В IV в. интенсивно развивались лишь города Македонии, особенно Фессалоника , расположенная на Эгнатиевой дороге (Via Egnatia), связывающей Рим с К-полем. В нач. IV в. в К-поле императоры Галерий и Константин Великий вели крупное строительство (дворец, триумфальная арка, ротонда, термы, ипподром); в кон. IV в., при имп. Феодосии I, этот город стал одним из центров империи. С кон. IV по VII в.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать Солоухин В.А. Продолжение времени (Письма из разных мест) В Избранное ( 7  голосов:  4.6 из  5) Оглавление Кутузовский проспект. Триумфальная арка Итак, друзья, пора укрепиться в мысли: всё, что разбросано, приходится собирать. Вон хоть бы и в нашем селе: председатель колхоза Чудов (право, не знаю, где он теперь, да и жив ли) разобрал лет пятнадцать назад ограду вокруг церкви, в надежде использовать кирпич на строительство коровника. Красивая ограда была: узловые башни, пять арочных входов, кованые решетки. Белый (побеленный) кирпич и черное железо превосходно сочетались с темной зеленью старых лип и с более светлой зеленью самой плоскости села, на которой стояли ограда и церковь. Пятнадцать лет глядели все на образовавшееся запустенье, на расплодившиеся тут бурьян и крапиву, но потом все же решили: некрасиво как-то, неприглядно, надо церковь снова огородить. Ну, бывалошнюю ограду не только колхозу, я думаю, и целому району бы не поднять, и оградили бывшее место ограды штакетником и даже покрасили этот штакетник в голубенький цвет. Тоже своего рода собирание разбросанного, пусть и в таком жалком виде. Но бывают случаи посерьезнее. В 1944 году в Новгороде происходило прямо-таки символическое действо – собирали Россию. Она была разобрана на части и валялась разбросанная на снегу. Как известно, в январе этого года советские войска отбили Новгород, и вот, когда первые наши люди вошли в Новгородский кремль, когда они подошли к памятнику «Тысячелетие России»… Наверное, вы хотя бы по картинкам знаете этот памятник – раннее, замечательное произведение Микешина? Был сбор пожертвований, собирали со всех по копеечке. Это делалось, кстати сказать, вовсе не потому, что у казны не хватило бы средств на такой памятник, но ради того, чтобы каждый внесший свою копеечку чувствовал себя причастным к сооружению монумента. И гордился им как гражданин и патриот! Что касается стороны искусства, то был объявлен конкурс, в результате которого одобрили проект двадцатилетнего Микешина.

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

Русский курорт на родине русского святого ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск РУССКИЙ КУРОРТ НА РОДИНЕ РУССКОГО СВЯТОГО Средиземноморская Анталья, успевшая обрести за последние годы репутацию " русского курорта " , переживает в октябре бархатный сезон. К середине осени изнуряющая жара покидает этот край, и природа дарит ощущение удивительной гармонии, покоя и умиротворения. Желтовато-теплые скалы, прячущие вершины в синей дымке, ласковое бирюзовое море и безупречно голубое небо в ярких лучах солнца. Нескончаемый ряд зеленеющих парков, садов и клумб. Алые и фиолетовые цветы догорают на ветках кустарников, ввысь устремляются горделивые пальмы. Трудно поверить в то, что в Москве вчера выпал первый снег… Да, недаром человеческая душа, храня воспоминания наших прародителей о потерянном Эдеме, так расцветает в теплых краях! Но здесь причиной радости могут послужить не только тепло и красоты юга - ведь мы на родине великого святителя, Мирликийского чудотворца Николая. Уточним: родился будущий святитель в городе Патары, около 280 года, от благочестивых родителей Феофана и Нонны. Там прошло его детство до начала обучения в Ксанфе, а после Николай был избран епископом города Миры, где и совершал служение всю жизнь. На месте города Патары в наше время сохранились только руины. Одиноко стоящая триумфальная арка, трибуны театра… Это место не пользуется популярностью среди туристов. Мы побродили среди высокой травы, рассматривая сохранившиеся фундаменты зданий, пытаясь угадать: это был жилой дом? Или церковь? В любом случае, эти камни - свидетели непорочной юности и возрастания в вере самого почитаемого на Руси святого. Древний город Миры, входивший некогда в область Ликии, в наши дни носит турецкое название Демре.

http://pravoslavie.ru/put/myralycia.htm

Заветам Ленина верны: почему не надо сносить памятники революционным деятелям Опыт большевиков показал, что физическое уничтожение не ведет к забвению 26 декабря, 2017 Опыт большевиков показал, что физическое уничтожение не ведет к забвению Споры о том, следует ли сохранять памятники революционным деятелям или же их нужно убрать с глаз долой, имеют обыкновение превращаться в споры условных коммунистов с условными антикоммунистами. Александр Кравецкий попытался с антикоммунистических позиций защитить памятники революционным деятелям. Пространство памяти Окружающие нас здания, скульптуры, названия улиц, площадей, гор и долин выполняют роль своеобразных «напоминалок», за которые цепляется память. В Священном Писании мы находим массу примеров того, как после важного происшествия долина или гора получают новое имя. Так, праотец Иаков дал месту, где он бился с ангелом, имя Пенуэл (евр. ‘лик Божий’), «ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу» (Быт. 32, 30). Для того чтобы формировать вокруг себя пространство памяти, люди готовы прилагать значительные усилия. Триумфальные арки и монументы, курганы, мавзолеи, памятные надписи, стелы, храмы-памятники – всеми этими способами люди создают «узелки на память». Предполагается, что, оказавшись рядом, дед расскажет внуку о том, что эта арка была построена в память о древней победе, а стоящий на пьедестале брутальный всадник является основателем города. С течением времени памятник может обрастать новыми смыслами. Так, например, после появления пушкинского «Медного всадника» памятник Петру I стал не только памятником царю-преобразователю, но и напоминанием о людях, судьбы которых были растоптаны в процессе строительства Империи. Такие переосмысления – нормальная часть жизни памятников, и их создателям не дано предугадать, какой новый смысл вложат в их творения потомки. В истории народов бывают эпохи, когда они пытаются обнулить свое прошлое и начать жить заново. Для народов Европы это обычно бывало связано с принятием христианства. А поскольку в большинстве случаев новая жизнь начинается на прежнем месте, украшенном старыми символами и памятниками, творцам новой жизни приходится решать, что же с этими символами и памятниками делать. Здесь все могло происходить по разным сценариям.

http://pravmir.ru/zavetam-lenina-vernyi-...

Крушение еврейского царства привело в Рим огромное количество еврейских пленников. Конечно, не среди этих фанатиков могла найтись почва для христианской проповеди. Но среди евреев существовала целая группа, сложившаяся еще до конца войны. Представители этой группы, люди богатые и влиятельные, старались держаться в непосредственной близости к царствующему дому. Уцелели отпрыски дома Ирода; Вероника долго пользовалась благосклонностью Тита. Иосиф жил среди этого избранного общества, написал здесь историю своего народа, стараясь обойти в ней то, что могло бы не понравиться победителям. Все это содействовало некоторому расцвету иудейства, разумеется, не иудейства, как политической единицы, роль которого была окончательно сыграна, а иудейской философии и религии. Несмотря на недавнее восстание иудеев и его подавление, о котором наглядно напоминала триумфальная арка Тита, не считалось неприличным выказывать известные симпатии к евреям, хорошо принятым при императорском дворе, почитать их религию и даже отчасти следовать ей. Покоренная Иудея, как раньше, непосредственно после завоевания ее Помпеем, все еще внушала победителям почтение к себе. Правда, это продолжалось недолго. После прекращения династии Флавиев и уже после смерти Тита, еврейская родовая и умственная аристократия утратила свое влияние при дворе. Однако эта мимолетная мода на иудейство не могла не усилить того давнишнего воздействия, какое восточный монотеизм оказывал на традиционные верования римского высшего общества. Уже в ту эпоху, о которой мы теперь говорим, – как показывают некоторые несомненные факты – христианская проповедь делала завоевания даже в среде римской аристократии. Теперь уж не одни иностранцы, мелкий люд, рабы или наемники императорского двора исповедовали христианство: в эту раннюю пору христианство проникает в фамилии Помпониев, Ацилиев, даже Флавиев, менее родовитой, но за то царствующей фамилии. Уже при Нероне знатная матрона Помпония Грецина 241 привлекла внимание своим скромным и уединенным образом жизни. Ее обвинили в приверженности к восточным суевериям, но муж ее А. Плавций заявил о своем праве, как главы дома, судить ее, и объявил ее невиновной. Она еще была в живых при Домициане. Очень вероятно, что она была христианкой. М. Ацилий Глабрий, бывший консулом в 91 г., и двоюродный брат Домициана Флавий Климент, консул 95 г., были также, последний наверное, а первый весьма вероятно, членами римской церкви. Самое древнее кладбище, находившееся в исключительном и общем пользовании у римских христиан – кладбище Присциллы, было устроено на вилле Ацилиев на Саларийской дороге 242 . На Ардеатинской дороге кладбище Домициллы было расположено на земле, принадлежавшей Флавии Домицилле, жене консула Климента 243 . Таким образом мы видим здесь не просто платоническое сочувствие христианству: эти знатные последователи Христа входили в жизненные интересы общины и удовлетворяли ее нуждам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКА [лат. arcus - дуга], архитектурная форма (проем или обрамление), в основу к-рой заложен сегмент (или неск. сегментов) круга; конструктивный или чисто декоративный элемент сооружения. Арочная система - одна из основных древнейших конструктивных и архитектурно-художественных систем в архитектурно-строительной деятельности наряду со стоечно-балочной архитравной системой. Формы очертаний А. разнообразны, от полуциркульных до сложных многоцентровых (звездчатых, подковообразных и стрельчатых в исламских и готических сооружениях). Распространенность А. в архитектуре объясняется ее высокой технологичностью и способностью эффективно перераспределять вес конструкций так, чтобы все элементы работали на сжатие, что позволяет перекрывать значительные пролеты и создавать содержательно богатые и образно выразительные криволинейные очертания. Хотя в чистом виде А. применяют сравнительно редко (аркады акведуков и виадуков, арочные мосты, аркады и аркатуры обходных галерей монастырских и крепостных стен), на технологии ее возведения основано создание ведущего класса конструкций церковной архитектуры. Существенную роль, по-видимому, играет древняя символика арочных форм: А. устанавливалась как знак победы (см. Арка триумфальная ), служила элементом, обозначающим небесное устроение (радуга, небесный свод), традиционно оформляла вход в потусторонний мир. Соответственно выработалась и христ. символика А., форма ее стала ключевым элементом оформления наиболее важных архитектурно-литургических частей храма (см. статьи «Апсида» , «Конха» , «Сень» , «Киворий» , «Царские врата» ). Широко использовалась в архитектурном декоре (напр., в аркатурно-колончатых поясах), в завершениях прясел стен закомарами, в перспективных порталах, окнах, арочных фронтонах и др., а также в оформлении погребальных сооружений (аркосолиев, часовен , крипт ). В восточнохрист. архитектуре А. применялась как универсальный конструктивный (несущий) элемент при соединении однородных и разнородных объемов, напр. при переходе от четверика к восьмерику, цилиндру барабана и куполу. В храмовом зодчестве А. обычно имели полуциркульные очертания, редко - овальные (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321), как исключение - подковообразные (Анатолия), с повышенным (Каср-Ибн-Вардан (Сирия), VI в.; ц. св. Ирины в К-поле, VIII в.) или пониженным (мон-рь Неа-Мони на о-ве Хиос, сер. XI в.) центром.

http://pravenc.ru/text/76012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда). 1. Монументальное ордерное сооружение в виде ворот, возводившееся с целью увековечения знаменательных событий. Название отражает первоначальное назначение и связано с понятием триумфа (лат. triumphus - торжественный въезд полководца-победителя через porta triumphalis). А. т. могла иметь 1 или 3 пролета (существовал тип с пролетами по 4 сторонам); в трехпролетных центральный пролет выделялся большими размерами; состояла из 2 или 4 пилонов, перекрытых сводами, и завершалась аттиком - повышенной средней частью, в поле к-рого размещались надпись-посвящение или барельеф. Аттик являлся также пьедесталом для статуи триумфатора, скульптурной группы или квадриги.. Для украшения фасадов А. т. применялись наиболее торжественные и пластически богатые ордера - коринфский или композитный. А. т. как особый архитектурный тип, символизирующий имперскую силу и власть, возникла в Риме еще в I в. до Р. Х.; по происхождению была связана с т. н. fornices - типом мемориального сооружения эпохи поздней Республики (арочная конструкция со статуей в проеме, устанавливаемая в общественных местах). Особую популярность А. т. приобрела в имп. период, к кон. IV в. в Римской империи и ее провинциях их насчитывалось более 350. Первая классическая А. т.- имп. Тита на Римском форуме (ок. 81; в ее декоре воспроизведены трофеи, взятые при захвате Иерусалима, в т. ч. семисвечник Второго храма); формы А. т. Септимия Севера (203) были повторены в арке имп. Константина Великого (315), возведенной в честь победы над имп. Максенцием. В западнохрист. архитектуре форма А. т. использовалась для оформления входа в храм: впервые - в атриуме аббатства Лорш, ок. 800 г., а также в Сен-Жиль-дю-Гар, 1170 г. Пример применения А. т. в ренессансной архитектуре - ц. Сан-Франческо в Римини по проекту Альберти (Tempio Malatestiano), 1450 г. Примером возрождения А. т. как самостоятельного типа сооружения является А. т. Андреа Палладио в Венеции, возведенная в ознаменование приезда кор. Генриха III (1570). Формы А. т. встречаются также в погребальных сооружениях (гробница кор. Франциска I работы Филибера Делорма, 1547).

http://pravenc.ru/text/76076.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010