Но когда он пришел на Форум Траяна, сооружение единственное в целом мире, достой­ное, по-моему, удивления богов, он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские сооружения, которые невозможно описать словом и которые никогда не удастся смертным соз­дать во второй раз» 460 . После победы святого Константина над Максенцием Рим украсила еще одна, и последняя из сохранившихся в столи, три­умфальная арка, воздвигнутая в 315 г. вблизи Колизея, у подно­жья Палатинского холма – в честь освободителя имперской сто­лицы от тирана. Трехсводчатая арка Константина, опирающаяся на четыре коринфские колонны, замечательна гармонией своих пропорций, спокойной и величавой монументальностью облика. Для ее украшения были использованы мраморные статуи варва­ров, находившиеся ранее на форуме Траяна, а также барельефы со сценами охоты и жертвоприношений эпохи Адриана, поме­щенные в медальонах над боковыми пролетами арки. Святой Константин и его преемники бережно относились к римским древностям. По словам знаменитого историка горо­да Ф. Грегоровиуса, «в восточных провинциях были уничтоже­ны многие храмы, в самом Риме некоторые из них были разоре­ны во время народных возмущений... Но полному уничтожению сокровищ Рима препятствовали законы императоров, почтение к величию города и его прошлому и значительная власть языче­ской аристократии, которая в сенате все еще была многочислен­ной. Римляне... ревностно и с... любовью охраняли свои памят­ники. .. На обязанности городского префекта лежало наблюдение за публичными зданиями, статуями и триумфальным арками... Ряд эдиктов... императоров доказывает, что последние заботи­лись... о всем, что составляло красоту Рима... Законы запреща­ли префектам и другим должностным лицам возводить новые здания в Риме, предлагали иметь заботу о сохранении старых зданий. Теми же законами воспрещалось брать камни у старых памятников, разорять их фундаменты, снимать с них мрамор­ную обкладку, пользоваться всем таким материалом для новых построек» 461 . На разорения языческих храмов, в отдельных случаях чинив­шихся христианами, император Констанций отреагировал эдик­том, в котором говорилось: «Хотя...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Во внешнем облике базилики для строителей был наиболее важен зап. фасад с 3 дверными проемами, ведущими в храм. Фасад фланкирован по сторонам 2 монументальными 3-этажными башнями, придающими ему внушительный вид, символически изображающий храм не как отдельную постройку, а как целый город. Между башнями по фасаду была перекинута большая полукруглая арка, на к-рую на верхнем этаже храма опиралась терраса (сохр. лишь нижние ряды каменной кладки арочных опор). Общий вид зап. фасада был подобен рим. триумфальной арке или отчасти напоминал персид. айван. Под козырьком арки находится главный вход в базилику, а также 2 боковых дверных проема, ведущие в башни. Главный портал также дополнен сверху небольшой аркой, к-рая служит распределению веса каменной кладки стены. Портал украшен весьма богатой орнаментальной резьбой, стиль к-рой в основном продолжает традиции рим. архитектурного декора предшествующих веков. Боковые фасады базилики имеют по 3 входных портала, столь же нарядно оформленные. Вдоль многочисленных окон по всем стенам протянута декоративная орнаментальная лента, подчеркивающая единство массивных фасадов и общего облика храма. В стенах боковых фасадов сохранились также следы покатых кровель различных пристроек, некогда примыкавших к главному зданию храма. Восточный фасад с апсидой подчеркнуто отличается от прочих. Его полукруглая апсида имеет 3 больших окна арочной формы и украшена 2-ярусной колоннадой, повторяющей ее форму. Колонны 1-го яруса увенчаны коринфскими капителями; 2-й ярус более мелких колонн почти полностью утрачен. Интерьер традиционно разделен на 3 нефа, но границы между ними оформлены не колоннадами, а 6 массивными столбами, которые поставлены в 2 ряда и поддерживают широкие аркады. Такой тип интерьера в христ. храмах - с использованием столбов вместо колонн - в Кальб-Лузе, видимо, встречается впервые. Новый вид конструкции заметно расширил возможности архитекторов по формированию пространства интерьера и уже к кон. V в. позволил им усложнять варианты верхних частей храма, обогатить их декоративными башнями и куполами. Однако в Кальб-Лузе конструкция храма еще выдержана в обычном стиле. Большие арки поддерживают клересторий, к-рый украшен 2 хорошо сохранившимися рядами окон арочной формы. Алтарная часть храма была поднята на 5 ступеней по сравнению с основным наосом. Полностью сохранилась апсида с полукупольной конхой. По бокам от нее находятся небольшие комнаты жертвенника и диаконника. Особенно роскошным орнаментом украшена алтарная арка. В ее замковой части располагался рельеф с погрудным изображением Христа и 2 летящих ангелов по бокам от Него. Рельеф был хорошо виден еще в сер. XX в. и зарисован Чаленко, но к наст. времени большей частью уничтожен.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Даже если на миниатюре в развернутом виде представлен киворий, а не алтарная преграда, сохранена сама идея – отделить престол четырехколончатым портиком, играющим здесь, помимо смысловой, заметную композиционную роль. Конечно, нельзя не учитывать происхождение формы алтарной преграды, нередко рассматривавшейся как своего рода триумфальная арка храма, от соответствующего ей классического римского архитектурного памятника, уже в IV в. унаследованного христианской императорской традицией, чему наиболее ярким примером служит Арка Константина 315 г. в Риме. Она содержит все отмеченные элементы: и четырехколончатый портик с архитравом, делящий стену на три части, и тройной вход, центральный проем которого, как самый главный и торжественный, выделялся размерами. Воспроизведение этого архитектурного образа в форме византийской алтарной преграды лишний раз свидетельствует о понимании ее как торжественной триумфальной арки Христа – Царя и Победителя. Это отчетливо видно в следующих иконографических примерах. На знаменитом серебряном блюде-миссории 388 г. (Мадрид, Академия истории) 106 , изготовленном по торжественному случаю – 10-летию царствования императора Феодосия I, церемония разворачивается на фоне четырехколончатой римской арки с фронтоном или фасада храма. Аналогично имперской иконографической схеме римских монет с образами императоров-триумфаторов 107 , торжественная тронная фигура Феодосия, представленного с нимбом, вручающим чиновнику свиток codicillus, вписана в центральный проем арки, полуциркульный свод которой высоко поднят над уровнем архитрава. Такая же четырехколончатая форма портика с высоким арочным проемом в центре, но уже без венчающего фронтона изображена на серебряном блюде со сценой помазания Давида, 628–630 гг. (Кливленд, Музей искусств) 108 : торжественность изображаемого действа соответствует триумфальному характеру архитектурной формы, воспроизводящей здесь уже не римский триумфальный памятник, а христианскую алтарную преграду. Об этом свидетельствует воспроизведение такой конструкции на серебряном дискосе 565–578 гг. из Риха (коллекция Дамбартон Оакс, Сирия) с композицией «Причащение апостолов», представленной в алтаре храма на фоне преграды 109 . К иконографии этого изображения мы еще вернемся.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

АРКА триумфальнаяарка, опирающаяся на столбы, расположенные у входа в центральную апсиду церкви. APXITPAB – нижняя часть антаблемента, которая опирается на капители колонн, разделяющих нефы базилики. 0н принимает нагрузку расположенных выше частей сооружения и передает ее на опоры. В алтарной преграде – балка, опирающаяся на колонки. АТРИУМ – в раннехристианской архитектуре двор перед западным фасадом (исключая редкие случаи западной ориентации церквей), окруженный портиками с трех или четырех сторон (трипортик, квадрипортик). В атриуме часто помещался небольшой водоем, фонтан. БАЗИЛИКА (от греч. βασιλικ – царский портик, лат. basilica) – сооружение с подчеркнутой продольной осью, состоящее из трех (чаще) или пяти нефов, на восточном конце завершается апсидой (реже – тремя апсидами), может быть снабжена нартексом, экзонартексом и атриумом. Восточная часть иногда имеет дополнительное пространство перед апсидой, выходящее за линию продольных стен (трансепт, поперечный неф), особенно в базиликах западного Средиземноморья и в Греции. На Востоке (Сирия, Месопотамия, Закавказье) к апсиде с двух сторон часто примыкают дополнительные богослужебные помещения (пастофории). Различается «эллинистический» тип – со стропильным перекрытием, центральным нефом, значительно поднятым над боковыми, и окнами в верхней части стен, часто с нартексом и атриумом, иногда с хорами над боковыми нефами и нартексом. «Восточный» тип базилики – чаще всего сводчатое и укороченное сооружение, нередко без атриума и нартекса, с узкими и малочисленными окнами. Функционально различаются базилики, предназначенные для отправления литургии евхаристии, и базилики загородные (кладбищенские), часто построенные на могиле мученика, в которых находились также могилы верующих (захоронения ad sanctos). БАПТИСТЕРИЙ (лат. baptisterium) – помещение для совершения Таинства крещения. Может быть отдельно стоящим (формы круглой, квадратной или октогональной), часто – пристроенным к основному помещению церкви или размещенным в самой церкви (в нартексе, боковой апсиде). Состоит из одного, двух или трех помещений. Отдельно стоящие баптистерии обычно были октогональными или круглыми в плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Законы и распоряжения, изданные Максенцием, а также привилегии, которые он даровал некоторым членам сената, были отменены. К. издал законы о политической амнистии в отношении противников Максенция, о реституции собственности, которая была отобрана в правление Максенция. В кон. 312 г. были расформированы соединения преторианской и конной гвардий (equites singulares), служивших Максенцию. К. стремился представить себя как «освободитель» и благодетель Рима и проводить программу возрождения традиц. свобод и ценностей рим. общества. Его строительная деятельность в Риме намного превзошла усилия предшественников. Вскоре после победы на Свящ. дороге (Via Sacra) была поставлена триумфальная арка с изображениями побед К., в т. ч. с неск. сценами, повествующими о войне 312 г. В 10-20-х гг. IV в. (помимо перестроек в Новой базилике и храме Венеры и Ромы) на форуме было возведено здание префектуры претория с большим приемным залом (позднее перестроено в ц. святых Космы и Дамиана). В городе были построены термы К. на Квиринале (длина комплекса более 200 м, ширина ок. 100 м); Большой цирк у подножия Палатина был украшен портиками и золочеными колоннами; был переоформлен Бычий форум, к-рый К. украсил тетрапилоном. Для цирка К. распорядился доставить из Фив египетский обелиск, к-рый был установлен лишь в 357 г. Арка Константина в Риме. 312–315 гг. Однако наиболее важной для К. частью деятельности по репрезентации власти стало строительство христ. храмов ( Alexander. 1971-1973; Armstrong. 1974; Odahl. 1993). Именно став императором в Риме, К. впервые открыто обратился к поддержке общин христиан и демонстрации своих новых религ. интересов (если не убеждений). Независимо от тех или иных интерпретаций его видения Креста и истории распространения предания об этом событии можно с уверенностью сказать, что в момент вступления в Рим в окт. 312 г. К. уже окончательно обратился к вере во Христа как в своего небесного Покровителя. Обеты, данные императором новому божественному покровителю перед и во время войны, а также благодарность за победу, достигнутую, как верил К., с помощью Христа, требовали исполнения.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Откуда напр., видно, что арка была перекинута через проход или дорогу, под которой был открыт канал и пр., и для чего бы это было сделано? Неверно, далее, что разбирать остатки стен по их принадлежности бесполезно (стр. 41): так, как этот анализ сделан в записке арх. Антонина, очень полезно, а так, как сделано попутно (стр. 41 и вновь стр. 219) у Шика, что в одном подвале он различил постройки шести эпох, конечно, не внушает никакого доверия. Почему бы цистерны не могли быть внутри замка, и отчего это неудобно и нездорово (стр. 45) и почему четырехугольник должен быть «замком» (что тоже Акрою), остается неизвестным. Еще слабее в логическом отношении и до крайности слабы со стороны техники и истории замечания Шика «о сооружениях Константина», по Евсевию, на что было указано и прежде. Здесь, наряду с верным, крупные ошибки против археологии (восточные базилики имели купола; смешаны два понятия базилики: храма вообще в первые века и продолговатого церковного здания без купола) и против текста Евсевия – даже там, где он вполне ясен. Словом текст 194 в данном случае вполне отвечает достоинству приложенного к нему реставрационного плана древней базилики, в котором громадный купол опущен только на круг колонн – чего не решился бы проектировать никакой архитектор для постройки – и что возможно при изображении разве мыльного пузыря, каким по существу и по форме является второй купол этого пресловутого плана: появление купола самим автором объясняется кратко, некоторого рода что для увенчания здания необходим был этот венец. Но и самое исследование древней еврейской стены, предполагаемого рва при городской стене много повредило вопросу: вместо того, чтобы идти от известного к искомому иксу, определять возможно точнее реальные остатки, сперва установить, что именно мы имеем перед собою, остатки какого рода построек, какую кладку, каких зданий и эпохи, статьи Шика подали повод к дальнейшим топографическим элукубрациям. Шику нужно было из остатков создать замок, арка стала триумфальными воротами, их сопоставили с аркою Ecce homo, по совершенно случайной комбинации этой последней с традиционным латинским крестным путем, стало возможным толковать об арке византийской на древнем, истинном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Согласно другим данным, Пилат умер своей смертью в Галлии, где и сегодня экскурсоводы показывают его могилу, якобы обозначенную обелиском, на ипподроме в г. Вьенн. Вряд ли это имеет какое-либо отношение к действительности. Примечательно всё же, что до сего дня расположенная рядом гора носит имя римского прокуратора. Крепость Антония или Врата Ессеев? К вопросу о локализации места судебного процесса над Христом Среди паломников, посещающих Иерусалим, до сегодняшнего дня распространено мнение, что арка Ecce Homo на маршруте Via Dolorosa в Старом городе расположена в точности над тем местом, куда Пилат вывел перед толпой Спасителя в багрянице и терновом венце и произнёс: Се Человек! (Ин. 19, 5). Гидам, а порой и самим паломникам известно, что многие места «остановок» так называемого Крестного пути имеют символическое значение и далеки от исторической действительности. История Иерусалима знала немало штурмов, осад, захватов, в результате которых город неоднократно превращался в руины (за всю историю город подвергался разрушению около 80-ти раз). Благодаря современным археологическим раскопкам сделано немало открытий, которые кардинально изменили представление, как выглядел Иерусалим времён Христа. Обнажённые культурные слои смогли поведать о том, как очередные хозяева (римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, аюбиды, монголы, турки) перепланировали «под себя» древний Иерусалим. Например, сегодня очевидно, что арка Ecce Homo - это фрагмент триумфальной арки императора Адриана, воздвигнутой в 135 г. по Р. Х. Лифостротон на современном маршруте Via Dolorosa - не что иное, как мостовая Элии Капитолины (города, построенного римлянами на месте разрушенного Иерусалима во II в.). Подземные гроты, обустроенные под камеры с плоскими возвышениями, на самом деле в прошлом были конюшнями, и только в 1911 г. Иерусалимская Патриархия стала считать это место одним из мест временного заключения Спасителя под стражу и назвала «Заточением Христовым», и т. д. Ещё в XIV в. монахи ордена францисканцев для благочестивых шествий Страстной Пятницы обозначили места, которые согласовались, по их мнению, с евангельским повествованием, и именно эти «остановки» составляют Via Dolorosa - «Скорбный путь», который сегодня проходят почему-то и православные паломники. За отправную точку францисканцами были взяты постройки медресе Джавилийа на месте разрушенной в 70 г. крепости Антония (сегодня медресе эль-Омарийя).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Это не первый уничтоженный памятник Пальмиры 5 октября. ПРАВМИР. Боевики ИГИЛ (Исламское государство – террористическая организация, запрещенная в РФ – ред.) взорвали Триумфальную арку в Пальмире. Арку, построенную около 2 тысяч лет назад, уничтожили с помощью взрывчатки, сообщает ТАСС со ссылкой на ливанскую газету «Ас-Сафир». Арка находилась над главной торговой улицей. Она состояла из трех частей, высота главного свода составляла 20 метров. Ранее террористы взорвали древние храмы Баал-Шамин,  Бэла и погребальные башни в Пальмире.  Храм Баал-Шамин считался одним из наиболее сохранившихся в Пальмире и был частично восстановлен. В августе был убит хранитель древностей Пальмиры, 82-летний археолог Халед аль-Асад, всю жизнь посвятивший исследованию древнего города. Пальмира – город, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Боевики ИГИЛ  (террористическая организация, запрещенная в РФ) взяли его под контроль в мае 2015 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 августа, 2015 2 марта, 2017 13 февраля, 2017 20 января, 2017 5 мая, 2016 1 апреля, 2016 28 марта, 2016 23 марта, 2016 17 декабря, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/boeviki-igil-unichtozh...

Памятник этот нельзя отнести к векам гонений. Поместить подобный амвон можно только в большой церкви; окружность его была, приблизительно, 5 аршин и 10 вершков, а вышина – 2 аршина 6 вершков. Определить время его появления помогает другое произведение скульптуры светского характера, находящееся в том же городе; это, именно, триумфальная арка Константина, воздвигнутая после победы его над Лицинием. В барельефах, украшающих ее, и, местами, хорошо сохранившихся, изображены различные эпизоды этой войны; и, так как войско Лициния состояло, главным образом, из азиатов, представленных в их национальной одежде, то мы видим тут те же костюмы и типы, как и в фигурах волхвов амвона. В нижней части барельефов триумфальной арки несколько раз повторен аллегорический образ победы, имеющий вид женщины с короной в руке. Эти фигуры очень напоминают ангела амвона. Они представлены, как бы, в торжественном шествии и, хотя составляют части одного и того же сюжета, разделены колоннами и помещены каждая в особенной нише с раковиновидным полусводом. Это – то же самое расположение и те же художественные приемы, какие употреблены скульптором амвона. Но, если мы сравним оба эти произведения пластики, то увидим, что светский памятник выше в художественном отношении церковного. В первом – больше натуры, больше умения представлять фигуру человека, чем во втором. Также и декоративные мотивы его лучшего вкуса. Из этого видно, что амвон не принадлежит к царствованию Константина, но его нельзя отнести и к следующему столетию, так как большой упадок формы и техники еще не заметен в его барельефах. В исполнении последних, проявляется некоторый художественный смысл. Фигуры не лишены жизни, в драпировке и подробностях костюма видна рука довольно опытного скульптора, и мрамор обработан с известной смелостью. Мы можем, потому, указать вторую половину IV-ro столетия, как время создания этого памятника. Другой замечательный памятник пластики христиан востока был открыт в Салоне и находится теперь в музее города Спалато, в Далмации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д.? (Следует большое число подобного рода вопросов). Zeller. Die Philosophie der Griechen. Dritter Theil, Zweite Abtheilung, 4 Aufl. Leipzig, 1903, s. 723, 724. 109 К сожалению, специальные статьи, посвящённые этому вопросу (Preger, Konstantinos Helios; Hermes, XXXVI, 1901 и Rapp, Das Labarum und der Sonnescultus), остались нам недоступными. 111 Это также доказывается сохранившимися до нас статуями; см. Duruy, Histoire des Rom., VII, особ. стр. 7. 20. 112 Paneg. VII, 21, – XII panegyrici latini, ed. Baehrens, Lipsiae 1874. p. 177. – Дважды называет Аполлона питеп’ом Константина, с. 22, р. 176. 113 Allard. L " art paien sous les empereurs chrétiens. Paris, 1879, 183. Об этой привязанности Константина к культу Аполлона хорошо знал Юлиан, в одном своём разговоре заставляющий Юпитера произносить такие слова по адресу Аполлона: „сын мой, почему ты не поразил своим острым дротиком этого безумного смертного, осмеливавшегося дезертировать от твоего почитания“ Allard, Julien l» Apostat, I, 78. 115 История этого похода Константина в Италию и битвы под Римом прекрасно изложена у Seeck’a в его „Geschichte der Untergangs etc“, лично на месте изучившего всю топографическую обстановку (См. Anhang, zum ersten Bande, s. 492. 493). Наша дальнейшая речь опирается на это исследование. 117 „Какой бог, какое столь покровительствующее тебе величество вдохнуло тебе такое мужество, что ты (Константин) вопреки желаниям твоей свиты и полководцев, не только роптавших втайне, но и открыто: страшившимся, против совета людей, против предвещаний гаруспиций сам по себе решил, что настало время освободить город? Очевидно ты, Константин, имеешь какое-то сокровенное общение с той божественной мыслью, которая, предоставив заботы о нас низшим богам, признала достойным открыться тебе одному“. – Paneg. IX, 2: см. Baerens, XII pan. lat., р. 193. 194. Поход на Рим современникам Константина, в тех условиях, в каких он был предпринят, представлялся таким огромным и рискованным предприятием, что успехи его они иначе и не могли объяснить, как Божественным внушением. Цитируемый панегирик был произнесён в Трире в 313 г., когда Константин, после победы над Максенцием, должен был отправиться на подавление бунта германцев. Таже мысль выражена в надписи на триумфальной арке, воздвигнутой в честь Константина от имени римского сената и народа после, победы над Максенцием (арка существует и доселе, но в реставрированном виде). Надпись на боку арки читается так: imp. caes. Fl. Constantino Maximo S. P. C, R. (T. e. senatus populusque romauus) quod instinctu divinitatis mentis magnitudine cum exercitus votam de tyranno quam de omni ejus factione uno tempore justis rempublicam ultus est armis arcum triumphis insignem dedicavit: внутри арки значились слова: liberatori urbis, fundatori quietis. Instinctu divinitatis употребляет также ритор Назарий в панегирике, произнесённом в 321 (Pan. X, 7; Baehrens, Pan. lat, p. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010