Но мало того, по словам духовника нынешних космонавтов, игумена Иова (Талаца), «Юрий Алексеевич Гагарин незадолго до полета крестил свою старшую дочь Елену, в его семье праздновали Рождество и Пасху, в доме висели иконы…» Космонавт Алексей Леонов вспоминает о нем: «Юра всех любил, поэтому и его любили все. Как он заботился о семье, друзьях, совершенно незнакомых людях, которые приходили к нему за помощью! Все это говорит о том, что душа у него была христианская». Более того, уже после своего полета, в 1965 году, Гагарин выступал на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ, темой которого было патриотическое воспитание молодежи. Произнеся свою официальную, написанную кем-то для него речь, Юрий Алексеевич добавил нечто незапланированное : «На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». Сказать такое — и не в кулуарной беседе, а публично, с трибуны, обвинить партию в варварстве требовало не меньшего мужества, чем сказать «Поехали!» на старте ракеты «Восток-1». Риск был более чем серьезный. Расстрелять не расстреляли бы, конечно, но неприятностей была бы масса. Причем, вполне возможно, решиться на такой шаг ему, уже обласканному властью, вкусившему всенародной славы, было куда сложнее, чем какому-нибудь безвестному человеку. Ему в 1965 году было что терять. Мы, разумеется, никогда в точности не узнаем, чем руководствовался Юрий Гагарин и в 1961 году, проявляя мужество первооткрывателя, и в 1965, проявляя мужество гражданское. Но делать предположения, отталкиваясь от известных фактов и от элементарной логики, мы вполне вправе. Так почему же он — герой? Да вот именно потому, что переламывал себя, совершал запредельное внутреннее усилие, добиваясь своих целей. Причем, что принципиально важно, цели эти были добрые, направленные на благо человечества.

http://foma.ru/yuriy-gagarin-novyiy-form...

Товары перевозятся исключительно во вьюках; путники идут или верхом, или в носилках. Для учёного исследователя истории и быта этой местности интереснейший в научном отношении пункт представляет собою крепость Цзюй-юн-гуань, или точнее сказать, –триумфальная арка, воздвигнутая среди этой крепости. Все русские путешественники, проезжавшие через Гуань-гоу и Цзюй-юн- гуань, описывали эту крепость как древнюю твердыню, которую не мог преодолеть даже всеразрушительный Чингисхан 77 ; они делали также свои замечания и о цзюй-юн-гуань’ской арке и однако никто из них не обратил на эту последнюю более близко своего внимания. О. Палладий равным образом внёс в свой дневник несколько слов, относящихся до описания вышепомянутой арки, отметил, что на сложенных. из тёсанных камней стенах её высечены фигуры будд и царей духов; но он ни слова не сказал о самом замечательном в этой арке, т. е. о сохранившихся здесь надписях. Только в 1860 г. о цзюй-юн-гуань’ской арке и её надписях появилась краткая заметка Wylie в Journal of the R. As. S. XVII, p. 346, составленная на основании одного китайского сборника надписей, под заглавием: «Ян-тан-цзинь-ши-вэнь-чо-вэй- сюй». В 1863 г., на пути из Англии в Китай через Сибирь, m-r Wylie воочию познакомился с памятником и поместил краткое описание его в Journal of the North China Branch of the R. As. S., New Ser. JVs 1, p. 133–136. По его описанию, надпись изучена шестью различными письменами и покрывает большую часть внутренней поверхности арки, с основания её до вершины. Выше других помещаются санскритские и тибетские тексты горизонтальными строками, в 20 футов длиною; под ними, в вертикальном положении, в 4-х отделениях, надписи монгольским (квадратным), уйгурским, чжурчженьским и китайским письмом. Весною 1867 г. Wylie удалось снять полную копию с последних четырёх текстов; снимок санскритского и тибетского доставил ему г. Edkins. Памятник очень пострадал от разрушительного влияния времени и в нём образовалось не мало значительных пробелов, затрудняющих чтение надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Крушение еврейского царства привело в Рим огромное количество еврейских пленников. Конечно, не среди этих фанатиков могла найтись почва для христианской проповеди. Но среди евреев существовала целая группа, сложившаяся еще до конца войны. Представители этой группы, люди богатые и влиятельные, старались держаться в непосредственной близости к царствующему дому. Уцелели отпрыски дома Ирода; Вероника долго пользовалась благосклонностью Тита. Иосиф жил среди этого избранного общества, написал здесь историю своего народа, стараясь обойти в ней то, что могло бы не понравиться победителям. Все это содействовало некоторому расцвету иудейства, разумеется, не иудейства, как политической единицы, роль которого была окончательно сыграна, а иудейской философии и религии. Несмотря на недавнее восстание иудеев и его подавление, о котором наглядно напоминала триумфальная арка Тита, не считалось неприличным выказывать известные симпатии к евреям, хорошо принятым при императорском дворе, почитать их религию и даже отчасти следовать ей. Покоренная Иудея, как раньше, непосредственно после завоевания ее Помпеем, все еще внушала победителям почтение к себе. Правда, это продолжалось недолго. После прекращения династии Флавиев и уже после смерти Тита, еврейская родовая и умственная аристократия утратила свое влияние при дворе. Однако эта мимолетная мода на иудейство не могла не усилить того давнишнего воздействия, какое восточный монотеизм оказывал на традиционные верования римского высшего общества. Уже в ту эпоху, о которой мы теперь говорим, – как показывают некоторые несомненные факты – христианская проповедь делала завоевания даже в среде римской аристократии. Теперь уж не одни иностранцы, мелкий люд, рабы или наемники императорского двора исповедовали христианство: в эту раннюю пору христианство проникает в фамилии Помпониев, Ацилиев, даже Флавиев, менее родовитой, но за то царствующей фамилии. Уже при Нероне знатная матрона Помпония Грецина 241 привлекла внимание своим скромным и уединенным образом жизни. Ее обвинили в приверженности к восточным суевериям, но муж ее А. Плавций заявил о своем праве, как главы дома, судить ее, и объявил ее невиновной. Она еще была в живых при Домициане. Очень вероятно, что она была христианкой. М. Ацилий Глабрий, бывший консулом в 91 г., и двоюродный брат Домициана Флавий Климент, консул 95 г., были также, последний наверное, а первый весьма вероятно, членами римской церкви. Самое древнее кладбище, находившееся в исключительном и общем пользовании у римских христиан – кладбище Присциллы, было устроено на вилле Ацилиев на Саларийской дороге 242 . На Ардеатинской дороге кладбище Домициллы было расположено на земле, принадлежавшей Флавии Домицилле, жене консула Климента 243 . Таким образом мы видим здесь не просто платоническое сочувствие христианству: эти знатные последователи Христа входили в жизненные интересы общины и удовлетворяли ее нуждам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Одним словом, бесспорно лишь одно: все, что торжествовало при Ватерлоо, все, что весело ухмылялось за спиной Веллингтона, что поднесло ему маршальские жезлы всей Европы, включая, как говорят, и маршальский жезл Франции, что радостно катило полные тачки земли, смешанной с костями убитых, чтобы воздвигнуть холм для льва, и победно начертало на этом пьедестале «18 июня 1815 года», все, что поощряло Блюхера рубить саблями отступающих, что с высоты плато Мон-Сен-Жан наклонялось над Францией, словно над своей добычей, – все это было контрреволюцией, бормочущей гнусное слово: «расчленение». Прибыв в Париж, контрреволюция увидела кратер вблизи, она почувствовала, что пепел жжет ей ноги, и тогда она одумалась. Она вновь обратилась к косноязычному лепету хартии. Будем же видеть в Ватерлоо лишь то, что есть в Ватерлоо. Завоевание свободы отнюдь не было преднамеренной его целью. Контрреволюция была поневоле либеральной, так же как Наполеон благодаря сходному феномену был поневоле революционером. 18 июня 1815 года этот новый Робеспьер был выбит из седла. Глава 18 Восстановление священного права Конец диктатуре. Вся европейская система рухнула. Империя погрузилась во тьму, подобную той, в которой исчез гибнущий античный мир. Можно восстать даже из бездны, как это бывало в варварские времена. Но только у варварства 1815 года, уменьшительное название которого – контрреволюция, не хватило дыхания, оно быстро запыхалось и остановилось. Надо сказать, что Империю оплакивали, и оплакивали герои. Если слава заключается в мече, превращенном в скипетр, то Империя была сама слава. Она распространила по земле весь свет, на какой только способна тирания; но то был мрачный свет. Скажем больше: черный свет. В сравнении с днем – это ночь. Но когда эта ночь исчезла, казалось, наступило затмение. Людobuk XVIII вернулся в Париж. Хороводы 8 июля изгладили из памяти восторги 20 марта. Корсиканец стал антитезой Беарнца. Над куполом Тюильри взвился белый флаг. Настало царство изгнанников. Еловый стол из Гартвелла занял место перед украшенным лилиями креслом Людobuka XIV. Так как Аустерлиц устарел, стали говорить о Бувине и Фонтенуа, словно эти победы были только вчера одержаны. Трон и алтарь торжественно вступили в братский союз. Одна из самых общепризнанных в девятнадцатом веке форм общественного благоденствия водворилась во Франции и на континенте. Европа надела белую кокарду. Трестальон прославился. Девиз non pluribus impar вновь появился в ореоле лучей, высеченных из камня, на фасаде казармы Орсейской набережной, изображая солнце. Там, где прежде помещалась императорская гвардия, теперь разместились мушкетеры. Сбитая с толку всеми этими новшествами, триумфальная арка на Карусельной площади, сплошь уставленная словно занемогшими изображениями побед, быть может, даже испытывая некоторый стыд перед Маренго и Арколем, выпуталась из положения с помощью статуи герцога Ангулемского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

На следующий день после моего выступления я выехал в Холм. Мое пребывание в Холмщине в те пасхальные дни было радостное. Прежде чем я успел приехать, моя речь в газетных стенограммах уже долетела до населения и вызвала всеобщий восторг. Особенно он проявился на Фоминой, когда я проезжал по епархии на освящение одной сельской церкви (в 80 верстах от Холма). Всюду в селах меня встречали с хлебом-солью, с изъявлениями горячей благодарности. Связь депутата с населением оказалась живою. Я переночевал в Турковицком монастыре (свита моя проехала вперед), а утром прибыл в село на освящение храма. Крестьяне мне устроили торжественную встречу. Триумфальная арка, цветы, гирлянды… Многочисленный крестный ход со священниками вышел мне навстречу и ожидал меня при въезде в село. Тут случилось неприятное происшествие. Со стороны польской экономии появились пьяные польские рабочие и, нахлестывая лошадей, с гиком и криком " москали! " , промчались по дороге, чуть не передавив моих иподиаконов. Это было явное, подчеркнутое намерение оскорбить религиозное чувство собравшегося православного народа. Казачий полковник, прибывший со своими казаками на праздник из г. Томашева, приказал безобразников настигнуть; их, кажется, побили нагайками и задержали впредь до выяснения причин их безобразного поведения. Когда я подъехал к толпе, сразу почувствовал какое-то смятение. После обедни, когда меня вели со " славой " к домику священника на трапезу, из толпы вышли два польских помещика и заявили, что они хотят иметь со мной разговор. " Наших крестьян арестовали, избили… Мы выступаем в их защиту во имя справедливости " , — сказали они. Тут вмешался начальник уезда: " Его Преосвященство в облачении, разговор не ко времени… " Узнав обо всем, что произошло, я вышел потом к помещикам, и мы объяснились. — Я скажу, чтобы крестьян ради праздника отпустили, — сказал я, — но инцидент во имя справедливости надо разобрать, а вам следует разъяснить своим рабочим все безобразие их выходки. После Пасхи я вернулся в Петербург. Из думских стенограмм узнал, что польский депутат Грабский мне возражал горячо, но голословно: ни фактов, ни статистики он привести не мог. Потерпев поражение на трибуне, поляки стали меня травить иным путем. Почти ежедневно я стал получать через думскую почтовую контору порнографические открытки с гнуснейшим текстом, например: " Где ваш ребенок? " или что-нибудь вроде этого… Служащие в конторе барышни, краснея от стыда, вручали их мне. Открытки сыпались одна за другой в течение двух-трех недель, потом прекратились.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Год 1869–1870 Страна Российская империя Цитата «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя» Тэги Человек и власть, сатира, цинизм 54. «Лолита» Владимир Набоков Учебник человеческих слабостей Год 1955, перевод — 1967, издана в СССР в 1989-м Страна США Цитата «Предлагаю похерить игру в поцелуи и пойти жрать» Тэги Настоящая романтика, цинизм, лабиринт чувств 55. «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк Учебник поведения на войне Год 1928, перевод — 1929 Страна Германия Цитата «Всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится» Тэги Человек и война, дружба 56. «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй Учебник мужества Год 1940, перевод — 1968 Страна США Цитата «Печальные мысли как туман. Взошло солнце — и они рассеялись». Тэги Человек на войне, настоящая романтика, прекрасное далеко 57. «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк Учебник поиска цели в жизни Год 1945, перевод — 1959 Страна США Цитата «Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову» Тэги Настоящая романтика, дружба, лишний человек 58. «Трудно быть богом» Аркадий и Борис Стругацкие Учебник миропонимания Год 1964 Страна СССР Цитата «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные» Тэги Человек и власть, человек и Бог, настоящая романтика, Россия на распутье 59. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах Учебник реализации мечтаний Год 1970, перевод — 1974 Страна США Цитата «Серая скука, и страх, и злоба — вот причины того, что жизнь столь коротка» Тэги Настоящая романтика 60. «Граф Монте-Кристо» Александр Дюма Учебник настоящих эмоций Год 1844–1845, первый перевод — 1846, современный перевод — 1931 Страна Франция Цитата «Я совсем не горд, я счастлив, а счастье, очевидно, ослепляет еще больше, чем гордость» Тэги Настоящая романтика, прекрасное далеко, лабиринт чувств 61. «Мартин Иден» Джек Лондон Учебник упорства Год 1908–1909, перевод — 1909 Страна США Цитата «Жизнь коротка, и я хочу взять от каждого лучшее, что в нем есть»

http://pravmir.ru/genom-russkoj-dushi-10...

«В Ум-ель-Иемале есть красивая арка, похожая на триумфальные арки в римских городах, и под ней лежит искаженная латинская надпись. Нет сомнения в том, что этот город, судя по его обширности и по богатству почвы вокруг него, был чрезвычайно важным местом, как во время римского владычества, так и в предшествующие ему века. Здесь есть огромные водоемы, но, как и во всех других городах, совершенно сухие. Могилы находятся вне городских стен, так что здесь, как и в Пальмире, тела погребались за стенами города». «К югу от Боцры находится пространство самой плодородной земли в этой части востока. Первый город, до которого я доехал, известен только под общим именем Ель-Деир. На многих его домах были простые из темного камня высеченные кресты. Во всех этих городах я находил четырёхугольные башни. Ближайшее по важности место, было гораздо обширнейший город «Ум-ес-Семак». Затем следовал Им-ес-Шаб, потом Деир-ель-Каффер, близ которого проходит древняя римская дорога от Боцры до Аммона. Через час я был в Ум-ель-Иемале. Оставив Ум-ель-Иемаль-Кибер (как этот город называется), я приехал в Ум-ель-Иемаль-ер-Зеир, и потом посетил города Субга, Суббейге, Ум-ес-Сенене, Ум-ель-Котейн, Курезин и другие, и тогда возвратился в Боцру. Я не даю отчета об этих местах, – прибавляет Брагам, – так как они имеют большое сходство между собой, и я уже так много распространялся на счет Ум-ель-Иемаля». Обширная равнина к югу от Боцры, как ее видел и описал Портер, была густо усеяна городами и деревнями. В средине с массивными башнями и зубцами лежит Боцра. Иемуррин, Кейрес (Kir-hers?), Бурд, Гузам и целая куча других видны с каждой стороны; по направлению к востоку, на прелестном холме, стоит древний замок Сэлькгад (Sulkhad), а в долине, лежат далеко растянутые остатки Кериофа» 487 . «Я смотрел долго на развалины этого большого и древнего города Боцры, и на богатую, но покинутую равнину. Мои товарищи искали убежища от дождя за стеной, и теперь здесь не было ни одного человеческого существа, ни одного живого творения, ни малейшего признака жизни, куда бы ни обращался взор.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Слободской. Соборная колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1822 и 1824. Архитектор:И.Д. Дюссар де Невиль Адрес: Кировская область, г. Слободской, Соборная площадь Координаты: 58.731952, 50.184482 Проезд:Перекресток ул. Советской и Вятской. Колокольня находится в центре площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главная достопримечательность Слободского – колокольня Преображенского кафедрального собора, возведённая взамен старой по проекту Вятского губернского архитектора Ивана Денисовича Дюссар де Невиля в 1824 году. Необычность в том, что строиться начала она в 1822 году как Триумфальная арка в честь 10-летия Отечественной войны с полчищами Наполеона. В венчающую колокольню башню, под самым её шпилем, в 1851 году были встроены часы работы слободского мастера Василия Ивановича Рысева. Легендарные часы служат верой и правдой слобожанам вот уже свыше полутора столетий, и по сей день их куранты мелодично отбивают звон в положенный час. А ещё в те годы соборная колокольня выполняла роль пожарной каланчи. http://www.kipov.ru/old_book/slobodskoi/ Огромная 66-метровая колокольня Слободского воздвигнута в 1823 году артелью местных каменщиков под руководством крепостного мастера Федора Тюрина по проекту вятского губернского архитектора Дюссар де Невиля. В прошении на строительство «слободские приходские люди и всякие граждане» писали, что они «желают иметь каменную колокольню по самой середине между холодной и теплой церковью, внутри колокольни с открытым проездом и с выстроенными по обеим сторонам от оной колокольни к церкви лавками». Массивный цокольный этаж колокольни, как и хотели заказчики, действительно прорезан огромной аркой, через которую идет дорога к спуску на переправу. Но лавки по сторонам так и не были выстроены. Фасады колокольни имеют формы позднего русского классицизма. Особенно понравилась современникам композиция второго ее яруса в виде свободной колоннады, окружающей стены помещения, равного в плане ярусу звонов. Такое построение послужило образцом для целого ряда перестроек древних колоколен в Вятском крае. Завершается колокольня вышкой со шпилем, где были установлены часы, изготовленные мастером Рысевым.

http://sobory.ru/article/?object=32920

Поэтому, оставляя под сомнением все вышеприведенные случаи, в которых стараются видеть указание на христианскую веру Константина, переходим к Миланскому эдикту веротерпимости, изданному в июне 313 г. Эдикт этот приводят почти сходно Лактанций и Евсевий. Содержание его следующее: «Мы, императоры Константин и Лициний, заботясь о благе и пользе подданных, установили относительно богопочитания, чтобы и христианам, и всем дана была полная свобода жить в той вере, в какой кто хочет, чтобы небесное божество было благорасположено к нам и ко всем, которые находятся под властию нашей… Определяем, чтобы христианам возвращены были конфискованные в казну или частным лицам отданные имущества, также чтобы были вновь отданы места их собраний. Частные лица должны быть удовлетворены за это из государственных средств» 24 . Вообще в силу этого эдикта христианство объявлено равноправным с язычеством, и уничтожены все Диоклетиановы постановления против христиан. По содержанию близок с этим эдиктом и акт 324 г., когда после победы над Лицинием Константин признал христианство единой истинной верой, а язычество заблуждением, хотя и последнее объявлено терпимым. «Для сохранения мира я постановил, чтобы и те, которые еще остаются в заблуждении язычества, пользовались таким же спокойствием, как и правоверные. Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами» 25 . Константин обращается лишь с увещанием к язычникам, чтобы они приняли христианство, и запрещает поклонение некоторым богам и частные жертвоприношения. В кодексе Феодосиевом можно находить правительственные распоряжения и предписания касательно язычества вплоть до самой смерти Константина (337): из них видим, что язычники имели свои храмы, жрецов, поступали в государственную службу и т. д. Лучшим свидетельством того, что по отношению к христианству в Константине следует различать государственного мужа от обыкновенного человека, стремящегося по влечению сердца к разрешению религиозной загадки, служит воздвигнутый при нем памятник по случаю политического события первостепенной важности. Мы разумеем триумфальную арку в Риме, воздвигнутую римским сенатом в честь Константина после одержанной им блистательной победы над Максенцием близ Мильвийского моста 26 . Этот величественный памятник, наскоро построенный и украшенный частью рельефами из прежних памятников (триумфальная арка Траяна), между прочим, в посвятительной надписи заключает в себе известное выражение «Instinctu divinitatis» вместо личного бога, а над этими словами открыто древнейшее выражение, впоследствии исправленное: «Nutu I. О. М.» (т.е. по внушению Юпитера, величайшего и прекрасного). Что касается украшений триумфальной арки, архитектурных и других художественных подробностей, то ни единой черты христианства в них не найдено. В общем здесь представлены, во-первых, языческие жертвоприношения (медальоны), во-вторых, исторические сцены, относящиеся к царствованию Траяна 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

объявила себя христианкой и отказалась воскурить ладан идолам. Святую бросили в темницу, к-рая во время молитвы Л. наполнилась дивным благоуханием. Во сне Господь явился Л. и ободрил ее. Через 4 дня из подвала темницы хлынул поток воды. Он затопил половину города, разрушил дворец императора и статуи языческих богов. Диоклетиан, в это время отсутствовавший в Риме, вернулся через 4 дня и страшно разгневался на Л., считая происшедшее результатом ее волшебства. Он велел вывести святую за город и бить палками, но у палача окаменела рука, а тело императора мгновенно иссушила болезнь. Диоклетиан стал умолять Л. об исцелении, и она велела ему призвать имя Христово. Но, выздоровев, император восславил Зевса и отправился в его храм. Внезапно произошло сильное землетрясение, и храм обрушился. Диоклетиан велел установить в темнице медный котел с кипящими смолой и свинцом и бросить в него Л., но та осталась невредимой. Когда святую вели мимо дома язычника Г., тот заметил снисходящую с неба на ее голову белую голубку. Г. посмотрел вверх и увидел разверзшиеся небесные врата и Престол Уготованный. Оставив богатство и слуг, Г. последовал за Л. в темницу и просил ее поведать ему о Христе. После рассказа Л. он решил принять крещение, и святая велела ему поститься 3 дня. На 3-ю ночь ангел явился жившему в Риме свящ. Протасию и велел идти в тюрьму на Капитолии. Двери темницы сами собой растворились, и в ней забил источник, водой из которого свящ. Протасий крестил Г., Л. стала его крестной матерью. Пока они находились в темнице, Диоклетиан отправился в Галатию и на пути утонул в реке. Престол занял узурпатор Пирропогон из Памфилии. Он призвал всех горожан совершить благодарственное жертвоприношение и, т. к. Л. и Г. громко обличали идолопоклонство, велел привести их на суд к триумфальной арке Римского форума. Когда Пирропогон занял судейское кресло, произошло землетрясение. Рухнувшая арка придавила узурпатора и его слуг, а ангелы перенесли Л. и Г. на Сицилию в Тавромений (ныне Таормина). Святые начали проповедовать христ.

http://pravenc.ru/text/2110873.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010