Мой рассказ о Зеноне, учившем подчинять страсти разуму, всех моих студентов задел за живое. Все просили меня говорить с ними о страстях. Я вспомнил свою прогулку с Иконниковым – и сказал, что буду говорить о гордости. Тут некоторые стали просить – Кюхельбекер, чтобы я прочел о справедливости, Горчаков – о малодушии, а Пушкин попросил прочесть о скупости. Кто-то засмеялся, но я нашел из всего названного скупость единственною страстью, потому что справедливость и малодушие не суть страсти в подлинном смысле, и обещал в следующий же раз говорить о скупости. Кюхельбекер с горячностью возразил, что справедливость есть страсть. Его поддержал и Вальховский, заявивший, что добро – страсть. Дельвиг пустился в софизмы и стал доказывать, что самая сильная страсть – бесстрастие, чем вызвал смех. Под конец я сказал им, что добрый означает сообразность вещи с каким-либо назначением, ни более, ни менее. Вещи добры , хороши, когда могут служить средством к достижению цели. Так и добро есть стремление к счастью. Они, казалось, были поражены столь простым разрешением вопроса. Василий Федорович назвал бы его циническим. Цель моя достигнута: я задрал их за живое. Пока же я рассказал им, что можно, о гордости и начал с того, что привел мнение Вейса: надлежало бы по гордости ограничить свои издержки и быть спартанцем, когда невозможно быть сатрапом. Говоря о гордости, я сказал также, что ложная гордость основана более всего на воображении, которое без всяких на то оснований порочит окружающих и возвышает гордеца. Как пример воображения привел императора Константина, который, будучи мал ростом и тщедушен, во время своего триумфа, подъезжая под громадную триумфальную арку, склонил голову, желая показать, что иначе арка заденет его. В это время произошло в классе замешательство. Горчаков невольно наклонил голову, а Малиновский начал пальцем указывать на Горчакова и Мясоедова и довольно громко восклицать: «Вот они! Вот они!» Я не ожидал такого сильного действия моих объяснений и такого быстрого приложения. Хуже всего, что гувернер Илья, Мартинов брат, стал тут же распекать крикуна, увещать, улещать по правилам иезуита, брата своего, и вынудил у него «раскаяние». Прошу директора унять его. Гордость Горчакова основана на титуле и, кажется, на быстрой памяти. Мясоедова отец служит в Сенате.

http://azbyka.ru/fiction/pushkin-tynjano...

Итак, факты таковы. Перед сражением Константин, уже склоняющийся к христианству, как, вероятно, лучшей из религий и подающей больше всего надежды, всерьез молился, по словам Евсевия, взывая о помощи к Богу христиан, в то время как его противник, Максенций, по словам Зосимы 35 , советовался с Сивиллиными книгами и приносил жертвы идолам. Полный страхов и надежд, связанных с исходом конфликта, Константин заснул и увидел во сне крест Христа с надписью и обещанием победы. Он уже знал, что знак этот широко используется среди многочисленных христиан его империи, поэтому сделал labarum 36 – или, точнее, превратил языческий labarum в знамя с христианским крестом и греческой монограммой Христа 37 , которую он поместил также на щиты своих солдат, – X и Р, первые две буквы имени Христа, написанные так, чтобы они образовали знак креста: (т. е. Christos – альфа и омега, начало и конец). Этому знамени с крестом, занявшим место римских орлов, он приписывал свою решающую победу над язычником Максенцием. Соответственно, после триумфального въезда в Рим Константин велел воздвигнуть на форуме свою статую с лабарумом в правой руке и надписью: «Сим спасительным знаком, истинным символом отваги, я избавил ваш город от ига тирана» 38 . Три года спустя сенат воздвиг в его честь мраморную триумфальную арку, которая до сих пор стоит недалеко от величественных руин языческого Колизея и свидетельствует одновременно и об упадке античного искусства, и о падении язычества, подобно тому как соседняя с ней арка Тита напоминает нам о падении иудаизма и разрушении храма. Надпись на арке Константина, однако, объясняет его победу над ненавистным тираном не только его способностями, но и неопределенным вмешательством некоего Божества 39 ; христиане, без сомнения, понимали под этим истинного Бога, а язычники, подобно оратору Назарию в его восхвалении Константина, могли думать о небесном покровителе urbs aeterna, Вечного города. В любом случае, победа Константина над Максенцием была военной и политической победой христианства над язычеством; интеллектуальная и моральная победа была уже одержана в литературе и жизни церкви предыдущего периода. Символ позора и угнетения 40 с тех пор стал символом почета и власти, а в глазах императора, в соответствии с духом церкви того времени, он приобрел магическую силу 41 . Теперь он занимал место орла и других военных символов, под сенью которых римляне–язычники покоряли мир. Он был изображен на имперской монете, на знаменах, шлемах и щитах воинов. Военные изображения креста на имперском лабаруме богатейшим образом украшены золотом и драгоценными камнями; нести его доверяли пятидесяти самым верным и храбрым воинам из императорской гвардии; он внушал христианам уверенность в победе, а их врагам – страх и ужас; в конце же концов при слабых наследниках Феодосия II он перестал использоваться и был помещен в императорском дворце в Константинополе как почетная реликвия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Смирнова, О Фригийском Мене, Сборник в честь проф. Ф. Ф. Соколова, 1895, p. 81–135. 65 Большой храм, по мнению Вуда, и в последнее время – Фраубергера, был построен Антонином Пием, не кончен, разобран Феодосием. Второй храм был построен, судя по формам, в первой половине III столетия, как и известный круглый храм. См. Frauberg, Die Akropolisvon Baalbek, 1892, стр. 6–9. См. три дополнительные снимка фот.внутренних стен баальбекских подземных корридоров и 7 снимков орнаментики ниш в атриуме и пр. 66 См. план ее в собрании Общества за 45 каталога. План, снятый архитектором Joyau, см. в его издании и в гиде на стр. 613. 67 Правда, многими высказано прямо сомнение в финикийской древности стен Гелиополиса, его пресловутых субструкций и даже знаменитого трилитона, напр. Ренаном в его Mission en Phénicie, p. 314–310, Heppo, Histoire de l " art dans l " Antiquité, pag. 105 n°. См. однако же повторение слова Сольси в гидах Изамбера, стр. 610–619 и Бедекера, стр. 342. 68 По словам Фраубергера, все возвышение акрополя в Баальбеке насыпано искусственно (ibid. стр. 9): вероятно, все-таки было в начале и скалистое его основание. 70 Clermont-Ganneau, Recueil d’archélogie orient. II, 1898; Inscriptions romaines d " Abila de Lysanias, p. 35–43. Фот. 58 – 59 а. 71 Clermont-Ganneau, Rec. or.II, 1898, p. 330. Наши снимки мечети исполнены в большом размере и с достаточною полнотою: 217 – древнехристианский стены мечети с западной стороны, 218 – северный портал, 219 – бронзовая дверь, 220, 221 (69 по 71 каталога)– двери; 222–внутренность мечети, 224, 225 – мозаики на внутренней стене северного портала; 226–230 (или 78:79)–боковые порталы и их мозаики, 231 – римская триумфальная арка входного портика, видная с запада. 72 Однако, эти мечты выдаются за действительность всеми гидами: Изамбера, Бедекера и пр. Или говорят, что мечеть сохранила часть базиличной постройки, пригодившейся по плану, или что даже вся распланировка базилики сохранена. Между тем, даже все без исключения колонны поставлены на мусульманские базы, ради большей высоты и снабжены над капителями еще кубами в пять арок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Рисунок. См. изображение в оригинале Третий цикл фресок Санта Мария Антиква не имеет ничего общего с греческим кругом. «Распятие с предстоящими» интересно для нас лишь с точки зрения иконографии (Христос изображен здесь в длинной пурпурной тунике с клавами, как триумфатор), но не живописи. В наиболее чистом и совершенном виде блистательные качества византийской живописи проявились во фресках небольшой церкви Санта Мария в Кастельсеприо близ Милана. Роспись датируется исследователями по-разному: к концу VIII в. ее относят П. Тоэска и В. Н. Лазарев, к IX столетию – А. Грабар, к X в. – К. Вайцман 25 . Живопись сохранилась лишь в восточной апсиде храма. Роспись располагается в три регистра. Два верхних – это сюжеты из жизни Богоматери и детства Христа. В верхнем – «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Испытание водой обличения», «Сон Иосифа», «Путешествие в Вифлеем». В среднем – «Рождество Христово», «Благовестие пастухам», «Поклонение волхвов», «Сретение». В нижнем ярусе – архитектурный иллюзионистический декор: висящие на круглой балке, перевитой лентой, ткани. В центре апсиды – престол с Евангелием. Над окнами располагались три медальона с полуфигурными изображениями. Было высказано предположение, что это Деисус. Триумфальная арка украшена прекрасными фигурами летящих ангелов со сферами и скипетрами по сторонам от медальона с Этимасией. А. Грабар считал, что литературной основой иконографии росписи стали тексты Протоевангелия Иакова и Евангелия Псевдо-Матфея. Ближайшую аналогию росписям Кастельсеприо он обнаруживал во фресках Красной церкви в Перуштице (Болгария). В. П. Лазарев полагал, что замысел ансамбля связан с распространением в Северной Италии арианской ереси и необходимостью иллюстрации догмы Воплощения. Сцены росписи почти лишены разгранок и воспринимаются как однородное пространство. Живопись развертывается на стенах полукруглой апсиды подобно развиваемому свитку, и циклический характер композиции утверждает естественность разворачиваемого пространства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр I, придававший огромное значение освоению Сибири, хотел, чтобы Тобольск выглядел представительно. И назначенный им первый сибирский губернатор князь Гагарин много сил и времени вложил в дальнейшую достройку кремля. Чтобы предотвратить размыв горы даже русло Тобола отвели чуть в сторону. Но князя обвинили в казнокрадстве и «поползновениям на престол», посему величественная триумфальная арка, которая по замыслу «открывала ворота России в Сибирь, осталась недостроенной. В конце XVIII века генеральным планом строительства Тобольска было предусмотрено превращение кремля в совсем «открытый» административный центр города. Поэтому башни и стены вокруг кремля начали разрушать. Зато была построена новая многоярусная колокольня. Любопытный нюанс - длительное время в тобольском кремле висел «ссыльный колокол». Набатному колоколу Углича, в который звонили, сзывая народ после убийства Лжедмитрия, по приказу Шуйского «вырвали язык и ухо» и отправили его в ссылку в Тобольск. В 1925 году в Архирейский дом кремля переехал краеведческий музей, а уже в 1960-е годы кремлю дали статус историко-архитектурного музея-заповедника. Здесь интенсивно начали проводить реставрационные работы. В 1990-е годы кремль передали Тобольско-Тюменской епархии. Однако споры на тему: «кто в доме хозяин» продолжаются до сих пор. Ныне кремль - один из самых популярных экскурсионных маршрутов в Тобольске. Уникальный кремль стал лидером Уральского Федерального округа по итогам общероссийского конкурса " 7 чудес России " . Софийский (Прямской) взв оз Тобольского кремля разделяет Троицкий мыс на две части. В настоящем виде Софийский взвоз - это 198 ступенек деревянной лестницы, а дальше булыжная дорога, стиснутая кирпичными подпорными стенами. Сухой лог, пересекающий Троицкий мыс, с момента основания города использовался для въезда на гору. Первые сто лет взвоз не имел никакого покрытия, и в дождливую погоду глинистые почвы делали подъем по нему очень трудным. В 1671 году появилась первая деревянная лестница, а в 1750-х годах прапорщик драгунского полка Яков Укусников разработал проект деревянного Софийского взвоза. Несколько лет строился этот 400-метровый взвоз, а через 30 лет склоны его верхней части пришлось укреплять кирпичными подпорными стенами. Получилось очень солидное и монументальное инженерное сооружение: каждая стена протянулась на 110 метров, высота их в самой высокой части составила 14,6 метра. Высокие стены взвоза заканчиваются невысокими тумбами-обелисками.

http://sobory.ru/article/?object=17154

Сенат выразил благодарность Константину за дарованную Риму свободу, признал его первым августом и оказал ему традиционные почести: провозгласил его «верховным первосвященником» («pontifex maximus»), постановил воздвигнуть в его честь триумфальную арку. При этом из деликатности к религиозным убеждениям императора, о которых у сенаторов сложилось, вероятно, адекватное представление, надпись на ней не содержала упоминания имени Юпитера, как это делалось в прошлом. Надпись гласила: «Императору Цезарю Флавию Константину, который по внушению Божества (instinctu divinitatis) и по причине превосходства своего духа отмстил за государство в справедливой войне против тирана и всех его сторонников». И все же арка была украшена изображениями языческих жертвоприношений Марсу, Аполлону, Сильвану и Диане. Воздвигалась она наспех, и, как писал Я. Буркхард, при ее сооружении «воспользовались изящными фрагментами арки Траяна. Возможно, знали, что Константин иногда называл Траяна “стенным лишаем” из-за множества надписей, увековечивших его память; тем меньше колебались, строя памятник из Траяновых камней» . Кроме того, как известно из Евсевия Кесарийского, «на самом людном месте Рима поставили ему статую», и уже сам он приказал «высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке слово в слово следующую надпись: “Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и, по освобождении его, возвратил римскому сенату и народу прежние блеск и славу» . Воздав этим монументом и надписью благодарность Христу Спасителю за дарованную ему победу, Константин, щадя религиозную совесть римских язычников, в том числе и сенаторов, среди которых если и обретались христиане, то в самом ничтожном числе, оставил для них возможность подразумевать под «спасительным знамением» само копье, а не изображаемый им крест. В римской базилике, сооруженной при Максенции, срочно переименованной после его гибели, но в исторической топографии снова носящей его имя, была помещена статуя Константина колоссальных размеров, от которой уцелела лишь голова, хранящаяся ныне в Капитолийском музее.

http://pravoslavie.ru/44694.html

В последних главах третьей книги автор исследует специально вопрос о средствах сближения интеллигенции с народом. Здесь он снова впадает в патриотическую риторику. «Что было бы, — спрашивает он себя, — если бы исчезла Франция? Нить симпатии, соединяющая народы, должна бы ослабеть и порваться. Гибель нашего отечества повлекла бы за собою уничтожение самого зерна той любви, которая оживляет земной шар, и планета наша вступила бы в период охлаждения и смерти…». Такую наивную веру в посланническую миссию народа можно простить какомунибудь древнеизраильскому прорицателю, но что сказать, когда подобное суеверие мы встречаем в одном из замечательнейших современных ученых? Национальное самомнение Мишле достигает апогея в следующих словах: «Если б можно было соединить в одну массу кровь, золото, бескорыстный труд, жертвы, принесенные народами всего мира для блага человечества, то пирамида Франции достигла бы неба… Тогда как ваша пирамида, народы, все, сколько вас ни есть, достигла бы лишь детского колена!». Едва ли умный француз прочтет, не краснея, подобные похвалы Франции. Вот курьезный прием воспитания, который автор вполне серьезно рекомендует педагогам для возбуждения в молодом поколении патриотических чувств: следует взять питомца на большой праздник и с какойнибудь высокой кровли показать ему улицы Парижа, толпу, проходящую армию, штыки, трехцветное знамя; Мишле не брезгает даже эффектами праздничной иллюминации; учитель, выбрав надлежащий момент, должен сказать воспитаннику: «дитя мое, вот — Франция, вот — твое отечество». Далее перечисляется ряд памятников, которые нужно показать ребенку с теми же комментариями — Лувр, Марсово поле, Триумфальная арка и т. д. Но представьте себе, что после того, как мы добросовестно исполнили предписания автора, воспитанник наш, налюбовавшись зрелищем парижского праздника, перенесен куданибудь в глушь Франции, в маленькую уединенную деревушку; с каким чувством может отнестись ребенок к полудиким, грязным обитателям деревни; глаза его, привыкшие к эффектам иллюминации и блеску праздничных мундиров, не будут ли поражены уродством этих странных существ, в которых он, конечно, не согласится признать своих братьев? Не почувствует ли он к ним отвращение и ужас? Взор его, избалованный внешней условной красотой героических фигур на барельефах, не сумеет отыскать в этих людях внутренней красоты; сердце, научившееся откликаться только на звуки барабанного боя и официально–патриотических гимнов, не откроется для жалости к непонятным страданиям?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

На рождественские каникулы кузин — приведенное описание хорошо соответствует г. Новочеркасску («наш город») и станице Каменской («большое село верстах в ста от нас»), где юный Лосев часто бывал на каникулах в доме тетки Марфы Алексеевны и ее мужа протоиерея о. Стефана Власова. Позднее Наталья Алексеевна, мать А. Ф. (дочь настоятеля храма Михаила Архангела о. Алексея Подякова) продала собственный дом в городе и переехала к сестре. Деньги были необходимы для учебы сына в Университете. 121 Здесь рукопись обрывается, далее следуют чистые страницы. 122 Здесь рукопись обрывается. 123 «Характерная соната» (итал.). 124 возвращение, возврат (фр.). 125 до мажор. 126 си минор. 127 си–бемоль–мажорным. 128 ля–мажорная. 129 «Турецкий марш», букв. «по–турецки» (итал.). 130 фа–минорную. 131 На Александровском вокзале — ныне Белорусский вокзал; далее упоминаемая Триумфальная арка находилась рядом с вокзалом, позднее была разобрана, теперь украшает Кутузовский проспект. 132 Бесследно всё не быть — строка из стихотворения Ф. И. Тютчева «Брат, столько лет сопутствовавший мне» (1870). 133 Форшлаги и трели — виды музыкальной орнаментики — звуков, украшающих основной мелодический рисунок. Вибрация применяется в игре на струнных (особенно на смычковых) инструментах и в пении. Придает звукам особую эмоциональную выраженность. 134 Здесь перечислены духовые, так называемые тростевые (с тонкой камышовой пластинкой) инструменты, изобретенные в XVI–XVIII веках (кларнет, английский рожок, контрфагот) и самый низкий по звучанию духовой мундштучный инструмент — басовая туба (лат. тиЬа — труба)… виола, виелла, ребек, жига (не путать с танцем) — старинные смычковые музыкальные инструменты, предшественники скрипичных инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас). 135 В рукописи обозначена вставка, которая не сохранилась 136 fragilime(фp.) — хрупкость. Submilime(фp.) — тонкость, хитрость. Автор иронизирует над изысканностью Скрябинских пьес и их названий. Они относятся к группе пьес Скрябина ор. 51. 137

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

«На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». Из стенограммы VIII пленума ЦК ВЛКС Партию обвинить в том, что они варвары! Гагарин сказал об этом. Знаю, что накануне он встречался с Сергеем Павловичем Королёвым. А отношения у них были, как у отца к сыну, а у сына к отцу. Думаю, что не без совета Сергея Павловича он высказался.  Валентин Васильевич утверждает, что Гагарин говорил что-то ещё, что не вошло на бумагу. Космонавты А.А. Леонов и В.В. Петров о Гагарине и протокол выступления Гагарина на Пленуме. Когда я позвонил человеку, который помог мне найти эти материалы, он мне сказал: «Батюшка, Гагарин не мог и близко об этом говорить. Поверьте, те времена, 60-е годы, нет, батюшка, что вы! Не может такого быть! Но давайте так, 10 дней мне дайте». Позвонил даже быстрее, через 6-7 дней, сказал: «Удивительно, но на эту тему есть разговор». – Получается, что не удалили эти свидетельства? Не удалили. Никто их не брал сорок лет. Потому что думали, что всё это басни, попы придумали легенды всякие. 3-4 года назад в «Огоньке» появилась статья, я кратко дал интервью о том, что многие космонавты – верующие люди. Я не сказал, что все, потому что не все. Начали писать статьи, в т.ч. в Интернете, что это басни и такого быть не может. Потом сказали про космонавта Федора Юрчихина: «Видите, космонавт разговаривал с попом. Видно, что он не верующий человек, просто посадили, навязали попа космонавту, бедный космонавт не знал, что делать». Не зная о том, что ребята все переживают, как раз эти ребята исповедуются и причащаются. Но когда появился фильм «Космос как послушание», где сами космонавты говорят о своей вере в Бога, то те же люди начали говорить другое: «Наши космонавты совсем сбрендили, значит, конец нашей космонавтике». Жалко их, по большому счёту. Конечно, такие люди, которые в большой злобе находятся, они очень сильно страдают. Они как бы в затмении. Единственное, что осталось – молиться за них.

http://pravmir.ru/igumen-iov-talac-kosmo...

Активные попытки обратить римских евреев были начаты еще папой Павлом III в 1543 году, когда он создал Дом катехуменов [готовящихся принять крещение] и новообращенных. Это учреждение располагалось невдалеке от Римского форума. Дом катехуменов был одновременно своего рода монастырем для новообращенных и тюрьмой для тех евреев, кто сопротивлялся крещению. Крестившийся еврей мог «подарить» церкви членов своей семьи. Эти члены семьи затем арестовывались и отправлялись в Дом катехуменов для интенсивной обработки: им объясняли все преимущества католической вере, а заодно оказывали физическое, психологическое и финансовое давление с целью получить искомый результат: согласие на переход в христианство. (Надо заметить, что в годы Второй мировой войны политика Ватикана была в какомто смысле обратной. Ватикан выдавал ложные свидетельства о крещении, чтобы помочь евреям избежать нацистских преследований.) Переход еврея в христианство зачастую торжественно отмечали — устраивали триумфальную процессию по всему гетто и другим районам Рима. Новообращенный восседал на белом коне, за ним ехали кареты, трубили в трубы и били в барабаны. Вся церемония была построена по образцу папских процессий, которые устраивались после избрания нового папы. В свою очередь папские процессии повторяли древнеримские триумфальные шествия, например, то, которое было увековечено на арке Тита. После избрания каждый новый понтифик торжественно проходил по городу Риму, повторяя маршрут императорских триумфальных процессий, одна из которых изображена на арке. Делегация еврейской общины являлась засвидетельствовать свое почтение новому папе и преподносила ему в дар свиток Торы. Возможно, это происходило у арки Тита. Понтифик, согласно протоколу, принимал дар, но в то же время многословно опровергал еврейское понимание этой книги. Затем он либо бросал свиток на землю, либо, не церемонясь, отдавал его прислужникам. Арка Тита была для римских евреев двойным напоминанием об их подчиненном положении: вопервых, как бы говорила она им, они были народом, покоренным римлянами, а вовторых, сейчас они община, находящаяся под властью римского папы. B XVI веке евреи больше не должны были дарить новому папе свиток Торы, зато у них появилась обязанность пышно украшать путь папской процессии, в том числе декорировать арку Тита стягами и занавесями. Неудивительно, что эти унижения породили известный обычай: у евреев Рима было запрещено проходить под аркой Тита.

http://bogoslov.ru/event/5469502

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010