Гораздо труднее будет приступить к пению звуков на интервал терции и секунды малой и большой, вследствие менее осязаемого для слуха различия их высоты. Для удобства пения и легчайшего воспроизведения звуков терций учитель сначала указывает голосом, напр., большую терцию вверх фа-ля по камертону, а после достаточного ее изучения – малую терцию вниз фа-ре. От этой комбинации получается минорное трезвучие, довольно ясно осязаемое слухом и легко выполняемое голосом, почему учитель может единовременно упражнять детей в пении и трех звуков фа-ля-фа-ре, или фа-ре-фа-ля и наконец, ля-фа-ре и ре-фа-ля. Затем учитель дает детям петь сначала малую терцию вверх, напр., ми-соль, а потом большую терцию вниз ми-до по камертону; от соединения этих терций получается мажорное трезвучие, вполне ясное для слуха, почему учитель приступает к пению с детьми всех трех звуков вместе, как ми-соль-ми-до или ми-до-ми-соль и, наконец, соль-ми-до и до-ми-соль. Предшествующие упражнения завершаются пением звуков большой и малой секунды. Поют сначала тон вверх, напр.: фа-соль, потом полтона вниз фа-ми наконец, две секунды подряд, как фа-соль-фа-ми или фа-мифа-соль. Потом поют наоборот: малую секунду вверх, напр., ми-фа и большую секунду вниз ми-ре и затем соединяют их, как ми-фа-ми-ре, или ми-ре-ми-фа. Пением звуков разной высоты в пределах пентахорда можно вполне ограничиться на предварительных упражнениях в виду того, что пение звуков на другие интервалы, напр., на большую и малую сексту и септиму, было бы затруднительно детям, спутывало бы их музыкальные представления, тормозило бы и самый ход правильного, естественная обучения и музыкально-певческого их развития, да и кроме того, что самое главное, было бы не целесообразно и бесполезно в виду того, что, по программе за предварительными упражнениями в развитии голоса и слуха детей должно следовать пение со слуха употребительных молитв в порядке постепенной трудности и пение гласовых мелодий, – а это представляет собою певческий материал по объему мелодий не выходящий за пределы пентахорда и не содержаний в себе интервала большого квинты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasili_Metallo...

Еще более высокое достоинство в смысле благотворительности представляют нам, так называемые, алиментации или институты для воспитания детей бедных родителей. Эти учреждения мы находим при императорах времен христианства – Нероне, Антонине, Пие, Септимии, Севере и других. Для содержания детей взимался особый поземельный налог, на который и воспитывались мальчики до 18 лет, а девочки до 14 лет. Правом благотворительного воспитания пользовались дети свободных родителей. Основная цель здесь, как и в других случаях, была политическая: при заметном уменьшении народонаселения в Италии заботой императоров стало поддержать молодое поколение, особенно столь необходимое для легионов. Но нельзя отрицать, что названные учреждения имели своим основанием и гуманное чувство – сострадательность к детям; так как в то время дух христианства начинал заметно веять уже во всей исторической атмосфере римского государства. Но, бесспорно, в виде исключения, благороднейшим, высоконравственным мотивом отличается одно поразительное явление в истории языческого мира – строго организованное попечительство о бедных гражданах в Афинах. Это было обеспечение положения бедных единственно ради их бедности, исключавшее всякие другие, сторонние соображения и расчеты: оно состояло в том, что все, не имевшие возможности содержать себя по телесной слабости или болезненному состоянию – слепые, калеки и т.п. получали на содержание ежедневно по два 45 обола. 46 Точно также дети воинов, павших в битве, воспитывались на государственный счет до 18 лет. Вообще сироты, их состояние и интересы, оберегались с особенною заботливостью, их наследственное имущество освобождалось даже от государственной пошлины. Но такое истинно-филантропическое отношение к бедным ради их самих встречается в древнем мире, повторяем, только в Афинах и нигде более. Однако, и по отношению к этому замечательному исключению считаем не лишним заметить следующее: так как древний классический мир, греческий и римский, никогда и ни чрез кого, в лице какого-либо философа или поэта, не говорит о такой любви к ближнему, которая бы сострадала бедному или несчастному ради его самого; то забота афинян о положении бедняков скорее вытекала из простого желания видеть вполне благоустроенною свою общественную жизнь, на светлом фоне которой не являлось бы омрачающих ее пятен, в виде скитающихся всюду нищих, нежели из чисто нравственной безрасчетливой любви к последним.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

Эта легенда о Нероне держалась в течение нескольких веков. В начале третьего века, во время гонения императора Римского Септимия Севера, некоторый писатель Иуда полагал, что уже близко пришествие антихриста, о котором тогда немало толковали. Столь сильно потрясло умы многих воздвигнутое в то время на христиан гонение 1232 . В пятом веке антихристом признавали опустошителя Рима и Северной Африки, короля Вандалов, арианина Генсерика, жестоко проследовавшего православных. В самом имени его Γενσηρικος нашли число зверино 1233 . Вообще в пятом веке многие обстоятельства располагали к ожиданию кончины мира в скором времени, а, следовательно, и к ожиданию скорого пришествия антихриста; таковы: кровопролитные войны, сопровождавшие тревожную эпоху переселения народов; прекращение существования Западной Римской империи; наконец, совпадение шеститысячного года от сотворения мира с концом пятого века. В седьмом веке явился новый страшный враг христианства Мухаммед со своей новой верой. Он, его преемники и последователи относились к христианству с презрением, а к христианам с фанатической ненавистью, называя их собаками и идолопоклонниками, признавая убиение их делом богоугодным, достойным высокой награды на небе, обращая их угрозами и мучениями насильственно в свою веру. В частности калиф Омар, опустошивши многие христианские страны в Азии, овладел и Палестиной вместе с Иерусалимом и воздвиг на месте храма Иерусалимского мечеть, существующую и доныне. В несколько веков Аравитяне или Сарацины, а потом Турки, принявшие мухаммеданскую веру, завоевали и жестоко опустошили множество стран в Западной, Средней и Южной Азии, в Северной Африке и в Южной Европе. Осквернение и разрушение христианских храмов и святынь, насилия над женщинами, воспитание в мухаммеданской вере забранных в плен христианских мальчиков, насильственное обращение в мухаммеданство жителей завоёванных стран, убиение непокорных, одним словом, опустошение и смерть, потоки пламени и крови сопровождали эти завоевания кровожадных изуверов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Если действительно Агриппе принадлежит заслуга каталогизации дорожной системы Римской империи, а также создание некоей «Хорографии» (иногда отождествляемой с его картой), содержавшей описание мира с указанием расстояний между географическими объектами, представляется логичным видеть в его деятельности начало того процесса, который привел к созданию карты типа ПК. Точнее определить степень воздействия его карты (или «Хорографии») на ПК невозможно. Следующий этап в развитии прототипа ПК относят к правлениям Септимия Севера и Каракаллы (193–217 гг. н.э.). Основания для этого следующие: 1) как предполагает Кубичек (Kubitschek. Karten, 2113), именно тогда возник текст, легший позднее в основу «Итинерария Антонина». Поскольку этот текст считается списанным с карты-итинерария, допускается существование уже к началу III в. некоего itinerarium pictum, сходного с ПК; 2) в это время велось большое дорожное строительство в провинциях; 3) в конце II–haчaлe III в. в Риме был воздвигнут так называемый «Капитолийский план Рима», начертанный на мраморных плитах, поэтому не исключено, что тогда же была обновлена и карта Агриппы; 4) при Септимин Севере была введена в обиход «галльская миля», использованная в некоторых частях ПК. Новая редакция карты относится, возможно, ко времени императора Феодосия II (408–450). Так, рядом с Константинополем на ПК изображена колонна, идентифицируемая с колонной Аркадия (начало V в.; см.: Weber. Tabula, 17–18). роятно, к редакции V в. следует отнести средневековые по своей типологии изображения крепостных стен ряда городов (Аквилеи, Равенны, Фессалоники, ии др.). Но главным основанием для отнесения новой редакции ПК к правлению Феодосия II является возникновение в это время двух небольших географических трактатов «Divisio orbis terrarum» («Разделение мира») и «Demensuriri («Измерение провинции»). В них видят краткое описание мира, восходящее к карте Агриппы. Сами по себе они имеют мало общего с ПК, но «Divisio» включает в себя 12-строчную эпиграмму, в которой рассказывается, что по распоряжению Феодосия II во время его 15-го консулата (т.е. в 435 г.) была скопирована и переработана некая древняя карта. Есть мнение, что здесь имеется в виду архетип нашей ПК (Weber. Tabula, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

17 . (Павел)... § 2. При образовании товарищества не обязательно предусматривать вопрос о выходе участников товарищества, так как в силу самого права несвоевременный отказ от участия в товариществе подлежит оценке... 19 . (Ульпиан). Кто принят в качестве участника товарищества, тот является товарищем лишь для того лица, которое его приняло (в качестве участника). И это правильно: так как товарищество основывается в силу соглашения, не может быть товарищем мне тот, которого я не хотел иметь товарищем. Как же если мой товарищ принял его? Он (принятый) является товарищем ему одному (принявшему). 20 . (Ульпиан) ибо товарищ моего товарища не является моим товарищем... 25. (Павел). Остается на ответственности участника товарищества то, что погибло вследствие его небрежности, хотя бы во многих других случаях товарищество получило приращение вследствие его стараний; это решил император (Септимий Север) при рассмотрении апелляции. 26 . (Ульпиан). [И потому] если товарищ по некоторым делам действовал в товариществе небрежно, а по многим другим умножил товарищество, то не производится зачета выгоды с небрежностью, как писал Марцелл в 6-й книге дигест. 27 . (Павел). Всякое долговое обязательство, заключенное во время существования товарищества, должно быть погашено из общего имущества, хотя бы платеж должен быть произведен после прекращения товарищества. Таким образом, если долг был заключен под условием, то следует заплатить из общего имущества. Поэтому если тем временем товарищество расторгнуто, то должны быть предоставлены обеспечения... 29 . (Ульпиан). Если при заключении договора товарищества не были указаны доли (участников товарищества), то признается, что доли эти являются равными. Если же было установлено, что один имеет две или три доли, а другой – одну долю, то является ли это действительным? Признан о, что это является действительным, если только кто-либо больше внес в товарищество деньгами, или трудом, или в силу какой-либо иной причины (Вместо «в силу какой-либо иной причины» у Ульпнака, вероятно, было «или чего-либо другого»).

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

   Император Марк Аврелий (161—180) ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение. Доселе римское правительство не разыскивало христиан: теперь оно стало их разыскивать, введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить у них отречение от веры. Такими мерами правительства было вызвано буйство черного народа против исповедников святой веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время; бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах городов. К ослаблению этого страшного гонения послужило необыкновенное событие с громоносным легионом. В 174 году император воевал с разными варварами (квады, сарматы, маркоманны). В Паннонии (ныне Венгрия) он был заведен врагами в совершенно безводное место. Войско его погибло от палящего зноя и недостатка воды. Тогда, по молитве христиан, бывших в его войске, вдруг разразилась гроза и привела в смятение врагов, а затем пролился дождь и утолил жажду римских воинов. С этого времени император под страхом смертной казни воспретил преследовать христиан и тому легиону, по молитве которого совершилось чудо, дал название громоносного.    Император Септимий Север (193—211) в первые десять лет своего правления не только не преследовал христиан, но даже оказывал им благосклонность за то, что один христианин, по имени Прокул, через помазание елеем исцелил его от болезни. Затем стал изменяться в мыслях о них и начал их смешивать с мятежными евреями. В таком убеждении он воспретил под страхом смертной казни переход из язычества как в иудейство, так и в христианство. Враги веры воспользовались и прежними, и этим новым указами и стали преследовать христиан. Гонения, наконец, приняли такой ожесточенный характер, что некоторые христиане видели в нем признак пришествия антихриста.    В третий из указанных периодов особенно ожесточенные гонения против христиан были от императоров Декия и Диоклетиана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Ни один из моих критиков, – писал он, – не называл цифры, превышающей полтора миллиона» (Коллинг­вуд, цит. изд., с. 401). От свободной Каледонии римскую Британию отделял двой­ной лимес: хорошо сохранившийся вал Адриана, протянувшийся от устья Тайна на востоке до Солуэй-Ферта на западе, почти со­впадающий с границей между Англией и Шотландией, и второй, носивший имя Антонина, строительство которого было однако завершено в основном уже при Септимии Севере, – ныне осно­вательно разрушенный; он выдвинут был на север и проходил по линии между заливами Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд, или от Эдинбурга до Глазго. Поскольку вал Адриана – это собой самый замечательный из дошедших до наших дней фрагментов лимеса, его описание, сделанное Т. Моммзеном, представляет интерес, вы­ходящий за рамки римской Британии: «Это настоящая военная дорога.., защищенная с обеих сторон крпостными сооружениями. С севера дорогу прикрывает мощная стена, первоначально по крайней мере в 16 футов вышиной и 8 футов толщиной, облицо­ванная с обеих сторон массивными каменными глыбами, проме­жуток между которыми заполнен бутом и известью, а перед нею тянется не менее внушительный ров в 9 футов глубиной, имею­щий более 34 футов ширины в верхнем разрезе. С юга дорога за­щищена двумя параллельными земляными насыпями, еще и те­перь имеющими в вышину 6–7 футов, между которыми тянется ров в 7 футов глубиной, южная сторона которого несколько вы­ше северной... Между каменной стеной и земляными насыпями на самой дороге расположены лагеря и караулы.., имеющие вид самостоятельных обороноспособных фортов с воротами на все четыре стороны на расстоянии малой мили друг от друга; че­рез каждые два таких форта находится подобное же сооружение меньшего размера с воротами на север и юг, через каждые два таких сооружения – четыре меньших караульни на расстояние человеческого голоса одна от другой» (Моммзен, цит. изд., т. 5, кн. 8, с. 185–186). Защитные сооружения лимеса, обращенные не только на се­вер, но и на юг, явным образом свидетельствуют об опасности, которая угрожала оккупационной власти на острове не только со стороны свободного народа Каледонии, но и от не до конца зами­ренных племен современной Англии, – опасности, сохранявшей­ся, по крайней мере, до начала III века, пока процесс романиза­ции Британии не зашел так далеко, что подвергшиеся культурной, а в своем верхнем слое, осевшем в городах, также и языковой мута­ции туземцы забыли вкус варварской свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Из языческих императоров II века подобного рода указы постановляли Антонин Пий, в III веке императоры из фамилии Северов, в христианские царствования — Константин Великий, сын его Констанций и Феодосии Великий. Таким образом, указ Септимия Севера касательно иудеев не представлял собой акта тирании, он был лишь повторением указов, издаваемых до него, по вопросу об иудействе; а если так, то и применение указа к христианам не представляло собой какого-либо вопиющего зла. Закон скорее защищает status quo языческой религии, в особенности римской, чем делает нападение на религии, противные господствующему культу. Из вышеизложенного открывается, что закон Септимия хотя и имел неблагоприятную для христиан тенденцию, тем не менее, однако же, в существе дела есть признание христианства в некоторой мере религией, позволенной в Римской империи; хотя это признание высказано без громких слов, это есть безмолвное признание.    История христианства времен Септимия Севера в значительной степени может доказывать, что в практике закон Септимия ознаменовался теми последствиями, каких от него можно было ожидать по его смыслу. Он ограждал христиан, сделавшимися христианами до времени его издания, и поднял гонение на только что обратившихся к христианству. Рассмотрим прежде: действительно ли прозелиты христианства подлежали действию разбираемого указа Септимия? Мы, впрочем, не можем сообщить подобных фактов из истории всех важнейших христианских Церквей того времени; до нас дошли лишь немногие факты, сюда относящиеся, но и они не лишены значения, и даже очень знаменательны. Посмотрим на Александрийскую церковь времен Септимия Севера; что видим здесь? Знаменитый Ориген открывает здесь в это время школу для приготовления язычников к принятию христианства — катехизаторскую школу. Множество язычников с явною охотой и душевным расположением слушают красноречивого и полного искреннего убеждения наставника катехизаторской школы. Жатва обильная, но эта жатва неблаговременна. Существует указ, запрещающий христианский прозелитизм.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Жена его была тоже сирийского происхождения. Подобного рода положение представляет ту опасность, что характеры слабые, попадая в него, стараются нередко разыгрывать роль дворянина и могут наделать много такого, что заставило бы забыть их плебейское происхождение. Но Септимий Север был человек с твердыми нравственными устоями. Так как этот государь был тесным образом связан с востоком, то, естественно, не должен был иметь того предрассудка в пользу римской религии, какого держались императоры чистокровные римляне. Может быть, еще до получения императорского престола, как правитель Африки (но по Uhlhorn " y уже в Риме), Север доказал свою справедливость в отношении к христианам тем, что освободил нескольких высокопоставленных лиц сенаторского звания (clarissimas feminas et clarissimos viros), признавшихся в христианстве, и не обратил внимания на яростные вопли черни, требовавшей их казни.    Относительно положения христиан в первые 10 лет его царствования ничего определенного неизвестно. Тертуллиан уверяет, что Септимий Север был благосклонен к христианам потому, что один христианин, вероятно раб, Прокул, исцелил его елеем от болезни. Но 10-й год его правления отмечен поворотом в его политике в отношении к христианам. В этот год Септимий Север издал закон, не сохранившийся до нас, о котором известно только то, что он, под страхом тяжкого наказания, воспрещал принимать как иудейскую, так и христианскую религию (judaeos fiere sub gravi poena vetuit, idem etiam de christianis sanxit). Таким образом, христиане здесь могли быть замешаны в чужой истории. Если иудеи могли заявлять себя успешной пропагандой и этим обращать на себя общественное внимание, то репрессия делалась необходимой и сам собою выдвигался тот принцип, что каждый должен следовать отечественной вере, а не менять ее по произволу. Этот принцип должен был распространить свое действие и на христиан, для которых проповедь евангелия являлась священным долгом. Может быть, одновременно с этим же законом Септимий Север издал предписание о том, что обвинения против лиц, принадлежащих к недозволенным коллегиям (collegia illicita), должны поступать в Риме на рассмотрение префекта столицы. Действие этого закона, или совместно обоих, по-видимому, не было особенно широко. Но, во всяком случае, оно затронуло несколько местностей и в Европе, и в Азии, и в Африке. Удар этот для христиан был так внезапен и происшедшее гонение показалось современникам до такой степени жестоким, что один из церковных писателей (Иуда), объяснявший в то время седьмины Даниила, полагал, что наступило пришествие антихриста.    Для Александрии это, сколько известно, было первое гонение, в которое александрийская церковь выставила из своей среды мучеников. Из лиц, пострадавших в то время, можно упомянуть, с одной стороны, Леонида, известного тем, что он был отец знаменитого Оригена, и затем христианскую девственницу Потамиену, которая медленно облита была кипящею смолою от самой подошвы до головы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

В мотиве, по которому Максимин поднял гонение против христиан, было очень мало религиозного. Как иностранец родом, он не был предан римской государственной религии и ознаменовал свое царствование систематическим грабежом римских капищ. Все, что было в них драгоценного, отбираемо было в казну и переплавляемо в монету. Но одна подробность из его гонения поневоле останавливает на себе внимание исследователей: этот император отдал распоряжение, чтобы преследовали преимущественно touV twn ekklhsiwn arcontaV, «предводителей церквей» (Eus.VI, 28). Нет оснований полагать, что оно было направлено исключительно против предстоятелей церквей, но вообще против выдающихся лиц в христианском обществе. Несмотря на то, что во всю эту эпоху мы встречаем мученичества на основании эдикта Траяна, распоряжения Септимия Севера и Максимина обнаруживают все большее и большее знакомство с христианством. Если эдикт Септимия Севера ударяет на ту сторону, которая составляет жизненную силу христианства, именно на его пропаганду, то Максимин обнаруживает знакомство с устройством христианской церкви, правительство уже умеет отличать христиан новых от христиан прежних, христианскую иерархию от обыкновенных мирян. Гонение Максимина по этой черте и имеет значение как предвестие приближающегося шторма; но по самому выполнению оно имело спорадический характер и затронуло далеко не всех христиан, а потому для многих мест время Максимина было лишь продолжением той сравнительно мирной эры, которая наступила для христиан со смертью Септимия Севера. То же самое положение дела продолжалось при двух преемниках Максимина – Гордиане (238–244) и Филиппе (244–249). Этот последний был аравийского происхождения и к христианам настолько был благосклонен, что существовала легенда, что он сам был христианин. Но тем ужаснее был переворот в положении христиан, когда корона перешла в конце 249 г. к Декию. Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством Гонение Декия Декий (249–251) оставил по себе славу хорошего государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010