Влияние толерантных указов II века на положение христиан. Подъем самочувствия у христиан, следы этого подъема у иудео-христианских сивиллистов и апологетов. Кто такие сивиллисты? Сведения об Oracula Sibyllina, их содержании, происхождении и значении в изучаемом вопросе. Предвещания сивиллистов о падении Египта и Рима, и культов языческих. Мысли апологетов. Септимий Север, равнодушие его к религиозному культу греко-римскому и обусловливаемое этим обстоятельством благосклонное отношение к христианам; факты, доказывающие это. Свидетельство Тертуллиана о благосклонном отношении С. Севера к христианам. Общее положение христиан в это царствование. Указ Септимия Севера 202 года. Был ли этот указ неблагоприятен христианам? Подробный анализ указа и выводы. Указ этот вызвал преследования оглашаемых, но оставил в покое наличных христиан. Процветание церкви римской при Септимии Севере. Следы гонения при Септимии Севере дают ли основания смотреть на него, как на гонителя христиан? Отношение римского правительства в первой половине III века к христианам и положение этих последних в это время, как доказательство, что сила христианства возрастает, а сила язычества ослабевает. Галлиен, объяснение, почему он заявил себя толерантными грамотами касательно христиан. Содержание грамот. Объявил ли Галлиен христианство «религией дозволенною»? Разбор мнения Герреса. Разбор мнения Гарнака, не придающего значения законодательству Галлиена. Вероятнейший смысл грамот Галлиена: ими христианство поставляется в разряд некоторого рода религиозных «коллегий», позволенных в империи, понятие об этих «коллегиях», желание христиан усвоить себе права этих коллегий ( Тертуллиан ), доказательства на основании грамот Галлиена и исторических фактов, что права эти могли быть усвоены христианами в царствование Галлиена. благосклонные отзывы христианских писателей о Галлиене. Сорокалетний мир, наступивший для христианского общества вслед за изданием грамот Галлиена. Галерий, содержание его указа, благодетельного для христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

317 Публий Гельвий Пертинакс (1.08.126–28.03.193), император с 1.01.193 г. Был убит во время мятежа преторианской гвардии. 318 Дидий Север Юлиан (133 или 137–193) император в 193 г. (занимал престол 66 дней). Был низложен сенатом и убит рядовым солдатом во время мятежа Септимия Севера. 319 Марк Аврелий Север Антонин Каракалла (4.04.186–8.04.217), император с 4.02.211. После смерти его отца, Септимия Севера, который объявил своими преемниками обоих братьев, бежал в лагерь преторианской гвардии и побудил солдат к мятежу. Преторианцы ворвались во дворец и убили его брата Гету. 322 Марк Аврелий Антонин Гелиогабал (204–11.03.222), император с 8.06.218. Вместе с матерью Юлией Симиамирой был убит преторианцами. 323 Марк Аврелий Север Александр (1.10.208–1819.03.235), император с 10.03.222. Был убит при солдатском бунте в Майнце вместе с матерью Юлией Маммеей. 324 Гай Юлий Вер Максимин (ок.17273–10.05.238), император с марта 235 г. Был убит вместе со своим сыном взбунтовавшимися солдатами при осаде Аквилеи. 325 Здесь имеется в виду Марк Антоний Гордиан III (20.01.225–11.02.244), император с июля-августа 238 г. Был умерщвлен по приказу бывшего префекта претория Филиппа Араба, его преемника. 326 Марк Юлий Павел Филипп Араб (ок. 200-сент. 249 г.) Император с марта 244 г. Погиб в битве с войсками императора Деция под Вероной. 327 Гай Мессий Квант Деций Траян (195–251), император с 249 по 251 г. Погиб в сражении против карпов и готов в сражении у Абрутий в Мезии. 328 Гай Вибий Требониан Галл Август, император в 251–253 гг., вместе со своим сыном и соправителем Волусианом был убит в Интерамне, в походе на очередного претендента на престол Эмилиана. 331 Публий Лициний Валериан (ок.193– после 260), император с сентября 253 по осень 259 г. Попал в плен к персам в сражении при Эдессе и умер в плену. 332 Публий Лициний Эгнаций Галлиен (218– весна 268 г.), император с сентября 253 г. Был убит у Медиолана во время восстания командира конницы Авреола. 333 Марк Аврелий Карин, император с июлля 283 до лета 285 г. Был убит после поражения в сражении при Марге с войсками Диоклетиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Однако в 217 г., собрав значительные силы, Артабан одержал победу в решающем сражении при Нисибине. По мирному договору 218 г. римляне уплатили громадную контрибуцию. Осада Селевкии римлянами. Рельеф арки Септимия Севера в Риме. 205 г. Осада Селевкии римлянами. Рельеф арки Септимия Севера в Риме. 205 г. Несмотря на то что в 20-х гг. III в. парфяне вернули под свой контроль основные части Месопотамии, внутри их державы значительно увеличилось число полунезависимых владений (шахров). На этом фоне в Парсе возвысился Ардашир Папакан, к-рый, овладев Керманом и Спаханом (Исфаханом), в 223-224 гг. захватил Селевкию и при поддержке ряда месопотамских и иран. князей расправился с последними Аршакидами (битва при Хормиздагане). В 227 г. он стал шаханшахом И. и приступил к последовательному покорению Мидии (Мах), Парфии (Хорасан) и Атропатены (Адурбадаган). В новую державу было включено также Н. и Ср. Двуречье, где постоянным союзником Ардашира I Папакана стали арабы Хиры. Значительная часть владетелей (шахрдаров) поддержала Ардашира I. Смены доминирующего этноса не произошло: персы лишь оттеснили парфян на 2-е по значению место. Представители местных династий были частично заменены сасанидскими царевичами и наместниками. Заявивший о себе как о поборнике зороастризма Папакан, сохранив за Селевкией-Ктесифоном столичный статус, религиозным центром страны сделал Стахр. Власть шаханшаха как носителя священной благодати (фарр) считалась неограниченной. Пышный и тщательно разработанный ирано-сасанидский придворный этикет и местническую иерархию частично заимствовала поздняя Римская и Византийская империя. В царствование Ардашира иранцы делились на 3 сословно-кастовые группы, соответствовавшие авестийским представлениям о структуре общества: жрецов (асраванов), благородных воинов (артештаранов) и зависимых земледельцев (вастриошанов); внутри каждой существовала сложная иерархия. Старшины сословий выполняли при шаханшахе совещательные функции. К IV в. появилась категория писцов (дабиранов); тогда же сформировался единый адм.

http://pravenc.ru/text/673877.html

201 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с.424. 202 Как возникла Библия… Bielefeld. 1993. С. 114. 203 Самый великий Человек, который когда-либо жил. 1991. п. 60. 204 Уолтер Мартин. Царство культов. СПб. «Логос» 1992. С. 105. 205 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с. 424–425. 206 Заметим, что сектанты противоречат тут сами себе, ибо в том же вероизложении они признают Иисуса вездесущим, хотя при этом содержится странная оговорка, что воплотившись «Он добровольно ограничил Себя в этом отношении». В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с. 51. 207 Заметим, что приведенные библейские слова прямо опровергают ересь иеговистов. Ведь не существует ни одного тварного существа, обладающего вездесущием. 208 Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М.1994.С.124–125. 209 Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М.1994.С.125. 210 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/22.htm 211 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/22.htm 212 Николай Варжанский. Оружие правды. «Паломник». М. 1993. с. 127. 213 Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. С. 43. 214 = 215 = 216 С. Д. Бондарь. Адвентизм 7-го дня. СПб. 1911. с. 54. 217 Питер Гиллквист Возвращение домой. От протестантизма к Православию. М. 1996. с. 89. 218 Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. С. 39–40. 219 Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. С. 40. 220 Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 60. 221 «Иисус основал одну истинную христианскую религию. Поэтому сегодня должно быть только одно направление или группа, истинных поклонников Иеговы Бога… Как узнать, кто истиные христиане?… Следующий признак — глубокое уважение к Библии. Истинные христиане признают ее Словом Бога и верят всему, что в ней написано. Слово Бога для них важнее, чем человеческие идеи и обычаи». (Что требует от нас Бог? 1996. С. 26.) Интересно, что иеговисты не замечают в своих словах противоречия. Ведь те Библейские цитаты на которые они ссылаются (Ин. 4, 23–24; Еф. 4, 4–5), говорят не только о XX веке, а о всех веках. А в этой же брошюре они признают, что «современная история Свидетелей Иеговы началась в 1870-е годы» (Что требует от нас Бог? 1996. С. 28.), а следовательно или Библия в течении 18 веков заблуждалась, а уже потом вдруг перестала лгать, или, что более точно следует из их слов, их организация — не истинная христианская религия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

   О христианах при дворе Коммода было замечено выше (на основ, св. Иринея, IV, 30. Philosophumena, lib. IX, cap. 12).    Aube. Les Chretiens. P. 91—2.    Tertullianus. Ad Scapulam, cap. 4. Lacte christiano educatus Antoninus (т. е. Каракалла).    Spartianus. Antoninus Caracalla, cap. I (B Hist. Augusta). Спартиан говорит о мальчике иудеанине, но справедливее будет, согласно с Обэ и Келльнером (немецким переводчиком сочинений Тертуллиана), разуметь не иудейского мальчика, а христианского. О том же мальчике Спартиан (Ibid.) рассказывает, что будто бы он был высечен розгами за принятие христианства (в подлиннике — иудейства) и что виновником этого грубого наказания Каракалла считал своего отца Септимия и отца наказанного дитяти. Если это известие принимать без всяких ограничений, то выходит, что как будто бы Септимий был очень неблагосклонен к случаям перехода в христианскую веру и что, следовательно, едва ли его можно считать толерантным в отношении к христианам. Но в устранение возникающего из рассказанного факта противоречия нужно сказать: из рассказа Спартиана не видно, чтобы Септимий Север действительно сам приказал наказать христианского мальчика; это лишь подозревал Каракалла (на основании слухов: audisset), но не был в этом уверен; могло быть, что мальчик наказан был по воле отца этого последнего, без всякого участия в этом деле императора.    Ad Scapulam, cap. 4.    Евсев. V, 23—25.    Op. cit. S. 273—274.    Les Chretiens dans l " empire Romain. P. 80, 110.    Spart. Severus, cap. 17.    Op. cit. S. 278, 304.    Les Chretiens dans l " empire Romain. P. 71, 73.    Peters (католический писатель). Der heil. Cyprian. Regensb., 1877. S. 118. Также см.: Uhlhorn. Herz., Encykl. Bd. XIV (Art. Severus). Leipz., 1884. S. 172.    Aube. Op. cit. Р. 112.    См. главу «О причинах гонений».    Главнейшие указы, касающиеся этого вопроса, собраны или указаны у Аивë Les Chretiens dans l " empire Rom. P. 74—75.    Евсев. VI, 4.    Apperehensi sunt adolescentes catechumini Revocatus et Felicitas... Saturninus et Secundulus. Inter quos (id est catechuminos) et Perpetua, habens patrem et fratres duos... alterum catechuminum (Были взяты под стражу подростки-катехумены Ревокат и Фелицитата, Сатурний и Секундул, среди которых была и Перпетуя, имевшая отца и двух братьев... других катехуменов); Ruinart. Acta martyrum. P. 138.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Личный характер этого государя мало мог благоприятствовать улучшению положения христиан. Септимий, по отзыву одного древнего светского историка, был чужд милосердия и суров. Его характеризовали как государя «бесчеловечного и жестокого», тем не менее он был человеком просвещенным и любителем философии — наклонность, обыкновенно смягчающая природную суровость и бессердечие. Но гораздо важнее этого последнего обстоятельства было то, что он не был до фанатизма предан греко-римской религии и не особенно заботился об ее поддержании и сохранении. Эта черта должна была вести к полезным последствиям для христиан: императоры, не принимавшие горячо к сердцу интересов римского культа, способны были если не благосклонно, то индифферентно смотреть на усиление и распространение религий чуждых, а следовательно, и христианства. Императорская фамилия Северов была именно такова. Она пренебрегала интересами римской религии, и в этом отношении была благоприятна для утверждения христианства в Империи. Справедливо говорит известный французский историк Обэ: «Все, что по самой своей природе стремилось к ослаблению древнего порядка вещей (как понимался этот порядок римскими императорами и римским обществом), было благоприятно для Церкви; напротив, все, что имело тенденцией служить к восстановлению и укреплению этого порядка, было враждебно Церкви. Тот дух религиозного космополитизма, — прибавляет Обэ, — дыхание которого заметно уже при первом Севере (Септимии) и который еще более возрос при его преемниках, был, без сомнения, благоприятен делу христианства. Этот дух, подрывая партикуляристические формы культов, внося индифферентизм в дело религии, смягчал нравы, обезоруживал (религиозную) ненависть, содействовал взаимному обмену воззрений, т.е. толерантности». Все, что считается характеристическим для царствования фамилии Северов вообще, можно действительно находить уже в лице первого царствующего Севера (Септимия). Септимии был пунического происхождения, родился в Африке, и потому неудивительно, что римская религия не была для него так дорога, как она была дорога для других императоров эпохи гонений. Он «по самой природе своей не был фанатически предан греко-римскому политеизму». Это и действительно можно подтвердить некоторыми историческими указаниями. На монетах Септимия Севера встречается изображение персидского божества Митры, причем само собой предполагается, что император потому приказал чеканить монеты с изображением чуждого божества, что он лично склонен был к этому культу. Биограф Септимия Спартиан говорит, со своей стороны, что он показывал большое удовольствие, когда ему удалось быть в Александрии и поклониться Серапису.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кроме этого христианина, состоявшего в свите императора, было немало и других христиан. Обэ полагает, что при дворе Севера остались все те христиане, которые при его предшественнике Коммоде занимали здесь различные невысокие должности. Он говорит: «Во дворце Севера, в его личном услужении, находились христиане. Те из них, которые составляли принадлежность двора Коммода, стали принадлежностью и двора Севера. Ибо слуги царские, вольноотпущенные рабы, переходили по наследству от одного императора к другому вместе с дворцовой мебелью». Указанный писатель полагает, что, по-прежнему, т.е. как и при Коммоде, при дворе служили христиане: евнух Гиацинт, Просена, Карпофор. Так ли было, как думает Обэ, решить с научной точностью трудно. Но несомненно, что при дворе Севера были и другие христиане, кроме вышеупомянутого Прокла. Так, несомненно, кормилицей у Каракаллы, сына Северова, была христианка. В числе мальчиков, разделявших детские игры Каракаллы, указывают тоже христианских детей.    Таков был двор Септимия Севера. Несомненно, христианский элемент в значительной мере проник в придворную атмосферу. Конечно, Север окружает себя христианами потому, что не видит ничего преступного в христианской вере. Он был расположен к христианам. Но есть факты еще более внушительные, показывающие, что его благоволение к христианам далеко заходило за пределы дворца. Тертуллиан, современник царствования Септимия Севера, дает следующее свидетельство касательно гуманности и толерантного благоволения императора к христианам: «Лица мужского и женского пола, принадлежавшие к сенаторскому сословию (clarissimi, clarissimae), о которых Север знал, что они исповедуют нашу религию, не только не терпели от него никакого зла, но еще он дал свидетельство в их пользу, (testimonio exomavit) и противодействовал ярости народной, против них направленной». Общий смысл этого свидетельства Тертуллиана ясен: Север благосклонно относился к христианам, принадлежащим к высшим сословиям, несмотря на то, что такая приверженность к культу, неузаконенному в Империи, шла вопреки традициям Рима и должна была бы возбуждать к ним вражду и преследование со стороны предержащей власти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Занимаясь в «Строматах» всякими безобидными вопросами, Климент постепенно смешивает философию с христианством и к тому же подготовляет своих читателей. Так, без особого плана и порядка он написал первые три книги, в начале четвёртой он пришёл к мысли расположить дальнейшее содержание по известному плану, изложенному в 1-й главе 4-й книги. Во время этой работы он, наконец, натолкнулся на идею написать трилогию. В исполнение этого он написал «Протрептик», «Педагог» и затем продолжал «Строматы». Что часть «Стромат» написана раньше «Педагога» (и, вероятно, «Протрептика»), это видно из следующего: 1) В «Педагоге» (Paed. II, 10//PG. T. 8. Col. 509A; р. п.: C. 189) Климент ссылается на своё прежде написанное сочинение «О воздержании» (Περ γκρατεας), и [здесь же] в «Педагоге» (II, 6, 52//PG. T. 8. Col. 612C; р. п.: C. 245) – «O браке». Подробная трактация по этим вопросам находится во II, 20, 103 – III, 18, 110 «Стромат». Так как древние обычно цитовали под особыми заглавиями части одного сочинения, то более чем вероятно, что в данном случае Климент разумеет не особое сочинение, а части «Стромат» (Heusse). 2) В «Строматах» встречаются указания на «Протрептик» и «Педагог» (Clem. Alex. Strom. VI, 1, l; VII, 4, 22//PG.T.9.Col.428C; р. п.: T. 3. C. 208); в первых же книгах таких указаний нет даже там, где их естественнее всего ожидать; например, в начале «Стромат» сообщает он о намерении привести читателей к доброй вере, жительству, что составляет задачу двух первых частей, но [об этих произведениях] он хранит молчание. Но если «Строматы» Климент начал писать раньше «Протрептика» и «Педагога», то, во всяком случае, эти два сочинения написаны раньше V-й книги «Стромат», ибо в «Педагоге» (Paed. II, 11, 117//PG. T. 8. Col. 540A; р. п.: C. 206) Климент обещал толковать o таких материях, ο которых сказано в «Строматах» (Strom. V, 8, 55//PG. T. 9. Col. 85BC; р. п.: T. 2. C. 277). Время написания. B 1-й книге «Стромат» (§ 21, 139, 140:144) хронологические исчисления кончаются смертью императора Коммода – 192 годом. Очевидно, она написана после этого события и до смерти императора Септимия Севера (211 г.), преемника Коммода. Ссылки на факты мученичества (Clem. Alex. Strom. II, 20, 125; VI, 18, 167//PG.T. 8. Col. 1069B; T. 9. Col. 400C; р. п.: T. 1. C. 324, T. 3. C. 91) указывают на гонение Септимия Севера 202 г., что заставляет время написания «Стромат» приблизить к этому времени. Вся трилогия написана на протяжении 198–215 гг., когда она прервана была смертью Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

В правление Адриана и Антонина Пия вышли два эдикта, которые традиционно называют «толерантными»; эдикт Адриана содержится у Юстина (Apol. I, 68) и Евсевия (НЕ, IV, 9), а Антонина Пия – у Евсевия (НЕ, IV, 13), Руфина (IV, 9), Зонары, Никифора и в «Пасхальной Хронике». Эти эдикты не выводят христиан из-под действия рескрипта Траяна, но требуют преследовать христиан не на основании криков и требований толпы, обвинявшей христиан в «атеизме», а по установленной судебной процедуре. В целом время правления этих двух императоров было достаточно мирным для Церкви. Ситуация меняется с приходом к власти Марка Аврелия. Евсевий Кесарийский сообщает, что вскоре после его восшествия на престол Малую Азию потрясло великое гонение (НЕ, IV, 15). К его правлению относятся казнь Юстина (IV, 16) и преследования христиан во многих провинциях (V, 2). Самый известный пример гонений – трагические события в галльских Лугдунуме (Лионе) и Виенне (V, 1–4). Однако Марк Аврелий не издавал каких-то особых антихристианских указов. Эти гонения, как мы полагаем, были связаны, во-первых, с требованием Марка Аврелия повсеместно принести жертвы богам в связи с бедствиями, обрушившимися на империю, а во-вторых, с появлением законов, которые облегчали финансовое бремя устроителей игр 11 . Пик активности христианских апологетов, пришедшийся на время царствования Марка Аврелия, был вызван желанием христиан внести ясность в их правовое положение. На смену династии Антонинов пришли Северы, выходцы из Северной Африки. В начале своего правления первый император этой династии Септимий Север не принимал никаких мер по отношению к христианам. По сообщению Тертуллиана , это было связано с тем, что христианин по имени Прокул исцелил его елеем от болезни (Tert. Ad Scap., 4), но вероятнее, что император в этот период в гораздо большей степени был озабочен укреплением собственной власти. Однако во время своего путешествия по Востоку Септимий Север издал закон, по которому под страхом тяжелого наказания запретил принимать как иудейскую, так и христианскую религии (SHA. Sept. Sev., 17). Кажется, этот эдикт в самом деле был принят, так как у нас есть свидетельства того, что в начале 200-х гг. положение христиан действительно усложняется: «Тогда же другой писатель, Иуда, размышляя по поводу книги Даниила, довел свою хронику до десятого года царствования Севера. Он думал, что близится пришествие антихриста, о котором без конца говорили. Тогдашнее сильное гонение на нас породило смуту во многих умах», – пишет Евсевий (НЕ, VI, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поздний церковный историк Никифор Каллист (ум. ок. 1350 г.), следуя Евсевию, относит эти события к тому же году, когда пострадал Поликарп (PG 145). А. Гарнак 276 , Г. Литцман 277 и В. Френд 278 поддерживали точку зрения, согласно которой Карп и его товарищи были казнены в правление Марка Аврелия, но некоторые ученые – из-за упоминания о требовании жертвоприношения – вслед за латинской версией отнесят казнь мучеников ко времени Деция 279 . Т. Барнес присоединяется к более поздней датировке на основании указания на сословие куриалов (греч. 24; лат. 3), начавшее играть роль в III в., точнее, на термин βουλευτς/principalis, который впервые встречается у юриста Каллистрата, жившего при Септимии Севере и Каракалле (Dig., 48, 19, 27) 280 . В 1982 г. была высказана еще одна версия о времени этих событий. Я. ден Бофт и Я. Бреммер 281 обратили внимание на то, что Папил на вопрос проконсула о его гражданстве отвечает, что он из Фиатиры (27). По словам Плиния Старшего, Фиатира была одним из городов, которые находились в судебном подчинении (conventus iuridicis) Пергама (NH, V, 126). Таким образом, гражданство Папила соответствует области полномочий проконсула. Но нам известно, что Каракалла даровал Фиатире право собственного суда после того, как останавливался там в 215 г. (OGIS 517). С этого времени жители этого города больше не подпадали под юрисдикцию Пергама, а были судимы в своем городе. Следовательно, мученичество состоялось до 215 г., возможно, во время преследований при Септимии Севере. Однако, К. Джонс отмечает, что мы знаем о случаях отправления суда не по месту жительства даже при рассмотрении гражданских исков; в случае обвинения в христианстве это было еще вероятнее 282 . Нам кажется вполне возможным датировать казнь мучеников временем правления Марка Аврелия. В пользу этого говорят упоминания «указов императоров» (греч. 4, 14), что соотносится с соправлением Марка Аврелия и Луция Вера (161–169 гг.) 283 ; добровольное исповедание Агатоники находит объяснение в порыве к мученической смерти, который мы встречаем во II в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010