1485 Нуманчиком... – жители Нуманции, города в Испании, в 133 г. до н.э. город был взят и разрушен римлянами. 1491 Паде столп... Севера...Септимий Север (193–211) – римский император, украсил Рим великолепными постройками. 1492 И двор Люкулля столичний... – Дворцы Луция Лициния Лукулла (106–56 до н.э.), римского претора, консула и полководца, имя которого стало синонимом богача. 1494 В твоей, Тибуре, равнине... – Имеется в виду либо река Тибр, либо местечко Тибур (Тиволи), расположенное близ Рима, где император Адриан (117–138) по собственным планам по строил виллу и развел великолепные сады. 1497 Одна из характерных черт в европейской поэзии XVII в. – христианизация античности, ее аллегорическая интерпретация. Смешение античных мотивов с христианскими в новолатинской поэзии было вовсе не случайно, а носило целенаправленный характер программной ассимиляции античного наследия в христианском духе. Ярким примером стал сборник элегий на латыни бельгий ского иезуита Германа Гуго «Благочестивые желания» («Pia desiderium»), вышедший в Антверпене в 1624 г., а затем многократно переиздававшийся и переводившийся на национальные языки. Же них и Невеста элегий – это Христос и христианская душа, томящаяся по небесной отчизне, рвущаяся к Богу. Смешение античных мотивов с библейской символикой Песни Песней породило особый тип религиозной любовной поэзии. Русской силлабике такая поэзия известна только в переводах. Атмосфера любовного и одновременно духовного томления оказалась созвучна умонастроению Ивана Максимовича, бывшего сторонника гетмана И.Мазепы, прощенного Петром I в 1714 г. Хотя Максимович и был помилован, путь на Родину, на Украину, был ему заказан: по царскому указу ему предписывалось жить в Москве и «в знатные городы и места отнюдь не сезжать». Первым литературным трудом бывшего «мазепинца» стал полный перевод элегий Г.Гуго «Желания благого вейные», завершенный им в 1718 г. Потом он занимался подготовкой к изданию книг на московском Печатном дворе и приводил в порядок его библиотеку, а затем составил большой латинско-русский словарь. Скончался в 1732 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А то, что является простонародным, незатейливым и скромным, им кажется низким. 17. Потому они считают, что нет ничего истинного, кроме того, что приятно слуху; нет ничего достойного веры, кроме того, что может принести наслаждение; никто не видит в обстоятельствах дела истину, но только красоту. 18. Они не верят пророчествам, так как они лишены внешней привлекательности. Но они не верят и тем людям, которые их растолковывают, ибо те либо совершенно грубы, либо малообразованны. Действительно, очень редко случается, чтобы они были красноречивы. Причина этого очевидна. 19. Ведь красноречие служит этому миру. Оно помогает превозносить себя перед народом, успокаивать [толпу] при несчастиях; оно ведь часто пытается бороться с истиной, чтобы показать свою силу, домогается власти, жаждет славы и требует наивысшего почтения. 20. И вот красноречие, которое презирает как бы низкое и отвергает противоположное ему, разумеется, хочет понравиться народу и привлечь к себе множество поклонников. 21 . Вот почему мудрость и истина не имеют достойных защитников. Если же кто из писателей вдруг и обращался к этому, то защищал не вполне достойно. 22. Из тех, кто мне известен, Минуций Феликс занимал не последнее место среди судебных защитников. Его книга, которую он назвал Октавий, показывает, сколь способным он мог бы оказаться заступником истины, если бы всего себя обратил на это дело. 23. Также Септимий Тертуллиан 510 был сведущ в разного рода науках, однако довольно слаб и малоизощрен в красноречии и весьма мрачен. Потому он и не приобрел достаточной известности. 24. Единственным выдающимся и ясным оказался Киприан, 511 поскольку он и ораторским искусством снискал себе великую славу, и написал в своем роде достаточно много удивительного. 25. Ведь был он наделен умом гибким, богатым, привлекательным и, что является признаком великого слога, ясным, так что ты не смог бы отличить, более ли он изящен в красноречии, в рассуждении ли более гибок, или более силен в убеждении. 26. Но все же он не смог открыть незнающим таинство, скрытое за словами, поскольку все, что он говорил, было наполнено прикровенным смыслом и подходило только верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

    Ориген имел на попечении свою мать и шестерых младших братьев. Ему нужно было просто зарабатывать на жизнь для семьи. Занятия Ориген продолжил и после смерти отца и приобрел такой багаж знания в области философии, риторики, естествознания, математики, что вскоре стал заниматься преподаванием этих наук, чем добывал себе средства для содержания себя и семьи. Катехизическая школа в Александрии во время гонения Септимия Севера осталась без руководителя. Климент ушел из Александрии, «боясь гонений, все разбежались» (Евсевий), поэтому некому было принять на себя труд огласителя. Многие стали обращаться к Оригену, зная о его образованности. Это было в 203 году. 18-летний юноша начал катехизическую деятельность. Он не прятался. Он был удивительно мужественный человек. Все разбежались от страха, а Ориген продолжал открыто являть себя христианином (правда, взять с него уже было нечего римским чиновникам).     «Он не только посещал мучеников в темнице и сопровождал их на суд для выслушивания приговора, но и после этого сопутствовал им на место казни, выказывая при этом великое мужество и идя навстречу опасности».     Слава Оригена возрастала со дня на день, число его слушателей постоянно увеличивалось. Были у него и враги, которые пытались нападать на Оригена, забрасывать его камнями, и ему приходилось переходить из одного дома в другой. Александрийский епископ Димитрий оценил значение молодого учителя и возложил на него обязанность наставления желающих постигнуть христианское учение, т.е. он был официально признан Димитрием руководителем Александрийского училища. Как говорит Евсевий, жизнь Оригена представляла удивительный образец подлинного любомудрия:«У него, как говорят, что было на языке, то и на деле, что на деле, то и на языке». Он начинает преподавать в катехизической школе. Постепенно он стал чем-то вроде христианского миссионера и не только для людей, просто приходивших и желавших узнать учение Христово, но и для языческой интеллигенции, и об этом тоже свидетельствует Евсевий:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3792...

В начале III века (202) Септимий Север, вероятно, борясь с монтанистскими крайностями, выпустил суровый закон против распространения христианства и иудаизма. Вследствие этого начались яростные гонения в Египте и Северной Африке, породившие некоторые из наиболее прекрасных цветов мученичества. В Александрии вследствие этого закона был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена . Потамиена, дева редкой телесной и духовной красоты, с животной страстью была подвержена участи худшей, чем смерть, и после жестоких пыток сварена вместе со своей матерью в кипящей смоле. Один из палачей, Василид, движимый сочувствием, спас некоторых из них от излишней жестокости, а вскоре после этого принял христианство и был обезглавлен. Он объявил, что ночью ему явилась Потамиена, она ходатайствовала за него перед Христом и возложила на его голову мученический венец. В Карфагене несколько новообращенных, три молодых человека и две девушки, вероятно, из секты монтанистов, проявили необычайное упорство и верность в темнице и на лобном месте. Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, упорно сопротивлялась уговорам своего пожилого отца–язычника и крикам беспомощного младенца у себя на груди, пожертвовав нежными чувствами дочери и матери ради Господа, Который умер за нее. Фелицитата, рабыня, родившая ребенка в той же темнице, ответила тюремщику, который говорил, что ее ожидают еще более тяжкие муки: «Сейчас я страдаю от того, что терплю я сама, а потом Другой будет страдать за меня, потому что я пострадаю за Него». Все они устояли в истине и, перед этим быстро обменявшиеся поцелуями в надежде на скорую встречу на небесах, были брошены диким зверям на следующем публичном празднике. Ничего не изменилось и в первые годы правления Каракаллы (211 – 217), хотя этот мрачный мизантроп не принимал никаких законов против христиан. Распутный юноша Элагабал, или Гелиогабал (218 – 222), осквернивший престол самыми ужасными пороками и безумствами, терпимо относился ко всем религиям в надежде рано или поздно объединить их в своем любимом сирийском культе солнца со всеми его отвратительными излишествами. Он сам был жрецом бога солнца, отсюда его имя 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Так, Евсевий Кесарийский , говоря о мученической кончине воина Василида, указывает на принятие Василидом христианства вследствие явления ему ночью (во сне) мученицы Потамиены и добавляет: «Повествуют, что в Александрии в то время (в царствование Септимия Севера) много было и других, которые обратились к учению Христову внезапно, уверяя, что Потамиена являлась им во сне и призывала их к божественному Слову» 16 . Нам нет необходимости видеть в рассматриваемых сновидениях Арнобия чудесный характер и, тем более, признавать их причиной обращения его в христианство. Как видно из апологии, обращение его – результат сознательного убеждения в несостоятельности языческих религий и в истинности христианской веры; сновидения же могли быть отражением того душевного состояния, в котором он находился в этот критический период своей жизни, и послужить одним из толчков к окончательному решению навсегда оставить язычество и принять христианство 17 . Также указанный бл. Иеронимом повод к написанию апологии Арнобием подтверждается ее формой и содержанием. Она носит в некоторых местах явные следы спешной работы и показывает, что автор не вполне еще отрешился от языческих представлений, не имел ясного представления о некоторых из основных истин христианства и не обладал, по-видимому, непосредственным знакомством со Священным Писанием. Вследствие этого некоторые ученые полагали, что Арнобий во время составления своего произведения принадлежал к числу катехуменов, которым не давали в руки книги Священного Писания 18 . И если бл. Иероним, признавая апологию написанной до принятия Арнобия в общение с Христианской церковью или до крещения, тем не менее, не только вносит его в список церковных писателей (De viris illustribus), но и прямо относит к scriptores ecclesiastici и называет его «нашим» 19 , т. е. христианским писателем, то это, возможно, объясняется не только самим характером апологии и тем, что автор при написании ее был по своим основным религиозным убеждениям христианином и причислял себя к христианам, но также и тем, что он уже принадлежал к классу оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Остаются два выхода. Или — следуя примеру отчаявшихся пятидесятников, ринуться в первый попавшийся подъезд первого попавшегося посольства и просить убежища. Но ведь далеко не всякий пойдет на это. Не по недостатку храбрости, а потому, что для многих легче оставить злато и серебро, машину, дом и другое имение, чем родную землю… И второй выход: молить Создателя о ниспослании нам такого порядка жизни, при котором не надо будет ломиться в посольские двери, таясь молиться и таясь учить слову Божьему детей. Бороться за этот порядок. Но — как, каким способом бороться? Только словом. Проповедью. Убеждением. Кровопролитие, чем бы его ни оправдывали и чем бы ни осеняли — крестом или полумесяцем, — остается кровопролитием и не может не претить душе христианина. Да и всякой доброй душе вообще, ибо душа, по слову Тертуллиана , христианка по самой природе своей. Упомянув сейчас Тертуллиана , проверил для себя, когда он жил. Этот блестящий карфагенский юрист, живший во втором веке, занялся богословием уже в зрелые годы, после того как принял христианство. То, о чем он писал в своих трактатах, и сегодня, то есть без малого две тысячи лет спустя, звучит удивительно злободневно, трогает и волнует — особенно нас, христиан Восточной Европы и других атеистических государств. Между прочим, он порицал христиан, пытавшихся бегством спастись от мученичества. Он выступил в защиту солдата-христианина, отказавшегося возложить на свою голову венок. В психологии Тертуллиан — материалист. Чувства не обманывают, все существующее телесно: даже Бог, сотворивший из ничего материю, имеет тело. Бессмертная душа точно так же телесна. Душа ребенка переходит от отца через семя. Бог един, вечен, свободен. Бог первее сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе с миром. Мир не вечен, а сотворен Богом из ничего. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан , умерший в глубокой старости, по принятии христианства служил много лет священником, пресвитером в Карфагене… Боже мой, как бесконечно давно это было и как близко к евангельским событиям: ведь при жизни Тертуллиана еще доживали свой земной век старики, видевшие (или могшие видеть) Иисуса Христа! А как злободневно звучит все, что он говорил, и все, о чем говорил.

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

Самым знаменитым учеником Климента был Ориген; по уму и учености знаменитейший учитель церкви. Первое образование получил он под надзором благочестивого и образованного родителя Леонида. Отец обучил его свободным наукам, но преимущественно обучал его благочестию и заставлял изучать св. писание; и юный Орнген тогда еще показал, чего надлежало ожидать от него. Не удовольствуясь простым смыслом слов писания, он изумлял и даже затруднял отца своего вопросами о внутреннем смысле писания: Леонид на словах бранил его иногда за пытливость, опасаясь, чтобы тот, увлекаемый пылким умом, не уклонился от правильного разумения писания; а в сердце радовался и благодарил Бога за такого сына; когда спал сын, отец приходил и лобызал его грудь как жилище Духа Божьего. 810 Кроме отца своего, Ориген слушал в Алекс. огл. училище Климента: он изучил в сем училище грамматику, риторику, музыку, геометрию, диалектику, философию. 811 Гонение Септимия Севера (202 г.) подало случай юноше Оригену (он тогда был 16-ти лет) обнаружить свою ревность по вере. Когда отец его быль взят в темницу, Ориген желал сам идти на смерть; мать тщетно уговаривала его – оставить намерение: наконец, принуждена была отобрать у него одежду, и тем остановила пылкого юношу. Ориген писал тогда к отцу: «да не будет с тобою того, чтобы до нас переменил ты свои мысли». 812 Леонид скончался мученически. Ориген остался с матерью и братьями в крайней бедности: имущество их все было разграблено. Одна богатая и почтенная госпожа александрийская приняла Оригена к себе в дом. Здесь он показал особенную твердость в мыслях веры. У его благодетельницы жил знаменитый гностик из Сирии, Павел, к которому часто собирались даже и православные, увлекаемые красноречием его: но Ориген никогда не хотел иметь с ним общения; не принимал участие в молитвах его, хотя это не могло быть приятным благодетельнице его. Скоро потом Оригену открылась возможность отказаться от пособий госпожи. Он начал преподавать уроки в Грамматике. Когда Климент, по случаю гонений, оставил свою кафедру в алекс. училище, несколько молодых язычников, имевших желание обратиться к вере, предложили Оригену (в 204 г.) принять на себя должность огласителя, и он принял это предложение, быв 18 лет. 813 Слава Оригена на сем поприще была достойна его звания. Проповедуя Христа учением своим, он навлек на себя негодование черни; ненависть сия раздражалась особенно тогда, как Ориген не только посещал подвязавшихся за веру в темницах, но и сопровождал их на место казни, укрепляя их в решимости умереть за Христа. Часто в подобных случаях язычники преследовали его; он принужден быль даже каждый день переменять место пребывания своего, скрываться то в темницах, то в неизвестных домах. Раз они схватили его, надели на него одежду жреца Сераписова, привели в таком виде к ступеням храма и заставили раздавать по обычаю их пальмовые ветви входящим в храм. Ориген раздавал ветви с такими словами: «примите, но не ветви идольские, а ветви Христовы». 814

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Третий век христианства Глава 10. ПЯТОЕ ГОНЕНИЕ Третий век, вполне мученический, открылся подобно второму, гонением против христиан, столь жестоким, что они полагали уже близким явление антихриста, и все столетие протекло почти в непрестанных гонениях со стороны властителей Римских. После смерти кесаря Коммода Септим Север, одолевший всех искателей престола, будучи раздражен на Иудеев Палестинских за то, что благоприятствовали его соперникам, смешал в гневе своем евреев с христианами. Область Африканская, которая уже процветала множеством церквей, хотя история не сохранила времени ее просвещения, более других прославилась своими мучениками и исповедниками в это пятое гонение. Первые двенадцать жертв, из которых главные были Сперат, Нарзал, Цеттан и три женщины, Доната, Секунда и Вестина, пострадали в Карфагене и, как граждане Римские, усечены были мечом, по приговору жестокого проконсула Сатурнина, который вскоре ослеп. Вслед за ними взяты были под стражу четверо, еще только оглашенные верою, из сословия рабского, между ними была одна беременная рабыня Фелицитата, и в ту же темницу заключили благородную жену Перпетую с грудным младенцем; шестой исповедник Сатир присоединился добровольно, и Перпетуя, сохранившая удивительное присутствие духа, сама описала первую часть своих страданий. Тщетно ласками и угрозами старался совратить ее престарелый отец-язычник; она воспользовалась кратким сроком жизни, чтобы принять святое крещение вместе с участниками заключения, утешала мать и брата, кормила своего младенца, и душная темница показалась ей раем; небесные видения услаждали ее в узах; она предузнала о тех, кому надлежало предварить ее в получении мученического венца. Судия, упрошенный отцом ее, убеждал на первом допросе Перпе-тую отречься от Христа и приговорил ее за упорство на терзание зверям с прочими исповедниками. Радостно возвратилась она в темницу, и по обычаю просила кормить младенца, но жестокий отец отказал ей и в последнем утешении. Сатир подкреплялся также небесными видениями и еще заживо беседовал с прежними мучениками Африканской Церкви, епископами и пресвитерами, уже восприявшими страдальческий венец. Другая узница Фелицитата родила в темнице; с нетерпением ждала она часа разрешения, чтобы не отложили для нее дня казни, и просила о том молитвы сподвижников; ее желания и их молитвы исполнились за три дня до определенного срока мучений. Тяжки были безвременные роды в узах, слабая жена не могла удержать воплей. «Ты плачешь теперь, – сказал ей один из стражей, – что же сделаешь посреди зверей?» – «Тогда Другой будет страдать во мне, потому что я за Него страдать буду!» – отвечала она. Диаконы втайне утешали страждущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

264 В трактате «О постройках» Прокопий сообщает, что Киркесий, основанный еще Диоклетианом и представлявший собой и без того ненадежное укрепление, ко времени Юстиниана пришел в совершенный упадок. Юстиниан восстановил и перестроил прежнее укрепление и вдобавок возвел еще одну стену со стороны Евфрата. См.: De aed. II. 6. 1 – 8. 265 Речь идет о Септимии Оденате, правителе Пальмиры ок. 261 – ок. 267 г. В 262 г. он одержал важную победу над персами, после того как те в 260 г. разгромили легионы императора Валериана, самого его захватили в плен и заняли большую часть Римской Сирии. Оденат, побив персов, гнал их до самого Ктесифона. В благодарность римляне провозгласили его императором всего Востока и принцепсом Пальмиры. Кроме того, Оденат был объявлен командующим всеми римскими легионами в Азии. Таким образом Оденат получил волную власть над Сирией, Аравией и даже Арменией. Пальмира стала первым городом в Азии, столицей Ближнего Востока. В 266 г. Оденат одержал еще одну победу над персами. Вскоре, однако, по наущению Рима, опасавшегося его слишком возросшего влияния, принцепс Пальмиры был убит в Эмесе в 266 или 267 г. Септимия Зиновия (Зубайдат), о которой Прокопий говорит лишь как о жене Одената, оказалась не только красивой, но умной и энергичной женщиной. После смерти Одената она взяла власть в Пальмире в свои руки. Армия Пальмиры встала на ее сторону, а римские гарнизоны бежали ва сирийских городов. Три года пальмирцы боролись с мощной армией Рима, наконец, в 272 г. армия Зиновии потерпела решительное поражение под Эмесой, где шесть лет назад был убит муж царицы. Саму Зиновию, закованную в золотые цепи, правели во время триумфа перед колесницей императора. Свою жизнь поверженная царица завершила в Риме, будучи уже матроной. Согласно одному позднему источнику, она вышла замуж за некоего римского сенатора. См.: PLRE. I. Р. 638 – 639; 990 – 991. 266 Сурон (Сура). В трактате «О постройках» Прокопий следующим образом пишет об этом городе: «За Зиновией расположен город Сурон, лежащий на берегу Евфрата; укрепления его пребывали в таком заброшенном и полуразрушенном состоянии; что при нападении Хосрова он оказался не в состоянии сопротивляться даже в течение получаса, но тотчас же сдался персам». См. De aed. II. 9. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Эти добавочные тоны и ступени учитель, по обычаю, поет сначала на гласную а, а затем сообщает установленный для них названия. После того учитель находит в нотных книгах соответствующее по мелодии песнопение, где можно видеть применение вновь изученного, и поет мелодию с детьми посредством сольмизации и вокализации, а затем и с текстом слов, приготовив его предварительно разбором и речитативным произношением, поет как целым классом, так и группами и, наконец, поодиночке. Когда нотою овладели в достаточной степени, приступаюсь к пению по нотной книге песнопений негласовых, самопесных, как из литургии, так и из всенощного бдения, – поют: „Херувимскую» „Милость мира», „Задостойники», „Причастны», «Псалмы », „Антифоны», „Свете тихий», „Полиелей», „Величания» и пр. Из гласовых мелодий дети изучают по нотной книге „догматики», проверяют обычный напев, в соответствующих мелодиях, в отношении к оригиналам, распеву греческому, киевскому и знаменному. Затем дети поют по нотным книгам наиболее необходимое из служб великопостных, страстной седмицы, Пасхи и всей пятидесятницы, последование молебное и панихидное. Таким образом, дети проходят все существенное из годового богослужебного круга песнопений, то обычным напевом, то по Богослужебным нотным книгам, распевами древними, знаменным, греческим, киевским, болгарским. В пении по квадратной ноте учитель наблюдает, чтобы певческий материал располагался в постепенной трудности и в направлении движения от песнопений известных к менее известным, незнакомым, равным образом и распевы он избирает по сравнительной простоте и ритмической ясности их мелодий, в таком, примерно, порядке: греческий, киевский, болгарский, малый знаменный, большой знаменный; нотные книги употребляет на занятиях в такой, приблизительно, последовательности: Учебный, Обиход, Октоих, Ирмологий (Праздники). Когда церковный звукоряд изучен сам по себе и в его практическом приложении, в песнопениях богослужебных нотных книг, учитель знакомит детей с звукорядом певческим, который отличается существенно от церковного повышенным вводным тоном, большою септимою и хроматизмом в миноре.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasili_Metallo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010