3 . Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:1–3 ). Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95–96 гг. (Домициан), 98–117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202–211 гг. (Септимий Север), 250–252 гг. (Декий и Галл), 257–259 гг. (Валериан), 270–275 гг. (Аврелиан), 303–311 гг. (Диоклетиан), 311–313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313 г.) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу. Откуда пошло разделение Церкви на священнослужителей и мирян? иеромонах Иов (Гумеров) Церковная иерархия возникла в апостольский век. Святые апостолы составили первое поколение священноначалия Церкви, родившейся в день сошествия на них Святого Духа. Избранные ученики не только были посвящены в тайны Царствия Небесного, приняли сугубую благодать, но и обладали общецерковной дисциплинарной властью: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор. 13:10 ); «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

8 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов ; 1866–1938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю). 10 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155 или165–220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли. 11 Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты. 12 Ср.: ...но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27) 13 Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов». 15 Рим., 8. 22 : 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.; 17 Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея). 18 «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне. 20 Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

9. Запад впервые познакомился с византийским просвещением, когда крестоносцами был захвачен Константинополь. В 1203-1204 гг. крестоносцы овладели Царьградом и подвергли его разграблению. Множество сочинений античных и раннехристианских писателей попало в Европу и было переведено с греч. языка на латинский. Византийская империя окончательно была уничтожена турками, под ударами которых в 1453 г. пал Константинополь. В Европу, как и в Россию, бежавшими греками было вывезено огромное количество святынь, рукописей и памятников древности. 10. Имеется в виду исчисление времени от сотворения мира, принятое на христианском Востоке. 11. Во вт. пол. IV в. в результате Великого переселения народов герм., славян, и сарматские племена стали захватывать земли Западной Римской империи и расселяться на них. В 476 г. ими был низложен рим. император Ромул Августул, и Западная Римская империя прекратила свое существование. Завоевателями были частично восприняты язык и культура античного Рима. 12. Ср.: " Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков " (1Кор.1:21-25). 13. Вероятно, речь идет о апологетических сочинениях сщмчч. Иринея Лионского, Ипполита Римского, Киприана Карфагенского, блж. Августина. 14. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 - после 220) - выдающийся карфагенский богослов. О его апологетических и полемических сочинениях, а также нравственных поучениях с похвалой отзывались многие духовные писатели, даже величали его самым замечательным из лат. учителей. Впрочем, в зрелом возрасте Тертуллиан уклонился в монтанизм - мистическое учение, ложно трактовавшее действие Святаго Духа, смешивавшее понятие о благодати Божией с восторженным или даже расстроенным состоянием человеческой души. " Поелику же ошибочные мнения его по свойству своему таковы, что не могли далеко простирать вредного влияния на учение о нравственности, а веры они мало касались, между тем его ревность к истине и необыкновенные дарования поставили его в возможность писать столь же много, сколько и умно о различных предметах христианского учения, то и все сочинения его, при должной осмотрительности, могут быть употребляемы с пользою " (Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение... Т.1. С.159).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

а) Кем был Ориген? На долю Оригена выпало одно из самых страшных душевных страданий, которые может пережить человек. Он был вынужден учить людей тому, что, как он знал, сам он не сможет исполнить. Он звал людей к той труднейшей вершине, на которую ему самому никогда не суждено было взобраться. Проповедника, чья жизнь расходится с его призывами, обычно обвиняют в лицемерии и фарисействе. Это обычно: человек часто учит тому, чего сам не исполняет. Это настолько обычно, что уже в Евангелии есть совет о том, как относиться к таким пастырям: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф. 23, 3). И для такого учителя это совсем не больно. Но Ориген — не фарисей и не лицемер. Он действительно всеми силами своей души хотел бы принять на себя высший подвиг, доступный для христианина его времени — но не мог. Он звал к этому подвигу других. Видел, как его ученики проходили этим, горним путем. А сам оставался рядом, в стороне. Мы говорим о пути мученичества. В 202 г. римский император Септимий Север издает закон, которым христианство объявляется по сути разрешенной религией — но лишь для тех, кто родился в христианских семьях. Переход же из более традиционных религий в христианство карается смертью [ 185 ]. Смысл закона в том, что к качестве традиции (пусть маленькой, локальной, чисто семейной традиции) христианство терпимо. В качестве новизны — нет. Это голос «последнего византийца» Константина Леонтьева, прозвучавший еще до наступления византийской эпохи: то что есть, пусть и будет, пусть сохранится, но не надо ничего нового… Ориген же родился в египетской семье [ 186 ], уже принявшей христианство. Его отец — Леонид — принял мученическую смерть. 16-летний Ориген хотел бежать к месту казни отца, чтобы умереть вместе с ним, но мать спрятала всю одежду, которая была в доме, стыдливость взяла верх, и Ориген остался жив (Евсевий. Церковная история. VI, 2, 5). Несмотря на то, что весьма скоро всему городу стало известно, что Ориген — христианин, причем христианин ревностный и проповедующий свою веру, он остался жив. Рожденный в семье христианина не подлежал казни…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Видел город и других знаменитых властителей. Септимий Север, родом из римской Африки, приезжал сюда со своей женой, красавицей-сирийкой Юлией Домной, дочерью жреца Ваала. Говорят, Север женился на ней (задолго до того, как стал императором), потому что узнал, что по гороскопу она непременно должна стать императрицей. Город – перекресток языков, вер, цивилизаций, Кесария явилась начальным пунктом апостольской проповеди среди язычников. Как сказано в Деяниях апостольских, жившему в городе римскому сотнику (центуриону) Корнилию явился в видении Ангел и повелел призвать Симона Петра, проповедовавшего в Иоппии (Яффе). Центурион послал за апостолом двух слуг и одного воина. На другой день, когда посланные приближались к Иоппии, апостолу Петру было во время молитвы откровение. Он увидел отверстое небо и опускаемое на землю большое полотно, в котором находились различные животные, пресмыкающиеся и птицы – чистые и нечистые с точки зрения еврейского ритуала. И трижды был голос с неба: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. В тот самый миг, когда Петр размышлял о смысле видения, в дверь постучали посланные Корнилием. Петр отправился с ними в Кесарию, и там, в доме центуриона, еще не окончил апостол своего благовестнического слова, как Дух Святой явным образом сошел на внимавших ему язычников. Тогда Петр сказал: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? ( Деян. 10 ). Так было положено основание Церкви язычников. Более всех для ее развития и укрепления потрудился апостол Павел. В его судьбе Кесария тоже занимает важное место. В доме диакона Филиппа апостол провел несколько дней по завершении Третьего благовестнического путешествия, перед Пятидесятницей 58 г. н.э. На предупреждение пророка Агава о том, что его «свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников», Павел ответил: я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса ( Деян. 21, 13 ). Произошло все, как было предсказано. И уже в узах Павел вновь был приведен в Кесарию, где пробыл в заключении еще два года. Здесь предстал он перед судом прокуратора Феста и царя Агриппы, отсюда отплыл под стражей в Италию, поскольку апеллировал, по праву римского гражданина, «к суду Кесаря».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«говорят о себе, что они Иудеи» – то есть объявляют себя народом Божиим. «сборище сатанинское» – дословно «синагога сатаны» («συναγωγη του σατανα»). В Ветхом Завете народ иудейский назывался иногда «συναγωγη του κυρου», дословно «синагогой Господа», «собранием Господа», «обществом Господним» (см., например, Числ. 31, 16). Но после пришествия в мир Христа отвергшие Его иудеи перестали быть собранием Господа и стали собранием сатаны. 10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.  «не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» – к этим словам должны прислушаться христиане всех времен: гонения повторяются на протяжении всей истории, но Господь нам говорит, что бояться их не нужно. «диавол будет ввергать» – главная скрытая причина гонений на Церковь есть вечная борьба диавола  против Бога и народа Божия. Все же прочее: Римская империя, язычники, судьи, палачи – суть лишь орудия в руках врага. «будете иметь скорбь дней десять» – толкователи обращают внимание, что гонений в первые три века было именно десять. При этом, если считать близкие по времени гонения 250 и 252 годов за два гонения (они были при разных императорах – Декии и Галле), то гонений будет одиннадцать. Если же считать весь краткий период  250 – 257 годов за одно почти непрерывное гонение, то гонений будет девять. Следовательно, у апостола Иоанна сказано очень точно: «дней десять», около десяти. 22 22 Исследователи выстраивают следующий ряд гонений на христиан: 1) при Нероне в 64 году, 2) при Домициане в 91 году, 3) при Траяне — в 98 году, 4) при Марке Аврелии — в 177 году, 5) при Септимии Севере — в 202 году, 6) при Декии в 250 году, после которого без перерыва продолжалось гонение императора Галла в 252 году, 7) при Валериане в 257 году, 8) при Аврелиане — в 275 году, 9) при Диоклетиане в 303 году и 10) при Максимиане в 311 году. Выражение «дней десять» можно также понимать и просто как «некоторое непродолжительное время». Почему непродолжительное? Потому что по сравнению с вечной наградой любые земные испытания являются краткими. Об этом говорится и в других книгах Нового Завета, например у апостола Павла: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Действительно, начиная с гонений императора Нерона, насчитывают около десяти гонений на Церковь : гонение императора Нерона (64–67 годы), когда было казнено большинство апостолов; при императоре Домициане (91 год); при императоре Траяне (98–107 годы); в правление императора Марка Аврелия (177 год); при императоре Септимии Севере (202 год); в правление императоров Декия и Галла (250–252 годы); при императоре Валериане (257 год); при императоре Аврелиане (275 год); при императоре Диоклетиане (304 год); при императоре Максимиане (311 год). Духовную причину гонений указал Сам Господь наш, сказав: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир… Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» ( Ин. 15, 19; 16, 2–3 ). Христиане для мирового сообщества – это нечто чуждое, инородное. Они как заноза в теле. Люди, живущие по страстям, чувствуют в учениках Воскресшего Господа живое напоминание о Небесном Отечестве, которое они отвергли ради царства земного, и потому начинают с ненавистью преследовать их, желая тем самым уничтожить голос Божий в своем сердце. Их хозяин – диавол, зная, что ему осталась мало времени, в ярости преследует христиан, желая как можно больше созданий Божиих увлечь вместе с собой в вечную гибель. Тем более что язычество, разрушаемое Церковью, – это излюбленная вотчина сатаны, где он и его слуги получали служение под именами богов. Ему совсем не хочется лишаться почитающих его рабов. Поэтому до самого конца мира Церковь будут гнать, пока не придет Христос и не освободит нас, а все враги будут брошены к ногам Господа. Внешняя причина трехвековых гонений на Церковь – это обвинение в отвержении государственного культа, проповеди новой нетрадиционной религии и тем самым – в подрыве самого общества. Прекрасным примером аргументации языческих обвинителей служит цитата из мученических актов святого мученика Карпа (его память 13 октября). Правитель Валерий, увещая мучеников, сказал: «Небезызвестно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются бессмертным богам с древних времен, и это остается так до сего времени не только у нас, знающих греческий и римский языки, но и у варваров; ибо через усердие к богам ropoдaI: управляются добрыми законами, одерживаются победы над врагами и укрепляется мир… Почтите их и вы. И если, через слова невежественных людей, вы прельстились неразумной и недавно появившейся христианской верой, то образумьтесь ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас великие милости» .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Заимствовано ли христианское изображение Ноя в ковчеге, у язычников, или эти последние взяли его у верующих и повторили на медалях города Апамеи – решить пока невозможно. Появление Ноя во фресках катакомб и в барельефах саркофагов, в противоположность библейскому тексту, одним, почти всегда под видом юноши, в ковчеге особенной формы, не согласной с описанием книги Бытия, позволяет заключить, что это не самостоятельное произведение христианских художников, перенятое ими у античного искусства. С другой стороны, в ипогее Домитиллы, открыта в последние годы, стенопись, в которой Ной изображен с теми же подробностями, в том же положении и в ковчеге той же формы, как постоянно у первых христиан. – Фреска эта, разумеется, была написана раньше царствования Септимия Севера, и потому, прежде медалей Апамеи. – Можно, следовательно, предположить, что христианские художники Рима, равно как и языческие мастера Апамеи, заимствовали изображение Ноя и его ковчега у типа, существовавшего в классическом искусстве, который, вероятно, создался под влиянием известного мифа Девкалиона, сына Прометея и жены его Пирры. V «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ), сказал Христос. Потому, изображение этого пророка, поглощенного чудовищем и потом выброшенного им по повелению Божьему, с очень ранних времен, беспрестанно встречающееся в христианском искусстве, сделалось, у верующих, символом воскресения Спасителя – главный тип, столь утешительного для них догмата – и, вместе с тем, напоминало им будущее восстание их из мертвых. В этом последнем смысле, всего чаще представлены христианами похождения Ионы, то отдельно, то заключая ряд символических сюжетов, выражавших известный круг религиозных идей. К сценам поглощения и извержения пророка, присоединены, иногда, две другие. В одной из них, Иона сидит под пышным, зеленеющем растением, а в другой – лежит без всякой защиты от палящих лучей солнца. Всюду, где является Иона, он представлен молодым человеком и совершенно нагим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Призвание Авраама Здравствуйте, уважаемые читатели Интернет-портала Православие.ру . Продолжаем исследование книги Священного Писания – Бытия. В прошлой беседе мы рассмотрели 14-ю главу, в которой сказано о неблагоразумии Лота, пренебрегшего советом Авраама, его попадании в плен, освобождении Лота Авраамом и нежелании Авраама быть зависимым от царя Содомского и Гомморского, когда тот хотел отблагодарить его за освобождение из плена: Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама (Быт. 14, 22, 23). Также в 14-й главе мы встречаем первый прообраз Святой Евхаристии, когда царь Салимский – Мелхесидек – выходит навстречу Аврааму и преподносит ему хлеб и вино. Авраам принимает дары и благодарит Мелхиседека, отделяя ему десятую часть от своего имущества. Итак, перейдем к рассмотрению 15 главы. Пятнадцатая глава начинается словами: После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика (Быт. 15, 1). По слову свт. Иоанна Златоуста, Бог утешает этими словами Авраама, отказавшегося принять богатство из рук развратного царя, обещая защиту и награду надеющимся на Него. « Я твой щит . И это изречение многозначительно. Я, который возвел тебя из земли халдейской; Я, Который привел тебя сюда; Я, который освободил тебя от опасностей в Египте; Я, Который несколько раз обещал дать тебе и семени твоему эту землю, – Я защищаю тебя. Я, который каждый день более и более прославляю тебя перед всеми, – Я защищаю тебя, то есть Я подвизаюсь за тебя. Я побеждаю за тебя, Я промышляю о тебе и все тяжелое превращаю для тебя в лёгкое» . Святитель Амвросий Медиоланский уточняет: «Авраам не искал вознаграждения от человека, поэтому получил его от Бога». В ком и от кого душа ищет благополучия, награды и славы, от того и получит Искание славы, благополучия и награды – это, в общем-то, нормальное состояние человеческой души, которая, по выражению учителя Церкви Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана , «по природе своей христианка» и стремится к этому стяжанию. Будет ли это благо истинным благом для человека, зависит от стремления души: в ком и от кого она ищет благополучия, награды и славы, от того и получит. Если от Бога, то: Я прославлю прославляющих Меня . (1 Цар. 2, 30). Если Бог захочет нас прославить, кто сможет этому воспрепятствовать? Святой Максим Исповедник пишет следующее: «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее». Но если человек ищет награды и славы от людей, в этом случае преподобный Исаак Сирин предупреждает: «Ищущий себе почестей не будет иметь недостатка в печали». Тоже получит, выражаясь попросту, огребет по полной программе, без недостатка.

http://pravoslavie.ru/110205.html

См. Мф. 17:3: Такое понимание весьма интересно, если учесть, что на Синае Моисей видел Бога не лицом к Лицу, а лишь задняя Божия и славу Божию (Исх. 33:18:19:23). 387 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Дыхание жизни нашей, Помазанник Господень». 388 Буквально: «На основании ясного и личного различия в условиях Обоих». 389 Так в некоторых ранних греческих рукописях. В Синод. пер.: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков». 390 Это утверждение вовсе не означает, что Тертуллиан, как впоследствии его современник Ориген, допускал вечность творения. Он считал, что для Бога быть Творцом — это случайное свойство, так сказать, акциденция, так что Бог не всегда был Творцом и Господом (см. Против Гермогена, § 3.  — Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Указ. соч. С. 131–132). 391 Имеется в виду Боговоплощение. 392 Имеются в виду непроизвольные человеческие аффекты (так называемые неукоризненные страсти). 393 Другой вариант перевода: «само двусоставное существо человека». О стоической антропологии Тертуллиана см. его трактат О душе. 394 Имеются в виду гностики, прежде всего маркиониты. 395 Докеты. 396 В LXX и в Синод. пер. (Дан. 3:92): «И вид четвертого подобен Сыну Божию». Выражение «Сын человеческий» в книге пророка Даниила также встречается (Дан. 7:13). 397 Текст испорчен. Перевод приблизительный. 398 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает». 399 Модалисты. 400 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Синод. пер.: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня». Ср. также Ис. 46:9. 401 Имеются в виду гностики. 402 Aut ad alia quae extrinsecus ad opera mundi, ignorantem quoque subordinatum. Фраза, по–видимому, испорчена. Другой вариант перевода: «Или неким подчиненным деятелем, посланным от крайних пределов, таких как образующие части мира, но в то же время не знающим Божественного замысла». 403 Sensum. В LXX: νουν. В Синод. пер.: дух. 404 В Синод. пер.: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». 405

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010