Я поприветствовала свою святую и, молитвенно сложив руки, протянула их вверх, к парившей в мистическом мраке вечернего купола колоннаде: – Запечатлейся глубже, лик Царя моего! Не я, но Ты должен жить в моей душе, в моем сердце, в моих глазах, на моих устах, не я, но Ты всегда, до конца дней моих, только Ты! Потом я склонилась к полу и поцеловала его; я поцеловала не камни – я поцеловала священное сердце мира, я поцеловала то место, в котором соприкасаются небо и земля, – Рим Иисуса Христа, непреодолимый и поистине Вечный Рим!.. notes Примечания 1 Вероятно, речь идет о руинах старейших (25-19 до н. э.) терм Рима, построенных при участии Маркуса Випсаниуса Агрпиппы (ок. 62–12 до н. э.) – римского полководца, сподвижника Августа. (Здесь и далее примечания переводчика.) 2 Путеводители по разным странам (по имени издателя К. Бедекера). 3 Римская аристократическая семья, из которой произошел Папа Римский Урбан VIII (1623–1644). 4 Мелоццо дельи Амбрози (1438–1494) – итальянский художник-монументалист, работавший в Форли, Риме, Лоретто и Урбино. Его слава была основана на росписи купола церкви св. Апостолов в Риме. Живопись эта была уничтожена при перестройке церкви в нач. XVIII в. Куски фресок с изображением поющих и играющих на различных иснтрументах ангелов хранятся ныне в Сакристии св. Петра. Ангелы Мелоццо – самая известная его работа.) 5 Монте Джаниколо – Яникульский холм в Риме, названный в честь древнеримского божества Януса; один из семи холмов, на которых расположен Рим. 6 Грегоровиус Фердинанд (1821–1891) – автор «Истории города Рима в средние века». 7 Моммзен Теодор (1817–1903) – немецкий историк, автор многочисленных работ по истории Древнего Рима и римскому праву. 8 Ср.: « " В начале было Слово " . С первых слов загадка. Так ли понял я намек? Ведь я так высоко не ставлю слова, чтоб думать, что оно всему основа…» (Пер. Б. Пастернака.) 9 Арка находится в восточной части римского Форума; была построена в честь десятилетия воцарения (203 г.) императора Септимия Севера (146-211 гг.). 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

В III столетии римское право, основные нормы которого сло­жились ранее, не только подверглось продуманной и обоснован­ной систематизации, но и было гуманизировано, в основном под влиянием философии и этики стоицизма. По остроумному замеча­нию А. Дж. Тойнби, «в эпоху Севера, когда школа юристов-стоиков переводила идеи стоиков в нормы римского права, стало ясно, что превращение римского волка в платоническую овчарку – дело рук греческих философов... Возвышенный философский ум рас­крывается в альтруизме эллинистического правящего меньшин­ства, существование и влияние которого осуществлялось через государственного служащего» (Тойнби А. Дж., цит изд., с. 344). Именно это обстоятельство способствовало тому, что в после­дующие века человеческой истории римское право служило об­разцом и основой для правовых кодексов новых уже христиан­ских государств. В эпоху позднего принципата, как уже было сказано, не угас и архитектурный дар римского народа. В 203 г. на республикан­ском форуме в Риме была воздвигнута выполненная в мраморе триумфальная арка в честь Септимия Севера, посвященная побе­дам императора в Месопотамии. Поставленная в низине, у под­ножья Капитолия, она компенсирует невыгоду своего местопо­ложения значительной высотой – 23 метра. Это трехпролетная арка с центральным проемом, значительно превосходящим раз­мерами боковые; именно такой тип триумфальных сооружений сложился в архитектуре в середине II столетия. Почтенная своей древностью и относительно хорошо сохранившаяся – утрачены возвышавшиеся над аттиком фигуры Септимия Севера и его сы­новей Каракаллы и Геты на колеснице с шестеркой коней и че­тыре конных группы по углам аттика, – эта арка не заслужила высокой оценки у историков римской архитектуры, которые на­ходят ее чрезмерно декоративной и помпезной. «Грузная из-за нерасчлененного аттика и нечеткости вертикальных ордерных членений, – она, по словам А. И. Опочинской, – перенасыще­на скульптурным декором, заполняющим все поверхности, сво­бодные от архитектурных деталей. Многословна и пространная надпись, славящая императора и занимающая всю плоскость вы­сокого аттика» (А. И. Опочинская. Рим, М., 1995, с. 57–58). Укра­шающие арку рельефные композиции с измельченными фигурами не представляют собой шедевров искусства ваяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В это время получила окончательное воплощение рим. система обороны границ - limes. Империя почти отказалась от активной внешней политики и экспансии. Последним крупным успехом стало завоевание Дакии Набатейского царства при имп. Траяне, но он же фактически потерпел неудачу в попытке продвинуть границы к востоку и разбить Парфию. В 60-х гг. II в. вновь с переменным успехом шла война с парфянами. По мирному договору к империи была присоединена Сев. Месопотамия, а Армения вошла в сферу рим. влияния. В эти же годы резко активизировались варварские племена на европ. границе. Герм. племена квадов и маркоманов в союзе с сарматами прорвали рейнско-дунайскую границу и вторглись в Сев. Италию (1-я Маркоманская война, 169-175). Для спасения Италии сенат принял чрезвычайные меры: в армию мобилизовали даже разбойников, рабов и гладиаторов. В 169 г. римляне вытеснили варваров из Италии, а в дальнейшем очистили от врага дунайские провинции и перешли Дунай. По мирному договору герм. и сарматские племена оказались под рим. протекторатом, однако вскоре возобновили вторжения (2-я Маркоманская война, 177-180); их натиск вновь удалось отразить. Преемник Марка Аврелия, его сын Коммод (180-192), несмотря на незаурядные способности, не сумел завоевать популярность в обществе; он был убит в результате заговора, и с его смертью прекратилась династия Антонинов. Вновь последовала гражданская война (193-197), в ходе к-рой победу одержал Септимий Север (193-211), выходец из Африки, ранее завоевавший доверие армии как способный полководец и наместник Паннонии. Как и Север, его важнейшие противники Клодий Альбин и Песценний Нигер опирались на армию и провинциальные элиты империи: первый - в Британии и Галлии, второй - в Сирии, но в военных столкновениях с Септимием они проиграли. Арка Септимия Севера, Рим. 203 г. Арка Септимия Севера, Рим. 203 г. Режим Септимия Севера и его преемников из династии Северов (193-235) представлял собой военно-бюрократическую монархию. Власть и авторитет сената превратились в фикцию, мн.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Территория Храмовой горы в период Элии частично застраивалась языческими храмами. В ее окрестностях найдены строительные надписи о крупных работах времен императоров Антонина Пия и Септимия Севера (сер. II - нач. III в.). Анонимный паломник из Бурдигалы (334) упоминает, что евреи, приходя оплакивать разрушение Иерусалимского храма, были вынуждены молиться рядом с языческими статуями. В наст. время предполагается, что на Храмовой горе находился и главный языческий храм города в честь Юпитера Капитолийского (или Капитолийской триады). На сев. стороне форума, приблизительно на месте храма Гроба Господня, находился храм Венеры. Крупный храм Асклепия был построен у купели Вифезда. Дамасские ворота города были оформлены 3-пролетной аркой в честь имп. Адриана (впосл. она была включена в линию сев. стены и сохр. до наст. времени). Арка в вост. части города (в совр. мон-ре жен. конгрегации Богоматери Сиона), построенная во II в. и традиционно известная под названием «Се человек», ошибочно связывалась с евангельскими событиями как одна из остановок Крестного пути Спасителя. Фрагмент росписи стены в одном из жилых домов Иерусалима. I в. по Р. Х. Фрагмент росписи стены в одном из жилых домов Иерусалима. I в. по Р. Х. Элия II-III вв. представляла собой провинциальный полис с небольшим числом жителей (до 10 тыс.). После иудейских восстаний произошла полная смена населения И. Во II-III вв. в городе в основном жили рим. ветераны и переселенцы из различных греч. городов, к-рых привлекал статус Элии как рим. колонии и возможность получить рим. гражданство. Резкий рост населения и городской застройки отмечается с сер. III в. Большинство населения было грекоязычным, но, вероятно, присутствовали и выходцы из Аравии и Сирии, говорившие на арамейском и сирийском. Христ. община возродилась к сер. II в. Первые надежные сведения о ней относятся ко времени епископства св. Наркисса (с 80-х гг. II в.). Община была немногочисленна и по своему значению для Церкви Палестины уступала общине Кесарии Палестинской. Достоверных сведений о жизни христиан в Элии нет. На основании косвенных данных можно предполагать, что в нач. III в. у христиан уже был свой храм (епископское богослужение при св. Наркиссе упом. Евсевий в «Церковной истории»; Euseb. Hist. eccl. VI 6). Известно, что уже в сер. III в. пользовалась почитанием пещера Рождества Христова в Вифлееме ( Orig. Contr. Cels. I 51). История христианского И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

33 . Преподобный Иоанн Калевит 34 . Пресвитер-целитель Мокий 35 . Пресвитер-целитель Сампсон 36 . Чин преподобных отцов Северная ветвь подкупольного креста 1 . Западный склон свода. «Распятие Господне» 2 . Восточный склон свода. «Сошествие во ад» 3 . Северный люнет. «Оплакивание» 4 . Северная подпружная арка. Медальон с архангелом 5 . Северная подпружная арка, западный склон. Пророк Елисей 6 . Северная подпружная арка, восточный склон. Неизвестный первосвященник 7 . «Предательство Иуды» 8 . «Отречение Петра» 9 . «Суд Синедриона» 10 . «Суд Пилата» 11 . «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 12 . «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам» 13 . Неизвестный столпник 14 . «Воскрешение сына вдовы в Наине» 15 . «Исцеление бесноватых» 16 . «Исцеление больного водянкой» 17 . «Беседа Христа с самаритянкой» 18 . Христос из неизвестной композиции 19 . «Исцеление кровоточивой жены» (фрагмент) 20 . «Христос в доме Симона фарисея» 21 . «Успение Богоматери» 22 . Архангел Гавриил из композиции «Благовещение» 23 . Богоматерь Параклесис (Просительница) 24 . Целитель Иоанн 25 . Целитель Кир 26 . Мученик Сергий 27 . Мученик Вакх 28 . Целитель Пантелеймон (?) 29 . Неизвестный святой 30 . Мученик Евгений 31 . Мученик Мардарий 32 . Мученик Орест 33 . Мученик Авксентий 34 . Мученик Евстратий 35 . Мученик Агафон (?) 36 . Неизвестный мученик 37 . Неизвестный мученик 38 . Чин преподобных отцов Западная ветвь подкупольного креста 1 . Южный склон свода. «Вход Господень в Иерусалим» 2 . Северный склон свода. «Омовение ног» 3 . Западный люнет. «Тайная вечеря» 4 . Западная подпружная арка. Медальон с Богоматерью 5 . Западная подпружная арка, южный склон. Неизвестный пророк 6 . Западная подпружная арка, северный склон. Неизвестный пророк 7 . Неизвестный мученик 8 . Неизвестный мученик 9 . Неизвестный столпник 10 . Столпник Давид Солунский 11 . Преподобный Никон Метаноит 12 . Преподобный Евфросин 13 . «Сошествие Св. Духа на апостолов» 14 . Чин святых мучеников 15 . Целители Косма и Дамиан 16 . Неизвестные св. воины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Храм построен на месте, где, по преданию, начался для Иисуса последний Его, в буквальном смысле – Крестный Путь. Двигаясь дальше на запад вдоль Виа Долороза, видим перекинутую через улицу арку с лепящимся над ней помещением в два окошка, явно гораздо более позднего времени. Это – арка «Се Человек» (Ессе Homo). Справа арка уходит в стену католического женского монастыря Сестер Сиона. Монастырь построен на месте, приобретенном и расчищенном патером Альфонсом Ратисбонном, крещенным евреем, в середине XIX в. Оригинальное архитектурное решение соборного храма обители (он называется Нотр-Дам де Сион, или, чаще, по арке, «Ессе Homo») позволило гармонично вписать необычную живописную руину в конструкцию здания. Войдя в храм (автором проекта был упомянутый выше французский зодчий К. Маусс, работавший в Иерусалиме в 1859–1874 гг.), вы обнаружите, что арка, которую вы видели на улице, является частью центрального пролета куда более грандиозного сооружения. Очевидно, первоначальная арка была трехпролетной. Северная часть органично вошла в состав алтарной абсиды храма, прямо перед ней находится его престол. Храм был освящен 3 апреля 1868 г. По данным современных археологов, арка построена при императоре Адриане, в 135 г. н. э., и представляет собой восточные ворота Элии Капитолины. Вопреки воле императора-язычника, думавшего своим строительством уничтожить память о Распятом, история судила иначе: именно монументы, воздвигнутые им на местах евангельских событий, помогли сохранить их. В течение столетий внешняя дуга, выходящая на улицу, и называлась, собственно, аркой Ессе Homo (Се Человек). По преданию, она отмечает место, куда вывел Пилат избитого, поруганного Спасителя. «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19:4–5). Описанная арка является, образно говоря, надземной верхушкой целого археологического «айсберга», включающего в себя три отдельных – и к различному времени относящихся – архитектурно-градостроительных объекта. Стоило в 60-е годы XIX в. слегка «копнуть» принадлежащие Сионской Богоматери древние развалины, как под ними начала открываться одна из самых значительных по площади и сохранности археологических зон евангельского Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Исцеление хромого апостолом Петром 59 . Апостолы перед старейшинами 60 . Смерть Анании и Сапфиры 61 . Исцеление Тавифы апостолом Петром 62 . Видение апостолом Петром плащаницы с животными 63 . Изведение из темницы апостола Петра 2 ярус 64 . Крещение евнуха апостолом Филиппом 65 . Симон-волхв предлагает деньги апостолам 66 . Обращение Савла 67 . Ослепление лжепророка 68 . Исцеление хромого апостолом Павлом 3 ярус 69 . Встреча народом апостолов Павла и Варнавы 70 . Встреча апостолов Павла и Силы с учеником Тимофеем 71 . Изгнание духа прорицания из служанки 72 . Апостолов Павла и Силу ведут в темницу 73 . Воскрешение юноши Евтихия 74 . Проповедь апостола Павла в доме в Троаде. Исцеление отца начальника острова Публия 75 . Изведение из темницы апостолов Павла и Силы 4 ярус 76 . Чудо на море около острова Мелита 77 . Исцеление отца начальника острова Публия 78 . Деисус 79 . Притча о книжнике, подобном хозяину, выносящему свои богатства из сокровищницы 80 . Притча о сучке и бревне 81 . Притча о мытаре и фарисее Алтарь 82 . Распятие (лопасть свода) 83 . Группа святых – патронов заказчика церкви и его семьи (арка алтаря) 84 . Новозаветная Троица (арка алтаря) 85 . Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (свод) 86 . Таинства – семь медальонов (конха апсиды) 87 . Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст (свод) 88 . Святители (свод) 89 . Христос «Великий Архиерей» и «Царь царей». Богоматерь крылатая, Иоанн Предтеча крылатый. Агнец (откосы и арка центрального окна) 90 . Евхаристический агнец (жертвенник, откос и арка левого окна) 91 . Христос «Благое молчание», архидьякон Стефан и Лаврентий (дьяконник, откосы и арка правого окна) 92 . Апостольская церковь (западная стена алтаря) 93 . Недреманное око ( над северной дверью) 94 . Деисус (19 в.) (над южной дверью) Южный придел 95 . Явление ангела пророку Ездре (южная лопасть свода) 96 . Христос Эммануил, раздающий венцы праведникам (западная и северная лопасти свода) Южная стена 97 . Архидьякон Стефан, побиваемый камнями Западная стена 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Из храма мы оправились по так называемой Via dolorosa – по Крестному пути. Его линия идет по самым обыкновенным иерусалимским переулкам и ничего замечательного на ней не встречается. Те камни, по которым ступала нога Спасителя, находятся на несколько сажен внизу под нынешней мостовой, покрытые обломками, мусором и щебнем, накапливавшимся веками. Уже на этом позднейшем слое земли построены дома, и если даже и считать нынешний Крестный путь верным по своему направлению, то все-таки нога паломника ступает на нем не по древнему камню. На пути указывают место, где останавливался и падал Иисус Христос под крестом, где Симон Киренеянин поднял крест на себя, где стояла женщина, подавшая Христу полотенце отереть пот; указывают даже дом Вечного жида: по преданию, Вечный жид ежегодно приходит на площадку перед храмом Св. Гроба, чтобы здесь услышать голос, приказывающий ему снова отправиться в скитание. Поворот улицы приводит к дому богача, о котором говорит евангельская притча. Возле него, у почерневшего камня, указывают место, где сидел Лазарь. Над дорогой, в одном месте, стоит высокая арка. Ее называют аркой «Ecce Homo», ибо будто бы с нее Христос был показан народу, но тут же оговариваются, что эта арка не историческая, а настоящая арка находится рядом в католическом монастыре Сестер Сионской Божией Матери. Туда вход свободный. Сестры встречают всех с большой приветливостью. Их манеры и костюм – темное платье и большие белые туго-накрахмаленные капоры, почти закрывающие лицо – сама скромность и опрятность. В небольшой церкви кругом много белого цвета; все просто, но красиво. Тем, однако, резче поражается глаз под этими девически-чопорными светлыми сводами кровяно-красным полусветом, царящим здесь благодаря красным занавесам. Эти резкие контрасты красного с белым, кажется, в духе католического церковного убранства. Арка «Ecce Homo» – арка, видимо, очень древняя – поднимается над алтарем. На ней, выделяясь в тени ниши своей яркой белизной, стоит небольшая фигура Спасителя в терновом венце и со связанными руками, как Он, по Евангелию, был показать народу. Это очевидная попытка восстановить в фигурах историческое событие, которая, однако, как-то сразу напоминает о капищах Дагона, стоявших недалеко отсюда. Католики считают на Via dolorosa 14 остановок Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– В Палестине, – говорил Барлуцци, – каждое из святых мест имеет прямое отношение к конкретной мистерии в жизни Иисуса Христа. Совершенно естественно в этом случае отказаться от типовой архитектуры и попытаться строить архитектурный образ так, чтобы он выражал религиозные чувства, вызываемые именно данной мистерией. Тогда верующий, входя в святилище, легко сможет представить себе соответствующий евангельский рассказ и сосредоточиться мысленно на самой сути именно здесь, в единственный миг истории свершавшегося таинства. Не выбирать сначала – более или менее стандартно или, наоборот, субъективистски, – ту или иную архитектурную форму и потом все подгонять под нее, а определить основную религиозную концепцию святого места, для которого строится храм, и архитектуру подбирать под нее, под эту концепцию, каждый раз интуитивным и независимым образом. Двигаясь дальше на запад вдоль Виа Долороза, видим перекинутую через улицу арку с лепящимся над ней помещением в два окошка, явно гораздо более позднего времени. Это – арка «Се Человек» (Ecce Homo). Справа арка уходит в стену католического женского монастыря Сестер Сиона. Монастырь построен на месте, приобретенном и расчищенном патером Альфонсом Ратисбонном, крещеным евреем, в середине прошлого века. Оригинальное архитектурное решение соборного храма обители (он называется Нотр-Дам де Сион, или, чаще, по арке, Ecce Homo) позволило гармонично вписать необычную живописную руину в конструкцию здания. Войдя в храм, вы обнаружите, что арка, которую вы видели на улице, является частью центрального пролета куда более грандиозного сооружения. Очевидно, первоначальная арка была трехпролетной. Северная часть органично вошла в состав алтарной абсиды храма, прямо под ней находится его престол. Храм был освящен 3 апреля 1868 г. По данным современных археологов, арка построена при императоре Адриане, в 135 г. н.э., и представляет собой восточные ворота Элии Капитолины. Вопреки воле императора-язычника, думавшего своим строительством уничтожить память о Распятом, история судила иначе: именно монументы, воздвигнутые им на местах евангельских событий, помогли сохранить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Над другою, малою дверью церкви изображена Богородица с ангелами, держащими над Нею уготованные для Нее венцы; выше них три окна, а над всем красивый горбообразный свод 215 на углу церкви, покрытый жестью, с позолоченным крестом; выше свода два окна, одно над другим; над всем небольшая арка из красного кирпича, изукрашенная всяческими хитростями искусства. На углу церковной крыши возвышается красивый полукупол, обитый жестью, с крестом. Что касается северной от дверей церкви стороны, т. е. большого угла, то все это место до северных дверей церкви представляет очень высокую башню, чрезвычайно крепкую, назначенную для военных целей: в ее стенах множество бойниц. Здесь помещается церковная ризница. Дверь в нее на западной стороне церкви, в одном ряду с большою дверью; над ней изображен Иоанн Креститель. Итак, с западной стороны церковь имеет три двери в ряд. От верхней части этой последней двери и далее вверх до крыши – двенадцать больших окон с железными решетками, а надо всем этим – две арки, подобный вышеописанным, и навес из красного кирпича с резьбою, как в церковных постройках Ханака; над арками большой восьмиугольный купол с восемью окнами по окружности его. Здесь, над этими западными дверями, у самой крыши расписано зеленым, золотым и иными цветами на удивление уму. Что касается южной стороны церкви, то над большой средней дверью находится узкое окно, около десяти локтей, над которым еще три окна; над ними большое распятие, выше коего арка и купол, подобные вышеописанным. Также над второю дверью два окна внизу и одно наверху; между ними изображены Господь и Иоанн, а под ними три патриарха (святителя); и над этой дверью также большая арка и купол с крестом. В том же роде третья дверь. Между этими тремя дверями есть нечто вроде двух башен с очень высокими окнами. С северной стороны церкви только одна дверь; над ней изображен св. Стефан, а выше до кровли – десять больших окон со стеклами; надо всем огромная арка, больше всех других, ибо она занимает пространство от края крыши упомянутой большой церковной башни до края крыши четвертого крайнего алтаря. Над аркой возвышается восьмиугольный купол, красивее тех куполов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010