И вот ученики Оригена, по крайней мере многие из них, прямо из его школы идут на народную площадь, чтобы принять здесь мученический венец. Евсевий перечисляет многих из учеников Оригена, которые именно в качестве катехуменов должны были поплатиться жизнью за свое стремление перейти в христианство или за только что совершившееся присоединение к христианству. Историк перечисляет многих, но, без сомнения, не всех; по всей вероятности, таких пострадавших прозелитов христианства было на самом деле много больше. Между учениками Оригена, готовившимися принять христианство или только что принявшими его и потерпевшими за это смерть, Евсевий указывает на Плутарха, двух лиц, носивших одно и то же имя Серена, Ириклида, Ирона; между такими лицами были и женщины, например, некто Гераиса, которая хотя научена была истинам христианской веры, но не успела креститься и крещена была, по выражению Оригена, в мученическом огне. Все эти лица пострадали, весьма вероятно, потому, что их обращение к христианству противоречило появившемуся указу Септимия. Такое же внимание правительства на новообращенных христиан обращено было, по-видимому, и в столице Африки, Карфагене. На это довольно ясно указывают мученические акты Перпетуи и Фелицитаты, пострадавших вместе с несколькими другими лицами во времена Септимия. В актах прямо указывается, что Перпетуя, Фелицитата и их сподвижники взяты были под арест потому, что они были катехуменами, лишь несколько дней тому назад принявшими крещение. Очевидно, указ не остался без действия той его стороной, которая заключала в себе репрессивный характер. Катехумены и новокрещенные сделались жертвой усердия языческого правительства, по крайней мере в некоторых странах. Но можно утверждать, что и другая сторона указа, которая заключала в себе известную долю толерантности, которая обеспечивала права на существование для наличных христиан, которая уравнивала политические права христианской религии с иудейской, тоже не осталась без влияния на положение христиан, и, конечно, благодетельного влияния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

439 Ср. замечание о Лионе (Лугдуне): «Город был по преимуществу римский, а христианская община по преимуществу состояла из греков. Был в употреблении еще и третий язык, именно язык туземных кельтов. Епископ, который хотел склонить к вере Христовой и полудикий народ окрестностей, конечно, должен был изучить его язык» ( Павловт А. Взаимообщение в христианском мире в первые три века//Христианское чтение. 1897. 8–10. С. 462–463). 440 Ср. на сей счет замечание: «Для св. Иринея, по-видимому, было ясно, что блестящее время расцвета гностицизма уже миновало: корифеи его уступили место эпигонам. Но с другой стороны, это отнюдь не означало, чтобы гностицизм сделался уже мало опасным для Церкви, Нет, опасность от него по-прежнему была очень велика – Ириней это ясно видел по своей Галльской церкви» ( Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917. С. 668). 442 Помимо личного авторитета св. Иринея, здесь сыграло определенную роль, вероятно, и независимое положение Галльской церкви. Как констатирует один наш исследователь, «несомненно, что Галлия, населенная многими христианскими колонистами – выходцами из Малой Азии, сравнительно рано почувствовала свою независимость от Рима и свою церковно-административную самостоятельность. 445 Сагарда Н. И. , Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., 2004. С. 481. См. также: Quasten J. Patrology. Vol. 1. Utrecht Antwerp., 1975. P. 288. Тем более что гонения Септимия Севера касались только новообращенных. Ибо этот один из лучших императоров на римском престоле, путешествуя по Востоку, «ранее не имевший ясного представления о степени распространенности христианства, знакомясь с делами Востока, был поражен успехами этой религии среди языческого населения и решился задержать их запрещением перехода в христианство. Мера Септимия Севера действительно не затрагивала христианства самого по себе; христиан и христианское общество она оставляла на прежнем положении и даже до некоторой степени признавала его законность». Кроме того, «и гонение на новообращенных христиан не продолжалось до конца царствования Севера. Оно было кратковременно, так что последние годы правления этого государя отмечены таким же мирным положением христианства в империи, как и его начало» (Спасский A. А. Лекции по церковной истории. Литография. Сергиев Посад, 1908. С. 240–241).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАКАЛЛА [лат. Caracalla] (Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август) (4.04.188, Лугдун, ныне Лион, Франция - 8.04.217, близ Карр, ныне Харран, Юго-Вост. Турция), рим. имп. (с февр. 211). Старший сын имп. Септимия Севера (193-211) и Юлии Домны; при рождении получил имя Бассиан, в быту пользовался именем Антонин и под ним был известен современникам. К. первоначально было его прозвищем, т. к. в военных походах он носил длинный плащ герм. образца (caracalla) и призывал своих воинов носить такие же плащи ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXIX 3; Herodian. Hist. IV 7; Scr. hist. Aug. Septimius Severus. 21; Caracalla. 9; Diadumen. 2). Ок. 196 г. К. принял имя Марк Аврелий Септимий Бассиан Антонин; в 198 г. провозглашен цезарем и соправителем отца. В апр. 202 г. по настоянию отца К. женился на Фульвии Плавтилле, дочери префекта претория Плавциана. В 204 г. у супругов родилась дочь (имя неизв.), но брак был несчастливым. В 205 г., после казни Плавциана, К. развелся, его жена и дочь были отправлены в ссылку на Сицилию, а позднее - на Липарские о-ва. Имп. Каракалла. Бюст. III в. (Национальный археологический музей Неаполя) Имп. Каракалла. Бюст. III в. (Национальный археологический музей Неаполя) По смерти своего отца в Эбораке (ныне Йорк, Великобритания) К. принял власть совместно со своим братом Публием Септимием Гетой. Они были признаны соправителями армией и сенатом в Риме. Военная кампания против кельтов в Сев. Британии, организованная Септимием Севером, была К. и Гетой прекращена, и войска отведены за Адрианов вал; с кельтами заключен мир. С первых дней правления К. преследовал фаворитов Севера, вероятно т. о. стремясь избавиться от опеки более опытных, чем он сам, сановников и обрести самостоятельность. 1-й год правления К. проходил в обстановке обострившегося противостояния с Гетой за единоличную власть. Братья открыто не доверяли друг другу и стремились избавиться от конкуренции различными способами. Первоначально при дворе обсуждался проект раздела империи между ними по континентам (К. правил Европой, а Гета - Азией и Африкой), однако против этого выступила Юлия Домна. 26 февр. 212 г. (или 25/26 дек. 211) Гета был приглашен якобы на встречу с Юлией Домной в Палатинский дворец в Риме и там убит преторианцами по приказу К. (и в присутствии Юлии Домны). Убийцы были награждены, а статуи и надписи Геты по всей империи уничтожались. Последовали широкомасштабные репрессии против сторонников Геты в армии и правительственном аппарате, а также против ряда представителей династии Антонинов, к-рые, по мнению К., могли бы оспорить его власть в будущем. Среди казненных была бывш. жена К. Фульвия Плавтилла.

http://pravenc.ru/text/1680977.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТЕРТУЛЛИАН В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (Tertullianus), знаменитый христианский богослов ( III в.). Родился в Карфагене ок. 160 года, в семье центуриона; получил юридическое образование и считался отличным юристом. Неизвестно, когда Тертуллиан обратился в Христианство , однако ок. 195 , уже после обращения, он возвратился в Карфаген, где ок. 200 был рукоположен в пресвитеры и где, по выражению св. Иеронима , дожил " до преклонных лет " . В полном расцвете сил уклонился в монтанизм (ок. 202 г.), которому оставался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя лучше соответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей. Умер в глубокой старости. Год смерти неизвестен. Деятельность его совпала с правлением Септимия Севера и Каракаллы . Скудные биографические сведения о нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия . Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории Церкви и интересны в философском отношении. Некоторые ученые объясняют страстность африканских писателей свойствами жителей (берберов), воспринявших чуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую и отчасти греческую. Тертуллиан - типичный христианский писатель начала III века на африканской почве. Он представляет характерный пример латинского, западного католического писателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие от умозрительного направления восточных христианских писателей. Любопытен контраст между Тертуллианом и его современником Оригеном . Последний воплотил в себе христианский идеализм, первый старается последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит за мистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Священного Писания , а Тертуллиан старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют вопросы по преимуществу умозрительные, Тертуллиана - вопросы дисциплины, христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма , Тертуллиан увлекся монтанизмом ,- прямой противоположностью гностицизма.

http://drevo-info.ru/articles/1548.html

Ни факт убийства Геты по воле его брата, ни репрессии про­тив его сторонников, ни казнь великого юриста Папиниана, ни посмертная неприязнь Каракаллы к устраненному им незадачли­вому соправителю не вызывают сомнений. В преследовании па­мяти брата император пошел даже на такой мелочный шаг, как изглаживание ее в буквальном смысле слова. По словам знатока латинской эпиграфики Е. В. Федоровой, Каракалла приказал ис­править посвятительную надпись на триумфальной арке на рим­ском форуме, воздвигнутой в 203 г. Ее сохранившаяся редакция гласит в переводе на русский язык: «Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу Августу, отцу отечества, Парфянскому, Арабскому и Адиабенскому, великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 11-й раз, императору в 11-й раз, консулу в 3-й раз, проконсулу и императо­ру Цезарю Марку Аврелию Антонину Августу, сыну Луция, Пию Счастливому, наделенному властью народного трибуна в 6-й раз, консулу, проконсулу, отцу отечества, наилучшим и храбрейшим принцепсам, за восстановление государства и за расширение вла­сти римского народа благодаря их выдающейся доблести в Ри­ме и вне его пределов сенат и народ римский». Но такой вид, по заключению Е. В. Федоровой, надпись на арке приобрела после того, как в 212 г., по указанию Каракаллы, в ней «соскоблили конец третьей и всю четвертую строку, где было, вероятно, на­писано: P(ublio) Septimio, L(ucii) fil(io), Getae nobiliss(imo) Caesari (Публию Септимию Гете, сыну Луция, знатнейшему Цезарю. На этом месте написали новые слова: P(atri) P(atriae), optimis fortissimisque principibus (Отцу отечества, наилучшим и храбрейшим принцепсам)» (Федорова Е. В. Введение в латинскую эпиграфи­ку. М., 1982, с. 130). В расхожей исторической памяти имя Каракаллы сохрани­лось как название самых знаменитых римских терм, колоссаль­ные руины которых до сих пор изумляют посетителей «вечного города» грандиозными размерами и продуманностью своей лишь на первый взгляд хаотичной планировки. Строительство этих терм началось еще при Севере, но завершено было действитель­но в правление Каракаллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Испании джихад распространился на север за Пиренеи. Мы уже упоминали о проникновении захватчиков в район Нарбонны, в уголок Франции, именуемый тогда Септиманией, потому что он когда-то был плацдармом седьмого римского легиона 69 . Как и Испания, она входила в Вестготское королевства, и как только начались арабские вторжения, естественно, попала под их господство. Говорят, что Муса, которого сегодня назвали бы империалистом, пересек Пиренеи, чтобы взглянуть на это северное и самое далёкое приобретение ислама, и рассмотрел в нем не только ворота в землю франков, но и первый шаг в пределы Италии, Греции, вплоть до Константинополя и Дамаска, где правил халиф, и далее в восточную часть мусульманской империи. Это означало бы окончательный триумф джихада и исламизацию Европы. К счастью или к несчастью, в зависимости от вашей точки зрения, этому не суждено было случиться. Но завоевание земель, которые ныне зовутся Францией, планировалось испанскими мусульманами, и казалось очень близким к успеху. Аль-Семах возглавил это первое вторжение через Пиренеи. Этот джентльмен, о котором мало что известно, кроме того, что он отличился как солдат и администратор в Испании и являл собой ревностного мусульманина, несшего джихад в страну неверных. В 721 году он пересек границу с Септиманией, с большой армией, которая взяла Нарбонну, перебила всех мужчин в городе и обратила в рабство оставшихся женщин и детей. Из-за удобного положения у моря аль-Семах сделал Нарбонну своей столицей и плацдармом для военной кампании во Франции. Затем он двинулся на запад, в Тулузу, где и погиб, в битве против Эда герцога Аквитанского 70 , прибывшего из Бордо на защиту Тулузы. Абдераман, следующий по старшинству, принял командование на себя и отвел уцелевших обратно в Испанию. Испанцы звали его Абдераман, и, хотя, его арабское имя Абд аль-Рахман, но поскольку в их истории есть еще несколько Абд аль-Рахманов, то мы будем использовать привычное Абдераман, чтобы отличать его от прочих. Оно означает «Слуга Милосердного» и до сих пор является популярным именем в исламе.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Септимий Хардинг Смотритель Барчестерской богадельни и Соборный регент Затем он написал следующее личное послание: Мой дорогой епископ! Я не могу отправить прилагаемое официальное письмо без более тёплых выражений признательности, неуместных в документе до определённой степени публичном. Вы, я знаю, поймёте мои чувства и, возможно, посочувствуете слабости, вынудившей меня просить об отставке. Я не наделён силой выдерживать публичные нападки. Будь я совершенно убеждён в прочности моей позиции, в моём праве получать восемьсот фунтов годовых по завещанию Джона Хайрема, я почитал бы своей обязанность оставаться в должности, сколь бы мучительными ни были нападки, но я такого убеждения не чувствую и верю, что вы меня не осудите. Одно время я думал оставить себе лишь скромную часть дохода, например, триста фунтов в год, а остальное передать попечителям, но мне пришло в голову и, я полагаю, небезосновательно, что таким образом я поставлю преемников в незавидное положение и нанесу значительный урон вашему патронату. Мой дорогой друг, прошу вас, напишите мне несколько строк и скажите, что вы на меня не сердитесь, и что настоятель церкви в Крэбтри будет вам так же любезен, как смотритель богадельни. Я очень тревожусь из-за места регента; архидьякон думает, что оно прилагается к смотрительскому, я полагаю, что нет, и что я могу его сохранить. Впрочем, в этом вопросе я буду всецело полагаться на вас и настоятеля. Место это, как никакое, отвечает моим желаниям, как равно и способностям. От всего сердца благодарю вас за привилегию, от которой сейчас отказываюсь, и за всю вашу доброту, дорогой епископ, и остаюсь Искренне ваш Септимий Хардинг Лондон, Август 18. Закончив оба письма и сделав копию первого для архидьякона, мистер Хардинг, которого мы больше не должны именовать смотрителем, последний раз подписался этим званием и увидел, что уже два часа и пора собираться. Да, с тех пор он никогда не позволял называть себя званием, которое носил так долго, и которым, надо признать, гордился. Любовь к титулам в человеческой натуре; священник хочет стать архидьяконом, а преподаватель — ректором колледжа, как лейтенант мечтает стать капитаном, а свечной торговец — получить к своему имени приставку «сэр» по случаю посещения королевой нового моста Однако смотрителем он больше не был, а звание регента, столь ему дорогое, звучит не столь значительно, так что наш друг вновь стал просто мистером Хардингом.

http://predanie.ru/book/220111-smotritel...

Последующие столетия были чрезвычайно стабильными в истории П. Расправившись и с иудейским сепаратизмом, римляне начали воспринимать П. как одну из рядовых провинций империи; внимание к ней резко снизилось. Вместе с тем для развития П. принимались почти те же меры, к-рые касались всех др. территорий империи. Во II-III вв. строились дороги, к-рые охватили регион густой сетью. В большинстве городов реализовывались программы возведения храмов и общественных зданий. До наст. времени сохранились обширные и дорогостоящие комплексы городских центров рим. эпохи в Скифополе, Кесарии, Диокесарии, Иппосе, Гадаре, Герасе, Филадельфии и др. Они исследованы археологами и искусствоведами. Мн. здания в них (портики улиц и площадей, храмы, булевтерии, театры, одеоны, торговые лавки, триумфальные арки и др.) были возведены во II-III вв. Большое внимание римская власть уделила П. в период правления имп. Септимия Севера, на рубеже II и III вв. Ок. 194 г. пров. Сирия-Палестина была разделена на 3 части: Келесирию, Финикию и П. В состав П. вошла большая часть исторической области П. между Ливанскими горами на севере и пустыней Негев на юге. В это же время в бывшей Иудее были основаны новые полисы Элевтерополь (древний Бет-Гурвин), Диосполь (древняя Лидда ) и Никополь (древний Эммаус ). В кон. III в., при проведении военной реформы имп. Диоклетианом, из колонии Легио были выведены войска, но колония была преобразована в полис Максимианополь. В 259-272 гг., в период временного распада Римской империи, П. находилась под властью пальмирского царя Луция Септимия Одената. Византийская эпоха (IV - нач. VII в.) Период рим. принципата II-III вв. заложил основы для сохранения стабильного положения П. в последующие века. П. почти не была затронута гражданскими войнами и политическим кризисом в сер. III в. Эпоха IV-VI вв. считается в истории П. временем наибольшего социально-экономического процветания, уровень которого был превзойден только в XX в. Население П. в это время скорее всего превысило 1 млн чел.; площадь сельскохозяйственных земель расширилась, захватив нек-рые районы прежних степных и полупустынных кочевий в Заиорданье и Негеве (и заметно превышала размеры совр. сельскохозяйственных угодий). Рим. историк Аммиан Марцеллин в сер. IV в. назвал крупнейшими городами П. Кесарию, Элевтерополь, Неаполь, Аскалон и Газу ( Amm. Marc. Res. gest. XIV 8).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Учение И. де Г. о гармонии содержит 3 категории, описывающие этос («качество») интервалов: совершенные, несовершенные и средние (mediae). Впервые такие оценочные категории употребляются по отношению ко всем без исключения диатоническим интервалам в пределах октавы. К совершенным консонансам относятся унисон и октава, к средним - квинта и кварта (ранее считались совершенными), к несовершенным - обе терции. К совершенным, т. е. самым резким, диссонансам И. де Г. относит большую септиму, малый полутон (лимму) и тритон, к средним - целый тон и малую сексту, к несовершенным, т. е. мягким,- большую сексту и малую септиму. Причиной того или иного качества интервала И. де Г. считает число, а именно степень удаленности числового отношения данного классифицируемого интервала от равенства (эта установка идет от древних греков, И. де Г. она известна по Боэцию ). Притом что числа обеих терций по традиции даны пифагорейские (дитон 64:81 и полудитон 27:32), тем не менее в иерархии качеств обе терции располагаются сразу после квинты и кварты (2:3 и 3:4) и перед целым тоном (8:9), что, с одной стороны, нарушает собственную теоретико-математическую модель автора, с другой - имплицирует «натуральные» эквиваленты терций (4:5 и 5:6). Консонантная трактовка обеих терций, как и употребление самого термина «concordantia» (здесь синоним консонанса) по отношению к ним обеим,- важнейшее достижение муз. науки, косвенное свидетельство нового статуса терций в муз. практике позднего средневековья. В трактате подробно обсуждается применение этих и др. интервалов в контрапункте. В конце трактата дана классификация многоголосных жанров и техник письма: дискант , копула, органум. Критериями выступают степень и способы мензурирования (наделение звуков точными временными значениями, графически отображенными в нотации) голосов. Полностью мензурированным через модусы является дискант (т. н. дискантовые разделы в органумах). Копула понимается как нечто среднее между дискантом и органумом, она соответствует технике, к-рая в совр. музыковедческой лит-ре получила название Halteton (нем.- выдержанный тон), т. е. модально организованный верхний голос на фоне выдержанного тона тенора (бурдона). Органум вбирает в себя все виды многоголосия, т. к. содержит дискантовые разделы и разделы с теноровыми бурдонами. Органум интерпретируется в общем (многоголосие как таковое) и специальном смысле (многоголосие, организованное лишь частично в модальном ритме, т. е. в свободном или импровизируемом, как это было преимущественно до школы Леонина - Перотина).

http://pravenc.ru/text/471136.html

К берегам Галисии, принадлежавшей свевам, Гунтрамн направил морскую экспедицию, но она была перехвачена и разгромлена вестготами. После этого столкновения война стала неизбежной. Началась она с вторжения франков в Септиманию. Хотя со стороны Гунтрамна боевые действия велись под религиозным знаменем защиты православия от еретиков-ариан, среди его франков было еще много язычников, да и нравы крещеных франков нередко далеко отстояли от христианской этики, в то время как местное население Септимании, как и соседней Аквитании, было православным и уже давно укорененным в христианстве. Франки подвергали жителей захваченных городов, особенно Каркасона, грабежам и убийствам, их жертвами оказались и многие из священников. Все это делалось против воли благочестивого короля Гунтрамна, но его не было в войсках, да и укротить своевольных воинов с их воинственными нравами было нелегко. Местное население не увидело в них единоверных защитников от господствовавших над ними ариан и стало оказывать энергичное сопротивление вторгшимся варварам. Король вестготов Леовигильд направил в Септиманию войско под командованием своего сына Реккареда. В 586 г. войска вестготов, развивая успех, овладели Нарбоном и, заставив франков уйти из Септимании, победителями вернулись домой в Испанию. Переговоры о мире завершились уже после смерти Леовигильда, когда королем вестготов стал его сын Реккаред. Септимания по заключенному мирному договору осталась под его властью. В 589 г. Гунтрамн вновь воевал с вестготами. Незадолго до этой войны на Толедском Соборе вестготы во главе со своим королем Реккаредом отвергли арианскую ересь и присоединились к Православной Церкви; таким образом между ними и франками исчезла религиозная рознь. Реккаред через послов предложил королям Гунтрамну и Хильдеберту II союз и в знак его прочности просил выдать за него замуж сестру Хильдеберта Хлодосвинту. Хильдеберт и Брунгильда готовы были принять это предложение, но Гунтрамн отверг его, сославшись на то, что он считает своим долгом месть за племянницу Ингунду и ее мужа Герменегильда, старшего брата Реккареда, в крови которого повинен не только его отец Леовигильд, но и действовавший тогда заодно с ним Реккаред.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010