В основном это были философы и ораторы, принявшие христианство в зрелом возрасте после тщательного изучения и нашедшие в нем мир для ума и сердца. Их произведения проникнуты тем же героизмом, тем же энтузиазмом в отношении к вере, которые вдохновляли мучеников на страдания и смерть. Древнейшие из этих апологетов – Квадрат и Аристид, выступавшие против язычников, и Аристон из Пеллы, выступавший против иудеев. Все они жили в правление Адриана (117 – 137). Квадрат (Κοδρτης) был учеником апостолов, епископом (пресвитером) Афинским. Его «Апология» утрачена. Все, что мы знаем о нем, – это цитата из Евсевия, который пишет: «Квадрат обратился с речью к Элию Адриану с апологией религии, которую мы исповедуем, так как некие коварные лица старались смутить наших братьев. Этот труд еще есть у некоторых братьев, как и у нас; в нем мы находим несомненные доказательства как понимания этого человека, так и его апостольской веры. О древности века, в который жил этот автор, свидетельствуют такие фразы: «Деяния нашего Спасителя, – говорит он, – всегда были перед тобой, ибо это были истинные чудеса; исцелившихся, воскресших из мертвых можно было видеть не только в момент исцеления и воскрешения, они присутствовали все время. Они жили еще в течение долгого времени, не только пока Господь наш был на земле, но и когда Он покинул землю. Некоторые из них дожили до наших времен». Таким был Квадрат». Аристид (Αριστεδης) был красноречивым философом из Афин. Евсевий упоминает о нем как о современнике Квадрата 1372 . Его «Апология» также была давно утрачена, но фрагмент ее недавно был обнаружен в армянском переводе и опубликован мехитаристами 1373 в 1878 г. 1374 Она была адресована Адриану и показывает, что проповеди Павла в Афинах оказались не напрасными. В ней утверждается христианская мысль о том, что Бог – это безграничный и неизреченный Сущий, Который сотворил и сохраняет все, Которому мы должны служить и Которого должны прославлять как единственного Бога; а также прославляется Христос как «Сын всевышнего Бога, явленный Святым Духом, сошедший с небес, рожденный от еврейской девы. Свою плоть Он получил от девы и явил Себя в человеческой природе как Сын Божий. В Своей благости, по которой Он принес благую весть, Он приобрел весь мир Своей животворящей проповедью. [Это был Тот, Кто по плоти родился от еврейского народа, от матери Божьей, девы Марии 1375 ]. Он избрал двенадцать апостолов и учил весь мир Своей светоносной истине заступничества. Он был распят, пригвожден к кресту иудеями; воскрес из мертвых и взошел на небеса. Он послал апостолов по всему миру и наставлял всех с помощью божественных чудес, полных мудрости. Их проповеди цветут и приносят плоды по сей день, они просвещают весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) архимандрит Лазарь (Абашидзе) Архимандрит Лазарь (25 августа 1939, Тбилиси, Грузия) — священнослужитель Грузинской православной церкви, архимандрит, миссионер, духовный писатель, публицист, антимодернист, антиэкуменист. Отец Лазарь получил светское образование, но ещё… далее» Аристид Философ, святой (2 в.) – Афинский философ, обратившийся в христианство. Аристид — апологет, чьи творения — самые ранние, из дошедших до нас образцов христианской апологетики. Христианская историософия, выражающаяся… далее» протоиерей Валентин Асмус (род. 1950 г.) — богослов, историк, филолог. Сын известного философа В. Ф. Асмуса. Доцент Московской Духовной Академии, преподаватель, зав. кафедрой патрологии, член Ученого совета Православного Свято-Тихоновского… далее» Аверкий Иерапольский, равноапостольный (ум. ок. 167) — епископ Иерапольский (во Фригии), равноапостольный, чудотворец. Проповедовал в Сирии, Месопотамии и М. Азии. Существует множество преданий о чудесах, совершенных Аверкием Иерапольским: исцелениях,… далее» Амфилохий Иконийский, святитель (ок. 339 – 345 гг.) близок к Великим Каппадокийцам, соратник Василия Великого. Участник Первого Вселенского Собора. Богословие Амфилохия Иконийского зиждется на библейской основе, отличается ярким выразительным… далее» Андрей Кесарийский, святитель (5-6 вв.) – архиепископ Кесарии Каппадокийской, автор одного из первых и самого авторитетного толкования Откровения Иоанна Богослова. О жизни Андрея Кесарийского более ничего неизвестно. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author_cat...

Иероним вопрошает: „Кодрат, ученик апостолов и епископ Афинской церкви, разве не подал императору Адриану, посвященному в Елевзинские таинства, книгу в защиту нашей религии? И он был в таком почете у всех, что его превосходный ум остановил жесточайшее преследование» 34 . Главная ошибка этого известия заключается в том, что бл. Иероним отожествляет Кодрата-апологета с Кодратом, Афинским епископом, о котором упоминает Дионисий Коринфский в книге „Церковной Истории» Евсевия (гл. 23). Отожествлять этих лиц трудно, потому что Кодрат, епископ Афинский, жил во второй половине II в. († 170 г.). А Кодрат-апологет во время подачи апологии (около 126 г.) был уже в преклонных летах. Иначе, как он мог видеть исцеленных Господом? Одна ошибка повлекла за собою другую: бл. Иероним совершенно произвольно связывает факт посвящения Адриана в Елевзинские таинства с фактом гонения, жертвой которого, по Евсевию, был епископ Афинский Публий. Это гонение (бывшее не при Адриане, а при Марке Аврелии) подало, по мнению бл. Иеронима, Кодрату повод составить в защиту христианства книгу „весьма полезную» и подать ее Адриану! Чтобы быть последовательным, бл. Иероним присоединяет к указанным ошибкам еще новое ложное известие будто Публий, епископ Афинский, был непосредственный преемник Дионисия Ареопагита , первого Афинского епископа. Одно сравнение сведений Евсевия и бл. Иеронима о Кодрате убеждает нас, что единственным источником сведений бл. Иеронима о св. Кодрате и указанных ошибок были „Хроника» и „Церковная История» Евсевия. Сущность ошибок бл. Иеронима в известиях о св. Кодрате заключается в том, что автор „Каталога» 35 перепутал хронологию, связал причинной связью факты несовременные и отожествил двух лиц, живших в разное время. Апологии св. Кодрата бл. Иероним, вероятно, не читал; характеризует он ее словами Евсевия, прилагая от себя к ней только название „очень полезной»; кроме цитата Евсевия, бл. Иероним ничего не знает из апологии Кодрата, да и цитат Евсевия он немного переиначивает: по Евсевию, – Кодрат видел „некоторых” (τνες) исцеленных и воскрешенных Господом, а по Иерониму, – „очень многих” (plurimos). Трудно сказать, отожествлял ли бл. Иероним Кодрата-апологета с Кодратом-пророком или нет. Мнения ученых на этот счет расходятся: Отто говорит, что отожествлял, Гарнак отвергает это 36 . Нам кажется, что скорее можно согласиться с мнением Гарнака, ибо, если бл. Иероним отожествлял Кодрата пророка с апологетом, то почему он не сказал ни слова о сношениях последнего с дочерьми Филиппа и Аммонией и о его пророческом даре?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Александр Македонский (356–323 до Р.Х.) – царь Македонии, победитель Персидского царства, основатель Македонской державы. Анакреонт (род. 470 до Р.Х.) – древнегреческий лирический поэт. Анаксимен (Милетский) (VI в. до Р.Х.) – ионийский философ. Анахарсис (Скифский) (VI в. до Р.Х.) – один из знаменитых «семи мудрецов». Получил образование в Греции, после своего возвращения в Скифию был убит. О нем сохранилось множество рассказов и апофтегм. Антаген, возможно, Антигон (384–301) – сподвижник Александра Македонского, один из его диадохов (преемников); пал в битве при Ипсе. Антигон-царь (384–301) – сподвижник Александра Македонского, один из его диадохов; пал в битве при Ипсе. Антисфен (444–370 до Р.Х.) – древнегреческий философ-киник. Антифан (408–344 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-комедиограф. Антифон (480–411 до Р.Х.) – древнегреческий оратор-софист. Апеллес (370–306 до Р.Х.) – известный древнегреческий живописец, придворный художник Александра Македонского. Аполлоний (Тианский) (1–98) – пифагорейский философ, мистик, чудотворец. Аристид (ум. ок. 468 до Р.Х.) – афинский государственный деятель и полководец; участвовал в победах над персами при Марафоне и Платеях, а также в морских сражениях с последними; был изгнан из Афин Фемистоклом. Аристипп (Киренский) (435–366 до Р.Х.) – древнегреческий философ, основатель киренской школы и философского направления гедонизма. Аристоним – древнегреческий поэт, современник Аристофана. Аристофан (445–385 до Р.Х.) – древнегреческий поэт-комедиограф, автор 54 комедий; упоминается в диалогах Платона. Аристотель (384–322 до Р.Х.) – древнегреческий философ, ученик Платона; учитель Александра Македонского. Аркесилай (315–240 до Р.Х.) – афинский философ, глава так называемой Средней (или Второй) Академии. Арриан (85–175) – римский историк, географ. Биант (Приеней) (VI в. до Р.Х.) – древнегреческий философ и мудрец, один из «семи мудрецов». Бион – древнегреческий философ, живший ок. 300 г. до Р.Х. Гай – автор, цитируемый Стобеем. Гераклит физик – Гераклит Эфесский (ок. 540–480 до Р.Х.), знаменитый древнегреческий философ, стихийный материалист.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

P.281). В своем просопографическом сочинении «О знаменитых мужах» Иероним, уже говорит, что Кодрат подал свою Апологию Адриану в Афинах, когда тот проводил там зиму, а Аристид в то же время преподнес и свою (О знам. муж. 19, 20). Имел ли Иероним какие-либо другие источники помимо Евсевия, подтверждающие его слова – неизвестно. Остается только верить сказанному Иеронимом, хотя Евсевий ничего подобного нам не сообщает. Но если мы принимаем точку зрения Иеронима, и будем танцевать, так сказать, от его печки, то приходим к анахронизму. Так, если Кодрат был приемником Публия, а это должно было произойти, по некоторым данным, ок. 170 года, то он уже не может отождествляться к Кодратом пророком из Малой Азии, который, согласно сообщению анонимного автора, писавшего против монтанистов, умер незадолго до выступления Монтана и его пророчиц, т.е. до 157 г. Остаются Кодрат Афинский и Кодрат, автор Апологии, но и они не могут отождествляться, по тем же хронологическим соображениям, т.к. во фрагменте из Апологии, приводимом у Евсевия есть указания о воскрешенных Господом людей в иудее и исцеленных им, которых Кодрат видел лично. Если, Кодрат в момент подачи Апологии, т.е. на 126 г. Был уже не молод, то он действительно мог видеть воскрешенных Господом людей в годах так 90-х, или 120-х, как сам он говорит, что некоторые дожили до времен Адриана (117 – 138 гг.). Опираясь на эти предположения, большинство ученых признает, что автором Апологии был пророк и миссионер-проповедник Кодрат, действующий в Малой Азии, который вообще не был ни епископом, ни пастырем. Кодрат же, который был епископом Афин, а затем и Магнезии – другое, отличное от Кодрата пророка и автора Апологии, лицо. Так поступает и А. Сидоров , который вопреки Филарету (Черниговскому) считавшему всех Кодратов за одно лицо, опираясь на выводы Сергия (Спасского) 106 и вопреки Киприану (Керну) , допускавшему, что Кодрат Афинский и Кодрат Апологет мог быть одним лицом 107 , и вопреки К. Скурату , но, следуя за Н. Сагардой , говорит, что Кодрат подал свою Апологию Адриану в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сегодняшнее всенародное церковное почитание святого царя-мученика Николая II свидетельствует, что как и прежде настоящий православный не может не быть монархистом. Но наша вера в восстановление Самодержавия в России может основываться только на вере в непреходящее от Кесаря Августа и до скончания века Римское царство. Примечания 1. Тертуллиан. Против Маркиона. Кн.3// 2. Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский. Пир десяти дев или о девстве. Речь X. Глава I// 3. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 110// 4. Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.1905. С. 41 5. 6. 7. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исайю. Гл.2// 8. Святитель Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог// 9. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). 10. Киприан Карфагенский, свщмч. Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству/Творение св. Священномученика Киприана епископа Карфагенского. Кн. 2 Киев 1879. С. 318-319 11. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 2// 12. Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Кн.5. Гл.XXIV.// 13. Иустин Филисоф. Апология первая// 14. Афинагор Афинский. Прошение о христианах// 15. Тертуллиан в «Апологии» (гл. XLII), обращаясь от лица христиан, говорит: «Мы вместе с вами плаваем по морям и сражаемся " . А немного выше (гл. XXXVII) у него сказано: «Мы чужды вам и тем не менее мы наполняем все ваше государство, ваши города, острова, укрепления, городские советы, селения, даже самые военные лагери» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/apologetik/ 16. Климент Александрийский. Строматы. XXIV. Моисей в роли полководца// 17. «Пчел господь поставил в пример, чтобы люди вели войны справедливые, соблюдая известный порядок и лишь когда к этому вынуждает необходимость» (Гуго Гроций «О праве войны и мира»). Сам источник в другом переводе см.: http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/4 18. Лебедев Н. Сочинение Оригена «Против Цельса»// 19. Мученик Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Глава 16// 20. Мученик Аристид, философ Афинский. Апология. О почитании Бога Всемогущего. Гл. XIII// Гл. XVII// 21. Мученик Иустин Философ. Апология первая//

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

164 Мантия патриаршая – шёлковая, фиолетового цвета, с источниками из золотого позумента. Сзади её пришита откидка с золотою бахромою – по древнему обычаю. Скрижали – парчовые, без всякого украшения. 167 Всех дипломов с основания училища выдано уже 89. Первый номер принадлежит нынешнему Преславскому митрополиту. (Прим. автора.) 168 Аристид (ок. 530–467 до Р. Х.) – афинский государственный деятель, полководец; прославился справедливостью своих решений, которые принимал, исходя из общегосударственных интересов, нередко пренебрегая личными и групповыми. 169 Алкивиад (450–404 до Р. Х.) – афинский государственный деятель, оратор и полководец; вместе с благородными чертами характера проявлял легкомыслие, дерзость, стремление быть повсюду первым. 171 Не могу опять умолчать, как обрадовался появлению это книги А. С. Стурдза. Вручая мне полученный им экземпляр, он сказал: «Рассмотрите, отец, и дайте мне Ваше мнение. Не правда ли, как отрадно видеть такой опыт в юном училище злополучной Церкви? Вскоре потом благочестивый муж сообщил «Москвитянину» следующее: «Отныне желающие изучать язык огромного большинства православных, все те, кому выйдет жребий священнослужения в Болгарии, Боснии и части Македонии, могут готовить себя к будущим трудам. По мере того как Халкийский духовный рассадник будет изводить на дело проповеди возрастающее с каждым годом число питомцев своих, сношения пастырей с пасомыми в славянских областях Турецкой империи станут улучшаться; нарекания и жалобы, часто справедливые, умолкнут к досаде и стыду западных иноверцев, занимающихся прилежно и в Турции и в Греции систематическим совращением православных христиан» (Москвитянин. 1853. 12 марта). 172 В подведомственных патриарху Константинопольскому славянских епархиях, по словам о. Неофита, священное богослужение, или все, или с Эллинским смешано; славянски и поют и читают. См. предисловие к «Хрестоматии». 173 Недавно о. Неофит составил и болгарский (первый у этого народа) «Словарь», в котором болгарские речения истолкованы греческими. Высоко ценя бескорыстное усердие о. Неофита к успехам его родной словесности и славянской науки вообще, Всероссийский Св. Синод принял издание «Словаря» на своё попечение (отчёт прокурора Св. Синода за 1861 г. С. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

3.2.3. Нравственный идеал христианского монашества в сравнении с аскетическим идеалом античной философии и иудейским аскетизмом: К вопросу о культурном преемстве. В Античной Греции φιλο’σοφος (в широком смысле этого слова) – не только читающий и/или пишущий книги философского содержания, но некто больший. Он искатель мудрости, мудрец – любомудр. Проповедник возвышенных, или же нравственных идеалов. Глашатай истины, или же божественной истины, прорицатель, иерофант, даже оракул. 331 Он также и богослов, человек, имеющий Божественный дар. 332 В этом смысле, можно сказать, что для античной Греции философ подобен иудейскому пророку, т.к. их служения в чем-то сходны. 333 В христианстве понятие философ, или философия/философствовать было усвоено и преобразовано с самого начала. Нередко в древних текстах, будь то апологеты, или ранние богословы, можно встретить «наша философия», или «христианская филосо фия», 334 известно так же, что некоторые древние христианские мыслители, такие как: Иустин Философ , Афинагор Афинский , Аристид, Иеракс, ученик Оригена , епископ Александрийский, по своему внешнему облику подражали философам, носили философскую одежду. Такие крупные мыслители первых веков христианства, как те же Иустин, Афинагор, Пантен, Климент и Ориген прошли профессиональное философское обучение, и их мысль носит на себе следы их философского образования (у последних двух, даже чересчур). 335 И даже пытались найти пути к примирению христианства и философии. 336 Но и те из противников философии, считающих ее совершенно бесполезной, ложной наукой, слугой дьявола ( Татиан , Емрий, Тертуллиан , Ипполит, Арнобий и Лактанций ), подвергая ее резкой и во многом справедливой критике, все-таки сами несут на себе печать греколатинской культуры, например «стоицизм» Тертуллиана . И если мысль первых обнаруживает тенденцию к синкретизму, то позиция вторых отмечена полным презрением и отрицанием языческой философии (­ светской учености). Обе позиции – без их крайностей – нашли примирение в патристике. Такие выдающиеся богословы как Евсевий Кесарийский , Немесий, Августин, автор корпуса «Ареопагитик» 337 , Максим Исповедник , и прп. Иоанн Дамаскин, и «вселенские учителя», 338 отцы-каппадокийцы Григорий Нисский , Амфилохий Иконийский , были высокообразованными, и, не побоюсь этого слова, лучшими умами своего века. При этом философия четко разделялась на языческую, не совсем ложную, но блуждающую в потемках и христианскую – истинную философию. 339 3.2.4. Монашество, как философия и философия монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Гонения держали верующих на страже веры и Церкви в непрестанной бодрости, способствовали к возбуждению духа веры и взаимной любви и к очищению Церкви от людей слабых и недостойных быть ее членами (очищали золото от примесей).    – Мощи святой великомученицы Варвары почивают в г.Киеве. 22. Апологеты    Со II века появляются в Церкви апологеты, или защитники христианской веры. Одни из них подавали свои апологии императорам и правителям Римской империи, желая расположить их в пользу христиан. Другие писали в защиту христианской веры против нападений на христианство со стороны языческой философии и вообще язычества. Наиболее известные из апологетов: Кодрат, епископ Афинский, философ Аристид, святой Иустин Философ, Мелитон, епископ Сардийский, Афинагор, Тертуллиан, пресвитер карфагенский, Минуций Феликс, философ Ермий и учители Александрийской школы Климент и Ориген.    Ориген в особенности прославился необыкновенными дарованиями и колоссальными трудами. Получив первоначальное образование под руководством своего отца Леонида, он в детских годах удивлял его глубокими вопросами о внутреннем смысле Священного Писания. Восемнадцати лет от роду он уже был начальником александрийского училища и руководителем великой борьбы, которую вела эта знаменитая школа с учеными представителями язычества. Как апологет, он известен замечательным трудом «Шесть книг против Цельса» – одного из самых злых врагов христианства. Обладая всестороннею ученостью, Ориген писал сочинения и по другим отраслям богословской науки. Древние приписывали ему до 6 000 сочинений и усвоили название «адамантовый», т. е. «алмазный». В особенности уважаются труды его по изъяснению Священного Писания. Впрочем, слава этого великого человека отчасти затемнена некоторыми крайностями, которые допускал он в своих взглядах (мнение о предсуществовании душ, об одновременном падении их, о прекращении вечных мук и прощении диавола). 23. Обращение Константина Великого    Император Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управляющего западною частию Римской империи (Галлией и Британией), и святой равноапостольной Елены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Таким наносным объявлялось все эллинское, все, имеющее отношение к языческой культуре. История христианства первых веков определялась сторонниками этого направления, как процесс острой эллинизации христианства. Для того, чтобы пройти путь от Нагорной Проповеди до Никейского Символа Веры нужно было совершенно эллинизироваться. На самом деле не было, конечно, эллинизации, как отступления от основ христианской веры, не было измены вере, т.е. вообще не было того, что исследователи называют эллинизацией христианства. Происходило другое, обратное – происходила христианизация эллинизма. Это действие имело место и мы не поймем истории, если будем это игнорировать. Происходило воцерковление эллинской стихии, как она была дана в ее культурных результатах. Кодрат.    Апологетов в истории осталось относительно мало. Некоторые из них известны нам, прежде всего, по именам. Самый древний из апологетов – это Кодрат. Один абзац из его сочинений нам сообщает в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский. Свою апологию он написал, скорее всего, в самом начале 20-х годов II века. Евсевий упоминает некоего пророка и ученика апостолов по имени Кодрат; но тождественен ли он с апологетом или нет установить трудно. Аристид Афинский.    Самая древняя, дошедшая до нашего времени апология принадлежит Аристиду Афинскому. История ее находки очень интересна, почти детективная история. Началось все с того, что монахи Армянского Униатского Монастыря в Венеции обнаружили армянский перевод фрагмента этой апологии. Затем, в конце XIX века в Монастыре св. Екатерины, на Синае, был обнаружен полный сирийский перевод апологии Аристида Афинского. Эти две находки позволили узнать, что до нашего времени дошел греческий текст апологии Аристида. Он сохранился в «Житии Варлаама и Иосафа».    Это житие, как более или менее всеми признано, составлено в его греческой версии преп. Иоанном Дамаскиным. В текст этого жития вставлена, по крайней мере, значительная часть апологии Аристида без всякого упоминания его имени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010