Уже доисторический мир вещает нам об этом с ужасом и болью. Вероломный Каин из зависти и ненависти убивает своего брата, благочестивого Авеля, и земля впервые открывает свой зев, чтобы принять в себя невинную кровь 12 . Одержимый черной страстью и злобным сатанинским духом Сет убивает своего божественного брата Осириса и, победив его коварным, предательским способом, разрезает его тело на 40 частей. Светлый образ Осириса почитался египтянами как бог Солнца и как символ Воскресения, а Сета они отправили во мрак преисподней 13 . Это два самых древних преданья доисторических эпох, не говоря уже о библейских пророчествах. А дальше мы имеем дело с историческими проделками завистников над светочами мира. Диоген Лаэртский сообщает нам о том, как переживал великий философ Гераклит (из Эфеса) изгнание своего друга Гермодора. «Поделом бы эфесцам, – сказал Гераклит, – чтобы взрослые у них все перемерли, а город достался бы недорослям; ведь выгнали же они Гермодора, лучшего среди них, со словами – «не быть никому лучшим меж нами, если же есть таковой – быть ему где-нибудь на чужбине и жить с чужими людьми...» 14 О желании отделаться от лучших говорит и Плугарх в «Жизнеописании Аристида»: «Когда вопрос об Аристиде 15 был голосованием решен, какой-то глуповатый крестьянин, не знающий ни единой буквы, протянул Аристиду, которого он принял за обыкновенного смертного, свой черепок и попросил его написать на нем имя – Аристид 16 . Последний, немало удивившись, спросил: «Разве тебя Аристид обидел чем-нибудь?» – «Ничуть, – ответил крестьянин, – я его никогда не встречал, но меня раздражает то, что, по слухам, его во всем почитают за праведника». Ни слова не говоря, Аристид написал на черепке свое имя и протянул его крестьянину». А поскольку таких завистников и мраколюбов в Афинах была пропасть, Аристида и изгнали: за справедливость. Подобным образом, как известно, приговорили к смерти афинские граждане и Сократа, одного из величайших мудрецов мира. При этом он знал, что с обвинителями ему не справиться, что он не первый, кому приходится испить до дна чашу судьбы. «Если и погубят меня, то не столько Мелит и Анит, сколько клевета и враждебность толпы. Они уже сгубили множество выдающихся мужей, и кажется мне, что ничто не остановит их в будущем; а потому не стоит удивляться: я – не последний...» 17 Сократ знал цену законам духовного мрака, носители его стремятся все дальше и дальше. И не успокаиваются до тех пор, пока не опрокинут все светильники. Знал он также и то, что хорошего человека, как светоча, ни при жизни, ни после смерти зло не оставит 18 , потому что светоч на земле остается светочем и после смерти и попадает в обитель света.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/vzgl...

Апология Аристида дает возможность уловить хотя некоторые черты личной жизни автора. Если в Апологии видеть свидетельство автора о том внутреннем процессе, который привел его к Христианству, то обнаружится явная параллель с тем, что рассказывает о своем обращении святой Иустин (Dial. Cum Triph.1:8). Оба мужа исходят из горячей жажды к истине; оба искали удовлетворения этому стремлению в современной философии; оба уразумели, что истинная философия в Христианстве, занялись изучением Священного Писания и «навсегда были приобретены для Христианства, видя, как христиане живут и умирают» (Аристид – Иустин – Апология, 11:12). Можно сказать с уверенностью, что в то время многие искатели истины шли тем же путем и таким же образом приходили к Христианству (сравн.: также Татиан , Oratioad Graecos 42:29; 35:1; Пантен у Евсевия, Hist. eccl., 5:10. 1). Аристид называется Афинским философом. Но из Апологии его видно, что он был просто образованный человек. Он свободно пользуется философской терминологией, но ничто в его произведении не указывает на то, что он владел глубоким и самостоятельным знанием Греческой философии: приводимые им общие места и фразы были доступны всякому образованному человеку того времени. Его знание религий и учений Востока не выходит за пределы общеизвестных положений. Поэтому должно сказать, что ученость Афинского философа не возвышалась над уровнем общего многим христианам образования. Но располагая и такими сравнительно скромными данными – впрочем, весьма ценными для Христианского общества в то время – Аристид в сознании важности тех результатов, каких он достиг – может быть, после многолетней и напряженной внутренней работы и борьбы – решил представить свою книжечку Главе Мировой Империи и с ним образованному Римскому обществу. Его заслуга заключается в стремлении в общераспространенных философских взглядах, в философском представлении о Божестве, в критике нравственных воззрений, обусловленных языческою мифологией – найти почву, на которой возможно было бы установить взаимное понимание между образованными язычниками и исповедниками новой религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Они достаточно скудны и немногословны. Евсевий Кесарийский в своей " Хронике " (дошедшей до нас в армянском переводе) сообщает, что " Кодрат, слушатель Апостолов, и Аристид, афинский философ нашего учения, подали апологии Адриану. " Затем он добавляет, что эти " Апологии " якобы смягчили сердце императора и заставили его издать эдикт, ограничивающий гонения на христиан. В " Церковной истории " (IV, 3) о таких благоприятных последствиях " Апологий " Евсевий умалчивает и замечает только: " И Аристид, муж верный, исповедник нашего благочестия, оставил, подобно Кодрату, апологию этой веры, преподнеся ее Адриану. Это сочинение сохранилось доныне и имеется у многих. " Сведения Евсевия несколькими нюансами обогащает блаж. Иероним. Прежде всего, он характеризует Аристида как " красноречивейшего философа, " который " под прежней одеждой " (подразумевается философский плащ) был " учеником Христовым " (sub pristino habitu discipulus Christi). Далее блаж. Иероним говорит, что " Апология " Аристида, " по мнению ученых (любителей словесности - apud philologos), свидетельствует о его великом уме " и " содержит ряд философских мнений " (contextum philosophorum sententus), добавляя еще, что сочинению Аристида впоследствии подражал св. Иустин. Наконец, западные мартирологи свидетельствуют об Аристиде как о муже, прославившемся верой и мудростью. В своей " Апологии " он учил о Христе, называя его " истинным Богом " (quod lesus Christus verus esset Deus; другой вариант: solus esset Deus) (Hennecke Ε. Die Apologie des Aristides: Rezension und Rekonstruktion des Textes. - Leipzig, 1893. - S. 45-46). Таковы те внешние свидетельства, которые имеются в нашем распоряжении. Исходя из них, можно сделать вывод, что Аристид до своего обращения увлекался философией и жил в Афинах. Насколько далеко заходил его " профессионализм " в отношении философии, сказать трудно. По мнению Н. И. Сагарды, из " Апологии " Аристида " видно, что он был просто образованный человек. Он свободно пользуется философской терминологией, но ничто в его произведении не указывает на то, что он владел глубоким и самостоятельным знанием греческой философии: приводимые им общие места и фразы были доступны всякому образованному человеку того времени. Его знание религий и учений Востока не выходит за пределы общеизвестных положений. Поэтому должно сказать, что ученость афинского философа не возвышалась над уровнем общего многим христианам образования " (Сагарда Н. И. Лекции по патрологии, с. 522).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Арета, дочь киренаика Аристиппа и мать Аристиппа-младшего («Метродидакта») II 72, 86 Ариараф V Каппадокийский, царь Каппадокии в 163–130 (?) гг., благосклонный к греческому образованию и культуре IV 65 Аридик, возможно, философ Средней академии и ученик Аркесилая IV 42 Арией, отец Геродота Тарсийского IX 116 Аримнест, брат Аристотеля V 15 Аримнест, один из душеприказчиков Феофраста V 57 Аристагор Милетский, современник Платона, писавший о Египте. См. Ук. ист. Аристагор, сын Евдокса Книдского, отец медика Хрисиппа Книдского VIII 89 Аристид Справедливый (ок. 540 – ок. 467), афинский государственный и военный деятель, участник Марафонского и Саламинского сражений, организатор I Афинского морского союза II 26 Аристид, философ мегарской школы, современник Стильпона, отбивавшего у него учеников II 113 Аристид, один из душеприказчиков Стратона V 62 Аристипп Киренский II 65–93; I 19; II 47, 60, 61, 62, 103; III 36; IV 40; VI 19, 25, 32; X 4; соим. II 83; ср. Ук. ист. Аристипп-младший, Метродидакт, внук предыдущего, ученик своей матери Ареты, учитель Феодора Безбожника II 83, 86 Аристобул, брат и единомышленник Эпикура, которому последний посвятил некоторые сочинения и панегирик после его смерти X 3 Аристогитон, вместе с Гармодием участник заговора против Писистратидов, прославленный как тиранноубийца I 56; VI 50; IX 26 Аристодем, полулегендарный спартанец, включавшийся в число семи мудрецов I 30, 31, 41, 42, 94 Аристодем, обвинитель Менедема Эретрийского, добившийся его изгнания II 142 Аристодем, адресат Платона III 61 Аристодик, отец афинского скульптора Аркесилая IV 45 Аристокл, предок Платона III 4 Аристокл, истинное имя Платона III 4, 43 Аристокл, кифаред, любимец Антигона Гоната VII 13 Аристократ, царь аркадского Орхомена во втор. пол. VII в., предводитель аркадских войск во II Мессенской войне I 94 Аристокреонт, племянник и ученик стоика Хрисиппа, адресат многих сочинений последнего VII 185 Аристоксен, ученик Аристотеля, написавший трактат о гармонике, находился под влиянием пифагореизма, автор жизнеописаний Платона и Пифагора. См. Ук. ист.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Об Аристиде бл. Иероним сообщает следующее: „Аристид, весьма красноречивый Афинский философ, и под прежнею одеждою ученик Христов, подал императору Адриану, в одно время с Кодратом, книгу, содержащую в себе доказательства нашего учения, т. е. апологию за христиан, которая, существуя и до настоящего времени, по мнению ученых, свидетельствует о его великом уме». Это – в „книге о знаменитых мужах” 37 . А в письме к Магнусу мы читаем: „ Аристид философ , муж красноречивейший, тому же императору (Адриану) поднес апологию за христиан, содержащую контекст философских мнений. Этой апологии подражал впоследствии Иустин” 38 . Эти сведения при всей своей краткости для нас очень интересны. Из них можно заключать, что бл. Иероним читал апологию Аристида и был, поэтому, в состоянии сделать о ней замечания независимо от Евсевия. Это подтверждается до некоторой степени словами бл. Иеронима, что „апология существует и до настоящего времени». Допустить, что эти слова перенесены из „Церковной Истории» Евсевия, по меньшей мере, странно. Не переносит же автор „Каталога» подобного замечания Евсевия об апологии Кодрата. Очень возможно, что апология Кодрата не была в таком распространении, как апология Аристида. По крайней мере, до нашего времени с именем св. Кодрата ничего не дошло, а с именем Аристида дошел отрывок из апологии и цельная „гомилия» 39 . Правда, последняя не подлинна, но одно уже то, что Аристиду приписываются подложные сочинения, свидетельствует, что имя и сочинения философа-апологета пользовались широкой известностью. Самые замечания бл. Иеронима об Аристиде показывают, что на этот раз бл. Иероним не ограничился повторением и разукрашиванием известий Евсевия. Эти замечания не содержат в себе ничего такого, что позволяло бы усомниться в их справедливости. Так бл. Иероним и в „Каталоге», и в письме к Магнусу называет Аристида „весьма красноречивым”. Чтобы поверить этому замечанию, достаточно принять во внимание, что Аристид был философ, a философия в то время была наукой не творческой, а формальной; она выродилась в софистику, в искусство красно говорить, доказывать и опровергать.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

109 Диагор Мелосский – философ и поэт второй половины V в. до н. э., ученик Демокрита. Афинский суд приговорил его к смертной казни, которой он избежал, а сочинения его сожгли. 110 Феодор Киренский – греческий философ (ок. 320–280 гг. до н. э.), также прозванный Безбожником. Ср.: Цицерон. О природе богов. 1:1:2; 23:63. 113 Левкипп – греческий натурфилософ (ок. 500–440гг. до н. э.) из Милета или Абдер, основатель учения об атомах. 125 Хрисипп – греческий философ-стоик (ок. 280 – ок. 204 гг. до н. э.), глава стоической школы после смерти Клеанфа. 130 Евгемер – греческий философ IV века до н. э., за рационалистическое толкование мифов прозванный Безбожником. Энний – римский писатель (239–169 гг. до н. э.), автор эпической истории римлян, сатир и драм. Цицерон называет его первым переводчиком и последователем Евгемера (Цицерон. О природе богов. 1:42:119). Лактанций активно использует данные Энния в полемике с язычниками в первой книге Божественных установлений. 134 Ксенофонт Афинский – греческий историк и писатель (ок. 430 – ок. 355 гг. до н. э.), ученик Сократа; кроме всего прочего, автор сократических произведений Воспоминания о Сократе, Апология Сократа, Пир. В данном случае Лактанций обращается к первому из перечисленных сочинений (4:3:13). См. также: Цицерон. О природе богов. 1:12:31. 137 Антисфен – греческий философ (ок. 444–366 гг. до н. э.), основатель кинической школы философии. 157 Архит Тарентийский – философ пифагорейской школы, политический деятель и полководец (ок. 400 – ок. 365 гг. до н. э.). 160 Аристидафинский государственный деятель († ок. 468/467 гг. до н. э.), стратег, участник Марафонской битвы, Саламинского сражения и битвы при Платеях. 164 Аполлодор Эритрейский – скорее всего, имеется в виду Аполлодор Афинский, известный греческий ученый и Мифограф II века до н. э. 165 Фенестелла – римский историк-антиквар времен Августа и Тиберия († в 19 г.), автор Анналов, которые до нас не дошли. 180 Тиберий Цезарь Август (16.11.42 г. до н. э. – 16.03.37 г. н. э.), усыновленный Августом, получил имя Тиберий Юлий Цезарь. Императором стал в 14 г. н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Опыты такой реконструкции были даны Зеебергом и Геннеке, но разногласие этих исследователей, пришедших к различным выводам и давших по местам два совершенно различных текста, красноречиво говорит о субъективности их метода и результатов. 3 . Время составления «Апологии» определяется ее надписанием, адресом. Но в данном пункте источники разногласят. По свидетельству Евсевия, «Апология» была адресована императору Адриану. Но Евсевий знал о ней из вторых рук. Сам же он не видел и не читал ее. В армянской рукописи апология надписывается согласно со свидетельством Евсевия. В сирийской же рукописи стоят рядом два совершенно различных надписания: а) «следует апология, которую афинский философ Аристид держал перед императором Адрианом о почитании Бога всемогущего». Эта надпись, согласная со свидетельством Евсевия, принадлежит не автору, а переписчику; Р) непосредственно за этим заглавием следует текст апологии, начинающийся словами самого автора: «императору Титу Адриану Антонину Августу Пию Маркиана-Аристида, философа из Афин». В приведенных словах автора дано полное (за исключением Элий после Тита) имя Антонина Пия. Этому свидетельству самого автора нужно отдать предпочтение и на основании него отнести «Апологию» Аристида ко времени царствования указанного им императора (138–161). Следующие основания дают право отодвинуть составление «Апологии» к началу царствования Антонина Пия. a) С 147 года Марк Аврелий становится соправителем Антонина Пия. Отсутствие имени Марка Аврелия в адресе «Апологии» заставляет предполагать, что она написана ранее 147 года. b) Догматическое учение «Апологии» отличается более архаическими чертами, чем учение святого Иустина. c) Аристид жалуется на клеветы, которым подвергаются христиане, но не на убийства и преследования. Этими чертами характеризуется начало царствования Антонина Пия. В окончательном выводе «Апологию» Аристида нужно отнести приблизительно к 140 году. 4 . С именем Аристида в армянской версии сохранилась еще беседа «На воззвание разбойника и на ответ ему Распятого», а также фрагмент христологического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Аристид Афинский: Бог не просто Ремесленник, но Творец Дальнейшее свое раскрытие истина «творения из ничего» получает в Апологии (ок. 125-го г. н.э.) христианского апологета Аристида Афинского: «Элементы [первичная материя] были приведены из небытия по повелению Бога истинного». Этими словами Аристид утверждает, что Бог не просто платоновский Демиург-Ремесленник (который способен создавать вещи только из готового вещества), но Творец, ибо Он Сам творит первичную материю. Тем самым он открыто выступает против доминирующей в то время Платоновской идеи о Боге как простом Ремесленнике. Иустин Философ: Бог как безначальный и всемогущий Творец Раскрытие истины «творения из ничего» продолжается в середине 2-го века св. Иустином Философом. Подобно Аристиду Афинскому, он отрицает Платоновскую идею о Боге как простом Ремесленнике, образующем вещи из совечной Ему материи, и защищает идею Бога как несотворенного Творца всего сущего (тогда как все остальное сотворено Им), который не нуждается ни в чем для творения и производит творимое собственной силой: «Только Бог не сотворен [agennetos] и не подвержен разрушению [aphthartos]…» (здесь Иустин, возможно первым среди апологетов, раскрывает истину безначальности Бога) Иустин также отрицает древнеэпикурейское мнение о самопроизвольном (беспричинном) возникновении мира и пантеистическое учение о мире как эманации Бога. Татиан Ассирийский, Феофил Антиохийский и Ириней Лионский: материя сотворена Ириней Лионский Догмат creatio ex nihilo в православной (очищенной от гностических мнений) христианской традиции принимает свою окончательную формулировку около 170-180-х гг. н.э. в трудах Татиана Ассирийского, свт. Феофила Антиохийского и свт. Иринея Лионского. Космогония Татиана восходит к идее безначальности Бога (абсолютной Его независимости ни от чего), высказанной его учителем, св. Иустином Философом. Отрицая Платоновскую модель миро-образования из материи, и идя дальше, чем Иустин, Татиан становится первым (170-е гг. н.э.) христианским богословом, явно выразившим ту ветхозаветную истину, что первоначальная материя (древние греки именовали ее «хилее») имела начало, и что она была сотворена (Татиан использует термин «выброшена») Богом, а не каким-то другим существом:

http://pravmir.ru/chto-bylo-vnachale-o-n...

30 Str. I, 1; 1; I, 181, 1; II. 3, 5; II. 43, 5–44, 4; II, 53, 4–6. 56, 1–59, IV. 74. 4; VI, 46. 5; VI, 131, 2 St II. 3, 111, 114, 136, 143–144, 281, 435 498. Ср. Katter Н., Clemens Alexandrinus und das Neue Testament. Giessen 1897, S. 80–87. См. также Ориген, De principies IV. 11. 45 Cp. Sychowsky St,. Hieronymus als Literarhistoriker, Münster i. W. 1894, S. 125–127; Bernoulli С. A.. Der Schriftstellerkatalog des Hieronymus, Freiburg i. B. und Leipzig 1895. 134–135, 166–167, 201–202, 233,238–239. 48 Boov C., Neue Fragmente des Papias, Hegesippus und Pierius in bisher unbekannten Excerpten aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes (TU V, 2), S. 169–171. 53 Филип, конечно, не обозначал точно, каким именно по счету был тот или другой катихит. Τ ταρτος появилось только у эксцептора в прямом противоречии как с Филиппом, для которого Ориген есть всего лишь τρ τος, так и с Евсевием, который в ряду исторически известных катихитов александрийской школы на третьем месте называет Оригена . 54 Мы предвидим возражение: «какие же это точные сведения», если утверждается, что апология была подана Адриану и Антонину (?), между тем и из надписания, и из содержания самой апологии ясно, что она была подана Марку Аврелию и Комоду» (Schwarmz E., Athenagorae libellus pro Christianis. Oratio de resurrectione cadaverum, TU IV, 2, Leipzig 1891, S. 1, 20, 47; cp. Мироносицкий И. И., Афинагор, христианский апологет II века, стр. 35–36, 42–45),–и парируем его указанием на другой аналогичный факт, имевший место тоже относительно адресата апологии. В сирийском переводе апологии Аристида читается: «Апология, которую держал Аристид философ пред царем Адрианом в защиту почитания Бога. Автократор Цезарь Тит Адриан Антонин, августейшие и милостивые» (ср. Harris J. R. The Apologie of Aristides. Texts and Studies 1. 1. Cambridge 1893. p. 7–8, 35, 52; Крестников И, Христианский апологет II века, афинский философ Аристид и его новооткрытый сочинения. Казань 1904. 104–106. 118–119 и др.). В конце концов и здесь под «августейшие и милостивые» подразумевались, очевидно, Адриан и Антонин. Факт поучительный. Раз между нами и источником Филиппа стоит такой длинный ряд посредников, то имена императоров, особенно если они в какой-либо посредствующей инстанции были написаны сокращенно, легко могли подвергнутся искажению или неправильному истолкованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

С. 14. Эрнст дает еще концерт… — Генрих Вильгельм Эрнст (1814–1865), композитор и скрипач, большую часть жизни проводил в гастрольных поездках. В 1847 г. Эрнст давал концерты в Петербурге в течение марта, апреля и мая. О впечатлении, произведенном Эрнстом на русскую публику в этот приезд, писал в «Обозрении концертов» Б. Дамке. Он утверждал, что «Эрнст — художник par la grâce de Dieu (милостью божией (франц.))» (С.-Петербургские ведомости. 1847. 24 мая. О том, что некоторые эпизоды «Неточки Незвановой» (1849) были, возможно, написаны под впечатлением виртуозного исполнения Эрнстом пьесы «Элегия» его собственного сочинения, см.: Гозенпуд А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л., 1981. С. 59. В данном фельетоне идет речь об утреннем благотворительном концерте, который скрипач дал 26 апреля 1847 г. Подробности об этом концерте Достоевский сообщал в фельетоне от 11 мая (см. с. 18 и примечания к ней). 13 С. 15. …совсем не похожи на ту почтенную светскую даму — с приятностью выслушала анекдот, как жена, учившая детей по-английски, высекла мужа. — Этот анекдот рассказывает Марье Александровне Собачкин в «Отрывке» (1842) Гоголя. В ответ на реплику Марьи Александровны, что она всегда подозревала Наталью Андреевну в пристрастии сечь розгами, Собачкин говорит: «Натурально. Я это говорил всему свету. Толкуют: „Примерная жена, сидит дома, занимается воспитанием детей, сама учит по-аглицки!“ Какое воспитание! Сечет всякий день мужа, как кошку!..» (Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. М., 1949. Т. 5. С. 130). 14 С. 15. Вы, конечно, Регул честности, по крайней мере Аристид… — Регул — легендарный римский политический деятель III b. до н. э.; за самоотверженный поступок во имя блага родины заплатил мученической смертью. Аристид (ок. 540–477 г. до н. э.) — афинский полководец и государственный деятель. Будучи изгнанным из Афин в результате интриг Фемистокла, предупредил своего соперника о нападении персов на греческий флот, благодаря чему греки одержали над врагом победу. Корнелий Непот и Плутарх, составившие жизнеописание Аристида, изобразили его человеком высокой честности. 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010