23 Юпитер — в древнеримской мифологии — верховный бог неба, громовержец, разъезжавший по небу на колеснице. 24 Речь идет о жуках скарабеях. Эти жуки из семейства пластинчатоусых считались священными в древнем Египте; фигурки таких жуков служили у египтян амулетами и печатями. 25 Вигвам — хижина североамериканских индейцев. 26 Вампум — бусы из ракушек у североамериканских индейцев, употреблялись как заменитель денег; вышивки такими бусами иногда употреблялись для записей. 27 По созвучию с " bear-garden "  — медвежий садок, место травли медведей или, в переносном смысле, шумное сборище. 28 Фемистокл (525 — 460 гг. до н. э.), Аристид (530 — 468 гг. до н. э.) и Перикл (495 — 429 гг. до н. э.) — афинские политические деятели периода войн с персами. В частности, Перикл был инициатором многих строительных проектов восстановления Афин после войн. 29 Северо-западный морской путь — проход для кораблей вдоль арктического побережья Канады и Аляски, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. 30 Сассафрас — американский лавр, размножается корневыми отпрысками; кора корней содержит много эфирных масел. 31 Ритцио, Давид (1533–1566) — итальянский музыкант, в 1564-66 гг. личный секретать Марии Стюарт (1542 — 1587), королевы Шотландии (1542–1567). 32 Миссис Корнелия Блимбер — чопорная директриса школы в романе английского писателя Ч. Диккенса (1812 — 1870) " Домби и сын " . 33 Каустик, каустическая сода — едкий натр, химический продукт, широко применяемый в хозяйстве и промышленности. 34 Дамон и Питиас (Финтий) — герои древнеримского сказания, дружба которых стала легендарной. Питиас, участвовавший в восстании против Дионисия, тирана Сиракуз, был приговорен к казни. Дамон предложил свою жизнь в залог за то, что Питиаса отпустят на один день, чтобы он мог сделать необходимые дела. Питиас вернулся ко времени, назначенному для казни. Дионисий, пораженный их верной дружбой, смягчился и отпустил обоих. 35 Колосс — исполинская медная статуя древнегреческого бога солнца — Гелиоса, поставленная в гавани острова Родос в 280 г. до н. э. В переносном смысле, предмет или существо громадной величины или роста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Новое открытие принес 1889 год. Рендел Харрис нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида, что, казалось бы, увенчивало все бывшие до того открытия. Но самое замечательное и неожиданное было обнаружено Робинсоном, а именно, что только что найденный сирийский вариант уже был давным-давно известен христианскому миру, но только не в виде апологетического произведения II века, а как составная часть так называемого Жития Варлаама и Иоасафа . В самом деле, в этом литературном произведении, вероятно VII века, некий пустынник Нахор держит царю Абеннеру речь, которая и оказывается ничем иным, как буквальным повторением Апологии Аристида. Заметить следует, что по сравнению с другими, уже упомянутыми версиями, эта греческая редакция является значительно более сжатой по стилю, что объясняется мотивами её использования. Заимствование это совершено, вероятно, неким монахом Иоанном из лавры св. Саввы около Иерусалима. Таким образом, наука обладает теперь несколькими редакциями этой, считавшейся долго потерянной, Апологии : греческой VII века, сирийской VI или VII века и армянскими фрагментами X и XI веков. В начале двадцатых годов настоящего века были обнаружены ещё два греческих отрывка в папирусах, которые, не внося сами по себе ничего нового, могут до некоторой степени способствовать решению вопроса о приоритете той или иной версии Апологии . В общем мнения ученых разделились так: Робинсон, Харнак и Раабе признают греческий текст первоначальным тогда как Хеннеке, Сееберг и Цан отдают первенство сирийской версии. Вопрос о времени написания этого произведения не вполне ясен. С одной стороны, свидетельства Евсевия, а за ним и Иеронима говорят о передаче Апологии императору Адриану в 125—126 г. С этим вполне согласно и заглавие армянской рукописи Апологии . Но в сирийском тексте стоят два заглавия; первое — «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего,» а за ним второе — «Императору Титу Адриану, Антонину Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин ....» Мнения историков разделились. Большинство — Харрис, Барденхевер, Харнак и Попов — стоят за второй, более полный титул и таким образом должны относить составление этой Апологии к годам 138—160. Кин и А. Покровский хотели бы защищать краткий титул и тем остаться верными свидетельству Евсевия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Авторство Д. п., приписанное мч. Иустину Философу на основании рукописного свидетельства в 1-м и ряде последующих изданий, впервые было поставлено под сомнение Тиймоном ( Tillemont. Mémoires. Vol. 2. P. 372), указавшим на заметное стилистическое отличие Д. п. от творений мч. Иустина. В числе предполагаемых авторов памятника назывались Аполлос , ап. от 70-ти, сщмч. Климент Римский, апологеты Кодрат и Аристид , свт. Мелитон Сардийский, сщмч. Ипполит Римский , Пантен , сщмч. Мефодий Патарский, Маркион и его последователь Апеллес , визант. историк Никифор Каллист Ксанфопул и даже Этьенн. Гипотеза о его принадлежности Кодрату, к-рый в нач. II в. обратился с апологией к имп. Адриану, была поддержана П. Андриссеном на основании того, что фрагмент из апологии Кодрата о чудесах исцеления и воскрешения, совершенных Христом, цитируемый Евсевием ( Euseb. Hist. eccl. IV 3), удачно встраивается в лакуну Diogn. 7. 8 ( Andriessen. 1946). Особое внимание исследователей привлекла близость первых 10 глав Д. п. как в отдельных выражениях, так и в содержании к апологии Аристида, что дало возможность некоторым ученым связать авторство Д. п. с именем этого афинского философа и апологета (А. Дульсе, Г. Кин, Х. Крюгер). О личности адресата Д. п. высказывались различные мнения. Так, Андриссен приводит ряд цитат из Д. п., к-рые позволили ему отождествить Диогнета с имп. Адрианом ( Andriessen. The Authorship. 1947). Марру высказал гипотезу о том, что адресатом Д. п. мог быть прокуратор Египта Клавдий Диогнет, современник Пантена ( Marrou. 1951. P. 266-268). Впрочем, не исключено, что под именем Диогнет скрывается лит. персонаж. Проблема подлинности 11-й и 12-й глав В исходной рукописи текст под заголовком «К Диогнету» был разбит на 3 фрагмента 2 лакунами, отмеченными на полях переписчиком. Из них 1-я приходится на конец 7-й гл. (Этьенн, разбивший текст на главы, не учел эту лакуну); в следующем за ней тексте (главы 7-10) темы, поднятые в предыдущих главах, раскрываются довольно полно. Однако текст, помещенный за 2-й лакуной (главы 11-12), завершающий Д. п., значительно отличается от предыдущего: он обращен не к одному Диогнету, но ко всем, «кто становится учеником истины» (Diogn. 11), причем предполагается знакомство адресатов со Свящ. Писанием и христ. вероучением. Автор в главах 11-12 выступает как «учитель язычников» и «ученик апостолов». По содержанию этот фрагмент имеет явно антигностическую направленность.

http://pravenc.ru/text/178275.html

1872. Кн. 7. С. 471-474; Скворцев К. О послании к Диогнету//ТКДА. 1873. 8. С. 45-68; Doulcet H. L " apologie d " Aristide et l " Épître à Diognète//Revue des questions historiques. 1880. Vol. 28. P. 601-612; Dr ä seke J. Der Brief an Diognetos. Lpz., 1881; Kihn H. Der Ursprung des Briefes an Diognet. Freiburg i. Br., 1882; Bonwetsch N. Der Author der Schluskapitel des Briefes an Diognet//NGWG. Phil.-Hist. Klasse. 1902. S. 621-634; Крестников И. Отношение Апологии Аристида к посланию к Диогнету, и гипотеза о принадлежности этого послания Аристиду// Он же. Христ. апологет II в., афинский философ Аристид и его новооткрытые сочинения: Опыт ист.-крит. исслед. Каз., 1904. С. 169-197; Radford L., ed. The Epistle to Diognetus. L., 1908; Pacaud A. Un précurseur de la véritable méthode d " immanence: L " auteur de l " «Épître à Diognète»//Revue pratique d " apologétique. P., 1916/1917. Vol. 23. P. 279-286; Fermi M. L " apologia di Aristide e la lettera a Diogneto//Ricerche Religiose. R., 1925. Vol. 1. P. 541-545; Molland E. Die literatur- und dogmengeschichtliche Stellung des Diognetbriefes//ZNW. 1934. Bd. 33. S. 289-312; Connolly R. H. The Date and Authorship of the Epistle to Diognetus//JThSt. 1935. Vol. 36. P. 347-353; idem. Ad Diognetum XI-XII//Ibid. 1936. Vol. 37. P. 2-15; Blakeney E. H. A Note on the Epistle to Diognetus, X 1//JThSt. 1941. Vol. 42. P. 193-194; Ogara F. Aristidis et epistolae ad Diognetum cum Theophilo Antiocheno cognatio//Gregorianum. 1944. Vol. 25. P. 74-102; Andriessen P. L " Apologie de Quadratus conservée sous le titre d " Épître à Diognète//RTAM. 1946. Vol. 13. P. 5-39, 125-149, 237-260; idem. L " Épilogue de l " «Épître à Diognète»: Son authenticité et son interprétation//Ibid. 1947. Vol. 14. P. 121-156; idem. The Authorship of the «Epistula ad Diognetum»//VChr. 1947. Vol. 1. P. 129-136; La Vespa C. La lettera a Diogneto. Catania, 1947. (Raccolta di Studi di Letteratura Cristiana Antica; 7); Nautin P. Les chapitres XI-XII de l " écrit à Diognète// Idem.

http://pravenc.ru/text/178275.html

Первенство как дохристианский общественно-политический институт Элий Аристид, греческий ритор II века н.э., говорил, что раньше все войны вспыхивали из-за «споров о власти и первенстве» (Or. 14:216). Задолго до того Демосфен, оратор и афинский политический деятель IV века до н.э., отмечал, что «наше отечество (то есть Афины. — Примеч. авт. ) всегда борется за первенство, за честь и славу» (Or. 18, 66). В другой своей речи он называл Афины «городом, который до сих пор стоял во главе греков и имел первенство» (Or. 10, 74). Так же и спартанцы, по сообщению Страбона (I век н.э.), «постоянно боролись за первенство с остальными греками и с македонскими царями» (Geographica 8, 5, 5). В древних памятниках мы фиксируем разные степени притязаний видных и влиятельных полисов на первенство. Какие-то города претендовали на статус первых в той или иной провинции или даже группе провинций, какие-­то провозглашали себя «первыми в Ионии» или «первыми в Греции», а иные и вовсе «первыми среди всех». В ситуации существования множества полисных союзов с развитой системой внутрисоюзного взаимодействия наиболее важное применение первенство приобретало именно на этом региональном уровне. Доступные источники позволяют нам предположить, в чем оно могло заключаться в интересующее нас время, то есть в первые века христианской эры. В науке не раз высказывалась гипотеза, что в рамках греческих областных союзов существовала система почетных иерархий городов, и понятие первенства использовалось для обозначения первого места в этой иерархии. Города, имевшие такой статус, вносили в свою титулатуру указание «первый в таком-то союзе». Важно отметить при этом, что почетный статус первого города не был тождественен статусу митрополии или неокории (то есть города, в котором находилось областное святилище), поскольку указание на первенство следовало в титулатуре городов наряду с титулами митрополии, неокории и прочими почетными именованиями. Отсюда мы можем заключить, что первенство отражало привилегии иного рода, нежели административное или религиозное лидерство.

http://patriarchia.ru/db/text/5984545.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРИСТИД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой Аристид философ Аристид философ (греч. Αριστεδης; + 120 ), один из первых христианских апологетов, мученик Память 13 сентября (Греч.) Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима . Согласно этим источникам, Аристид был афинским философом и " под прежней одеждой - ученик Христов " . Согласно греческому житию , принял мученическую кончину 13 сентября 120 года, был повешен на афинском рынке. Сочинения Аристид известен своей апологией в защиту христиан. Время составления апологии и имя императора, которому она была адресована (Адриан или Антонин Пий), не поддаются точному определению (крайние даты - 124 и 143). Долгое время текст сочинения Аристида считался неизвестным, пока в 1878 году венецианские мхитаристы не опубликовали армянскую рукопись X века с версией первых двух глав апологии. Более или менее полный ее текст в сирийском переводе был открыт в 1889 году в рукописи VII века из монастыря вмц. Екатерины на Синае . На греческом языке сохранились короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греческого текста, которое св. Евфимий Мтацминдели включил в " Повесть о Варлааме и Иоасафе " , переведенную им с грузинского языка в конце X - начале XI века. Сравнение всех версий между собой позволяет с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии Аристида. Философское и богословское содержание сочинения Аристида не отличается оригинальностью. Интерес представляет своеобразное деление человечества на четыре рода, в основе которого лежат как национальные, так и религиозные признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины почитают антропоморфных богов (внутри политеистов Аристид выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греческой версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от других праведностью жизни. Стиль и язык Аристида простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно распределяется на фоне христианского словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрастия автора к какому-либо одному направлению.

http://drevo-info.ru/articles/13679356.h...

святой Аристид, философ Афинский (I–II в.) Апологетические труды Dubia (оспариваемые) святой Аристид, философ Афинский Один из первых христианских апологетов. Биография День памяти: 31 августа ( 13 сентября) (греч.) О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блаженный Иероним называет его «одним из самых красноречивых афинских философов» ( «О знаменитых мужах», 20 ), Евсевий – «твердым последователем нашей веры» ( «Церковная история», IV, 3, 3 ). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год – 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение «сохранялось у многих». Известны мартирологи мученика Аристида. Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа ( «Церковная история», I, 7 ; VI, 31 ). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века «Жития Варлаама и Иоасафа», в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое – «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего,» и второе – «Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин». Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонениях, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinsk...

Кодрат. Его обычно признают первым из греческих апологетов, хотя сведений о нем сохранилось очень немного. Евсевий сообщает следующее (Церк. ист. IV, 3): Кодрат обратился к императору Адриану " с апологией, составленной в защиту нашей веры, так как некоторые злые люди старались не давать нам покоя. Это сочинение и сейчас имеется у большинства братьев; есть и у нас. Оно блестяще свидетельствует об уме и апостольском правоверии Кодрата. " В другом месте " Церковной истории " (III, 37) Евсевий замечает, что Кодрат отличался " даром пророчества. " Первый церковный историк также цитирует единственный фрагмент " Апологии " Кодрата, дошедший до нас: " Дела нашего Спасителя всегда были очевидны, ибо были истинными: людей, которых Он исцелил, которых воскресил из мертвых, видели не только в минуту их исцеления или воскрешения - они все время были на глазах не только когда Спаситель пребывал на земле, но и жили достаточно долго и после Его Воскресения, а некоторые дожили и до наших дней. " Этот фрагмент предполагает, что Кодрат застал в живых еще некоторых представителей первого поколения христиан. Родился он, вероятно, во второй половине I в. и был современником многих апостольских мужей. Судя по свидетельству Евсевия, Кодрат был истинным носителем апостольского Предания и, скорее всего, твердым защитником Православия. Свою " Апологию " он подал императору Адриану предположительно когда тот находился в Малой Азии в 123-124 или в 129 гг. Даже приблизительную дату кончины Кодрата установить невозможно. Поэтому самое начало греческой апологетики не поддается точной датировке. Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы. 1. Аристид и его " Апология. " Сведения древних церковных писателей об Аристиде. Аристиду посвящены две работы на русском языке: Покровский А. Философ Аристид и его недавнооткрытая Апология: Историко-критический очерк. - Сергиев Посад, 1898; Крестников И. Христианский апологет II века, афинский философ Аристид и его новооткрытые сочинения: Опыт историко-критического исслед. - Казань, 1904. Первая работа представляет собой самый беглый и поверхностный очерк, во всех отношениях уступающий исследованию И. Крестникова, на которое опирается автор настоящего учебного пособия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

Кардинальным различием между святоотеческой мыслью и учением Свидетелей Иеговы является то, что богословские идеи, мнения и толкования святых отцов, которые касались догматов христианской веры, не становились общепризнанными без соборного согласия всей Церкви. Соборный фильтр не допускал, чтобы возможные ошибки или частное богословское мнение какого-либо авторитетного святого отца становились общим вероучением. В основе традиционной христианской экклесиологии лежит принцип соборности, который подразумевает, что истинным может быть только коллегиальное решение епископов Церкви. Такой принцип действовал в Древней Церкви, в Православной Церкви он сохраняется до сих пор, отражая четкое осознание того, что никакой человеческий авторитет не может претендовать на эксклюзивное право распознавания воли Бога и Его Откровения. Применительно к «Свидетелям Иеговы» данный принцип мог бы выражаться в виде съезда или конгресса, состоящего из членов комитетов всех филиалов, действующих в разных странах. Однако в рамках секты не предусмотрено возможности коллективного обсуждения вероучительных истин, а есть только слепое следование получаемым директивам без возможности их анализа и сравнения даже с предшествующей литературой бруклинского центра, не говоря уже о многовековом христианском богословском наследии. Список литературы 1 . Бог верен. – Текст: электронный//Свидетели Иеговы России.(дата обращения: 14.02.2016) 1 . 2 . Новая волна атеизма. – Санкт-Петербург: Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России, 2009. – 26 с. 3 . Сторожевая Башня/Свидетели Иеговы. – 1981. – 15 февр. – С. 11. 4 . Сторожевая Башня/Свидетели Иеговы. – 1994. – 1 окт. – С. 6. 5. Сторожевая Башня/Свидетели Иеговы. – 2009. – 1 июля. – С. 27–29. 6 . Аристид Философ , мч. Слово о благоразумном разбойнике/мученик Аристид, философ Афинский . – Текст: электронный//Азбука веры: православная библиотека. – URL: обращения: 17.11.2020). 7 . Афинагор Афинский . Предстательство за христиан/ Афинагор Афинский . – Текст: непосредственный//Святые Отцы и учители Церкви: антология: в 2 т./Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; под общ. ред. митр. Волоколамского Илариона (Алфеева) . – Москва: Познание, 2017. – Т. 1. – ISBN 978–5–9908681–7–5. – С. 93–97.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/verouchi...

Примечания: 1 «пресовершен и преславен. – καθ» αυτν περτελς κα δεδοξασμνο». Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной ч. 1, отв. на вопр. 8 2 Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах.. 3 Григорий Палама. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы. 4 Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Пять книг против ересей). 5 См.: Там же. 6 Аристид Афинский . Апология которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего. 7 Афинагор Афинянин . Прошение о христианах Афинагора Афинянина, христианского философа Марку Аврелию Антонину, и Люцию Аврелию Коммоду, самодержцам армянским, сарматским, и, что всего выше, философам. 8 Григорий Богослов. Пять слов о богословии. Слово 28, О богословии второе. 9 Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. 10 Петр Дамаскин . Творения. Книга вторая – 24 Слова. Слово 9. 11 Феофил Антиохийский . Цит.: А. И. Сидоров . Курс патрологии. 12 См.: Свят. Афанасий Великий. Contr. arian. or. 1, n. 20, PG 26, 53; Contr. arian. or. 2, п. 2, PG 26, 152; Contr. arian. or. 1, п. 21, PG 26, 56. 13 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. 14 Василий Великий. Беседа 16. На слова: В начале было Слово ( Ин. 1:1 ). 15 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. 16 Никодим Святогорец . О хранении чувств, ума, сердца и фантазии. 17 Патр. М. т. 90 ⁄ 1 , 381, Аскетическое слово. 18 Иоанн Дамаскин. Душа человеческая. 19 Григорий Нисский. Об устроении человека. 20 Афанасий Великий. О воплощении. 21 Кирилл. Иерусалимский. Огласительное поучение одиннадцатое 22 Григорий Богослов. Слово 30. О Богословии четвертое, о Боге Сыне второе. 23 Кирилл. Иерусалимский. Огласительное поучение одиннадцатое. 24 Григорий Богослов. Слово 30. О Богословии четвертое, о Боге Сыне второе. 25 Кирилл Александрийский . Thesaurus, ass. 15, PG 75, 276.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010