Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТИД [греч. Αριστεδης], св. (пам. зап. 31 авг.), один из первых (наряду с Кодратом ) христ. апологетов. Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 3. 3; Chronica// Euseb. Werke. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. B., 18843. S. 199, 416) и блж. Иеронима Стридонского (De vir. illustr. 20//PL. 23. Col. 639; Ep. 70 ad Magnum//PL. 22. Col. 667). Согласно этим источникам, А. был афинским философом и «под прежней одеждой - ученик Христов». Время составления апологии и имя императора, к-рому она была адресована ( Адриан или Антонин Пий ), не поддаются точному определению (крайние даты - 124 и 143). Долгое время текст сочинения А. считался неизвестным, пока в 1878 г. венецианские мхитаристы не опубликовали арм. рукопись X в. с версией первых 2 глав апологии. Более или менее полный ее текст в сир. переводе был открыт в 1889 г. в рукописи VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На греч. языке сохранились короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греч. текста, к-рое св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) включил в «Повесть о Варлааме и Иоасафе», переведенную им с груз. языка в кон. X - нач. XI в. Сравнение всех версий между собой позволяет с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии А. Философское и богословское содержание сочинения А. не отличается оригинальностью. Интерес представляет своеобразное деление человечества на 4 рода, в основе к-рого лежат как национальные, так и религ. признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины почитают антропоморфных богов (внутри политеистов А. выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греч. версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от др. праведностью жизни. Стиль и язык А. простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно распределяется на фоне христ. словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрастия автора к к.-л. одному направлению. В историческом плане апология - как самая ранняя из дошедших до нас - имеет большое значение. Апология была известна не только в сир. и арм., но и в груз. лит-ре, о чем свидетельствует житие Евстафия Мцхетского (VI в.). Благодаря популярности «Повести о Варлааме и Иоасафе» апология А. в обработке Евфимия принадлежала к числу самых читаемых текстов в период позднего средневековья. Т. о., по своей культурно-исторической значимости апология выделяется среди всех остальных текстов этого жанра. А. также приписываются (по всей видимости, ложно) одна древняя проповедь и отрывок из «Послания ко всем философам», дошедшие до наст. времени на арм. языке.

http://pravenc.ru/text/75978.html

Справочный аппарат Список сокращений Произведения и библиография переводов древних авторов Adamant. Adamantins – Адамантий De recte fide. De recte fide//PG. T. 11. Col. 1711–1884; CPG. 1726 (O правой вере). Ado. Ado Viennensis – Ado Вьеннский Martyrol. Martyrologium//PL. T. 123. Col. 201–419 (Мартирологий). Aetius. Aetius – Аэций De placitis reliquiae//TLG. 0528 (O мнениях философов). Antioch. Antiochus Monachus – Антиох Monax Pandecta Scripturae Sacrae//PG. T. 89. Col. 1428–1849 (Пандекты). Aristid. Aristides Atheniensis – Св. Аристид Афинский Apol. Apologia//SC. T. 470 (pyc. пер.: Апология св. Аристида//СДХА. C. 289­325). Hom. Homilia//SC. T. 470 (pyc. пер.: Св. Аристид. Гомилия//СДХА. C. 338340). Athanas. Alex. Athanasius Alexandrinus – Свт. Афанасий Великий De decret. Nie. syn. De decretis Nicaenae synodi//PG. T. 25. Col. 416–476 (pyc. пер.: Афаиасий Александрийский, cem. Послание o том, что собор Никейский, усмотрев коварство евсевиевых приверженцев, определение своё против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно//Творения: Т. 1–4. М. 1994 р . T. С. 399­–443). De sentent. Dionys. Quod Dionysius Alexandrinus Episcopus adversum Arianum haeresim sensiret, ut et Nicaea Synodis: et quod falso illum Ariani ut doctrina secum consentientem crimi­nentur//PG. T. 25 b. Col. 480–521 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , cem. O Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианскй ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними//Там же. С. 444–471). De virginitate//PG. T. 28. Col. 251–283 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , свт. O девстве или о подвижничестве (Слово спасения к девственнице). Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Императорской Киевской Духовной Академии. Вып. XIV. Киев. 1917; Патристика: Труды Отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород. 2007. С. 8–34). Ep. ad epp. Aegypti et Libyae Ep. ad episcopos Aegypti et Libyae//PG. T. 25. Col. 537–594 (pyc. пер.: Афанасий Александрийский , свт. К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан//Творения. Т. 3. С. 92–165).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Содержание От составителя О Татиане и его апологии Татиана речь против эллинов Афинагор и его сочинения Об Афинагоре и его сочинениях Афинагора афинянина философа христианского прошение о христианах Афинагора афинянина философа христианского о воскрешении мертвых Св. Феофил Антиохийский и его три книги к Автолику о вере христианской О святом Феофиле Антиохийском и его книгах к Автолику Феофила к Автолику Книга первая Книга вторая Книга третья Ермий Философ и его Осмеяние языческих философов Об Ермие, сочинителе «Осмеяния языческих философов» Ермия Философа Осмеяние языческих философов Дополнение Мелитон Сардийский О Мелитоне Сардийском и его сочинениях Речь Мелитона философа, которую держал он перед императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины Минуций Феликс и его сочинение «Октавий» О Минуцие Феликсе и его сочинение «Октавий» «Октавий» Марка Минуция Феликса Св. Аристид и его сочинения Предисловие к апологии Св. Аристида [Речь] Аристида, афинского философа, о воззвании разбойника и об ответе Распятого Из письма Аристида философа ко всем философам Мученичество Св. Иустина Философа Предисловие к Мученичеству Святого Иустина Философа Мученичество святых Иустина, Харитона, Харито, Эвелписта, Иерака, Пеона, Ливериана и дружины их Акты и апология Аполлония Предисловие к актам и апологии Св. Аполлония Житие святого Аполлония отшельника     От составителя Предлагаемая вниманию читателей книга – завершающая в предпринятом издательством «Благовест» (при участии издательства «Паломник») переиздании памятников раннехристианской письменности в переводах протоиерея Петра Преображенского 1 (Писания мужей апостольских были выпущены Латвийским Библейским Обществом). Переводы апологетов, выполненные П. Преображенским (1828 –1893) в 1860–70-е гг. по изданиям Otto (Иустин и СДХА) и Harvey’я (Ириней), в текстологическом отношении достаточно надежны, поскольку за последние сто тридцать лет новых рукописей и фрагментов почти не было найдено. Конечно, прогресс патрологии очевиден в новых критических изданиях, но изменения касаются в основном уточнения смысла, комментариев и конъектур, так что фототипическое переиздание книг П. Преображенского с этой точки зрения вполне оправдано. 2

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Св. Аристид и его сочинения Предисловие к апологии Св. Аристида История открытия апологии Об Аристиде до конца прошлого века было известно лишь по произведениям Евсевия и Иеронима. В Хронике (под годом по Р.Х. 125, с. 199 Helm) Иеронима читаем: «Кодрат, ученик апостолов, и Аристид Афинский , наш [т. е. христианский] философ, представили Адриану книги, сочиненные в защиту христианской религии, и легат Серен Граний [Серенний Граниан], муж исключительно благородный, послал императору сочинение (litteras) со словами о несправедливости проливать кровь (sanguinem concedi) неповинных людей и преследовать по суду не совершивших преступления за одно только имя и учение (sectae). Адриан, побужденный ими [апологиями и письмом], написал Минуцию Фундану, проконсулу Азии, не осуждать христиан без предмета обвинения. Экземпляр этого послания (epistulae) уцелел до наших дней (usque ad nostram memoriam durat)» 416 . В ЦИ (IV, 3, 3) Евсевий говорит подробнее о Кодрате (приводя несколько строк из сочинения последнего) и упоминает об Аристиде: «И Аристид, подвижник нашего благочестия (της καθ ημας ορμωμενος ευσεβες), подобно Кодрату, оставил апологию [христианской] веры, поднеся [ее] Адриану. Это сочинение и доныне сохраняется у многих». Иероним пишет об Аристиде также в книге О знаменитых мужах 20: «Аристид, весьма красноречивый афинский философ и под прежней одеждой (habitu) ученик Христов, подал императору Адриану, в одно время с Кодратом, книгу (volumen), содержащую в себе основание (rationem) нашей веры (dogmatis), т. е. апологию, в защиту христиан, которая, существуя и до сего дня, свидетельствует, по мнению ученых (apud philologos), о его даровитости (ingenii)» 417 , – и в Письме к Магну: « Аристид философ , муж красноречивейший, тому же императору [Адриану] поднес апологию за христиан в связи с философскими мнениями (contextum philosophorum sententus), каковой впоследствии подражал Иустин, будучи и сам философом...» 418 . В римских мартирологах (IX в.), где Аристид причислен к лику святых (память 31 августа), никаких новых достоверных сведений не сообщается 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

История открытия апологии Об Аристиде до конца прошлого века было известно лить по произведениям Евсевия и Иеронима. В Хронике (под годом по Р.Х. 125, с. 199 Helm) Иеронима читаем: «Кодрат, ученик апостолов, и Аристид Афинский , наш [т. е. христианский] философ, представили Адриану книги, сочиненные в защиту христианской религии, и легат Серен Граний [Серенний Граниан], муж исключительно благородный, послал императору сочинение (litteras) со словами о несправедливости проливать кровь (sanguinem concedi) неповинных людей и преследовать по суду не совершивших преступления за одно только имя и учение (sectae). Адриан, побужденный ими [апологиями и письмом], написал Минуцию Фундану, проконсулу Азии, не осуждать христиан без предмета обвинения. Экземпляр этого послания (epistulae) уцелел до наших дней (usque ad nostram memoriam durat)» 1 . B ЦИ (IV, 3, 3) Евсевий говорит подробнее o Кодрате (приводя несколько строк из сочинения лоследнего) и упоминает об Аристиде: «И Аристид, подвижник нашего благочестия (τς καθ’ μς ρμμενος εσεβεας), подобно Кодрату, оставил апологию [христианской] веры, поднеся [ее] Адриану. Это сочинение и доныне сохраняется у многих». Иероним пишет об Аристиде также в книге О знаменитых мужах 20: «Аристид, весьма красноречивый афинский философ и под прежней одеждой (habitu) ученнк Христов, подал императору Адриану, в одно время с Кодратом, книгу (volumen), содержащую в себе основание (rationem) нашей веры (dogmatis), т.е. апологию, в защиту христиан, которая, существуя и до сего дня, свидетельствует, по мнению ученых (apud philologos), о его даровитости (ingenii)» 2 , – и в Письме к Магну: « Аристид философ , муж красноречивейший, тому же императору [Адриану) под нес апологию за христиан в связи с философскими мнениями (contextum philosophorum sententus), каковой впоследствии подражал Иустин, будучи и сам философом 3 . В римских мартирологах (IX в.), где Аристид причислен к лику святых (память 31 августа), никаких новых достоверных сведений не сообщается 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Глава первая. Кодрат и Аристид Кодрат и Аристид – первые по времени апологеты, с которыми знакомит нас Евсевий, епископ Кесарийский. До-евсевианская литература не говорит об этих апологетах ни слова, но можно догадываться, что о них были известия в „Хронике» Юлия Африкана , историческими сведениями которого обильно пользовался Евсевий 11 . В «Хронике» Евсевия под 2140 г. (126 г. по P. X.) мы читаем: „Адриан, приняв начальное посвящение в Елевзинские таинства, дал Афинянам много даров. Кодрат, слушатель апостолов, и Аристид, Афинский философ нашего учения, подали апологии Адриану. Однако он принял и от доблестного проконсула Серенния 12 сочинение о христианах, что несправедливо умерщвлять их только по слуху без исследования и обвинения. Он (имп. Адриан) пишет Гармонику, что бы без всякого вреда и обвинения их (христиан) не осуждали. Этот эдикт сохранился доселе” 13 В 3-ей главе IV книги „Церковной Истории» Евсевий говорит: „После царствования Траянова, продолжавшегося двадцать лет без шести месяцев, получил власть Элий Адриан. Кодрат поднес ему и передал нам речь, которую написал в защиту нашей веры, потому что некоторые злые люди старались обижать наших; это сочинение и доселе хранится у многих братьев. Есть оно и у нас. В нем ясно видны ум и апостольское православие сего мужа. О древности своей он сам свидетельствует, говоря именно этими словами: «дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только, когда исцелились и воскресли, но и после. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго остались в живых и по его отшествии, некоторые же дожили и до нашего времени.» Таков был Кодрат. Подобно ему и Аристид, верный проповедник нашего благочестия, поднес Адриану защитительное слово веры и оставил его нам. Это сочинение сохранилось доныне и имеется у многих.» Между сведениями „Хроники» и „Церковной Истории» замечаются некоторые различия. Так в „Хронике» сказано, что апологии Кодрата и Аристида вызвали благоприятный для христиан эдикт Адриана к Фундану. В „Церковной же Истории» об этом важном факте совершенно умалчивается. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Апологеты (др.-греч. πολογα [апология], «защитительная речь») – название христианских писателей II–III вв., преемников апостолов и мужей апостольских, выступавших с обоснованием христианского учения и открыто защищавших его от критиков. Таково первоначальное значение этого слова. Впоследствии так стали называть всех активных защитников каких-либо идеологических течений, теорий, систем, учений. Кого можно упомянуть в числе раннехристианских апологетов? Апологетами являлись Аристид Афинский , Кодрат Афинский , Аристон Пелльский, Иустин Великий (автор апологий, давших название этому поколению), Феофил Антиохийский , Теофин, Афинагор Афинский , Мелитон Сардийский , Клавдий Аполлинарий, Мильтиад, Тертуллиан , Минуций Феликс , Эрмий, Ириней Лионский , Татиан , Пантен, Климент Александрийский , Ориген и др. Как появились апологеты? Распространение христианской веры ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало негативную реакцию со стороны множества представителей языческого мира. С юридической точки зрения христианство оказалось в положении «недозволенной религии», общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний», а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «святотатство». В этот период появляются нападки на христиан со стороны образованных язычников. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний. В то же время стали появляться и защитники христианской веры, как правило, это были образованные люди, задача их состояла в том, чтобы показать языческому миру приемлемость и возвышенность христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. Кому были адресованы сочинения апологетов? По своей адресной направленности все раннехристианские апологетические сочинения можно разделить на труды, адресованные конкретным людям (например, императору, философу, частному лицу), и труды, адресованные группе лиц (например, «К язычникам», «К эллинам», «К иудеям»). Укажем некоторые из них.

http://azbyka.ru/apologety

Статистика Аристид Философ, мч. О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блж. Иероним называет его " одним из самых красноречивых афинских философов " (О знаменитых мужах. 20), Евсевий — " твердым последователем нашей веры " (ЦИ. IV, 3, 3). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год — 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение " сохранялось у многих " . Известны мартирологи мученика Аристида. Память совершается Церковью 31 августа (13 сентября) (Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 1. М., 1997. С. 704). Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа (ЦИ. I, 7; VI, 31). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века " Жития Варлаама и Иоасафа " , в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое — " Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего, " и второе — " Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин " . Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонения, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

http://lib.cerkov.ru/authors/592

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы свв. - житие ОТЦЫ ЦЕРКВИ, основоположники христианской церковной доктрины, действовавшие во 2–8 вв. (хотя некоторые деятели этого круга — Тертуллиан, Ориген — не канонизированы церковью). Решающее влияние отцы церкви оказали на формирование отношения христианской церкви к евреям, когда христианство в полемике с иудаизмом отстаивало свою самобытность и адаптировало еврейскую Библию (у христиан — Ветхий завет) к своему вероучению. Многие отцы церкви в той или иной степени были сведущи в иврите и знакомы с раввинистической традицией. Необходимость в четком размежевании между новым вероучением и иудаизмом заставила уже первых христианских авторов занять резкую антиеврейскую позицию, вступить в полемику с еврейским толкованием Священного Писания и выставить возражения на полемические доводы евреев. Так, уже в анонимном «Письме Варнавы» (2 в.) утверждается, что евреи ложно понимают Закон, трактуя его буквально, вместо того, чтобы искать его подлинный духовный смысл, а Аристид Афинский в обращенной к императору Адриану «Апологии» (около 123 г. – 124 г.) подвергает евреев критике наряду с еретиками. Наиболее значительный христианский апологет 2 в. Юстин-мученик в своем «Диалоге с Трифоном» излагает двухдневную дискуссию (возможно, реально состоявшуюся) между автором и еврейским ученым из Эрец-Исраэль (некоторые исследователи полагают, что с рабби Тарфоном; см. Диспуты). Дискуссия посвящена значению Ветхого завета (по сравнению с Новым заветом), божественности Иисуса и претензиям христианства быть «Новым Израилем». Другой антиеврейский полемический трактат 2 в. — сочинение (около 175 г.) епископа Аполлинария из Гиераполиса во Фригии. Все эти сочинения написаны по-гречески. Первый антиеврейский полемический трактат на латыни был написан около 200 года Тертуллианом, который решил в письменной форме опровергнуть антихристианские доводы, высказанные евреями на еврейско-христианском диспуте. В центре стоят все те же вопросы: сохранение Ветхим заветом своей силы, божественность и мессианская (см. Мессия) роль Иисуса и избрание Богом христианской общины как «Нового Израиля».

http://pravicon.com/info-3117

святой Аристид, философ Афинский (I–II в.) Апологетические труды Dubia (оспариваемые) святой Аристид, философ Афинский Один из первых христианских апологетов. Биография День памяти: 31 августа ( 13 сентября) (греч.) О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блаженный Иероним называет его «одним из самых красноречивых афинских философов» ( «О знаменитых мужах», 20 ), Евсевий – «твердым последователем нашей веры» ( «Церковная история», IV, 3, 3 ). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год – 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение «сохранялось у многих». Известны мартирологи мученика Аристида. Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа ( «Церковная история», I, 7 ; VI, 31 ). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века «Жития Варлаама и Иоасафа», в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое – «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего,» и второе – «Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин». Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонениях, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010