Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

В Верхотурье прошло епархиальное собрание Екатеринбург, 31 декабря 2003 г. Годовое общеепархиальное собрание духовенства Екатеринбургской епархии впервые в истории прошло в Верхотурье, сообщает Информационное агентство епархии. Обычно такие ежегодные форумы проходят в областном центре. В этом году архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благословил духовенство собраться у Верхотурских святынь, несмотря на то, что духовную и административную столицы Урала разделяет более трехсот километров. После Божественной литургии в Крестовоздвиженском соборе и чина канонизации нового святого Екатеринбургской епархии - преподобного Илии Верхотурского - более трехсот священнослужителей собрались в Преображенском храме Свято-Николаевского монастыря у мощей святых Симеона и Арефы Верхотурских. Годовое собрание духовенства открыл архиепископ Викентий. " Епархии необходимо выйти на новый уровень своего служения. Нужно активизировать все стороны жизни приходов, монастырей и всех епархиальных учреждений " , - сказал правящий архиерей. Владыка Викентий указал, где нужно черпать силы для того, чтобы с полной отдачей нести миру свидетельство о Христе. Их нужно черпать " в более частых совершениях Божественной литургии, в посещении святынь епархии: Верхотурья и Меркушино, Храма-на-Крови и Ганиной ямы, Верхнего Тагила и Тарасково " . В своем докладе архиепископ коснулся " угрожающего падения нравственного состояния общества. То, что является смертным грехом, грехом, ложащимся на несколько поколений, сегодня рассматривается как норма жизни и даже чуть ли не как добродетель " . Владыка Викентий убежден, что " всевозможные землетрясения и другие природные катаклизмы, техногенные катастрофы, междоусобные войны имеют один корень, одну природу - грех " . " Сегодня многие возлагают свои надежды на Православную Церковь - и люди простые, и высокопоставленные, и на Урале, и в Москве. Но постепенно, эти надежды у людей начинают убывать. И мне все чаще задают вопрос: почему нет отдачи от вашей работы? Вам даны возможности, свободы, а наркомании все больше, а падение нравов продолжается, а проституцию уже легализовать хотят, а преступность растет. Почему Церковь мало влияет? - спрашивают меня " , - сказал архиепископ.

http://pravoslavie.ru/8588.html

В Екатеринбурге молитвенно отпраздновали 136-летие Екатеринбургской епархии 11 февраля 2021 г. 12:14 11 февраля 2021 года, в день 136-летия со дня образования Екатеринбургской епархии , Собор Екатеринбургских святых, в Храме-на-Крови города Екатеринбурга праздничную Божественную литургию совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , епископ Каменский и Камышловский Мефодий , епископ Нижнетагильский и Невьянский Алексий и епископ Макаровский Гедеон в сослужении духовенства и монашествующих в священном сане Екатеринбургской митрополии . Песнопения исполнили хор духовенства епархии под управлением иерея Алексия Русина и хор Храма-на-Крови. За богослужением владыка Евгений совершил пресвитерскую хиротонию диакона Иоанна Авдюшина, клирика Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. Богослужение совершалось пред образом Собора Екатеринбургских святых. Паломники подходили почтить этот образ, выставленный в центре храма, и также прикладывались к ковчегу с мощами Екатеринбургских святых, изготовленному к 135-летию Екатеринбургской епархии . В него вложены частицы мощей 11 уральских святых: праведного Симеона Верхотурского, преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, блаженного Косьмы Верхотурского, преподобного Арефы Верхотурского, преподобного Далмата Исетского, преподобного Василиска Сибирского, священномученика Константина Меркушинского, священномучеников Красноуфимских Алексия, Льва и Александра. Со словом проповеди по запричастном стихе к молящимся обратился протоиерей Николай Малета. В завершение богослужения перед образом Собора Екатеринбургских святых был исполнен праздничный тропарь. Затем митрополит Евгений вознес молитву всем святым, от века Богу благоугодившим. Сонм архипастырей и священнослужителей пропел величание Екатеринбургским угодникам Божиим. Глава Екатеринбургской митрополии также пожелал помощи Божией новому градоначальнику уральской столицы Алексею Орлову, инаугурация которого состоялась накануне. Прямую трансляцию богослужения вел телеканал «Союз» . По материалам сайта епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Готовится к изданию книга «Жития святых Екатеринбургской епархии» 13 мая 2008 г. 12:42 Комиссия по канонизации святых Екатеринбургской епархии участвует в подготовке к памятной дате — 90-летию мученической кончины святых царственных страстотерпцев, святых преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, новомучеников Российских, пострадавших за веру в 1918 году. В настоящее время сотрудниками епархиальной комиссии по канонизации подготавливаются материалы для сборника житий всех святых Екатеринбургской епархии. Издание книги запланировано приурочить к дням памяти святых царственных страстотерпцев. В книгу войдет около 65 житий прославленных святых и около 10 жизнеописаний почитаемых подвижников благочестия. Среди них будут как жития царственных страстотерпцев и великой княгини Елизаветы Феодоровны, святого праведного Симеона Верхотурского и преподобного Василиска Сибирского, преподобных Илии и Арефы Верхотурских, так и жития всех новомучеников Екатеринбургской епархии. К настоящему времени сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга составлено или существенно дополнено 42 жития священномучеников, пострадавших в 1918 году. С целью сбора материалов об этих святых членами комиссии осуществлялся поиск и изучение документов в архивах уральской столицы, предпринимались поездки в различные другие города и поселки, проводились консультации со специалистами. От родственников убиенных священников были получены некоторые новые фотографии. Помимо сведений, относящихся собственно к жизни и кончине убиенных священнослужителей, в их жития включена также информация «общего характера»: о гражданской войне на Урале, о свирепствовавшем в то время красном терроре и глумлении большевиков над Церковью. Все исторические факты, содержащиеся в житиях, были проверены одним из ведущих специалистов Екатеринбурга по истории гражданской войны на Урале — историком А.М. Кручининым. В процессе изучения документов и периодики того времени сестрами Ново-Тихвинской обители были выявлены некоторые разночтения в датах кончины священномучеников — все эти разночтения постарались указать в житиях. Также были установлены некоторые даты кончины новомучеников, неизвестные ранее, выявлено несколько неточностей в датах, оказавшихся в святцах. Все эти сведения будут переданы в Синодальную комиссию по канонизации святых, с целью их изучения и внесения поправок в данные Православного Церковного календаря. Во второй части книги планируется поместить жития еще не прославленных, но почитаемых в Екатеринбургской епархии священнослужителей и подвижников благочестия. «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/406359.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сибирские свв. - житие Собор Сибирских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Сибирской земли. Празднуется 10 июня Установлен в 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена на день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского. 10 июня 1984 года в Покровском храме Тобольска было совершено первое празднование. На написанной к празднику иконописцами мастерской Москов­ской Патриархии икона (см. справа) изображены святые подвижники вошедшие в Собор Сибирских святых. Сверху вниз слева направо они включают: 1-й ряд: блж. Ионна Верхотурского (1701); блж. Домны, старицы Томской (1872); прав. Даниила Ачинского (1843); прав. отрока Петра Томского (нач. XIX в./1820); прав. Феодора Томского (1864); прп. Варлаама, пустынника Чикойского (1846). 2-й ряд: блж. Космы Верхотурского (1706); прп. Андрея, игумена Рафаиловского, Тобольского (1820); свт. Герасима, еп. Астраханского (1880); свт. Мелетия, еп. Рязанского (1900); прп. Макария, архим., миссионера Алтайского (1847); прав. Стефана Омского (1876); прп. Мисаила, иером. Абалакского (1797). 3-й ряд: свт. Симеона, митр. Смоленского (1699); свт. Нектария, архиеп. Тобольского (1667); прп. Арефы, архим. Верхотурского (1903); прав. Симеона Верхотурского (1642); свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840); прп. Германа Аляскинского (1837); мч. Василия Мангазейского (1600); свт. Варлаама, архиеп. Тобольского (1802); свт. Антония, митр. Тобольского (1740). 4-й ряд: свт. Филарета (в схиме Феодосия), митр. Киевского (1857); прп. Синесия, архим. (1787); свт. Софрония, еп. Иркутского (1771); свт. Димитрия, митр. Ростоского (1709); свт. Иоанна, мит­р. Тобольского и всея Сибири чудотворца (1715); свт. Иннокентия, митр. Московского (1879); свт. Павла, митр. Тобольского (1770); свт. Иннокентия, еп. Ир­кутского (1731); свт. Филофея (в схиме Феодора), митр. Тоболь­ского (1727). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Сибирские свв. " .

http://pravicon.com/info-3365

Архив Пн В праздник Собора Екатеринбургских святых в Храме на Крови города Екатеринбурга совершена праздничная Литургия 11 февраля 2022 г. 18:49 11 февраля 2022 года, в день 137-летия образования Екатеринбургской епархии , празднование Собора Екатеринбургских святых, в Храме на Крови города Екатеринбурга Божественную литургию совершили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , епископ Каменский и Камышловский Мефодий  и  епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий . Архипастырям сослужило многочисленное духовенство и монашествующие в священном сане епархий Екатеринбургской митрополии . Песнопения исполнили хор духовенства Екатеринбургской епархии, хор Храма на Крови и хор Екатеринбургской духовной семинарии. Богослужение совершалось пред иконой Собора Екатеринбургских святых и ковчегом с их мощами, изготовленным к 135-летию Екатеринбургской епархии. В ковчег вложены частицы мощей 11 уральских святых: праведного Симеона Верхотурского, преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, блаженного Космы Верхотурского, преподобного Арефы Верхотурского, преподобного Далмата Исетского, преподобного Василиска Сибирского, священномученика Константина Меркушинского, священномучеников Красноуфимских Алексия, Льва и Александра. По запричастном стихе к молящимся со словом обратился наместник Свято-Николаевского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов). В завершении богослужения перед образом Собора Екатеринбургских святых был исполнен праздничный тропарь. После молебного пения митрополит Евгений вознес молитву Всем святым, от века Богу благоугодившим. Затем сонм архипастырей и священнослужителей пропел величание Екатеринбургским угодникам Божиим.  Митрополит Евгений поздравил всех с праздником Собора Екатеринбургских святых и со 137-й годовщиной учреждения епархии. За богослужением архипастырь вручил награды клирикам и сотрудникам Екатеринбургской епархии, а также вручил дипломы выпускникам магистратуры Екатеринбургской духовной семинарии. Прямую трансляцию  богослужения вел телеканал «Союз» . Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5900163.ht...

Екатеринбургское епархиальное начальство на основании этого указа 1 июня 1902 г. уведомило местного губернатора и предписало благочинному мон-рей 2-го округа архим. Арефе в один из воскресных или праздничных дней совершить открытие общины, а после окончания литургии зачитать указ Синода и отслужить благоденственный молебен с крестным ходом вокруг обители. 16 июня 1902 г. архим. Арефа торжественно открыл общину в присутствии всех сестер, нижнетагильского духовенства и местных жителей. 17 июня под председательством архим. Арефы начальницей общины была избрана Феозва Крузе, казначеей - Т. Я. Деева. В авг.-сент. 1902 г. Скорбященская ц. с церковными и причтовыми капиталами, ризницей и утварью была официально передана общине. 2 мая 1903 г. в Скорбященском храме еп. Сарапульский Михей (Алексеев) постриг Ф. Крузе в монашество с именем Мария, Т. Дееву постриг 15 февр. 1905 г. настоятель Верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря игум. Евгений (Кибардин). В 1904 г. еп. Екатеринбургский и Ирбитский Владимир (Соколовский-Автономов) ? объезжая епархию, посетил и пос. Нижнетагильский Завод, познакомился с бытом насельниц, к-рые удостоились его благожелательного отзыва и обещания ходатайствовать перед Синодом об учреждении мон-ря. 17 мая 1904 г. Синод учредил при общине вакансию священника, временно (до 12 нояб. 1904) им был назначен иерей Михаил Бирюков, а позднее в Н. С. м. служил иерей Всеволод Черепанов, с 1910 г. являвшийся помощником благочинного 3-го округа Верхотурского у. Екатеринбургской епархии. С 25 июля 1913 г. вакансия священника была свободна. С 6 сент. 1914 г. монастырским священником стал сын В. Черепанова - Леонид Черепанов (впосл. еп. Ставропольский и Кубанский Лев ). Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г. Игум. Мария (Крузе). Фотография. 1909 г. 23 окт. 1904 г. община по ходатайству еп. Владимира от 12 июня того же года была переименована в Скорбященский общежительный жен. монастырь. Настоятельницей была назначена мон. Мария (Крузе), 15 авг. 1909 г.

http://pravenc.ru/text/2565228.html

В нашем распоряжении лишь сухие отчеты — учетные книги, подробно рассказывающие о хозяйственной, а не о внутренней жизни монастыря. Не сохранился также и устав. Но все же мы можем определенно сказать, что монастырь в целом следовал истинной святоотеческой традиции, то есть сестры, хотя, может быть, и не все, знали об умном делании, Иисусовой молитве. Мы имели счастье видеть духовное чадо настоятельницы нашего монастыря схиигумении Магдалины (Досмановой), схимонахиню Николаю (Засыпкину). От нее-то мы и узнали подробности жизни той настоятельницы, что долгие годы перед революцией управляла нашей обителью. Вся жизнь матушки Магдалины говорит о том, что она была наследницей правильной духовной традиции. Она приобщала всех к чтению книг, на которых воспитывались многие поколения монашествующих: «Добротолюбия», «Лествицы», поучений аввы Дорофея. Учила начинать и заканчивать день Иисусовой молитвой, заполнять ею все свободное время. Мы располагаем устными свидетельствами о том, что матушка Магдалина окормлялась у архимандрита Арефы, который был учеником знаменитого в наших краях старца Илии, прибывшего с Валаама для возрождения монашеской жизни в Верхотурском монастыре. Поэтому мы с некоторой уверенностью можем говорить, что в обители существовало учение об истинном монашестве. И восстановление именно этой преемственности является для нас важнейшим. Если же говорить о возрождении церковных искусств — конечно, мы стараемся делать то, что в наших силах. Но надо отдавать себе отчет: наша обитель была до революции очень крупной (тысяча насельниц), обеспеченной, благоустроенной, в ней существовало 18 мастерских. Сейчас мы располагаем гораздо более скудными возможностями. Традиционными для нашей обители были иконопись, швейная мастерская, сувенирное послушание. Эти направления мы развиваем и сейчас, и хотя пользуемся современными технологиями, но стараемся работать строго в рамках церковных традиций. Например, в иконописи сестры ориентируются на византийскую икону, пишут в древних канонических русских и греческих традициях XII—XIV веков — поры наивысшего расцвета иконописного мастерства.

http://e-vestnik.ru/church/igumeniya_lyu...

Житие преподобного Илии Верхотурского. – [Екатеринбург: Изд-во Ново-Тихвинского женского монастыря, 2003]. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2000. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. Нечаева М. Ю. Уральские монастыри//Очерки истории Урала. – Екатеринбург, 1997. – С. 79–96. – (Духовная культура Урала. Вып. 3). Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. – СПб.: Царское дело, 2005. Преподобный Илия Верхотурский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.463–475. Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский)/сост. В. С. Баранов – Изд. Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, 1995. Четвериков С., протоиер. Правда христианства. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998. Янсон М. Валаамские старцы. – М., 1994. Преподобный Арефа (Катаргин) ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 183; Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 545, 570, Архимандрит Арефа. Некролог//Русский паломник. 1903. 27. Архимандрит Арефа//Русский паломник. 1903. 29. Житие преподобного Арефы, архимандрита Верхотурского.Верхотурье, 2002. Летопись Верхотурского Николаевского мужского общежительного монастыря в связи с историческим сказанием о житии, чудотворениях и св. мощах святого праведного Симеона/сост. В. С. Баранов. – [Екатеринбург, 2003]. Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2000. – Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. Преподобный Арефа Верхотурский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С. 51–65. Старец-подвижник отец Илия, схимонах Верхотурского Николаевского монастыря (бывший Валаамский)/сост. В. С. Баранов – Изд. Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

По словам духовника, И. «открыто не проявлял своих подвигов, а жизнь подвижническую проводил тайно... Всегда ища себе душевного мира и спокойствия, он переходил из скита в скит, быть может, это и была конечная причина, что он оставил Валаам» (Валаамский патерик. 2001. С. 303). В связи с преобразованием верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря из штатного в общежительный и с введением в этой обители нового устава из Валаамского мон-ря туда были направлены опытные иноки во главе с иером. Иовом (Брюховым). Вместе с ними в дек. 1893 г. переехал и И. Нек-рое время он жил в юго-вост. башне монастырской ограды, нес послушание при мощах прав. Симеона Верхотурского. Духовный опыт И. был ценен как для братии, так и для расположенных рядом с Верхотурьем жен. обителей. В 1894 г., избегая многочисленных посетителей, И. оставил обитель и уединился в глухом лесу недалеко от монастырской заимки на р. М. Актай (в 8 км от Верхотурья). Первоначально старца навещали только насельники мон-ря. Однако, когда паломники узнали, что эта пустынька расположена недалеко от ведущего к мон-рю Гороблагодатского тракта, они стали посещать подвижника на новом месте, и он вопреки стремлению к безмолвию принимал всех ищущих духовного совета. Еще в Верхотурском монастыре И. познакомился с Евдокимом Плёнкиным († 1905), 60-летним мирянином, подвизавшимся в 23 км от Верхотурья. В окт. 1896 г. И. переселился ближе к Плёнкину, однако кельи подвижников разделяло более 11 верст. В эти годы И., несмотря на преклонный возраст, усилил молитвенные подвиги. Он продолжал принимать посетителей и вести переписку с монашествующими и мирянами. Каждые 3 недели приходил в монастырь, причащался Св. Таин. Вкушал лишь сухари, воду, иногда картофель. В 1899 г. по просьбе игум. Арефы Верхотурского И. вернулся в мон-рь, поселился в уединенной келье в монастырской роще близ братского кладбища. С окт. 1900 г. ежедневно причащался Св. Таин, посетителей уже не принимал. Согласно Житию, в день кончины И., к удивлению братии, повелел открыть двери своей кельи «для всех».

http://pravenc.ru/text/389311.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010