Это строгое общежитие. Валаамский монастырь в то время был действительно образцовым общежитием. И поэтому именно туда обратилось верхотурское священноначалие, чтобы были направлены достойные иноки. Это действительно были достойные иноки, подвижники. Они сейчас уже прославлены как местночтимые святые. И для нас большим утешением было приложиться к святым мощам преподобного Арефы и преподобного Илии Верхотурского. Сейчас монастырь возрождается. Это видно. Слава Богу, очень хорошо. Нормально налажено богослужение, жизнь монастырская. Сколько можно увидеть, конечно, за один день. И скиты есть недалеко, пустыньки такие отдаленные. Тоже это очень хорошо. Потому что важно для развития монашеской жизни и для паломников, которые не просто в одно место приехали, в Верхотурский монастырь, а посетили и место, где был похоронен праведный Симеон, и водички святой попили. Очень хорошо. Действительно, Верхотурье - это, как вы говорите, духовная столица Урала. - Владыка, сейчас все чаще мы слышим такое мнение, что монашеская жизнь сегодня, - не та монашеская жизнь, которая была в ранние и средние века христианства, когда иноки уходили далеко в пустыни, основывали там монастыри, удалялись от людей. Сегодня монастыри бывают зачастую в мегаполисах, крупных городах. Почему так происходит? Влияет ли это на монашескую жизнь? Говорят, стоит все монастыри вынести куда-нибудь далеко, чтобы мир не мешал монахам творить свою уединенную молитву? - Конечно, влияет мир; жизнь, которая окружает нас, вмешивается, врывается в монастыри. Почти все монастыри у нас открыты миру. У нас нет закрытых монастырей или их можно счесть буквально по пальцам, где устав и образ жизни в чем-то подобен древним монастырям. Но сказать, что из-за этого монашеская жизнь обречена, что она может быть бесплодна, - будет неправильно. Как было бы неправильно сказать, что если мы сейчас закроем ворота, уединимся, никого не будем пускать, - будем преуспевать. Это тоже ошибка. В разные времена разные условия существовали. И для Церкви в целом, и для обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В нашем распоряжении лишь сухие отчеты — учетные книги, подробно рассказывающие о хозяйственной, а не о внутренней жизни монастыря. Не сохранился также и устав. Но все же мы можем определенно сказать, что монастырь в целом следовал истинной святоотеческой традиции, то есть сестры, хотя, может быть, и не все, знали об умном делании, Иисусовой молитве. Мы имели счастье видеть духовное чадо настоятельницы нашего монастыря схиигумении Магдалины (Досмановой), схимонахиню Николаю (Засыпкину). От нее-то мы и узнали подробности жизни той настоятельницы, что долгие годы перед революцией управляла нашей обителью. Вся жизнь матушки Магдалины говорит о том, что она была наследницей правильной духовной традиции. Она приобщала всех к чтению книг, на которых воспитывались многие поколения монашествующих: «Добротолюбия», «Лествицы», поучений аввы Дорофея. Учила начинать и заканчивать день Иисусовой молитвой, заполнять ею все свободное время. Мы располагаем устными свидетельствами о том, что матушка Магдалина окормлялась у архимандрита Арефы, который был учеником знаменитого в наших краях старца Илии, прибывшего с Валаама для возрождения монашеской жизни в Верхотурском монастыре. Поэтому мы с некоторой уверенностью можем говорить, что в обители существовало учение об истинном монашестве. И восстановление именно этой преемственности является для нас важнейшим. Если же говорить о возрождении церковных искусств — конечно, мы стараемся делать то, что в наших силах. Но надо отдавать себе отчет: наша обитель была до революции очень крупной (тысяча насельниц), обеспеченной, благоустроенной, в ней существовало 18 мастерских. Сейчас мы располагаем гораздо более скудными возможностями. Традиционными для нашей обители были иконопись, швейная мастерская, сувенирное послушание. Эти направления мы развиваем и сейчас, и хотя пользуемся современными технологиями, но стараемся работать строго в рамках церковных традиций. Например, в иконописи сестры ориентируются на византийскую икону, пишут в древних канонических русских и греческих традициях XII—XIV веков — поры наивысшего расцвета иконописного мастерства.

http://e-vestnik.ru/church/igumeniya_lyu...

Это почти все, что известно о жизни монаха Верхотурского Свято-Николаевского монастыря Макария (Поликарпова). Мы не располагаем никакими сведениями о том, кто был его духовным наставником, как строилась его внутренняя жизнь, был ли он знаком со святоотеческим учением. Конечно, отсутствие этих сведений не указывает на неправильность духовной жизни отца Макария, но и не позволяет говорить о его духовном преуспеянии. Следует отметить, что Михаил Поликарпов находился в Свято-Николаевском монастыре в течение всего времени, когда настоятелями там были архимандрит Иов (Брюхов) и преподобный Арефа (Катаргин), а духовным окормлением братии занимался преподобный Илия (Чеботарёв). Вызывает удивление, что никто из них не заметил духовных дарований Михаила Поликарпова, а ведь по крайней мере отец Арефа должен был обратить на них внимание: после смерти старца Илии он был особенно озабочен выбором духовно рассудительных иноков для окормления братии и именно в это время или одним-двумя годами позднее у «пастуха Михаила» уже появились почитатели в лице Григория Распутина и членов Императорской фамилии. Однако почему-то отец Арефа не счел возможным вверить ему попечение о братии. Обращает на себя внимание и тот факт, что Михаил Поликарпов был зачислен в послушники только через семнадцать лет после своего поступления в монастырь, уже после отъезда из обители отца Иова и после смерти отца Арефы. Главный аргумент почитателей монаха Макария – свидетельства о его прозорливости. В сохранившихся воспоминаниях о нем наибольшее место занимают рассказы именно о его предсказаниях и предостережениях. Одной своей посетительнице он предсказал, что у нее будет много детей; другой – что у нее утонет муж; третьей – что ее сын переедет жить из Верхотурья в Екатеринбург. Нужно сказать, что пророчества такого рода святые отцы характеризуют вполне определенно – как «сведение пустое, вещественное, удовлетворяющее тщеславию пророка и любопытству плотских людей» 188 . «Святой Дух всегда возвещает что-либо духовное, душеспасительное, существенно нужное, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) , – а падший дух возвещает всегда что-либо плотское, как пресмыкающийся по своем падении в греховных страстях и вещественности» 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В настоящее время в монастыре имеется один каменный храм в честь Спаса Нерукотворного. Он был построен в 1829 году гвардии поручиком Александром Федоровичем Полторацким на месте домовой церкви помещиков Полторацких. До закрытия в храме было 4 придела: в честь Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Храм был полностью восстановлен к 1999 году, и 28 ноября того же года архиепископом Климентом освящен его центральный придел. В обители хранятся частицы мощей: апостола Андрея Первозванного; святителей Игнатия Брянчанинова , Иннокентия Херсонского , Феодосия Черниговского, Луки Симферопольского, Игнатия Ростовского, Тихона Задонского , Патриарха Московского Тихона; священномучеников Иосифа Астраханского и Харлампия Магнезийского; мучеников Хозевитских; благоверного князя Александра Невского; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского , Варнавы Гефсиманского , Севастиана Карагандинского , Лаврентия Черниговского , Феодора Санаксарского , Саввы Вишерского, Арефы Верхотурского; праведного Артемия Веркольского; Киево-Печерских святых: священномученика Кукши, преподобномучеников Анастасия, Василия, Феодора, преподобных Агапита, Евстратия, Ипатия, Дамиана, Нестора Летописца, Никона, Моисея, Алипия, Феофила, Николы Святоши; Афонских святых: преподобномученика Акакия и преподобного Гавриила; Оптинских старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Исаакия I, Антония, Илариона, Нектария; а также праведного Ионы и преподобного Кукши Одесских. Особо почитаются иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Тихвинская икона Божией Матери. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

           К сожалению, «штатный» монастырь был местом, где братья жили вместе, но настоящего общежития не было. Часто игумен не имел полной власти. Это и у нас, и на Афоне так было. Получали монахи зарплату, жили сами по себе, только в одной ограде. То есть кто хотел, например, хороший стол, мог себе позволить хороший стол. Кто подвизался, тот подвизался. Но, к сожалению, в этом мире подвизающихся всегда меньше, а послабляющих и утешающихся всегда больше. Поэтому духовная жизнь в этих «штатных» монастырях была, конечно, очень вялая.            А строгий общежительный монастырь - когда у монахов нет ничего своего, все у них монастырское, строгое послушание игумену, частая Исповедь или откровение помыслов и во главу угла ставится духовная жизнь. Это строгое общежитие. Валаамский монастырь в то время был действительно образцовым общежитием. И поэтому именно туда обратилось верхотурское священноначалие, чтобы были направлены достойные иноки. Это действительно были достойные иноки, подвижники. Они сейчас уже прославлены как местночтимые святые. И для нас большим утешением было приложиться к святым мощам преподобного Арефы и преподобного Илии Верхотурского.            Сейчас монастырь возрождается. Это видно. Слава Богу, очень хорошо. Нормально налажено богослужение, жизнь монастырская. Сколько можно увидеть, конечно, за один день. И скиты есть недалеко, пустыньки такие отдаленные. Тоже это очень хорошо. Потому что важно для развития монашеской жизни и для паломников, которые не просто в одно место приехали, в Верхотурский монастырь, а посетили и место, где был похоронен праведный Симеон, и водички святой попили. Очень хорошо. Действительно, Верхотурье - это, как вы говорите, духовная столица Урала.           - Владыка, сейчас все чаще мы слышим такое мнение, что монашеская жизнь сегодня, - не та монашеская жизнь, которая была в ранние и средние века христианства, когда иноки уходили далеко в пустыни, основывали там монастыри, удалялись от людей. Сегодня монастыри бывают зачастую в мегаполисах, крупных городах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

В Верхотурье прошло епархиальное собрание Екатеринбург, 31 декабря 2003 г. Годовое общеепархиальное собрание духовенства Екатеринбургской епархии впервые в истории прошло в Верхотурье, сообщает Информационное агентство епархии. Обычно такие ежегодные форумы проходят в областном центре. В этом году архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий благословил духовенство собраться у Верхотурских святынь, несмотря на то, что духовную и административную столицы Урала разделяет более трехсот километров. После Божественной литургии в Крестовоздвиженском соборе и чина канонизации нового святого Екатеринбургской епархии - преподобного Илии Верхотурского - более трехсот священнослужителей собрались в Преображенском храме Свято-Николаевского монастыря у мощей святых Симеона и Арефы Верхотурских. Годовое собрание духовенства открыл архиепископ Викентий. " Епархии необходимо выйти на новый уровень своего служения. Нужно активизировать все стороны жизни приходов, монастырей и всех епархиальных учреждений " , - сказал правящий архиерей. Владыка Викентий указал, где нужно черпать силы для того, чтобы с полной отдачей нести миру свидетельство о Христе. Их нужно черпать " в более частых совершениях Божественной литургии, в посещении святынь епархии: Верхотурья и Меркушино, Храма-на-Крови и Ганиной ямы, Верхнего Тагила и Тарасково " . В своем докладе архиепископ коснулся " угрожающего падения нравственного состояния общества. То, что является смертным грехом, грехом, ложащимся на несколько поколений, сегодня рассматривается как норма жизни и даже чуть ли не как добродетель " . Владыка Викентий убежден, что " всевозможные землетрясения и другие природные катаклизмы, техногенные катастрофы, междоусобные войны имеют один корень, одну природу - грех " . " Сегодня многие возлагают свои надежды на Православную Церковь - и люди простые, и высокопоставленные, и на Урале, и в Москве. Но постепенно, эти надежды у людей начинают убывать. И мне все чаще задают вопрос: почему нет отдачи от вашей работы? Вам даны возможности, свободы, а наркомании все больше, а падение нравов продолжается, а проституцию уже легализовать хотят, а преступность растет. Почему Церковь мало влияет? - спрашивают меня " , - сказал архиепископ.

http://pravoslavie.ru/8588.html

III. Молитвами св. апостола Иакова да поможет нам Бог никогда не изменять правде и истине и исполнять св. и спасительную заповедь нашего Господа: любить наших врагов, и тем привлечь к себе милость и любовь Божию (Составлено по проповедям Григория, архиепископа Казанского, т. I, и другим источникам). Двадцать четвертый день Поучение 1-е. Преп. Арефа Печерский (Об отношении к богатству) I. Cb. преп. Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «Когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздачи милостыни». Когда ангелы сказали мни так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской пещере. II. В день преп. Арефы Печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать с вами, братия, о неправильном отношении к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а)  Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего (Пс. 51, 9). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближнего, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 10), учит апостол. Ап. Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Двадцать четвертый день. Поучение 1-ое. Препод. Арефа печерский. (Об отношении к богатству). I. Св. преподобный Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в киево-печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому-то терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в киево-печерской пещере. II. В день препод. Арефы печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать о неправильных отношениях к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а) Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего ( Псал. 51, 9 ). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, прижимкам, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближняго, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6, 10 ), учит апостол. Апостол Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога ( Еф. 5, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, обратим речь к нужному. Некоторые опечалились, говоришь ты, по поводу второго Ирода 1226 , потому что он был православным и его поминает Церковь . Но, во-первых, обычное дело называть властителей Иродами; так, [Григорий] Богослов говорит: «...если предстанешь Ироду, то молчи» 1227 . Затем пусть осуждающие обратят внимание, не справедливо ли это сравнение. Первый Ирод, имев женою своей дочь царя Арефы и (624) отвергнув ее, взял себе жену брата своего Филиппа для второго сожительства, а так как это было противозаконно, то он обличается Предтечей и, не перенося обличения, умерщвляет пророка (см. Мф.14:3–12 ). Потом спустя немного, быв изгнан собственным народом, он убивается по судьбам правосудного Бога, воздавшего убийце достойное наказание жалкую смерть за смерть праведника. Обратимся же к тому, о котором идет речь. И этот, имев женою Марию, законно сочетавшуюся с ним от юности, и отвергнув ее, прелюбодейным образом, как говорит Господь (см. Лк.16:18 ), взял себе в жену Феодоту кубикуларию для второго сожительства, а так как это вопреки Евангелию, то он лично обличается [игуменом] Платоном и, не перенося обличения, заключает преподобного как бы в могилу; потом спустя немного, быв изгнан подданным, ослепляется по судьбам Праведного Бога, воздавшего виновнику заключения подобающее наказание лишение зрения за заключение преподобного. Пусть же всякий здравомыслящий вникнет, не справедливо ли [император] Константин, хотя бы он не сделал ничего другого с тогдашнего времени доселе, назван вторым Иродом, сам доставив себе своими делами это название. Относительно этого пусть они и не возражают нам. Христос истина, не может лгать; прелюбодей и тот, кто не противится им, и даже враг Божий. И не перестанут говорить об этом деле прелюбодея до скончания века. Но так как опечалившиеся способствовали прелюбодеянию, то они и негодуют при напоминании о нем, между тем как им следовало бы признать истину, повергаться и плакать пред Богом о гонении, за которое отдадут отчет в день Суда, если не раскаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иоанн Креститель, икона Иоанн Предтеча, икона, XIV в. Проповедь Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии ( Христа ). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос . Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... » Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , брат Симона Петра. Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Темница Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого ) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы , и за незаконное сожительство с Иродиадой , которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом .

http://drevo-info.ru/articles/3825.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010