Второй отрывок, в котором говорится о рае, содержится в Послании апостола Павла; он связан с его личным опытом: И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 3-4). Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что рай - это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями... В то же время он говорит, что восхищение апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что он был посвящен в таинственные и неизреченные слова о рае, которые до сего дня сокрыты от нас. Как говорит преподобный Максим Исповедник, во время созерцания апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел три неба - деятельное любомудрие, естественное созерцание и тайнозрительное богословие, которое и является третьим небом, - и оттуда был восхищен в рай. Так он был посвящен в тайну того, что представляли собой два древа - древо жизни, которое произрастало посреди рая, и древо познания, в тайну того, кем был херувим и чем являлся огненный меч, с помощью которого он охранял вход в Эдем, а также во все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом 2 . Третье место находится в Откровении Иоанна. Епископу Ефеса кроме прочего говорится: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2, 7). Согласно преподобному Андрею Кесарийскому, под древом жизни иносказательно подразумевается вечная жизнь. То есть Бог дает обетование приобщиться благ будущего века 3 . И по толкованию Арефы Кесарийского, рай - это блаженная и вечная жизнь 4 . Следовательно, рай, вечная жизнь и Царство Небесное - это одна и та же реальность. Мы не будем сейчас углубляться в анализ соотношения понятия рай с понятиями Царство Божие и Царство Небесное. Очевидно главное: рай - это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом. Слово ад (греч. οε - мука) происходит от глагола οο и имеет два значения. Первое значение - обрезать ветви дерева, второе - наказывать. Слово это в Священном Писании употребляется в основном во втором значении. Причем в том смысле, что не Бог наказывает человека, но человек сам наказывает себя, потому что не принимает дара Божия. Разрыв общения с Богом и есть наказание, особенно если мы вспомним, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и именно это является глубочайшим смыслом его существования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1888...

Глава XIV Мф.14:1–2 .  В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Один 299 из принадлежащих Церкви толкователей спрашивает, почему Ирод подозревал так, что думал, будто это Иоанн воскрес из мертвых и что потому чудесные силы и обнаруживаются в Нем. Но разве мы должны давать отчет о чужом заблуждении? и может ли из этих слов вытекать основание Для представления о переселении душ ( μετεμφχωσις), когда несомненно, что во время усекновения Иоанна Господь имел тридцать лет жизни; а учение о переселении душ говорит, что души водворяются в различные тела спустя очень многие годы. Мф.14:3–4 .  Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее [в качестве жены]. Древняя история повествует, что Филипп, – сын Ирода Старшего (во время которого Господь бежал в Египет), был братом Ирода, при котором пострадал Христос, – взял себе в жены дочь царя Арефы Иродиаду. А немного спустя вследствие возникновения некоторых подозрений против зятя, тесть похитил дочь свою и к прискорбию первого мужа устроил брачный союз с врагом его, Иродом. А кто этот Филипп, об этом более подробно говорит евангелист Лука: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области» ( Лк.3:1 ). Итак, Иоанн Креститель, пришедший в духе и силе Илии, с такой же властью, с какой этот обличал Ахава и Иезавель ( 3Цар.21:19–25 ), изобличал Ирода и Иродиаду, вступивших в незаконный брак, в том, что не должно при жизни родного брата брать в жены его жену: он предпочитал подвергнуться опасности от царя, чтобы через лесть не показаться забывающим заповеди Божии. Мф.14:5 .  И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Ирод опасался возмущения народа из-за Иоанна, потому что узнал, что многие толпы были крещены им. Но он был побужден любовью жены; из-за пылкой страсти к ней он пренебрег даже заповеди Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ирод Антипа не искал для себя покаяния, посему гнев Божий пришел на него неожиданно – в момент его человеческой славы, человеческой чести, а правильнее сказать, бесчестия. О его смерти (Ирода Антипы) сказано в Книге Деяний святых Апостолов: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:21–23 ). По Иосифу Флавию, именно подозрительность и зависть побудили Ирода убить Иоанна Крестителя. Ирод, подобно всякому слабому, подозрительному, испуганному и напуганному тирану, видел лишь один выход и способ устранить соперника: убить его. Но была и другая причина, почему Ирод Антипа заключил под стражу и убил Иоанна Крестителя. И сегодня мы беседуем о смерти Иоанна Крестителя, и мы читаем далее, почему Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в темницу: Мф.14:3–4 . «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Древняя история повествует, что Филипп, – сын Ирода Старшего (во время которого Господь бежал в Египет), был братом Ирода (то есть Ирода Антипы – О.С.) , при котором пострадал Христос, – взял себе в жены дочь царя Арефы Иродиаду. А немного спустя вследствие возникновения некоторых подозрений против зятя, тесть похитил дочь свою и к прискорбию первого мужа устроил брачный союз с врагом его, Иродом (Антипой) » . Возникает резонный вопрос: почему Иоанн Креститель, зная мстительный и завистливый характер этого семейства, решился обличить царя Ирода Антипу, сына Ирода Великого, словами: «не должно тебе иметь жену брата твоего». Креститель Спасов Иоанн обличал царя Ирода не ради того, чтобы оскорбить, опозорить или унизить его. Его цель заключалась в увещевании – чтобы Ирод исправился и вернул чужую жену ее мужу, то есть брату своему Филиппу. Праведный человек никогда не стремится опозорить или унизить другого человека. То есть Иоанн Креститель проявлял заботу об Ироде, указывая на его грех. Но Ирода это только злило и раздражало. Причем, как мы говорили выше, он (Ирод Антипа) еще и завидовал славе Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель не мог не обличать Ирода, иначе бы он сам оказался бы преступником, ибо сказано: «Когда Я (то есть Господь Бог) скажу беззаконнику: ″беззаконник! ты смертью умрешь″, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» ( Иез.33:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мк.6:16 . Ирод же, услышав сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Мк.6:17 . Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Мк.6:18 . Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Связа его (Иоанна) в темнице (заключил его в темницу). В темницу, это – в Махеронскую крепость, которая лежала на северо-восточном берегу Мертвого моря. Иродиады ради (за Иродиаду) жены Филиппа брата своею, яко оженися ею (потому что женился на ней). Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великого. Ирод же и Филипп были дети сего царя. Таким образом, Иродиада приходилась племянницей как Ироду Антипе, так и Филиппу. Она была замужем за Филиппом и имела от сего брака дочь Соломию, которая очень угодила Ироду своей пляской (ст. 22); Ирод же был женат на дочери арабского царя Арефы, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял жену его Иродиаду. За это-то беззаконие и обличал Иоанн Ирода, говоря ему: не достоит (непозволительно) тебе имети жену Филиппа брата твоего (ст. 18). Поступок Ирода был совершенно беззаконен; если законом Моисеевым позволялось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и при том в случае бездетства ее самой ( Втор.25:5–6 ). Мк.6:19 . Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Иродиада была сама по себе злая женщина. Злобилась же на Иоанна особенно за то, что она могла бы лишиться царской власти, если бы его обличительная речь подействовала на Ирода, и он развелся бы с ней. Хотяше (желала) его убити, и не можаше (но не могла) и пр. Не могла – и собственной властью, не могла принудить и Ирода к убиению. Мк.6:20 . Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Ирод, быть может, и желал бы убить Иоанна, но, с одной стороны, как замечает еванг. Матфей, боялся народа: потому что его считали за пророка ( Мф.14:5 ), т. е. за особенного посланника Божия к себе; с другой стороны, боялся и потому, что сам знал его за мужа праведного и святого и многое делал, слушаясь его; и с удовольствием слушал его (ведый его мужа праведна и пр.). Многое делал и пр. Ирод делал много доброго, слушаясь Иоанна, пишет, объяснял сии слова, еп. Михаил, и с удовольствием слушал его проповедь; но тем не менее, однако же не исполнял требования Иоанна относительно Иродиады, и самого проповедника заключил и держал в темнице. Он, как видно, входил в сделку со своей совестью, как поступают обыкновенно люди бесхарактерные; надеялся некоторыми добрыми делами, предпринимаемыми по совету Иоанна, загладить свой главный грех , против которого особенно вооружался Иоанн, и не отставал от того греха, преследовал и самого проповедника (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На другой день, открывши ворота, вышли все старейшины (ρχηγο) их, вместе с Арефой, к царю, и поклонились ему до земли. Он же приказал всех их схватить и сперва расхитить имущество их, а потом показать ему Павла, епископа города. Все старейшины ответили, что он умер за два года перед сим. Царь не поверил им, но послал на место, где лежало честное тело его, и приказал, выкопавши кости, сжечь огнём и пепел лопатами развеять по ветру. На следующий день велел всему войску собрать дров и зажечь огромнейший костёр, занимающий пространства одну стадию, и бросить туда всех священников городских, диаконов и остальных служителей Церкви, и избравших монашескую жизнь, и так называемых канонисс и девственниц и певиц, поющих в домах Божиих днём и ночью: всех таковых, найденных в городе и окрестностях, без исследования сжёг, с целью запугать остальных христиан. Сожжённых было числом четыреста двадцать семь душ. После сего велит заковать в цепи Арефу, мужа знатнейшего, и прочих старейшин города; а глашатай возгласил наречием Гомеритским: «отрекитесь так называемого Христа, иудействуйте, согласитесь со мной, и будете жить». Святые мученики сказали: «да не будет нам отречься от веры, в которой мы крещены». – И сказал царь: «ведь Римляне знали, что отцы наши в Иерусалиме, священники и законоучители распяли человека, и его, как хульника Божия, бичевали, позорили и предали гнусной смерти, как человека, а не Бога. Для чего ж вы заблуждаетесь, следуя тому человеку? Не лучше ж вы несториан, которые доселе есть между нами, и говорят, что считают его не Богом, а пророком Божиим. Неграняне! Я не требую от вас, чтобы вы отреклись Бога неба и земли, или поклонялись солнцу, луне и светилам небесным, или творениям, находящимся в земле, море и реках; хочу только, чтоб вы отреклись так называемого Иисуса, хулившего так и представлявшего себя Богом, и чтоб вы только сказали, что распятый был человек, а не Бог». А святые мученики Христовы отвечали: «за себя, всё племя наше и весь наш город, и всех далёких наших друзей отстаиваем, свидетельствуем и исповедуем доброе наше исповедание, по вере в которое крестились мы во имя Отца и Сына и Святого Духа, и не отрицаем воплощения; Иисус, злословимый тобой, единый от Троицы, Бог Слово, в последние дни для нашего спасения воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы, научил нас, что поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками ( Мф.10:18 ). А тебя и твоё правление (πολιτεαν) отвергаем, потому что преступаешь закон Божий и клевещешь на истину».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. О, сколь великий страх объял тогда всех, возлежавших и предстоявших на вечери той, когда все увидели человеческую голову, как пищу, носимою на блюде, источавшую кровь, и, кроме того, движущею устами и изрекавшею слова; и сию главу плясавица взяла дерзкими руками своими и отнесла к матери своей. Иродиада же, взяв ее, проколола иглою язык, обличавший беззакония ее; посмеявшись достаточное время, Иродиада не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если глава его будет присоединена к телу, и тогда не начал бы снова обличать ее и Ирода. Тело святого Предтечи ученики его в ту же ночь взяли из темницы и похоронили в Севастии; главу же Крестителя Иродиада закопала в земле, у себя во дворце, на некоем бесчестном и потаенном месте. Относительно того, каким образом оттуда была взята глава Крестителя, написано под двадцать четвертым числом февраля, когда празднуется Обретение сей честной главы. После умерщвления святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окаянный Ирод совершил и другое, не меньшее, злодеяние; ибо он посмеялся над Господом нашим Иисусом Христом во время вольного Его страдания за нас, как о том повествует святой Евангелист Лука: «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Однако мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа; ибо, с одной стороны, кровь Иоаннова вопияла на Ирода к Богу, как некогда кровь Авелева на Каина (Быт.4:1–16); с другой стороны, иные беззакония Ирода (особенно поругательство над Господом нашим Иисусом Христом) навлекали на него праведную казнь Божию; и действительно спустя непродолжительное время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясавицей. Ибо Арефа, царь аравийский, мстя за бесчестие и поругание над его дочерью, собрал воинов и пошел с ними на Ирода; точно также и Ирод, собрав своих воинов, вышел на борьбу с Арефой. Произошла жаркая схватка воинов с той и другой стороны; воины Арефы победили воинов Иродовых; Ирод понес сильное поражение; почти все воины его были побиты, и сам он спасся с большим трудом. После этого Ирод лишен был своей власти и всех своих богатств кесарем римским и был послан на заточение с прелюбодейцею и дочерью ее первоначально в Лион, город галльский, потом был переслан оттуда в Илерду, город испанский, и здесь окончил жизнь свою в лишениях и бедствиях; но ранее своей смерти он видел смерть плясавицы, своей дочери, которая погибла таким образом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Опять – советовал я им выйти против тебя и воевать за народ Христов; но и этого не сделали. Ибо уповал я на Владыку Христа, что одолею и сокрушу тебя, как Гедеон с тремя стами мужей, по глаголу Божию, обратил в бегство имевшего десятки тысяч. Но да будет воля Божия! Знаю, что за грехи свои пострадали мы и преданы в руки твои. Ибо никогда истина не проходила чрез уста твои». Говорит вельможа, сидевший подле царя: «так ли учат вас христианские Писания оскорблять владык земных? Разве не знаешь, что цари Еврейские суть помазанники Божии?» Отвечал святой: «ты, господин патриций, внял ли написанному о пророке Илии? Ибо, когда сказал ему Ахаав, царь Израильский: «тебя ли вижу, возмутитель Израиля?» то он ответил ему: «не я возмущаю Израиля, а ты и дом отца твоего» ( 3Цар.8:17–18 ). Так что не грешит тот, кто обличает царя за преступление закона. Ибо, не краснея, сказал нам отречься Слова Бога, Которым всё сотворено на небе и на земле, видимое и невидимое, – Который, видя своё создание в плену у диавола, не презрел его, но умилосердился и дал закон заповеди в научение всех людей, для вразумления и удержания от зла; и опять, наказавши Израиля за преступные мерзости, умилосердился и вызвал его из Вавилонии. И поскольку растлилось в преступлении заповедей созданное по образу Создавшего, то Сам Бог Слово, по благоволению Отца сшедши с небес, восприял падшее и в собственном теле пригвоздил грех ко кресту, сделавшись в воспринятом от нас теле жертвой за весь наш род человеческий Богу и Отцу. И как теперь нам отречься Его? И тогда как, может быть, мне не осталось и одного часу ещё прожить, ты хочешь отчуждить меня от Царства Небесного?» «А царь, который лжёт, не сильный царь. Поклявшись нам и давши слово, ты не соблюл его. Видел я царей великих, которые превосходнее тебя были, в Индии, Персии, Эфиопии и в этой самой стране, но ничего такого они не делали, и слово их было истинно. Потому народы и племена, области и города и полки воинов называли их богами, повинуясь им, как Богу, давшему им царствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Сказал ему царь: «знаешь ли Того, Кого называют Христом?» Он ответил: «знаю». И сказал ему царь: «как ты знаешь Его?» Мальчик отвечал: «истинно, каждый день видел Его в церкви, когда ходили туда с матерью своей; если хочешь идти со мной, я тебе покажу Его». Опять сказал ему царь: «меня любишь, или Того, Кого называете Христом?» А мальчик: «люблю Христа, потому что мы кланяемся Ему». Царь опять: «меня любишь, или матерь свою?» Тот отвечал: «матерь свою; но уже пусти меня к ней». «Для чего ж ты оставил её», говорит царь, «и подошёл ко мне, целуя ноги мои? Разве не знаешь, что я Иудей?» – Мальчик: «я думал, что ты христианин, и подошёл, чтоб ты освободил мать мою». И сказал ему царь: «я – Иудей: но если хочешь оставаться при мне, то дам тебе орехов, миндалю и винных ягод и чего иного пожелаешь». – Отвечал мальчик: «пусти меня к матери моей; ничего я не беру от тебя, потому что ты – Иудей». Тогда сказал царь своим вельможам: «видите этот злой корень, как разумно отвечает?» А один из предстоящих: «иди со мной, дитя; я поведу тебя к царице». Он же ответил: «нет». И увидев издали, что мать его приведена и брошена в пламень, заплакал, говоря: «хочу к матери». Но его заставили стоять, и царь удержал его. Тогда мальчик схватился за бедро царя и укусил его; и передал его царь одному из сановников своих, говоря: «возьми его и воспитай, и научи Иудейскому закону». Тот повёл мальчика, держа его за руку, и, встретившись с другими вельможами, передавал им ответы его, и как он укусил царя; а в это время, будучи недалеко от разведённого пламени, мальчик вырвался от них, побежал и бросился в пламень и пострадал вместе с матерью своей. Тогда все вельможи и старейшины приступили к царю и просили его оставить в покое остальных христиан, и, если угодно, возобновить преследование их спустя некоторое время. Царь же, собравши всех детей от пятнадцати лет и ниже, мужеского пола и женского, от родителей благородных, горожан, земледельцев, ремесленников и рабов – все христиан, тысяча двести девяносто семь, разделил их и роздал в рабство всем вельможам своим и прочим пособникам своим в преследовании христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Память 29 августа Святому Иоанну, Предтече Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подобало предварить смертью своей, как рождение Господа, так и смерть Его; и, подобно тому, как на земле он проповедал о пришествии Господа, сказав: «идет за мною Сильнейший меня» ( Мк.1:7 ): так и находившимся в аду душам праотцов святых он должен был проповедать пришествие Господа; ибо Предтеча Иоанн должен был сказать здесь, что уже явился ожидаемый в мире Мессия. И подобно тому, как Господь наш Иисус Христос пострадал за грехи людские, так и Предтеча Его предполучил страдальческую смерть по причине беззакония Иродова. Случилось же сие так: Ирод, называемый Антипой, сын старейшего Ирода, избившего младенцев вифлеемских, – злая отрасль от злого корня, имевший в своей власти Галилею, первоначально женился на дочери Арефы, царя аравийского; он прожил с нею немало времени. Но потом, будучи пленен красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, сблизился с нею, ибо она соизволяла похоти его; по требованию сей любодейцы, он прогнал от себя первую законную жену свою и женился на жене брата своего, противно закону; ибо если бы и умер брат его, он не мог бы взять его жены, так как оставалась бы в живых дочь брата, рожденная от той жены; закон же повелевал брать жену умершего брата (вдову) только тогда, когда умерший брат не оставлял после себя детей 5293 . Достоверно сообщают, что Ирод отнял жену у Филиппа, брата своего, еще тогда, когда он был жив; таким образом он сотворил великое беззаконие, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель. Видя такое беззаконие, учиненное Иродом, ревнитель закона Божия, обличитель грехов человеческих и проповедник покаяния, – святой Иоанн Креститель не умолчал, но пред лицом всех обличал Ирода, как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата своего, и говорил ему: – Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. Ирод же, не вынося обличения, приказал заключить Иоанна в темницу, обложив его оковами; особенно гневалась на святого жена Ирода, Иродиада, и весьма желала смерти его, но не могла его умертвить, ибо сам Ирод оберегал узника от убийственного намерения жены своей. Ирод считал Иоанна мужем праведным и святым; ранее он со сладостью слушал его и, внимая словам его, творил много добра; посему Ирод боялся отдать Иоанна на смерть. Однако он боялся не столько Бога, сколько людей, как говорит Евангелист Матфей: «и хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» ( Мф.14:5 ); Ирод боялся, как бы народ не восстал на него и не поднял мятежа; по сей-то причине он не осмеливался предать явно на смерть пророка и Крестителя Господня, всеми любимого и почитаемого, но только томил его в темничном заключении, желая заградить не умолкавшие уста своего обличителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так мать с сыном стали благоухающею жертвою всесожжения пред Богом. Слава Богу, так умудрившему малого младенца, что над ним исполнились слова пророческие: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» 6967 . Когда все это происходило, князья и воеводы беззаконного царя сожалели о столь значительном пролитии крови христиан. Они обратились к царю и просили, чтобы он прекратил кровопролитие и не губил города, из которого ежегодно доставлялось много дани. Беззаконник поступил согласно их просьбе и перестал проливать кровь неповинную. Однако, он избрал много тысяч младенцев и девиц как из этого города, так и из всей Награнской области, и одних взял в рабство себе, а других раздал по своему усмотрению, вельможам и воинам. Весь город, который ранее свободно поклонялся Пресвятой Троице, подчинил он тяжкому рабству, после чего отправился в свою столицу. Когда сей богоненавистный иудей возвращался домой, на небе явился огонь и всю ночь освещал воздух. Вследствие явления сего огня, Дунаан и все войска его были в большом страхе. И стал огонь падать на землю в виде дождя и причинил много вреда. Это было знамением гнева Божия и началом отмщения за пролитую кровь. Однако новый фараон не захотел исправиться и не смирился пред крепкою рукою Божиею. Он воспылал такою бешеною яростью против христиан, что задумал истребить их не только в своей стране, но и в других областях и царствах. Именно, он послал послов к царю персидскому 6968 , убеждая его сделать подобное же и избить всех христиан в своей области, если он желает, «чтобы к нему было милостиво солнце и отец солнца, Бог еврейский». Персы почитали солнце, как бога. Поэтому и Дунаан, желая вооружить персидского царя против христиан, называл еврейского Бога «отцом солнца». Писал он и к сарацинскому 6969 царю Аламундару, обещая ему много золота, если он истребит подвластных ему христиан. Услышав обо всем этом, благочестивый греческий царь Иустин сильно опечалился и, скорбя сердцем по поводу гонения на христиан, послал письмо к александрийскому архиепископу Астерию, прося его побудить ефиопского царя Елезвоя к войне против нечестивого иудея для отмщения за кровь христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010