Лк.23:44 . Бе же чáс яко шестый, и тмá бысть по всéй земли до часá девятаго: (Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:) Час яко шестый (около шестого часа дня), по нашему счислению – около 12-го. У евреев счет часов дня производился от 6-ти часов утра до 6-ти вечера, – от восхода солнечного до заката, и их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, 2-й час – 8-му, 3 – 9-му и т. д. И тьма быст (сделалась) по всей земле и пр. Это было необыкновенное солнечное затмение, а чудесное, которое, вместе с другими, совершившимися в то же время, чудными явлениями в природе, как то: землетрясением, распадением камней и пр., свидетельствовало о страшном событии – о смерти Сына Божия. Обыкновенное солнечное затмение не могло быть в день смерти Иисуса Христа, потому что тогда было новолуние, когда не бывает затмения. Это затмение удивило языческих ученых тогдашнего времени (Флегона, Дионисия), из которых второй впоследствии сделался христианином и учителем церкви под именем Ареопагита, и др. Об этом затмении так писал Дионисий: «Мы (он и его друг Аполлофан) оба, находясь близ г. Илиополя, увидели вдруг, «что луна потекла на соединение с солнцем, хотя это не было время соединения, и оттого произошло затмение последнего. Потом, около 9-го часа мы опять увидели, что она обратно встала на свое место». (Воскр. Чт. 28 г.) «Или Творец природы страждет, или машина мира разрушается!» воскликнул один из них (Дионисий) при виде затмения. (Там же). «Вся тварь, верная своему Творцу, пишет один из духовн. писателей, видя Его обнаженным, поруганным, покрылась мраком, подобно тому, как верные чада и домочадцы облекаются в черные одежды, при кончине родителей и домовладык своих, в знак глубокой печали. (Тр. Лист.) Тьма продолжалась до часа девятого, следовательно во все время, пока Господь страдал на кресте, до Его смерти. Лк.23:45 . и помéрче сóлнце, и завеса церкóвная раздрáся посреде. (и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Сии схолии, не известно кому принадлежащие, переведены с Греческого, как показывают: слово кефали в заглавии толкования на кн. Исход л. 393.; грамматическое окончание слова л. 388. аравесь (Арабы); замечание Евсевия Емесского л. 375. о разности чтения Быт. 4:26 . между текстом Еврейским и переводом LXX; наконец самое изложение толкования. Писатель толкования жиль в позднее время. В изъяснениях своих он ссылается на Отцов Церкви л. 367. к ч т ц и. Тоже см. об. и л. 377 об.; л. 383 об. глет же и сты златсти тлък лмъ, къ ст четверты; на конце делается указание на Дионисия Ареопагита . Славянский перевод толкования сделан в значительной древности, как это видно из следующих особенностей языка. Л. 365. то е инокый (в значении: единственный, единородный) снъ. к том гла, сътворимъ члкъ; л. 366 об. иногдаю; 369 об. то спи т бгъ; 370 об. и твори т въ волю свою, любо прм ъ (правильно, законно) любо не прмь. смотри лкъ (хитрость) како ти ви свою злобь; 575. почюва гр ; 373 об. да стрг т влаз ъ райны (вход райский), – иждеже (сожег) треб авелю; 374. не всь бо е боиникъ (не всякий есть убийца); 376 об. щды; 377. и не въчн т жити въ пло т ню волю; – древесъ четвертенъ ( τετραγνων Быт. 6:14 ); 384. мелхиседекъ, салимьскъ е былъ црь; 386. и егда съгршаше ко плм. то камыекъ (на наперснике Иудейского первосвященника) теменъ бдше. на нем же бдше им, того плмене; 364. к се видимъ и нн медвдицю. и пицю (обезьяну, см. ркп. 117 л. 170); 386 об. не вели т бгъ жити имъ въ закнъ странеск ъ (языческий). же страны бга не имть; 389 об. и 390. мжи не пло т наго дл а, поемлю т женимы, тоже 391 и др.; 390. тръпе т тло (ослабеет); 396 об. к бо квас дметь, и сътвори т тсто дпл е. Иногда переводчик своими прибавлениями объясняет смысл подлинника. Л. 378. объясняя Быт. 7:11 . он замечает: вторый мць (когда начался потоп) е травенъ. первый бо е березозолъ. береззозола бо въ, к, ты (д.б. ти) единъ днь настае т весна ; л. 395. повел творити пасх въ прьвы мць. еже е мартъ рекмыи схы; л. 380 об. в толковании на Быт. 10:2 . маггъ. сего с т вси зыци. иже жив т на полнощи. козари. рси. бъри. болгари . и инн вси. У некоторых Греческих писателей от Магога производятся Скифы. (Bochart. Geograph. sacr. L. с. XIII. Procopius in. Genes. X. – Μαγγ φ’ ο Σκθαι). Л. 386. сикло (сикль) е в немъ число, сребр и злат. ц т , а, ти х .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Источник мудрости, любомудрейше отче, возлюбил еси, и, тоя рачением и любовию одержимь, велик был еси, и реки божественных велений всегда точиши, богогласе. Богородичен: Яко Обрадованная, добротворящее прияла еси благолепие, вся единем хотением Сотворшаго, и божественною добротою и просвещением благоверия, Богомати, нас Удобрившаго. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.  Законно любомудрствуя, мудрости дар получил еси, божественне богословя православныя догматы, всеблаженне, оставил еси, ихже наслаждающеся, вернии, тя блажим. Разумом боголепным, богомудре, удобряемь, божественному учителю слух твой приклонил еси, и премирную от него мудрость навыкл еси, Дионисие. Житие твое чудно, слово же дивнейше, язык твой светозарен, уста огнедухновенна и духодвижима, ум же твой испытен, отче, богоблаженне. Богородичен: Глас Ти Гавриилов радостно, Дево, взываем вернии, из Тебе бо неизреченно нам живоначальный Творец изшел есть и примесися человеком, Человеколюбец. Кондак, глас 8 Небесная врата прошед духом, яко ученик, до третияго небесе достигшаго апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом и озарил еси во тме неведения седящия. Темже зовем: радуйся, отче всемирный. Икос: Ангел от человеков, добродетельми быв великий Дионисий, весь, яко крилат, навыче умом небесныя разумы. Тем песньми, яко ангела, почтим, вопиюще к нему таковая: радуйся, уведевый Христа Павлом; радуйся, многия ко Христу обративый; радуйся, многобожия храмов губителю; радуйся, богоразумнаго совета смотрение; радуйся, книго богоначертанная тайных сокровищ; радуйся, скрижаль богозрачная и зерцало небесное; радуйся, яко Страсть Господню видел еси; радуйся, яко усердно Того ради закалаешися; радуйся, источниче, источая разум; радуйся, капле, угашающи безумие; радуйся, стезе нелестная спасения; радуйся, преградо нечестивых прехода; радуйся, отче всемирный. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

10) Св. Дионисия Ареопагита . Св. Иоанн Дамаскин пользуется выше упомянутым 91 его творением (или, по крайней мере, приписываемым ему) Об именах Божиих (см. у св. И. Д. гл. 6, 11, 15) и приписываемым ему Письмом к Каю (4-м из 10-ти его писем к разным лицам 92 (см. у св. И. Д. гл. 15, 19). 11) Св. Анастасия Синаита .. Св. Иоанн Дамаскин пользуется его Путеводителем, о котором мы уже упоминали выше 93 (см. у св. И. Д. гл. 3, 14, 28). 12) Св. Прокла Константинопольского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его посланием к Армянам о вере (вторым), где изображается воплощение Бога – Слова 94 (см. у св. И. Д. гл. 2, 3). 13) Св. Софрония Иерусалимский . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его Соборным посланием (против монофелитства) 95 (у св. И. Д. гл. 18)... 14) Св. Евлогия Александрийского 96 . Св. И. Дамаскин пользуется его мыслями против монофизитов 97 (см. у св. И. Д. гл. 3). 15) Св. Анастасия Антиохийского . Св. Иоанн Дамаскин пользуется его трудами по вопросу о действованиях в Господе нашем Иисусе Христе 98 (см. у св. И. Д. гл. 15). 16) Феликса III-ro и иных епископов, писавшие к Петру Фуллону (см. у св. И. Д. гл. 10). 17) Агафона (папы) (см. его epist. syn. in VI syn., act. 4) 99 (см. у св. И. Д. гл. 14). Наконец, 18) св. Иоанн Дамаскин имеет в виду и различные вселенские Соборы и их постановления: например, изложение веры Никейскими Отцами (гл. 7), собор Ефесский (т. е.«3-й вселенский» (у св. И. Д. гл. 7), Собор Халкидонский (т. е.4-й вселенский) (у св. И. Д. гл. 10), 3-й Константинопольский (6-й вселенский) 100 ) (см. у св. И. Д. гл. 14, 15, 18). В последней – четвертой – книге Точного изложения православной веры заметно влияние на св. И. Дамаскина, идущее со стороны: 1) Св. Григория Богослова . Опять имеем в виду его Слова, или речи, и в частности: 36-ю (см. у св. И. Д. гл. 6, 18), 39-ю (см. у св. И. Д. гл. 4, 9, 18), 40-ю (см. у св. И. Д. гл. 25), 42-ю (см. у св. И. Д. гл. 13, 23), 44-ю (см. у св. И. Д. гл. 9, 23), 47-ю (см. у св. И. Д. гл. 26), 48-ю (см. у св. И. Д. гл. 9) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

26 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры.. 27 Василий Великий. Беседа 16. На слова: В начале было Слово ( Ин. 1:1 ). 28 Добр. 5, 156 29 Григорий Богослов. Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе 30 Феодорит Кирский . Сокращенное изложение Божественных Догматов. 31 Григорий Нисский. Большое огласительное слово 32 Цит.; по: Православно-догматическое богословие Макария, Митрополита Московского и Коломенского.Том 1. §82. Образ и подобие Божие в человеке. 33 Игнатий Брянчанинов. О образе и подобии Божиих в человеке. 34 Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение одиннадцатое. 35 Василий Великий. Беседы на Шестоднев 36 Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Пять книг против ересей). 37 δ Θες μερς ν μερστως εστ, κα παθς, το ιο Πατρ (Athanas. de decret. Nic. Synod, pag. 409). Οκ ν τ γεννν τν οσαν μριζε (Gregor. Nyss. contr. Eunom. lib. 1, 18). 38 Православно-догматическое богословие Макария, Митрополита Московского и Коломенского. Том 1. § 40. Личное свойство Бога Сына. 39 Символ 318-ти святых Отцов первого вселенского Собора. 40 Иоанн Дамаскин. Точное Изложение православной веры; кн. 1, гл. 8. 41 Григорий Богослов. Слово 29. О богословии третье. О Боге Сыне первое. 42 Melior est semper natus, quam qui semper nascitur; quia qui semper nascitur, nondum est natus, et nunquam natus est ant natus crit, si semper nascitur. Aliud enim cet nasci, quam natum esse. Et per hoc nunquam Filius, si nunquam natus; Filius autem, quia natus, semper est Filius, semper igitur natus (Augustin. lib. Quaest. LXXXIII, quaest. 37). Dicamus verius semper natus. Non autem possumus dicere – semper nascitur, ne imperfectus videatur (Gregor. рар. Moral. lib. XXIX, cap. 1). 43 Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Пять книг против ересей). 44 Григорий Нисский. Большое огласительное слово. 45 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 46 Там же. 47 Григорий Богослов. Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

и паче мнгомь свтомь. Неразоуми потрбл ють разоумы. и паче мн зи разоумы. Си првьсходительн нь не пооулишени разоумвь сно рци зл истинн. Переплет кожаный с досками внутри и двумя застежками. 76-й. Творения св. Дионисия Ареопагита с толкованием писаны полууставом Сербским, переходящим в скоропись в лист, на 280-ти листах. Начальных и конечных листов недостает. При переплете края очень урезаны, от чего многих листов уяснений на поде разобрать нельзя. По характеру письма относится к 15-му веку. Бумага сера, на ней знак Единорог яснее других листов виден на неписанном 257-м листе. Для образца языка выписываю из первого послания к Гаию рабу. а. Лист. 228 и об. Тма, везвсти быва ть свт . и паче многомъ свтомь. неразмн потрвлють, разоумы. и паче мнозы размы. Си првьсходителн. нь не пооулишени разоумвь сно. ци ло истинн... тль а. Непщоую а сего быти, м же трети послани написа бтвны назнамен и иныи имиже бы сь аплы бжтвны сьь мжь, 37 Рабы же ре нарицатисе вь иже црквно сщеннначели въ главизн шестои инокы. рекъ тамо и како страютсе не сще црквници. нь вышьши симже мнитсе дивитисе нь нинь вь иже зрително или рабьь рабы тхъ нарица , и ставьь и сповдоу , «Удивительное сходство сего списка с предьидущим, кроме некоторых букв. По всей вероятности сей список списан с предьидущаго даже со всеми объяснениями на поле, которые здесь помещены и на поле и внизу, как снесены здесь в послании к Гаию слова: рабы рекше... Хотя низ довольно и урезан, но с помощию предъидущого объяснения в списке под 73-м легко можно было разобрать. Переплет корешковый. 77-й Творения св. Ефрема Сирина , писанные уставом в лист на 394-х листах в конце 16-го или начале 17-го века. С 5–8, 10–20 лист скреплено рукою патриарха Иова так: «Лета (1603) Марта в кг днъ сию святую книгу преподобного Ефрема Сирина положил великий Гднъ Иев патриарх Московский и всея въ црковь стыхъ стлей Петра и Але и и ны и всея и и чудотворцев от себя из кельи свою собственную впрок из церкви без выносу».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге? Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября, 2014 Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября Церковь чтит память святого Дионисия Ареопагита. Его имя записано не где-нибудь, а в Библии (Деян. 17: 34). «Прозвище» подчеркивает его высокое положение в обществе. Дионисий был из числа избранных граждан, из афинского ареопага. Диакон Павел Сержантов Святой Дионисий обратился в христианство под влиянием апостола Павла. Вспомним апостольскую проповедь, которая затронула сердце и ум Ареопагита. Святой Павел обращается к афинской знати: «Осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир… не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь… мы… не должны думать, что Божество подобно золоту… получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17: 23-29). Апостол возвестил о Боге, который выше всех богов. Ему всеми силами служит Павел, но не потому что Бог остро нуждается в чем-то. Нет, Бог самодостаточен. Он создал Павла и всех людей не для Своих нужд. Он выше всего того, что мы можем представить, выше всех золотых идолов, Он даже недоступен человеческой мысли. Бог выше всего, но Ему есть дело до нас. Дионисий принял апостольскую весть о неведомом Боге, о Христе и воскресении. С тех пор прошли века, и в Церкви стали широко распространяться книги, надписанные святым именем Дионисия Ареопагита. В книгах находились богословские рассуждения о Боге. В духе той самой проповеди апостола Павла. Выписка из книг Я долго выбирал, что именно предложить из Ареопагитского корпуса. Долго, поскольку язык этих старинных книг исключительно старинный, великоторжественный, со многими риторическими украшениями. Немногие читатели выдерживают этот непростой стиль, дочитывают книги до конца. Сегодня мы чуть-чуть заглянем в одну из книг, ощутим ее стиль. И, я надеюсь, почувствуем за ее словами ответ на проповедь великого Павла.

http://pravmir.ru/areopagitskoe-bogoslov...

– Об этом послушаем тебя в другое время: если бы это было сказано серьезно, с действительным желанием слушать, то апостол, без сомнения, остался бы в Афинах; но он скоро оставил этот город, – верный знак, что этих слов он не принимал в серьезном смысле, а в таком случае они были ничем иным, как светски вежливым приглашением прекратить речь, а может быть тоже насмешкой в смысле – после, после! – И так, и таким образом, т.е. принужденный прервать неоконченную речь, при легкомысленных насмешках с разных сторон, Павел вышел из среды их, т.е. из Ареопага. Впрочем, некоторые мужи (судя по выражению – немногие, ср. Деян.17:4 ), пристав к нему, т.е. пойдя за ним и войдя в более близкое общение с ним ( Деян.5:14 ; Деян.9:26 ), уверовали в Христа. – Дионисий Ареопагит , т.е. член Ареопага, следовательно, человек именитый и образованный, из каковых обыкновенно избирались члены Ареопага. По церковному преданию, он стал преданнейшим учеником апостола Павла, поставлен был от него епископом афинским, потом проповедовал Евангелие в Галлии и скончался мученически в Париже (Чет.-Мин. 3-го октября). – Дамарь: по преданию (там же) – жена Дионисия. Мужчины (не члены Ареопага) и женщины слушали речь Павла в Ареопаге, вероятно, с примыкавшей к нему площади (см. прим. к Деян.17:17 и Деян.17:19 ). – Другие с ними: не обильным плодом, как видно, окончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: мир своей мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей ( 1Кор.1:21 )! Глава 18 Павел в Коринфе (1–17) 1. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. 2. И нашедши некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно из Италии, и Прискиллу, жену его (потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима), пришел к ним; 3. И по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Оставив Афины: и, кажется, вскоре после речи в Ареопаге. Пребывание Павла в Афинах ( Деян.17:16 ) и насмешливое отношение афинян к речи его в Ареопаге произвели столь тяжелое впечатление на пламенный дух Павла, что он, «не ожидая здесь большой пользы» (Злат.), не мог долго оставаться в этом городе и ушел в Коринф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Вот то, к чему призывает своего Тимофея, ученика, Дионисий Ареопагит . Посмотрите – тот самый Дионисий, который пришёл к вере от проповеди Апостола Павла, когда тот был в Афинах (см. Деян. 17:34 ). И вот, что этот Дионисий Ареопагит пишет своему ученику – откройте все, пожалуйста, 20-ю главу книги Исход. В этой книге Исход, в этой главе даются заповеди Десятословия, Синайский Завет. И вот в 18-м стихе мы что читаем? Просто ведь, вот, знаете, – в этом всё. Этими словами сказано всё: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, весь народ отступил и встал вдали. [А дальше что говорится?]. И сказали Моисею: говори ты с нами и мы будем слушать, но – чтобы не говорил с нами Бог [вот уровень! чтобы не говорил с нами Бог – что?], чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь. Бог к вам пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его [то есть благоговение Его] был пред лицом вашим, дабы вы не грешили [а вы испугались животным страхом – вас испугали атмосферические явления. Вот теофании в Ветхом Завете – все они сопровождались громами и молниями, землетрясениями, бурями, раздирающими горы. Вот почему все и видели из этих внешних-то явлений, что Бог – гневное Существо! Его и Отцом-то нельзя называть! Аввой-то никак к Нему не обратишься. Если это Такое грозное Существо – что пред Ним, нужно только трепетать? И замаливать, и приносить жертвы, и жертвы, и жертвы. Вот, к чему свелась религия. В такой религии, в таком союзе нет любви, нет места для любви и нет таких отношений. Вот он им это и говорит:] и стоял весь народ вдали [Вот, до сих пор – вдали и только ждёт – кто бы его с Богом соединил, какой бы появился новый посредник, понимаете, Моисей. Кто бы опять пророк из русского народа, пришёл, какой-нибудь митрополит – этот, ну кого удушили? Филипп. Или ещё какой-нибудь. Приходили – и что с ними делали? И то же самое, если бы пришли и сейчас. Вы думаете, публика изменилась? Та же бы самая участь ожидала и их. И стоял весь народ вдали], а Моисей вступил во мрак, где Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

4) Различие народов, зависящее от обстоятельств места и времени, определено высочайшей волей Бога: все люди должны придти к познанию Бога: судьбы их - это воспитание, которым Бог ведет их к этой цели. 5) Это познание Бога нетрудно, ибо Бог недалеко от каждого из нас - в самой природе человека есть нечто, связывающее его с Богом. 6) Об этом говорили и языческие поэты: " мы Его и род. " Эти слова приведены Апостолом из астрономического стихотворения поэта Арата Киликийского, жившего в III веке до Р. Хр. Подобное же изречение есть и у поэта Клеанфа, ученика Зенона в его гимне Зевсу ( " мы твой род " ). 7) Только вследствие печального заблуждения ума люди могли уподобить божество произведениям искусства, веществу, обделанному их собственными руками. 8) Заключает Апостол свою речь призывом к покаянию, мотивом которого выставляет имеющий быть суд над вселенной " посредством предопределенного " Богом " Мужа, " т.е. Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Еще не успел Апостол даже назвать Имя Иисуса Христа, как одни из слушателей, услышав о воскресении мертвых, стали насмехаться над ним, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Насмехались, очевидно, эпикурейцы, философия которых особенно решительно отвергала идею воскресения мертвых. Другие отнеслись более вежливо, но, если бы у них было искреннее желание действительно послушать Апостола " в другое время, " то он остался бы в Афинах, а между тем, как мы видим, он очень скоро оставил Афины. Принужденный прервать неоконченную речь " Павел вышел из среды их, " то есть из Ареопага. Но все же и тут мудрая речь Апостола принесла плоды: уверовали " некоторые, " а между ними Дионисий Ареопагит, т.е. член Ареопага, и Дамарь, по преданию, жена Дионисия. Дионисий, как свидетельствует предание, стал преданнейшим учеником св. Ап. Павла, поставлен был епископом афинским, проповедовал Евангелие в Галлии и мученически скончался в Париже. Память его Церковь празднует 3 (16 н.ст.) октября. Не обильным плодом кончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: так мир своею мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей (1 Кор. 1:21).

http://sedmitza.ru/lib/text/430556/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010