Верная во всем своему божественному Наставнику, Главе и Основателю Иисусу Христу и Его святым ученикам-апостолам, древнепервенствующая Вселенская Церковь Христова с самого насаждения своего почитала поминовение умерших обыкновенным и всегдашним делом своего благочестия и любви своей к чадам своим. Так, еще первый иерусалимский архиерей и брат Господен по плоти, святой апостол Иаков, в дошедшей до нас литургии своей между молитвами за живых полагает ходатайство и за всех усопших, начиная от Авеля и до дне сего, и молит Бога духов и всякия плоти, чтобы он упокоил души усопших в селении живых, в радостях райских. Так, святой Дионисий Ареопагит , живший еще во времена апостолов, ученик и собеседник святого апостола Павла, в книге своей о церковной иерархии говорит: «Мы со смирением молим бесконечную благость Божию, да отпустит усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи» (гл. 6), и свидетельствует, что «молитва за усопших перешла в Церковь от божественных наставников – святых апостолов и что память о ней нужно передать потомству». В восьмой книге «Постановлений апостольских» указывается на поминовение умерших как на законное обыкновение молиться о том, чтобы «Господь отпустил душам их всякий грех, вольный и невольный»; предписываются правила, как соблюдать это обыкновение; назначаются известные дни, в которые особенно прилично творить память по усопшим, и заповедуется, чтобы оставшиеся в живых родственники вместе с молитвами благотворили бедным от имения усопшего, в память его» (гл. 41, 42). «Воспоминаем преставившихся отцов и епископов и вообще всех прежде почивших, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – веруя, что превеликая польза будет душам, о которых возносится моление» (V гайнов. по уч.). «Где бы ни был погребен скончавшийся в вере и благочестии, ты не усумнись возжечь на гробе его елей и свечу, призывая имя Христа Бога», – учит святой Афанасий Александрийский (у св. Дамаскина в сл. о почивш. в вере).        Словами Василия Великого доселе молим мы Господа на вечерней службе в день Святыя Троицы: «Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих преждеусопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отнюду же отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание, и учини души их в селениях праведных, и мира, и ослабления сподоби их».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

    Когда Иаков шел своим путем, встретил его Исав, имевший своих мужей, ибо и он уже умножился. Когда они увидели друг друга, Иаков седмижды поклонился Исаву до земли, пока приближался к нему, а Исав, быстро приблизясь, обнял и целовал его, и припал к вые его. Оба они плакали. Исав, увидев жен и детей Иакова, целовал их с любовью, и была между ними любовь и радость велия. Исав, не желая принять даров, которые прислал ему Иаков, говорил: «Имам, брате, довольная моя, ты же твоя имей». И сказал Иаков: «Аще обретох благодать пред тобою, прийми дар от руку моею; сице бо узрех лице твое, якоже видит кто лице Божие; покажи ми любовь и прийми благословение мое, еже принесох ти от тех, яже ми даде Бог» (Быт. 33:9-И)-Исав, побуждаемый молением брата, взял дарованное ему, и после братолюбной беседы и ликования они разлучились. Исав пошел в Сиир, а Иаков, войдя в землю Ханаанскую, пришел в Сохот, в Салим, и обитал близ города Сихема, купив там часть села; и воздвигнул он там жертвенник Богу и помолился Ему, принеся жертвы.     «Виде полки Божия» (Быт. 32:1). Два полка святых ангелов видел Иаков. Один полк был полком того ангела, который был хранителем страны Месопотамской и с подчиненными ему ангелами провожал Иакова из Месопотамии до пределов ханаанских; другой был полком того ангела, который был хранителем земли Ханаанской и с подчиненными ему ангелами встречал входящего в землю Ханаанскую Иакова, чтобы сохранить его целым от Исава и иных бед и чтобы привести его здравым к его отцу.    Мы же отсюда можем видеть, сколь любезен был Богу и Его ангелам праведный Иаков и сколь велико Божие попечение о рабах Своих, что даже ангелами Своими Он ограждает их.     «Боряшеся с ним муж до утрия» (Быт. 32:34). Муж, который боролся с Иаковом, был ангел Божий, вместо Самого Бога, что явно из пророчества осии, говорящего об Иакове: «Укрепи со ангелом, и возможе» (Ос. 12:4). И святой Дионисий Ареопагит о том же повествует, говоря что Бог в ветхозаветное время никогда Сам Собою не являлся людям, но чрез ангелов; ибо и то известное явление Божие, которое было Моисею на Синае, происходило чрез ангелов, как это изъясняет святой апостол Павел в послании к Галатам, говоря следующее: «Закон преступления ради приложися, дондеже приидет семя, ему же обетовася, вчинен ангелы» (Гал. 3:19). Закон, говорит, вчинен чрез ангелов. Хотя Бог чрез ангелов Своих, а не Сам Собою являлся, однако это явление называется в Святом Писании Божиим. Итак, Бог чрез ангела Своего боролся с Иаковом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Апостолы, увидев друг друга, радовались, и в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним святой Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли святые Апостолы, что Господь собрал их для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славного погребения Её пресвятого тела; поняли – и глубокая скорбь объяла их. Войдя в храмину, они увидели Богоматерь, благолепно сидящую на ложе, исполненную духовного веселия, и так приветствовали Её: «благословенна Ты Господом, сотворившим небо и землю». Пречистая ответствовала им: «мир вам, братия, избранные Господом!» и спросила Апостолов, каким образом они явились здесь? Они рассказали Ей, как Дух Божий восхитил каждого из них с места проповеди и по воздуху на облаках представил сюда. Пресвятая Дева, прославив Бога, что Он услышал молитву Её и исполнил желание сердца Её – видеть святых Апостолов при Своей кончине, сказала им: «Господь привёл вас ко Мне для утешения души Моей; для неё уже настало определённое Моим Создателем время разлучения с телом, по закону человеческой природы, подлежащей смерти». На эти слова святые Апостолы, с сердечной скорбью, отвечали Ей: «Владычица! мы взирали на Тебя, как на Самого нашего Владыку и Учителя. Ты была для нас истинным утешением. Как же теперь перенести нам печаль и горесть сердец наших, когда мы лишаемся Твоего сопребывания на земле с нами? По воле рождённого Тобою Христа Бога, Ты преставляешься от земли к небесным; радуемся об исполняющемся на Тебе определении Божьем, но и печалимся о том, что остаёмся сирыми и здесь уже не увидим Тебя, нашу Матерь и Утешительницу». При этом святые Апостолы горько плакали. Благодатная так утешала их: «не плачьте, друзья и ученики Христовы! Своею горестью не возмущайте Моей радости; но лучше радуйтесь вместе со Мной, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же отнесите тело Моё в Гефсиманию, там предайте его обычному погребению и возвратитесь на предлежащую вам проповедь Евангелия. А Меня, если Господу угодно будет, вы можете увидеть и по успению Моему». Во время этой беседы предстал и святой Апостол Павел, избранный сосуд благодати Божьей; он прибыл позже других, но таким же чудесным образом. Припав к ногам Пресвятой Девы, он поклонился и так взывал к Ней: «радуйся, Матерь Жизни! Я хотя и не видел Христа во плоти, но, на Тебя взирая, я вижу как бы Его Самого». Вместе со святым Апостолом Павлом предстали и ученики его: Дионисий Ареопагит Иерофей дивный 62 , Тимофей и другие Апостолы из числа 70-ти. Всех их собрал Святой Дух, да все сподобятся благословения Матери Господней, и да благолепнее устроится Её погребение. Она каждого из них по имени призывала к Себе, благословляла, хвалила за веру и труды их в деле проповедования Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Из книги пр. Варуха читались, как паримия, на третьем часе и на вечерне и в навечерии Рождества Христова 3-я гл., ст. 36–38 и 4 гл. 1–4 ст. Блаж. Иероним свидетельствует, что неканонические книги читались и в Западной Церкви. У евреев, преимущественно бывших в рассеянии, в последние три столетия пред Рождеством Христовым и после Рождества Христова неканонические книги были в большом уважении и читались в синагогах, особенно «Книга Прем. Соломона» и «Книга Премудр. Иисуса, сына Сирахова». С другой стороны, не все канонические книги употреблялись в церковном богослужении. Таковы, например, книги: Руфь, 1-я кн. Ездры, Неемии, Есфирь, Екклезиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии. И никто на этом основании не отвергает каноничности этих книг. Не будут же сектанты отрицать Апокалипсис на том основании, что он не употреблялся в древнецерковном богослужении?!. В 5-х. ВСЕХБ пишет: «решающее значение имеет еще и тот факт, что во воем Новом Завете нет ни одного места из неканонических книг». Неправда! В Новом Завете имеются ссылки на неканонические книги, например: сравнить – кн. Премудрости Соломона 3:7 с Мф. 13:43; 2:18 с Мф. 27: 43; 13;1 с Римл. 1:9–20; 5:17 с Ефес. 6:13,17; 15:7 с Римл.9:22; 7:25 с Евр. 1:3 ; Прем. Иисуса, сына Сирахова – 2:15 с Иоан. 14:21; 3:7 с Мф. 15:4 и Мрк. 7:10; 11:17 с Лук. 12:19; 25:11 с Иоан. 3:2; 28:2 с Мф. 6:14 и Мрк. 11: 25; 33:13 с Римл. 9:21 ; Кн. прор. Варуха – 3:36–38 с Иоан. 1:14 ; 1Кор. 1: 20–24 , Колос. 2:3,9 и др.; Товита – 4:7 с Лук. 14:13; 4:15 с Лук. 6:31 ; 1Маккав. 4:59 с Иоан. 10:22 и мн. др. С другой стороны, разве на все канонические книги Ветхого Завета, в отдельности на каждую, имеются ссылки в Новом Завете? – Конечно, нет!.. Следовательно, аргументировать ссылками в Новом Завете на книги Ветхого Завета и придавать этим ссылкам «решающее значение» в деле признания каноническими тех или других книг Ветхого Завета нельзя. А такие общие указания в Новом Завете, как: «закон, пророки и псалмы» и другие подобные, как мы уже сказали, имеют в виду перевод 70-ти толковников, в каковом переводе имелись и неканонические книги. Заметим, что цитаты из неканонических книг приводят в своих творениях: апостол Варнава ; ученик ап. Павла, Дионисий Ареопагит ( Деян. 17:84 ); ученик ап. Петра, Климент ( Фил. 4:8 ); Ириней, епископ Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского , бывшего учеником ев. Иоанна Богослова; знаменитые: Тертуллиан , Киприан Карфагенский , Климент Александрийский , Ориген и друг... Все они причисляли неканонические книги к «священным писаниям» и цитировали их наряду с каноническими книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

2 . Большое экзегетическое сочинение Υποτυπσεις («Очерки»), представляющее краткие схолии на отдельные места Священного Писания, иногда с богословско-философскими экскурсами. Сочинение это состояло из 8 книг (Euseb. Hist. eccl. VI, 13//PG. T. 20. Col. 545C; р. п.: C. 263) и содержало толкование почти всего Писания (Euseb. Hist. eccl. VI, 14//PG. T. 20. Col. 549B–553A; р. п.: C. 264–265) – из Ветхого Завета: кн. Бытия, Исход, Псалмов, Екклезиаста (Phot. Bibl. Cod. 109//PG. T. 103. Col. 384C); из Нового Завета: кн. Деяний, Послания Апостола Павла (Euseb. Hist. eccl. VI, 14//PG. T. 20. Col. 549B–552; р. п.: C. 26–265) и Соборные Послания. Кроме того, объяснялись «Послание Варнавы» и «Апокалипсис Петра» 268 (ibid.). Толкования Климента здесь большею частью аллегорического характера; они отличаются: 1) некоторыми странными историческими сообщениями о лицах апостольского века, вероятно, основанными на догадках Климента: так, например, слово «избранная» (κκλεκχ) госпожа в 2 Ин. понимается в смысле собственного имени Эклекты; Кифа, столкнувшийся с Апостолом Павлом в Антиохии, отличается от Апостола Петра (как Апостол от 70-ти – Euseb. Hist. eccl. I, 12, 2//PG. T. 20. Col. 117C; р. п.: C. 42); 2) «Ипотипосы» отличаются нецерковными мнениями, которые в них, по свидетельству Фотия (Phot. Bibi. Cod. 109//PG. T. 103. Col. 384), проводил Климент – о вечности материи, предсуществовании души и т. п. «Очерки» сохранились лишь в отрывках: a) у Икумения в его комментарии на Апостола Павла, у прп. Максима Исповедника в схолиях на Дионисия Ареопагита , в катенах, в известиях Евсевия и Фотия; б) в латинской переработке, сделанной по поручению Кассиодора в нач. IV в. (De institutione divinarum litterarum 1, 8//PL. T. 70. Col. 1120A); она содержит толкования на Соборные Послания: 1 Петра, Иуды (ошибочно приводимое под именем Иакова), 1 и 2 Иоанна, с исключением всех неправославных мнений Климента, и озаглавливается Adumbrationes (очерки, наброски) [in epistolas] canonicas (De la Bigne, 1875; Migne 269 ; Zahn, Forschungen III, 1884); подлинность Adumbrationes доказывается совпадением одного их места с греческим фрагментом «Ипотипосов» (Zahn, Forschungen III, 89:138) и сходством в их характере со свидетельствами об «Ипотипосах». Все фрагменты «Ипотипосов» собрал и дал попытку их восстановления Цан (Zahn, Forschungen, 1884).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Святой апостол от 70-ти Карп Святой апостол Карп (из числа 70-ти) - ученик и спутник святого апостола Павла . Во 2-м послании к Тимофею апостол упоминает имя Карпа, в доме которого в Троаде он оставил фелонь и книги ( 2 Тим. 4, 13 ). Зная Карпа как человека добродетельного и обладавшего возвышенной чистотой ума, апостол Павел поставил его епископом Берии Фракийской. Апостол Карп ходил с проповедью Евангелия на остров Крит. Здесь его посетил святой Дионисий Ареопагит (память 3 октября). В своих воспоминаниях Дионисий рассказывает о чудесном видении апостолу Карпу. Святой апостол Карп скончался мирно в Берии (по другим источникам он принял мученическую, кончину в гонение императора Нерона). Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/912280.htm...

Богородичен: Глас Ти приносим, Дево, Гавриилов, вопиюще:/радуйся, легкий облаче, радуйся, земле неделанная,/клас красен плодоносящи, Питателя всей твари. Святой апостол Карп Святой апостол Карп (из числа 70-ти) – ученик и спутник святого апостола Павла. Во Втором послании к Тимофею апостол упоминает имя Карпа, в доме которого в Троаде он оставил фелонь и книги ( 2Тим. 4:13 ). Зная Карпа как человека добродетельного и обладавшаго возвышенной чистотой ума, апостол Павел поставил его епископом Берии Фракийской. Апостол Карп ходил с проповедью Евангелия на остров Крит. Здесь его посетил святой Дионисий Ареопагит (память 3 октября). В своих воспоминаниях Дионисий рассказывает о чудесном видении апостолу Карпу. Святой апостол Карп скончался мирно в Берии (по другим источникам, он принял мученическую кончину в гонение римского императора Нерона). Святаго великомученика Христова Георгия, мучившагося в Средце, граде Болгарском, от безбожнаго царя Селима Турскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, прехвальне мучениче Христов Георгие!/Тебе ни свирепство мучителя,/ни словес ласкания, ни мук прещения,/ни горькая биения, ни темница/от Христа отвергоша, славне,/но в толико суровство нечестивии приидоша,/еже священным твоим плотем с жезлы возносится на воздух/и земли обагритися кровию твоею./Ты же ни гласа испустил еси, мучениче,/но втайне устнами движа, молитвы возсылал еси к Богу,/Егоже из младенства возлюбил еси./Емуже и молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Радуйся, страстотерпче Христов, Георгие прехвальне!/Ты кровию твоею честною землю освятил еси,/и скверныя крови, приносимыя бесом, упразднил еси,/и венец нетленный от руки Господни на версе твоем приял еси, всечестне,/не от камений честных украшен,/но твоею кровию прозябен./Темже молися Христу/даровати душам нашим мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Карп ап., еп. Берийский - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Карп ап., еп. Берийский - житие Эта страничка относится к разделу   Карп ап., еп. Берийский Священномученик Карп, апостол от 70-ти (память 26 мая и 4 января по старому стилю) Ученик и спутник св. апостола Павла. Во 2 Послании к Тимофею апостол Павел упоминает имя Карпа, в доме которого в Троаде он оставил фелонь и книги (2 Тим. 4, 13). Зная Карпа как человека, обладавшего возвышенной чистотой ума и добродетельного, апостол Павел поставил его епископом Берии Фракийской. Апостол Карп ходил с проповедью Евангелия на остров Крит. Здесь его посетил святой Дионисий Ареопагит (U 96 г.). В своих воспоминаниях Дионисий рассказывает о чудесном видении апостолу Карпу. В Берии апостол Карп обратил ко Христу многих язычников. Обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии апостол был с жестокостью убит иудеями (по другим источникам, он мирно отошел ко Господу). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Карп ап., еп. Берийский " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2637

Егда же мучителю злому представися, имя то глаголати ему возбранися. Он рече ко 1351 Трояну 1352 : Не могу престати пресладкаго имене усты провещати. Мучитель рече: Аз тя сотворю молчати, егда уста с главою велю отрезати. Мученик святый рече: Аще отсечеши главу, но Иисуса мне не отьимеши 1353 , Его бо 1354 имам в сердце моем написанна, Ему 1355 же 1356 во жилище душа моя данна. То услышав, томитель повеле изьяти сердце и того на нем имене искати. Искавше убо. тое имя обретоша златописно, и царю чести принесоша. О всезлатое имя и сердце златое, достойное имети в себе имя тое! Не имя же точию во сердце том бяше, но и Сам Иисус в нем истинно живяше, За что душа святая со Христом вселися во царствии небесном и в нем воцарися. Благо убо со Христом Христианом жити, имя Его во устех и в сердцех носити, Любовию писанно, ибо Он воздати весть, имя взаим наше в небеси писати В книгах жизни вечныя. Сию милость с нами Игнатия сотвори, Христе, молитвами. 3 Некто от учителей повесть нам остави, како Ареопагит верен бысть, изьяви. Бывшу, рече, в 1357 Афинех Павлу божественну, случися сему быти с ним мужу ученну 1358 , Яже 1359 стоящя 1360 слепец некий прехождаше, о нем же Дионисий Павлу глаголаше: Аще сего слепаго ныне исцелиши именем того Бога, Его же хвалиши, Аз имам веру 1361 яти, яко Он Бог правый, и преклоню Оному верх моея главы. Токмо словес волшебных да не глаголеши, ими же исцелити негли возможеши. Аз ти напишу 1362 имя Господа твоего, чти и сотвори чюдо о имени Его. И написал есть сице: Во имя рожденна Иисуса из Девы, кресту пригвожденна, Умерша и в третий день из гроба воскресша, потом Ся со славою на небо вознесша, Ты, слепче, да видиши. То Павлу подаше. Апостол же всяк зазор отсещи хотяше, Видев то писание, рекл есть ко оному: Тебе соизволяю прочести самому, И узриши Божию силу превелику, и познай Христа Бога суща всех Владыку. Дионисий словеса оная читаше, слепец же он абие зрение прияше. То видя, Дионисий верен сотворися, Христа почет, ученик Павлу устройся 1363 . О имя пресилное 1364 ! Слепца воочает

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Главным источником текста тропаря являются слова Первого послания ап. Павла к Тимофею, которые мы уже приводили в комментарии к 3-му стиху 7-й песни канона прп. Козмы, но здесь для удобства читателей должны повторить: «Завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно до самого явления Господа нашего Исуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.Ему честь и держава вечная! Аминь» ( 1Тим 6, 13–16 ). Отметим, что таким именованиям как «Святой святых», «Царь царей», «Господь господствующих», «Бог богов» Дионисий Ареопагит специально уделяет 12 главу своего трактата «О божественных именах». Дамаскин, постоянно пользующийся «Ареопагитиками» для решения самых разных задач, как богословских, так и поэтических, – отсылает нас и к этому тексту, словно заодно желая проверить наши книжные познания и поощрить усердие к чтению премудрого и «всевеликого» Дионисия. Сильник блажен – греч. династис, макариос. Продолжается цитата из того же Павлова послания: «блаженный и единый сильный...» Но в славянском переводе ее непросто узнать, отчасти из-за того, что в нем те же слова стоят в других формах, а также из-за несовпадения запятых. Прекрасен – в греч. стоит ореотатос, т. е. прекраснейший. Сплетаясь со словами «царь», «блаженный», «сильный», это слово вводит нас в круг образов так называемых «царских псалмов» – 19, 20 и 44. « Красен добротою (греч. ореос калли) паче сынов человеческих (…) Препояши оружие твое по бедре твоей, сильне (греч. динате) . Красотою (греч. ти ориотити) твоею и добротою твоею, и наляцы, и спей, и царствуй. (…) Стрелы твоя изощрены, сильне…» ( Пс 44, 2, 3–4, 6 ) ; «В силах спасение десницы Его» ( Пс 19, 7 ) ; «…Воспоем и поем силы (греч. династиас) твоя» ( Пс 20, 13 ). Указанные псалмы, воспевающие юного и прекрасного Царя, его брак, его победы, – издревле понимались в церковной экзегетике как пророчества о воскресении во славе Господа Исуса Христа, о его победе над диаволом, смертью и адом, об избрании Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010