2Тим.4:11.   Марка поемь приведи с совою: есть бо ми благопотребен в службу . Святой Марк был с Апостолом в Риме во время первых уз и, во время посещения Церквей после них, вероятно, где-либо был им оставлен, может быть, в какой-нибудь Македонской или Ахайской Церкви, кои лежали на пути из Ефеса в Рим. Или, может быть, он все еще был в Колоссах, коим заповедывал святой Павел, в Послании к ним, принять его, когда придет. Он мог там оставаться и до сего времени. «Есть бо ми благопотребен в службу» . Какую? «Не для собственного успокоения требует он его, но для служения Евангелию. Ибо и в узах он не переставал проповедывать. И Тимофея он призывает к себе не для собственных нужд, но для благовествования, дабы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти, дабы многочисленные ученики его, присутствуя при этом, успокоивали смятения и утешали сетующих об его кончине; ибо между уверовавшими в Риме, вероятно, были мужи достопочтенные» (святой Златоуст). 2Тим.4:12.   Тихика же послах во Ефес . Затруднение в понимании сего места устранится, если допустим, что: послах — стоит вместо: посылаю; «послах же» — сказано в значении: решительно положил послать,-как бы так: почитай его посланным. Поминается это в дополнение объяснения, что он один — в Риме с святым Лукою. Тихик послан с настоящим Посланием и должен был остаться во Ефесе, вместо святого Тимофея, чтоб наблюдал и тотчас давал знать, коль скоро случится что решительное. Это распоряжение передано на словах; в Послании же о нем не помянуто, чтоб не оскорбить ефесян, подав мысль, что их одних оставить нельзя, как нетвердых и ненадежных. Что Апостол не написал: к тебе, этого не следует считать неудобством при нашем предположении. Сказав: в «Ефес» ,— очевидно сказал и: к тебе. Не должно также думать, что святого Тимофея не было тогда в Ефесе. б) Поручение (2Тим.4:13) 2Тим.4:13.   Фелонь, егоже остпавих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя. Фелонь — верхняя одежда, по материи изменявшаяся, судя по времени года, по форме же одинаковая, защищавшая от пыли, дождя, сырости и холода. Отправясь в Македонию (1 Тим. 1:3) и Ахаию, Апостол и в этот раз шел чрез Троаду и там у Карпа оставил лишнюю тяжесть, имея в мысли скоро воротиться, как предполагал (1 Тим. 3:14). Но обстоятельства так сложились, что, вместо Ефеса, он должен был отправиться в Рим, как узник. Фелонь оказалась нужною. Он и наказывает принесть ее. О Карпе в Писании более не поминается. Если это тот же, что поминается 26 мая, то предание (Ипполит) говорит о нем, что он был ученик и спутник святого Павла, проповедывал слово Божие в Крите, где встретился и со святым Дионисием Ареопагитом, и во Фракии; скончался и погребен в Берии Фракийской. Из 70-ти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2958...

280 См.: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Лурия Александр Романович (1902 –1977) – российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947 г.), АПН СССР (1968 г.). 281 Священномученик Дионисий Ареопагит – член верховного афинского суда, принял христианство от апостола Павла и стал его учеником и сподвижником. Апостол от 70-ти. Был первым епископом города Афин. Убит в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 г. (по другим данным – в 110 г.) во время гонения при императоре Домициане (81–96). Из творений святого Дионисия Ареопагита до нашего времени сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об Именах Божиих», «О таинственном богословии», а также десять посланий к разным лицам. Творения святого Дионисия Ареопагита имеют огромное значение для христианского богословия. Память 3 (16) октября, 4 (17) января (70-ти апостолов). 284 Фидий (нач. V в. до Р.Х. – 432–431 до Р.Х.) – величайший древнегреческий скульптор классического периода, чьи произведения – гигантские статуи Афины на афинском Акрополе в память побед над персами, Зевса в храме Зевса в Олимпии, считавшегося одним из «семи чудес света», и др. греческих богов – послужили образцом для всего античного искусства. 286 Красницкий Владимир Дмитриевич (1880–1936) – священник в Петрограде. Один из инициаторов обновленческого раскола, глава «Живой церкви». С августа 1922 г. «первый протопресвитер всея Руси». Член обновленческих высших органов управления: ВЦУ, ВЦС. В 1922 г. выступал свидетелем на петроградском процессе по делу об изъятии церковных ценностей. Атеистический аппарат использовал Красницкого как эксперта по церковным делам. Красницкий принимал участие в судебной расправе над священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским. Известен своими про вокациями по отношению к священнослужителям, сплотившимся вокруг патриарха Тихона и сопротивлявшимся обновленческому расколу. Участник I обновленческого «собора». Оставался до конца жизни на обновленческих позициях.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Теперь обратимся к второстепенным пунктам, кои затрагивает Церковь на службах в Успение. Остановимся сначала на тех, кто послужил Ей при успении, то есть на апостолах. И, прежде всего, на чудесном их «соборе», или собрании. Воистину дивное чудо: люди летели по воздуху, несомые, как перышко – ветром. Их несли «облака», или ангелы; и, конечно, сила этих облаков не естественная, а сила Божия. – Собор ученик… собрася погребсти Богоприятное тело Богоматере (на малой вечерне, стихира на стиховне). Снидошася на облацех (там же). Если же кто спроси л бы: как это? Ответ единственный и простой: – Богоначальным мановением отвсюду Богоноснии апостоли, облаки (-ами) высоце (высоко) взимаема, дошедше пречистаго и живоначальнаго тела Твоего, любезно (его) лобызаху (на великой вечерне стихира на стиховне и ныне). Но слетелись они еще при жизни Ее. – Егда преставление пречистаго тела Твоего готовляшеся, тогда апостоли, обстояще одр, с трепетом зряху Тя (стихира по Евангелии). Тогда будет понятной и краткая речь, которую влагает Церковь в уста Богородицы к апостолам и которая умилительно-успокоительно поется особым, мирным, успокаивающим напевом: это – светилен. – Апостоли! От конец (мира) совокуплыиеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой (умилительный светилен). И Богородица безболезненно скончалась. Напев я помню еще со студенчества. Далее. Нигде в службе нет намека на отсутствие апостола Фомы на погребении. Но на иконах он отсутствует: например, на иконе, написанной святым митрополитом Петром. И вообще в Предании твердо держится факт отсутствия апостола Фомы и появление его к третьему дню после кончины Богородицы. Зато указывается на возглавление всего погребения святым Иаковом, «братом Божиим» по плоти, сыном Иосифа от его жены, одним из 70-ти апостолов, который был Иерусалимским епископом, «первый священноначальником», то есть первым архиереем в Иерусалиме. На иконе изображаются три Иакова: он, брат Иоанна и Иаков Алфеев. А еще апостол Павел; иногда изображаются апостол Тимофей, Дионисий Ареопагит и Иерофей, бывшие, по преданию, при погребении Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   В это время, когда Матерь Божия изъявила Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружавшие дом. Это были облака, на которых, по повелению Божию, Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран, где они проповедовали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для воздаяния Ей чести при погребении. Это чудо не в первый раз уже совершалось всемогущей силой Божией. Так и Апостол Филипп, после крещения на пути из Иерусалима в Газу евнуха Ефиопской царицы был восхищен невидимою силою и поставлен в Азоте (Деян. 8:39—40), так и пророк Аввакум был поднят Ангелом и перенесен в Вавилон — к львиному рву, где сидел Даниил (Дан. 14:36). По отношению к лицу Матери Божией, это чудное перенесение Апостолов было весьма знаменательно: «иже на облацех светло — изъясняет св. Церковь — от всех конец собравый Свят. божественные Апостолы к телу Твоему, чистая, показа Тя всем Богородицу и страшен чертог преукрашен» (Авг.14, икос). «Они слетелись, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией».    Апостолы, увидев друг друга, радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним св. Иоанн Богослов и, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли св. Апостолы, что Господь собрал их для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славного погребения Ее пресвятого тела; поняли — и глубокая скорбь объяла их. Во время беседы с Нею предстал и св. Апостол Павел, избранный сосуд благодати Божией; он прибыл позже других, хотя и таким же чудесным образом. Вместе со св. Апостолом Павлом предстали и ученики его: Дионисий Ареопагит, Иерофей дивный, Тимофей и другие Апостолы из числа 70-ти. Всех их собрал Святой Дух, да все сподобятся благословения Пречистой Девы Марии, и да благолепнее устроится погребение Матери Господней. Она каждого из них по имени призывала и хвалила веру и труды их в деле проповедания Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира (Четь. — Мин. Авг. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2Тим.4:11. Марка поемь приведи с совою: есть бо ми благопотребен в службу.    Святой Марк был с Апостолом в Риме во время первых уз и, во время посещения Церквей после них, вероятно, где-либо был им оставлен, может быть, в какой-нибудь Македонской или Ахайской Церкви, кои лежали на пути из Ефеса в Рим. Или, может быть, он все еще был в Колоссах, коим заповедывал святой Павел, в Послании к ним, принять его, когда придет. Он мог там оставаться и до сего времени.     «Есть бо ми благопотребен в службу». Какую? «Не для собственного успокоения требует он его, но для служения Евангелию. Ибо и в узах он не переставал проповедывать. И Тимофея он призывает к себе не для собственных нужд, но для благовествования, дабы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти, дабы многочисленные ученики его, присутствуя при этом, успокоивали смятения и утешали сетующих об его кончине; ибо между уверовавшими в Риме, вероятно, были мужи достопочтенные» (святой Златоуст). 2Тим.4:12. Тихика же послах во Ефес.    Затруднение в понимании сего места устранится, если допустим, что: послах — стоит вместо: посылаю; «послах же» — сказано в значении: решительно положил послать,-как бы так: почитай его посланным. Поминается это в дополнение объяснения, что он один — в Риме с святым Лукою. Тихик послан с настоящим Посланием и должен был остаться во Ефесе, вместо святого Тимофея, чтоб наблюдал и тотчас давал знать, коль скоро случится что решительное. Это распоряжение передано на словах; в Послании же о нем не помянуто, чтоб не оскорбить ефесян, подав мысль, что их одних оставить нельзя, как нетвердых и ненадежных. Что Апостол не написал: к тебе, этого не следует считать неудобством при нашем предположении. Сказав: в «Ефес»,— очевидно сказал и: к тебе. Не должно также думать, что святого Тимофея не было тогда в Ефесе. б) Поручение (2Тим.4:13) 2Тим.4:13. Фелонь, егоже остпавих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя.    Фелонь — верхняя одежда, по материи изменявшаяся, судя по времени года, по форме же одинаковая, защищавшая от пыли, дождя, сырости и холода. Отправясь в Македонию (1 Тим. 1:3) и Ахаию, Апостол и в этот раз шел чрез Троаду и там у Карпа оставил лишнюю тяжесть, имея в мысли скоро воротиться, как предполагал (1 Тим. 3:14). Но обстоятельства так сложились, что, вместо Ефеса, он должен был отправиться в Рим, как узник. Фелонь оказалась нужною. Он и наказывает принесть ее. О Карпе в Писании более не поминается. Если это тот же, что поминается 26 мая, то предание (Ипполит) говорит о нем, что он был ученик и спутник святого Павла, проповедывал слово Божие в Крите, где встретился и со святым Дионисием Ареопагитом, и во Фракии; скончался и погребен в Берии Фракийской. Из 70-ти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2958...

visum – видение, воображение) – религиозная жизнь, как правило, экзальтированная, сопровождающаяся видениями. В Православии визионерство оценивается как бесовская прелесть. Святые отцы Церкви «от всякого видения, от всякого гласа вне и внутри тебя… повелевают отвращаться, как от явного повода к самообольщению. Храни ум твой безвидным; отгоняй все приближающиеся к нему мечты и мнения»,– учат они (Свт. Игнатий [Брянчанинов] ). Творения: В 5 т. СПб., 1904. Т. 2. С. 125). [xxxix] Священномученик Дионисий Ареопагит (память 3/16 октября и 4/17 января) – судья афинского ареопага, обращенный в христианство св. апостолом Павлом (см.: Деян. 17, 34 ), апостол от 70-ти, ставший первым епископом Афин. Был очевидцем солнечного затмения и успения Пресвятой Богородицы. Во второй половине V в. под его именем появились десять писем и четыре трактата («Ареопагитики»), оказавшие большое влияние на последующую богословскую мысль. [xl] Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942) родился в дворянской семье. Из гимназии был исключен за принадлежность к народовольческому кружку. Год проучился на юридическом факультете Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении и выслан в родную Шую под негласный надзор полиции. Через два года ему было разрешено продолжить учебу, но через несколько месяцев он бросает ее. В двадцать три года женился, пристрастился к алкоголю и пытался покончить с собой, выбросившись из окна третьего этажа, в результате чего почти год пролежал в лечебнице. В том же 1890 г. вышел первый сборник его стихов, не имевший успеха, но уже в 1894 г. Бальмонт стал признанным символистом. «Я – изысканность русской медлительной речи,– писал он,– предо мною другие поэты – предтечи». В 1896–1897 гг. путешествовал по Европе. В 1901 г. был лишен права проживания в столичных и университетских городах за стихотворение «Маленький султан». В 1902 г. проживает в Европе, в 1905 г. снова покинул Россию на семь лет, нелегально, опасаясь расправы властей за сочувствие революции, совершил несколько кругосветных путешествий.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Онже изыскав со християны еросалимляны, ипо 3 неделях пришет ангел похвалив старца изят душу. Крест господень идеже начертан бывает, вся благословляет иосвящает и вся спасеная дает; Сего ради крепко и дерзновенно братие противимся врагом кресту Христову, они бо бегают и трепещут от креста инемогуще взирати на знамение его, и до ныне прекословят о кресте инеприемлют его; Таково бо христово распятие свое предзнаменова нам покланятися взирающе сокрушенным сердцем; Ивтреодях цветной и посной пишет; Покланяемтися христе всем твоим страстем 3-ды сие; ипотом покланяемтися, тросте и копию, игвоздию его оцет, и желч почитаем, подножию и губе и месту лобному, горе голгофе, идеже господь бог наш распятие претерпе, творец небеси и земли, и 9-ти чином ангельским; и воображение в титлах честно лобызаем ипокланяемся. Вознеслъся еси агньче божий, на кипарисе, и певге, и кедре. Исобрат паладий пишет. Повтором пришествии страшнаго суда, рече и вниде господь скрестом враи, скипарисом, ипевгом, и кедром. Ведый яко пастырь добрый Ссобою праведных крестным знамением светящихся яко солнце, крестное бо знамение на сердцах своих имуще, царь славы исус христос, на главе и на животе, на рамех сиреч на плечах, наустех инаскраниях, отца его и имя агньца царь славы исус христос. Тако бо иоанн богослов пишет во апокалипсисе. иблагословеном евангелии зач. 60 гл. 9 лис. спи. Егда господу сотвориша жидове крест, истрех древ от кипариса и певга и кедра. Пилатже и титлу надглавою ему написал исус назарянин царь июдейский. Иандрей уродивый егда восхищен бысть на небеси виде, на первом един, на втором два креста, на третием небеси три кресты; И павел апостол Сему небесному знамению непротивен бысть, иже исперва гонитель бе; А дионисий ареопагит на небеси бысть восхищен. Иоанн Богослов на небеси бысть восхищен. И повелением божиим показа ему неисповедимыя тайны о христе, ио отступлении последняго времени инаписа апокалипсис. И Исаия пророк такоже на небеси бысть восхищен, богословцы и собеседницы ангелом быша; павел апостол рек: Един бог, едина и вера, един господь едино и крещение погружение 3-ды.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

е. наслаждаются богопознанием и созерцательным и деятельным, и находятся в ближайшем общении с Богом; а от сего не может не происходить высочайшая радость и блаженство, б) Находятся во взаимном дружественном общении совершеннейшего единомыслия и любви, для чего у них конечно есть свой особый, им свойственный язык, на что намекает и святой Апостол, упоминая о языках ангельских и о глаголах, слышанных им на третьем небе ( 1Кор. 13:1 . 2Кор. 12:4 ). в) Участвуют в деле спасения человеков, которое столь дорого и для самого Бога. Иисус Христос говорит, что радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнике кающемся ( Лк. 15:10 ). § 102. Число Числа добрых ангелов не определяет священное Писание, но дает разуметь, что оно весьма велико. Так пророк Даниил видел, что тысящи тысящ служили Богу, и тмы тем предстояли Ему ( Дан. 7:10 ). Тоже свидетельствует Иисус Христос: или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца моего и представит Ми вящше, нежели дванадесяте легиона ангелов? ( Мф. 26:53 ), и апостол Павел, который говорит: приступисте... ко тмам ангелов ( Евр. 12:22 ). § 103 Степени Что добрые ангелы имеют известное разделение на степени, по которым они разнятся между собою по своему достоинству, сие видно из различных наименований их в священном Писании. Оно упоминает о херувимах ( Быт. 3:24 ), серафимах ( Пс. 6:2 ), престолах, господствиях, властях, началах ( Кол. 1:16 ), силах, ангелах ( Рим. 8:38 ), архангелах ( 1Сол. 4:16 ). На сем основывается небесная иерархия св. Дионисия Ареопагита , который разделяет всех ангелов на девять чинов, а девять чинов на три лика. В первом лике поставляет он серафимов, херувимов, престолы; во втором – господствия, силы, власти; в третьем – начала, архангелов, ангелов. Взаимное отношение между ними, по словам его, то, что низшие чины познанию Божиих дел научаются от высших, а самые высшие Божиим тайнам научаются от самого Бога. 53 § 104. Отношение к Богу Должность ангелов добрых по отношению к Богу состоит в том, что они а) славят Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В это время, когда Матерь Божия изъявила Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружавшие дом. Это были облака, на которых, по повелению Божию, Апостолы, восхищенные Ангелами из разных стран, где они проповедовали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для воздаяния Ей чести при погребении. Это чудо не в первый раз уже совершалось всемогущей силой Божией. Так и Апостол Филипп, после крещения на пути из Иерусалима в Газу евнуха Ефиопской царицы был восхищен невидимою силою и поставлен в Азоте (Деян. 8, 39-40), так и пророк Аввакум был поднят Ангелом и перенесен в Вавилон — к львиному рву, где сидел Даниил (Дан. 14, 36). По отношению к лицу Матери Божией, это чудное перенесение Апостолов было весьма знаменательно: «иже на облацех светло — изъясняет св. Церковь — от всех конец собравый Свят. божественные Апостолы к телу Твоему, чистая, показа Тя всем Богородицу и страшен чертог преукрашен» (Авг.14, икос). «Они слетелись, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией». Апостолы, увидев друг друга, радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним св. Иоанн Богослов и, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли св. Апостолы, что Господь собрал их для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славного погребения Ее пресвятого тела; поняли — и глубокая скорбь объяла их. Во время беседы с Нею предстал и св. Апостол Павел, избранный сосуд благодати Божией; он прибыл позже других, хотя и таким же чудесным образом. Вместе со св. Апостолом Павлом предстали и ученики его: Дионисий Ареопагит, Иерофей дивный, Тимофей и другие Апостолы из числа 70-ти. Всех их собрал Святой Дух, да все сподобятся благословения Пречистой Девы Марии, и да благолепнее устроится погребение Матери Господней. Она каждого из них по имени призывала и хвалила веру и труды их в деле проповедания Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира (Четь. – Мин. Авг. 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

  Патристика: история жизни и писаний святых отцов и учителей Церкви Для исторического учения об отцах Церкви я выбрал старинное название патристики, вместо нынешнего — патрология. Как известно, под последней разумеется целая наука и такое систематическое изложение святоотеческих учений, в которых прослеживается их внутренняя преемственность. Но труд этот, со времени Филарета, архиепископа Черниговского, ждет еще своего исследователя. Моя задача очень скромная: дать православному читателю необходимые сведения в виде кратеньких заметок о святоотеческих творениях и их авторах, поскольку это нужно для сознательного усвоения христианства и возникновения чувства благоговейной признательности и неоплатной любви к своей Матери-Церкви. Благодаря трудам святых отцов и Божьей помощи Церковь есть то, что есть. Моя цель, главным образом, назидательная, а не научная. Этим объясняется как то, что из житий святых — при конспективном изложении сведений об их творениях — выбраны такие подробности (вплоть до чудесного характера), которых избегал в своей патрологии даже и благочестивый архиеп. Филарет, так и то, что всякие сухие и теоретические рассуждения отвлеченно богословского характера, столь необходимые в прагматической истории Церкви и патрологической литературе, мною выпущены. Отсюда придется, конечно, понести мне упрек за несколько механическое построение учений отдельных святых отцов, предвидя который я и озаглавил данный раздел — патристикой. Этот термин, происшедший из старинной theologia patristica, то есть той части догматики, которая ведала историей догматов и показывала, как они отразились в учении известных отцов, как раз не имел целостного содержания и, прилагаясь к изложениям святоотеческих учений, ставил себе целью объединить их между собою внутренним преемством.   ПЕРВЫЙ ПЕРИОД: I — НАЧАЛО IV ВЕКА. — ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ I. Мужи апостольские «Учение 12-ти апостолов» (Διδαχη) (I век) Св. апостол Варнава + ок. 76 г. Св. Дионисий Ареопагит + 96 г. Св. Ерм Тайнозритель + 100 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010