По свидетельствам Палладия, Созомена и Никифора, преподобный Пахомий Великий первым стал облекать иноков в полный монашеский образ – схиму, используя наставления явившегося ему Ангела: именно этот Ангел и научил Пахомия, в частности, как и во что должен одевать он поступающих в монастырь. Но еще важнее то, что Ангел дал ему несколько правил монашеского общежительного устроения. После этого Пахомий начал принимать приходящих к нему, облачая их и в мантию, и в схиму. В дальнейшем он, и сам предписывая многие общежитные правила руководимым им обителям, ставил в них наиболее опытных старцев наставниками прочих иноков. Аскеты первых веков христианства вели столь воздержную и подвижническую жизнь, что порой изумляли иноверцев. Они занимались чтением Священного Писания, молитвою и рукоделием с таким усердием, что и естественный голод зачастую не прерывал их воздержания: разве на второй или третий день принимали они пищу, и то «не столько по желанию наслаждения, сколько по требованию нужды». Очень высоко ставил монахов святой Дионисий Ареопагит . Разделяя христиан на три степени по их духовному совершенству – очищаемых, просвещаемых и усовер- шающихся, Дионисий в одном из своих трактатов пишет, что «священное сословие монахов есть чин высший всех усовершающихся», то есть самый высокий из всех возможных. И недаром монашество называется «чином ангельским». Такое наименование иночества нашло свое отражение и в чинопоследовании монашеского пострига. Как известно, к новопостриженному монаху сначала обращаются с особым традиционным приветствием, спрашивая его: «Что ти есть имя?» – то есть: «Какое твое(новое) имя?» Ведь монаху по большей части дается при постриге новое имя – в знак начала им совершенно новой, свободной от страстей и подлинно духовной жизни. Обновленное имя и есть знак того, что отселе он должен полностью оставить прежнюю мирскую жизнь и начать жить уже «не по стихиям мира сего», а по заветам и заповедям Господа нашего Иисуса Христа. Отныне он должен отказаться от упования на себя, на свои силы, на свою самость, всецело опираясь теперь только на Христа и на Его всемогущую помощь. По сути же, монах отказывается не от своей силы, а от своей человеческой слабости, от своей духовной немощи, обретая во Христе Иисусе истинную Божественную крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее в грамоте говорится о тех трудностях, с которыми встретился Арсений Суханов при отъезде в Россию, имея при себе большое количество древних манускриптов: «Множества же ради книг, иже изнесе от сей горы, неудобь носити сей нашим книгам – разсудив повеле нам сами собою носити к превеликому ти святительству. Его же повелению благолепно покоршеся, потрудихом о Христе братию нашу – Господня гроба поклонника и церкве нашей пръваго архимандрита Феодора иеромонаха и брата его по плоти Феофана иеромонаха и слугу обрада» 260 . Таким образом, из этой грамоты следует, что Арсений Суханов из Хиландарского монастыря не взял с собой ни одной книги, но они были впоследствии привезены в Москву хиландарскими насельниками. Во время посещения Хиландарского монастыря Арсением Сухановым библиотека этой обители находилась в цветущем состоянии. Здесь Арсений Суханов отобрал 13 славянских и 7 греческих книг. О славянских книгах кратко сообщается в тексте вышеприведенной грамоты братии Хиландарского монастыря патриарху Никону : «Носити от честнаго нашего монастира иже от преподобнаго Арсениа избранный книги, ихже и имена являем превеликому ти святительству словенскы книгы сия суть: шес-тодневник, Иов праведный, Дионисий Ареопагит , пророчество Иосиево, Григорий Богослов , четыре Златоустаго, законник великий, святый Никон, святыя Панкратий, подражание птичее, гречьскии же седмь…» 261 . Из числа же этих 13 книг о трех книгах можно составить более подробное представление, так как они сохранились до нашего времени. Это «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского (1263), Кормчая и Книги пророков с толкованием по древнему списку XI века священника Упиря Лихого, написанной в Новгороде для князя Владимира Ярославовича в 1047 году. (Книга эта пожертвована в Хиландарский монастырь боярином Михаилом Яковлевичем Морозовым.) Что касается семи греческих книг, доставленных вместе со славянскими, то о них нигде не сообщается каких-либо сведений ни в той грамоте, в которой говорится о славянских книгах, ни в деле о приезде хиландарского архимандрита Феодора, привезшего книги в Москву 262 . Тем не менее к настоящему времени удалось выявить четыре хиландарских манускрипта (Государственный Исторический Музей в Москве. 68,138,143 и 157). На них нет ни помет «Арсений», ни номеров Протата 263 . К Хиландарскому книгохранилищу отношение имеет деятельность святителя Димитрия Ростовского по составлению «Четиих-Миней», которую он осуществлял в конце XVII столетия. Тексты сборника Житий заимствовались и редактировались им из многих источников и, в частности, из Макарьевских Великих Четиих-Миней (XVI век). Что же касается святого Кирилла, первоучителя словенского, то на его житии, имевшемся в распоряжении святителя Димитрия Ростовского , было указано, что оно «списано з библиотеки Хиляндарской лавры Сербской» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Как видим, суждение древней христиане кой Церкви о неканонических книгах, вопреки заявление ВСЕХБ, строго отличает их от книг «апокрифических» и вводит неканонические книги в церковно-богослужебное употребление. Если за этими книгами закреплено название «неканонические», то этим они отнюдь не исключаются из пользования в делах веры и церковного богослужения, а лишь показуется, что они появились после канона Ездры и потому не вошли в этот канон. Но впоследствии, когда почти два столетия спустя после канона Ездры 70-ть еврейских ученых, по назначению от Иерусалимского первосвященника Елеазара, переводили еврейские священные книги на греческий язык, то в ветхозаветную Библию они включили все книги, т.е. канонические, по канону Ездры, и появившиеся после этого канона, так называемые неканонические книги. Выше мы уже отметили, что именно перевод 70-ти был в употреблении не только в древнехристианской греческой Церкви, но и у евреев, преимущественно рассеянных, в последние 2,5 столетия пред Рождеством Христовым и после Рождества Христова, что из неканонических книг приводили цитаты Христос и Апостолы, а также ученики апостолов (ап. Варнава, Дионисий Ареопагит , Климент еп. Римский) и светила-писатели древнехристианской Церкви (Ириней еп. Лионский, Тертуллиан и Киприан Карфагенский , Климент Александрийский , Ориген и др.), которые называли неканонические книги Священными писаниями. В 8-х. Ссылкою на блаж. Иеронима ВСЕХБ опровергает самого себя. Ведь в приведенной им ссылке блаж. Иероним свидетельствует, что неканонические 45 книги «читались» в Западной Церкви. Это подтверждается, как мы уже сказали, и 33-м правилом Карфагенского Собора и бывшим в 893 году собором в Гиппоне, который все неканонические книги включил в канон, что и стало обязательным для всей Африканской Церкви. Имеющий в Римской Церкви значение «Вселенского» Тридентский Собор 8-го апреля 1343 г. признал неканонические книги за канонические, за исключением 3-й и 4-й кн. Ездры. В 9-х. ВСЕХБ с целью ослабить признание неканонических книг блаж. Августином объясняет это признание тем, что блаж. Августин «не обладал знанием еврейского языка, а был знаком о Ветхим Заветом по греческому переводу 70-ти толковников», в котором-де «имелись неканонические книги, и потому он и смотрел на них как на принадлежащие к Ветхому Завету» (!..).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

( Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер). Частица мощей ап. Иакова, брата Господня, находится в русском ските св. Илии на Афоне. Частицы мощей святых евангелистов Марка и Луки – в Киево-Печерской лавре. Св. Клеопа, епископ Иерусалимский, убит в горнице Тайной вечери и здесь же на Сионе погребен. Мощи его остались в земле. Частица мощей ап. Иуста хранится в Почаевской обители. Частицы мощей Варнавы, Фаддея, Прохора, Тимофея, Филиппа и архидиакона Стефана – в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря на Афоне. Большая часть мощей ап. Акилы – в Риме, в церкви св. Приски. Где сохраняются мощи прочих из 70-ти апостолов, – неизвестно. Преподобный Феоктист был игуменом в Кукуме Сикилийском, скончался в 500 г. Жил при императоре Феодосии Малом. Он был учеником Евфимия Великого, от коего и принял ангельский образ. Мученик Зосима монах происходил из Киликии и жил в пустыне. Когда царь Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, то св. Зосиму взяли из пустыни и жестоко мучили. Но святой оставался невредимым среди мучений. Тогда комментарисий, т. е. смотритель за узниками, ведший запись их, Афанасий, видя чудеса, крестился. Зосима был отпущен, и вместе с Афанасием, удалившись в пустыню, после подвигов там в расселине горы, оба скончались. Преподобый Евфимий был игуменом. Он вместе с 12-ю иноками пострадал в Ватопеде за обличение в латинском лжеучении царя Михаила Палеолога и патриарха Векка. Евфимий был утоплен, а иноки повешены. Это было в XIII веке. 5-е число Мученик Феопемпт был епископом в Никомидии. Он твердо защищал веру Христову и сильно обличал идолопоклонетво. Когда император Диоклетиан прибыл в Никомидию, то св. епископа представили к царю, и он требовал, чтобы Феопемпт принес жертву идолу Аполлону. Феопемпт отказался, и за это бросили его в раскаленную печь. Но св. мученик не сгорел в печи. Ночью, явившись во дворце, где двери растворились перед ним сами собой, он разбудил царя и сказал: «Хотя ты и велел сжечь меня, но я не умер». Царь испугался, призвал к себе воинов, бросивших мученика в печь, и пошел с ними к печи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Дионисий (Шлёнов), иером., Фокин А. Р. «Ареопагитики»//Православная энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2001. Т. 3. С. 195­–214. Дмитриевский В. Н. Александрийская школа. Казань: Изд-во Университетская типография, 1884. Елевферий (Диденко), иером. О двух естествах Богочеловека: Из христологии св. Григория Богослова //Журнал Московской Патриархии. 1973. 4. С. 72–74. Епифанович С. Л. Лекции по патрологии. СПб.: Изд-во Воскресение, 2010. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Изд-во Мартис, 2003. Желтов М. , диакон. Учение свт. Кирилла Александрийского о Евхаристии; Полемика свт. Кирилла Александрийского и Нестория//Православная энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2008. Т. 17. С. 584–590. Желтов М. , диакон, Ткаченко А. А., Михайлов П. Б., Петров В. В. Евхаристия. Часть I//Православная Энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2008. Т. 17. С. 533–615. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV в./Пер. с франц. С. С. Неретиной. М.: Изд-во Республика, 2004. Иваницкий В. В. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев: Тип. акц. общества «Петр Барский в Киве», 1911. Иларион (Алфеев) , митр. Жизнь и учение св. Григория Богослова . Изд. 3-е. М.: Изд-во Лепта книга, 2013. Карташев А. В. Вселенские Соборы. М.: Изд-во Республика, 1994. Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. М.: Изд-во Паломник, 2003. Католическая Энциклопедия. В 5-ти т. М.: Изд-во францисканцев, 2002. Т. 1. Киприан (Керн) , архим. Антропология Св. Григория Паламы . М.: Изд-во Паломник, 1996. Киприан (Керн) , архим. «Золотой век» святоотеческой письменности. М.: Изд-во Паломник, 1995. Киприан (Керн) , архим. Патрология. Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского , 2003. Кирилл (Зинковский) , иером. Представления о материи и теле человека в сочинениях Афинагора//ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2013. Т. VII, вып. 2. С. 272–289.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

3. Итак, за всех людей такого рода совершаются Церковию и нами приношения молитв и литургии. А то, что сила тех молитв о особенно Таинственной Жертвы доходит к тем, которые уже наслаждаются блаженством у Бога, явствует из того, что в молитвах литургии, которую составил велнкие Иоанн Златоуст, мы так говорим: " Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, Праотцех, Отцех, Патриарсех, Пророцех, Апостолех, Мученицех, Исповедницех, Воздержницех и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся " Ибо, если мы и не просим для них благ от Бога (которые они уже имеют), то благодарим за них, и в славу их это творим, и таким-то образом и за них бывает Жертва и доходит к ним. Если же и просим (за них Бога), то и в этом нет ничего удивительного, ибо и божественный разъяснитель - Дионисий (Ареопагит) - в " Размышлениях о таинстве, совершаемом за священно-скончавшихся " , так говорит: " Для тех, которые свято жили, иерарх вымоливает у Бога светлую и божественную жизнь, по достоинству воздаемую по праведным судам Божиим, и обетованные и имеющие быть полностью дарованными блага, являясь как бы возвестителем божественных судеб и вымоливающим, как их награду, божественные дарования, и образно являя присутствующим, что те блага, которые он вымоливает в священной службе, в совершенстве будут для тех, которые скончались соответственно божественной жизни " Таким образом, когда действие сие простирается на всех и молитвами и таинственными священнодействиями оказывается помощь почти для всех скончавшихся в вере, как было показано, то мы не видим никакой существенной необходимости, чтобы эта помощь доставлялась только для находящихся в очистительном огне. 4. После сего, немного далее, вы желали доказать реченный догмат об очистительном огне, сначала ссылаясь на сказанное в книге Маккавеев, где говорится: " Свято и спасительно молиться за усопших, дабы они были разрешены от грехов " а потом, взяв из Евангелия от Матфея то место, в котором Спаситель возвещает, что " хулящему на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем вы говорите, что из сего можно видеть, что есть отпущение грехов в будущей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/599/...

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах — Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов. Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер. По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти. Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-sobor...

Игнатия Богоносца; Антипы и Харалампия; св. влм. Феодора Стратилата; части мощей свв.мучеников: Никиты; Нестора; Варлаама; Кирика; бессребренников Космы и Дамиана; Кира и Иоанна и Иоанна; Климента и Ферапонта; Петра и Афанасия; св. Авксентия; прп. Феодосия Великого;                                      св. влм. Иоакова Персиянина и Меркурия; свт. Евтихия; св. апостола и евангелиста Матфея; Патриарха Цареградского; свяшенномученика Ферапонта; св. влм. Пантелеимона; св. муч. Трифона; Патриархов Адександрийских.     ДОХИАР:   частицы мощей многих святых, в том числе, равноап. Марии Мандалины; Дионисия Ареопагита.       КАРАКАЛ:   части Животворящего Древа Креста  Господня; частицы мощей св. апостола Варфоломея; влм.Меркурия; свт. Иоанна Милостивого;  св.Иоанна Предтечи; священномученика Харалампия; мученика Ореста и равноапостольного Аверкия -  епископа        Иера- польского.       МОНАСТЫРЬ СВ. ФИЛОФЕЯ:   частицы Животворящего Древа  Креста Господня; части правой руки святителя Иоанна Златоуста.   СИМОНОПЕТР:   частица Животворящего Древа Креста Господня; часть левой руки равноапостольной Марии Магдалины; части рук мц. Евдокии и вмц.Варвары и др.       МОНАСТЫРЬ СВ. ПАВЛА   дары волхвов ( 28 золотых пластинок  различной формы размером  5 на 7 см; ладан и смирна в виде 70 – ти шариков ).     СТАВРОНИКИТА:   часть Животворящего Древа Креста Господня; частицы мощей святых: святителей Василия Великого; Иоанна Златоуста; Григория   Богослова; архидиакона Стефана; Амвросия Медиоланского; Сорока мучеников Севастийских, влм. Феодора Старилата.     КСЕНОФОНТ:   глава мч. Трифона; кровь влм. Димитрия Солунского в частице одежд его.       МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ:   части правой и левой ноги и правой руки преподобной мученицы Анастасии Римляныни; ребра священномученика Харалампия; глава св. мч. Кирика; глава св.мученицы Фотинии Самарынянини; глава св. Григория Назианзина – отца свт. Григория Богослова; часть мощей мц.Иулитты -  матери мч. Кирика; части правых рук свв. бессребреников Космы и Дамиана;

http://isihazm.ru/1/?id=1818

   3. Итак, за всех людей такого рода совершаются Церковию и нами приношения молитв и литургии. А то, что сила тех молитв о особенно Таинственной Жертвы доходит к тем, которые уже наслаждаются блаженством у Бога, явствует из того, что в молитвах литургии, которую составил велекие Иоанн Златоуст, мы так говорим: «Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, Праотцех, Отцех, Патриарсех, Пророцех, Апостолех, Мученицех, Исповедницех, Воздержницех и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся». Ибо, если мы и не просим для них благ от Бога (которые они уже имеют), то благодарим за них, и в славу их это творим, и таким-то образом и за них бывает Жертва и доходит к ним. Если же и просим (за них Бога), то и в этом нет ничего удивительного, ибо и божественный разъяснитель — Дионисий (Ареопагит) — в «Размышлениях о таинстве, совершаемом за священноскончавшихся», так говорит: «Для тех, которые свято жили, иерарх вымоливает у Бога светлую и божественную жизнь, по достоинству воздаемую по праведным судам Божиим, и обетованные и имеющие быть полностью дарованными блага, являясь как бы возвестителем божественных судеб и вымоливающим, как их награду, божественные дарования, и образно являя присутствующим, что те блага, которые он вымоливает в священной службе, в совершенстве будут для тех, которые скончались соответственно божественной жизни». Таким образом, когда действие сие простирается на всех и молитвами и таинственными священнодействиями оказывается помощь почти для всех скончавшихся в вере, как было показано, то мы не видим никакой существенной необходимости, чтобы эта помощь доставлялась только для находящихся в очистительном огне.    4. После сего, немного далее, вы желали доказать реченный догмат об очистительном огне, сначала ссылаясь на сказанное в книге Маккавеев, где говорится: «Свято и спасительно молиться за усопших, дабы они были разрешены от грехов» (2Мак.12:46); а потом, взяв из Евангелия от Матфея то место, в котором Спаситель возвещает, что «хулящему на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12и парал.), вы говорите, что из сего можно видеть, что есть отпущение грехов в будущей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3643...

Произошедшая от чресл смертных (родителей), Ты, Чистая, сообразно природе, совершила подобный исход. Но, как родившая истинную жизнь, Ты перешла к Жизни божественной и воипостасной. Тропарь 2. Лик богословец от конец, свыше же ангел множества к Сиону идяху всесильным мановением, достодолжно, Владычице, Твоему погребению служаще. Со смысловой стороны, данный тропарь не представляет большой сложности. Он своеобразен по стилю, ибо подражает языку писаний Дионисия Ареопагита . Богословцы – так здесь называются апостолы. Лик – перевод греческого слова демос, т. е. народ. Итак, буквально сказано: народ богословов. Идяху. – В греческом – не просто «шли», но: спешили (ипигонто). Твоему погребению служаще. – Здесь, в оригинале, употреблено слово литургисонтес. Т. е., апостолы вместе с ангелами спешили как бы на литургию, на священнодействие погребения Божией Матери. Собрание богословов от краев (земли) , а свыше – множество ангелов, по всесильному мановению, спешили к Сиону, чтобы совершить достойную службу Твоему погребению, Владычица. Ипакой, глас 8. Блажим Тя вси роди, Богородице Дево: в Тя бо невместимыи Христос Бог наш вместитися изволи. Блажени есмы и мы, Предстательницу Тя имуще: день бо и нощь молишися о нас, и державы царствия Твоими молитвами утвержаются. Тем благодаряще вопием Ти: радуися, Обрадованная, Господь с Тобою. Ипакои – от слова ипакуо, что значит: подпевать. Уже отцы 4-го века пишут о церковном обычае всенародно подпевать отдельные стихи псалмов: «Один начинает петь, а прочие подпевают» ( Василий Великий , послание 63). «Отцы уставили, чтобы народ пел... стих, как благозвучнейший и заключающий в себе некоторую высокую истину, чтобы он, и не зная всего псалма, получал отсюда совершенное наставление» (Златоуст. Беседа на псалом 117, 1). Константинопольский устав 9 в. говорит, что накануне дня Успения стих «Блажим Тя вси роди» пелся во время праздничного шествия по улицам города. Можно понять, что запевали его церковные певцы, а весь народ подпевал. Такого рода песнопение должно было иметь несложный напев и понятное для каждого содержание. Содержание рассматриваемого нами стиха не связано специально с преставлением Пречистой Девы, а выражает общие благодарственные похвалы Ей, которые имеют общественный, всенародный характер. Подобное мы наблюдаем в знаменитом кондаке «Возбранной Воеводе», который украшает собой службу праздника Благовещения. Он также выражает почитание Богородицы как заступницы, хранительницы и непобедимой «Воеводы» Византийского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010